Методическая разработка занятия "ЗАЖИВОе"
классный час
Реализовывая большое количество мероприятий, посвящённых Году семьи, невозможно не упомянуть о геноциде советского народа в период Великой Отечественной войны, что оказывает эффективное влияние на гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения посредством изучения и осмысления документальных, художественных, анимационных фильмов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bez_sroka_davnosti_1.docx | 43.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Смыкова М.А., Шутраева О.Р.
преподаватели истории
ГБПОУ РО «Семикаракорский агротехнологический техникум»
Ростовская область город Семикаракорск.
Методическая разработка занятия «Без срока давности» на материале фильма «ЗАЖИВОе»
Аннотация
Реализовывая большое количество мероприятий, посвящённых Году семьи, невозможно не упомянуть о геноциде советского народа в период Великой Отечественной войны, что оказывает эффективное влияние на гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения посредством изучения и осмысления документальных, художественных, анимационных фильмов.
Данная методическая разработка в рамках реализации модуля уроков по кинопедагогике основана на материале документального фильма «ЗАЖИВОе», архивных материалов выставки «Без срока давности», а также иных источниках и материалов.
Пояснительная записка
Благодаря просмотру этого фильма с последующим обсуждением, а также анализом событий, произошедших на оккупированной территориях Белоруссии в результате карательных операций, на принудительных работах в изгнании, в местах массового силового заключения и содержания граждан. Сценарий занятия продемонстрирует необходимость изучения истории нашей великой страны, запуская в детских душах важнейшие механизмы человечности – умение любить, верить и быть патриотом своей страны.
Цель: Формирование у обучающихся понимания необходимости сохранения исторической памяти и преемственности поколений на примере истории геноцида мирных советских граждан со стороны нацистов и их пособников в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.
Задачи:
- познакомить обучающихся с важнейшими фактами преступлений против мирных граждан со стороны нацистов и их пособников в годы Великой Отечественной войны и в настоящее время;
- сформировать у обучающихся ценностное отношение к преступлениям геноцида, бесчеловечной нацистской идеологии и практики; сформировать негативное отношение к нацизму как человеконенавистнической идеологии;
- воспитывать у обучающихся личностные качества патриота и гражданина на примерах жизни и деятельности детей и молодежи в годы Великой Отечественной войны; воспитывать чувство сострадания к жертвам военных конфликтов – мирным гражданам;
- содействовать сохранению исторической памяти о событиях геноцида советского народа и преемственности поколений путем обсуждения способов сохранения исторической памяти.
- Развивать желание принимать участие во Всероссийском проекте
«Заживое» по различным направлениям.
- Внедрять опыт участия в киноуроках, приобщая участников образовательных отношений к популяризации проекта «Кинопедагогика».
Категория участников
Обучающиеся 1-4 курсов, получающие образование по федеральным основным общеобразовательным программам основного общего и среднего общего образования.
Формат мероприятия
Киноурок-квест.
Планируемые результаты
- Повышение «насмотренности» и исторической грамотности в процессе просмотра киноленты.
- Сохранение исторической памяти и уважения к трагическим событиям и героям Великой Отечественной войны 1941–1945 годов.
- Приобщение к изучению истории страны и осмыслению масштабности военного преступления нацистов.
Формируемые ценности: жизнь, достоинство, патриотизм, высокие нравственные идеалы, историческая память и преемственность поколений.
Актуальность
Ввиду слабой исторической грамотности современного подрастающего поколения, а также случаев тотального незнания истории геноцида, затронувшего Отечество, отсутствия мотивации к изучению событий, обрекших множество людей на смерть от издевательств фашистов, пыток и голода, студентам необходимо помочь узнать, распространить и увековечить память о геноциде советского населения в
страшное время, чтобы пробудить в будущих выпускниках активную
гражданскую позицию в столь непростое и сейчас для нашей страны время.
В процессе просмотра кинофильма ребята смогут сформировать собственное видение, не допускающее возможности уничтожения воспоминаний и фальсификации достоверных архивных и информационных источников.
В фильме показано такое явление, как нацизм. Фильм рассказывает о поражающей жестокости и бесчеловечности, проявленной карательными отрядами, состоящими из немцев и русских, предавших Родину, в отношении мирных жителей, захваченных городов и сёл. Состояние ужаса, которое проникает в каждую частичку души, вызвает слёзы и боль оттого, как мирные граждане страдали на оккупированных немцами территориях.
Организация мероприятия
В мероприятии приняли участие обучающиеся 1,2,3,4 курсов в составе 40 человек. По завершении просмотра фильма в процессе внеклассного занятия участникам предложено пройти ряд станций, на которых ребят ожидают дежурные с заданиями.
Просмотр фильма: 27 минут. Прохождение квеста – 60 минут.
Используемый видеоматериал
Ссылка на фильм:
https://yandex.ru/video/preview/4589611006939930168
Возможности использования в педагогической практике
Внедрение квест-занятий в образовательно-воспитательный процесс общеобразовательных организаций.
Перечень используемого оборудования и материалов
Интерактивная доска, столы, стулья, канцелярские принадлежности, аудиоматериалы.
Ход занятия
1.Организационный этап.
Без прошлого нет и будущего.
И пока будет жива людская память –
Уроки войны не должны повториться.
Педагог: В современном российском обществе идет процесс переосмысления основополагающих ценностей, на государственном уровне осуществляется программа воспитания молодежи на основе патриотизма, нравственности и толерантности, поэтому проведение такого мероприятия имеет целенаправленное значение в воспитательном процессе. Сегодня мы поговорим о таком страшном явлении как геноцид. Кто из вас знает что такое «геноцид»?
Ответы обучающихся….
Педагог: Правильно, Геноцид — преднамеренное уничтожение группы людей по национальному, расовому, этническому или религиозному принципу. А кто из вас помнит, в какой период истории геноцид получил массовое расспространение?
Ответы обучающихся….
Педагог: действительно в период ведения Великой Отечественной войны проявления геноцида мы встречаем чаще всего. Сейчас для актуализации наших знаний я предлагаю посмотреть небольшой документальный фильм, который расскажет нам, о таком явлении, как геноцид.
Ответы обучающихся….
Педагог: 9 декабря 1948 года была принята Конвенция ООН "О предупреждении преступления геноцида и наказании за него", а 10 декабря - "Всеобщая декларация прав человека". Эти первые глобальные документы Организации Объединенных Наций стали возможны благодаря "последней битве Второй мировой войны" - Нюрнбергскому процессу. Суд народов проложил дорогу международной архитектуре послевоенных отношений, международному праву и национальным правовым системам. Многие считают, что главный процесс эпохи бесповоротно очеловечил человечество и избавил его от ужасов геноцида. Трудно представить, что произошло бы с человечеством, не будь героических усилий нашей армии, разгромившей гитлеровские орды.
Ребята, а сейчас я предлагаю вам пройти небольшой квест, призванный напомнить о необходимости недопущения геноцида в современном мире.
СТАНЦИЯ 1. Интеллектуальная игра «Кладовая памяти»
Преподаватели истории совместно с советником директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями проводят интеллектуальную игру
СТАНЦИЯ 2. Память и боль советского народа.
(Вставьте пропущенные слова)
Память и боль советского народа. -1- - годовщина начала Великой Отечественной войны. -2- миллионов советских жертв, из них чуть меньше 9 миллионов - военные потери. На белорусской земле было разрушено и сожжено -3- населенных пунктов, из которых более 5 тысяч - вместе с населением во время карательных операций. в республике есть 7 мемориалов на месте сожженных белорусских деревень.
Предыстория: утром -4- года в 6 км от Хатыни партизаны уничтожили немецкую штабную автомашину, в которой находился гауптман Ганс Вёльке - один из офицеров 118-го охранного полицейского батальона вермахта в Плещеницах. В тот же день солдаты этого батальона и бойцы карательного подразделения -5- вошли в деревню, в которой проживало около -6- человек. Жителей согнали в сарай, обложили его соломой, облили бензином и подожгли. В огне сгорели 149 жителей, из них 75 детей. Трое детей во время облавы успели убежать в лес, две девушки выбрались из горящего сарая, еще два мальчика выжили в огне; из взрослых выжил лишь один - кузнец -7-. Деревня не была восстановлена.
Память сотен деревень, сожженных фашистами во время войны, решили "мемориализировать" только через -8- после великой победы (до этого был лишь небольшой памятник). В конкурсе, который стартовал в марте 1967 года, победил коллектив авторов: Юрий Градов, Валентин Занкович, Леонид Левин, Сергей Селиханов. Открытие комплекса состоялось -9-.
Доминанты комплекса: шестиметровая скульптура -10- (прообразом стал Иосиф Каминский, который держит на руках своего погибшего сына); гранитные плиты, символизирующие рухнувшую крышу сарая; открытые калитки, нижние венцы срубов на месте -11- домов и обгорелые печные трубы с колоколами, которые звонят каждые полминуты; кладбище в количестве-12- белорусских деревень, разделивших судьбу Хатыни; символические деревья жизни с названиями -13- деревень, которые были возрождены; Стена Памяти - мемориальные плиты с названиями -14-(количество) лагерей смерти и мест массового уничтожения в Беларуси; Вечный Огонь и три березки (на месте четвертой - пустое углубление: погиб каждый четвертый житель страны).
Вставляемый вместо пропусков текст
-1- 22 июня
-2- Двадцать семь
-3- 9 тысяч 200
-4- 22 марта 1943
-5- СС "Дирлевангер"
-6- 150
-7- Иосиф Каминский
-8- двадцать лет
-9- 5 июня 1969 года
-10- "Непокоренный человек"
-11- 26
-12- 185
-13- 433
-14- 26
СТАНЦИЯ 3. Перечислите Зверства фашистских оккупантов над мирными гражданами оккупированных территорий.
Примерные ответы:
Массовые и одиночные расстрелы
Повсеместное применение виселиц
Закапывали живыми
Массовое сожжение живых людей
Убивали граждан отравой
В душегубках
Взрывали на минных полях
Насильственная смерть: голод, холод
Насилие над женщинами
Массовый угон населения в немецкий тыл
Сжигание в газовых камерах
СТАНЦИЯ 4. Преступления нацистов на территории Ростовской области.
Педагог: Ростовская область в годы Великой Отечественной войны была оккупирована дважды. Первый раз – в 1941-м: с октября по ноябрь. Второй раз – с июля 1942 г. до середины февраля 1943 г. Только один Вешенский район не был оккупирован, но находился в зоне военных действий.
В 1942-м в г. Ростов-на-Дону действовали два специальных карательных отряда – зондеркоманды. Зондеркомандой СД С-6 руководили офицеры Маршинке и Блюмберг. Зондеркомандой СС 10а – оберштурмбаннфюрер СС Кристман и доктор Герц.
Они проводили карательную деятельность в отношении коммунистов, комсомольцев, евреев, партизан, советского актива и патриотов. Пробыв некоторое время в Ростове-на-Дону, команда СС 10а выехала в Таганрог.
В приказе начальника полиции безопасности и СД говорилось, что «особая обстановка восточного похода требует особых мер, которые должны проводиться под собственную ответственность, вне каких-либо бюрократических и административных влияний». Ребята, скажите, какие места вам известны на территории Ростовской области, где были совершены массовые проявления геноцида.
Педагог: Великая Отечественная война стала тяжелым испытанием для народов СССР. Это война, в которой решалось – будет ли у народов Советского Союза будущее. Генеральным планом Ост предусматривалась немецкая колонизация большей части территории Советского Союза, что означало принудительное выселение и уничтожение местного населения. Были не важны национальность, возраст, социальное происхождение, пол – ведь речь шла об освобождении территории для переселения немецких колонистов.
Итог преступлений нацистов против гражданского населения СССР выражается в страшном соотношении числа жертв среди военных и мирных жителей. Война унесла 26,6 млн. человеческих жизней. Из них практически половина – это потери среди мирного населения на оккупированной территории – 13 684 692, в том числе 11 520 379 – погибли в результате карательных операций, холода, голода, издевательств. Остальные 2 164 313 – погибли в изгнании на принудительных работах. Всего на принудительные работы с оккупированной территории было вывезено 5 269 513 советских граждан.
Уже в годы Великой Отечественной войны по мере освобождения оккупированной нацистами территории стали очевидны масштабы зловещности преступлений против мирного населения.
Рефлексия:
Наша встреча подошла к концу. Мы надеемся, что сегодняшняя тема была для вас важной и интересной. Ребята, мы бы очень хотели услышать ваше мнение о значимости этого разговора для вас.
Выслушиваем мнение обучающихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка круглого стола для обучающихся профессиональных образовательных организаций СПО «Имею право на права». Методическая разработка в 2014 году заняла 2 место на областном конкурсе «Правовая культура молодежи».
Данная методическая разработка предназначена для проведения внеклассного воспитательного мероприятия по правовому обучению обучающихся....
Методическая разработка "Гражданский и официальный брак" Методическая разработка занятия и методические рекомендации
Методическая разработка кураторского часа...
Методическая разработка "МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по разработке и изданию учебно-методических материалов"
Методические рекомендации предназначены для педагогических работников СПб ГБПОУ « Колледж» Красносельский».Содержание настоящих методических рекомендаций направлено на обеспече...
Методические рекомендации по самостоятельной работе Обществознание, Методическая разработка кураторского часа "Коррупция как особый вид преступлений", Методическая разработка"Выбор за нами".
Мкетодические разработки необходимы для реализации своих творческих способностей преподавателя и необходимиго обмена методическим опытом для молодых преподавателей и кураторов....
Методическая разработка урока-викторины «Знатоки финансовой грамотности» /методическая разработка дополнительного учебного занятия по учебной дисциплине «Обществознание (включая экономику и право)» /
Методическая разработка составлена для обучающихся, изучающих дисциплину «Обществознание (включая экономику и право)» включая раздел «Финансовая грамотность».В ходе...
Классный час "Герои Великой Отечественной войны". Методическая разработка награждена Дипломом Министерства Образования,Науки и Молодёжи Республики Крым 3 Степени в региональном этапе 2 Всероссийского конкурса на лучшую методическую разработку.
Моя методическая разработка награждена Дипломом Министерства Образования ,Науки и Молодёжи Республики Крым 3 Степени в региональном этапе 2 Всероссийского конкурса на лучшую методическую разработку....
Методическая разработка "МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСТРУКТОР ДЛЯ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММЫ СМЕНЫ ЛАГЕРЯ"
МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСТРУКТОР ДЛЯ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММЫ СМЕНЫ ЛАГЕРЯ...