Методическая разработка по теме «Система работы воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста по формированию основ экологической культуры средствами различных видов деятельности»
методическая разработка

В методической разработке представлена система работы воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста по формированию основ экологической культуры средствами различных видов деятельности. Представленная система работы включает в себя: перспективный план работы по направлению, методические разработки по работе с детьми, взаимодействию с родителями воспитанников, сотрудничество с педагогами и социальными партнерами по вопросам познавательного развития детей, список используемых источников.

         

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное автономное образовательное учреждение

высшего образования Ленинградской области

«Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина»

Методическая разработка по теме

«Система работы воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста по формированию основ экологической культуры

средствами различных видов деятельности»

Реализация федерального государственного

образовательного стандарта дошкольного образования (из опыта работы) по образовательной области «Познавательное развитие», разделы «Ознакомление с окружающим миром» и

«Формирование элементарных экологических представлений»

Автор:

преподаватель колледжа

Бокситогорского института (филиала)

ГАОУ ВО ЛО «ЛГУ им. А.С. Пушкина»

Суслова Людмила Александровна

г. Пикалево

2022 год

Содержание

Введение …………………………………………………………………………..……………2

Система работы …………………………………………………………………..…………….4

• Перспективный план работы ………………………………………………………… 8

• Работа с детьми ……………………………………………………….……………….12

• Взаимодействие с родителями………………………………………………………..17

• Сотрудничество с педагогами………………………………………………………...19

• Социальное партнёрство……………………………………………............................20

Итоги работы…………………………………………………………...……….......................22

Заключение …………………………………………………………….....................................23

Список литературы……………….……………………………………………………………24

Приложение

Аннотация

В методической разработке представлена система работы воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста по формированию основ экологической культуры средствами различных видов деятельности. Представленная система работы включает в себя: перспективный план работы по направлению, методические разработки по работе с детьми, взаимодействию с родителями воспитанников, сотрудничество с педагогами и социальными партнерами по вопросам познавательного развития детей, список используемых источников.

В приложении представлен следующие материалы: картотека игр экологического содержания, конспекты занятий с детьми, методический материал по работе с педагогами и родителями в форме анкетирования, консультаций и тренинга. Прилагаются фотографии, отражающие работу в данном направлении.

Введение

В современном обществе взаимодействие человека и природы превратилось в одну из актуальных тревожных проблем, поэтому важнейшей задачей общества является формирование экологической культуры подрастающего поколения.

В статье 58 «Конституции Российской Федерации» от г. написано: «Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам».

Экологическая культура - одна из фундаментальных общечеловеческих ценностей, суть которой состоит в урегулировании научными, нравственными, художественными средствами системы экологических отношений, в превращении негативных проявлений, ведущих к экологическому кризису, в позитивную деятельность [20].

В Федеральном законе «Об охране окружающей среды» (с изменениями на 13 июля 2015 года (Официальный интернет-портал правовой информации , , N 0001201507130077). В статье 74 «Экологическое просвещение» п. 1 сказано: в целях формирования экологической культуры в обществе, воспитания бережного отношения к природе, рационального использования природных ресурсов осуществляется экологическое просвещение посредством распространения экологических знаний об экологической безопасности, информации о состоянии окружающей среды и об использовании природных ресурсов. (Пункт в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2013 года Федеральным законом от 2 июля 2013 года N 185-ФЗ) [22].

С принятием законов Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» и «Об образовании» созданы предпосылки правовой базы для формирования системы экологического образования населения.

«Указ президента Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» (с учетом Декларации Конференции Организации Объединённых Наций по окружающей среде и развитию, подписанной Россией), соответствующие постановления Правительства возводят экологическое образование в разряд первостепенных государственных проблем. Указанные документы подразумевают создание в регионах страны системы непрерывного экологического образования, первым звеном которого является дошкольное.

Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности [17]. Экологическое образование уже стало неотъемлемой частью дошкольной педагогики. Необходимо вовремя научить детей любить уголок родной земли и всю природу как один большой дом. Без этого ребёнок никогда не станет Человеком. А людям, по мнению В.И. Вернадского, обязательно необходимо научиться жить, мыслить и действовать не только в аспекте отдельной личности, семьи, государств и их союзов, а и в планетарном масштабе [6].

Актуальность проблемы связана с необходимость активизации воспитательной и образовательной работы с детьми дошкольного возраста в процессе формирования основ экологической культуры как основы экологического сознания современного человека.

Актуальность и недостаточная разработанность данной проблемы определили выбор темы: «Методика формирования основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста».

Проблема: поиск и определение педагогических возможностей формирования основ экологической культуры у детей старшего дошкольного посредством различных видов деятельности.

За основу методической работы взята примерная общеобразовательная программа «От рождения до школы», под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой [5].

Цель: теоретически обосновать и опытно – поисковым путем проверить методику формирования основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

1. Изучить психолого-педагогическую литературу по формированию у детей дошкольного возраста основ экологической культуры.

2. Выявить уровень сформированности экологических культуры у детей старшего дошкольного возраста.

3. Подобрать и систематизировать средства и методы экологической тематики для формирования основ экологической культуры у воспитанников.

4. По итогам работы разработать рекомендации для педагогов и родителей по формированию экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста посредством различных видов деятельности.

Направления работы:

• работа с детьми,

• взаимодействие с родителями,

• сотрудничество с педагогами,

• социальное партнёрство.

Система работы

Экологическое образование выступает необходимым условием преодоления негативных последствий антропогенного влияния на окружающую среду и фактором формирования экологической культуры личности как регулятора отношений в системе «человек – окружающая среда». Экологическое образование признано международным экологическим движением педагогов важнейшим направлением педагогических исследований и совершенствования образовательных систем [15].

Экологическое воспитание дошкольников в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее ФГОС ДО) может быть реализовано двумя путями: через основную программу, которую разрабатывает само учреждение, опираясь на ту или другую примерную образовательную программу (на неё отводится 60% учебного времени), или через парциальную программу, которая дополняет основную и может рассчитывать на 40% учебного времени. И в том, и в другом случае экологическое воспитание детей осуществляется в системе на протяжении всего учебного года.

В одном из пяти направлений развития и образования детей в Стандарте дошкольного образования – «Познавательном развитии» – предполагается «формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира». В направлении «Социально – коммуникативное развитие», в части, которая называется «Безопасное поведение в природе» прописаны следующие задачи:

– формировать основы экологической культуры и безопасного поведения в природе;

– формировать понятия о том, что в природе все взаимосвязано, что человек не должен нарушать эту взаимосвязь, чтобы не навредить животному и растительному миру;

– знакомить с явлениями неживой природы (гроза, гром, молния, радуга), с правилами поведения при грозе и т.д. [23].

Таким образом, экологическое воспитание личности согласно ФГОС ДО предполагает формирование экологической культуры с дошкольного возраста.

Под формированием основ экологической культуры дошкольника мы понимаем процесс, направленный на синтез элементов: экологических знаний, экологического отношения к природе и культуры экологически оправданного поведения [12].

Изучив достаточное количество литературы и различные документы, я убедилась, что формирование экологической культуры детей дошкольного возраста следует рассматривать как совершенно необходимое явление в жизни ребёнка.

Вопросы создания и использования различных видов деятельности в экологическом воспитании дошкольников в современной педагогике и методике являются недостаточно систематизированными и разработанными. В связи с этим выделила ряд противоречий между:

• возросшими требованиями, предъявляемыми обществом к проблеме формирования экологической культуры у детей дошкольного возраста и недостаточной её разработанностью;

• потенциальными возможностями различных видов деятельности в формировании основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста и степенью их теоретической обоснованности;

• обозначенной в нормативных документах необходимостью построения процесса формирования основ экологической культуры у детей старшего дошкольного посредством различных видов деятельности и недостаточным использованием педагогических возможностей в данном процессе.

На основе выявленных противоречий я сформулировала проблему, которая заключается в поиске и определении педагогических возможностей формирования основ экологической культуры у детей старшего дошкольного посредством различных видов деятельности.

Актуальность и недостаточная разработанность данной проблемы определили выбор темы: «Методика формирования основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста».

За основу в своей работе взяла примерную общеобразовательную программу «От рождения до школы», под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой [5].

Определила цель, задачи и направления в своей работе, составила перспективное планирование.

Цель: теоретически обосновать и опытно – поисковым путем проверить методику формирования основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

1. Изучить психолого-педагогическую литературу по формированию у детей дошкольного возраста основ экологической культуры.

2. Выявить уровень сформированности экологических культуры у детей старшего дошкольного возраста.

3. Подобрать и систематизировать средства и методы экологической тематики для формирования основ экологической культуры у воспитанников.

4. По итогам работы разработать рекомендации для педагогов и родителей по формированию экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста посредством различных видов деятельности.

Определила направления работы:

• работа с детьми,

• взаимодействие с родителями,

• сотрудничество с педагогами,

• социальное партнёрство.

Для реализации образовательной программы дошкольного образования важно использовать различные средства и методы, которые являются наиболее приемлемыми для детей дошкольного возраста и способствуют формированию у воспитанников основ экологической культуры [24].

Совместная деятельность воспитателя и детей по созданию и поддержанию необходимых условий жизни для живых существ – главный метод экологического воспитания детей. Он направлен на формирование у них практических навыков и умений. Отслеживание объектов – результатов выращивания – позволяет корректировать складывающиеся навыки и обеспечивает их осознанный характер. Хорошие результаты в экологическом воспитании достигаются, когда этот метод сочетается с исследовательской и моделирующей деятельностью. Забота о вещах, практическое участие в их починке и обновлении также способствуют выработке у детей необходимых практических умений.

Методы:

  • Наблюдение - метод чувственного познания природы. Обеспечивает непосредственный контакт с природой, живыми объектами, окружающей средой.
  • Метод моделирования занимает значительное место в системе экологического воспитания (работа с календарями природы, знакомство с изопродукцией, восприятие произведений искусства, создающихся профессионалами (художественных картин, музыкальных и литературных произведений), предметов народного промысла в которых отражены мотивы природы, – позволяют уточнить, закрепить и расширить представления детей, полученные при непосредственном контакте с природой);
  • Игра - это эмоциональная деятельность: играющий ребёнок находится в хорошем расположении духа, активен и доброжелателен.
  • Словесно-литературный метод выделяется в самостоятельный метод в силу большой специфики речевой деятельности (диалог - разговор обсуждение; монолог - рассказ воспитателя, чтение книг; беседа);
  • Большое образовательное значение для формирования экологической культуры имеет труд детей в природе. Он расширяет кругозор детей, создаёт благоприятные условия для решения различных задач.
  • Экспериментирование - элементарная исследовательская деятельность направлена на получение новых знаний о мире природы, способствует формированию системы знаний о природе.
  • Анкетирование и др. [15].

Различные виды средств формирования экологической культуры являются носителями специфических свойств и функций, определяющих их дидактические возможности. Такое представление о средствах обучения служит теоретическим обоснованием дифференцированного подхода к их использованию, предполагает их мотивированных отбор с учётом содержания материала и последующего включения в учебный процесс в соответствии с дидактическими возможностями. При неправильном выборе средства для решения данной познавательной задачи никакие методические ухищрения не дадут положительного результата [20].

Таким образом, можно сказать о том, что при формировании экологической культуры дошкольников используется большое разнообразие средств и методов экологического образования, при условии их целенаправленного выбора. Но следует отметить и тот факт, что ряд методов будут наиболее эффективны, если их использование осуществляется в неразрывной связи с развивающей экологической средой, которая в свою очередь является «базой» для их рационального использования. Для комплексного решения поставленных задач целесообразно использовать сочетание ряда методов и средств экологического образования детей дошкольного возраста, в частности для формирования основ экологической культуры.

Работа с детьми

После изучения теоретических аспектов методики формирования экологической культуры детей старшего дошкольного возраста по средствам различных видов деятельности я приступила к исследовательской работе.

Целью явилось выявление уровня сформированности экологической культуры у старших дошкольников, а также был поставлен ряд задач:

  1. Подобрать диагностический инструментарий для определения уровня сформированности экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста (методика Серебряковой Т.А. (Приложение 1)
  2. провести диагностику сформированности у детей старшего дошкольного возраста основ экологической культуры.

Получился следующий результат:

Таким образом, на основе полученных результатов и данных, представленных в графике, можно сделать вывод, что в целом уровень сформированности экологической культуры у старших дошкольников не высокий и работа, осуществляемая с детьми в этом направлении, малоэффективна, требует доработки.

Основываясь на опыте работы с детьми дошкольного возраста, руководствуясь примерной общеобразовательной программой «От рождения до школы», под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой я организовала свою деятельность с учетом исходного уровня сформированности экологических культуры и возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста. Составила перспективный план работы по формированию у детей основ экологической культуры. Разработала методику по формированию у детей старшего дошкольного возраста основ экологической культуры

В методике предусматривалось использование различных форм, методов и приёмов работы во всех видах организованной и самостоятельной деятельности.

Компоненты

Виды деятельности

когнитивный

беседы, чтение художественной литературы, игры экологического характера (центр активности «Центр настольных игр, игрушек и сенсорного развития»), посещение музеев, выставок и т.д.

эмоционально-

мотивационный

наблюдение во время прогулок, экскурсии, экологические экспедиции, работа в центрах активности «Центр науки, природы и естествознания», «Центр воды и песка», экологические сказки и т.д.

творческо-

преобразовательный

изобразительная деятельность, конструирование из природного материала, аппликация, лепка из глины и т.д.

Одним из условий эффективности формирования экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста является чередование разнообразных форм экологической работы:

1. Экологические игры.

2. Интегрированные занятия экологической направленности.

3. Экологические наблюдения за объектами в условиях морфофункционального подхода и анализ их результатов завершаются обязательной практической деятельностью детей.

4. С учетом ценностной составляющей экологической культуры были проведены экскурсии: экскурсия по экологической тропе ДОУ, виртуальная экскурсия «Река Рагуша – уникальный памятник природы».

5. Проектная деятельность (проект «Огород на окне»)

6. Экологический праздник и другие формы досуга (викторина, игра-квест).

Работа с детьми предполагала сотрудничество педагога и ребёнка и исключала авторитарную модель обучения.

Необходимо отметить важность взаимосвязи используемых методов и приёмов, их интеграцию в самостоятельную деятельность. По окончании работы можно было заметить, что дети всё чаще стали самостоятельно играть в игры с экологическим содержанием, проявлять больший интерес к растениям на участке детского сада и в группе, рассматривать иллюстрации и книги о природе, интересоваться содержанием Красной книги – всё это свидетельствует об эффективности проведённой работы.

Взаимодействие с родителями

В рамках взаимодействия с родителями было проведено анкетирование, с целью выявления их отношение к значимости формирования основ экологической культуры у детей. В анкетировании приняли участие 20 родителей воспитанников старшего дошкольного возраста.

Результаты анкетирования родителей показали, что лишь незначительное число родителей уделяют должное внимание важности экологического воспитания старших дошкольников, в силу своей некомпетентности в этом вопросе.

Осуществляя просветительскую работу с родителями (законными представителями) воспитанников была предложена консультация на тему: «Формирование экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста». (Приложение 5). В ходе, которой подробно рассказала родителям о необходимости формирования экологической культуры дошкольников, а также предложила рекомендации для повышения собственной экологической культуры родителей.

Родителям вместе с детьми участвовали в таких акциях и конкурсах, как:

«Изготовление кормушки для птиц своими руками»;

«Вторая жизнь ненужных вещей»

Родители воспитанников приняли активное участие в проектной деятельности, в организации квест-игры на территории города Пикалево, в экологических акциях.

В социальных сетях «ВК» и «Ватсап» созданы группы для родителей через которые они участвуют в экологических акциях и знакомятся с рекомендациями по экологическому воспитанию детей.

Сотрудничество с педагогами

Одним из этапов работы стало выявление отношения педагогов к проблеме повышения уровня сформированности экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством различных видов деятельности. Выявить отношение педагогов к данной проблеме помогло анкетирование, в котором приняли участие 10 педагогов образовательной организации.

В результате анкетирования выявили, что педагоги считают экологическое воспитание детей актуальной задачей, но уделяют недостаточное внимание использованию игр экологического характера и организации экологической среды в группе и на участке ДОУ.

Задача - повысить педагогическую компетентность педагогов по изучаемой проблеме.

Для повышения компетентности педагогов по изучаемой проблеме мною было представлено выступление на педагогическом совете в ДОУ на тему: «Экологические пространства в Дошкольном образовательном учреждении». В ходе, которого дала ряд рекомендаций для создания экологического пространства в групповых комнатах. Так же был проведен мастер-класс для педагогов «Применение элементов экологического воспитания при организации предметно-развивающей среды в ДОУ» в ходе которого представила собственные разработки экологических игр из фетра и пищевого пластика (крышки, одноразовые стаканчики) и презентовала оборудование воздушной среды группы по сезонам года.

Социальное партнёрство

Социальное партнёрство помогает мне реализовать намеченные задачи по формированию экологической культуры воспитанников посредством различных видов деятельности. Взаимодействуя с детской библиотекой, я консультируюсь с ее работниками по проблеме и подбираю необходимую литературу.

В социальных сетях «ВК» и «Ватсап» созданы группы для родителей через которые организуется взаимодействие с экологическими группами (эко-активисты Тихвина, ЭКО Пикалево (молодежный клуб), Зоопарки России).

Итоги работы

Проведённое исследование и результаты педагогического эксперимента показали важность формирования основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста посредством различных видов деятельности.

Я убедилась, что на этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение окружающего мира: ребенок получает эмоциональное впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни.

Дети показали хороший уровень знаний о мире животных и растительный мир, о неживой природе, о временах года.

Также эффективность проделанной работы показал график, показавший уровень сформированности экологической культуры.

Анализируя ответы родителей на предложенную анкету можно сделать следующие выводы: воспитание экологической культуры дошкольников будет наиболее эффективным и плодотворным, если дети найдут поддержку в семье в интересующих их вопросах. А для этого педагогу необходимо постараться довести до родителей необходимость осознанно – правильного отношения к природе, к окружающей среде.

Педагоги нашей организации показали достаточно высокий уровень знаний в вопросах экологического образования дошкольников.

Таким образом, цель моей работы достигнута, задачи полностью решены. Уровень сформированности основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста повысился.

Заключение

Эффективным средством формирования основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста являются игровая, экспериментальная, проектная, опытно-поисковая, познавательно-исследовательская, коммуникативная и другие виды деятельности, которые организуются во взаимодействии детей и взрослых (воспитателей и/или родителей, законных представителей).

При разработке методики формирования основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возрастая использовала различные формы, методы и приёмы работы.

В моей работе прослеживалась интеграция всех Образовательных областей и различных видов деятельности: познавательно-исследовательской, изобразительной, музыкальной, самообслуживание и элементарный бытовой труд, коммуникативной, игровой, двигательной и восприятие художественной литературы и фольклора.

Результаты показали положительную динамику формирования основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста. Работа с детьми предполагала сотрудничество, сотворчество педагога и ребёнка и исключала авторитарную модель обучения. Родители воспитанников и педагоги Дошкольного образовательного учреждения тоже показали заинтересованность проблемой формирования экологической культуры у детей посредством различных видов деятельности. Следовательно, предложенная нами методика может быть рекомендована воспитателям и родителям для использования в практике формирования основ экологической культуры детей старшего дошкольного возраста.

Таким образом, разработанный мной комплекс мероприятий по повышению уровня экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста на занятиях и в повседневной жизни показал свою эффективность.

Список литературы

  1. Александрова, О.В. Окружающий мир для малышей [Текст] / О.В Александрова. – М.: Эксмо, 2010. – 64 с.:
  2. Бондаренко, Т.М. Экологические занятия с детьми 6–7 лет [Текст] / Т.М. Бондаренко. – Воронеж, 2009. – 227 с.
  3. Бобылева Л. Интерес к природе как средство экологического воспитания дошкольников. //Дошкольное воспитание. [Текст]/ – 2005. — №7. – с. 10-15
  4. Вакуленко, Ю.А. «Воспитание любви к природе у дошкольников». [Текст] / Ю.А Вакуленко. Волгоград. Издательство «Учитель», 2008г. 157 с.
  5. Веракса, Н.Е Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» [Текст]/ Под ред., Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014. — 304 с.
  6. Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. В.И. Вернадский [Текст] / М.: Наука, 1988 г. 522 с.
  7. Владимирова, Т. В. Сборник дидактических игр по ознакомлению дошкольников среднего и старшего возраста с явлениями неживой природы [Текст] / под ред. Сидорчук Т. А., – Ульяновск, 2002
  8. Воронкевич, О.А. «Добро пожаловать в экологию!». [Текст]/ О.А. Воронкевич СПб, «Детство– Пресс» 2006.
  9. Вострухина, Т.Н., Знакомим с окружающим миром детей 3 – 5 лет [Текст]. / Т.Н. Вострухина, Л.А. Кондрыкинская– М.: ТЦ Сфера, 2012. – 128 с.
  10. Выготский, Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии № 6. – 1966. – [Текст] Стр. 62 – 68.
  11. Киселёва Г.М. Теория и методика экологического образования дошкольников: Учебное пособие для студентов педагогических визов факультетов дошкольной педагогики и психологии. [Текст] / Г.М. Киселёва – Шадринск: Издательство ПО «Исеть», 2005. – 128 с.
  12. Николаева, С.Н Теория и методика экологического образования детей: учеб.пособие для студ.высш. пед. Учеб. Заведений [Текст] / С.Н. Николаева. М.: Академия, 2011. 336 с.
  13. Николаева, С.Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников и условия её реализации в детском [Текст] / С.Н. Николаева – М.: МОЗАИКА–СИНТЕЗ, 2011. – 128 с.:
  14. Рыжова Н.А. Развивающая среда дошкольных учреждений (Из опыта работы) [Текст] /Н.А.Рыжова – М., ЛИНКА–ПРЕСС, 2003
  15. Рыжова, Н. А. Экологическое образование в детском саду. [Текст] / Н. А. Рыжова – М.: Изд. Дом «Карапуз», 2001. – 432с.
  16. Рыжова, Н.А. Наш дом – природа: программа экологического воспитания дошкольников. [Текст] / Н.А. Рыжова. – М.: «Карапуз», 2005.
  17. Саво, И.Л. Планирование работы по экологическому воспитанию в разных возрастных группах детского сада: Учебно–методическое пособие. И.Л Саво [Текст] / – Спб.: OOO «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО– ПРЕСС», 2010. – 560 с.
  18. Салимова, М.И. Занятия по экологии: Пособие для воспитателей детского сада. [Текст] / М.И. Салимова – Минск: Амалфея, 2004. – 126 с.
  19. Саморуковой, П.Г. Методика ознакомления с природой в детском саду [Текст] / под ред. П.Г.Саморуковой. – М."Просвещение",1992. 222 с.
  20. Серебрякова Т.А. Экологическое образование в дошкольном возрасте: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст]// Т.А. Серебрякова. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр “Академия”, 2008. – 208 с.
  21. Серебрякова Т.А. Экологическое образование в дошкольном возрасте: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст]// Т.А. Серебрякова. – 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр “Академия”, 2011. – 208 с.
  22. Фдеральный закон «Об охране окружающей среды» (с изменениями на 13 июля 2015 года (Официальный интернет-портал правовой информации , , N 0001201507130077).
  23. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Дошкольного Образования, утв. Приказом Министерства Образования и Науки Российской Федерации от 17 октября 2014 г. № 1155 - Екатеринбург, издательский дом Ажур, 2014 г. – 22 с.
  24. Чернякова В.Н. Экологическая работа в ДОУ. Методическое пособие [Текст] / В.Н Чернякова – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 144 с
  25. Шишкина, В.А. «Прогулки в природу». Учебно–методическое пособие для воспитателей дошкольных учреждений. [Текст]/ В.А. Шишкина М.Н. Дедулевич – М.: Издательство: Просвещение, 2004 г 112 с.
  26. Шорыгина Т.А. Беседы о том, кто где живет [Текст] / Шорыгина Т.А – М.: ТЦ Сфера, 2013. – 80 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – схема конспекта интегрированного занятия с использованием ТРИЗ-технологии с детьми старшего дошкольного возраста «В гости к сказке»

План – схема конспекта интегрированного занятия с использованием ТРИЗ-технологии с детьми старшего дошкольного возраста «В гости к сказке»...

проект- "Сказкотерапия" для работы с детьми старшего дошкольного возраста

Этот проект-  целью которого является сохранение и укрепление психического здоровья, профилактике тревожности, аггрессивности, развитие положительных эмоций, добрых чувств, формирование позитивно...

Совершенствование образовательного процесса в работе с детьми старшего дошкольного возраста

Совершенствование образовательного процесса возможно в следующих  направлениях:       1)  обновление содержания образования;       2) ...

Конспектнепрерывной непосредственной образовательной деятельности воспитателя с детьми младшего дошкольного возраста в младшей группе №1

Конспект непрерывной образовательной деятельности воспитателя с детьми дошкольного возраста в иладшей группе №1 на тему :" Путешествие в сказку Колобок"...

Беседа с детьми старшего дошкольного возраста на тему:"Незнакомец"

Данная презентация подойдет для дошкольников старших и подготовительных групп.В презентации беседа оправилах поведения с незнакомыми людьми и игра на данную тему...

Перспективный план работы с детьми старшего дошкольного возраста "Ознакомление с профессиями взрослых"

Перспективный план работы с детьми старшего дошкольного возраста "Ознакомление с профессиями взрослых"...