Совершенствование образовательного процесса в работе с детьми старшего дошкольного возраста
статья на тему
Совершенствование образовательного процесса возможно в следующих направлениях:
1) обновление содержания образования;
2) внедрение новых педагогических технологий, обеспечивающих развитие личности ребенка;
3) использование активных методов обучения.
В статье освещены примеры работы по этим направлениям на материале объединения "Начальное обучение английскому языку"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_13.11.2018.docx | 21.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Л.В. Морозова педагог дополнительного образования МУ ДО «Центр детского творчества» Ленинского район г. Саратова |
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
(на материале объединения «Начальное обучение английскому языку»)
Совершенствование образовательного процесса возможно в следующих направлениях:
1) обновление содержания образования;
2) внедрение новых педагогических технологий, обеспечивающих развитие личности ребенка;
3) использование активных методов обучения.
Что касается содержания образования, то для меня как педагога дополнительного образования это предмет совместной деятельности с детьми и их родителями, не имеющий жестких нормативных границ и корректирующийся в зависимости от социальных запросов родителей и современных реалий.
С целью оптимизации образовательного процесса в объединении «Начальное обучение английскому языку» на занятиях широко используются не только технологии традиционного обучения, но и элементы инновационных, таких как:
- технология игрового обучения, предполагающая создание игровых ситуаций и решение ситуативных задач с целью обеспечения личностно-деятельностного характера усвоения знаний, умений и навыков и развития мотивации обучающихся к познанию и творчеству;
- технология проблемного обучения, которая с учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста предполагает постановку и решение познавательных задач с целью развития познавательной активности и творческой самостоятельности обучающихся;
- технология «Диалог культур», сущностью которой является построение обучения на сквозном диалоге двух основных сфер учебного процесса: речи и культуры (англоязычных стран и родной);
- здоровьесберегающие технологии, предполагающие использование на занятиях соответствующих возрастным и функциональным возможностям дошкольников методов обучения, регулярную смену видов деятельности, соблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса;
- технология педагогики сотрудничества, сущностью которого является совместная, целенаправленная, мотивированная деятельность педагога и учащегося;
- технология личностно-ориентированного развивающего обучения, предполагающая ориентацию образовательного процесса на потенциальные возможности каждого ребенка и их реализацию; целью использования данной технологии является развитие личности учащегося и ее способностей, которое осуществляется через обучение на высоком уровне трудности, использование на занятиях заданий развивающего характера, создание для учащихся атмосферы заинтересованности и ситуаций успеха, побуждение детей к высказыванию оригинальных идей без боязни получить неодобрение педагога, выстраивание индивидуального образовательного маршрута ребенка с учетом его особенностей.
Успешное применение указанных педагогических технологий подразумевает эффективное и правильное применение каждого метода, выбранного для определённого этапа занятия, при решении данной задачи и в работе с конкретной группой детей. При этом помимо методов, направленных на самопознание и развитие на занятиях объединения «Начальное обучение английскому языку» имеют место и активные методы, такие как:
- обучение действием;
- обсуждение в группах;
- ролевая игра.
Всё вышеперечисленное позволяет говорить о возможности использования целого веера современных технологий в образовательном процессе. Кроме того, в условиях УДО, идея организации учебно-воспитательного процесса как совместного маршрута педагога и обучающегося, основанного на их сотворчестве и содружестве получает все большее признание и распространение. И здесь речь идет не только о поддержании педагогом интереса, любопытства, любознательности и положительно-эмоционального настроя ребенка, но и о побуждении его к дальнейшей самостоятельной учебной и творческой деятельности. С этой целью необходимо постоянно создавать условия для всестороннего развития учащегося, в том числе и для развития его надпредметных компетенций и объективной самооценки, вводя на каждом занятии этап совместного целеполагания и рефлексию и используя задания творческого и развивающего характера.
Остановимся подробнее на вышеперечисленном. Начнем с совместного целеполагания. С учетом возрастных особенностей детей дошкольников в этом направлении осуществляется подготовительная работа по развитию навыков целеполагания, планирование своей деятельности. Каждый ребенок отвечает на вопрос о том, что бы он хотел узнать нового на данном занятии, чему бы хотел научиться, обговариваются возможные способы достижения поставленных задач и последовательность действий по их решению.
В настоящее время педагоги и психологи уделяют большое внимание развитию объективной самооценки у детей, в том числе и у детей 5-7 летнего возраста. Десятилетний опыт педагога-практика убедил меня, что систематическая работа в этом направлении дает хорошие результаты, и не стоит жалеть затрат учебного времени на развитие навыков рефлексии у детей дошкольного возраста. На занятиях объединения «Начальное обучение английскому языку» предпочтение отдается следующим методам рефлексии:
- «Цветограмма»;
- «Волшебная линейка»;
- «Мордашки».
Теперь о развивающих заданиях. Развивающие задания бывают разных типов. В силу специфики обучения детей иностранному языку и их возрастных особенностей на занятиях объединения «Начальное обучение английскому языку» используются следующие:
- задания на практическое или мысленное экспериментирование;
- задания на комбинирование частями целого объекта, процесса, явления;
- задания на выбор альтернатив, вариантов;
- задания, порождающие сомнение в привычном состоянии вещей, последовательности процессов, событий;
- задания на продумывание чего-либо при ограничении условий, средств;
- задания на передачу ощущений языком конкретных предметов;
- задания на разработку другого способа выполнения какой-либо работы.
Работа в этом направлении ведется систематически, и практика показала, что целесообразно создавать «банк» таких заданий, авторами которых часто становятся сами дети. В качестве примера приведу задание, сущностью которого является создание диалога в стихотворной форме.
Вопрос и образец ответа на него детям уже знакомы, а для того, чтобы они не запутались с героями стихотворения, перед ними выставляют игрушечных зверей: зайца, медведя, собаку и лягушку. В ходе построения диалога учащиеся с присущей их возрасту потребностью в тактильном восприятии предметов берут игрушки, переставляют их, и в результате создают новые стихотворения. Вот такие замечательные поэты и поэтессы занимаются в объединении «Начальное обучение английскому языку»!
Развитию интереса учащихся к занятиям также способствует продуманный подбор нетрадиционного дидактического материала. В качестве примера можно назвать мини-театр, пользующийся у них большой популярностью. В нем действуют картонные персонажи, которых с огромным удовольствием озвучивают сами дети. Нравятся им и сказки в исполнении педагога.
На основании всего вышесказанного можно сделать следующий вывод: организация образовательного процесса с опорой на формирование у учащихся надпредметных компетенций, самооценки, мотивации, познавательной активности и включение в структуру занятий заданий творческого и развивающего характера способствуют успешному обучению детей дошкольного возраста английскому языку в рамках развивающего образовательного пространства, созданного в условиях совместной творческой деятельности педагога и учащихся в условиях их личностного взаимодействия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План – схема конспекта интегрированного занятия с использованием ТРИЗ-технологии с детьми старшего дошкольного возраста «В гости к сказке»
План – схема конспекта интегрированного занятия с использованием ТРИЗ-технологии с детьми старшего дошкольного возраста «В гости к сказке»...
Конспект совместной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по реализации образовательной области «Познавательное развитие» «Спасение инопланетянина Луни»
Конспект предназначен для детей старшей группы(5-6 лет) общеразвивающей направленности...
ОСОБЕННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ТРЕВОЖНЫМИ ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Статья поможет воспитателям научиться понимать «сложных» детей, выбирать оптимальные способы взаимодействия с ними. В данной статье автор рассматривает причины возникновения детской тревожности. Предл...
проект- "Сказкотерапия" для работы с детьми старшего дошкольного возраста
Этот проект- целью которого является сохранение и укрепление психического здоровья, профилактике тревожности, аггрессивности, развитие положительных эмоций, добрых чувств, формирование позитивно...
Квалификационная работа Тема: Совершенствование мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения технике оригами
*Актуальность данной работы обусловлена тем, что на современном этапе развития отечественной педагогики роль «оригами» в развитии мелкой моторики рук мало исследована, что и побудило к выб...
Перспективный план работы с детьми старшего дошкольного возраста "Ознакомление с профессиями взрослых"
Перспективный план работы с детьми старшего дошкольного возраста "Ознакомление с профессиями взрослых"...
Методическая разработка по теме «Система работы воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста по формированию основ экологической культуры средствами различных видов деятельности»
В методической разработке представлена система работы воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста по формированию основ экологической культуры средствами различных видов деятельности. Представл...