Отчёт по самообразованию тема: «Формирование чувства патриотизма, сохранение гордости за свою страну» за 2023 – 24 учебный год
материал

Актуальность воспитания гражданственности и патриотизма обусловлено процессами в обществе, которые обострили проблемы национального экстремизма, оказывая негативное влияние на формирование патриотического сознания и гражданской позиции личности. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности, происходит переоценка жизненных ценностей, что актуализировало нравственный аспект в гражданском развитии, в формировании гражданина-патриота.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл _otchyot_po_samoob._2023-2024gg.docx73.28 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ  ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ   УЧРЕЖДЕНИЕ
«САХАЛИНСКИЙ  ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ  ЦЕНТР  № 5»

Отчёт по самообразованию

тема: «Формирование чувства патриотизма, сохранение гордости за свою страну» за 2023 – 24 учебный год

                                     

                                        Выполнил:

                                                            воспитатель 22 группы

  Иваничкина Надежда Федоровна

с. Горнозаводск

2023г.


             «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человек…»   К.Д.Ушинский

             Актуальность воспитания гражданственности и патриотизма обусловлено процессами в обществе, которые обострили проблемы национального экстремизма, оказывая негативное влияние на формирование патриотического сознания и гражданской позиции личности. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности, происходит переоценка жизненных ценностей, что актуализировало нравственный аспект в гражданском развитии, в формировании гражданина-патриота.

Цель:

«Формирование у обучающихся патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, а также уважительного отношения к прошлому, настоящему и будущему родного края, своей страны»

Задачи:

- Пробуждать любовь к национальной культуре своей страны, народному творчеству, обычаям, традициям народа;

- Воспитывать любовь и привязанность к семье, родному дому, родной улице, городу;

- Воспитывать у ребят любовь к Родине, родному краю, природе через непосредственное общение с ней, восприятие её красоты и многообразия;

- Формировать гражданственность, чувство любви и гордости на основе изучения истории Отечества.

Методы и приёмы:

  • Целевые прогулки и экскурсии.
  • Наблюдения.
  • Объяснения воспитателя в сочетании с показом и наблюдениями детей.
  • Беседы о родном городе и Родине.
  • Разучивание песен и стихов о Родине, пословиц, поговорок, чтение сказок, прослушивание музыкальных произведений.
  •  Ознакомление с произведениями народного творчества.
  • Привлечение детей к посильному общественно-полезному труду.
  •  Воспитание уважения к ветеранам войны и труда.

В своей работе используем различные технологии:

  • игровые,
  • информационные,
  • коммуникативные,
  • проблемные,
  • развивающего обучения,
  • консультативные,
  • проектные,
  • ИКТ.

Формы работы: занятия, конкурсы, игры, праздники, развлечения, прогулки, экскурсии, наблюдения, объяснения -  побуждающие детей к различной деятельности (игровой, словесной, продуктивной и др.)

Патриотизм – это проявление любви не только к сильной и красивой, великой и могучей стране, а также к стране, которая переживает не лучшие времена: бедность, непонимание, раздор, или военные конфликты. Именно в наше время воспитание чувства патриотизма, гражданственности, ответственности за судьбу своей страны является одной из важнейших задач образования.

            Гражданско-патриотическое воспитание является одним из приоритетных направлений в воспитательные работы в СПЦ №5, здесь имеются все условия: спортивный зал, библиотека с читальным залом, кабинет с тренажёрами, светлые, уютные кабинеты.

           Патриотическое воспитание является частью духовно – нравственного воспитания.  Величайшей национальной ценностью всегда был патриотизм – любовь к своему народу, тяга ко всему русскому, привязанность к месту своего рождения, уважение к предкам, традициям, всему укладу жизни.

      Патриотическое воспитание пронизывает все виды деятельности в повседневной жизни и на занятиях. Учили ребят добросовестно относиться к своей работе, к учёбе, добиваться поставленной цели, воспитывали бережное отношение к общественным делам, к природе, любви к родному селу, желание работать вместе по благоустройству территории центра: участвовали на субботниках, копали землю, убирали мусор, занимались озеленением -  высаживали цветы, деревья, кустарники, наводили порядок на родниках.  На занятиях работа проводилась по следующим темам: «Мой край о. Сахалин»; «Моё село»; «Моя Родина – Россия». Проводили: экскурсии по улицам родного села, к историческим памятникам.  Прекрасные возможности в воспитании патриотизма представляет знакомство с русским народным творчеством.  Моим студентам   приносит радость не только праздник, но и подготовка к ним, это «Рождество», «Масленица», «Пасха», в ходе которых знакомились с историей, обычаями, бытом, прикладным искусством.

            В феврале месяце в нашем центре прошёл месячник гражданско – патриотического воспитания. В рамках месячника, к 23 февраля организовали праздничный концерт и смотр строевой песни; принимали участие в конкурсах рисунков: «Солдатом быть Родине служить», «Всё начинается с семьи».

             Организовали и провели вечер, посвящённый выводу войск из Афганистан, познавательную игру на тему: «Есть такая профессия – Родину защищать», провели классный час ««Выжить вопреки».  Участвовали в акциях: Дню защиты детей, «Солдатские письма», «Герои живут рядом», Дню матери «От сердца к сердцу»; «Вахта памяти» и др.  По теме: «Наша Родина – Россия» провели цикл познавательных занятий: «Я люблю тебя, малая Родина!», «День Единства России», «Государственные символы России», «Символика нашей области» - знакомили с историей родного села. Заочное «Путешествие по городам – героям», обогатило ребят знаниями героических событий тех далёких времён.  Ребята узнали о том, какой ценой досталась нашему народу Победа.  Познакомились с репродукциями картин и книг на военно-патриотическую тему в нашей библиотеке.  Подвели к пониманию, что многие из тех, кто жил в то время и делал историю, живут рядом с нами.

              Все эти знания способствуют нравственно - патриотическому воспитанию детей, помогают им лучше узнать историю России, почувствовать гордость за свой народ, за свою Отчизну.

Следует отметить, что в 2023-2024 учебном году обучающиеся и сотрудники центра принимали активное участие в мероприятиях гражданско-патриотического воспитания

Наименование

Сроки проведения

Место проведения

Занятое

место

Количество участников

Областной фестиваль-конкурс «Виктория» - конкурс патриотической песни «Прикоснись к подвигу сердцем»

Февраль

2023-

г.Южно-Сахалинск

4 место

14

Презентация: «А память сердце бережёт!» посвященная 100 – летию революции 1917г

Ноябрь 2023

СПЦ№5, учебный корпус

2 место.

23

Конкурс чтецов: «Дети о войне»; «По страницам Великой Войны»

Май 2023-24гг

г. Невельск

1 и 3 место

5

IV областной спартакиаде студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования по легкой атлетике среди команд девушек и юношей

Октябрь 2023г

г. Невельск

-

15

Участие в акциях: Дню защиты детей «Солдатские письма», «Герои живут рядом», Дню матери «От сердца к сердцу»; «Вахта памяти» «Георгиевская ленточка» под девизом «Мы помним, мы гордимся»; «День пожилого человека»; «Доброта спасет мир» к памятнику воинам ВОВ;

2023-24г

с. Горнозаводск

1 место - 5

2 место - 2

3 место - 4

13

Линейки, посвященные памятным датам истории: День Победы; посвященная 35-й годовщине вывода войск из Афганистана;

День защитников Отечества; День матери; Освобождению южного Сахалина и Курильских островов от японских милитаристов

сентябрь

декабрь

февраль

март

2023-24гг

СПЦ №5

22

Тематические классные часы: посвященный Дню Победы; «Афганистан — это боль души»; «На что потратить жизнь»; «Научите своё сердце доброте»; «Выжить вопреки»; «Путь к успеху»; «Кто не знает своего прошлого, у того нет будущего», «Я люблю тебя, малая Родина!»; «День Единства России»

2023-24гг

СПЦ №5

учебный кабинет

3 место 2ч

1место 2ч

22

Участие обучающихся и педагогов в конкурсах проектов: Я – гражданин России», «Патриотическое воспитание обучающихся»;

19.12.2023 г.

СПЦ №5

3 место

7-участв.

22-присутств.

Участие во Всероссийских спортивно-оздоровительных играх, обучающихся «Президентские соревнования»

19.01.2023 г.

г. Невельск

1 командное место

6

20-присут

Участие во Всероссийском фестивале семейного творчества «Крепка семья - крепка Россия!»

10.11.2023 г.

г. Невельск

1 и 2 место

8

Предметные недели: истории, обществознании, физики, естествознание, математики.

2023-2024 г.

с. Горнозаводск

1 место - 1

2 место - 1

3 место - 3

22

XXXIV открыты Всероссийские массовые лыжные гонки «Лыжня России 2018» Невельского городского округа

14.02.2023 г.

с. Горнозаводск

1 место - 3

2 место- 1

6

Футбольный матч между группами по профессии «Машинист на открытых горных работах»

24.02-25.02.2023 г.

г. Невельск

2 место

5

Зимний фестиваль Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне (ГТО)» среди обучающихся образовательных организаций, посвященном 85-летию отечественного комплекса ГТО

25.02 -27.02.2024 г.

г. Невельск

-

8

«День Бегуна» - легкоатлетический кросс среди обучающихся СПЦ № 5

23-24гг г

с.Горнозаводск

Стадион

1 место-3 ч.

2 место-3ч.3 место4ч.

12

Выпуск стенгазет: «День города», «День учителя», «День народного единства», «День освобождения Ростова», «День защитника Отечества», «День Победы», «День Труда»

2023-24гг.

с. Горнозаводск

1 место - 2

3 место - 1

8

Первенство Невельского района по лыжным гонкам на «Кубок мэра» Посвященный участнику Великой Отечественной войны генерал-майору Юрию Николаевичу Ныркову;

19.03.2024 г.

с. Горнозаводск

1 место - 2

2 место - 4

3 место - 2

10

Познавательная игра на тему «Есть такая профессия – Родину защищать»

26.03.24 г.

с. Горнозаводск

3 место

9

Районный День призывника

март.

г. Невельск (ДЮСШ)

2 место

командное

4

Экскурсия в Невельский краеведческий музей «Боевой Славы» для обучающихся проживающих в общежитии

2024 г

январь.

г. Южно-Сахалинск

22

Районный турнир «А, ну-ка, парни!» среди молодежи допризывного возраста, приуроченного к началу весеннего призыва

15.04.23г.

г. Невельск (ДЮСШ)

2 командное место

8

Проведение пятидневных учебных сборов по основам военной службы для юношей 2 курса обучения

01.05.2023г.

г. Невельск

пл. Ленина

1 место - 1

2 место - 1

7

Проведение открытия регионального Чемпионата «Молодые профессионалы» Сахалинской области

с 01.03.2024 по 05.03.2024

г. Невельск.

1место -1

2 место 2

3 место 2

6

Анализируя проделанную работу в течении учебного года, делаю вывод, что поставленной цели достигла.  Работу по гражданско-патриотическому воспитанию обучающихся необходимо продолжать по следующим направлениям деятельности:

1 направление.

Воспитание на боевых традициях народа и Вооруженных Сил. 

По этому направлению провести следующие мероприятия:

1.  Мероприятия по увековечиванию памяти павших в борьбе за независимость нашей Родины (Традиционная ежегодная Вахта памяти).
 2.  Проведение уроков Мужества, классных часов к Дням Воинской славы.

 3.  Поздравление и выступление с концертами перед ветеранами труда.

 4. Шефская помощь.

 5. Празднование памятных дат, проведение выставок, викторин, конкурсов, просмотров видеофильмов.

 6. Проведение конкурсов военно-патриотической песни, смотров строя и песни, а также других праздничных мероприятий (концертов), посвященных великим праздникам.

 7.  Торжественная линейка, посвящённая всемирному Дню борьбы с терроризмом «Мы помним».

  8. Проведение классных часов, военно-спортивных соревнований, посвящённых Дню Защитника Отечества.

  9.Проведение спортивного конкурса «А ну-ка парни!».
            2 направление.

Историко-краеведческая работа. Знание истории своего края обогащает духовно, развивает чувство патриотизма, гордости за свой народ. В этом направлении проводятся разнообразные мероприятия: - экскурсии в музей Трудовой боевой славы.

           - уроки - знакомства с историко-архитектурными памятниками села и нашей области.

          - изучение декоративно-прикладного искусства: народного костюма, обычаев и праздников; - оформление стенгазет "Страницы истории родного края", "К родному краю с любовью»; - конкурсы лучших чтецов «С чего начинается Родина? - участие в районных и областных конкурсах.

          - проведение бесед, классных часов по межнациональным отношениям; - Проведение общешкольного мероприятия «В дружбе народов – наша сила».
            3 направление.

            Формирование правовых знаний. Гражданин должен не только любить свою родину, но и знать и уметь защищать свои права:

            - уроки обществознания, экономики, права;

            - изучение правил поведения в центре и общественных местах;

       - школьный лекторий «Закон и порядок» (встречи с представителями правоохранительных органов, психологической службы, медработниками);

           - работа Совета профилактики правонарушений среди несовершеннолетних; - работа Совета центра.

           4 направление. Воспитание на культурных традициях народа.

           - уроки гуманитарного цикла;

      - изучение «Основы православной культуры»; "Основы буддизма» - организация и проведение тематических вечеров, бесед;

         - изучение обычаев, традиций, праздников своего народа;

         - изучение своей семьи, составление генеалогического дерева семьи (классные часы, беседы);

         - организация и проведение диспутов, дискуссий на нравственные и этические темы;

  Цикл мероприятий, посвящённых Международному женскому дню- 8 Марта. 
          Все эти мероприятия повышают интерес обучающихся к истории Отечества, дают понимание значимости роли простого человека в исторических событиях, способствует воспитанию уважительного отношения к старшему поколению, любви к Родине, чувству долга и патриотизма.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОТЧЁТ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ЗА 1 ПОЛУГОДИЕ 2014-2015 УЧ.ГОД ПО ТЕМЕ:" ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА УРОКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ"

МОЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НАПРАВЛЕНА НА ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА УРОКОВ.ТОГО МОЖНО ДОБИТЬСЯ С ПОМОЩЬЮ СОЗДАНИЯ БЛАГОПРИЯТНОГО КЛИМАТА НА УРОКЕ....

Педагогическая конференция «Воспитание чувства патриотизма в рамках изучения преподаваемой дисциплины»

30.01.2014 года, как методист, я организовала педагогическую конференцию «Воспитание чувства патриотизма в рамках изучения преподаваемой дисциплины». В конференции приняли участие трое преподавателей ...

Средства массовой информации - мощный фактор в воспитании чувства патриотизма у современной молодёжи

В статье анализируются уровни  патриотического воспитания современной молодёжи. Автор раскрывает роль средств массовой информации в патриотическом воспитании школьников. В статье рассматриваются ...

Методическое пособие "Как формировать и оценивать чувство патриотизма у дошкольников"

Содержание методического пособия базируется на опыте педагогического коллектива учреждения и включает практические материалы для организации работы по формированию чувства патриотизма у детей старшего...

Статья «Методы формирования «чувства ансамбля» у обучающихся ДМШ» (2023)

В статье определяются задачи, стоящие перед педагогом при работе с обучающимися по прдмету "концертмейстерский класс", а также в классе фортепианного ансамбля. Многогранный комплекс зад...

Отчёт по самообразованию тема: «Формирование чувства патриотизма, сохранение гордости за свою страну» за 2022 – 2023 учебный год

Выбор темы связан с целью, глубже познакомить с методами, приёмами и способами через которые мы, педагоги, можем воспитывать у подростков патриотические чувства к самому дорогому....