Отчёт по самообразованию тема: «Формирование чувства патриотизма, сохранение гордости за свою страну» за 2023 – 24 учебный год
материал
Актуальность воспитания гражданственности и патриотизма обусловлено процессами в обществе, которые обострили проблемы национального экстремизма, оказывая негативное влияние на формирование патриотического сознания и гражданской позиции личности. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности, происходит переоценка жизненных ценностей, что актуализировало нравственный аспект в гражданском развитии, в формировании гражданина-патриота.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
_otchyot_po_samoob._2023-2024gg.docx | 73.28 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«САХАЛИНСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ЦЕНТР № 5»
Отчёт по самообразованию
тема: «Формирование чувства патриотизма, сохранение гордости за свою страну» за 2023 – 24 учебный год
Выполнил:
воспитатель 22 группы
Иваничкина Надежда Федоровна
с. Горнозаводск
2023г.
«Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человек…» К.Д.Ушинский
Актуальность воспитания гражданственности и патриотизма обусловлено процессами в обществе, которые обострили проблемы национального экстремизма, оказывая негативное влияние на формирование патриотического сознания и гражданской позиции личности. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности, происходит переоценка жизненных ценностей, что актуализировало нравственный аспект в гражданском развитии, в формировании гражданина-патриота.
Цель:
«Формирование у обучающихся патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, а также уважительного отношения к прошлому, настоящему и будущему родного края, своей страны»
Задачи:
- Пробуждать любовь к национальной культуре своей страны, народному творчеству, обычаям, традициям народа;
- Воспитывать любовь и привязанность к семье, родному дому, родной улице, городу;
- Воспитывать у ребят любовь к Родине, родному краю, природе через непосредственное общение с ней, восприятие её красоты и многообразия;
- Формировать гражданственность, чувство любви и гордости на основе изучения истории Отечества.
Методы и приёмы:
- Целевые прогулки и экскурсии.
- Наблюдения.
- Объяснения воспитателя в сочетании с показом и наблюдениями детей.
- Беседы о родном городе и Родине.
- Разучивание песен и стихов о Родине, пословиц, поговорок, чтение сказок, прослушивание музыкальных произведений.
- Ознакомление с произведениями народного творчества.
- Привлечение детей к посильному общественно-полезному труду.
- Воспитание уважения к ветеранам войны и труда.
В своей работе используем различные технологии:
- игровые,
- информационные,
- коммуникативные,
- проблемные,
- развивающего обучения,
- консультативные,
- проектные,
- ИКТ.
Формы работы: занятия, конкурсы, игры, праздники, развлечения, прогулки, экскурсии, наблюдения, объяснения - побуждающие детей к различной деятельности (игровой, словесной, продуктивной и др.)
Патриотизм – это проявление любви не только к сильной и красивой, великой и могучей стране, а также к стране, которая переживает не лучшие времена: бедность, непонимание, раздор, или военные конфликты. Именно в наше время воспитание чувства патриотизма, гражданственности, ответственности за судьбу своей страны является одной из важнейших задач образования.
Гражданско-патриотическое воспитание является одним из приоритетных направлений в воспитательные работы в СПЦ №5, здесь имеются все условия: спортивный зал, библиотека с читальным залом, кабинет с тренажёрами, светлые, уютные кабинеты.
Патриотическое воспитание является частью духовно – нравственного воспитания. Величайшей национальной ценностью всегда был патриотизм – любовь к своему народу, тяга ко всему русскому, привязанность к месту своего рождения, уважение к предкам, традициям, всему укладу жизни.
Патриотическое воспитание пронизывает все виды деятельности в повседневной жизни и на занятиях. Учили ребят добросовестно относиться к своей работе, к учёбе, добиваться поставленной цели, воспитывали бережное отношение к общественным делам, к природе, любви к родному селу, желание работать вместе по благоустройству территории центра: участвовали на субботниках, копали землю, убирали мусор, занимались озеленением - высаживали цветы, деревья, кустарники, наводили порядок на родниках. На занятиях работа проводилась по следующим темам: «Мой край о. Сахалин»; «Моё село»; «Моя Родина – Россия». Проводили: экскурсии по улицам родного села, к историческим памятникам. Прекрасные возможности в воспитании патриотизма представляет знакомство с русским народным творчеством. Моим студентам приносит радость не только праздник, но и подготовка к ним, это «Рождество», «Масленица», «Пасха», в ходе которых знакомились с историей, обычаями, бытом, прикладным искусством.
В феврале месяце в нашем центре прошёл месячник гражданско – патриотического воспитания. В рамках месячника, к 23 февраля организовали праздничный концерт и смотр строевой песни; принимали участие в конкурсах рисунков: «Солдатом быть Родине служить», «Всё начинается с семьи».
Организовали и провели вечер, посвящённый выводу войск из Афганистан, познавательную игру на тему: «Есть такая профессия – Родину защищать», провели классный час ««Выжить вопреки». Участвовали в акциях: Дню защиты детей, «Солдатские письма», «Герои живут рядом», Дню матери «От сердца к сердцу»; «Вахта памяти» и др. По теме: «Наша Родина – Россия» провели цикл познавательных занятий: «Я люблю тебя, малая Родина!», «День Единства России», «Государственные символы России», «Символика нашей области» - знакомили с историей родного села. Заочное «Путешествие по городам – героям», обогатило ребят знаниями героических событий тех далёких времён. Ребята узнали о том, какой ценой досталась нашему народу Победа. Познакомились с репродукциями картин и книг на военно-патриотическую тему в нашей библиотеке. Подвели к пониманию, что многие из тех, кто жил в то время и делал историю, живут рядом с нами.
Все эти знания способствуют нравственно - патриотическому воспитанию детей, помогают им лучше узнать историю России, почувствовать гордость за свой народ, за свою Отчизну.
Следует отметить, что в 2023-2024 учебном году обучающиеся и сотрудники центра принимали активное участие в мероприятиях гражданско-патриотического воспитания
№ | Наименование | Сроки проведения | Место проведения | Занятое место | Количество участников |
Областной фестиваль-конкурс «Виктория» - конкурс патриотической песни «Прикоснись к подвигу сердцем» | Февраль 2023- | г.Южно-Сахалинск | 4 место | 14 | |
Презентация: «А память сердце бережёт!» посвященная 100 – летию революции 1917г | Ноябрь 2023 | СПЦ№5, учебный корпус | 2 место. | 23 | |
Конкурс чтецов: «Дети о войне»; «По страницам Великой Войны» | Май 2023-24гг | г. Невельск | 1 и 3 место | 5 | |
IV областной спартакиаде студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования по легкой атлетике среди команд девушек и юношей | Октябрь 2023г | г. Невельск | - | 15 | |
Участие в акциях: Дню защиты детей «Солдатские письма», «Герои живут рядом», Дню матери «От сердца к сердцу»; «Вахта памяти» «Георгиевская ленточка» под девизом «Мы помним, мы гордимся»; «День пожилого человека»; «Доброта спасет мир» к памятнику воинам ВОВ; | 2023-24г | с. Горнозаводск | 1 место - 5 2 место - 2 3 место - 4 | 13 | |
Линейки, посвященные памятным датам истории: День Победы; посвященная 35-й годовщине вывода войск из Афганистана; День защитников Отечества; День матери; Освобождению южного Сахалина и Курильских островов от японских милитаристов | сентябрь декабрь февраль март 2023-24гг | СПЦ №5 | 22 | ||
Тематические классные часы: посвященный Дню Победы; «Афганистан — это боль души»; «На что потратить жизнь»; «Научите своё сердце доброте»; «Выжить вопреки»; «Путь к успеху»; «Кто не знает своего прошлого, у того нет будущего», «Я люблю тебя, малая Родина!»; «День Единства России» | 2023-24гг | СПЦ №5 учебный кабинет | 3 место 2ч 1место 2ч | 22 | |
Участие обучающихся и педагогов в конкурсах проектов: Я – гражданин России», «Патриотическое воспитание обучающихся»; | 19.12.2023 г. | СПЦ №5 | 3 место | 7-участв. 22-присутств. | |
Участие во Всероссийских спортивно-оздоровительных играх, обучающихся «Президентские соревнования» | 19.01.2023 г. | г. Невельск | 1 командное место | 6 20-присут | |
Участие во Всероссийском фестивале семейного творчества «Крепка семья - крепка Россия!» | 10.11.2023 г. | г. Невельск | 1 и 2 место | 8 | |
Предметные недели: истории, обществознании, физики, естествознание, математики. | 2023-2024 г. | с. Горнозаводск | 1 место - 1 2 место - 1 3 место - 3 | 22 | |
XXXIV открыты Всероссийские массовые лыжные гонки «Лыжня России 2018» Невельского городского округа | 14.02.2023 г. | с. Горнозаводск | 1 место - 3 2 место- 1 | 6 | |
Футбольный матч между группами по профессии «Машинист на открытых горных работах» | 24.02-25.02.2023 г. | г. Невельск | 2 место | 5 | |
Зимний фестиваль Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне (ГТО)» среди обучающихся образовательных организаций, посвященном 85-летию отечественного комплекса ГТО | 25.02 -27.02.2024 г. | г. Невельск | - | 8 | |
«День Бегуна» - легкоатлетический кросс среди обучающихся СПЦ № 5 | 23-24гг г | с.Горнозаводск | Стадион 1 место-3 ч. 2 место-3ч.3 место4ч. | 12 | |
Выпуск стенгазет: «День города», «День учителя», «День народного единства», «День освобождения Ростова», «День защитника Отечества», «День Победы», «День Труда» | 2023-24гг. | с. Горнозаводск | 1 место - 2 3 место - 1 | 8 | |
Первенство Невельского района по лыжным гонкам на «Кубок мэра» Посвященный участнику Великой Отечественной войны генерал-майору Юрию Николаевичу Ныркову; | 19.03.2024 г. | с. Горнозаводск | 1 место - 2 2 место - 4 3 место - 2 | 10 | |
Познавательная игра на тему «Есть такая профессия – Родину защищать» | 26.03.24 г. | с. Горнозаводск | 3 место | 9 | |
Районный День призывника | март. | г. Невельск (ДЮСШ) | 2 место командное | 4 | |
Экскурсия в Невельский краеведческий музей «Боевой Славы» для обучающихся проживающих в общежитии | 2024 г январь. | г. Южно-Сахалинск | 22 | ||
Районный турнир «А, ну-ка, парни!» среди молодежи допризывного возраста, приуроченного к началу весеннего призыва | 15.04.23г. | г. Невельск (ДЮСШ) | 2 командное место | 8 | |
Проведение пятидневных учебных сборов по основам военной службы для юношей 2 курса обучения | 01.05.2023г. | г. Невельск пл. Ленина | 1 место - 1 2 место - 1 | 7 | |
Проведение открытия регионального Чемпионата «Молодые профессионалы» Сахалинской области | с 01.03.2024 по 05.03.2024 | г. Невельск. | 1место -1 2 место 2 3 место 2 | 6 |
Анализируя проделанную работу в течении учебного года, делаю вывод, что поставленной цели достигла. Работу по гражданско-патриотическому воспитанию обучающихся необходимо продолжать по следующим направлениям деятельности:
1 направление.
Воспитание на боевых традициях народа и Вооруженных Сил.
По этому направлению провести следующие мероприятия:
1. Мероприятия по увековечиванию памяти павших в борьбе за независимость нашей Родины (Традиционная ежегодная Вахта памяти).
2. Проведение уроков Мужества, классных часов к Дням Воинской славы.
3. Поздравление и выступление с концертами перед ветеранами труда.
4. Шефская помощь.
5. Празднование памятных дат, проведение выставок, викторин, конкурсов, просмотров видеофильмов.
6. Проведение конкурсов военно-патриотической песни, смотров строя и песни, а также других праздничных мероприятий (концертов), посвященных великим праздникам.
7. Торжественная линейка, посвящённая всемирному Дню борьбы с терроризмом «Мы помним».
8. Проведение классных часов, военно-спортивных соревнований, посвящённых Дню Защитника Отечества.
9.Проведение спортивного конкурса «А ну-ка парни!».
2 направление.
Историко-краеведческая работа. Знание истории своего края обогащает духовно, развивает чувство патриотизма, гордости за свой народ. В этом направлении проводятся разнообразные мероприятия: - экскурсии в музей Трудовой боевой славы.
- уроки - знакомства с историко-архитектурными памятниками села и нашей области.
- изучение декоративно-прикладного искусства: народного костюма, обычаев и праздников; - оформление стенгазет "Страницы истории родного края", "К родному краю с любовью»; - конкурсы лучших чтецов «С чего начинается Родина? - участие в районных и областных конкурсах.
- проведение бесед, классных часов по межнациональным отношениям; - Проведение общешкольного мероприятия «В дружбе народов – наша сила».
3 направление.
Формирование правовых знаний. Гражданин должен не только любить свою родину, но и знать и уметь защищать свои права:
- уроки обществознания, экономики, права;
- изучение правил поведения в центре и общественных местах;
- школьный лекторий «Закон и порядок» (встречи с представителями правоохранительных органов, психологической службы, медработниками);
- работа Совета профилактики правонарушений среди несовершеннолетних; - работа Совета центра.
4 направление. Воспитание на культурных традициях народа.
- уроки гуманитарного цикла;
- изучение «Основы православной культуры»; "Основы буддизма» - организация и проведение тематических вечеров, бесед;
- изучение обычаев, традиций, праздников своего народа;
- изучение своей семьи, составление генеалогического дерева семьи (классные часы, беседы);
- организация и проведение диспутов, дискуссий на нравственные и этические темы;
Цикл мероприятий, посвящённых Международному женскому дню- 8 Марта.
Все эти мероприятия повышают интерес обучающихся к истории Отечества, дают понимание значимости роли простого человека в исторических событиях, способствует воспитанию уважительного отношения к старшему поколению, любви к Родине, чувству долга и патриотизма.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОТЧЁТ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ЗА 1 ПОЛУГОДИЕ 2014-2015 УЧ.ГОД ПО ТЕМЕ:" ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА УРОКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ"
МОЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НАПРАВЛЕНА НА ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА УРОКОВ.ТОГО МОЖНО ДОБИТЬСЯ С ПОМОЩЬЮ СОЗДАНИЯ БЛАГОПРИЯТНОГО КЛИМАТА НА УРОКЕ....
Педагогическая конференция «Воспитание чувства патриотизма в рамках изучения преподаваемой дисциплины»
30.01.2014 года, как методист, я организовала педагогическую конференцию «Воспитание чувства патриотизма в рамках изучения преподаваемой дисциплины». В конференции приняли участие трое преподавателей ...
Средства массовой информации - мощный фактор в воспитании чувства патриотизма у современной молодёжи
В статье анализируются уровни патриотического воспитания современной молодёжи. Автор раскрывает роль средств массовой информации в патриотическом воспитании школьников. В статье рассматриваются ...
Методическое пособие "Как формировать и оценивать чувство патриотизма у дошкольников"
Содержание методического пособия базируется на опыте педагогического коллектива учреждения и включает практические материалы для организации работы по формированию чувства патриотизма у детей старшего...
Тема по самообразованию на 2022-2023 учебный год «Активизация познавательной деятельности на уроках социально-экономических дисциплин»
План по самообразованию...
Статья «Методы формирования «чувства ансамбля» у обучающихся ДМШ» (2023)
В статье определяются задачи, стоящие перед педагогом при работе с обучающимися по прдмету "концертмейстерский класс", а также в классе фортепианного ансамбля. Многогранный комплекс зад...
Отчёт по самообразованию тема: «Формирование чувства патриотизма, сохранение гордости за свою страну» за 2022 – 2023 учебный год
Выбор темы связан с целью, глубже познакомить с методами, приёмами и способами через которые мы, педагоги, можем воспитывать у подростков патриотические чувства к самому дорогому....