Отчёт по самообразованию тема: «Формирование чувства патриотизма, сохранение гордости за свою страну» за 2022 – 2023 учебный год
методическая разработка
Выбор темы связан с целью, глубже познакомить с методами, приёмами и способами через которые мы, педагоги, можем воспитывать у подростков патриотические чувства к самому дорогому.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Отчёт по самообразованию | 66.73 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«САХАЛИНСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ЦЕНТР № 5»
Отчёт по самообразованию
тема: «Формирование чувства патриотизма, сохранение гордости за свою страну» за 2022 – 2023 учебный год
Выполнил:
воспитатель 12 группы
Иваничкина Надежда Федоровна
«Жить – вот ремесло, которому я хочу учить воспитанника. Выходя из моих рук, он будет не судьей, не солдатом, не священником: он будет, прежде всего, человеком: всем, чем должен быть человек, он сумеет быть в случае необходимости, так же хорош, как и всякий другой, и как бы судьба не перемещала его с места на место, он всегда будет на своем месте».
(Ж.Ж.Руссо).
Актуальность темы:
Выбор темы связан с целью, глубже познакомить с методами, приёмами и способами через которые мы, педагоги, можем воспитывать у подростков патриотические чувства к самому дорогому.
Очень важно, чтобы дети как можно раньше поняли, что большая Родина – Россия, Российская Федерация, она одна на всех, кто родился на ее просторах, полюбил ее, кто прилагает усилия, чтобы она стала еще краше, богаче, стала бы могучей державой. И каждому из нас надо уметь быть ей полезным. А для этого надо много знать и уметь; с детства совершать такие дела, которые были бы на благо своего дома, детского сада, города, села, посёлка, а в дальнейшем – и на благо всей страны. Если человек заботится о Родине – значит, он является ее сыном, значит Россия для него – Родина.
Цель:
« Формирование у подростков патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, а также уважительного отношения к прошлому, настоящему и будущему родного края, своей страны»
Задачи:
*Пробуждать любовь к национальной культуре своей страны, народному творчеству, обычаям, традициям народа;
*Воспитывать любовь и привязанность к семье, родному дому, родной улице, городу;
*Воспитывать у ребят любовь к Родине, родному краю, природе через непосредственное общение с ней, восприятие её красоты и многообразия;
*Формировать гражданственность, чувство любви и гордости на основе изучения истории Отечества.
Методы и приёмы:
- Целевые прогулки и экскурсии.
- Наблюдения.
- Объяснения воспитателя в сочетании с показом и наблюдениями детей.
- Беседы о родном городе и Родине.
- Разучивание песен и стихов о Родине, пословиц, поговорок, чтение сказок, прослушивание музыкальных произведений.
- Ознакомление с произведениями народного творчества.
- Привлечение детей к посильному общественно-полезному труду.
- Воспитание уважения к ветеранам войны и труда.
В своей работе используем различные технологии:
- игровые,
- информационные,
- коммуникативные,
- проблемные,
- развивающего обучения,
- консультативные,
- проектные,
- ИКТ.
Родина.… Казалось бы, для каждого человека это понятие заключает в себя простой и понятный смысл. Родина — это мама, место, где ты родился, большие акации во дворе дома, которые посадил когда-то отец. За что мы любим еѐ? Для многих такой вопрос покажется странным. За то, что родились на этой земле, за то, что она дала нам родную речь, с детства близкие образы родной природы, рассказы о предках и героических событиях, самобытную ни на какую другую непохожую культуру.
А нужно ли воспитывать патриотизм в подрастающих поколениях? Когда ребенок растет в естественной патриотической среде, с детства видит проявления патриотических чувств в окружении близких людей, понимает проблемы своей Родины, осмысливает ее достижения, участвует в ее созидании, его отношение к Родине — безальтернативно — он растет патриотом.
А если этого нет? Если среда перестала быть естественно - патриотической: поруган язык, пересмотрена и осмеяна история, утвердилось неуважительное отношение к старшим — тем, кто воевал и создавал то, что мы сегодня эксплуатируем? Если не высокие социальные смыслы служения Отечеству, а лишь естественно-природные (животные) потребности стали движущей силой действий большинства сограждан? Тогда — Отечество в опасности и воспитывать патриотов необходимо!
Патриотизм закладывается в человеке с малых лет. Это процесс не одномоментный. Его нельзя вдруг приобрести или потерять. Это состояние души, это мировоззрение.
Слово «патриот» - это греческое, означает земляк, соотечественник, человек, преданный своему Отечеству, служащий его интересам.
Патриотизм – это мировозрение, определяемое любовью к Родине, к родной земле, преданностью своему отечеству, желанием добиться для него лучшего будущего. .
Чтобы человек действительно чтил память предков, уважал Отечество, чувствовал ответственность за свою Родину, его надо таким воспитать. Сегодня задача патриотического воспитания подрастающего поколения актуальна тем, что современные дети мало знают о родном уголке, где он родился, об особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю. Детям стали чужды такие понятия, как милосердие, сочувствие, доброта, понимание.
Выбор темы моего самообразования связан с целью:
« Формирование у подростков высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, а также уважительного отношения к прошлому, настоящему и будущему родного края, своей страны»
Чувство патриотизма многогранно по содержанию: это любовь к местам, где родился, и гордость за свой народ, ощущение неразрывности с окружающим миром, и желание сохранить и преумножить богатства Родины. Поэтому работа по данному направлению включает в себя решение многих задач:
- Пробуждать любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям русского народа;
- Воспитывать любовь и привязанность к семье, родному дому, детскому саду, родной улице, городу;
- Воспитывать любовь к Родине, родному краю, природе через непосредственное общение с ней, восприятия её красоты и многообразия;
- Формировать гражданственность, чувство любви и гордости на основе изучения военной истории Отечества.
В процессе патриотического воспитания я использую разнообразные методы и приемы:
- Целевые прогулки и экскурсии.
- Наблюдения (например, трудовой жизни людей, изменений в облике города и т.д.).
- Объяснения воспитателя в сочетании с показом и наблюдениями детей.
- Беседы о родном городе.
- Разучивание песен и стихов о родине, пословиц, поговорок, чтение сказок, прослушивание музыкальных произведений.
- Ознакомление с произведениями народного творчества (вышивка, роспись, скульптура).
- Привлечение детей к посильному общественно-полезному труду.
- Воспитание уважения к ветеранам войны и труда.
Воспитывать любовь к Родине, родному городу – значит связывать воспитательную работу с социальной жизнью, которая окружает ребенка.
В своей работе я использую наиболее интересные и результативные формы работы – прогулки, экскурсии, наблюдения, объяснения, побуждающие детей к различной деятельности (игровой, словесной, продуктивной и др.).
Патриотическое воспитание пронизывает все виды деятельности в повседневной жизни и на занятиях. Стараюсь сформировать у детей потребность участвовать в делах на благо окружающих людей и живой природы.
Но, как всему этому научить детей, в какой форме лучше донести до детей эти знания. Данный вопрос побудил меня изучить литературу, которая помогла узнать опыт, наработки других педагогов. А также познакомиться с методами, приёмами и способами через которые мы, педагоги, можем воспитывать у детей патриотические чувства к самому дорогому.
Мной были прочитаны книги:
1 И.А. Пашкович «Патриотическое воспитание». В ней представлено планирование, конспекты занятий, направленные на патриотическое воспитание.
2 И.А. Тисленкова «Российская государственность: беседы, классные часы, вечера, праздники, игры».
3 Н.Н. Бобкова «Азбука права» В пособии представлены конспекты познавательных бесед, сценарии досуговых мероприятий, в которых раскрываются патриотическое значение, история и функции государственных символов России, а фрагменты данных конспектов можно также использовать в работе с детьми на занятиях.
4 А.А. Митина «Окружающий мир – изучение родного края». Это конспекты занятий и рекомендации.
5 Е.В. Васильева «Души прекрасные порывы» - беседы на нравственные и патриотические темы.
Все эти пособия адресованы педагогам, организующим патриотическое воспитание школьников на уроке, во внеурочной деятельности и во внеклассной работе.
Работая по этой теме, мною было сделано:
- Оформили уголок «Я – патриот», где ребята могут полистать книги, иллюстрации, рассмотреть фотоальбом «Наше село сегодня».
Приобрела наглядно дидактический материал: «Государственные символы»; «Защитники Отечества»; Великая Отечественная Война».
Познакомились с Сахалинскими поэтами, собрали сборники стихов и песен.
- Посетили библиотеку, познакомились с жизнью и бытом коренных народов Сахалина, с историей возникновения нашего села и т.д.
- Важной частью системы патриотической воспитательной работы являются традиции, к которым можно отнести общешкольные праздники: «Праздник осени»; «День учителя»; «Широкая масленица»; «День защитников Отечества»; и др.
Ребятам приносит радость не только праздник, но и подготовка к нему, в ходе которой они знакомятся с музыкальным материалом, историей, обычаями, бытом, костюмами, устным народным творчеством.
- Чтобы воспитать любовь к растениям и животным, оказывать посильную помощь в ее охране, проводили экскурсии, целевые прогулки, наблюдения, мини – походы, ухаживали и выращивали цветы.
- Огромная работа была проведана по знакомству детей с подвигом народа во время Великой Отечественной Войны. Это: занятия, чтение стихов, конкурс рисунков, показ слайдовых презентаций, принимали активное участие в подготовке и проведении митинга к 9 мая и в поздравлении ветеранов ко Дню Победы.
- Были организованы конкурсы детского рисунка, выставки.
- Каким трудом заняты люди в нашем селе – все это в своей работе я старалась передать нашим подросткам, что чрезвычайно важно для воспитания нравственных, духовных и патриотических чувств подрастающего поколения.
- Возник наш тимуровский отряд «Доброе сердце»
Цель тимуровского объединения - помогать всем, кто нуждается в помощи. Ветераны Великой Отечественной войны и пожилые люди должны почувствовать, что вокруг живут люди, по зову души и сердца способные разделить их проблемы и заботы, подарить им надежду.
Наша тимуровская работа я считаю, очень нужна, ведь престарелым людям иногда требуется не только помощь, но и просто внимание. Кроме того, общаясь с пожилыми людьми, ребята могут узнать много нового о своем городе, традициях и обычаях, а также выслушать их воспоминания о событиях давно минувших дней. Ребята оказывали им посильную помощь: убирали двор от мусора, копали огород, кормили и ухаживали за животными, убирались в комнате, мыли пол, окна, посуду, носили воду, ходили за продуктами.
Итог
Подводя итог, хочется сказать, что патриотическое воспитание занимает и будет занимать центральное место в нашей воспитательной системе. И благодаря разнообразию форм и методов работы, у нас – педагогов – есть уникальная возможность повлиять на становление будущих граждан, патриотов России.
В течение учебного 2021– 22 года был разработан план работы.
Сентябрь Октябрь-Ноябрь Декабрь- Январь Внедрение отработанных методик Февраль –Март Апрель -Май | Подбор литературы по теме Книжная выставка «Гражданином быть обязан!» Проработка отобранной литературы по теме: «Формирование чувства патриотизма и сохранение гордости за свою страну» - Конкурс плакатов к Дню учителя - Беседа на тему: «Встреча с интересным человеком» (творчество сахалинского поэта Мухина Евгения) - Классный час, посвящённый Дню народного единства. - Торжественная линейка, посвящённая Дню Матери (презентация) - Патриотическое воспитание - Конкурс новогодних открыток, плакатов и игрушек. - Участие в районных соревнованиях «Открытие зимнего сезона по лыжным гонкам – 2019г» - Участие в развлекательной программе «Татьяна, милая Татьяна» -Экскурсия в зимний лес. Проработка журналов Общая линейка, посвящённая Дню вывода советских войск из Афганистана «А память сердце бережёт» Классный час «Сыны Отечества – защитники земли русской» - Конкурс рисунков и плакатов: «Служу России» - Спортивный праздник «А ну-ка, парни!» - Встреча-беседа с участником боевых действий. награждённый медалью «За Отвагу». - Военно-патриотическая викторина. Презентация «Международный женский день» - Спортивная игра «А ну-ка девушки!» - «Вахта-памяти» общая линейка посвящённая дню космонавтики. - Викторина: «В мире космоса» - Классный час «Мы к звёздам проложили путь» - Районный конкурс: «Великой Победе посвящается». - Участие в акции: «Бессмертный полк» - Торжественная линейка посвящённая дню Победы в ВОВ. - Участие в областной благотворительной пасхальной ярмарке. |
Вывод:
Патриотическое воспитание, занимает и будет занимать центральное место в нашей воспитательной работе. И благодаря разнообразию форм и методов работы, у нас, педагогов, есть уникальная возможность повлиять на становление будущих граждан, патриотов России.
Отчёт по самообразованию: «Формирование чувства патриотизма, сохранение гордости за свою страну» за 2016 - 17 учебный год
материал
Опубликовано 25.09.2019 - 8:02 - Иваничкина Надежда Федоровна
« Формирование у подростков патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, а также уважительного отношения к прошлому, настоящему и будущему родного края, своей страны»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема по самообразованию на 2022-2023 учебный год «Активизация познавательной деятельности на уроках социально-экономических дисциплин»
План по самообразованию...
Календарный учебный график (занятия проводятся, согласно утвержденного расписания и учебного графика на 2022-2023 учебный год)
Календарный учебный график(занятия проводятся, согласно утвержденного расписания и учебного графика на 2022-2023 учебный год)...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ID 848041) учебного предмета «Физическая культура» для 5 класса основного общего образования на 2022-2023 учебный год
При создании рабочей программы учитывались потребности современного российского общества в физически крепком и дееспособном подрастающем поколении, способном активно включаться в разнообразные формы з...
ПЛАН УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ КОЛЛЕДЖА НА 2022-2023 УЧЕБНЫЙ ГОД
План методической работы на 2022-2023 учебный год....
Рабочая программа учебного предмета «Музыка» для 1 класса начального общего образования на 2022-2023 учебный год.
Рабочая программа учебного предмета "Музыка" для 1 класса начального общего образования на 2022 - 2023 учебный год....
План проведения занятий клуба «Контакт» по теме «Социализация детей дошкольного возраста с ОВЗ через организацию совместной деятельности в рамках детско - родительского клуба « Контакт» на 2022-2023 учебный год.
Тема проекта клуба «Контакт». «Социализация детей дошкольного возраста с ОВЗ через организацию совместной деятельности в рамках детско - родительского клуба «Контакт»...
Отчёт по самообразованию тема: «Формирование чувства патриотизма, сохранение гордости за свою страну» за 2023 – 24 учебный год
Актуальность воспитания гражданственности и патриотизма обусловлено процессами в обществе, которые обострили проблемы национального экстремизма, оказывая негативное влияние на формирование патрио...