Отчёт по самообразованию тема: «Формирование чувства патриотизма, сохранение гордости за свою страну» за 2022 – 2023 учебный год
методическая разработка

Выбор темы связан с целью, глубже познакомить с методами, приёмами и способами через которые мы, педагоги, можем воспитывать у подростков патриотические чувства к самому дорогому.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Отчёт по самообразованию66.73 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ  ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ   УЧРЕЖДЕНИЕ
«САХАЛИНСКИЙ  ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ  ЦЕНТР  № 5»

Отчёт по самообразованию

тема: «Формирование чувства патриотизма, сохранение гордости за свою страну» за 2022 – 2023 учебный год

                                                                                                        Выполнил:

                                                                                                        воспитатель 12 группы

  Иваничкина Надежда Федоровна

 «Жить – вот ремесло, которому я хочу учить воспитанника. Выходя из моих рук, он будет не судьей, не солдатом, не священником: он будет, прежде всего, человеком: всем, чем должен быть человек, он сумеет быть в случае необходимости, так же хорош, как и всякий  другой, и как бы судьба не перемещала его с места на место, он всегда будет на своем  месте». 

(Ж.Ж.Руссо).

Актуальность темы:

     Выбор темы связан с целью, глубже познакомить с методами, приёмами и способами через которые мы, педагоги, можем воспитывать у подростков патриотические чувства к самому дорогому.

Очень важно, чтобы дети как можно раньше поняли, что большая Родина – Россия, Российская Федерация, она одна на всех, кто родился на ее просторах, полюбил ее, кто прилагает усилия, чтобы она стала еще краше, богаче, стала бы могучей державой. И каждому из нас надо уметь быть ей полезным. А для этого надо много знать и уметь; с детства совершать такие дела, которые были бы на благо своего дома, детского сада, города, села, посёлка, а в дальнейшем – и на благо всей страны. Если человек заботится о Родине – значит, он является ее сыном, значит Россия для него – Родина.

Цель:

 « Формирование у подростков патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, а также уважительного отношения к прошлому, настоящему и будущему родного края, своей страны»

Задачи:

*Пробуждать любовь к национальной культуре своей страны, народному творчеству, обычаям, традициям народа;

*Воспитывать любовь и привязанность к семье, родному дому, родной улице, городу;

*Воспитывать у ребят любовь к Родине, родному краю, природе через непосредственное общение с ней, восприятие её красоты и многообразия;

*Формировать гражданственность, чувство любви и гордости на основе изучения истории Отечества.

Методы и приёмы:

  • Целевые прогулки и экскурсии.
  • Наблюдения.
  • Объяснения воспитателя в сочетании с показом и наблюдениями детей.
  • Беседы о родном городе и Родине.
  • Разучивание песен и стихов о Родине, пословиц, поговорок, чтение сказок, прослушивание музыкальных произведений.
  •  Ознакомление с произведениями народного творчества.
  • Привлечение детей к посильному общественно-полезному труду.
  •  Воспитание уважения к ветеранам войны и труда.

В своей работе используем различные технологии:

  • игровые,
  • информационные,
  • коммуникативные,
  • проблемные,
  • развивающего обучения,
  • консультативные,
  • проектные,
  • ИКТ.

        Родина.… Казалось бы, для каждого человека это понятие заключает в себя простой и понятный смысл.  Родина — это мама, место, где ты родился, большие акации во дворе дома, которые посадил когда-то отец. За что мы любим еѐ? Для многих такой вопрос покажется странным. За то, что родились на этой земле, за то, что она дала нам родную речь, с детства близкие образы родной природы, рассказы о предках и героических событиях, самобытную ни на какую другую непохожую культуру.

         А нужно ли воспитывать патриотизм в подрастающих поколениях? Когда ребенок растет в естественной патриотической среде, с детства видит проявления патриотических чувств в окружении близких людей, понимает проблемы своей Родины, осмысливает ее достижения, участвует в ее созидании, его отношение к Родине — безальтернативно — он растет патриотом.

       А если этого нет? Если среда перестала быть естественно - патриотической: поруган язык, пересмотрена и осмеяна история, утвердилось неуважительное отношение к старшим — тем, кто воевал и создавал то, что мы сегодня эксплуатируем? Если не высокие социальные смыслы служения Отечеству, а лишь естественно-природные (животные) потребности стали движущей силой действий большинства сограждан? Тогда — Отечество в опасности и воспитывать патриотов необходимо!  

       Патриотизм закладывается в человеке с малых лет. Это процесс не одномоментный. Его нельзя вдруг приобрести или потерять. Это состояние души, это мировоззрение.

Слово «патриот» - это греческое, означает земляк, соотечественник, человек, преданный своему Отечеству, служащий его интересам.  

Патриотизм –   это мировозрение, определяемое любовью к Родине, к родной земле, преданностью своему отечеству, желанием добиться для него лучшего будущего. .

     Чтобы человек действительно чтил память предков, уважал Отечество, чувствовал ответственность за свою Родину, его надо таким воспитать. Сегодня задача патриотического воспитания подрастающего поколения актуальна тем, что современные  дети мало знают о родном уголке, где он родился, об особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю. Детям стали чужды такие понятия, как милосердие, сочувствие, доброта, понимание.

         Выбор темы моего самообразования связан с целью:

« Формирование у подростков  высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, а также уважительного отношения к прошлому, настоящему и будущему родного края, своей страны»

    Чувство патриотизма многогранно по содержанию: это любовь к местам, где родился, и гордость за свой народ, ощущение неразрывности с окружающим миром, и желание сохранить и преумножить богатства Родины. Поэтому работа по данному направлению включает в себя решение многих задач:

  • Пробуждать любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям русского народа;
  • Воспитывать любовь и привязанность к семье, родному дому, детскому саду, родной улице, городу;
  • Воспитывать любовь к Родине, родному краю, природе через непосредственное общение с ней, восприятия её красоты и многообразия;
  • Формировать гражданственность, чувство любви и гордости на основе изучения военной истории Отечества.

В процессе патриотического воспитания я использую разнообразные методы и приемы:

  • Целевые прогулки и экскурсии.
  • Наблюдения (например,  трудовой жизни людей, изменений в облике города и т.д.).
  • Объяснения воспитателя в сочетании с показом и наблюдениями детей.
  • Беседы о родном городе.
  • Разучивание песен и стихов о родине, пословиц, поговорок, чтение сказок, прослушивание музыкальных произведений.
  • Ознакомление с произведениями народного творчества (вышивка, роспись, скульптура).
  • Привлечение детей к посильному общественно-полезному труду.
  • Воспитание уважения к ветеранам войны и труда.

    Воспитывать любовь к Родине, родному городу – значит связывать воспитательную работу с социальной жизнью, которая окружает ребенка.

В своей работе я использую  наиболее интересные и результативные формы работы – прогулки, экскурсии, наблюдения, объяснения, побуждающие детей к различной деятельности (игровой, словесной, продуктивной и др.).

 Патриотическое воспитание пронизывает все виды деятельности в повседневной жизни и на занятиях. Стараюсь  сформировать у детей потребность участвовать в делах на благо окружающих людей и живой природы.

Но, как всему этому научить детей, в какой форме лучше донести до детей эти знания.  Данный вопрос побудил  меня изучить литературу, которая помогла  узнать опыт, наработки других педагогов.  А также познакомиться с методами, приёмами и способами через которые мы, педагоги, можем воспитывать у детей патриотические чувства к самому дорогому.    

Мной были прочитаны  книги:

     1 И.А. Пашкович «Патриотическое воспитание». В ней представлено планирование, конспекты занятий, направленные на патриотическое воспитание.

      2 И.А. Тисленкова «Российская государственность: беседы, классные часы, вечера, праздники, игры».

      3 Н.Н. Бобкова «Азбука права» В пособии представлены конспекты познавательных бесед, сценарии досуговых мероприятий, в которых раскрываются патриотическое значение, история и функции государственных символов России, а фрагменты данных конспектов можно также использовать в работе с детьми на занятиях.      

4 А.А. Митина «Окружающий мир – изучение родного края». Это конспекты занятий и рекомендации.

5 Е.В. Васильева «Души прекрасные порывы» - беседы на нравственные и патриотические темы.  

Все эти пособия  адресованы педагогам, организующим патриотическое воспитание школьников на уроке, во внеурочной деятельности и во внеклассной работе.

Работая  по этой теме, мною было сделано:

  • Оформили уголок «Я – патриот», где ребята могут полистать книги, иллюстрации, рассмотреть фотоальбом «Наше село сегодня».

Приобрела наглядно дидактический материал: «Государственные символы»; «Защитники Отечества»; Великая Отечественная Война».

Познакомились с Сахалинскими поэтами, собрали сборники стихов и песен.

  • Посетили библиотеку,  познакомились с  жизнью и  бытом  коренных народов Сахалина, с историей возникновения нашего села и т.д.
  •  Важной частью системы патриотической воспитательной работы являются традиции, к которым можно отнести общешкольные праздники:  «Праздник осени»; «День учителя»; «Широкая масленица»;  «День защитников Отечества»; и др.

Ребятам приносит радость не только праздник, но и подготовка к нему, в ходе которой они знакомятся с музыкальным материалом, историей, обычаями, бытом, костюмами, устным народным творчеством.

  • Чтобы воспитать любовь к растениям и животным, оказывать посильную помощь в ее охране, проводили экскурсии, целевые прогулки, наблюдения, мини – походы, ухаживали и выращивали  цветы.
  • Огромная работа была проведана по знакомству детей с подвигом народа во время Великой Отечественной Войны. Это: занятия, чтение стихов, конкурс рисунков, показ слайдовых презентаций, принимали активное участие в подготовке и проведении митинга к 9 мая и в поздравлении ветеранов ко  Дню Победы.
  • Были организованы конкурсы  детского рисунка, выставки.
  • Каким трудом заняты люди в нашем селе – все это в своей работе я старалась передать нашим подросткам, что чрезвычайно важно для воспитания нравственных, духовных и патриотических чувств подрастающего поколения.
  • Возник наш тимуровский отряд «Доброе сердце»

Цель тимуровского объединения - помогать всем, кто нуждается в помощи. Ветераны Великой Отечественной войны и пожилые люди должны почувствовать, что вокруг живут люди, по зову души и сердца способные разделить их проблемы и заботы, подарить им надежду.

     Наша тимуровская работа я считаю, очень нужна, ведь престарелым людям иногда требуется не только помощь, но и просто внимание. Кроме того, общаясь с пожилыми людьми, ребята могут узнать много нового о своем городе, традициях и обычаях, а также выслушать их воспоминания о событиях давно минувших дней. Ребята оказывали им посильную помощь: убирали двор от мусора, копали огород, кормили и ухаживали за животными, убирались в комнате, мыли пол, окна, посуду, носили воду, ходили за продуктами.

Итог

    Подводя итог, хочется сказать, что патриотическое воспитание занимает и будет занимать центральное место в нашей воспитательной системе. И благодаря разнообразию форм и методов работы, у нас – педагогов – есть уникальная возможность повлиять на становление будущих граждан, патриотов России.

В течение учебного 2021– 22 года был разработан план работы.

Сентябрь

Октябрь-Ноябрь

Декабрь- Январь

Внедрение отработанных методик

Февраль –Март

Апрель -Май

Подбор литературы по теме

Книжная выставка «Гражданином быть обязан!»

Проработка  отобранной литературы по теме: «Формирование чувства патриотизма и сохранение гордости за свою страну»

- Конкурс плакатов к Дню учителя

- Беседа на тему: «Встреча с интересным человеком» (творчество сахалинского поэта Мухина Евгения)

- Классный час, посвящённый Дню народного единства.

- Торжественная        линейка, посвящённая Дню Матери (презентация)

Патриотическое воспитание

- Конкурс новогодних открыток, плакатов и игрушек.

- Участие в районных соревнованиях «Открытие зимнего сезона по лыжным гонкам – 2019г»

- Участие в развлекательной программе «Татьяна, милая Татьяна»

-Экскурсия в зимний лес.

Проработка  журналов

  Общая линейка, посвящённая Дню вывода советских войск из Афганистана «А память сердце бережёт»

Классный час  «Сыны Отечества – защитники земли русской»

- Конкурс рисунков и плакатов: «Служу России»

- Спортивный праздник «А ну-ка, парни!»

- Встреча-беседа с участником боевых действий. награждённый медалью «За Отвагу».

- Военно-патриотическая викторина.

Презентация «Международный женский день»

- Спортивная игра «А ну-ка девушки!»

- «Вахта-памяти»  общая линейка посвящённая дню космонавтики.  

- Викторина: «В мире космоса»

- Классный час «Мы к звёздам проложили путь»

- Районный конкурс: «Великой Победе посвящается».

- Участие в акции: «Бессмертный полк»

- Торжественная линейка посвящённая дню Победы в ВОВ.

- Участие в областной благотворительной пасхальной ярмарке.

Вывод:

     Патриотическое воспитание, занимает и будет занимать центральное место в нашей воспитательной работе. И благодаря разнообразию форм и методов работы, у нас, педагогов, есть уникальная возможность повлиять на становление будущих граждан, патриотов России.

Отчёт по самообразованию: «Формирование чувства патриотизма, сохранение гордости за свою страну» за 2016 - 17 учебный год
материал

Опубликовано 25.09.2019 - 8:02 - Иваничкина Надежда Федоровна

« Формирование у подростков патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, а также уважительного отношения к прошлому, настоящему и будущему родного края, своей страны» 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарный учебный график (занятия проводятся, согласно утвержденного расписания и учебного графика на 2022-2023 учебный год)

Календарный учебный график(занятия проводятся, согласно утвержденного расписания и учебного графика на 2022-2023 учебный год)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ID 848041) учебного предмета «Физическая культура» для 5 класса основного общего образования на 2022-2023 учебный год

При создании рабочей программы учитывались потребности современного российского общества в физически крепком и дееспособном подрастающем поколении, способном активно включаться в разнообразные формы з...

ПЛАН УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ КОЛЛЕДЖА НА 2022-2023 УЧЕБНЫЙ ГОД

План методической работы на 2022-2023 учебный год....

Рабочая программа учебного предмета «Музыка» для 1 класса начального общего образования на 2022-2023 учебный год.

Рабочая программа учебного предмета "Музыка" для 1 класса начального общего образования на 2022 - 2023 учебный год....

План проведения занятий клуба «Контакт» по теме «Социализация детей дошкольного возраста с ОВЗ через организацию совместной деятельности в рамках детско - родительского клуба « Контакт» на 2022-2023 учебный год.

Тема проекта клуба «Контакт». «Социализация детей дошкольного возраста с ОВЗ через организацию совместной деятельности в рамках детско - родительского клуба «Контакт»...

Отчёт по самообразованию тема: «Формирование чувства патриотизма, сохранение гордости за свою страну» за 2023 – 24 учебный год

Актуальность воспитания гражданственности и патриотизма обусловлено процессами в обществе, которые обострили проблемы национального экстремизма, оказывая негативное влияние на формирование патрио...