проект «Языковой портрет студента»
проект

Крючко Ольга Викторовна

В наше время русская речь теряет свой прежний облик. Все время появляются новые выражения, фразы переходят к нам из другого языка и все это влияет не только на наш язык, но и на качество общения. В век современных технологий многие люди част забывают о живом общении, о книгах, о том, что помогает развиваться и становиться лучше.

Больше всего изменяется речь студентов. Отмечается, что в настоящее время, студент не придерживается общепринятых стандартов языка, не говорит так, как общались его родители, бабушки, дедушки. В речи молодёжи появляется новый сленг, жаргон, который не всегда понятен взрослому поколению, что порой является источником недопонимания. Несомненно, подобное изменение речи присутствовало всегда и у старшего поколения в свое время так же использовались жаргонизмы и появлялись новые слова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл buklet_versiya_2.pptx2.6 МБ
Файл proekt_po_russkomu.docx147.12 КБ
Файл tekst_rechi.docx20.96 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Языковой портрет студента Преподаватель: Крючко О. В. Выполнила: студентка группы ПНК-1.2 Колунтаева А. В. Как повысить культуру речи Запишите свою речь на диктофон Работайте над содержанием и темпом речи Развивайте речь Избавьтесь от слов-паразитов Описывайте предметы Чаще разговаривать « Слово живое и мертвое» Галь Н. «Я говорю – меня слушают. Уроки практической риторики» Зверева Н. «Дзен в искусстве написании книг» Брэдбери Р. «Слово о словах» Успенский Л. «Как разговаривать с кем угодно, когда угодно и где угодно» Кинг Л. Рекомендуемая литература: Государственное бюджетное педагогическое образоватеьное учреждение Ростовской области « Волгодонский педагогический колледж» (ГБПОУ РО «ВПК») г. Волгодонск 2024 г.

Слайд 2

Как бы; Так вот; Короче; Типа; В принципе; Ну; Значит; Понимаешь; Допустим Мы можем помочь Слова-паразиты Польза грамотной речи Грамотность помогает нам эффективно и точно выражать свои мысли и идеи. Нас лучше понимают и нам проще установить контакт с другими людьми. Грамотная речь помогает создавать положительное впечатление Главные качества грамотной речи Знание норм языка; Умение воздействовать на эмоции и чувства слушателей или читателей; Точное и уместное использование слов в соответствии с ситуацией; Соответствие слов и выражений целям и условиям общения.



Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Ростовской области

«Волгодонский педагогический колледж»

(ГБПОУ РО «ВПК»)

Тема проекта:

«Языковой портрет студента»

Преподаватель: Крючко Ольга Викторовна

Выполнила: студентка 1 курса группы ПНК Колунтаева Александра

г. Волгодонск

2024 г.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3

РЕЧЕВОЙ ПОРТРЕТ ЭТО 5

ИСКАЖЕННОСТЬ РЕЧИ 8

КУЛЬТУРА РЕЧИ И ЕЁ РАЗВИТИЕ 11

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 21

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 23


ВВЕДЕНИЕ

В наше время русская речь теряет свой прежний облик. Все время появляются новые выражения, фразы переходят к нам из другого языка и все это влияет не только на наш язык, но и на качество общения. В век современных технологий многие люди част забывают о живом общении, о книгах, о том, что помогает развиваться и становиться лучше.

Больше всего изменяется речь студентов. Отмечается, что в настоящее время, студент не придерживается общепринятых стандартов языка, не говорит так, как общались его родители, бабушки, дедушки. В речи молодёжи появляется новый сленг, жаргон, который не всегда понятен взрослому поколению, что порой является источником недопонимания. Несомненно, подобное изменение речи присутствовало всегда и у старшего поколения в свое время так же использовались жаргонизмы и появлялись новые слова.

Речь – способность говорить. Родной язык человек не выбирает, он даётся ему с рождения. Русский язык не похож не на один язык в мире. Наша задача состоит в сохранении этой гордости, ведь процветание языка зависит только от нас.

И.С. Тургенев писал: “Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса”.

Многие думают, что сделать вывод о человеке можно лишь только по его внешности или по финансовому положению, но это не так. Только пообщавшись с ним, возможно, формируется достоверное мнение, а на основе речевых предпочтений говорящего в различных ситуациях можно составить его речевой портрет.

Именно поэтому при поступлении в школу, а в дальнейшем и в другие учебные заведения, над речью человека работают преподаватели, обучая детей и молодежь правильно использовать родной язык не только на каких-ибо выступлениях, но и в повседневной жизни.

Актуальность работы обусловлена тем, что многие студенты даже не думают о своей речи, особенно о том, как окружающие воспринимают их речь.

Цель: изучение языкового портрета студента и влияние речи на качество общения.

В соответствии с целью работы были выявлены следующие задачи:

  1. узнать, что такое речевой портрет;
  2. изучить искаженность речи;
  3. рассмотреть культуру речи и как можно её развить;
  4. провести анкетирование среди студентов.

РЕЧЕВОЙ ПОРТРЕТ ЭТО

Речевой портрет — это комплекс особенностей языка человека, показатель уровня речевой культуры говорящего.

По речевому портрету создаётся впечатление о человеке уже при первом знакомстве, поэтому очень важно работать над своей речью.

Соблюдение правил речевого этикета и культуры речи создают представление о говорящем как о человеке вежливом, грамотном, образованном.

Для улучшения речи надо следить за такими качествами своей речи, как:

  • владение нормами языка;
  • умение воздействовать на эмоции и чувства слушателей или читателей;
  • точное и уместное использование слов в соответствии с речевой ситуацией;
  • соответствие слов и выражений целям и условиям общения.

Человеку, чья речь обладает перечисленными качествами, аудитория доверяет, потому что его речевой портрет говорит о нём как о человеке образованном, вежливом, порядочном. И наоборот, малейшее отступление от норм речевого этикета, пренебрежение к своей речи влекут за собой коммуникативный провал.

Таким образом, речевой портрет чрезвычайно важен. Он может как помочь говорящему установить деловые и дружеские связи, так и помешать ему в установлении контакта и решении совместных вопросов.

Развитие речи начинается ещё в детском возрасте и к моменту поступления в профессиональную образовательную организацию любой студент уже имеет свой языковой портрет.

Ещё начальной школе детей обучают чтению, письму, речи устной и письменной — это есть формирование специфических речевых умений и навыков, то есть видов речевой деятельности. Обычно выделяют четыре основных вида речевой деятельности:

  1. чтение;
  2. аудирование;
  3. устная речь;
  4. письменная речь.

С самого начала речь возникает как средство общения. Развиваясь, ребёнок пользуется всё более сложными языковыми единицами. К семилетнему возрасту, дети уже в основном владеют важнейшими средствами морфологии и многими формами синтаксиса — в пределах разговорного стиля. На этом этапе важно создавать условия для речевой деятельности детей, для общения, для выражения своих мыслей. Для ребёнка хорошая речь залог успешного обучения и развития. Кому не известно, что дети с плохо развитой речью нередко оказываются неуспевающими по разным предметам. Речь возникает из потребности высказаться, а высказывания человека порождаются определёнными побуждениями. Эту сторону речевой деятельности называют мотивацией речи. Развитие речи ребёнка не стихийный процесс. Оно требует постоянного педагогического руководства. Каковы же условия успешного развития речи, формирования речевых умений и навыков у детей?

Первое условие — это потребность общения, или коммуникации. Второе условие — создание речевой среды. Нужно дать детям образцы речи. Третье условие - материал должен быть общественно или личностно значимым.

Проблема развития устной и письменной речи обучающихся приобретает в наши дни все большую актуальность. Овладение языком, речью — необходимое условие формирования социально активной личности. Научиться ясно и грамматически правильно говорить, обладать хорошо поставленным голосом, излагать собственные мысли в свободной творческой интерпретации в устной и письменной форме, уметь выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами, соблюдать речевую культуру и развивать умение общаться необходимо каждому. Поэтому одной из наиболее важных задач на современном этапе обучения детей считаю развитие речевой деятельности. Существует общепризнанное мнение, что основной базой для решения задач развития речевой деятельности являются уроки русского языка и литературы, а основную роль играет учебник, как ведущее средство обучения. Несомненно, неоценимым достоинством учебников являются тексты, взятые из лучших произведений классической, художественной, научно-популярной литературы, произведения устного народного творчества, тексты не только доступны и близки жизненному опыту учащихся, но и оказывают определённое воздействие на душу ребёнка, заставляют его улыбнуться, погрустить и задуматься над некоторыми сторонами жизни. В учебниках присутствует система заданий и специальных упражнений, позволяющих развивать все виды речевой деятельности школьников, а также умение детей свободно пользоваться разным языком в различных ситуациях общения. В учебниках вполне достаточно упражнений, формирующих специальные речевые умения: различать текст, типы текстов, определять тему и главную мысль, подбирать заголовок, выделять части текста и композиционно правильно строить текст, и др.


ИСКАЖЕННОСТЬ РЕЧИ

Изменения, которые происходят в русском языке, отражаются в речиподростков. Многие из них не задумываются над тем, что они говорят, зачем говорят.

Чаще всего, это сниженная лексика.Сниженная лексика – это лексика, отличающаяся от языкового стандарта.Она делится на два разряда:

1. Разговорная лексика;

2. Просторечная.

Разговорная лексика используется в непринуждённых ситуациях.Просторечная лексика достаточно экспрессивна, употребляется вэмоциональных речевых ситуациях. Именно эта группа наиболее часто использует в речи сниженнуюлексику. Кто-то считает это модным, кто-то пытается таким образомвыразить свою индивидуальность или, наоборот, показать своюсопричастность с какой - либо группой или субкультурой. Это лишьнесколько из возможных причин, по которым подростки используют сленг.

Такая привычка является самым простым способом привлечь вниманиечерез нечто деструктивное.

В начале XX в. молодежный сленг вобрал в себя элементыворовского языка (арго) и существенно пополнился вконце 50-х годов прошлого века, с появлением так называемых стиляг.

Стиляги, помимо особой моды (узеньких штанов, клетчатых пиджаков,цветастых галстуков, ботинок на толстой) добавили и новые слова: чувак,чувиха – ‘юноша, девушка’, брод (от Бродвея) – ‘место вечерних прогулок’,хилять – ‘ходить, гулять’, лажа – ‘ерунда, вранье’ и т. п.

Основные источники образования молодёжных слов:

1. Арго – речь асоциальных элементов, такие слова, как «чувак, лажа,динамить, напряг, туса, кайф», обезьянник – ‘клетка для задержанных врайонном отделении милиции ’, гасить – ‘бить’».

2. Иноязычные заимствования, по большей части из английского языка:«герлá, грины, крезанутый, дринкать». Англицизмы перерабатываются всленге: «агриться – ‘злиться, ругаться на кого-то’»; «бро – уважительная идружественная форма обращение от сокращённого английского слова brother(брат)»; «го – ‘пойдём, начинай, давай’; от английского глагола go (давай,пойдём)»; «сорян – ‘прости, извини’, от английского слова sorry(извини,приношу извинения)».

3. Жаргон компьютерных пользователей: «зависнуть, комп, клава,дрова».

4. Метафоризация – новые значения старых слов: «оттягиваться –‘получать наслаждение’ прикалываться – ‘обращать внимание’, склеить– ‘привлечь внимание девушки».

5. Словообразование – появление новых слов в результатесуффиксации, префиксации, сложения, сокращения и других способовсловообразования: «френдовый, понтяра, кайфолом, мочилово».

6. Популярен в сфере сленга и такой способ словообразования, как сокращение(усечение): «варик» – сокращённое от слова вариант; «жиза» – ‘правда,жизненная ситуация, близкая читателю’, сокращение от жизни; «универ» –‘университет’; «красава» – ‘молодец’, сокращение от красавца.

Речь молодёжи более экспрессивна и молодые люди более активновыражают свои эмоций. К сленгу относят, такие слова, как «блин», «ёлы-палы», которые используются в жаргоне как эмоциональные восклицания. Кэтой же группе можно отнести словосочетания: «полный атас, полныйабзац», выполняющие эмоционально-междометную функцию в речи.»

В 70-е и 80-е годы стали временем массового изучения иностранныхязыков. В эти же годы к нам пришло молодежное движение хиппи. В русскийязык, и в сленг в том числе, проникло много заимствованных слов, которые в дальнейшем стали привычными. К тому же существует и такой феномен, как ненормативная лексика, которая у большинства людей превращается в привычку.


КУЛЬТУРА РЕЧИ И ЕЁ РАЗВИТИЕ

Культура речи отображает образ мысли человека, уровень воспитания, образования и осознанности. Убогая, неуклюжая и малокультурная речь не способна оказывать влияние на окружающих. Более того, вызывает отторжение к говорящему.

При наличии желаниязавладеть вниманием собеседника, производить на него благоприятное впечатление и быть убедительным в своих высказываниях, необходимо развивать культуру речи

Элементы культуры речи

Культура речи – обширное понятие. Оно включает совокупность элементов, цель которых – наилучшим образом воздействовать на получателя информации.

Составляющие культурной речи:

  1. содержательность;
  2. обширный словарный запас;
  3. соблюдение лексических норм;
  4. логичность изложения мысли;
  5. правильная композиция высказываний;
  6. четкая дикция.

Рассмотрим подробнее каждый элемент.

Содержательность

Пустословие – первый враг культуры речи. Народная мудрость тому подтверждение: «Век мелет, а помолу нет», «Звону много, да толку мало», «Наговорила, что наварила, а глядь – и нет ничего».

Содержательная речь должна соответствовать критериям:достоверности, аргументированности, новизны, актуальности и пользы.

Иными словами, высказывания должны иметь внутренний посыл, смысл. Любой «спич» должен иметь цель, быть ориентированным на слушателя.

Одно из самых распространенных препятствий на пути к культурной, содержательной речи – это слова-паразиты. Всем известные «ну», «короче», «так скажем», «вообще», «типа», «как бы», «вот», «собственно», «ээ» и т.д. Пока мозг подбирает нужное слово, в речи появляется пауза. Именно ее и стремится заполнить слово-паразит.

Существует несколько советов для избавления от мусорных слов и звуков:

  1. Пересказ художественных текстов.

Необходимо прочитать выбранное произведение несколько раз и перескажите своими словами, четко контролируя отсутствие слов-паразитов в речи. Этот способ мощно активирует речевой интеллект.

  1. Упражнение «Начни сначала».

Нужно подготовить небольшой рассказ о себе: самые простые и хорошо известные факты из биографии. Подготовленный тест пересказывается напарнику. В тот момент, когда произносится любое слово-паразит, помощник должен сказать: «Стоп. Начинай сначала». И начинается воспроизведение текста заново. Надо повторять упражнение до тех пор, пока пересказ не будет полностью очищен от бесполезных слов.

Такой способ помогает сформировать речевой самоконтроль.\

  1. Система наказаний.

За каждое произнесенное слово-паразит можно выписывать «штраф»(в 5 приседаний, например). Либо найти в своем окружении счастливчика, которому будете платить по 100 рублей за каждый «блин».

  1. Практика «Вставка».

Надо взять любой текст. Например, «Сказку о золотой рыбке». Вспомнить часто используемое слово-паразит. Затем надо начать читать текст сказки, вставляя после каждого нормального слова паразитное.

«Жил как бы старик как бы со своею как бы старухой как бы у самого как бы синего как бы моря как бы». Таким образом повторите сказку три раза. На четвертый раз вы почувствуете явноеотторжениек слову-паразиту. Внутреннее сопротивление поможет вам в дальнейшем не употреблять мусорное слово в речи.

  1. Тесты без вариантов ответа.

Найти любой тест в Интернете. Например, психологический. Прочитать вопрос и самостоятельно сформулировать ответ, не подглядывая в предлагаемые варианты и не используя бесполезные слова/звуки.

  1. Словарный запас

15 тысяч слов составляет активная лексика среднестатистического человека. Произведения Александра Сергеевича Пушкина содержат около 23 тыс. слов, словарь Владимира Ивановича Даля – 200 тысяч. Героиня романа «Двенадцать стульев» Эллочка-людоедка обходилась 30 словами. Узнать величину своего пассивного словарного запаса можно здесь.

Пассивный словарь – это знакомые человеку слова, но в речи им не востребованные. Активный словарь – слова, регулярно употребляемые человеком при коммуникации. Культура речи предполагает систематическое использование хотя бы 50% пассивного словарного запаса.

Для развития словарного запаса лучше всего помогает чтение книг.

  1. Лексические нормы

Емкий словарный запас – признак высокой культуры речи. Не менее важно при этом следить за соответствием лексического значения слова ситуации, где оно употребляется. Приведем примеры речевых ошибок, которые препятствуют культуре речи:

• Употребление слова в ошибочном значении.

Пример: «Рок-группа выпустила очередной дебютный альбом».

Пояснение: слово «дебют» употреблено ошибочно. Дебют – это первое выступление. Из контекста предложения ясно, что рок-группа выпустила далеко не первый альбом.

• Неверное использование паронима (слова, близкого по звучанию, но имеющего иной смысл).

Пример: «Катя ведет праздничную жизнь».

Пояснение: слова «праздничный» и «праздный» – паронимы. В данном предложении уместно использовать слово «праздный».

• Тавтология (повтор однокоренных слов в одном предложении).

Примеры: «Корреспондент дает подробные подробности произошедшего»; «В саду растут только многолетние растения»; «Проливной ливень помешал городским гуляниям».

• Плеоназм (употребление идентичных по значению слов).

Пример: «Лишь небольшая толика людей понимала, что происходит».

Пояснение: толика – и есть небольшая часть. Поэтому «Небольшая толика» – избыточное выражение.

-Нарушение лексической сочетаемости (не все слова в русском языке могут сочетаться между собой).

Примеры: «Войска одержали поражение в битве»; «Поднимем тост за молодоженов»; «Государство стремится улучшить уровень жизни населения».

Пояснение: поражение можно только терпеть, тост – произнести, уровень жизни – повысить.

• Неверное употребление фразеологизмов.

Примеры: «Всё вернулось на места своя»; «Не за горой тот день, когда мы разбогатеем».

Пояснение: нельзя искажать структуру фразеологизма (правильно говорить «вернулось на круги своя») и грамматическую форму слов, входящих в его состав (правильно говорить «не за горами»).

Как же минимизировать количество лексических ошибок в речи? Как развить грамотность? Вот несколько советов:

Читать. Здесь важно соблюдать два условия. Первое: чтение должно быть регулярным. Одна книга в год грамотнее вас не сделает. Мозг запоминает только то, что часто повторяется. Второе: читайте исключительно грамотные тексты (классику). Форумы, паблики, посты блогеров изобилуют ошибками, которые мозг при регулярном чтении воспринимает за норму.

Погрузиться в правильную языковую среду.В этом случае начнётся имитация речи культурных и грамотных людей, общаясь с ними.

Не спешить. Люди оправдывают свою безграмотность требованием времени. Многие считают, что скорость передачи информации – это главное. Соблюдать правила русского языка некогда. В корне неверный подход. Исковерканные слова, которые постоянно используются в общении, мозг фиксирует как правильные, и вы перестаете замечать речевые ошибки.

Учить правила русского языка. Без них никуда.

Культурного, хорошо владеющего речью человека отличает богатство активного словаря и соблюдение речевых норм.

Так же немаловажна логичность излагаемого текста. Логика – это умение последовательно излагать мысли, исключать противоречие между ними и строить связный текст. Чтобы каждое ваше высказывание было таковым, необходимо соблюдать 4 основных закона логики и не допускать логических ошибок.

Неоспоримый признак культуры речи – четко продуманная композиция высказывания. Было бы некультурно приступить к повествованию, не поприветствовав аудиторию. Или начать речь с кульминации рассказа.

Возможно ли овладеть мастерством композиции? Да. Для этого лишь необходимо: четкое понимание главной мысли и цели коммуникации, свободное владение материалом, чувствование слушателя, способность быстро реагировать на реплики аудитории и перестраивать речь, умениедержаться непринужденно во время общения, не напрягать тело и «жонглировать» интонациями.


АНАЛИЗ АНКЕТИРОВАНИЯ

Объектом проведенного анкетирования стала группа лиц, в возрасте от 15 до 18 лет. Предмет исследования: отношение респондентов к речи и её использованию. Основной целью анкетирования стало выяснение представления о понятии значения речи.

Анкетирование было проведено среди студентов первого курса «Волгодонского педагогического колледжа»(ГБПОУ РО «ВПК»). В проведенном анкетировании участвовало 18 человек.

Рис. 1. Ответы на вопрос «Какой стиль речи вы чаще всего используете в повседневной жизни?»

На вопрос о стиле речи, используемом в повседневной жизни, 100% респондентов ответили, что пользуются разговорным стилем.

Рис. 2. Ответы на вопрос «Используете ли вы разные стили речи в разных ситуациях?»

Далее опрашиваемым был задан вопрос о том, используют ли они разные стили речи в разных ситуациях. На что ответы распределились следующим образом: 87% ответили, что используют разные стили, 17%, что пользуются только одним стилем речи.

Рис. 3. Ответы на вопрос «Как часто вы используете жаргонизмы и слова-паразиты?»

На вопрос об использовании жаргонизмов 60% опрашиваемых ответили, что часто используют, 40%, что редко.

Рис. 4. Ответы на вопрос «Что бы вы могли посоветовать для улучшения качества речи и общения студентам в вашем колледже?»

Далее опрашиваемым был задан вопрос о том, что они могли бы посоветовать для улучшения качества речи и общения. На что ответы распределились следующим образом: 75% посоветовали больше читать, 25% больше общаться и выступать на публике


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Действительно, речевой портрет очень влияет на восприятие человека и оказывает огромное влияние на его жизнь.

В результате исследования можно сделать вывод, что речевой портретсовременного студента формируется от влияния на негоокружающего мира. Если быть точнее, то это: семья, сверстники, учителя,современные технологии, мода. И очень важно студенту следить за речью, ведь в будущем это повлияет не только на его круг общения, но и на карьеру, личную жизнь и положение в обществе. В ходе проделанной работы ятак же узнала, что такое речевой портрет, изучила искаженность речи, а также рассмотрела культуру речи и способы её развития.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Кузнецова, Н. Ю. Развитие речи учащихся как важнейшее условие формирования личностных и метапредметных УУД / Н. Ю. Кузнецова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XXXV Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2022 г.). — Казань : Молодой ученый, 2022. — С. 38-42. — URL: (дата обращения: ).
  2. Речевой портрет // Фоксфорд URL:
  3. Развитие культуры речи // URL:
  4. Речевой портрет личности: общие характеристики // URL:
  5. Речь как черта личности // URL: #:~:text=%D0%A0%D0%B5%D1%87%D1%8C%20%D1%8F%D0%B2%D0%BB%D1%8F%D0%B5%D1%82%D1%81%D1%8F%20%D0%B2%D0%B0%D0%B6%D0%BD%D0%B5%D0%B9%D1%88%D0%B8%D0%BC%20%D0%B8%D0%BD%D0%B4%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%BC%20%D0%B2%D1%81%D0%B5%D0%B9,%D1%81%D0%BF%D0%B5%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D1%81%D1%82%D1%8B%2C%20%D1%81%D0%BB%D1%83%D1%88%D0%B0%D1%8E%D1%89%D0%B8%D0%B5%20%D1%85%D0%BE%D1%80%D0%BE%D1%88%D0%BE%20%D1%83%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%BB%D0%B8%D0%B2%D0%B0%D1%8E%D1%82%20%D0%BD%D0%B5%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%B0%D0%B4%D0%BA%D0%B8

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Анкета

Здравствуйте! Просим Вас принять участие в анкетировании на тему: «Языковой портрет студента».

Внимательно прочтите каждый вопрос и возможные варианты ответов к нему. Выберите ответ, наиболее отвечающий Вашему мнению, и укажите его. Просим отвечать искренне. Ответы будут использованы в обобщенном виде.

1. Какой стиль речи вы чаще всего используете в повседневной жизни?

А)разговорный;

Б)официально-деловой;

В) научный.

2. Используете ли вы разные стили речи в разных ситуациях (кпримерудля общения с преподавателями или выступления официально-деловой, а для друзей - разговорный)

А) да;

Б) нет.

3. Используете ли вы в своей речи жаргонизмы или слова-паразиты и если да, то как часто

А) редко;

Б)постоянно.

4. Что бы вы могли посоветовать для улучшения качества речи и общения студентам в вашем колледже?(свой вариант)



Предварительный просмотр:

ВВЕДЕНИЕ (слайд 2)

В наше время русская речь теряет свой прежний облик. Все время появляются новые выражения, фразы переходят к нам из другого языка и все это влияет не только на наш язык, но и на качество общения. В век современных технологий многие люди часто забывают о живом общении, о книгах, о том, что помогает развиваться и становиться лучше

Речь – способность говорить. Родной язык человек не выбирает, он даётся ему с рождения. Русский язык не похож не на один язык в мире. Наша задача состоит в сохранении этой гордости, ведь процветание языка зависит только от нас.

И.С. Тургенев писал: “Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса.”

(СЛАЙД 3)

Актуальность работы обусловлена тем, что многие студенты даже не думают о своей речи, особенно о том, как окружающие воспринимают их речь.

Цель: изучение языкового портрета студента и влияние речи на качество общения.

В соответствии с целью работы были выявлены следующие задачи:

• узнать, что такое речевой портрет;

• изучить искаженность речи;

• рассмотреть культуру речи и как можно её развить;

• провести анкетирование среди студентов.

(СЛАЙД 4)

Речевой портрет — это комплекс особенностей языка человека, показатель уровня речевой культуры говорящего.

По речевому портрету создаётся впечатление о человеке уже при первом знакомстве, поэтому очень важно работать над своей речью. Для улучшения речи надо следить за такими качествами своей речи, как:

• владение нормами языка;

• умение воздействовать на эмоции и чувства слушателей или читателей;

• точное и уместное использование слов в соответствии с речевой ситуацией;

• соответствие слов и выражений целям и условиям общения.

Ещё начальной школе детей обучают чтению, письму, речи устной и письменной — это есть формирование специфических речевых умений и навыков, то есть видов речевой деятельности. Обычно выделяют четыре основных вида речевой деятельности:

• чтение;

• аудирование;

• устная речь;

• письменная речь.

(СЛАЙД 5)

Каковы же условия успешного развития речи, формирования речевых умений и навыков у детей?

Первое условие — это потребность общения, или коммуникации. Второе условие — создание речевой среды. Нужно дать детям образцы речи. Материал должен быть общественно или личностно значимым. Это третье условие речевого развития. Проблема развития устной и письменной речи обучающихся приобретает в наши дни все большую актуальность. Овладение языком, речью — необходимое условие формирования социально активной личности.

(СЛАЙД 6)

Искаженность речи

Изменения, которые происходят в русском языке, отражаются в речи подростков. Многие из них не задумываются над тем, что они говорят, зачем говорят.

Чаще всего, это сниженная лексика. Сниженная лексика – это лексика, отличающаяся от языкового стандарта. Она делится на два разряда:

1. Разговорная лексика

2. Просторечная

В начале XX в. молодежный сленг вобрал в себя элементы воровского языка (арго). Молодежный сленг существенно пополнился в конце 50-х годов прошлого века, с появлением так называемых стиляг.

Стиляги, помимо особой моды (узеньких штанов, клетчатых пиджаков, цветастых галстуков, ботинок на толстой) добавили и новые слова: чувак, чувиха – ‘юноша, девушка’, брод (от Бродвея) – ‘место вечерних прогулок’, хилять – ‘ходить, гулять’, лажа – ‘ерунда, вранье’ и т. п.

Основные источники образования молодёжных слов:

1. Арго – речь асоциальных элементов, такие слова, как «чувак, лажа, динамить, напряг, туса, кайф», обезьянник – ‘клетка для задержанных в районном отделении милиции ’, гасить – ‘бить’».

2. Иноязычные заимствования, по большей части из английского языка: «герлá, грины, крезанутый, дринкать». Англицизмы перерабатываются в сленге: «агриться – ‘злиться, ругаться на кого-то’»; «бро – уважительная и дружественная форма обращение от сокращённого английского слова brother (брат)»

3. Жаргон компьютерных пользователей: «зависнуть, комп, клава, дрова».

4. Метафоризация – новые значения старых слов: «оттягиваться –‘получать наслаждение’ прикалываться – ‘обращать внимание’, склеить– ‘привлечь внимание девушки».

(СЛАЙД 7)

Культура речи и её развитие

Культура речи отображает образ мысли человека, уровень воспитания, образования и осознанности. Убогая, неуклюжая и малокультурная речь не способна оказывать влияние на окружающих. Более того, вызывает отторжение к говорящему.

Культура речи – обширное понятие. Оно включает совокупность элементов, цель которых – наилучшим образом воздействовать на получателя информации.

Составляющие культурной речи:

• содержательность;

• обширный словарный запас;

• соблюдение лексических норм;

• логичность изложения мысли;

• правильная композиция высказываний;

• четкая дикция.

Емкий словарный запас – признак высокой культуры речи. Не менее важно при этом следить за соответствием лексического значения слова ситуации, где оно употребляется. Приведем примеры речевых ошибок, которые препятствуют культуре речи:

• Употребление слова в ошибочном значении.

Пример: «Рок-группа выпустила очередной дебютный альбом».

Пояснение: слово «дебют» употреблено ошибочно. Дебют – это первое выступление. Из контекста предложения ясно, что рок-группа выпустила далеко не первый альбом.

• Неверное использование паронима (слова, близкого по звучанию, но имеющего иной смысл).

Пример: «Катя ведет праздничную жизнь».

(СЛАЙД 8)

Развитие культуры речи

Одно из самых распространенных препятствий на пути к культурной, содержательной речи – это слова- и звуки-паразиты. Всем известные «ну», «короче», «так скажем», «вообще», «типа», «как бы», «вот», «собственно», «ээ» и т.д. Пока мозг подбирает нужное слово, в речи появляется пауза. Именно ее и стремится заполнить слово-паразит.

Существует несколько советов для избавления от мусорных слов и звуков:

  1. Пересказ художественных текстов.
  2. Упражнение «Начни сначала».

Нужно подготовить небольшой рассказ о себе: самые простые и хорошо известные факты из биографии. Подготовленный тест пересказывается напарнику. В тот момент, когда произносится любое слово-паразит, помощник должен сказать: «Стоп. Начинай сначала». И начинается воспроизведение текста заново. Надо повторять упражнение до тех пор, пока пересказ не будет полностью очищен от бесполезных слов.

  1. Система наказаний.

За каждое произнесенное слово-паразит можно выписывать «штраф»(в 5 приседаний, например). Либо найти в своем окружении счастливчика, которому будете платить по 100 рублей за каждый «блин».

  1. Практика «Вставка».

Надо взять любой текст. Например, «Сказку о золотой рыбке». Вспомнить часто используемое слово-паразит. Затем надо начать читать текст сказки, вставляя после каждого нормального слова паразитное.

«Жил как бы старик как бы со своею как бы старухой как бы у самого как бы синего как бы моря как бы». Таким образом повторите сказку три раза. На четвертый раз вы почувствуете явное отторжение к слову-паразиту. Внутреннее сопротивление поможет вам в дальнейшем не употреблять мусорное слово в речи.

(СЛАЙД 9)

Анализ анкетирования

Объектом проведенного анкетирования стала группа лиц, в возрасте от 15 до 18 лет. Предмет исследования: отношение респондентов к речи и её использованию. Основной целью анкетирования стало выяснение представления о понятии значения речи.

Анкетирование было проведено среди студентов первого курса «Волгодонского педагогического колледжа»(ГБПОУ РО «ВПК»). В проведенном анкетировании участвовало 18 человек.

На вопрос о стиле речи, используемом в повседневной жизни, 100% респондентов ответили, что пользуются разговорным стилем.

Далее опрашиваемым был задан вопрос о том, используют ли они разные стили речи в разных ситуациях. На что ответы распределились следующим образом: 83% ответили, что используют разные стили, 17%, что пользуются только одним стилем речи.

(СЛАЙД 10)

На вопрос об использовании жаргонизмов 60% опрашиваемых ответили, что часто используют, 40%, что редко.

Далее опрашиваемым был задан вопрос о том, что они могли бы посоветовать для улучшения качества речи и общения. На что ответы распределились следующим образом: 75% посоветовали больше читать, 25% больше общаться и выступать на публике.

Заключение

Действительно, речевой портрет очень влияет на восприятие человека и оказывает огромное влияние на его жизнь.

В результате исследования можно сделать вывод, что речевой портрет современного студента формируется от влияния на него окружающего мира. Если быть точнее, то это: семья, сверстники, учителя, современные технологии, мода. И очень важно студенту следить за речью, ведь в будущем это повлияет не только на его круг общения, но и на карьеру, личную жизнь и положение в обществе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-дидактический проект Развитие личности студента для подготовки квалифицированного кадра по профессии «Оператор связи»

Актуальность темы работы заключается в том, что в настоящее время  важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно-ориентированное взаимодействие мастера производственного об...

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ по выполнению дипломного проекта (работы) для студентов специальности 100701 «Коммерция (по отраслям)»

Методические указания устанавливают единые нормы, структуру, порядок выполнения и оформления выпускной квалификационной (дипломной) работы с учетом требований ФГОС стандарта среднего профессионального...

Проект: ОХРАНА ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ ЧЕРЕЗ ВНЕУЧЕБНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ВСЕСТОРОННЕЕ И ГАРМОНИЧНОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ

Важнейший показатель благополучия общества и государства – состояние здоровья подрастающего поколения. Крепкое здоровье способствует успешности занятий любым видом деятельности, а так же, гармоничному...

«Работа над проектом. Методические рекомендации студентам»

Методическое пособие предназначено в помощь студентам во время работы над проектами....

Исследовательский проект "Языковой портрет города Иркутска в названиях магазинов"

Гуляя по городу и встречая много магазинов и кафе с иностранными названиями, нам стало интересно, почему они так называются, и соответствует ли название магазина или кафе тем товарам, которые в нем пр...

Разработка урока-проекта «Языковые нормы и их изменение в современном обществе»

Тип урока: урок систематизации и обобщения знанийФорма проведения урока: урок-проект   Цель урока: углубить знания о языковой норме, показать характерные особенности ...

«ЯЗЫКОВОЕ ПОРТФОЛИО» СТУДЕНТА КАК СОВРЕМЕННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В СПО

В статье представлен опыт  внедрения «Языкового портфолио» студента в изучении иностранного языка в медицинском колледже. "Языковое портфолио" студента медицинского колледжа...