Разработка урока-проекта «Языковые нормы и их изменение в современном обществе»
методическая разработка

Ищенко Наталья Викторовна

 

 

 

 

Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний

Форма проведения урока: урок-проект

   Цель урока: углубить знания о языковой норме, показать характерные особенности речевой культуры современного общества, обозначить лингвистические тенденции современности, проанализировать отношение ученых-языковедов к состоянию русского языка в наше время, исследовать отношение молодежи к языковой проблеме.

Планируемые результаты:

Предметные – сформированность понятий о нормах русского литературного языка и применение знаний о них в речевой практике; систематизация знаний о видах языковых норм, овладение приемами грамотного использования речевых средств в соответствии с языковой ситуацией.

Метапредметные - применение навыков сотрудничества со сверстниками, взрослыми в процессе речевого общения, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности; овладение нормами речевого поведения в различных ситуациях межличностного и межкультурного общения; умение извлекать необходимую информацию из различных источников для решения когнитивных, коммуникативных и организационных задач в процессе изучения русского языка.

Личностные - понимание роли родного языка как основы успешной социализации личности; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью, потребность речевого самосовершенствования.

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yazykovye_normy_i_ih_izmenenie_v_sovremennom_obshchestve.docx47.22 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования, науки и молодежной политики

 Краснодарского края

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Краснодарского края

«КРАСНОДАРСКИЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

Ищенко Наталья Викторовна

Методическая разработка

«Языковые нормы и их изменение в современном обществе»

Краснодар 2019

Учебно-методическая карта урока

Группа: Э-1-9А                        

Дата: 15.09.2016

Место проведения: кабинет 215

Время проведения: 12.45-14.20

Дисциплина: Русский язык

Тема урока:  «Языковые нормы и их изменение в современном обществе»

Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний

Форма проведения урока: урок-проект

   Цель урока: углубить знания о языковой норме, показать характерные особенности речевой культуры современного общества, обозначить лингвистические тенденции современности, проанализировать отношение ученых-языковедов к состоянию русского языка в наше время, исследовать отношение молодежи к языковой проблеме.

Планируемые результаты:

Предметные – сформированность понятий о нормах русского литературного языка и применение знаний о них в речевой практике; систематизация знаний о видах языковых норм, овладение приемами грамотного использования речевых средств в соответствии с языковой ситуацией.

Метапредметные - применение навыков сотрудничества со сверстниками, взрослыми в процессе речевого общения, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности; овладение нормами речевого поведения в различных ситуациях межличностного и межкультурного общения; умение извлекать необходимую информацию из различных источников для решения когнитивных, коммуникативных и организационных задач в процессе изучения русского языка.

Личностные - понимание роли родного языка как основы успешной социализации личности; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью, потребность речевого самосовершенствования.

Оборудование:

1. Введенская Л. А., Павлова Л.Г., Кашаева Е. Ю. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для вузов. Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2001.

2. Горбачевич К. С. Изменение норм русского литературного языка//Издательство «Просвещение» - М.2003.

3. Граудина Л. К., Ицкович В. А., Катлинская Н. П. Грамматическая правильность русской речи: Опыт частотно-стилистического словаря-справочника. – М.,2012.

4. Земская  Е. А. «Активные процессы в русском языке последнего десятилетия XX века». Часть 4.

5. Колев  Н. Статья «Понимаем ли мы, на каком языке говорим?»

6. Кронгауз  М. «Русский язык на грани нервного срыва», М.,2014.

7. Панов М. В. Из наблюдений над стилем сегодняшней периодики // Язык современной публицистики. М., 2010.

8. Русский язык и культура речи: Учебник / А. И. Дунаев, В. А. Ефремов, Е.В. Сергеева, В. Д. Черняк. – ФОРУМ, 2005.

Презентация «Языковые нормы и их изменение в современном обществе»

        

        

Этапы урока

Структурные элементы урока, методы обучения

                       Содержание этапа

         Время

1. Организационный момент

Метод: объяснение

Приветствие, мотивирование обучающихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки

  2 минуты

2.

Целеполагание

Преподаватель анонсирует тему исследовательского проекта «Языковые нормы и их изменение в современном обществе», объявляет гипотезу, планируемые результаты проекта по материалам, подготовленным заранее.

5 минут

3. Работа над проектом

Метод: рассказ-информация, визуализация

Студенты под руководством преподавателя формулируют учебные задачи, записывают план работы:

1 Введение. Понятие о языковой норме, виды норм.

2 Речевая культура современного общества.

3 Лингвистические тенденции современности.

4 Современная речь глазами писателей и публицистов. Исследовательский компонент.

Обучающиеся выступают с подготовленными сообщениями.

Используется презентация. Преподаватель для эффективной работы распределяет задания по группам.

 

15 минут

4.  Работа в группах

(Защита проектов, самооценка групп)

Метод: самостоятельная исследовательская работа студентов, объяснение

 Представители от групп выступают с информацией по заданным проблемам. Обучающиеся сравнивают, анализируют, записывают  тезисы. В процессе исследования студенты используют словари, интернет-источники, лекционные материалы по теме. Преподаватель целенаправленно руководит и корректирует по ситуации.

40мин.

5. Физкультминутка

Комплекс  физических упражнений (наклоны в сторону, вращение головой, разминка для плечевого пояса)

3 минуты

6. Рефлексия

Метод группового анализа

 Студенты объявляют результаты анонимного анкетирования, делают выводы о состоянии нормативности русского языка в современную эпоху. Вместе с преподавателем  обучающиеся  смотрят и обсуждают презентацию.

20 мин.

7. Подведение итогов занятия

Метод: рассказ-информация

Преподаватель формулирует выводы и выставляет оценки за активную работу на занятии, отмечает лучшие проектные работы.

 

2 минуты

                         

8. Задание на дом

Метод: объяснение

Преподаватель комментирует  домашнее задание: создать презентацию «Речевые ошибки», используя собственные примеры нарушения языковых норм.

3 минуты

Ход урока

1.Организационный момент

           -Здравствуйте,  сегодня на уроке мы систематизируем знания по теме «Языковые нормы и их изменение в современном обществе». В этой связи необходимо определиться с планом проекта.

1. Формулирование темы  «Языковые нормы и их изменение в современном обществе».

2. Аналитический этап (этап исследовательской работы обучающихся и самостоятельного получения новых знаний):        

•        поиск и сбор информации с помощью специальной литературы, средств массовой информации, сети Интернет;

•        обмен информацией с другими лицами (обучающимися, преподавателями,  родителями);

•        интерпретация данных;

•        сравнение полученных данных и отбор наиболее значимых.

3. Этап обобщения (этап структурирования полученной информации и интеграции полученных знаний);

•        систематизация полученных знаний;

•        построение общей логической схемы выводов для подтверждения итогов  в виде рефератов, мультимедийной презентации, диаграммы).

4. Презентация полученных результатов (этап анализа исследовательской деятельности обучающихся):

•        осмысление полученных данных и способов достижения результата;

•        обсуждение и организация презентации результатов работы над проектом.

2.Целеполагание

-Мы должны определиться с целями проекта, его актуальностью для сегодняшнего дня.

Цель проекта – познакомить с понятием о языковой норме, обозначить лингвистические и социальные факторы, определяющие развитие русского языка в современную эпоху.

Гипотеза – современное общество произвольно относится к языковым нормам, что приводит к разрушению и обеднению русского языка.

Ожидаемый результат – обратить внимание носителей языка на негативные тенденции в речевой культуре и наметить пути исправления ситуации, обосновать необходимость сохранения норм русского языка.

Этапы реализации проекта:

  1. Предварительный сбор материала на заданную тему.
  2. Распределение заданий.
  3. Выступление индивидуального и группового характера.
  4. Обсуждение результатов анкетирования носителей языка (студентов колледжа).
  5. Презентация как итог исследования.

 4.Работа над проектом

Студенты записывают план работы:

  1.  Введение. Понятие о языковой норме, виды норм.
  2.  Речевая культура современного общества.
  3.  Лингвистические тенденции современности.
  4.  Современная речь глазами писателей и публицистов.
  5. Исследовательский компонент.

(Студенты выступают с подготовленными сообщениями)

1-й студент:

1. Понятие о языковой норме.

Языковая норма (норма литературная) – это правила использования речевых средств в определенный период развития литературного языка, т.е. правила произношения, словоупотребления, использования традиционно сложившихся грамматических, стилистических и других языковых средств, принятых в общественно-языковой практике. Это единообразное, образцовое, общепризнанное употребление элементов языка (слов, словосочетаний,предложений).
Норма обязательна как для устной, так и для письменной речи и охватывает все стороны языка. Различают нормы: орфоэпические (произношение звуков и звукосочетаний), орфографические (написание) , словообразовательные, лексические (значение слов), морфологические, грамматические, синтаксические (интонационные и пунктуационные).

Характерные особенности нормы литературного языка:
- относительная устойчивость,
- распространенность, общеупотребительность,
-общеобязательность, 

-соответствие употреблению, обычаю и возможностям языковой системы.

Языковые нормы не придумываются учеными. Они отражают закономерные процессы и явления, которые происходили и происходят в языке и поддерживаются речевой практикой носителей литературного языка. К основным источникам языковой нормы относятся произведения писателей-классиков и некоторых современных писателей, язык дикторов Центрального телевидения, общепринятое современное употребление, данные живого и анкетного опросов, научные исследования ученых-языковедов. Высшей формой современного русского языка является литературный язык.
Нормы помогают литературному языку сохранять свою целостность и общепонятность. Они защищают литературный язык от потока диалектной речи (местных говоров), социальных и профессиональных жаргонов, просторечия. Это позволяет литературному языку выполнять свою основную функцию – культурную. Литературная норма зависит от условий, в которых осуществляется речь. Языковые средства, уместные в одной ситуации (бытовое общение), могут оказаться нелепыми в другой (официально-деловое общение). Норма указывает на коммуникативную целесообразность использования языковых средств.

2-й студент:

2. Речевая культура современного общества.

Состояние современного русского языка (расшатывание традиционных литературных норм, стилистическое снижение устной и письменной речи, вульгаризация бытовой сферы общения), снижение уровня речевой культуры разных слоев русского общества говорит о необходимости возрождения непрерывной языковой подготовке на всех ступенях образования ( от начального до высшего).

Язык и время – одна из проблем, волнующих исследователей. Язык живет во времени, а время отражается в языке, точнее оказывает влияние на язык. В любом языке заложено стремление к изменениям. Новшества принимают не все, есть пример и из истории: современникам Пушкина многое не нравилось в его языковых находках, доходили до полного неприятия  языка поэмы «Руслан и Людмила».

Приведем примеры нарушения языковых норм в современном обществе.

Грамматические нормы – это правила использования морфологических форм разных частей речи и синтаксических конструкций. 
Часто ошибки связаны с неверным употреблением рода имен существительных:
железнодорожная рельса, французская шампунь, большой мозоль, заказной бандероль,лакированный туфель.
Но ведь существительные рельс, шампунь – мужского рода, а мозоль, бандероль – женского, поэтому следует говорить:
железнодорожный рельс, французский шампунь, большая мозоль, заказная бандероль, а также тУфля, нет тУфли, тУфель.

Трудности возникают в определении рода заимствованных несклоняемых существительных, надо соотносить слово с категорией одушевленности/неодушевленности, Большинство несклоняемых неодушевленных существительных иноязычного происхождения относятся к среднему роду, например: бюро, манго, желе, рагу, арго, интервью.

Исключением являются существительные, род которых определяется родом близких по значению русских слов. Это существительные авеню (ср. улица – ж.р.), кольраби (ср. капуста – ж. р.), пенальти (ср. штрафной удар – м. р.), салями (ср. колбаса – ж. р.). Слово кофе в настоящее время допустимо употреблять как слово среднего рода в устной разговорной речи. Однако нужно учесть, что образованные, интеллигентные люди по-прежнему употребляют это слово в мужском роде.

Также в современном обществе часто нарушаются лексические нормы, связанные с употреблением слова в несвойственном ему значении. Это приводит к искажению смысла высказывания. Так, наречие «где-то» имеет одно значение «в каком-то месте», «неизвестно где» (где-то заиграла музыка). Однако в последнее время это слово стали употреблять в значении «около, приблизительно, когда-то»: «Где-то в 70-х годах ХIХ века», «Занятия планировали провести где-то в июне», «План выполнен где-то на 102 процента», правильно сказать: «Я где-то встречал этого человека».

Распространенными лексическими ошибками являются тавтология (повторение однокоренных слов: «Генеральный инспектор группы генеральных инспекторов Министерства обороны ответил на наши вопросы», «Я подготовил материал, но он еще не готов» (из речи ведущего), «Издаются многочисленные издания его сочинений») и плеоназм (употребление слов, одинаковых по смыслу: « Из каких истоков берет начало образный мир режиссера?»,«У моего дедушки в ноябре месяце День рождения»,«Покажите мне прейскурант цен»).

Нарушение лексических норм часто связано с тем, что говорящие смешивают паронимы (слова, близкие по звучанию, но различные по значению). Например, « Были приняты эффектные меры» вместо «эффективные», « Я купила абонент в бассейн» вместо «абонемент», « Мы нанесли противнику сокрушенный удар», а надо говорить «сокрушительный». Приведем примеры других лексических ошибок: пример « Морозный воздух разразится осадками» (из программы «Время») демонстрирует употребление слова в несвойственном ему значении, так как слово «разразиться» в словаре РЯ в 4-х томах имеет значение: «проявиться сразу с большой силой (о грозе, буре)»; « Я глубоко считаю, что эти меры дадут положительный результат» (передача «Человек и закон»), в этом примере нарушена лексическая сочетаемость, верно сказать: «Я глубоко убежден…» или «Я считаю…».

Орфоэпические нормы – это правила произношения звуков и звукосочетаний. Единообразие звукового оформления устной речи содействует облегчению языкового общения. Правила произношения слов отражены в «Орфоэпическом словаре русского языка» под редакцией Р. И. Аванесова, в словаре-справочнике «Русское литературное произношение и ударение» под редакцией С. И. Ожегова и Р. И. Аванесова. В современном языковом пространстве часты нарушения акцентологических норм (постановки ударения в словах): тефтЕли (верно: тЕфтели), нАчать (верно: начАть), ходатАйствовать (верно: ходАдайствовать), договорА (верно: договОры), бухгалтерА (верно: бухгАлтеры), обеспечЕние ( верно: обеспЕчение), тортЫ (верно: тОрты).

Одно из основных нарушений орфоэпических норм – неправильное произношение согласных. Например, мы слышим «КузьминиЧНа», «ИльиниЧНа», а по нормам современного произношения в женских отчествах надо произносить ШН вместо ЧН: «КузьминиШНа», «ИльиниШНа». Данное произношение сохраняется в словах: «конеШНо», «горчиШНый», «прачеШНая», «сквореШНик», «яиШНица».

Нередко неоправданное разграничение произношения в словосочетаниях: «срЕдства производства», но «денежные средствА», «пройти три квартАла», но «третий квАртал этого года». В этих словах единообразное произношение: «срЕдства», «квартАл».

Синтаксические нормы в современном обществе нарушаются повсеместно: не соблюдается порядок слов в предложении (например, в предложениях «Меня тревожило отношение к животным моих детей», «Усилена борьба с нарушениями трудовой дисциплины со стороны администрации завода» перестановка слов влечет за собой изменение смысла или двусмысленность), допускаются ошибки при употреблении однородных членов предложения («люблю рассказы, романы и литературу» - здесь смешаны видовые и родовые понятия, нельзя говорить: «ценю и увлекаюсь классической литературой», надо: «ценю классическую литературу и увлекаюсь ею».

При подлежащем, выраженным словосочетанием типа «большинство студентов», «ряд депутатов», «несколько человек», «десять столов» сказуемое обычно ставится во множественном числе, если речь идет о предметах одушевленных или подчеркивается активность действия, и в единственном числе, если речь идет о предметах неодушевленных: «Большинство студентов поехали на конференцию», «Большинство машин перешло на дизельное топливо», но: «Много птиц сидело на ветвях».

4.  Работа в группах (Защита проектов, самооценка групп)

Студенты защищают проекты по распределенным темам:

1. Лингвистические тенденции современности.

2. Современная речь глазами писателей и публицистов.

 3. Сохранение норм русского языка – важнейшая задача современности.

Основные тезисы записываются в тетрадь.

5. Физкультминутка

6. Рефлексия.

- Давайте закрепим полученные знания, обсудив  результаты анкетирования, посмотрим презентацию с итогами нашего исследования.

7.Подведение итогов занятия.

- Давайте проголосуем за лучшие проекты, представленные группами.

Выставление оценок.

8. Домашнее задание.

Создать презентацию на тему «Языковые нормы», используя собственные примеры нарушения языковых норм.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Роль информационной деятельности в современном обществе"

Презентацию "Роль информационной деятельности в современном обществе" выполнила преподаватель ГБОУ СПО Баймакский сельскохозяйственный техникум Мусина Ж.М. Работа состоит из 12 слайдов, с комментариям...

Роль начально профессионального образования в современном обществе

К мастеру производственного обучения, как к воспитателю квалифицированных рабочих кадров предъявляются особенно высокие требования: « Он должен быть примером для учащихся в поведении на работе и...

Изменение функций современного учителя начальной школы

Эта работа - попытка осмысления изменений в работе учителя с введением ФГОС второго поколения....

ТЕЗИСЫ ДОКЛАДОВ " Эвтаназия как социально-этическая проблема современного общества"

ТЕЗИСЫ ДОКЛАДОВ"Эвтаназия как социально-этическая проблема современного общества"по результатамнаучно-практической конференции...

Методическая разработка по теме «Проблемы современного общества. Наркомания» Лексико-грамматические упражнения» по дисциплине Иностранный язык (английский)

Данная методическая разработка составлена в соответствии с Рабочей программой по дисциплине «Иностранный язык (английский)» и соответствует требованиям Федерального Государственного образовательного с...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НА ТЕМУ: «Проблемы социализации подростков в современном обществе»

1.       Отобрать примеры использования приемов  инновационных педагогических технологий  в воспитательном процессе.2.       ...