Развивающее занятие с элементами тренинга на тему: "С мечтами и делами в унисон"
план-конспект занятия

 Нестерова Яна Александровна

Подростки не всегда различают понятия "уверенное" и "грубое" поведение. данное занятие знакомит учащихся с новыми критериями оценки себя и окружающих, развивает навыки, необходимые для уверенного поведения. Данное занятие способствует развитию навыка у подростков  уважительного отношения друг к другу в процессе работы в командах, дружелюбия, взаимопомощи; готовности сотрудничать со сверстниками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uverennoe_povedenie_2_13-14_let.doc69.5 КБ

Предварительный просмотр:

ВДЦ «Орлёнок»

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА

Автор:                                                                              Я.А. Нестерова,

педагог-психолог

Корректор:                                                                        А.А. Сайфина,

педагог-психолог

«С мечтами и делами в унисон»

Цель: расширение поведенческого потенциала, обогащение приёмами уверенного поведения

Задачи:

  1. укрепить чувство собственного достоинства;
  2. познакомить с приёмами уверенного поведения;
  3. гармонизировать коммуникацию со сверстниками в ВДК.

Форма мероприятия: развивающее занятие с элементами тренинга.

Контингент участников: подростки 13-14 лет

Количество участников: 25-30 человек

Время проведения: 2 академических часа.

Материалы и оборудование: посадочные места для каждого участника, ватман и флипчат, 2-3 маркера, листы бумаги формата А4, (по 2 на каждого участника), ручка (по одной на каждого участника), мяч или мягкая игрушка.

Ход занятия:

  1. Упражнение «Привет. Hello. Buenos dias!»

Сегодняшнее занятие посвящено уверенному поведению. Уверенность в себе дает человеку возможность смело сталкиваться со всеми проблемами и неопределенностями жизни, а также лучше преодолевать все разочарования, взлеты и падения.

Позитивная самооценка помогает человеку добиваться своих стремлений и целей в жизни. Чувство собственного достоинства помогает наладить взаимоотношения, стать счастливым и внутренне сильным человеком.

Уверенность в себе – важная составляющая психологического комфорта и качества жизни. Уверенность в себе тесно связана с самооценкой, она определяет то, как человек действует в общественном поле, влияет на психологическое состояние, помогает формированию психологически здоровой и социально активного личности.

Уверенность в себе – это качество внекультуральное, а общечеловеческое, но в разных культурах будет проявляться по-разному (от скромности до экзальтированности, от отстраненности до гипер включенности). Например, в разных культурах приняты разные ритуалы приветствия и прощания. Давайте поприветствуем друг друга необычным способами., как принято:

- в Великобритании (пожать друг другу руки на большом расстоянии друг от друга);

- в Японии (сложить руки на груди и поклониться);

- в Тибете (показать кончик языка).

Обсуждение:

- Понравилась ли вам приветствие?

- Подумайте, было бы вам трудно поприветствовать друг друга по-Новозеландски (потереться носами), или как принято в Париже (помахать рукой, обняться, поцеловать в щеки 4 раза по очереди)?

  1. Упражнение «Самый уверенный в себе человек».

- Сейчас я попрошу каждый из вас по очереди называть свое имя и имя человека, которого вы считаете очень уверенным (это может быть ваш друг или родственник, а может – публичная персона или сказочный персонаж), а также в нескольких словах пояснить свой выбор.

  1. Упражнение «Зубы и мясо».

- На доске я написала несколько качеств: отзывчивый, упорный, волевой, нежный, целеустремленный, добрый.

Из этого списка выберите те качества, которых вам не хватает; и напишите в левый столбик – не хватает вам себе, а в правый столбик - запишите те качества, которых вам не хватает в окружающих людях. Если вам кажется, что приведённых шести качеств не достаточно, то допишите те, которых, по вашему мнению, не хватает.

После выполнения задания поясняется:

- Качества – упорный, волевой, целеустремленный – характеризуют сильные стороны человека, условно их можно обозначить как «зубы», оставшиеся три качества характеризуют доброту и мягкость человека, условно их можно обозначить как «мясо».

- Какие качества вы выбрали для себя?

- Какие качества выбрали для окружающих?

- Почему большинство считает, что им не хватает сильных качеств, а в других они видят мало доброты?

- Какого человека мы называем «сильной личностью»?

- Что значит быть уверенным человеком?

- Какое поведение можно условно назвать неуверенным?

  1. Упражнение «Немое кино».

- Представьте, что вы смотрите фильм, но звук выключен. По каким признакам вы поймете, что герой ведет себя уверенно или неуверенно. Назовите их. Представьте, что вы слушаете радиопередачу на иностранном языке без перевода. Как понять, говорит ли человек уверенно или неуверенно?

Участники должны назвать признаки уверенного (открытый взгляд, раскованная поза, плавные жесты...) и неуверенного (скованность, взгляд в пол, постукивание пальцами по столу...) поведения.

Вывод: Человек, уверенный в себе, выглядит спокойным, держится с достоинством. У него открытый взгляд, ровная осанка, спокойный и уверенный голос. Он не суетится, не заискивает, не выказывает раздражения. Это прямое, открытое поведение, не преследующее цели причинить вред другим людям.

Неуверенный человек может быть очень тихим, застенчивым, ходить ссутулившись и опустив голову, избегать прямого взгляда, пасовать перед любым давлением на него. Пассивен. Неуверенность проявляется и через прямо противоположное, агрессивное поведение, когда кричат, оскорбляют, размахивают руками, смотрят с презрением.

  1. Упражнение «Маски неуверенности».

- Как вы поняли, очень часто неуверенное поведение скрывается под масками. Постарайтесь догадаться, как можно назвать человека, который:

  • Постоянно боится сделать ошибку.

          Боится сделать что-то не так.

          С трудом знакомится.

          Трудно начинает новое дело. (Застенчивый).

  • Смотрит на других свысока.

          Любит поучать других.

          Подчеркивает собственную значимость. (Самоуверенный).

  • Стремится, чтобы его заметили любой ценой, даже нарушая правила.

          Может оскорблять, унижать других.

          Применяет физическую силу к окружающим. (Агрессивный)

- А сейчас давайте попробуем примерить разные маски. Для этого прошу всех стать в круг и рассчитаться на 1 и 2. Первые номера прошу сделать шаг внутрь круга и повернуться лицом к внешнему кругу. Таким образом у нас образовались пары. В образовавшейся паре предлагаю «надеть» маску застенчивости: 1. спросить: «Как тебя зовут?», 2. улыбнуться, 3. спросить: «Как поживаешь?».

После этого поменяться парами (внутренний круг делает переход влево) и во вновь образовавшейся паре предлагаю «надеть» маску самоуверенности: спросить: «Как тебя зовут?», 2. улыбнуться, 3. спросить: «Как поживаешь?»

После этого снова поменяться парами (внешний круг делает переход вправо) и во вновь образовавшейся паре предлагаю «надеть» маску уверенности: спросить: «Как тебя зовут?», 2. улыбнуться, 3. спросить: «Как поживаешь?»

- Какие чувства вызвал у вас уверенный герой, какие – неуверенный, а какие – излишне уверенный? С кем было приятнее общаться?

6. Мини-лекция «Критерии уверенного и неуверенного типов поведения»

Критерии

Уверенное поведение

Неуверенное поведение

Пассивно-неуверенное

Грубо-агрессивное

Как выглядит?

Спокойный, улыбающийся, открытый взгляд, ровная осанка, жесты открытые, плавные, расслабленные

Напряженный, ходит и сидит ссутулившись, закрытые позы, избегает прямого взгляда, беспокойная и скованная жестикуляция

Напряженная поза, взгляд пристальный, бурная и хаотичная, чрезмерная жестикуляция и гримасы злости, гнева

О чем думает?

Доволен собой, своими действиями, знает, что все получится, удовлетворен

Не доволен собой, своими действиями, сомневается, что получится, неудовлетворен, беспокоится, боится

Недоволен, защищается, прячет свои страхи под маской самоуверенности, неудовлетворен

Как говорит?

Спокойный и уверенный голос, выразительная речь

Тихий, застенчивый голос, мямлит или торопится, речь невнятна

Кричит или угрожающе шипит, высокий или очень низкий голос, торопливость

Как действует?

Быстро принимает решения, действует решительно, уважая интересы других

Долго не может принять решения, действует осторожно, с оглядкой, достигает поставленной цели, если его направляют

Достигает цели, не обращая внимания и ущемляя интересы других, часто жертвует своими интересами

- Неуверенное поведение скрывается под масками застенчивости, самоуверенности и агрессии (грубости). Самоуверенные и агрессивные люди проявляют свою уверенность за счет унижения других, таких людей нельзя назвать сильными и уверенными в себе личностями. Грубость вызывает ответную агрессию и чаще всего не приносит успеха; неуверенность ставит человека в полную зависимость от других и тоже часто приводит к поражению; уверенность же вызывает у окружающих доверие и уважение и поэтому является наиболее эффективной поведенческой тактикой.

- Вам выбирать, какое поведение использовать. И если вы выбираете уверенное поведение, тогда вам следует помнить, что его следует тренировать, чтобы оно стало вашей повседневной привычкой.

Сложно всегда быть невозмутимым и уверенным в себе. Но разобравшись как работает этот механизм, мы можем добиться успеха!

  1. Упражнение «За что я уважаю…»

- Действительно уверенный в себе человек относится с уважением к окружающим. Можно и не любить человека, но уважать его за те или иные качества. Я предлагаю тем участникам, которые могут о себя сказать, что они уважают своих товарищей, поучаствовать в соревновании. Для этого необходимы два участника. Они по очереди будут заканчивать предложение: «Я уважаю … (называют имя кого-то из отряда) за … (называют качество)». Повторять названных соотрядников нельзя. Тот, кто будет думать более трех секунд, считается проигравшим.

  1. Упражнение «Копилка источников уверенности».

- Для того, чтобы быть уверенным, человеку необходимо верить прежде всего в себя самого. Человек чувствует себя уверенным, опираясь на свои внутренние силы, а также на внешние источники силы. Давайте попробуем создать «копилку источников уверенности». В нее войдут те качества, способности, достижения, которые могут помочь человеку осознать свою уверенность. Разделите лист на две части. В одной напишите: внутренние источники уверенности, в другой – внешние источники. Каждый сначала работает самостоятельно, а в конце мы создадим нашу общую копилку ресурсов.

После того, как закончится индивидуальный этап работы, ведущий фиксирует ответы участников на ватмане (ватман ребята заберут после окончания занятия с собой и смогут разместить на отрядном уголке).

После выполнения работы и обсуждения появляется примерно такая запись: внутренние источники – ум, душевные качества, способности, умение защищаться; внешние источники – семья, друзья, природа, деньги.

Вопросы для осуждения:

- Какие источники являются для вас наиболее значимыми?

- Можно ли заменить внешние источники внутренними или наоборот?

  1. Упражнение «Закончи предложение».

Участники, сидя в кругу и передавая друг другу мяч, завершают фразу: «Обычно я чувствую неуверенность, когда...». В высказываниях могут звучать: незнакомая обстановка, отсутствие поддержки окружающих, неопределенность перспективы развития событий.

Далее таким же образом участники называют ситуации, когда они чувствуют уверенность, завершая фразу: «Я чувствую себя уверенно, когда...». В высказываниях могут звучать: знакомая обстановка, поддержка окружающих, наличие информации о возможном развитии событий, успешного опыта собственных действий в схожих обстоятельствах или возможности получить помощь, необходимую информацию, понимание окружающих т.п.

Важно сделать акцент на том, что в ситуациях неопределённости рекомендуется вспомнить об обстоятельствах/людях/действиях, которые способствуют снижению тревоги.

  1. Упражнение «Круг уверенности»
  1. Мы с вами сейчас закроем глаза и представим невидимый круг диаметром 60 сантиметров на полу примерно в полуметре от себя.
  2. Зайдите в этот круг и вспомните прекрасное время, когда вы были на «волне успеха». В этой ситуации максимально проявились все ваши способности. Всё было хорошо, удача сопутствовала вам.
  3. Отметьте для себя и запомните то, как вы видите, слышите и чувствуете окружающий мир в ситуации успеха. Как обычно уверенно звучит ваш голос, как устойчива и горда осанка. Представьте себя в наилучшем состоянии.
  4. Вернитесь из круга в нейтральное состояние. Запомните комплекс в «Круге уверенности». Этот комплекс станет ключом к уверенности и спокойствию, когда они вам будут необходимы

Когда возникнет особая ситуация, требующая проявления уверенности, войдите в своих мыслях в этот круг.

  1. Подведение итогов.

- Что вам понравилось на занятии?

- Что нового вы узнали о себе?

- Можете ли вы сказать, что после занятия изменили мнение о себе?

- Понаблюдайте за собой и окружающими, как проявляются уверенное поведение, застенчивое, самоуверенное и агрессивное. Подумайте, с какими из людей вам нравится общаться.

Список источников:

  1. Анн Л.Ф. Психологический тренинг с подростками. – СПб.: Питер, 2007. – 271 с: ил. – (Серия «Эффективный тренинг»).
  2. Зайцева Т. В. Теория психологического тренинга. Психологический тренинг как инструментальное действие. СПб.: Речь, М.: Смысл, 2002.-80с.

3. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие: Пер. с нем.: В 4-х томах. Т. 1.— М.: Генезис, 1998.— 160 с, ил.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

занятие с элементами тренинга "Активное и пассивное слушание"

Показать участникам важность активного слушания для эффективного общения. Наглядно продемонстрировать  каков процент потери информации при коммуникации в одну сторону, без подтверждения понимания...

Занятие с элементами тренинга « Мы одна кадетская семья»

Сплочение вновь созданного кадетского коллектива (профильного класса) и построение эффективного командного взаимодействия.Невозможно сделать всю работу одному время от времени все равно приходит...

Тематическое занятие с элементами тренинга для развития коммуникативных умений у подростков.

Цели и задачи занятия:Повышение самооценки, познание своего внутреннего мира.Используемые методы и техники:Групповая дискуссия, игровые методы (ситуационно - ролевые, организационно – деятельностные)....

Проект занятия с элементами тренинга

Данный проект тренингового занятия иллюстрирует эффективность работы с обучающимися начального профессионального образования по моделированию процесса межличностного взаимодействия, отрабатыванию раз...

Конспект занятие с элементами тренинга «Секреты радости»

С целью формирования ценностного отношения подростков к жизни, в Зверевском центре помощи детям на традиционном мероприятии «Ярмарка семейных традиций – 2019» было проведен...

Конспект занятие с элементами тренинга для подростков «Конфликты в нашей жизни»

Формирование у подростков навыков бесконфликтного общения с окружающими людьми....

Занятие с элементами тренинга "Я в профессии"

Занятие с элементами тренинга "Я в профессии" - мероприятие, направленное на формирование образа будущей профессии у студентов-выпускников техникума по специальности "Информационные сис...