занятие с элементами тренинга "Активное и пассивное слушание"
классный час на тему
Показать участникам важность активного слушания для эффективного общения. Наглядно продемонстрировать каков процент потери информации при коммуникации в одну сторону, без подтверждения понимания и уточняющих вопросов, а так же, наглядно продемонстрировать, как при вышеописанных условиях искажается информация
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_s_elementami_treninga_aktivnoe_i_passivnoe_slushanie.doc | 78 КБ |
prilozhenie_no_1.docx | 16.7 КБ |
prilozhenie_no_2.docx | 15.33 КБ |
prilozhenie_no_3.docx | 12.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие с элементами тренинга
тема: «Активное и пассивное слушание».
Участники: обучающиеся 10 класс, в возрасте 15-16 лет.
Время: 2 академических часа.
Цель: Ознакомление с понятиями активное и пассивное слушание. Освоение техник активного слушания.
Задачи:
- определить понятие слушания как активного или пассивного процесса;
- в игровых ситуациях научиться применять навыки пассивного и активного слушания.
Ожидаемые результаты: Осознание важности применения техники активного слушания в процессе обучения и общения.
Методы:
- информирование,
- моделирование ситуаций,
- анализ ситуаций.
Оборудование:
- компьютер
- телевизор
Материалы:
- Слайдовая презентация занятия
- Анкета «Умеете ли Вы слушать?» (приложение № 1).
- Информационные листы по теме занятия (приложение № 2).
- Карточки к упражнению «Активное слушание», текст к упражнению «Испорченный телефон» (приложение № 3).
- Аудиозапись песни «Неудачное свидание»,
- фрагменты из мультфильмов: «Алеша Попович и Тугарин Змей», «Рапунцель: запутанная история»; из кинофильма «Приключение Буратино».
- Фломастеры.
План-конспект занятия.
Этапы занятия | Содержание. Действия ведущего и участников | Время (мин.) |
Организационный | Приветствие. Высказывание ожиданий участников занятия. | 3 |
Основной | Прослушивание отрывка песни «Неудавшиеся свидание». | 2 |
Теоретический обзор | Просмотр слайдов. Обсуждение содержания. | 1 |
Диагностический блок (приложение № 1) | Анкета «Умеете ли вы слушать?» Ведущий раздает анкеты, участники записывают ответы на листах, подсчитывают результат. (Конечно, данная анкета не может рассматриваться как серьезное психодиагностическое исследование, ее основная задача — продемонстрировать 12 признаков «плохих слушателей»). | 5 |
Теоретический обзор | Понятие пассивного слушания Обсуждение. | 5-7 |
Практический блок. Упражнение «Испорченный телефон» | Цель: показать участникам каков процент потери информации при коммуникации в одну сторону, без подтверждения понимания и уточняющих вопросов. А так же, наглядно продемонстрировать, как при вышеописанных условиях искажается информация. Описание: ведущий просит выйти 5 добровольцев, которые будут принимать участие в упражнении. Задача участника передать то, что он запомнил следующему участнику. Участники заходят по очереди – пассивно слушают и передают полученную информацию. Обсуждение: % оставшейся информации от первоначального текста и эффективна ли техника пассивного слушания? Что запоминается из нашего сообщения? Что необходимо запомнить из нашего сообщения? | 15 |
Теоретический обзор (приложение № 2) | Понятие активного слушания. Техники активного слушания. Обсуждение. | 15 |
Практический блок. Упражнение «Активное слушание». (приложение № 3) | Цель: показать участникам важность активного слушания для эффективного общения. Описание: участвуют 2 человека. Создание игровой ситуации общения. Один участник рассказывает историю, второй участник получает карточку, с заданием Обсуждение. После разыгрывания каждой ситуации обсуждение, какое слушание было продемонстрировано? какая техника активного слушания использовалась? Какие чувства испытывал рассказчик, к партнеру? | 15 |
Закрепление полученных знаний и навыков слушания. Просмотр отрывков из мультфильмов: «Алеша Попович и Тугарин Змей», «Рапунцель: запутанная история», кинофильма «Приключение Буратино» | После просмотра фрагментов, обсуждение: какой вид слушания применялся героями? | 10 |
Рефлексия | Вопросы к участникам занятия: было ли полезным для вас сегодняшнее занятие или нет? в чем это заключается? | 5-10 |
ХОД ЗАНЯТИЯ С ЭЛЕМЕНТАМИ ТРЕНИНГА
«Активное и пассивное слушание».
Организационный момент.
Встреча участников и рассаживание их в полукруг.
Здравствуйте, ребята! Я рада Вас видеть на занятии. С каким настроением Вы пришли на занятие и что ожидаете от него? (дети по желанию высказываются). Спасибо. Я постараюсь, чтобы наше занятие прошло не только интересно, но и с пользой для Вас.
Слайд № 1. "АКТИВНОЕ И ПАССИВНОЕ СЛУШАНИЕ"
Слайд № 2. "Цель и задачи занятия"
- Ознакомление с понятиями активное и пассивное слушание.
- Освоение техник активного слушания.
ОСНОВНОЙ ЭТАП
Слайд №3. "Умеем ли мы слушать?"
Звучит фрагмент песни «Неудавшиеся свидание».
Вопрос: Ребята как вы думаете, почему свидание не состоялось, и герои песни сердились друг на друга?
Ответы обучающихся.
Слайд №4. "Умеем ли мы слушать?"
«Нам кажется, что умение слушать — это то, что дается человеку при рождении подобно дыханию. Но так только кажется. Мы часто слушаем и не слышим собеседника. А бывает, что говорим, а не слышат нас. Цена такому разговору невелика».
Вопрос: Умение слушать собеседника, это не легкий труд, а вот умеете ли вы слушать?
Диагностический блок
(Анкета «Умеете ли вы слушать?») Ведущий раздает анкеты (приложение №1), участники записывают ответы, подсчитывают результат. (Конечно, данная анкета не может рассматриваться как серьезное психодиагностическое исследование, ее основная задача — продемонстрировать 12 признаков «плохих слушателей»).
Ознакомление с интерпретацией полученных данных.
Ведущий: все ознакомились со своими результатами? Каждый из вас в настоящий момент осознал, насколько он умеет слушать собеседника. Так, как наше занятие посвящено не столько умению слышать, сколько умению слушать прошу тех ребят, кто набрал 10-12 баллов быть активными моими помощниками. А тех, для кого результаты анкетирования не совсем порадовали, предлагаю активно участвовать в занятии и осваивать навыки активного и пассивного слушания.
Слушать можно по-разному.
Слайд № 5. «Техника акти́вного (эмпати́ческого) слу́шания».
Это техника слушания, позволяющая точнее понимать состояния, чувства, мысли собеседника с помощью особых приемов участия в беседе, подразумевающих активное выражение собственных переживаний и соображений.
Слайд № 6. «Техника пассивного слушания».
Это техника слушания, при которой происходит внимательное молчание без вмешательства в речь собеседника или с минимальным вмешательством
Если вы не проявляете интереса к разговору, не демонстрируете никаких знаков внимания, отделываетесь редким «угу» или «хм», по которому трудно определить ваше отношение к происходящему, то это — пассивное слушание, при нем участие в общении минимально.
Слайд № 7. «Факторы применения приемов пассивного слушания».
Так происходит, когда тема разговора или общение с данным человеком вам неинтересны, вы хотели бы отделаться от него или прекратить обсуждение вопроса. Но иногда полезно никак не участвовать в разговоре, просто молчать, например, если собеседник охвачен эмоциональным состоянием, возбужден, находится под впечатлением чего-то настолько, что желает «выговориться», «выплеснуть переживания», в данный момент он ничего не замечает, не контролирует себя — в этой ситуации требуется просто выслушать его, не перебивая. Эмоции «выльются», человек успокоится и вновь обретет способность общаться, думать и анализировать. Если эмоции партнера направлены на вас, вы их вызвали или просто оказались поблизости, «под горячую руку», главная задача — не заразиться от собеседника его эмоциями, не впасть в то же эмоциональное состояние, которое уж точно приведет к бурному конфликту, «выяснению отношений». Выслушайте его, может даже думая о чем-то другом, приятном, а когда он «выплеснется и иссякнет», активно включайтесь в конструктивное обсуждение: «А теперь давай спокойно обсудим, что произошло и как быть».
Вид слушания, при котором вы вовлечены в процесс общения и стараетесь понять собеседника, называется активным слушанием.
Слайд № 8. «Приемы активного слушания».
Выяснение, уточнение:
— я не понял
— повторите еще раз…
— что вы имеете в виду?
— не могли бы Вы объяснить?
Парафраз, то есть повторение слов собеседника своими словами, чтобы удостовериться, что вы его правильно поняли:
Отражение чувств:
— мне кажется, Вы чувствуете…
— понимаю, Вы сейчас разгневаны…
Резюмирование:
— и так, Вы считаете…
— Ваши слова означают…
— другими словами…
Для закрепления теории предлагаю выполнить упражнение.
Упражнение «Активное слушание».
Цель: освоение навыков активного слушания.
Описание:
Работа в парах. Упражнение выполняется в течение 2 минут.
Один из участников рассказывает что-нибудь другому. Слушающий применяет приемы активного или пассивного, на выбор по 1мин. А затем по знаку ведущего применяет другую технику. Затем партнеры меняются ролями.
Обсуждение:
Общее обсуждение опыта приобретенного при работе в парах. Получилось ли угадать технику слушания? Какие приемы слушания были применены? Какие приемы способствовали эффективности общения и с собеседником?
Вывод: эффективность применения техники как активного, так и пассивного слушания зависит от обстоятельств и возникающей ситуации общения.
Упражнение «Испорченный телефон».
Цель: показать участникам каков процент потери информации при пассивном слушании, без подтверждения понимания и уточняющих вопросов. А так же, наглядно продемонстрировать, как при вышеописанных условиях искажается информация.
Описание: Ведущий приглашает 5 добровольцев.
Инструкция участникам:
4 человека выходят за двери, одному (тот кто остался) ведущий зачитывает текст: «Учитель русского языка Татьяна Львовна просила передать ст. воспитателю Назарову, что экскурсия в Екатерининский парк переноситься со вторника 24 апреля в 17.00 на пятницу 27 апреля в 16.00 часов. Всем участникам экскурсии иметь при себе 50 рублей на приобретение входных билетов. А также по желанию орешки или семечки для белок. Задача слушающего участника передать то, что он запомнил следующему участнику. Участники заходят по очереди – пассивно слушают и передают полученную информацию.
Обсуждение: % оставшейся информации от первоначального текста и эффективна ли техника пассивного слушания? Что запоминается из нашего сообщения? Что необходимо запомнить из нашего сообщения?
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.
Просмотр фрагмента мультфильма: «Рапунцель: запутанная история».
Обсуждение: какая техника слушания показана во фрагменте мультфильма?
Просмотр фрагмента мультфильма: «Алеша Попович и Тугарин Змей».
Обсуждение: какая техника слушания показана во фрагменте мультфильма?
Просмотр фрагмента кинофильма «Приключение Буратино».
Обсуждение: какая техника слушания показана во фрагменте кинофильма?
Вопрос:
Как вы считаете, достигли ли мы сегодня цели и задачи поставленной в начале занятия? Какие выводы вы сделали исходя из пройденной темы сегодняшнего занятия? Почему?
Рефлексия.
Вопросы к участникам занятия: было ли полезным для вас сегодняшнее занятие или нет? в чем это заключается?
Используемая литература:
1. Уильям Юри. Преодолевая «нет» или переговоры с трудными людьми. – М., 1998.
2. Панкратов В. Манипуляции в общении и способы их нейтрализации. – М., 2000.
3. Мальханова И.А. Деловое общение. – М., 2002.
Используемые видеоматериалы и аудио:
1. Аудиозапись песни «Неудачное свидание», слова Трофимова С., композитор
А. Цфасман.
2. Видеозапись фрагмента из мультфильма: «Алеша Попович и Тугарин Змей»,. 2004, Россия.
3. Видеозапись фрагмента из мультфильма: «Рапунцель: запутанная история»;2010, Дисней.
4. Видеозапись фрагмента из кинофильма «Приключение Буратино», 1975, Беларусьфильм.
Предварительный просмотр:
Приложение №1
Анкета «Умеете ли вы слушать?»
Инструкция. Постарайтесь, не особенно задумываясь, искренне ответить на них «да» или «нет».
№ | вопрос | да | нет |
1. | Часто ли вы с нетерпением ждете, когда другой закончит говорить и даст возможность высказаться вам? | ||
2. | Бывает ли, что вы спешите принять решение до того, как поймете суть проблемы? | ||
3. | Правда ли, что вы порой слушаете лишь то, что вам нравится? | ||
4. | Мешают ли вам эмоции слушать собеседника? | ||
5. | Часто ли вы отвлекаетесь, когда ваш собеседник излагает свои мысли? | ||
6. | Запоминаете ли вы вместо основных моментов беседы какие-либо несущественные? | ||
7. | Бывает ли так, что слушать другого человека вам мешают собственные предубеждения? | ||
8. | Прекращаете ли вы слушать собеседника, когда появляются трудности в понимании сказанного? | ||
9. | Занимаете ли вы негативную позицию к говорящему? | ||
10. | Перебиваете ли вы собеседника? | ||
11 | Избегаете ли вы взгляда собеседника в разговоре? | ||
12. | Возникает ли у вас острое желание прервать собеседника и вставить свое слово за него, опередив его собственные выводы? |
Обработка и интерпретация результатов.
Подсчитайте количество ответов «нет».
10-12 баллов. Вы умеете достаточно хорошо слушать собеседника. Не руководствуясь предубеждениями по отношению к нему, стараетесь выделить в его словах главное. Ваши собственные эмоции не мешают вам слушать даже то, что вам не очень нравится. Поэтому многие любят общаться с вами.
8-10 баллов. Нередко вы проявляете умение слушать партнера. Даже если вы чем-то недовольны, все равно стараетесь дослушать партнера до конца. Если же партнер вам надоел, пытаетесь тактично прервать общение с ним. Иногда вы все же позволяете себе перебить собеседника для того, чтобы вставить свое «веское слово».
Менее 8 баллов. К сожалению, вы еще не научились слушать своих партнеров по общению. Вы перебиваете их, не даете высказаться до конца. Если вам не нравится то, что человек говорит, перестаете слушать его.
Предварительный просмотр:
Приложение №2
Тема: «Активное и пассивное слушание. Техники активного слушания».
Умение слушать собеседника (следует отличать от инстинктивного слышания) - это активный мыслительный процесс, восприятие информации от говорящих, при котором человек воздерживается от выражения своих эмоций, такое отношение к собеседнику, при котором говорящий чувствует к себе интерес, сопереживание, понимание. Умение слушать имеет две стороны: способность понимать услышанное и отбирать, накапливать информацию.
Пассивное слушание — это пассивный процесс без реакции на сказанное. Слушающий как бы слушает, но не слышит собеседника. В основном он сосредоточен на себе. Иногда при этом человек следит за темой обсуждения, ловя лишь момент, чтобы вступить в него самому. При пассивном слушании контакт с собеседником поддерживается простейшими фразами, например: «Да», «угу», и т.д. пассивное слушание очень часто единственное, что необходимо собеседнику, когда ему просто нужно выговориться.
Активное слушание (эмпатическое слушание) - это такое слушание, при котором активно дают понять собеседнику, что его не только слушают, но и слышат, и понимают, и даже разделяют его чувства. В результате говорящий чувствует, что его слышат и понимают, чувствует доверие и поддержку и гораздо больше идет контакт, раскрывая свои чувства, переживания.
Правила активного слушания
- слушайте с первых же слов разговора и не ослабляйте внимание;
- отложите все другие занятия и слушайте: не пытайтесь делать два дела одновременно;
- гоните от себя любые отрицательные мысли о собеседнике;
- осмысливайте то, что вам говорят в данный момент, не забегайте вперед;
- не перебивайте;
- постарайтесь заинтересоваться тем, о чем вам говорят;
- оценивайте сказанное скорее по его содержанию, чем по манере подачи;
- избегайте поспешных выводов, сохраняйте объективность.
Техники активного слушания
- «Парафраз» («пересказ») — воспроизведение мысли говорящего своими словами («перефразирование»), например, «как я понимаю...», «по вашему мнению...», «другими словами...».
- «Эхо-реакция» — повторение последнего слова собеседника («И тогда мы пошли на дискотеку. На дискотеку?»)
- Уточняющие вопросы («Что ты имел в виду»?) или наводящие вопросы (Что? Где? Когда? Почему? Зачем?)
- Побуждение («Ну и… И что дальше?»);
- Резюмирование − подытожить основные идеи партнера, соединить основные фрагменты разговора в единое целое.
- и так, Вы считаете…
- Ваши слова означают…
- другими словами
- Отражение чувств:
- мне кажется, Вы чувствуете…
- понимаю, Вы сейчас разгневаны…
- Проявление эмоций: мимикой, пантомимикой, смехом, вздохами и т. п.
Словарик
Эмпатия от англ. empathy — сочувствие, сопереживание, умение поставить себя на место другого,
Предварительный просмотр:
Приложение №3
Текст к упражнению «Испорченный телефон»
1 вариант. Учитель китайского языка Татьяна Львовна просила передать ст. воспитателю Назарову, что экскурсия в Екатерининский парк переноситься со вторника 24 апреля в 17.00 на пятницу 27 апреля в 16.00 часов. Всем участникам экскурсии иметь при себе 50 рублей на приобретение входных билетов. А также орешки или семечки для белок.
2 вариант. Библиотекарь Елена Борисовна просила предупредить педагога – организатора Спиридонову, что классный час по теме : Россия – страна возможностей» переноситься с 3 мая 18.00 часов на 10 мая 17 часов. Всем участникам встречи иметь с собой по 3 гвоздики.
Продемонстрировать пассивное слушание: Используя технику: — молчание (видимое отсутствие реакции без эмоций, глядя «сквозь» рассказчика, думая о своем,) | Продемонстрировать активное слушание: Используя технику — «парафраз» («пересказ») — передача содержания высказывания партнера другими словами; |
Продемонстрировать активное слушание: Используя технику- «эхо-реакция» — повторение последнего слова собеседника («И тогда мы пошли на дискотеку. — На дискотеку?»); | Продемонстрировать активное слушание: Используя технику — эмоции («ух», «ах», «здорово», смех, гримасы и т.п. |
Продемонстрировать активное слушание: Используя технику — побуждение («Ну и… И что дальше?»); | Продемонстрировать активное слушание: Используя технику — уточняющие вопросы («Что ты имел в виду»?) или |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие с элементами тренинга « Мы одна кадетская семья»
Сплочение вновь созданного кадетского коллектива (профильного класса) и построение эффективного командного взаимодействия.Невозможно сделать всю работу одному время от времени все равно приходит...
Тематическое занятие с элементами тренинга для развития коммуникативных умений у подростков.
Цели и задачи занятия:Повышение самооценки, познание своего внутреннего мира.Используемые методы и техники:Групповая дискуссия, игровые методы (ситуационно - ролевые, организационно – деятельностные)....
Проект занятия с элементами тренинга
Данный проект тренингового занятия иллюстрирует эффективность работы с обучающимися начального профессионального образования по моделированию процесса межличностного взаимодействия, отрабатыванию раз...
Разработка практического занятия с элементами проектной деятельности по дисциплине «Глобальные вычислительные сети» «РАБОТА С ИНФОРМАЦИОННО-ПОИСКОВЫМИ СИСТЕМАМИ WWW»
Разработка практического занятия «Работа с информационно-поисковыми системами www» является необычной, т.к. в ней использованы элементы проектной деятельности.Первая часть занятия – защита проектной р...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ЭЛЕМЕНТАМ ТЕХНИЧЕСКОЙ МЕХАНИКИ.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙПО ЭЛЕМЕНТАМ ТЕХНИЧЕСКОЙ МЕХАНИКИ....
Конспект познавательного занятия с элементами экспериментирования в старшей группе «Свойства камней».
Малыш – природный исследователь окружающего мира. Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, самостоятельными, умеющими решать возникающие проблемы. Огромное значен...
Конспект занятие с элементами тренинга «Секреты радости»
С целью формирования ценностного отношения подростков к жизни, в Зверевском центре помощи детям на традиционном мероприятии «Ярмарка семейных традиций – 2019» было проведен...