Занятие с элементами тренинга "Я в профессии"
методическая разработка

Новожен Любовь Викторовна

Занятие с элементами тренинга "Я в профессии" - мероприятие, направленное на формирование образа будущей профессии у студентов-выпускников техникума по специальности "Информационные системы и программирование"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Занятие с элементами тренинга

«Я - в профессии»

Цель: формирование внутреннего образа будущей профессии у студентов-выпускников техникума специальности «Информационные системы и программирование»

Оборудование: мяч, 2 тетрадных листа на каждого участника, метафорические карты «Persona» и «Personita», буквы алфавита, напечатанные на отдельных листах, карандаши, листы А4 по числу участников.

Время: 90 минут

Методические рекомендации: желательно провести входную и выходную диагностику мотивов выбора профессии студентов, профессиональных способностей и интересов, отношения к выбранной профессии.

Ход занятия

Организационная часть

1. Приветствие ведущего, краткая презентация занятия

2. принятие правил работы в кругу:

- «Конфиденциальность» - все, что происходит внутри группы, не распространяется за ее пределами;

- Активность участников – у каждого есть право не участвовать. Акцент делается на цель, для достижения которой все собрались, а также на последствия отказа одного участника, что априори влияет на ход работы всей группы;

- «Я-высказывание» - участник может высказать только собственную точку зрения;

- «Здесь и сейчас» - важность происходящего в настоящий момент в данном месте (без проекции в прошлое и будущее).

Основная часть

1. Упражнение-разминка «Программист – он какой?»

   Студентам предлагается, бросая мяч, называть прилагательные, характеризующие, с их точки зрения, деятельность программиста. Необходимо быть внимательным и не повторяться. Игра продолжается до тех пор, пока у студентов не появятся затруднения с поиском новых определений.

    После этого им предлагается, бросая мяч, называть глаголы, характеризующие деятельность программиста.

    Эта игра позволяет взглянуть на профессию программиста как с точки зрения качеств, которыми обладает или должен он обладать, так и актуализировать виды профессиональной деятельности, а также навыки и умения программиста.

    При анализе проведенного занятия на это необходимо обратить внимание, подчеркнуть разноплановость профессиональных требований, предъявляемых к программисту. Также стоит обратить внимание на количественное соотношение позитивных и негативных характеристик, которые прозвучали во время игры.

2. Упражнение «Цвет моей будущей профессии»

Студентам предлагается ответить на вопрос: «Если вы представите свою будущую профессию в виде цвета, то какой он будет? Ответ изобразите на бумаге». По завершении рисования каждый участник объясняет свой выбор цвета.

3. Упражнение «Реальный и идеальный»

Студентам предлагается две колоды метафорических карт с изображением лиц разных людей «Persona» и «Personita». Задача студентов выбрать две карты, отвечая на вопросы «Каким я вижу себя в качестве программиста?» и «Как выглядит прграммист-профессионал?».

После выбора карт студенты по кругу рассказывают, почему они выбрали данные карты, что они в них увидели.

4. Упражнение «Какой Я»

Студентам предлагается записать в два столбика качества, характеризующие их как будущих специалистов .

    В первый столбик – качества, которыми они обладают, с их точки зрения, и которые будут способствовать их профессиональному росту, успешности профессиональной деятельности

   Во второй столбик они записывают те качества, которые могут мешать им в профессиональной деятельности.

   Каждый работает самостоятельно в течение 5 минут. Затем студенты называют количество качеств, записанных в первом и во втором столбиках. Эти данные не обсуждаются и не комментируются.

    После этого на другом листе предлагается записать как можно больше качеств, которыми, с их точки зрения, должен обладать программист.

   Когда работа закончена, организуется совместное обсуждение всех качеств, предложенных студентами. Каждый из них должен пояснить, аргументировать, почему он считает данное качество необходимым в профессиональной деятельности программиста. В ходе обсуждения студенты могут корректировать свой список, добавляя или вычеркивая те или иные качества.

5. Упражнение «Звездный час»

   Студентам предлагается ответить на вопрос: Что самое главное в работе программиста? Ради чего живут представители этой профессии?

   Давшие одинаковые или похожие ответы объединяются в группы.

   После озвучивания нужно изобразить ответ: с помощью пантомимы, танца или позы.

   По завершении участник объясняет свой ответ.

6. Упражнение «Жизненный и профессиональный кодекс программиста»

    Студенты вытаскивают вслепую из кучи одну букву алфавита. Задача участников – сформулировать несколько значимых лично для них и для мира в целом жизненных и профессиональных правил, которые начинались бы на те буквы алфавита, которые им достались.

7. Рефлексия:

- Какое упражнение показалось сложным? Почему?

- Узнали ли вы что-то новое о профессиипрограммиста?

- А о себе?

- С какими чувствами и мыслями вы уходите с занятия?


Список литературы

  1. Арт-терапия в эпоху постмодерна [Текст] / под ред. А.И. Копытина. - СПб.: Речь; Семантика-С, 2002. – 221 с.
  2. Вачков И.В. Психология тренинговой работы: Содержательные, организационные и методические аспекты ведения тренингововй группы. – М.: Эксмо, 2008.
  3. Горбушина О.П. Психологический тренинг. Секреты проведения. – СПб.: Питер, 2007.
  4. Пронина С. Тренинговая программа на сплочение и командообразование «Лицом к лицу» // Школьный психолог. — 2013. — № 5. — С. 38 — 45.
  5. Психолого-педагогический практикум: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л.С. Подымова, Л.И. Духова, Е.А. Ларина, О.А. Шаян; под ред. В.А. Сластенина. – 2-изд., стер. – м.: Издательский центр «академия», 2006. – 224 с.
  6. Пузиков В.Г. Технология ведения тренинга. – СПб.: Речь, 2007.
  7. Сидорова В.В. Образование в области терапии искусствами в России и за рубежом [Текст] //МПЖ, С.187-197
  8. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис: пер. с англ. / Общ. Ред. И предисл. А.в. Толстых. 2-е изд. – М.: Флинта: МПСИ: прогресс, 2006.



Предварительный просмотр:

Занятие с элементами тренинга

«Я - в профессии»

Цель: формирование внутреннего образа будущей профессии у студентов-выпускников техникума специальности «Информационные системы и программирование»

Оборудование: мяч, 2 тетрадных листа на каждого участника, метафорические карты «Persona» и «Personita», буквы алфавита, напечатанные на отдельных листах, карандаши, листы А4 по числу участников.

Время: 90 минут

Методические рекомендации: желательно провести входную и выходную диагностику мотивов выбора профессии студентов, профессиональных способностей и интересов, отношения к выбранной профессии.

Ход занятия

Организационная часть

1. Приветствие ведущего, краткая презентация занятия

2. принятие правил работы в кругу:

- «Конфиденциальность» - все, что происходит внутри группы, не распространяется за ее пределами;

- Активность участников – у каждого есть право не участвовать. Акцент делается на цель, для достижения которой все собрались, а также на последствия отказа одного участника, что априори влияет на ход работы всей группы;

- «Я-высказывание» - участник может высказать только собственную точку зрения;

- «Здесь и сейчас» - важность происходящего в настоящий момент в данном месте (без проекции в прошлое и будущее).

Основная часть

1. Упражнение-разминка «Программист – он какой?»

   Студентам предлагается, бросая мяч, называть прилагательные, характеризующие, с их точки зрения, деятельность программиста. Необходимо быть внимательным и не повторяться. Игра продолжается до тех пор, пока у студентов не появятся затруднения с поиском новых определений.

    После этого им предлагается, бросая мяч, называть глаголы, характеризующие деятельность программиста.

    Эта игра позволяет взглянуть на профессию программиста как с точки зрения качеств, которыми обладает или должен он обладать, так и актуализировать виды профессиональной деятельности, а также навыки и умения программиста.

    При анализе проведенного занятия на это необходимо обратить внимание, подчеркнуть разноплановость профессиональных требований, предъявляемых к программисту. Также стоит обратить внимание на количественное соотношение позитивных и негативных характеристик, которые прозвучали во время игры.

2. Упражнение «Цвет моей будущей профессии»

Студентам предлагается ответить на вопрос: «Если вы представите свою будущую профессию в виде цвета, то какой он будет? Ответ изобразите на бумаге». По завершении рисования каждый участник объясняет свой выбор цвета.

3. Упражнение «Реальный и идеальный»

Студентам предлагается две колоды метафорических карт с изображением лиц разных людей «Persona» и «Personita». Задача студентов выбрать две карты, отвечая на вопросы «Каким я вижу себя в качестве программиста?» и «Как выглядит прграммист-профессионал?».

После выбора карт студенты по кругу рассказывают, почему они выбрали данные карты, что они в них увидели.

4. Упражнение «Какой Я»

Студентам предлагается записать в два столбика качества, характеризующие их как будущих специалистов .

    В первый столбик – качества, которыми они обладают, с их точки зрения, и которые будут способствовать их профессиональному росту, успешности профессиональной деятельности

   Во второй столбик они записывают те качества, которые могут мешать им в профессиональной деятельности.

   Каждый работает самостоятельно в течение 5 минут. Затем студенты называют количество качеств, записанных в первом и во втором столбиках. Эти данные не обсуждаются и не комментируются.

    После этого на другом листе предлагается записать как можно больше качеств, которыми, с их точки зрения, должен обладать программист.

   Когда работа закончена, организуется совместное обсуждение всех качеств, предложенных студентами. Каждый из них должен пояснить, аргументировать, почему он считает данное качество необходимым в профессиональной деятельности программиста. В ходе обсуждения студенты могут корректировать свой список, добавляя или вычеркивая те или иные качества.

5. Упражнение «Звездный час»

   Студентам предлагается ответить на вопрос: Что самое главное в работе программиста? Ради чего живут представители этой профессии?

   Давшие одинаковые или похожие ответы объединяются в группы.

   После озвучивания нужно изобразить ответ: с помощью пантомимы, танца или позы.

   По завершении участник объясняет свой ответ.

6. Упражнение «Жизненный и профессиональный кодекс программиста»

    Студенты вытаскивают вслепую из кучи одну букву алфавита. Задача участников – сформулировать несколько значимых лично для них и для мира в целом жизненных и профессиональных правил, которые начинались бы на те буквы алфавита, которые им достались.

7. Рефлексия:

- Какое упражнение показалось сложным? Почему?

- Узнали ли вы что-то новое о профессиипрограммиста?

- А о себе?

- С какими чувствами и мыслями вы уходите с занятия?


Список литературы

  1. Арт-терапия в эпоху постмодерна [Текст] / под ред. А.И. Копытина. - СПб.: Речь; Семантика-С, 2002. – 221 с.
  2. Вачков И.В. Психология тренинговой работы: Содержательные, организационные и методические аспекты ведения тренингововй группы. – М.: Эксмо, 2008.
  3. Горбушина О.П. Психологический тренинг. Секреты проведения. – СПб.: Питер, 2007.
  4. Пронина С. Тренинговая программа на сплочение и командообразование «Лицом к лицу» // Школьный психолог. — 2013. — № 5. — С. 38 — 45.
  5. Психолого-педагогический практикум: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л.С. Подымова, Л.И. Духова, Е.А. Ларина, О.А. Шаян; под ред. В.А. Сластенина. – 2-изд., стер. – м.: Издательский центр «академия», 2006. – 224 с.
  6. Пузиков В.Г. Технология ведения тренинга. – СПб.: Речь, 2007.
  7. Сидорова В.В. Образование в области терапии искусствами в России и за рубежом [Текст] //МПЖ, С.187-197
  8. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис: пер. с англ. / Общ. Ред. И предисл. А.в. Толстых. 2-е изд. – М.: Флинта: МПСИ: прогресс, 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

занятие с элементами тренинга "Активное и пассивное слушание"

Показать участникам важность активного слушания для эффективного общения. Наглядно продемонстрировать  каков процент потери информации при коммуникации в одну сторону, без подтверждения понимания...

Занятие с элементами тренинга « Мы одна кадетская семья»

Сплочение вновь созданного кадетского коллектива (профильного класса) и построение эффективного командного взаимодействия.Невозможно сделать всю работу одному время от времени все равно приходит...

Тематическое занятие с элементами тренинга для развития коммуникативных умений у подростков.

Цели и задачи занятия:Повышение самооценки, познание своего внутреннего мира.Используемые методы и техники:Групповая дискуссия, игровые методы (ситуационно - ролевые, организационно – деятельностные)....

Проект занятия с элементами тренинга

Данный проект тренингового занятия иллюстрирует эффективность работы с обучающимися начального профессионального образования по моделированию процесса межличностного взаимодействия, отрабатыванию раз...

Конспект занятие с элементами тренинга «Секреты радости»

С целью формирования ценностного отношения подростков к жизни, в Зверевском центре помощи детям на традиционном мероприятии «Ярмарка семейных традиций – 2019» было проведен...

Конспект занятие с элементами тренинга для подростков «Конфликты в нашей жизни»

Формирование у подростков навыков бесконфликтного общения с окружающими людьми....

Занятие с элементами тренинга «Секреты гармонии в семье»

Занятие с элементами тренинга «Секреты гармонии в семье», разработано для студентов. Приурочено ко дню семьи и направлено на формирование благоприятного эмоционально-психологиче...