«Профессиональная компетентность мастера производственного обучения»
материал
Профессионально - педагогическая компетентность мастера
производственного обучения - это владение определённым набором наиболее важных для его профессиональной деятельности компетенций, интегральная совокупность знаний, умений, навыков, способностей и качеств личности, позволяющих успешно решать проблемы, в том числе педагогические, в области учебно-производственной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_professionalnye_kompetentsii_mastera_prof._obucheniya.docx | 18.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Областное государственное образовательное бюджетное учреждение
среднего профессионального образования
«Многопрофильный лицей»
Доклад по самообразованию
Тема: «Профессиональная компетентность мастера производственного обучения»
Подготовил мастер производственного обучения: Кравченко Б.И.
2023г.
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ МАСТЕРА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ
Профессионально - педагогическая компетентность мастера
производственного обучения - это владение определённым набором наиболее важных для его профессиональной деятельности компетенций, интегральная совокупность знаний, умений, навыков, способностей и качеств личности, позволяющих успешно решать проблемы, в том числе педагогические, в области учебно-производственной деятельности.
В связи с переменами, произошедшими в последние годы в жизни нашего общества, перед всеми работниками профессионального образования сейчас встали новые, подчас трудновыполнимые задачи: в условиях социального, психологического, морального расслоения, материального упадка, неполноценного государственного регулирования процессов обучения, отсутствия необходимой учебно-программной документации выполнить государственный заказ - обучение и воспитание грамотного специалиста, способного адаптироваться в этом непростом мире и выдержать конкуренцию на современном рынке труда.
Профессиональная компетентность – качество, свойство или состояние специалиста, обеспечивающее вместе или в отдельности его физическое, психическое и духовное соответствие, необходимости, потребности, требованиям определенной профессии, специальности, специализации, стандартам квалификации, занимаемой или исполняемой служебной должности.
В педагогической науке понятие «профессиональная компетентность» рассматривается как:
- совокупность знаний, умений, определяющих результативность труда;
- объем навыков выполнения задачи;
- комбинация личностных качеств и свойств;
- комплекс знаний и профессионально значимых личностных качеств;
- единство теоретической и практической готовности к труду, способность осуществлять культуро-сообразные виды действий.
При рассмотрении компетенции мастера производственного обучения следует выделить прежде всего ведущий фактор.
Это мотивация мастера производственного обучения к профессиональной деятельности. Его потребность в самоутверждении, изучении запросов учащихся, отсутствие удовлетворенности результатами своего труда.
Последующие факторы
- деятельность мастера, направленная на развитие мыслительных функций учащихся, их интеллектуальных способностей;
- результаты деятельности, полученные мастером при освоении новых технологий, позволяющие
приобретать профессиональные умения будущим специалистами.
Критериями оценки эффективности освоения мастерами производственного обучения новых педагогических технологий могут быть следующие:
- соответствие дидактических возможностей целям и задачам обучения;
- наличие эмоционального контакта с учащимися, личностно-ориентированный характер обучения и др.
Система подготовки, переподготовки и повышение квалификации работников на предприятии в условиях рынка, с одной стороны, должна быстро реагировать на изменение потребностей производства в рабочей силе, а с другой - предоставить работникам возможность для обучения в соответствии с их интересами. Перед современной системой производственного обучения стоят следующие задачи в области подготовки, переподготовки кадров и повышения их квалификации:
- привитие профессиональных навыков;
- изучение наиболее рациональных рабочих приемов на основе опыта передовых производств;
- освоение норм выработки, достижение качественных показателей;
- усвоение правил техники безопасности и промышленной санитарии.
При повышении квалификации рабочих:
- совершенствование имеющихся навыков;
- освоение новых, более сложных работ и навыков;
- освоение новой техники и технологии, изучение передовой организации производства;
- освоение новых методов и приемов труда и его организации.
Обучение невозможно без знания принципов обучения, т.е. основных положений, на которых базируется успешно организованная теория образования и обучения и успешно организованный учебно-производственный процесс.
Но к нам приходят, в основном, ребята, имеющие слабые знания по предметам, склонные к правонарушениям. И о будущей профессии они не имеют определенного понятия.
Такие дети приходят к нам плохо подготовленными к учебной профессиональной деятельности. У них отсутствует интерес к учению, снижено внимание, они легко отвлекаются, быстро устают.
В процессе обучения таких детей используем словесные, наглядные и практические методы обучения. Учащиеся не могут одновременно усвоить большой объем материала, плохо понимают и не запоминают и необходимо этот материал давать небольшими частями, и подкреплять его наглядностью или практическими действиями.
Объяснение в основном ведется как беседа, при этом дети отвечают на заданные вопросы. Задаешь вопросы четко, кратко, по существу. Беседа сопровождается показом предметов, инструментов. Хорошо использовать для работы с обучающимися наглядный метод – это экскурсия, самостоятельные наблюдения, демонстрация. Демонстрация – это наглядно-чувственное ознакомление детей с явлениями, процессами, объектами в их натуральном виде. Хотя такие дети изображение видят плоским. Они не видят объем. При демонстрации наглядных объектов описывают внешний вид (величину, цвет, составные части).
Проводим экскурсии на разные объекты. Ценность экскурсии в том, что дети изучают предметы в естественных условиях.
Практические методы помогают обучающимся понять и осмыслить изучаемый материал, сформировать умения и навыки. Практика способствует повторению изученного материала, его закрепление.
Особое место занимают познавательные игры. Часто проводим занятия в виде какой- либо игры, с выполнением заданий по учебным материалам. Недавно, я проводила с ними урок на тему «Штукатурные слои» на основе русской народной сказки «о молодильных яблоках и живой воде» с выполнением заданий по теме урока. Детям понравился урок и сказали, чтобы по чаще такие уроки проводили.
Для того, чтобы наши дети хорошо чувствовали себя на занятиях и усвоили материалы, необходимо создать в группе благоприятную, комфортную для детей атмосферу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЛАН ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООБРАЗОВАНИЯ МАСТЕРА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ
В плане профессионального самообразования подробно расписаны цели и задачи, которые я поставила перед собой, моя методическая цель, ожидаемый результат, а также подродный план на 3 года по самообразов...
Индивидуальный план повышения профессионального уровня мастера производственного обучения
Министерство образования и науки РТФилиал государственного автономного профессионального образовательного учреждения«Лениногорский политехнический колледж» в г Азнакаево...
Доклад «ИКТ - компетентность как средство повышения профессионального мастерства преподавателей специальных дисциплин и мастеров производственного обучения»
Одним из основных процессов, характеризующих современное общество, является информатизация....
ИКТ - компетентность как средство повышения профессионального мастерства преподавателей специальных дисциплин и мастеров производственного обучения» январь 2018
Доклад на Республиканский семинар преподавателей спецдисциплин и мастеров п/о...
Индивидуальный план работы на межаттестационный период по повышению профессионального уровня мастера производственного обучения Мироновой Анны Викторовны
Индивидуальный план работы на межаттестационный период по повышению профессионального уровнямастера производственного обучения Мироновой Анны Викторовны...
Программа профессионального самообразования мастера производственного обучения Тема: Развитие творческих способностей студентов
По специальности:29.02.04 Конструирование, моделирование и технология швейных изделий профессия СПО:29.01.08 Оператор швейного оборудования...
Индивидуальный план работы по повышению профессионального уровня мастера производственного обучения Коломыцевой Елены Владимировны
Индивидуальный план работы по повышению профессионального уровнямастера производственного обученияКоломыцевой Елены Владимировны...