Проблема речевой компетентности у обучающихся
статья

Казанцева Юлия Геннадьевна

О проблемах речевой компетентности у обучающихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon problema_rechevoy_kompetentnosti_u_uchashchihsya.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проблема речевой компетентности у обучающихся, а также лиц с ОВЗ и инвалидов.

Образовательные стандарты нацелены на создание условий для достижения выпускниками уровня зрелости, достаточного для самоопределения и самоорганизации в сфере межличностных отношений. Другими словами, современное образование направлено на достижение компетентности гражданина, одной из составляющих которой является речевая компетентность.

Под речевой компетентностью понимается свободное владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения. Именно эта компетентность дает возможность полностью реализоваться человеку в жизни, труде, творческой деятельности, т.е. помогает обучающемуся становиться развитой, успешной личностью.

Вряд ли ученика можно обучить компетентности, таким он может стать лишь сам, найдя и апробировав различные методы поведения в данной предметной области.

Влияние может оказывать:

- проблемы в здоровье и развитии,

- языковое окружение (в какой среде находится ученик),

- влияние диалекта (говор, влияние разнородных наречий местности на внешний чужеродный говор)

- низкий словарный запас.

Практика показывает, что успехам к овладению основами культуры речи учащихся является знание фактов, влияющих на правильную, выразительную речь. Выделяют следующие факты:

- сознательное намерение автора речи говорить выразительно,

- хорошее знание предмета. Каждый предмет, изучаемый в школе, имеет множество специальных терминов, особых речевых оборотов, специфических именно для данного предмета. В первую очередь учащиеся должны обладать этими терминами и речевыми оборотами,

- наличие в языке средств, способных улучшить в речи качество выразительности,

- систематическая и осознанная тренировка речевых навыков:

а) овладение грамматическими, стилистическими нормами. Чем меньше времени на уроке объясняет и спрашивает учитель, тем больше говорят учащиеся.

б) овладение навыками техники речи (дыхание, голос, дикция, интонация).

Необходимо максимально увеличивать время разговорной речи учащихся на каждом уроке, в том числе и на уроке математики. С этой целью необходимо уменьшить количество дополнительных, вспомогательных вопросов, сократить время, отводимое для беседы, стараться проводить объяснение в виде связного рассказа, использовать метод «образцовых ответов». Основное требование к этому методу сводится к тому, что объяснение учителя надо рассматривать как образец ответа.

Нужно приучать к связному рассказу при устном объяснении, обеспечивая возможность последовательно, аргументировано и доказательно комментировать решаемые задачи. Это достигается использованием разных методов работы на занятиях.

Необходимо применять методы: компактный, алгоритмический и другие, - обеспечивая ученикам возможность последовательно, аргументировано, доказательно комментировать решаемые задачи.

Организуя проверку домашнего задания, необходимо проведение устных упражнений и фронтального опроса, т.к. здесь учащиеся ставятся перед необходимостью сосредотачивать главные умения на объяснении выполнения упражнений.

Большое внимание нужно уделять методам поиска решения задач. Применяя эти методы, ученики учатся не только самостоятельно находить способы решения задачи, но и логически, нестандартно мыслить, учатся рассуждать.

Одним из основных материалов, на основе которого развивается речевая активность на уроках математики, является определение, которое разъясняет слово, означающее понятие. Само это слово содержит в себе очень широкое общение. Благодаря слову понятие разбивается на системы связей.

 Таким образом, учащийся станет компетентным человеком, в том числе, будет обладать и речевой компетентностью, если в течении всего периода обучения ведется целенаправленная работа с использованием новых информационных технологий, способствующих развитию самостоятельной учебной деятельности.

В методике математики накоплен богатейший опыт, разработано и проверено на практике множество методов и приемов обучения. Следовательно, учитель может для конкретной ситуации, сложившейся в данном классе, подобрать эффективную совокупность методов и приемов обучения. При этом он учитывает возможности свои и своих учащихся, особенности своего стиля работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы речевого этикета в английском языке и проблемы его применения в быту и профессиональной деятельности

Английский речевой этикет - это совокупность специальных слов и выражений, придающих вежливую форму английской речи, а также правила, согласно которым эти слова и выражения употребляются на практике в...

Проблемы развития профессиональной компетентности педагога

Профессионально успешная личность, по мнению Н.А. Эверт, должна испытывать потребность в самопознании как способа совершенствования своей деятельности.Готовы ли педагоги школы к самопознанию?...

Доклад к педагогическому совету «Речевая компетентность – составляющая общей культуры»

p { margin-bottom: 0.25cm; direction: ltr; color: rgb(0, 0, 0); line-height: 120%; }p.western { font-family: "Times New Roman",serif; font-size: 10pt; }p.cjk { font-family: "Times New Roman",serif...

Проблемы формирования правовой культуры обучающихся

В современных условиях, когда у большинства молодежи проявляется иждивенческий характер образа жизни, некая инертность и незаинтересованность в саморазвитии, обществу необходимо проявлять решимость в ...

Реализация проекта «Формирование и развитие речевой среды на уровне начального образования как условие становления компетентной личности обучающихся»

Практика по формированию и развитию речевой среды на уровне начального общего образования МОУ ИРМО «Оёкская СОШ» освещает какими средствами достигается поставленная цель. Это преподавание ...

Формирование профессиональных компетентностей у обучающихся в ГПОУ ТО «ДПК»

Формирование профессиональных компетентностей у обучающихся в ГПОУ ТО «ДПК» Реформирование сферы образования, в том числе среднего профессионального образования, обусловлено изменения...

Программа формирования социальной компетентности обучающихся «Развитие социальной компетентности несовершеннолетних в условиях общеобразовательного учреждения»

Программа построена с учетом особенностей личности школьника, структуры его интересов и потребностей, возникающих на определенном возрастном этапе. Именно подростки оказываются наиболее заинтересованн...