Формирование профессиональных компетентностей у обучающихся в ГПОУ ТО «ДПК»
статья
Формирование профессиональных компетентностей у обучающихся в ГПОУ ТО «ДПК»
Реформирование сферы образования, в том числе среднего профессионального образования, обусловлено изменениями в социально-экономической сфере и инновационными процессами, происходящими в европейском и мировом образовательном пространстве. Современное общество ставит перед системой СПО задачу подготовки специалистов, способных быстро адаптироваться в изменяющихся условиях экономической действительности и гибко реагировать на проблемы, требующие срочного решения. Процесс обучения должен обеспечивать каждому будущему специалисту не только фундаментальные теоретические знания, но и широкий спектр практических профессиональных умений и навыков. В этой связи в ГПОУ ТО «Донской политехнический колледж» особое значение приобретает проблема подготовки логистов нового поколения, от компетентности которых во многом зависит развитие экономической ситуации в России. Компетентность в трудах И.А. Зимней рассматривается как «интеллектуально и личностно обусловленная единственная социально-профессиональная характеристика личности, которая проявляется в действиях, деятельности, поведении, в адекватности решения стандартных и особенно нестандартных задач, требующих творчества» [22, с. 36].
Решение указанных задач требует совершенствования подготовки специалистов экономического профиля на основе компетентностного подхода и широкого внедрения современных педагогических технологий в учебно-воспитательный процесс. Ведущей тенденцией в этой связи является определение результатов образования через формирования общих и профессиональных компетенций, обозначенных в ФГОС СПО по специальности «Организация перевозок и управление на транспорте» (автомобильном транспорте), проблеме формирования которых также большое внимание уделяется отечественными и зарубежными исследователями. Согласно компетентностного подхода уровень профессиональной подготовки выпускников системы СПО определяется степенью овладения ими современными знаниями по дисциплинам общегуманитарного и профессионального циклов, особенно экономике, умениями критически мыслить и повышать эффективность производственного процесса в условиях ресурсных ограничений.
На качество обучения в средних профессиональных образовательных учреждениях оказывает влияние много факторов, особенно важными из которых являются те, что связаны с формами и методами обучения, от выбора которых во многом зависит развитие самостоятельности и творческой активности студентов, формирования их профессионального мышления и компетентности.
Изучение реального состояния организации образовательного процесса в системе СПО показало, что изучение экономических дисциплин часто отличается от экономической практической деятельности будущих специалистов, а в учебном процессе используют преимущественно традиционные формы и методы обучения. Совершенствование подготовки, усиление его практической направленности требует применения таких форм, методов и средств обучения, которые бы максимально активизировали познавательную деятельность будущих логистов и удовлетворяли современным потребностям социально-экономической практики.
В качестве основного компонента в структуре профессионально-личностного развития будущего специалиста мы рассматриваем профессиональную компетентность. Компетентность понимается в современной педагогики и психологии как важнейшее качество субъекта деятельности, главная составная часть профессионализма. Понятие «компетентный» имеет два разных значения: 1) как знающий, осведомленный, авторитетный в какой-либо области; 2) обладающий компетенцией, т.е. наделенный определенным кругом полномочий, прав. Когда мы говорим о профессиональной компетентности, то имеем в виду первое значение этого понятия, как осведомленность, знания личности в области профессиональной деятельности.
О.А. Булавенко считает, что профессиональные знания и профессиональное мышление вместе составляют профессиональную компетентность [13]. По мнению М.Т. Громкова, компетентность - это совокупность коммуникативных, конструктивных, организаторских умений специалиста как субъекта профессиональной деятельности, его способность практического использования этих умений в труде [17]. Л.И. Мищенко считает, что теоретическая и практическая готовности в их единстве составляют содержание профессиональной компетентности. Н.В. Матяш отождествляет профессиональную компетентность с умелостью и рассматривает ее как определенный уровень мастерства.
С позиций субъектно-деятельностного подхода компетентность можно рассматривать, как способность личности принимать решения с глубоким знанием существа дела, с предвидением последствий и достигать на этой основе успеха в решении профессиональных задач.
Для того, чтобы диагностировать уровень развития профессиональной компетентности в Донском политехническом колледже, необходимо выявить ее компоненты. Их совокупность должна представлять не простой набор составляющих, а вполне определенную систему. В качестве основания для выделения компонентов компетентности мы будем использовать структуру профессиональной деятельности, которую в упрощенном виде рассматривали как единство целеполагания, планирования, осуществления действий, контроля и оценки результатов.
Для того чтобы будущий логист мог компетентно поставить цель своей деятельности, он должен знать закономерности процессов и явлений, связанных с ней, тенденции развития соответствующей сферы труда и соответствующей им науки. Это отражается в таком компоненте компетентности, который мы обозначили как сознательность действий. Цель деятельности нельзя поставить, если не знать особенности условий, в которых осуществляется деятельность, личностные качества работников, их возможности и ограничения. Важно также, чтобы будущий специалист знал способы достижения целей, и какие средства необходимы для их достижения, как их рациональнее использовать.
Планирование профессиональной деятельности предполагает развитие у будущих логистов способности к предвидению, предвосхищению результатов своего труда и умения принимать решения, т.е. осуществлять выбор из разных возможностей, опираясь на научные знания, используя ориентировочную основу действий.
Под ориентационной основой профессиональной деятельности логистов мы понимаем такие научные или житейские знания, которые являются основанием при принятии профессиональных решений, построении наиболее целесообразной последовательности операций и действий, а также при выявлении наиболее существенных признаков, по которым можно судить об успешности или не успешности ее протекания.
Успех осуществления профессиональных задач во многом зависит от того, насколько специалист знает условия эффективного осуществления этих действий, т.е. знает секреты профессионально-экономического мастерства.
На более высокой ступени профессионального развития, на старших курсах студенты включаются в решение профессиональных, особенно нестандартных задач, и последовательность своих действий выстраивают па основе творческого использования научных знаний. В этом случае компетентность проявляется в способности найти, сконструировать наиболее оптимальную последовательность действий по достижению намеченной цели.
Для того чтобы специалист смог успешно осуществлять контроль за выполнением деятельности и проводить оценку ее результатов, он должен знать критерии и показатели эффективности той или иной деятельности, способы контроля и оценки, возможности отдельных видов контроля, диагностики. Таким образом, компетентность мы представляем как социально обусловленное знание личностью существа выполняемой работы, всех связей и отношений, возникающих в трудовом процессе, способов решения профессиональных задач. Профессиональная компетентность обеспечивает возможность: принятия специалистом оптимальных тактических и оперативных решений; ориентировку в выборе и выполнении социально-типичных действий; прогнозирование результатов деятельности в относительно типичных ситуациях.
Представление о формировании профессиональной компетентности в нашем исследовании профессионально-личностного развития логиста основывается на следующих ведущих теоретических идеях:
- Компетентным мы называем человека, который знает, как надо действовать в той или иной ситуации, возникающей в профессиональной деятельности, чтобы добиться успеха.
- Компетентность проявляется в деятельности. В какой мере компетентен специалист можно судить по степени успешности реализации компетентности. Она выступает необходимым условием успешности деятельности, но не сводится к ней. Мера эффективности деятельности субъекта, уровень успешности решения им профессиональных задач являются критериями его компетентности.
- Компетентность имеет относительный характер, ее сложно выявить. Речь может идти о профессиональной компетентности, о компетентности в правовых вопросах, в сфере управления, экономике, досуга, спорта и др. Специалист может быть компетентным в решении одних задач и совершенно некомпетентным в решении других. Чем шире круг тех задач, которые специалист знает, как решать, тем выше уровень его компетентности.
Теоретические знания отражают существенные связи и отношения, существующие между процессами и явлениями профессиональной деятельности, раскрывают их сущность и структуру. Они позволяют человеку понять, что надо делать в той или иной ситуации и почему надо так поступить. На основе теоретических знаний осуществляется прогнозирование. В них отражаются формы профессиональной деятельности, способы и приемы работы, условия эффективного использования средств труда, область их применения.
Формируя компетенции у будущих логистов, следует учитывать особенности современного экономического развития в государстве, регионе, прогнозируемых оценок их глубины и масштаба, выработки эффективных мер против неблагоприятных процессов и их последствий. В этом отношении существенно возрастает значение образования и науки, которые должны вооружить специалистов современными методами управления в экономике, анализа экономических процессов, адекватной и своевременной оценки угроз экономическому развитию.
Профессиональную компетентность логиста можно представить как качественную характеристику личности специалиста, которая включает систему научно-теоретических знаний, в том числе специальных знаний в области экономики, профессиональных умений и навыков, опыта, наличие устойчивой потребности в том, чтобы быть компетентным логистом, интерес к профессиональной компетентности своего профиля. Профессиональная компетентность логиста складывается из набора компетенций.
Анализируя ФГОС СПО по специальности «Организация перевозок и управление на транспорте» мы выявили, что наряду с профессиональными компетенциями логиста включены и общие компетенции как ее важнейшую составляющие личности выпускника, обеспечивающие фундаментальность подготовки специалистов. Общие компетенции - это составляющие для группы направлений подготовки и связанные с постановкой и решением познавательных задач, поиском нестандартных решений, определяющая фундаментальность образования, которые формируются, прежде всего, при изучении дисциплин общеобразовательного и профессионального цикла [2].
Таким образом, формируя общие и профессиональные компетенции у логистов, следует учитывать, что успех будущей деятельности будет зависеть от его желания и способности идти на риск; готовности к использованию возможностей, предоставляемых рынком; нацеленности на поиск новых путей расширения масштабов деятельности, поэтому для практики их подготовки необходимо определить сущность, содержание, особенности профессиональной деятельности логиста.
Современные логисты вынуждены оперировать точной и абстрактной информацией «ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития» [2, с. 4]. Отсюда вытекает группа важных компетенций - интерес к работе со знаковыми системами и способности воспринимать, оперировать и анализировать информацию, представленную в абстрактной форме. Кроме того, чем сложнее профессиональные задачи, тем важнее сформировать прогностическую способность у будущего логиста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obosnovanie_professionalnyh_kompetentnostey_u_obuchayushchihsya_v_gpou_to_dpk.docx | 20.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование профессиональных компетентностей у обучающихся в ГПОУ ТО «ДПК»
Реформирование сферы образования, в том числе среднего профессионального образования, обусловлено изменениями в социально-экономической сфере и инновационными процессами, происходящими в европейском и мировом образовательном пространстве. Современное общество ставит перед системой СПО задачу подготовки специалистов, способных быстро адаптироваться в изменяющихся условиях экономической действительности и гибко реагировать на проблемы, требующие срочного решения. Процесс обучения должен обеспечивать каждому будущему специалисту не только фундаментальные теоретические знания, но и широкий спектр практических профессиональных умений и навыков. В этой связи в ГПОУ ТО «Донской политехнический колледж» особое значение приобретает проблема подготовки логистов нового поколения, от компетентности которых во многом зависит развитие экономической ситуации в России. Компетентность в трудах И.А. Зимней рассматривается как «интеллектуально и личностно обусловленная единственная социально-профессиональная характеристика личности, которая проявляется в действиях, деятельности, поведении, в адекватности решения стандартных и особенно нестандартных задач, требующих творчества» [22, с. 36].
Решение указанных задач требует совершенствования подготовки специалистов экономического профиля на основе компетентностного подхода и широкого внедрения современных педагогических технологий в учебно-воспитательный процесс. Ведущей тенденцией в этой связи является определение результатов образования через формирования общих и профессиональных компетенций, обозначенных в ФГОС СПО по специальности «Организация перевозок и управление на транспорте» (автомобильном транспорте), проблеме формирования которых также большое внимание уделяется отечественными и зарубежными исследователями. Согласно компетентностного подхода уровень профессиональной подготовки выпускников системы СПО определяется степенью овладения ими современными знаниями по дисциплинам общегуманитарного и профессионального циклов, особенно экономике, умениями критически мыслить и повышать эффективность производственного процесса в условиях ресурсных ограничений.
На качество обучения в средних профессиональных образовательных учреждениях оказывает влияние много факторов, особенно важными из которых являются те, что связаны с формами и методами обучения, от выбора которых во многом зависит развитие самостоятельности и творческой активности студентов, формирования их профессионального мышления и компетентности.
Изучение реального состояния организации образовательного процесса в системе СПО показало, что изучение экономических дисциплин часто отличается от экономической практической деятельности будущих специалистов, а в учебном процессе используют преимущественно традиционные формы и методы обучения. Совершенствование подготовки, усиление его практической направленности требует применения таких форм, методов и средств обучения, которые бы максимально активизировали познавательную деятельность будущих логистов и удовлетворяли современным потребностям социально-экономической практики.
В качестве основного компонента в структуре профессионально-личностного развития будущего специалиста мы рассматриваем профессиональную компетентность. Компетентность понимается в современной педагогики и психологии как важнейшее качество субъекта деятельности, главная составная часть профессионализма. Понятие «компетентный» имеет два разных значения: 1) как знающий, осведомленный, авторитетный в какой-либо области; 2) обладающий компетенцией, т.е. наделенный определенным кругом полномочий, прав. Когда мы говорим о профессиональной компетентности, то имеем в виду первое значение этого понятия, как осведомленность, знания личности в области профессиональной деятельности.
О.А. Булавенко считает, что профессиональные знания и профессиональное мышление вместе составляют профессиональную компетентность [13]. По мнению М.Т. Громкова, компетентность - это совокупность коммуникативных, конструктивных, организаторских умений специалиста как субъекта профессиональной деятельности, его способность практического использования этих умений в труде [17]. Л.И. Мищенко считает, что теоретическая и практическая готовности в их единстве составляют содержание профессиональной компетентности. Н.В. Матяш отождествляет профессиональную компетентность с умелостью и рассматривает ее как определенный уровень мастерства.
С позиций субъектно-деятельностного подхода компетентность можно рассматривать, как способность личности принимать решения с глубоким знанием существа дела, с предвидением последствий и достигать на этой основе успеха в решении профессиональных задач.
Для того, чтобы диагностировать уровень развития профессиональной компетентности в Донском политехническом колледже, необходимо выявить ее компоненты. Их совокупность должна представлять не простой набор составляющих, а вполне определенную систему. В качестве основания для выделения компонентов компетентности мы будем использовать структуру профессиональной деятельности, которую в упрощенном виде рассматривали как единство целеполагания, планирования, осуществления действий, контроля и оценки результатов.
Для того чтобы будущий логист мог компетентно поставить цель своей деятельности, он должен знать закономерности процессов и явлений, связанных с ней, тенденции развития соответствующей сферы труда и соответствующей им науки. Это отражается в таком компоненте компетентности, который мы обозначили как сознательность действий. Цель деятельности нельзя поставить, если не знать особенности условий, в которых осуществляется деятельность, личностные качества работников, их возможности и ограничения. Важно также, чтобы будущий специалист знал способы достижения целей, и какие средства необходимы для их достижения, как их рациональнее использовать.
Планирование профессиональной деятельности предполагает развитие у будущих логистов способности к предвидению, предвосхищению результатов своего труда и умения принимать решения, т.е. осуществлять выбор из разных возможностей, опираясь на научные знания, используя ориентировочную основу действий.
Под ориентационной основой профессиональной деятельности логистов мы понимаем такие научные или житейские знания, которые являются основанием при принятии профессиональных решений, построении наиболее целесообразной последовательности операций и действий, а также при выявлении наиболее существенных признаков, по которым можно судить об успешности или не успешности ее протекания.
Успех осуществления профессиональных задач во многом зависит от того, насколько специалист знает условия эффективного осуществления этих действий, т.е. знает секреты профессионально-экономического мастерства.
На более высокой ступени профессионального развития, на старших курсах студенты включаются в решение профессиональных, особенно нестандартных задач, и последовательность своих действий выстраивают па основе творческого использования научных знаний. В этом случае компетентность проявляется в способности найти, сконструировать наиболее оптимальную последовательность действий по достижению намеченной цели.
Для того чтобы специалист смог успешно осуществлять контроль за выполнением деятельности и проводить оценку ее результатов, он должен знать критерии и показатели эффективности той или иной деятельности, способы контроля и оценки, возможности отдельных видов контроля, диагностики. Таким образом, компетентность мы представляем как социально обусловленное знание личностью существа выполняемой работы, всех связей и отношений, возникающих в трудовом процессе, способов решения профессиональных задач. Профессиональная компетентность обеспечивает возможность: принятия специалистом оптимальных тактических и оперативных решений; ориентировку в выборе и выполнении социально-типичных действий; прогнозирование результатов деятельности в относительно типичных ситуациях.
Представление о формировании профессиональной компетентности в нашем исследовании профессионально-личностного развития логиста основывается на следующих ведущих теоретических идеях:
- Компетентным мы называем человека, который знает, как надо действовать в той или иной ситуации, возникающей в профессиональной деятельности, чтобы добиться успеха.
- Компетентность проявляется в деятельности. В какой мере компетентен специалист можно судить по степени успешности реализации компетентности. Она выступает необходимым условием успешности деятельности, но не сводится к ней. Мера эффективности деятельности субъекта, уровень успешности решения им профессиональных задач являются критериями его компетентности.
- Компетентность имеет относительный характер, ее сложно выявить. Речь может идти о профессиональной компетентности, о компетентности в правовых вопросах, в сфере управления, экономике, досуга, спорта и др. Специалист может быть компетентным в решении одних задач и совершенно некомпетентным в решении других. Чем шире круг тех задач, которые специалист знает, как решать, тем выше уровень его компетентности.
Теоретические знания отражают существенные связи и отношения, существующие между процессами и явлениями профессиональной деятельности, раскрывают их сущность и структуру. Они позволяют человеку понять, что надо делать в той или иной ситуации и почему надо так поступить. На основе теоретических знаний осуществляется прогнозирование. В них отражаются формы профессиональной деятельности, способы и приемы работы, условия эффективного использования средств труда, область их применения.
Формируя компетенции у будущих логистов, следует учитывать особенности современного экономического развития в государстве, регионе, прогнозируемых оценок их глубины и масштаба, выработки эффективных мер против неблагоприятных процессов и их последствий. В этом отношении существенно возрастает значение образования и науки, которые должны вооружить специалистов современными методами управления в экономике, анализа экономических процессов, адекватной и своевременной оценки угроз экономическому развитию.
Профессиональную компетентность логиста можно представить как качественную характеристику личности специалиста, которая включает систему научно-теоретических знаний, в том числе специальных знаний в области экономики, профессиональных умений и навыков, опыта, наличие устойчивой потребности в том, чтобы быть компетентным логистом, интерес к профессиональной компетентности своего профиля. Профессиональная компетентность логиста складывается из набора компетенций.
Анализируя ФГОС СПО по специальности «Организация перевозок и управление на транспорте» мы выявили, что наряду с профессиональными компетенциями логиста включены и общие компетенции как ее важнейшую составляющие личности выпускника, обеспечивающие фундаментальность подготовки специалистов. Общие компетенции - это составляющие для группы направлений подготовки и связанные с постановкой и решением познавательных задач, поиском нестандартных решений, определяющая фундаментальность образования, которые формируются, прежде всего, при изучении дисциплин общеобразовательного и профессионального цикла [2].
Таким образом, формируя общие и профессиональные компетенции у логистов, следует учитывать, что успех будущей деятельности будет зависеть от его желания и способности идти на риск; готовности к использованию возможностей, предоставляемых рынком; нацеленности на поиск новых путей расширения масштабов деятельности, поэтому для практики их подготовки необходимо определить сущность, содержание, особенности профессиональной деятельности логиста.
Современные логисты вынуждены оперировать точной и абстрактной информацией «ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития» [2, с. 4]. Отсюда вытекает группа важных компетенций - интерес к работе со знаковыми системами и способности воспринимать, оперировать и анализировать информацию, представленную в абстрактной форме. Кроме того, чем сложнее профессиональные задачи, тем важнее сформировать прогностическую способность у будущего логиста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
К вопросу о формировании профессиональной компетентности студентов медицинского колледжа на занятиях по дисциплине «Основы латинского языка с медицинской терминологией»
Дисциплина «Основы латинского языка с медицинской терминологией» обладает значительным потенциалом в формировании общекультурной компетенции у студентов медицинских образовательных учреждений ср...
Изучение биоэтических проблем медицины как способ формирования профессиональной компетентности студентов медицинского колледжа
Во второй половине прошлого столетия произошли грандиозные качественные изменения в технологическом оснащении современной медицины, которые стали возможными благодаря успехам генной инжене...
Творческий проект как средство формирования профессиональной компетентности личности будущего специалиста
Ставя перед собой задачу формирования профессиональной компетентности будущих учителей, в условиях освоения новых Государственных образовательных стандартов СПО, мы понимаем, что современный под...
Формирование профессиональной компетентности студентов педагогического колледжа в процессе решения психолого-педагогических ситуаций.
В рамках реализации ФГОС СПО актуальной проблемой является формирование педагогической компетентности будущих педагогов. В данной статье .......
«Производственная практика как ключевой фактор в формировании профессиональной компетентности будущего специалиста»
Современное российское общество переживает процесс, в ходе которого формируются качественно новые принципы организации производственной деятельности. В этих условиях на ...
Техническое творчество как средство формирования профессиональной компетентности студентов.docx
роль технического творчества в подготовке специалиста...