Проблемы развития профессиональной компетентности педагога
статья по теме
Профессионально успешная личность, по мнению Н.А. Эверт, должна испытывать потребность в самопознании как способа совершенствования своей деятельности.
Готовы ли педагоги школы к самопознанию?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Профессиональная компетентность педагога. | 24.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Проблемы развития профессиональной компетентности педагога
В конце 1960 - начале 1970-х гг. в западной, а в конце 1980-х гг. в отечественной литературе зарождается компетентностный подход в образовании.
Компетентность – специфическая способность, необходимая для эффективного
выполнения конкретного действия в конкретной предметной области, включающая
специальные знания, способ мышления, особого рода предметные навыки, а также по-
нимание ответственности за свои действия. Быть компетентным – значит иметь набор
специфических компетентностей разного уровня:
- наблюдать,
- быть глубоко осведомлённым в предмете,
- самостоятельно ставить вопросы
- доказывать собственную правоту,
- справляться с межличностными конфликтами и т.п.
Раскрывая природу компетентности можно отметить, что она проявляется только в органическом единстве с ценностями человека (при условии глубокой личной заинтересованности человека в данном виде деятельности).
Стороны профессиональой компетентности:
- Педагогическая деятельность (технология труда учителя, знание своего предмета, методики преподавания, психолого-педагогических основ обучения и воспитания);
- Педагогическое общение (климат и атмосфера труда);
- Личность (ценностные ориентации, идеалы, внутренние смыслы работы учителя).
Итак, профессиональной компетентностью – является труд учителя, в котором на достаточном уровне осуществляется педагогическая деятельность, педагогическое общение, реализуется личность учителя, в котором достигаются хорошие результаты в обученности и воспитанности школьников. Следовательно, необходима работа по саморазвитию педагогов в области повышения качеств ПК: передача информации, организация, формирование и рефлексия учебного процесса.
Таким образом, можно констатировать, что кризис профессиональной компетентностью испытывают многие учителя, уже работающие не первый год в школе, не обладающие достаточно развитыми профессионально значимыми качествами. Недостаточный уровень саморазвития педагогов, порой даже нежелание самосовершенствоваться. А изменение стандартов предъявляют новые требования к педагогическим кадрам и уровню профессиональной компетентностью. Развитие профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности, формирование восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде. От профессионального уровня педагога напрямую зависит социально-экономическое и духовное развитие общества.
Развитие профессиональной компетентности – это динамичный процесс усвоения и модернизации профессионального опыта, ведущий к развитию индивидуальных профессиональных качеств, накоплению профессионального опыта, предполагающий непрерывное развитие и самосовершенствование.
Профессионализм педагога рассматривается сегодня как условие достижения со-временного качества образования «Чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам школьников и всему новому учителя – ключевая особенность современной школы».
Пройдя по школе и поинтересовавшись у педагогов я услышала проблемы: умение оценивать качество знаний учащихся, работа по развитию навыков учебного труда, индивидуальный подход, умение планировать работу, знание ПП основ обучения, работа по развитию у учащихся мышления, чувство нового в работе, педагогический такт.
Следовательно, необходима работа по саморазвитию педагогов в области повышения качеств ПК: передача информации, организация, формирование и рефлексия учебного процесса.
Таким образом, можно констатировать, что кризис профессиональной компетентности испытывают многие учителя, уже работающие не первый год в школе, не обладающие достаточно развитыми профессионально значимыми качествами. Недостаточный уровень саморазвития педагогов, порой даже нежелание самосовершенствоваться. А изменение стандартов предъявляют новые требования к педагогическим кадрам и уровню профессиональной компетентности. Развитие профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности, формирование восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде. От профессионального уровня педагога напрямую зависит социально-экономическое и духовное развитие общества.
Развитие профессиональной компетентности – это динамичный процесс усвоения и модернизации профессионального опыта, ведущий к развитию индивидуальных
профессиональных качеств, накоплению профессионального опыта, предполагающий непрерывное развитие и самосовершенствование.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Введенский В.Н. Моделирование профессиональной компетентности педагога // Педагогика. - 2003. - №10. - С. 51-55.
Иванова Д.И., Митрофанов К.Р., Соколова О.В. Компетентностный подход в образовании. Проблемы. Понятия. Инструкции. - М.: АПК и ПРО, 2003. - 101с.
Коджаспирова Г.М. Педагогика: Учебник. - М.: Гардарики, 2004. - 528 с.
Кучугурова Н.Д. Формирование профессиональной компетентности будущего специалиста // Проблемы и перспективы педагогического образования в XXI веке. - М., 2000. - С. 360-362.
.Кудря Л. Ноосферные компетенции и учительская компетентность всовременной школе/ Л. Кудря, Л. Уварова //Народное образование.-2007.-№9.-С.44-46
Лукьянова М.И. Психолого-педагогическая компетентность учителя // Педагогика. - 2001. - №10. - С. 56-61.
Поздняков, А. Формирование компетентности будущих педагогов и
руководителей образования/ А. Поздняков //Народное образование.-
Равен Дж. Компетентность в современном обществе. - М: КОГИТО-ЦЕНТР, 2002.
Толковый словарь русского языка: В 4 т. Т. 1 / Под ред. Д.И. Ушакова. М., 1935.
Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы // Народное образование. - 2003. - № 2. - С. 58-64
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Требования к профессиональной компетентности педагога в зарубежных образовательных системах
В статье рассматриваются вопросы подготовки учителей в зарубежных странах....
Требования к профессиональной компетентности педагога в зарубежных образовательных системах
В статье рассматриваются вопросы подготовки учителей в зарубежных странах....
Профессиональная компетентность педагога в системе СПО
Одной из основных задач методической службы колледжа является формирование профессионально грамотного, креативного педагога, способного не только давать студентам глубокие теоретические знания, ...
Роль самообразования в развитии профессиональной компетентности педагога
Статья посвещена важности самообразования для педагогического работника. В ней рассматриваются этапы самообразования педагога-воспитателя, мотивы, побуждающие к нему, даются рекомендации по составлени...
«Развитие профессиональной компетентности педагога как фактор повышения качества образования»
выступление на МО...
Доклад на заседание цикловой комиссии на тему: «Развитие профессиональной компетентности педагога как фактор повышения качества образования воспитания и раннего профессионального самоопределения обучающихся в условиях ГОС СПО ЛНР»
В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя. Учитель живет до тех пор, пока он учится. Как только он перестает учиться, в нем умирае...