Конспект ОД Познавательное развитие старшая группа Тема Как рождается дождь. Измерение количества осадков (осадкомер)
план-конспект занятия

Шувалова Оксана Александровна

Занятие по экологии в Д/С.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект ОД Познавательное развитие старшая группа

Тема: «Как рождается дождь.

Измерение количества выпавших осадков (осадкомер)»

Цель: Знакомство детей с процессом образования дождя.

Задачи:

Образовательные:

- дать знания о происхождении облаков, туч, дождя,  представление о количестве воды на земле;

- познакомить с образованием дождя, его характером, в зависимости от сезона, значение дождя для животных и растений;

- подвести детей к пониманию причинно - следственных связей в природе.

Развивающие:

- развивать в детях любознательность, познавательный интерес к неживой природе;

- развивать умение решать проблемные ситуации, выдвигать гипотезы, проверять их.

- закрепить знания о понятиях «погода», «осадки». подвести детей к пониманию причинно - следственных связей в природе.

Воспитательные:

- воспитывать у детей любознательность, интерес к новым знаниям.

Методы и приемы: наглядно – действенный, словесный, игровой;

беседа, показ, объяснение, исследовательская деятельность, игра.

Оборудование: магнитофон, игрушка Каркуша, конверт с письмом, презентация «круговоротом воды в природе, различные виды облаков».

Оборудование для опытов: колба с горячей водой, металлический поднос, лёд; земля, полиэтиленовая плёнка; фонарики, разовые стаканчики с жидкостью (вода с молоком) на каждого ребенка.

Предварительная работа: наблюдение за погодой, занятие «Создание календаря погоды», опыты с водой; первое знакомство с путешествием водяной капельки.

Ход:

Воспитатель: Ребята! Сегодня мы продолжим с вами играть в юных ученых. В нашей научной лаборатории возникли вопросы по теме «Осадки». Например, ваша любимая Каркуша прислала письмо с вопросом: «Откуда берется этот мокрый дождь? У меня все время промокают чудесные перышки».

Воспитатель: так как Каркуша давно ждет ответа, я решила пригласить ее к нам. Пусть услышит все сама и посмотрит наши опыты.

Появляется Каркуша: «Здравствуйте, ребята! Я так спешила! Я так спешила!

Надеюсь, ничего не пропустила?»

Воспитатель: Каркуша! Ты как раз во время, усаживайся, пожалуйста, и слушай внимательно. Но сначала выслушай один совет:

- Ребята! Какой нужно дать совет Каркуше, чтобы не промочить крылышки?

- Взять зонт, посмотреть в окно, послушать прогноз погоды, одеться по погоде, - ответы

Воспитатель: солнце, воздух, вода определяют нашу погоду в течение дня.

- Что дает солнце? (тепло, свет)

- Что происходит с воздухом? (он перемещается и получается ветер)

- А что делает для погоды вода? (образует облака, дарит дождь и снег)

- Как одним словом можно назвать эти погодные явления: дождь, снег, град, туман? (осадки)

Воспитатель: «Сейчас я вам покажу схему превращения воды в осадки»

(Показ презентации круговорота воды в природе с пояснением)

Жили – были, не тужили,

Капельки росы в траве.

И блестели и сверкали,

Все дивились красоте.

Солнце выше поднималось,

Припекало им бока,

В пар росинки превращались,

Поднимались в облака.

В облаках все было чудно!

Было много здесь друзей.

Словно сказочное судно

Средь воздушных шло морей

Ветер подгонял кораблик,

Раздувая паруса.

То в коня мы превращались,

То в слона - вот чудеса!

Кучевыми, дождевыми

Стали наши облака,

Плыть по небу уж устали,

Напрягли свои бока.

И на землю, как из лейки,

Устремились капли вниз.

Поливали парк, скамейки,

И стучали о карниз.

Рада дождику земля,

Рады луг, леса, поля.

Птицы рады, рады звери.

Всем он нужен – в это верим.

Нужен дождь, нужна вода.

Гибнет без неё Земля.

Дождь хороший, пусть он льёт,

Всё живое воду пьёт.

Вот и дождь прошел – светло,

В небе солнышко взошло.

Стало по земле гулять,

Стало ярче припекать.

Пробежало и по лужам,

По реке и по морям.

Стали лужи меньше уже.

Испарились, нет уж там.

Паром в небо устремились,

В тучи снова превратились.

И отправились гулять,

Чтобы дождиком опять

К нам на землю воротиться,

Или снегом опуститься,

Или градом пробежать-

В общем, снова водой стать.

Так бежит вода, как чудо,

Каждый день за годом год,

Совершая путь по кругу-

Вот такой круговорот.

- Теперь, дорогие мои юные ученые, мы переходим к практической части. Я покажу, как приблизительно происходит появление дождя. Для опыта я налью в трехлитровую банку горячей воды (примерно 2,5 см.). Положу на противень несколько кубиков льда и поставлю его на банку. Пар внутри банки поднимается вверх, образуя облако, добирается до подноса на котором уже много капель пара, их становится слишком много, они остывают, превращаются в капли воды и падают вниз в виде дождя. (Все сообщение сопровождается показом)

- Очень быстрое превращение воды в пар вы могли наблюдать дома на кухне. Кто догадался, что я имела в виду? (Кипение воды, оседание пара на крышке кастрюли)

- На самом деле, на Земле процесс образования облаков происходит медленнее, на все движение капель воды, пара нужно время. Давайте понаблюдаем за испарением воды из почвы. Наш грунт влажный. Мы его рыхлим, и чтобы пар не улетел незамеченным накроем емкость пленкой. Поставим в теплое место и первые капли мы увидим не так быстро, а возможно только вечером (все действия сопровождаются показом).

Воспитатель продолжает:

- На что у нас понадобится мало времени, так это на игру. Я буду облаком. Вы капельки пара, которые будут по очереди подниматься с земли к облаку. Я попытаюсь вас всех принять и обнять или хотя бы коснуться. И так, начинаем…

Наступает момент, когда у воспитателя не хватает рук принять всех детей, и остается только менять их местами, отправлять обратно.

- Вот так и в облаках, пар соединяется, превращается в капли воды, им становится тесно и тяжело и они начинают отрываться и падать. Так начинается дождь (Дети садятся).

- Дети! Хотите, я вас научу, как по облакам узнать о погоде? Смотрите, какие бывают облака (Показ).

- Это кучевые облака – означают хорошую погоду. Они белые и пушистые.

Перистые облака, обычно тоненькие и растянутые, - признак ветреной погоды. Они плывут высоко в небе и состоят из кристалликов льда.

Слоистые облака – это обычно слой тонких бледно-серых облаков, закрывающих небо. Они часто приносят мелкий, моросящий дождик. Тучи – дождевые облака серого цвета с рваными краями. У некоторых бывает белая верхушка, такие тучи сулят грозу.

- Теперь ребята посмотрите на вот эти облака.

- Вы заметили, какого они необычного цвета? Кто из вас видел такие облака?

Это было днем или вечером, а может утром или ночью?

Дети высказывают свои предположения, наблюдения.

- Почему облака меняют свой цвет утром и вечером, я вам сейчас расскажу и покажу.

Дети переходят за рабочие места в «лаборатории»

- Представьте, что у вас в стаканчике кусочек белого облака. Посмотрите, это действительно так? А фонарик- это луч солнца. Мы наблюдаем такие облака днем, когда лучи солнца светят на облака сверху. Включите фонарики и направьте луч сверху. Что вы наблюдаете?

Дети описывают наблюдения. Замечают, что цвет не изменился.

- Но солнце всходит и заходит, и лучи светят с другой стороны. Теперь вы можете изменить цвет своего облачка, направив на него луч с нужной стороны.

Дети выполняют действия. Замечают изменения.

- Выключите фонарики. Давайте дадим ответ Каркуше - сделаем научное утверждение. Когда солнце садится и встает, облака меняют свой белый цвет и становятся нежно-розовыми. Когда солнце нагревает землю влага испаряется и капельки пара поднимаются вверх образуя облака, когда капелек становится слишком много они уже не могут удерживаться облаком и падают на землю в виде дождя.

- На этом наше занятие заканчивается. В следующий раз мы поговорим о воде. Все были умницами и умниками, настоящими юными учеными. Всем спасибо!

- Провожаем Каркушу.

(работа с дежурными по уборке инвентаря)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект итогового занятия в старшей группе по познавательному развитию на тему «Волшебница вода»

Обобщить познавательный интерес детей в процессе экспериментирования с жидкостями воды: прозрачность, отсутствие формы, вода-растворительРазвивать навыки проведения опытовВoспитывать беpежное отнoшени...

Конспект интегрированного занятия в старшей группе. Тема: «Знатоки птиц»

          Конспект интегрированного занятия                                  ...

Конспект занятия с использованием лего-конструктора в старшей группе. Тема «Транспорт»

Программные задачи :Развивать интерес к созданию вариативных конструкций из лего-материала. Актуализировать представления о разных видах транспорта, умение систематизировать объекты по разным основани...

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшей группы Тема: «Дикие животные»

Тема: «Животные средней  полосы»Цель: Закрепить представление о диких животных наших лесов: внешний вид, повадки, чем питаются, приспособление к условиям жизни....

Конспект ОД Познавательное развитие старшая группа Тема: «Сентябрь – первый месяц осени. Осенины»

Цель: приобщение детей к истокам русской народной культуры.Задачи:Обучающие:- познакомить детей с пословицами и поговорками, приметами (сентябрь), с народным праздником (21 сентября) – Осенины (...