Конспект ОД Познавательное развитие старшая группа Тема Как рождается дождь. Измерение количества осадков (осадкомер)
план-конспект занятия
Занятие по экологии в Д/С.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект ОД Познавательное развитие старшая группа
Тема: «Как рождается дождь.
Измерение количества выпавших осадков (осадкомер)»
Цель: Знакомство детей с процессом образования дождя.
Задачи:
Образовательные:
- дать знания о происхождении облаков, туч, дождя, представление о количестве воды на земле;
- познакомить с образованием дождя, его характером, в зависимости от сезона, значение дождя для животных и растений;
- подвести детей к пониманию причинно - следственных связей в природе.
Развивающие:
- развивать в детях любознательность, познавательный интерес к неживой природе;
- развивать умение решать проблемные ситуации, выдвигать гипотезы, проверять их.
- закрепить знания о понятиях «погода», «осадки». подвести детей к пониманию причинно - следственных связей в природе.
Воспитательные:
- воспитывать у детей любознательность, интерес к новым знаниям.
Методы и приемы: наглядно – действенный, словесный, игровой;
беседа, показ, объяснение, исследовательская деятельность, игра.
Оборудование: магнитофон, игрушка Каркуша, конверт с письмом, презентация «круговоротом воды в природе, различные виды облаков».
Оборудование для опытов: колба с горячей водой, металлический поднос, лёд; земля, полиэтиленовая плёнка; фонарики, разовые стаканчики с жидкостью (вода с молоком) на каждого ребенка.
Предварительная работа: наблюдение за погодой, занятие «Создание календаря погоды», опыты с водой; первое знакомство с путешествием водяной капельки.
Ход:
Воспитатель: Ребята! Сегодня мы продолжим с вами играть в юных ученых. В нашей научной лаборатории возникли вопросы по теме «Осадки». Например, ваша любимая Каркуша прислала письмо с вопросом: «Откуда берется этот мокрый дождь? У меня все время промокают чудесные перышки».
Воспитатель: так как Каркуша давно ждет ответа, я решила пригласить ее к нам. Пусть услышит все сама и посмотрит наши опыты.
Появляется Каркуша: «Здравствуйте, ребята! Я так спешила! Я так спешила!
Надеюсь, ничего не пропустила?»
Воспитатель: Каркуша! Ты как раз во время, усаживайся, пожалуйста, и слушай внимательно. Но сначала выслушай один совет:
- Ребята! Какой нужно дать совет Каркуше, чтобы не промочить крылышки?
- Взять зонт, посмотреть в окно, послушать прогноз погоды, одеться по погоде, - ответы
Воспитатель: солнце, воздух, вода определяют нашу погоду в течение дня.
- Что дает солнце? (тепло, свет)
- Что происходит с воздухом? (он перемещается и получается ветер)
- А что делает для погоды вода? (образует облака, дарит дождь и снег)
- Как одним словом можно назвать эти погодные явления: дождь, снег, град, туман? (осадки)
Воспитатель: «Сейчас я вам покажу схему превращения воды в осадки»
(Показ презентации круговорота воды в природе с пояснением)
Жили – были, не тужили,
Капельки росы в траве.
И блестели и сверкали,
Все дивились красоте.
Солнце выше поднималось,
Припекало им бока,
В пар росинки превращались,
Поднимались в облака.
В облаках все было чудно!
Было много здесь друзей.
Словно сказочное судно
Средь воздушных шло морей
Ветер подгонял кораблик,
Раздувая паруса.
То в коня мы превращались,
То в слона - вот чудеса!
Кучевыми, дождевыми
Стали наши облака,
Плыть по небу уж устали,
Напрягли свои бока.
И на землю, как из лейки,
Устремились капли вниз.
Поливали парк, скамейки,
И стучали о карниз.
Рада дождику земля,
Рады луг, леса, поля.
Птицы рады, рады звери.
Всем он нужен – в это верим.
Нужен дождь, нужна вода.
Гибнет без неё Земля.
Дождь хороший, пусть он льёт,
Всё живое воду пьёт.
Вот и дождь прошел – светло,
В небе солнышко взошло.
Стало по земле гулять,
Стало ярче припекать.
Пробежало и по лужам,
По реке и по морям.
Стали лужи меньше уже.
Испарились, нет уж там.
Паром в небо устремились,
В тучи снова превратились.
И отправились гулять,
Чтобы дождиком опять
К нам на землю воротиться,
Или снегом опуститься,
Или градом пробежать-
В общем, снова водой стать.
Так бежит вода, как чудо,
Каждый день за годом год,
Совершая путь по кругу-
Вот такой круговорот.
- Теперь, дорогие мои юные ученые, мы переходим к практической части. Я покажу, как приблизительно происходит появление дождя. Для опыта я налью в трехлитровую банку горячей воды (примерно 2,5 см.). Положу на противень несколько кубиков льда и поставлю его на банку. Пар внутри банки поднимается вверх, образуя облако, добирается до подноса на котором уже много капель пара, их становится слишком много, они остывают, превращаются в капли воды и падают вниз в виде дождя. (Все сообщение сопровождается показом)
- Очень быстрое превращение воды в пар вы могли наблюдать дома на кухне. Кто догадался, что я имела в виду? (Кипение воды, оседание пара на крышке кастрюли)
- На самом деле, на Земле процесс образования облаков происходит медленнее, на все движение капель воды, пара нужно время. Давайте понаблюдаем за испарением воды из почвы. Наш грунт влажный. Мы его рыхлим, и чтобы пар не улетел незамеченным накроем емкость пленкой. Поставим в теплое место и первые капли мы увидим не так быстро, а возможно только вечером (все действия сопровождаются показом).
Воспитатель продолжает:
- На что у нас понадобится мало времени, так это на игру. Я буду облаком. Вы капельки пара, которые будут по очереди подниматься с земли к облаку. Я попытаюсь вас всех принять и обнять или хотя бы коснуться. И так, начинаем…
Наступает момент, когда у воспитателя не хватает рук принять всех детей, и остается только менять их местами, отправлять обратно.
- Вот так и в облаках, пар соединяется, превращается в капли воды, им становится тесно и тяжело и они начинают отрываться и падать. Так начинается дождь (Дети садятся).
- Дети! Хотите, я вас научу, как по облакам узнать о погоде? Смотрите, какие бывают облака (Показ).
- Это кучевые облака – означают хорошую погоду. Они белые и пушистые.
Перистые облака, обычно тоненькие и растянутые, - признак ветреной погоды. Они плывут высоко в небе и состоят из кристалликов льда.
Слоистые облака – это обычно слой тонких бледно-серых облаков, закрывающих небо. Они часто приносят мелкий, моросящий дождик. Тучи – дождевые облака серого цвета с рваными краями. У некоторых бывает белая верхушка, такие тучи сулят грозу.
- Теперь ребята посмотрите на вот эти облака.
- Вы заметили, какого они необычного цвета? Кто из вас видел такие облака?
Это было днем или вечером, а может утром или ночью?
Дети высказывают свои предположения, наблюдения.
- Почему облака меняют свой цвет утром и вечером, я вам сейчас расскажу и покажу.
Дети переходят за рабочие места в «лаборатории»
- Представьте, что у вас в стаканчике кусочек белого облака. Посмотрите, это действительно так? А фонарик- это луч солнца. Мы наблюдаем такие облака днем, когда лучи солнца светят на облака сверху. Включите фонарики и направьте луч сверху. Что вы наблюдаете?
Дети описывают наблюдения. Замечают, что цвет не изменился.
- Но солнце всходит и заходит, и лучи светят с другой стороны. Теперь вы можете изменить цвет своего облачка, направив на него луч с нужной стороны.
Дети выполняют действия. Замечают изменения.
- Выключите фонарики. Давайте дадим ответ Каркуше - сделаем научное утверждение. Когда солнце садится и встает, облака меняют свой белый цвет и становятся нежно-розовыми. Когда солнце нагревает землю влага испаряется и капельки пара поднимаются вверх образуя облака, когда капелек становится слишком много они уже не могут удерживаться облаком и падают на землю в виде дождя.
- На этом наше занятие заканчивается. В следующий раз мы поговорим о воде. Все были умницами и умниками, настоящими юными учеными. Всем спасибо!
- Провожаем Каркушу.
(работа с дежурными по уборке инвентаря)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшей группы. Тема: «Рождественские посиделки»
Рождественские посиделки...
Конспект итогового занятия в старшей группе по познавательному развитию на тему «Волшебница вода»
Обобщить познавательный интерес детей в процессе экспериментирования с жидкостями воды: прозрачность, отсутствие формы, вода-растворительРазвивать навыки проведения опытовВoспитывать беpежное отнoшени...
Конспект интегрированного занятия в старшей группе. Тема: «Знатоки птиц»
Конспект интегрированного занятия ...
Конспект занятия с использованием лего-конструктора в старшей группе. Тема «Транспорт»
Программные задачи :Развивать интерес к созданию вариативных конструкций из лего-материала. Актуализировать представления о разных видах транспорта, умение систематизировать объекты по разным основани...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию в группе раннего возраста «К нам в гости пришла кукла Маша»
Формирование умения у детей правильно и красиво сервировать стол....
Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшей группы Тема: «Дикие животные»
Тема: «Животные средней полосы»Цель: Закрепить представление о диких животных наших лесов: внешний вид, повадки, чем питаются, приспособление к условиям жизни....
Конспект ОД Познавательное развитие старшая группа Тема: «Сентябрь – первый месяц осени. Осенины»
Цель: приобщение детей к истокам русской народной культуры.Задачи:Обучающие:- познакомить детей с пословицами и поговорками, приметами (сентябрь), с народным праздником (21 сентября) – Осенины (...