Конспект ОД Познавательное развитие старшая группа Тема: «Сентябрь – первый месяц осени. Осенины»
план-конспект занятия
Цель: приобщение детей к истокам русской народной культуры.
Задачи:
Обучающие:
- познакомить детей с пословицами и поговорками, приметами (сентябрь), с народным праздником (21 сентября) – Осенины (2-я встреча осени); объяснить детям название этого праздника, познакомить с его традициями.
Развивающие:
закрепить знания детей народных названий первого месяца осени сентября, знание осенних поговорок, примет, умение отгадывать загадки, собирать картину по образцу, узнавать овощи на ощупь.
Воспитательные:
- воспитывать терпеливое и дружеское отношение детей друг к другу во время игры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
od_poznavatnlnoe_razvitie_sentyabr-pervyy_mesyats_oseni._oseniny._starshaya_gr.docx | 16.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект ОД
Познавательное развитие
старшая группа
Тема: «Сентябрь – первый месяц осени.
Осенины»
Цель: приобщение детей к истокам русской народной культуры.
Задачи:
Обучающие:
- познакомить детей с пословицами и поговорками, приметами (сентябрь), с народным праздником (21 сентября) – Осенины (2-я встреча осени); объяснить детям название этого праздника, познакомить с его традициями.
Развивающие:
закрепить знания детей народных названий первого месяца осени сентября, знание осенних поговорок, примет, умение отгадывать загадки, собирать картину по образцу, узнавать овощи на ощупь.
Воспитательные:
- воспитывать терпеливое и дружеское отношение детей друг к другу во время игры.
Обогащение словаря: дождезвон (сентябрь), Осенины, оспожинки.
Материал и оборудование: картина осени с разрезными картинками, муляжи овощей («Чудесный мешочек»), 2 корзины, платок для персонажа Хозяйки. Угощение – очищенная морковь.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с изображением осени, знакомство с народными названиями осенних месяцев, пословицами и поговорками об осени, наблюдение за природой во время прогулок.
Ход:
Воспитатель: Ребята, послушайте внимательно загадку:
Несу я урожаи,
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю,
Но не касаюсь сосен
И ёлочек.
Я … (осень).
Воспитатель: Верно, сегодня мы с вами разговариваем об осени. Раньше в народе первый осенний месяц сентябрь имел много разных названий (хмурень, ревун, зоревник). Почему сентябрь так назывался? (ответы детей)
Воспитатель: Сентябрь называли ещё и дождезвон, потому что наступало время дождей. Вы уже много знаете пословиц и поговорок об осени. Ребята, давайте поиграть в поговорки?
Правила игры. Каждый из вас по очереди называет поговорку, я вручаю картинку, которую вы прикрепляете на доску. В итоге мы соберём осеннюю картину. Это образец картины (воспитатель вешает на доске, у себя оставляет одну картинку).
∙ Осенью у воробья пир.
∙ Осень – на дню погод восемь.
∙ Осень идёт и дождь за собой ведёт.
∙ Осень велика, зима долга.
∙ Холоден сентябрь, да сыт.
∙ В сентябре и лист на дереве не держится.
∙ В сентябре синица просит осень в гости.
∙ Осенью кисель да блины, а весной сиди да гляди.
∙ В сентябре держись крепче за кафтан.
Воспитатель: Молодцы, а об осени есть ещё и такая поговорка:
- В сентябре одна ягода, да и та горькая рябина (прикрепляет картинку на доску).
У нас с вами остались картинки. Их нужно прикрепить, выполнив задание. Назовите приметы осени.
- Тёплая осень – к долгой зиме.
- Поздний листопад к суровой и продолжительной зиме.
Воспитатель: Осенью птицы летят низко – к холодной, высоко – к тёплой зиме. Итак, у нас с вами получилась картина. Какая? (Осенняя). Что изображено на этой картине?
Дети по очереди рассказывают, что изображено на картине.
Воспитатель: Сегодня 21 сентября. В этот день на Руси отмечали осенний праздник – вторую встречу осени. Первую встречу осени, вы уже знаете, отмечали 14 сентября, когда начиналось «бабье» лето. Итак, вторая встреча осени. Этот день в народе называли осенины, оспожинки – это праздник урожая: «оспожинки справляются иногда в течение целой недели: чем урожайнее было лето, тем продолжительнее праздник», в это праздник ходили в гости, встречали гостей обильным угощением. С 21-го числа считалось, что осень вступала в свои права. Итак, в этот день ходили в гости. А вы желаете сходить в гости?
Проходят на место, где приготовлен стол с «Чудесным мешочком» (муляжи овощей), корзинки. Воспитатель накидывает платок, выступая в роли Хозяйки. Обыгрывается сценка прихода в гости. Хозяйка предлагает детям поиграть в «Чудесный мешочек». Правила игры. Дети отгадывают загадку об овоще по очереди, на ощупь находят в мешочке.
1. Уродилась я на славу,
Голова бела, кудрява.
Кто любит щи –
Меня в них ищи. (Капуста).
2. Сидит дед,
В шубу одет,
Кто его раздевает,
Тот слёзы проливает. (Лук).
3. Ни окон,
Ни дверей –
Полна горница людей. (Огурец).
4. Сидит девица в темнице,
А коса на улице. (Морковь).
5. Неказиста, шишковата,
А придёт на стол она –
Скажут весело ребята:
«Ну, рассыпчата, вкусна!» (Картошка).
6. Вверху зелено,
Внизу красно,
В землю вросло. (Свёкла).
7. Золотая голова
Велика, тяжела.
Золотая голова
Отдохнуть прилегла.
Голова велика,
Только шея тонка. (Тыква).
8. Маленький,
Горький,
Луку брат. (Чеснок).
9. Как на нашей грядке
Выросли загадки –
Сочные да крупные,
Вот такие круглые.
Летом зеленеют,
К осени краснеют. (Помидоры).
10. Кругла, а не месяц,
Желта, а не масло,
С хвостом, а не мышь. (Репка).
Хозяйка хвалит детей, предлагает поиграть ещё в одну игру «Кто вперёд соберёт овощи в корзину».
Правила игры. Дети (по 2 человека) по команде «Раз, два, три» собирают овощи в корзины. Хозяйка хвалит детей. Угощает морковкой: «Вот вам морковка – красная головка». Хозяйка становится воспитателем, дети моют руки, едят угощение. Подводится итог занятия (где были, что понравилось и т. д.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД в старшей группе общеразвивающей направленности по теме: "Я - человек".
Цели: познакомить детей с линией жизни человека. Образовательные задачи: Показать изменения человека в разные возрастные периоды его жизни. Познакомить с понятиями «ли...
Конспект НОД в старшей группе по развитию речи на тему "Составление рассказа по картине "Лошадь с жеребенком".
Программное содержание: учить составлять описательный рассказ по картине, используя наиболее точные слова для обозначения цвета и величины; закреплять умение строить предложение из заданных слов, ме...
Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшей группы. Тема: «Рождественские посиделки»
Рождественские посиделки...
Конспект интегрированного занятия в старшей группе. Тема: «Знатоки птиц»
Конспект интегрированного занятия ...
Конспект занятия с использованием лего-конструктора в старшей группе. Тема «Транспорт»
Программные задачи :Развивать интерес к созданию вариативных конструкций из лего-материала. Актуализировать представления о разных видах транспорта, умение систематизировать объекты по разным основани...
Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшей группы Тема: «Дикие животные»
Тема: «Животные средней полосы»Цель: Закрепить представление о диких животных наших лесов: внешний вид, повадки, чем питаются, приспособление к условиям жизни....