Методические разработки
учебно-методический материал

Надежда Владимировна Вострецова

Предварительный просмотр:

Бюджетное учреждение профессионального образования

Ханты-Мансийского автономного округа-Югры

«Междуреченский агропромышленный колледж»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

ПО ТЕМЕ «КЛАССИФИКАЦИЯ ОТХОДОВ»

Учебная дисциплина

ОП.05 Экологические основы природопользования

Специальность (профессия)

08.01.27 «Мастер общестроительных работ»

Группа

2370

 

 

     

Разработчик:

Преподаватель

Вострецова Н.В.

 

пгт.Междуреченский, 2024

Содержание

                                                                                                                                            Стр.

Введение…………………………………………………………………..................

3

Основная часть………………………………………………………………………

4

Заключение…………………………………………………………………………..

10

Список литературы……………………………………………………….................

11

Введение

В современном обществе вопросы экологии и рационального природопользования остаются одними из самых обсуждаемых и актуальных. Для развития и воспитания будущих строителей важно прививать экологическую сознательность, как для граждан Российской Федерации, так и для будущих специалистов своего дела. Любая технология, в том числе и строительная, является отходным производством. Для того чтобы разобраться, как строительное производство может повлиять на окружающую среду, нужно владеть вопросами классификации отходов, причинах их появления и способах утилизации.

В процессе преподавания дисциплины «Экологические основы природопользования» замечено, что не все обучающиеся понимают значимость обсуждающих тем. Некоторые студенты высказывают либо нейтральное отношение к экологическим проблемам, либо считают, что сами не могут ничего изменить в сложившейся экологической ситуации. Большая часть обучающихся проявляет интерес и вступают в беседы по обсуждению проблем и какой вклад в улучшение экологической обстановки и возрастанию экологической сознательности они могут внести.

Целью разработки является повышение экологической сознательности обучающихся,  как граждан РФ и будущих строителей. 

Для достижения цели необходимо объяснить ситуационную проблему, сложившуюся в современном мире, рассказать про зарубежный опыт работы над проблемой и предложить студентам подумать над вариантами решения проблемы в нашей стране, в регионе и городском поселении.

При подготовке к занятиям используются разнообразные источники, начиная с природоохранного законодательства, заканчивая статьями в научных изданиях и данными экологических сайтов.

Основная часть

План-конспект занятия

Дата проведения: 20 мая 2024 года

Группа: 2370

Номер занятия по КТП: 20

Тема занятия: «Классификация отходов»

Цели занятия:

1.Образовательная: способствовать формированию знаний о классах  отходов и способов их утилизации.

2.Развивающая: способствовать формированию навыков распределения бытовых отходов по фракциям; стимулировать познавательную активность обучающихся; способствовать формированию ОК.04 организовывать работу коллектива и команды; взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами в ходе профессиональной деятельности.

3.Воспитательная: продолжить формирование самостоятельности, внимания и памяти; способствовать формированию бережного отношения к природе; способствовать формированию ОК. 07 соблюдать нормы экологической безопасности; определять направления ресурсосбережения в рамках профессиональной деятельности по профессии.

Метапредметные связи:

1. Познавательные: делать выводы на основе полученной информации.

2. Регулятивные: умение оценивать важность поставленного вопроса.

3. Коммуникативные: умение воспринимать информацию на слух.

Продолжительность занятия - 45 минут.

Междисциплинарные связи – химия (токсичные химические вещества и соединения, разложение органических веществ), биология (природные экосистемы и урбанизация). 

Количество учащихся-по списочному составу 24 обучающихся.

Тип занятия – изучение нового материала.

Вид занятия – лекция, практичекое занятие.

Форма организации обучающихся –индивидуальная,фронтальная, групповая.

Технологии и методы  обучения – ИКТ – технология (использование компьютера и программы), наглядный (презентация), словесный (разъяснение, беседа), частично-поисковый (рефлексия), проблемный.

Учебно-наглядные пособия: презентация.

ТСО: компьютер, проектор

Сценарий занятия

1. Организационный момент-1 минута

2. Мотивация -2 минуты

3. Изучение нового материала  - 35 минут

4. Рефлексия -5 минуты

5.  Домашнее задание   – 2 минуты.

Содержание учебного материала

1. Организационный момент.

Приветствие. Проверка присутствующих и готовности к занятию.

2. Мотивация .

Преподаватель: Продолжаем наши занятия по учебной дисциплине экологические основы природопользования. 

Посмотрите на иллюстрации на доске, как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? (ответы обучающихся).

Тема нашего занятия «Классификация отходов».

С развитием человечества постепенно происходило развитие технологий. Любая технология производства-автомобильная, металлургическая, швейная, пищевая, строительная сопровождается отходами производства. Будущим строителям важны знания об отходах производства и потребления для лучшего понимания технологических процессов.

Зачем же нам говорить об отходах? Ведь отходы -это нечто неприятное, плохо пахнущее, неинтересное, отчего хочется поскорее избавиться, выбросив его.

Как вы думаете, здесь существует какая-то экологическая проблема? Какая? (ответы обучающихся).

Эпиграф: Главной целью прогрессивной технологии является нахождение способа производства полезного из отбросов (Д. И. Менделеев).

Цели и задачи:         

  • Расширить знания о видах ТБО;
  • Изучить классификацию и классы опасности отходов;
  • Способствовать воспитанию бережного отношения к окружающей среде, бережливости и экономности;
  • Формирование основ экологической грамотности и культуры обучающихся, знакомство с принципами раздельного сбора мусора.
  • Развивать творческие способности обучающихся, умение устанавливать причинно-следственные связи.

3. Изучение нового материала.

Преподаватель: Давайте с Вами подумаем, от каких источников образуются отходы? (ответы обучающихся).

Отходы образуются в основном из следующих источников:

  • Склады для хранения сырья.
  • Производства, в результате которых появляются остаточные материалы.
  • Строительные участки.
  • Сломанная техника.
  • Отходы энергетики и электротехники, которые трудно утилизировать.
  • Объекты, обеспечивающие жизнедеятельность людей.

Преподаватель:   

В статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходы – это вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с законом [2.1].

В зависимости от источника отходы делятся на две основные группы: отходы производства и потребления. Первые представляют собой остатки сырья, которое использовалось для изготовления новых продуктов и по каким-либо причинам утратило свои свойства в частичной или полной мере.

Согласно Приказа Минприроды России от 11.06.2021 № 399 все отходы разделяются на 5 категорий от 1 до 5 понижается степень опасности [2.2].

Классификация отходов

1. По источнику образования:

  • отходы  производства (промышленные);
  •  отходы потребления (бытовые);

2. По происхождению:

  • органические;
  • минеральные;
  • химические;
  • коммунальные;

3. По агрегатному состоянию:        

  • газообразные;
  • жидкие;
  • твёрдые;
  • условно твёрдые (пастообразные).

4. По возможности переработки:

  • используемые;
  • неиспользуемые;

5. По классу опасности:

  • опасные;
  • неопасные.

Утилизируемые отходы перерабатывают на месте их образования или на других предприятиях, имеющих соответствующую технологию. Некоторые не утилизируемые отходы в силу потери потребительских свойств настоящее время не могут найти применения в современном производстве. Эти отходы захоранивают, если они не представляют опасности для окружающей среды.

Классы опасности отходов

  • первый класс (чрезвычайно опасные): содержащие ртуть и её соединения- окружающая среда непоправимо повреждена. Нет восстановительного периода.
  • второй класс (высокоопасные): содержащие хлористую медь, соединения свинца-

окружающая среда повреждена сильно. Восстановительный период не менее 30 лет.

  • третий класс (умеренно опасные): оксиды свинца, хлорид никеля-окружающая среда повреждена. Восстановительный период не менее 10 лет.
  • четвёртый класс (малоопасные): содержащие сульфат магния, фосфаты, соединения цинка- окружающая среда повреждена. Восстановительный период не менее 3 лет.

пятый класс (практически неопасные): бытовые отходы (опилки, скорлупа яиц, зола, керамика, бумага, пищевые отходы и т.п.)- окружающая среда почти не повреждена.

Для укрепления полученных знаний прошу пройти по куар-коду и решить кроссворд.

https://learningapps.org/watch?v=pri95v4jj24

https://learningapps.org/qrcode.php?id=pri95v4jj24

Экологическая проблема отходов- это международная проблема. Она существует во всех странах, но каждая нация подходит к ее разрешению по-своему. У кого-то это получается менее, а у кого-то более эффективно.

Зарубежный опыт в сфере управления отходами представляет собой богатую палитру стратегий и технологий, которые могут быть адаптированы для повышения эффективности переработки и сокращения объемов мусора. Ведущие страны, такие как Швеция, Германия и Япония, продемонстрировали инновационные подходы, способные служить примером.

Швеция, например, выработала систему, ориентированную на внедрение замкнутых циклов переработки, где почти весь объем отходов утилизируется одним из трех способов: переработка, сжигание с использованием тепла и генерацией электроэнергии, и компостирование. Благодаря этому стратегическому подходу, страна с гордостью заявляет, что лишь 1% своих отходов отправляется на свалки.

В Германии система «платишь за то, что выбрасываешь» стимулирует граждан к осознанному потреблению и последующей сортировке отходов, обеспечивая высокий уровень переработки.

Япония внедрила продвинутые технологии сжигания, которые минимизируют выбросы и позволяют извлекать энергию из неисправимых отходов. Такой опыт может стать основой для разработки эффективных моделей управления отходами в других странах, способствуя устойчивому развитию и сохранению окружающей среды.

Ежегодно в России образуется более 260 м3 по объёму или 50 млн тонн по массе твёрдых коммунальных отходов и их количество постоянно увеличивается.

Какие пути решения этой проблемы? (ответы обучающихся).

  1. Раздельный сбор отходов.
  2. Мусоросжигание.
  3. Компостирование.
  4. Переработка и утилизация.

Давайте немного поиграем. (игра «Экология и мы»).

Вам необходимо отсортировать отходы. Для этого Вам предоставлены контейнеры и карточки с отходами. К каждому контейнеру прикреплены четкие указания о том, какие материалы следует помещать, чтобы обеспечить правильную переработку. Ваша задача -внимательно изучить карточки и определить, к какому из контейнеров относится каждый вид отходов.

После сортировки мы проведем проверку, чтобы удостовериться в правильности ваших решений. Ошибки в выборе контейнера могут повлиять на качество переработки и обработку мусора. Помните, что правильная сортировка отходов- это шаг к охране окружающей среды и заботе о будущем нашей планеты. Будьте внимательны и ответственно подходите к этой задаче!

   C:\Users\vadim\AppData\Local\Packages\Microsoft.Windows.Photos_8wekyb3d8bbwe\TempState\ShareServiceTempFolder\fs.jpeg

Статистика образования отходов.
По данным Росприроднадзора, в России к началу этого года общий объем накопленных промышленных и бытовых отходов составил -51 МЛРД 75 МЛН ТОНН

А Вы стараетесь уменьшить количество бытовых отходов? Расскажите, как? (ответы обучающихся и гостей)

4. Рефлексия-2 минуты

Преподаватель: Предлагаю  Вам каждому закончить любое из предложений на выбор: Сегодня я узнал… После сегодняшнего урока я задумался …

5. Домашнее задание-1 минута

Доклад на теме «Отходы строительного производства».

6. Итоговый этап

https://app.onlinetestpad.com/surveys/hyzpoi44nnvim/questions

http://qrcoder.ru/code/?https%3A%2F%2Fapp.onlinetestpad.com%2Fsurveys%2Fhyzpoi44nnvim%2Fquestions&4&0

Преподаватель: Всем спасибо за урок. Хорошего дня и крепкого здоровья. До свидания.

Заключение

 Экологическая сознательность должна стать основой образования будущих специалистов в сфере строительства. Важно понять, что каждая технология влечёт за собой образование отходов, и это касается не только производственных процессов, но и жизненного цикла зданий. Современные строительные практики должны учитывать влияние на экологию на всех этапах -от проектирования до демонтажа.

Классификация отходов играет ключевую роль в управлении ими. Разделение строительных материалов на перерабатываемые и неперерабатываемые позволяет минимизировать негативное воздействие на природу. К сожалению, не все технологии способны эффективно осуществлять утилизацию, и это приводит к накоплению отходов на свалках.

Оптимизация строительных процессов, использование экологически чистых материалов и внедрение технологий по замкнутому циклу становятся необходимыми шагами к устойчивому развитию. Будущие строители должны быть готовы к этому вызову и осознавать свою ответственность перед природой, активно участвуя в разработке и применении рациональных методов, направленных на снижение экологического следа своей деятельности. Экологическая грамотность в строительстве-это не просто тренд, а необходимость для сохранения планеты для будущих поколений.

Список литературы

1. Основные источники:

1.1. Астафьева, О. Е.  Экологические основы природопользования : учебник для среднего профессионального образования / О. Е. Астафьева, А. А. Авраменко, А. В. Питрюк. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 376 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-15994-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/523597.

2. Электронно- информационные ресурсы:

2.1. Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" от 24.06.1998 № 89-ФЗ  https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19109/

2.2. Приказ Минприроды России от 11.06.2021 № 399 (ред. от 04.04.2023) "Об утверждении требований при обращении с группами однородных отходов I - V классов опасности https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_402074/



Предварительный просмотр:

Тема: Земля – колыбель человечества

Группа: 2266 и учащиеся 3 б класса БУ МСОШ .

Количество обучающихся:

Цель:

- Познакомить обучающихся и гостей занятия  с понятием Земля как колыбели человечества;

-Рассмотреть значение Земли для жизни человека;

-Продемонстрировать важность сохранения экологического равновесия на планете.

Задачи:

Познакомить обучающихся с понятием Земли как колыбели человечества:

Объяснить, что означает термин "колыбель человечества" и почему Земля считается таким местом.

Рассмотреть историческую значимость Земли для развития человеческой цивилизации.

Изучить значение Земли для жизни человека:

Обсудить основные природные ресурсы, необходимые для существования человека (вода, воздух, почва).

Показать взаимосвязь между природными экосистемами и жизнедеятельностью человека.

Понять важность экологического равновесия:

Объяснить, что такое экологическое равновесие и почему оно критически важно для здоровья планеты и человека.

Рассмотреть последствия нарушения экологического баланса, такие как изменение климата и исчезновение видов.

Обсудить современные экологические проблемы:

Привести примеры актуальных экологических проблем, с которыми сталкивается человечество (загрязнение, глобальное потепление, вырубка лесов).

Рассмотреть возможные пути решения этих проблем, включая концепции устойчивого развития и охраны окружающей среды.

Формировать осознание личной ответственности:

Подчеркнуть важность индивидуальных действий в сохранении планеты и экосистем.

Стимулировать интерес к экологическим инициативам и проектам, которые могут помочь в решении экологических проблем.

Развивать навыки критического мышления и анализа:

Задать вопросы для обсуждения, чтобы обучающиеся могли анализировать информацию и формулировать свои собственные мнения.

Поддерживать интерес к учебному процессу:

Использовать интерактивные методы обучения (дискуссии, групповые проекты, мультимедийные материалы) для повышения вовлеченности обучающихся.

Поощрять креативность и самостоятельность при выполнении домашнего задания (эссе).

Планируемые результаты:

Личностные:  

  1. Осознание своей идентичности и принадлежности.
  2. Развитие экологической сознательности.
  3. Стимулирование интереса к активному участию в жизни общества.

Воспитательные:

1.Формирование умений работать в команде, уважительно относиться к чужому мнению, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения;

2.Воспитание культуры общения и развитие коммуникативных и познавательных умений;

3.Рост познавательной самостоятельности обучающихся.

Технические средства: ноутбук, проектор, экран, компьютерная презентация.

Введение (5 минут):

Приветствие.

Преподаватель: Добрый день уважаемые студенты и наши гости! Я рада видеть вас на нашем сегодняшнем занятии. Давайте улыбнемся друг другу, ведь хорошее настроение-залог успеха в любом деле!

Преподаватель: В ходе данного занятия для обучающиеся это будет подготовка к промежуточной аттестации по учебной дисциплине основы охраны окружающей среды, а наши гости получат новые знания. Наша тема охватывает важные аспекты взаимодействия человека и природы, подчеркивая необходимость бережного отношения к нашему окружающему миру.

Сегодня мы поговорим с вами об одной из планет Солнечной системы, о нашей родной Земле! А эпиграфом к нашему занятию  выбрала слова Михаила Пришвина «Природа – наше богатство: сберечь это богатство для последующих поколений – наша задача и наш долг».

Актуализация знаний (5 минут).

Преподаватель: А какая она, наша Земля? (ответы обучающихся)

Преподаватель: Человека Земля увлекала своим вечным возрождением, круговоротом весен и зим, беспредельностью своих горизонтов. Хотелось взглянуть: что же там, за зарей, за соседним лесом, за лугом?

Уходя в другие края, наши предки брали с собой горсть родной земли и хранили ее как святыню. Они считали землю живым существом (она родит из своей материнской утробы, пьет дождевую воду, судорожно дрожит при землетрясении, засыпает зимой и пробуждается с возвратом весны).

Обсуждение ответов, чтобы выявить предварительные представления о теме(5 минут).

Земля как колыбель человечества:

Обсуждение понятия: Введение в концепцию Земли как колыбели человечества.

Преподаватель:  По Вашему фраза «Земля — колыбель человечества», что означает? (ответы студентов и гостей)

Земля- это место, где люди впервые начали. Точно так же, как ребенок начинает жизнь в колыбели, люди начали  свое путешествие на Земле.

Почему Земля особенная? (ответы студентов и гостей)

Земля особенная, потому что у нее есть все, что нам нужно для жизни: воздух, вода и еда. Это идеальное место для людей, чтобы расти и учиться, точно так же, как ребенок растет в колыбели.

Как люди эволюционировали? (ответы студентов и гостей) Эволюция человечества - это сложный и многогранный процесс, который охватывает миллионы лет. Веками люди адаптировались к изменениям окружающей среды, что привело к формированию различных культур и сообществ.

Преподаватель: Как Земля стала местом, где зародилась жизнь и развивалась человеческая цивилизация? (ответы студентов и гостей) Этот вопрос на протяжении веков волновал умы философов, ученых и поэтов. В бескрайних просторах космоса, среди безмолвных планет и холодных звезд, именно наша планета обрела уникальную гармонию условий, которые способствовали возникновению жизни. Углерод, вода, солнечное тепло и защитное поле атмосферы создали идеальные условия для первых организмов, которые, благодаря миллиардам лет эволюции, привели к огромному разнообразию флоры и фауны.

Важность планеты:

Преподаватель: Какие природные условия, необходимые для жизни на Земле? (ответы студентов и гостей)

Вода: Значение: Вода является основным компонентом всех живых организмов. Она участвует в биохимических процессах, таких как обмен веществ и терморегуляция.

Источники: Реки, озера, океаны, подземные воды и атмосферные осадки.

Проблемы: Загрязнение водоемов, истощение источников пресной воды, изменение климата, влияющее на доступность воды.

Обсуждение: Как мы можем сохранить водные ресурсы? (ответы студентов и гостей) эффективное использование воды, повышение осведомленности населения о значимости рационального потребления воды, защита и восстановление природных водоемов.

 Какие действия могут помочь предотвратить загрязнение водоемов? (ответы студентов и гостей) устанавливать системы очистки сточных вод, чтобы предотвратить загрязнение, исходящее из жилых и производственных объектов, участие в волонтерских акциях по очистке пляжей и берегов создают устойчивую практику заботы о природе.

Воздух: Значение: Воздух необходим для дыхания всех живых существ. Он содержит кислород, который необходим для клеточного дыхания, и углекислый газ, который растения используют для фотосинтеза.

Состав: Основные компоненты – азот (около 78%), кислород (около 21%), углекислый газ и другие газы в малых количествах. Проблемы: Загрязнение воздуха (выбросы от транспорта и промышленности), изменение климата, уменьшение качества воздуха.

Обсуждение: Как можно улучшить качество воздуха ? (ответы студентов и гостей)сокращении выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, озеленение, образование и просвещение граждан

Какие меры могут помочь снизить выбросы загрязняющих веществ? (ответы студентов и гостей) переход к возобновляемым источникам энергии, внедрение современных технологий очистки выбросов, внедрение электромобилей,просвещение населения о необходимости бережного отношения к окружающей среде.

Почва: Значение: Почва является основным ресурсом для сельского хозяйства и поддерживает жизнь растений, которые, в свою очередь, являются основой пищевой цепи.

Структура: Почва состоит из минералов, органических веществ, воды и воздуха. Она поддерживает рост растений и обеспечивает их питательными веществами.

Проблемы: Уничтожение почвы (эрозия, загрязнение), потеря плодородия, использование химических удобрений и пестицидов.

Обсуждение: Как можно улучшить состояние почвы и сохранить её плодородие? (ответы студентов и гостей) использование экопестицидов, сидетаров, сокращение механической обработки и применение мульчирования

 Какие методы устойчивого земледелия могут быть применены? внедрение технологий точного земледелия

Заключение

Каждое из этих условий -вода, воздух и почва- является жизненно важным для существования всех живых организмов на планете. Обсуждение их значимости и проблем, связанных с их состоянием, поможет осознать важность охраны окружающей среды и их роль в этом процессе.

Преподаватель: Земля, как колыбель человечества, представляет собой уникальную экосистему, в которой каждая форма жизни играет свою неповторимую роль в поддержании экологического равновесия. 

Значение экологического равновесия на Земле(5 минут):

Обсуждение важности сохранения экологического равновесия:

Что такое экологическое равновесие? (ответы студентов и гостей)  Экологическое равновесие- это устойчивое состояние экосистемы, при котором взаимодействие между живыми организмами и средой обитания гармонично, что позволяет поддерживать разнообразие видов и обеспечить их выживание.

Назовите основные характеристики экологического равновесия? (ответы студентов и гостей)  

Стабильность: Экосистема сохраняет свою структуру и функции в течение времени, несмотря на внешние воздействия, такие как климатические изменения или человеческая деятельность.

Взаимозависимость: Все организмы в экосистеме взаимодействуют друг с другом и с окружающей средой. Это включает в себя пищевые цепи, симбиотические отношения и конкуренцию за ресурсы.

Саморегуляция: Экосистемы способны к саморегуляции, что позволяет им восстанавливаться после нарушений. Например, если популяция какого-то вида становится слишком большой, это может привести к истощению ресурсов, что в свою очередь приведет к уменьшению численности этого вида.

Биоразнообразие: Высокий уровень биоразнообразия способствует устойчивости экосистемы, так как разные виды могут выполнять различные функции и обеспечивать адаптацию к изменениям.

Назовите угрозы экологического равновесия? (ответы студентов и гостей)  

     Загрязнение: Введение токсичных веществ в экосистему может нарушить ее баланс, повлиять на здоровье организмов и уменьшить биоразнообразие.

Вырубка лесов и разрушение местообитаний: Уничтожение естественных сред обитания приводит к потере видов и нарушению экосистемных процессов.

Изменение климата: Глобальное потепление и другие климатические изменения могут изменить условия жизни в экосистемах, что может привести к миграции видов или их вымиранию.

Инвазивные виды: Введение нехарактерных для данной экосистемы видов может нарушить существующие пищевые цепи и привести к снижению численности местных видов.

Заключение

Экологическое равновесие является ключевым понятием, которое подчеркивает важность взаимодействия между различными компонентами экосистемы. Понимание этого равновесия и факторов, его нарушающих, помогает в разработке стратегий по охране окружающей среды и устойчивому управлению природными ресурсами.

Экологический эрудицион ( ИКТ) ( 3 минуты).За каждый правильный ответ, обучающийся получат эколь. Каждый из обучающихся имеет возможность повысить свой балл на предстоящем экзамене по данной учебной дисциплине за 10 эколей.

Экологические проблемы современности:

Обсуждение актуальных проблем, таких как глобальное потепление, исчезновение лесов, загрязнение океанов.

Способы решения этих проблем: охрана окружающей среды, устойчивое развитие, использование возобновляемых источников энергии.

Преподаватель: А теперь проведем небольшую викторину. Она необычная – экологическая и посвящена одной из самых актуальных тем – загрязнению планеты Земля. Сегодняшнее население Земли -общество суперпотребителей.

Подсчитано: на каждого из нас в год затрачивается 20 т сырья, правда, большая его часть - 97% -идет... в отходы. Львиная доля потребления, а значит и отходов, приходится лишь на несколько десятков развитых стран. Более того, современная экономика поощряет расточительство. 20 лет назад автомобили пробегали 250 тыс. километров практически без поломок, а сегодня если на спидометре машины 120 тыс. километров, она кандидат на свалку. Новые виды товаров, новые марки - покупай, покупай, покупай... А старые, но вполне еще годные вещи выкидываются.

Мусор постепенно становится монстром цивилизации. При нынешнем состоянии экономики и культуры быта люди еще долго обречены жить среди этих рукотворных памятников своей беззаботности.

Вопрос «Что делать с мусором?» становится все актуальнее. И мы попробуем сегодня ответить на него.

1 тур викторины «Что мы знаем о мусоре и отходах» (приложение 1)(5 минут)

2 тур викторины «Говорят дети» (приложение 2)нам помогут провести наши гости учащиеся 3 «А»  Междуреченской средней  школы .

«Эксперты» выступают в роли детей и свои «детские» высказывания адресуют «обывателям». Те должны определить, что имелось в виду. (10 минут)

3 тур викторины. Аварийная ситуация. (приложение 3) (7 минут)  За правильный ответ два балла.

Преподаватель:

Стали люди сильными, как боги,

И судьба Земли у них в руках.

Но темнеют страшные ожоги

У земного шара на боках.

Мы давно освоили планету,

Широко шагает новый век.

На Земле уж белых пятен нет,

Черные сотрешь ли, Человек?

Поэтому, чтобы не случилось непоправимого, всегда думайте и заботьтесь о Земле. Оставшись один в лесу, в степи, на реке, в поле, на болоте, человек остается наедине со своей совестью. Она для человека - единственный контролер. И может быть, одна из самых важных задач, которая стоит перед тем, кто хочет спасти природу на планете, - пробудить в людях совесть, понимание того, что можно делать и чего делать нельзя.

Как сказал известный французский писатель Антуан де Сент Экзюпери: “Все мы пассажиры одного корабля по имени Земля”.

Цитата Сент-Экзюпери напоминает нам о том, что мы все находимся в одной лодке, и от наших действий зависит, как долго и комфортно мы сможем в ней плыть.

Спасибо большое! Занятие окончено.

Приложение 1.

1 тур викторины «Что мы знаем о мусоре и отходах»

Преподаватель: На обдумывание  каждого ответа дается 10 секунд.

Вопросы:

1. Что составляет большую часть мусора, который загрязняет Землю?

а) Стекло;

б) пластмасса;

в) металл.

2. Что нужно сделать перед утилизацией отходов?

а) Собрать в одном месте;

б) рассортировать;

в) перемолоть.

3.Наиболее опасным для человека является наличие в воде:

а) пестицидов;

б) бытового мусора;

в) минеральных удобрений.

4. Какой вид радиоактивных отходов целенаправленно рассеивается в окружающей среде?

а) твердые вещества;

б) газы;

в) жидкости.

5.Первое место по суммарному объёму выбросов вредных веществ в атмосферу занимает:

а) теплоэнергетика;

б) нефте- и газопереработка;

в) автотранспорт.    

6.Наиболее эффективный путь борьбы с нарастающим количеством отходов, попадающих в окружающую среду:

а) их захоронение;

б) разработка правовых механизмов регулирования процесса;

в) рециркуляция (повторное использование отходов).      

7. Поступление в среду обитания вредных веществ, приводящих к нарушению функционирования экологических систем, называют:

а) загрязнением;            

б) экологическим кризисом;

в) интродукцией.

8.Для того чтобы переработать пластмассу, её необходимо:

а) компостировать;

б) сжечь при специальных условиях;               

в) переплавить.

9.Как называется процесс превращения органических отходов в удобрение?

а)Орошение

б) Компостирование 

в)Фумигация  

10. Какое из этих морей является самым загрязнённым в мире?

а)Балтийское

б) Красное

в)Черное  

 Приложение 2.

2 тур «Говорят дети» (приложение 2)  нам помогут провести наши гости учащиеся 3 « А»  Междуреченской средней  школы .

«Эксперты» выступают в роли детей и свои «детские» высказывания адресуют «обывателям». Те должны определить, что имелось в виду.

А сейчас давайте попробуем вспомнить наиболее распространенные отходы. Придумать возможности их вторичного использования - важнейшая задача человечества. Дети будут  произносить фразы, которыми они описывают те или иные отходы. На каждый из видов отходов подготовлено 5 фраз. Уважаемые обучающиеся Вы должны понять, какой слово было задумано. которая раньше назовет наименование отходов, получает 1 балл. Если команда ошибается, то из суммы ее очков один балл вычитается.

1 учащийся.

1.Из нее сделаны многие мои игрушки.

2.Она твердая, тяжело ломается, бывает разных цветов.

3.То, что из нее изготавливается, обычно не тяжелое.

4.Если нельзя жечь, потому что тогда образуется черный дым с плохим запахом.

5.Ее просто так выбросить в мусор нельзя, потому что она не разлагается.

Ответ: пластмасса.

2 учащийся.

1.Это изобретение китайцев.

2.Ее делают из деревьев.

3.Это очень легко загорается.

4.Она нужна для того, чтобы писать, рисовать.

5.Из нее образуется большое количество мусора.

Ответ: бумага.

3 учащийся.

1.Это получают из песка.

2.То, что из него делают, обычно бывает прозрачным.

3.Если оно упадет, то разобьется.

4.Когда это нагревают, оно начинает тянуться как тесто.

5.Если бросить это в лесу, то может случиться пожар.

Ответ: стекло.

4 учащийся.

1.Этого не бывает много в деревне, зато его всегда много в городе.

2.Если в городе много промышленных предприятий, то этого особенно много.

3.Он появляется от машин, станков, поездов.

4.Если с ним не бороться, то люди будут болеть.

5.От него загрязняется воздух и окружающая среда, а если его будет слишком много, то можно и опьянеть.

Ответ: шум.

5 учащийся.

1.Ты этого никогда не видим.

2.Они вызывают у людей большое количество заболеваний.

3.Чем больше заводов в городе, тем больше будет этого.

4.Для того чтобы бороться с этим нужны растения с зелеными листочками.

5.Там где этого очень много, не могут вырасти лишайники.

Ответ: газовые отходы.

6 учащийся.

1.Если это сдать, то за него дадут деньги.

2.Он появляется, когда старые вещи приходят в негодность.

3.Он бывает везде, где живет и работает человек.

4.Он очень твердый.

5.Из него делают что-нибудь новое.

Ответ: металлолом.

7 учащийся.

1.Оно очень легкое.

2.Если попадет в воду, то будет плавать наверху и не утонет.

3.Когда это попадает в реку, оно не дает дышать рыбам.

4.Нельзя в реке мыть машину, потому что это загрязнит реку.

5.С поверхности воды это надо убирать.

Ответ: машинное масло.

8 учащийся.

1.Это законодательная категория.

2.Отражающая степень.

2.Негативного воздействия отхода на окружающую среду.

4.На  жизнь и здоровье человека.

5.Проходят инвентаризацию.

Ответ: класс опасности отходов.

Приложение 3.

3 тур викторины.

Аварийная ситуация.

1. В последнее время возросло количество пожаров в лесах, причины их возникновения различны от засухи и жары, до человеческого фактора. Какие меры необходимо принять, чтобы снизить их количество. (Необходимо очищать лес от сухостоя, не разжигать костров, не бросать окурки, опахивать лес или лесополосу от дорог и степной зоны, т.к. сухая трава быстро загорается и огонь со степи может легко перебросится на лес).

2.В обширных лесных массивах нашего округа часто проводятся так называемые концентрированные рубки с использованием тяжелой техники, которые приводят к смене лесных экосистем болотными. Почему? (При проведении рубки с использованием тяжелой техники, идет сильное разрушение и уплотнение почвенного покрова. Это, в свою очередь, ведет, как правило, к цепным реакциям природных процессов, в частности, сложившиеся круговороты воды сменяются накоплением застойных вод на поверхности почв с последующей сменой лесных экосистем болотными).

3.При стабильном повышении температуры более чем 2° С произойдет глобальное потепление климата. К каким последствиям это может привести? (повышение температуры приведет к таянию ледников в зоне сплошной многолетней мерзлоты, увеличится площадь мирового океана, что приведет к затоплению окраины материков. Площадь суши значительно уменьшиться.)

4.Человек всегда жил в мире звуков и шума. Для всех живых организмов, звук всегда является одним из воздействий окружающей среды. Почему в последнее время врачи все чаще говорят о шумовой болезни? (длительный шум ,особенно в настоящее время, в связи с техническим прогрессом, неблагоприятно влияет на орган слуха, понижая чувствительность к звуку. Он приводит к расстройству деятельности сердца, печени, к истощению и перенапряжению нервных клеток. Ослабленные клетки нервной системы не могут достаточно четко координировать работу различных систем организма).


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по разработке и изданию учебно-методических материалов"

Методические рекомендации предназначены для педагогических работников СПб ГБПОУ  « Колледж» Красносельский».Содержание настоящих методических рекомендаций направлено на обеспече...

Методические рекомендации по самостоятельной работе Обществознание, Методическая разработка кураторского часа "Коррупция как особый вид преступлений", Методическая разработка"Выбор за нами".

Мкетодические разработки необходимы для реализации своих творческих способностей преподавателя и необходимиго обмена методическим опытом для молодых преподавателей и кураторов....

Методическая разработка урока-викторины «Знатоки финансовой грамотности» /методическая разработка дополнительного учебного занятия по учебной дисциплине «Обществознание (включая экономику и право)» /

Методическая разработка  составлена  для обучающихся, изучающих дисциплину «Обществознание (включая экономику и право)» включая раздел «Финансовая грамотность».В ходе...

Классный час "Герои Великой Отечественной войны". Методическая разработка награждена Дипломом Министерства Образования,Науки и Молодёжи Республики Крым 3 Степени в региональном этапе 2 Всероссийского конкурса на лучшую методическую разработку.

Моя методическая разработка награждена Дипломом Министерства Образования ,Науки и Молодёжи Республики Крым 3 Степени в региональном этапе 2 Всероссийского конкурса на лучшую методическую разработку....

Методическая разработка "МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСТРУКТОР ДЛЯ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММЫ СМЕНЫ ЛАГЕРЯ"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСТРУКТОР ДЛЯ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММЫ  СМЕНЫ ЛАГЕРЯ...