Конспект занятия по образовательной области «Познание» в группе для детей 7 – го года жизни по теме: «Осенние хлопоты человека (сад, огород)»
план-конспект занятия

Тюгаева Светлана Викторовна

Цель:  Закрепление, обобщение  и расширение  представлений у детей  о выращивании и сохранении овощей и фруктов, осенних приготовлениях людей  к зиме, развитие  навыков сотрудничества  у детей.

Задачи:

  1. Закрепить представления детей об овощах, их способе произрастания, формировать представления о том, что овощи выращивают из семян, о способе отбора семян для посадки;
  2. Закрепить представления о фруктах, умения видеть общее и отличие; учить  классифицировать и обобщать  овощи и фрукты по существенным признакам; систематизировать знания о труде людей осенью по сохранению урожая, заготовке на  зиму;

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_osennie_hlopoty_cheloveka.doc73 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 68 «РОМАШКА»

Конспект занятия

 по образовательной области «Познание»

в группе  для детей 7 – го года жизни по теме:

 «Осенние хлопоты человека (сад, огород)»

Подготовила:

воспитатель 1 кв. категории

Тюгаева Светлана Викторовна  

г.Нижневартовск - 2023

Тема: «Осенние хлопоты человека (сад, огород)».

Цель:  Закрепление, обобщение  и расширение  представлений у детей  о выращивании и сохранении овощей и фруктов, осенних приготовлениях людей  к зиме, развитие  навыков сотрудничества  у детей.

Задачи:

  1. Закрепить представления детей об овощах, их способе произрастания, формировать представления о том, что овощи выращивают из семян, о способе отбора семян для посадки;
  2. Закрепить представления о фруктах, умения видеть общее и отличие; учить  классифицировать и обобщать  овощи и фрукты по существенным признакам; систематизировать знания о труде людей осенью по сохранению урожая, заготовке на  зиму;
  3. Закреплять умения  использовать знаково – символические средства  представления информации;
  4. Расширять и активизировать словарный запас детей по теме «Овощи», «Фрукты», закреплять умения образовывать прилагательные от существительных и использовать их в речи;
  5. Совершенствовать умения и навыки исследовательской деятельности, умения рассуждать, устанавливать причинно-следственные связи;
  6. Способствовать развитию  продуктивного взаимодействия  и сотрудничества  детей при работе в малых группах;
  7. Развивать логические операции: обобщение и классификация; познавательную  активность;
  8. Воспитывать познавательный интерес, любознательность; эмоционально-положительное отношение  к труду взрослых в осенний период.

Словарная работа:

Урожай, корнеплоды, консервирование, семена, прилагательные: огуречный; морковный; свекольный;  капустный; кабачковый,  баклажанный,  луковый,  овощной.

Оборудование: Письмо; картинки (демонстрационные и раздаточные) и муляжи овощей и фруктов; классификационная таблица по способу произрастания овощей; обручи; модель посадки овощей; материал для проведения исследовательской деятельности: овощи (помидор, перец, кабачок), семена овощей, стаканчики с водой, чайные ложечки, салфетки, тарелочки; фломастеры; мяч.

Предварительная  работа:

  1. Чтение художественной литературы: Н.Носова «Приключения Незнайки», Ю.Тувим  «Хозяйка с базара пришла», Н.Носов «Огурцы», В. Бианки «Запасы овощей».
  2. Проведение дидактических игр: «Где, что растет?», «Придумай загадку», «Дары природы», «Вершки и корешки», «Каждому овощу  свою листву».
  3. Беседы  с детьми «Как осень с осенью встречается», «Наш урожай».
  4. Организация наблюдений за овощами в уголке природы, ведение календаря за ростом растения.
  5. Разучивание песенок, стихотворений по данной тематике.
  6. Работа с моделями.
  7. Организация выставки с родителями «Дары природы».

Методические приемы:

  1. Игровая проблемная ситуация «Письмо от жителей Цветочного города».
  2. Игра – имитация «Огород».
  3. Моделирование  «Как вырастить урожай».
  4. Проблемная ситуация «Из чего выращивают овощи?».
  5. Исследовательская деятельность «Отбор семян для посадки».
  6. Физминутка.
  7. Дидактическое упражнение «Что как растет?»
  8. Пальчиковая гимнастика «Капуста».
  9. Словесно-дидактическая игра «Поварята» (с мячом).
  10. Художественное слово (загадки о фруктах)
  11. Дидактическая игра: «4-лишний»
  12. Дидактическое  упражнение «Найди общее»
  13. Дидактическое упражнение «Сохраним урожай»
  14. Итог  занятия.

Ход непосредственно-образовательной деятельности:

  1. Игровая проблемная ситуация «Письмо от жителей Цветочного города»:

Ребята, на адрес нашего детского сада пришло письмо от жителей Цветочного города. Хотите узнать, что они нам написали?

Воспитатель читает письмо: «… Здравствуйте, дорогие ребята! Пишет Вам житель Цветочного города – Пилюлькин. Наступила осень и жители города стали часто болеть. Я  прочел в одной энциклопедии,   чтобы не болеть нужно есть овощи и фрукты. Однако, в нашем городе растут только цветы. Научите нас, пожалуйста, выращивать овощи и фрукты, и сохранять их на зиму».

 - Научим  жителей Цветочного города выращивать овощи и фрукты, и сохранять урожай?

2. Игра – имитация «Огород»:

- Ребята, где выращивают овощи? (в огороде на грядках).

Давайте  покажем как сажают огород:

«Очень дружный мы народ, мы сажаем огород;

Взяли несколько лопат, стали землю мы копать;

Взяли грабли, разрыхлили, грядочку вот здесь разбили;

Просим нас не отвлекать  - надо грядку засевать;

Каждый взял пакет семян и кидает в землю сам.

Осторожно загребаем и водичкой поливаем.

Вот веселый огород, что здесь только не растет!

А теперь друг, не  зевай, собирай–ка урожай!»

3. Моделирование  «Как вырастить урожай».

Воспитатель: Потрудились мы на славу, показали жителям Цветочного города как правильно сажать овощи в огороде. А для того, чтобы они запомнили это давайте зарисуем схему посадки овощей по порядку. (работа за столами индивидуально).

(Воспитатель  вместе с детьми обсуждает символы и знаки для зарисовки последовательности выращивания овощей и зарисовывают модель.).

МОДЕЛЬ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ ВЫРАЩИВАНИЯ  ОВОЩЕЙ:

- А что произойдет, если  не будет соблюдаться порядок посадки? (не получим урожая).

4. Проблемная ситуация «Из чего выращивают овощи?»

Мы рассказали жителям Цветочного города как правильно выращивать овощи. Скажите еще раз, из чего вырастают овощи? (из семян)

- А где люди берут семена для посадки? (ответы детей)

Воспитатель: Я предлагаю Вам пройти в нашу исследовательскую  лабораторию. (на столе лежат помидор, болгарский перец, кабачок).

- Давайте разрежем эти овощи пополам.

- Посмотрите и скажите,  что находится внутри этих овощей? (мякоть, семечки)

Воспитатель: Правильно, семечки, которые находятся внутри овощей и есть семена, которые используют для посадки. Семена у разных овощей разные. Давайте их рассмотрим (воспитатель выставляет тарелочки с семенами помидоров, перца, кабачка).

- Чем они отличаются друг от друга? (дети описывают  семена).

5. Исследовательская деятельность «Отбор семян для посадки».

Воспитатель:

Ребята, не все семена пригодны для посадки. Среди семян есть пустые семена, которые не дадут урожая. А как определить хорошие семена или пустые? (ответы детей).

- Чтобы проверить семена, пригодны ли они для посадки нужно опустить их в воду. Если семена опускаются на дно, значит они хорошие, полные. А семена, которые всплыли и остались на поверхности воды легкие, пустые, не пригодны для посадки.

- Давайте проверим,  пригодны ли наши семена для посадки?

(Дети  проводят исследование  и делают выводы. Затем сливают воду и пригодные для посадки семена выкладывают на салфетку для просушивания).

- Эти просушенные  семена  мы отправим жителям Цветочного города.

Воспитатель:

- Мы хорошо с вами поработали, а теперь давайте отдохнем и расскажем как овощи часто спорят кто из них важнее.

6. Физминутка (тихо, громко, медленно, быстро):

ОХ-ОХ-ОХ – лучше всех горох.

тихо

 

Дети ритмично хлопают в ладоши

ХА-ХА-ХА – это чепуха!

ОР– ОР- ОР – всех вкуснее помидор.

громко

 

Ударяют кулачками по коленям

ОВЬ–ОВЬ –ОВЬ – сладкая морковь.

ЛА – ЛА–ЛА  - вкусная свекла.

медленно

 

Приседают и встают

ОП – ОП-ОП  - душистый укроп.

Ук – УК -УК – мы режем лук.

быстро

 

Ритмично сжимают и разжимают пальцы рук.

ЛИ – ЛИ- ЛИ – помидоры мы нашли.

7. Дидактическое упражнение «Что как растет?»

Воспитатель:

Ребята, а все ли овощи растут на огороде одинаково?

(нет, одни растут под землей, другие над землей, на кустах)

(Воспитатель зарисовывает условными обозначениями способ произрастания овощей ).

Воспитатель:

 (Воспитатель предлагает детям разделиться на три группы и разместить овощи в таблице по способу произрастания).

- У каждой группы на столе есть тарелки с изображением овощей и схемы грядок. Давайте разместим овощи на грядках,  как они растут. (обращает внимание на способ произрастания овощей на каждой грядке).

(После самостоятельной работы в группах, воспитатель предлагает проверить правильно ли распределены овощи по грядкам. Первая группа детей называет овощи расположенные на первой грядке, а другие группы осуществляют самопроверку и дополняют по мере необходимости и т.д.).

Воспитатель:

- Ребята, кто из вас знает, как называются овощи, растущие в земле? (корнеплоды) (предлагает детям повторить). Почему они так называются? (плод растет сразу от корня: корень и плод)

-Ребята, как вы думаете, теперь жители Цветочного города смогут посадить и вырастить овощи? (ответы детей).

8.Пальчиковая гимнастика «Капуста»

Ребята, а что могут приготовить жители Цветочного города из овощей? (ответы детей)

  • «Что за скрип, что за хруст, это что еще за куст,
  • Как же быть без хруста. Если я капуста
  • Мы капусту рубим, рубим
  • Мы морковку трем, трем,
  • Мы капусту солим, солим.
  • Мы капусту жмем, жмем».

9. Словесно-дидактическая игра «Поварята» (с мячом)

Давайте расскажем жителям Цветочного города, какие салаты можно приготовить из овощей.

-Салат из огурцов -огуречный;

- салат из моркови – морковный;

- из свеклы – свекольный;

- из капусты – капустный;

- из кабачков – кабачковый

- из бакалажанов – баклажанный;

- из лука – луковый;

- из помидоров – салат из помидор. 

- из овощей – овощной.

10. Художественное слово (загадки о фруктах)

-Ребята, а теперь давайте отправимся в сад и расскажем жителям Цветочного города о фруктах. Кто был из вас  в саду, что там растет? (обращает внимание на картину «Сад»), читает отрывок стихотворения «На сад»: (дети садятся на стулья)

Прекрасен наш фруктовый сад,

В нем слива есть и виноград

На ветках, как игрушки,

и яблоки, и груши

Воспитатель: А сейчас отгадайте загадки.

1.Он сочен и душист,

А снаружи золотист.

Много долек в нем, друзья,

Будем кушать ты и я. (апельсин)

2. Очень любят обезьяны кушать спелые…..  (бананы).

  1. 3. Я апельсина младший брат,
  2. я витаминами богат   (мандарин)
  1. В шкурке желтой, кислый он,

Называется ….. (лимон)

  1. наз

 (Воспитатель выставляет картинки отгадки на мольберт).

11. Дидактическая игра: «4-лишний»

Воспитатель:

-Как эти отгадки можно назвать одним словом? (фрукты)

-Сейчас внимательно посмотрите на эти картинки и подумайте, что общего есть у этих фруктов и  какой их них будет лишний и почему? (варианты ответов детей- по форме, цвету, наличие косточек, вкусу и т.д.)

12.Дидактическое  упражнение «Найди общее»

Воспитатель: Перед вами лежат фрукты (муляжи). Подумайте, что общего есть у этих фруктов и разложите их в обручи. Берите столько обручей, сколько вам понадобится. (обсуждение полученных результатов) (дети садятся)

13. Дидактическое упражнение «Сохраним урожай»

Воспитатель:

Ребята, сегодня мы с вами много рассказывали жителям Цветочного города о фруктах и овощах. Овощи, фрукты важно не только правильно вырастить, но и не менее важно их сохранить на зиму, чтобы они оставались вкусными, полезными и не портились.

-Кто из вас знает, как сохранить овощи и фрукты? (ответы детей)

(рассматривание перфокарт «Сохраним урожай», обсуждение обозначения символов).

- Соедините в своих карточках линиями овощи и фрукты со способом его сохранения. (погреб, консервирование, заморозка, плетение в косичках). \

-Назовите овощи и фрукты, которые хранятся в погребе, которые замораживают, консервируют и т.д.

14. Итог  занятия.

Воспитатель:

-Как вы думаете, ребята, смогли ли мы научить жителей Цветочного города выращивать и сохранять на зиму урожай овощей и фруктов?

-Что нового вы сегодня узнали того, чего не знали раньше?

Давайте напишем письмо для жителей Цветочного города и отправим им наши схемы, отобранные семена, чтобы они могли выращивать овощи и фрукты и стали меньше болеть.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нервно-психическое развитие детей второго года жизни

Второй год жизни - это особый период в раннем детстве. По выражению И.М.Сеченова, «ребенок перестает быть привязанным к месту и вступает в эпоху более свободного и самостоятельного общения с внешним м...

Конспект интегрированного занятия области " Познание" (ФЭМП) в первой младшей группе на тему "В гости к белочке".

ООД области "Познание" (формирование элементарных математических представлений)....

Методическая разработка лекции Тема:«Лекарственные формы для новорожденных детей и детей первого года жизни»

Детский организм от взрослого отличается рядом анатомо-физиологических особенностей. Дети развиваются очень быстро. В каждый период жизни (неделя, месяц, год) ребенка следует рассматривать уже как сов...

Курс "Здоровый человек и его окружение. Здоровый ребенок." Тема занятия: "Вскармливание детей первого года жизни. Естественное вскармливание"

В предоставленной презентации рассматриваются особенности пищеварения детей грудного возраста, значение грудного вскармливания для ребенка, выгода и удобства для семьи, изменения женского молока в про...

Курс "Здоровый человек и его окружение. Здоровый ребенок." Тема занятия: "Вскармливание детей первого года жизни. Искусственное и смешанное вскармливание"

Рассматриваются вопросы исусственного и смешанного вскармливания: определение, причины перевода, показания и правила кормления, отличие грудного молока от смеси, виды смесей....