"Формирование мотивации обучения на уроках химии"
статья
Доклад на тему "Формирование мотивации обучения химии" был подготовлен на рассмотрение заседания ЦМК в качестве обмена опытом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
motivatsiya_v_obuchenii.docx | 38.68 КБ |
Предварительный просмотр:
«Формирование мотивации обучения на уроках химии»
Дзагоева Фатима Борисовна
Преподаватель химии ГБПОУ ВМТ
РСО-Алания, г. Владикавказ
«Все наши замыслы, все поиски и построения
превращаются в прах, если у ученика
нет желания учиться»
(В.А.Сухомлинский)
Эпоха научно-технического прогресса повлекла за собой глубокие качественные изменения в области образования. Они обусловлены переходом на новое содержание обучения, прогрессивные формы и методы проведения занятий, что вызывает необходимость оснащения учебных заведений современными техническими средствами обучения, наглядными пособиями и оборудованием.
В современной жизни химия имеет исключительное значение. В то же время, возрастающий объем информации, непрерывное обновление учебных дисциплин привело к тому, что интерес к химии у обучающихся снизился. Отсюда - нежелание изучать учебные и научные тексты химического содержания и отсутствие умений и навыков воспринимать их в целом. Это влечет за собой низкую мотивацию к изучению химии в образовательных учреждениях. И, как результат, слабые знания по химии, а в дальнейшем появление трудностей в усвоении дисциплин, связанных с химией. Поэтому в образовательных учреждениях вопросу повышения эффективности учебного занятия и формированию учебной мотивации обучающихся должно уделяться особое внимание, т.к. высокая учебная мотивация повышает эффективность урока, а это является основным компонентом системы обеспечения качества образования.
Мотивация - это общее название для процессов, методов, средств побуждения обучающихся к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания образования. Управлять развитием учеников в процессе обучения - это значит приводить их к постановке и достижению личных целей, связанных с овладением содержания образования.
Основой преподавания химии должна стать система химических знаний, максимально приближенная к повседневной жизни человека, а для обучающихся профессиональных учебных заведений еще и с выбранной ими профессиональной деятельностью.
Выделяют следующие методы мотивации:
Эмоциональные методы мотивации:
1 - поощрение,
2 - порицание,
3 - учебно-познавательная игра,
4 - создание ярких наглядно-образных представлений,
5 - создание ситуации успеха,
6 - стимулирующее оценивание,
7 - свободный выбор задания,
8 -удовлетворение желания быть значимой личностью.
Познавательные методы мотивации:
1 - опора на жизненный опыт,
2 - познавательный интерес,
3 - создание проблемной ситуации,
4 - побуждение к поиску альтернативных решений,
5 - выполнение творческих заданий,
6 - “мозговая атака”,
7 - развивающаяся кооперация.
Волевые методы мотивации:
1 - предъявление учебных требований,
2 - информирование об обязательных результатах обучения,
3 - формирование ответственного отношения к учению,
4 - познавательные затруднения,
5 - самооценка деятельности и коррекция,
6 - рефлексия поведения,
7 - прогнозирование будущей деятельности.
Социальные методы мотивации
1 - развитие желания быть полезным отечеству,
2 - побуждение подражать сильной личности,
3 - создание ситуации взаимопомощи,
4 - поиск контактов и сотрудничества,
5 - заинтересованность в результатах коллективной работы,
6 - взаимопроверка,
7 - рецензирование.
Успешность современного урока во многом зависит от личности учителя, его профессионализма, современности использованных им методик, индивидуального подхода к обучающимся. Доступная форма подачи учебного материала, создание ситуации успешности, доброжелательная атмосфера на уроке - все это помогает учащимся лучше усваивать трудный и «сухой» материал учебника. Различные методы и формы работы, педагогика сотрудничества должны присутствовать на современном уроке. Урок должен быть, прежде всего: актуальным и интересным, это в свою очередь мотивирует обучающихся, повышает степень активности в учебном процессе, предполагает получение крепких знаний.
Задача учителя - организовать процесс обучения таким образом, чтобы каждое усилие по овладению знаниями протекало в условиях развития познавательных способностей учащихся, формирования у них таких основных приемов умственной деятельности, как анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, сравнение. Учеников необходимо учить самостоятельно работать, высказывать и проверять предположения, догадки, уметь делать обобщение, творчески применять знания в новых ситуациях.
С целью формирования у обучающихся понятий о признаках и условиях протекания химических реакций, а также устойчивого познавательного интереса к химии, я использую занимательные химические опыты. Перед их проведением ориентирую обучающихся на необходимость установления ими условий и признаков протекания реакций, подготавливаю их к пониманию дидактической цели химического опыта (формирование химических понятий, демонстрация техники химического эксперимента). Затем даю учащимся возможность самостоятельно сформулировать личностно значимые цели, адекватные обучающей цели учителя (овладения химическими понятиями «признаки» и «условия протекания химических реакций» и др.). Благодаря занимательности химического опыта личностно значимые цели учащихся могут постепенно перерасти в мощный мотив учения - познавательный интерес. Важную роль имеет химический демонстрационный эксперимент. Он является не только необходимым условием достижения осознанных опорных знаний по химии, но и облегчает понимание технологии химических производств, способствует развитию наблюдательности, умений объяснять наблюдаемые явления, используя для этого теоретические знания, устанавливать причинно-следственные связи.
На уроках я использую ряд упражнений и педагогических приемов, позволяющих формировать и развивать мотивацию. Некоторые из них я предлагаю вашему вниманию.
- Приём «Черный ящик».
а) Тема: «Нефть. Переработка нефти», форма - загадка.
Учитель предлагает отгадать тему урока в «черном ящике»:
Камни, почву раздробил специальный бур
Из земли фонтан забил, маслянист и бур.
Та, что есть в фонтане этом,
Всем нужна зимой и летом.
В ней потом найдут бензин,
И мазут, и керосин.
Выход на тему урока, что же будем изучать исходя из загадки: состав и свойства нефти, нахождение в природе, применение нефтепродуктов, а учитель добавляет - способы переработки.
Загадки использую при изучении и других тем, например:
- Это сложное вещество обладает уникальными физическими свойствами. При очень небольшой молекулярной массе оно имеет аномально высокую температуру кипения. Образовано атомами самого распространённого элемента Вселенной и атомами самого распространённого элемента на Земле. (Вода)
- Атомы этого элемента обладают способностью отдавать и принимать одинаковое число электронов, равное номеру группы, в которой он находится. Благодаря этому свойству его атомы, образуя друг с другом ковалентные неполярные связи, могут составлять длинные цепочки. Этот элемент обязательно входит в состав любого органического вещества. (Углерод)
б) Тема «Этилен», форма – решение задачи на вывод формулы:
«Определить формулу углеводорода, в котором массовая доля углерода равна 85,7 %. Относительная плотность по водороду равна 14» .
Обучающиеся находят формулу C2Н4 и выход на тему урока в «черном ящике» - «Этилен».
в) Тема: «Алюминий», форма - использования интересных фактов из истории.
«Он был открыт в 1825 году и стоил в 1500 раз дороже золота, а уже в 1855 году, Парижская выставка – демонстрировала его как самый редкий и дорогой металл, но стоимость его была уже в 10 раз дороже золота. На этой выставке Наполеон III заинтересовался брусками блестящего металла и приказал сделать из него для себя ложку. С тех пор с ней не расставался. Именно благодаря прихоти Наполеона химик Девилль умудрился выбить из прижимистого императора средства на разработку этого металла. Так что ложка умудрилась послужить на благо науки».
Учитель: в настоящее время посуда из этого металла встречается в столовой (в черном ящике - алюминиевая ложка) и выход на тему, цели и задачи урока.
- Приём «Мозговой штурм».
- Метод, используемый для создания банка идей, из которых впоследствии можно выбрать лучшую.
Работая в группе или в паре, учащийся зачастую получает гораздо больший заряд энергии, уверенности в своих силах. Достоинство этого метода - большое количество идей в единицу времени. На стадии осмысления лучшая идея прорабатывается, а на стадии рефлексии может быть получен конечный продукт.
Пример: урок на тему «Карбоновые кислоты».
На демонстрационном столе лежат яблоки, мандарины, апельсины, лимоны (можно использовать рисунки этих фруктов в виде слайда). Учитель показывает на фрукты и спрашивает: Что объединяет эти продукты? Ответ: содержатся кислоты.
Или урок на тему «Жиры». На демонстрационном столе лежат образцы - мыло, маргарин, подсолнечное, оливковое, сливочное масла или показать их картинки (слайд). Предложить ответить на вопрос: Что их объединяет? Что вам известно о жирах?
- Прием «Ассоциативный куст».
- К теме или конкретному понятию урока нужно выписать в столбик слова-ассоциации. Выход будет следующим: Если ряд получился сравнительно правильным и достаточным, дать задание составить определение, используя записанные слова; затем выслушать, сравнить со словарным вариантом, можно добавить новые слова в ассоциативный ряд; оставить запись на доске, объяснить новую тему, в конце урока вернуться, что-либо добавить или стереть.
- Пример: урок на тему «Спирты».
- Какие ассоциации у вас возникают с понятием «спирт»?
- Кроссворд.
Можно начать урок с кроссворда, учащиеся должны отгадывать слова, в результате чего получат ключевое слово, которое является темой урока. Кроссворд можно использовать для проверки и закрепление пройденного материала.
Например, при изучении темы «Растворы» можно предложить кроссворд:
1. Способность вещества растворяться в том или ином растворителе.
2. Физико-химические однородные смеси переменного состава, состоящие из двух и более веществ и продуктов их взаимодействия.
3. Хорошо растворимые в воде основания, создающие в водном растворе большую концентрацию ионов ОН-.
4. Неорганические или органические вещества, а также смеси, способные растворять различные вещества.
5. Раствор, в котором данное вещество при данной температуре уже больше не растворяется.
6. Одно из наиболее распространённых и важных веществ на Земле.
7. Способность некоторых химических соединений проявлять кислотные или основные свойства в зависимости от веществ, которые с ними реагируют.
8. Сложные вещества, которые в водном растворе образуют гидроксид-ионы ОН-.
Ответы:
1.Растворимость
2. Растворы
3. Щёлочи
4. Растворители
5. Насыщенный
6. Вода
7. Амфотерность
Если обучающиеся равнодушны к предмету, учеба становится тяжелой повинностью. Поэтому каждый учитель в процессе своей деятельности стремится решить вопросы: как учить с увлечением, как сделать радостным и творческим процесс познания?
Мотивация профессиональная
Курс химии в образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования изучается по специализированному учебнику, предназначенному для профессий и специальностей технического профиля, разработанному авторами: О.С.Габриелян и И.Г.Остроумовым. Содержание учебника соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта по химии базового уровня и предоставляет материал профильного и профессионально значимого содержания.
Для мотивации обучения в группах разных профессий строятся межпредметные связи химии с предметами профессионально-технического цикла и производственной практикой обучающихся.
При отборе учебного материала по химии с профессиональной направленностью ставятся задачи:
- ознакомить учащихся с основными достижениями химической науки в создании строительных материалов и применении их на производстве;
- активизировать познавательную деятельность учащихся, убедить их в том, что знания, полученные на уроках химии, имеют прямое отношение к выбранной профессии и должны использоваться в их производственной деятельности.
В курсе материаловедения обучающиеся получают представление о саже. Сажу называют чернью (черным пигментом). При изучении оксидов углерода мы показываю роль СО2 в строительных работах. Повторяя соли угольной кислоты, мы конкретными примерами иллюстрируем широкое применение солей в качестве строительных материалов. Например, мел является составной частью грунтовок, шпатлевок, паст, известковых окрасочных растворов, клеевых составов. Мрамор, имеющий микрокристаллическую структуру, обладает высокой твердостью, хорошо пилится, шлифуется, полируется. Применяется в строительстве для отделки станций метро, внутренних помещений зданий, в сантехнике.
Известняк используется в промышленности строительных материалов, для производства негашеной извести и цемента.
В разделе «Силикатная промышленность» большая роль отводится кислородным соединениям кремния. Изучение соединений кремния мы связываем с использованием в строительном деле песка, глины, асбеста, применением в столярном деле кварца и карборунда. Рассматриваем процесс получения натриевого и калиевого растворимого стекла. Более подробно рассматриваем цемент – важнейший современный строительный материал. В курсе материаловедения изучению цементов и бетонов отводится большое место. Но мы рассматриваем химический состав цемента, его основные компоненты, свойства, на которых основано его применение в строительстве.
При изучении тем, связанных с профессией, эффективны такие формы работы, как подготовка учащимися докладов, рефератов, индивидуальных проектов, проведение научно-практических конференций. Обучающимся заранее предлагаются темы:
- Химия - строительству;
- Оксиды и соли как строительные материалы;
- Применение суспензий и эмульсий в строительстве;
- Силикатная промышленность - строительству,
- Производство цемента;
- Керамика;
- Соединения кальция в строительстве;
- История гипса;
- Многоликий карбонат кальция: в природе, в промышленности, в быту;
- Применение полимеров в строительстве;
- Химия углеводородного сырья и моя будущая профессия и т.д.
Ещё один из способов решения этого вопроса, который я применяю на уроках - это организация проблемно - поисковой деятельности учащихся.
Эта деятельность по сравнению с другими имеет ряд преимуществ: усиливает познавательный интерес учащихся; способствует получению более глубоких знаний и что немало важно, показывает их прикладную направленность, развивает умение творчески мыслить.
Очень эффективны задачи с производственным содержанием. Их можно использовать на всех этапах урока при актуализации знаний учащихся, в процессе изучении нового материала, для закрепления полученных знаний, а также как средство контроля знаний обучающихся.
Приведу примеры некоторых из них:
- В природном газе некоторого месторождения объемные доли углеводородов составляют: метана – 85%, этана – 10%, пропана – 4%, бутана – 1%. Сколько литров каждого из газов может быть получено из 125 л природного газа (н.у.)?
- В состав сухой цементной смеси для штукатурных работ входит 25% цемента и 75% песка. Сколько кг каждого компонента нужно взять для приготовления 150 кг такой смеси?
- Золото пробы 585 содержит 58,5% этого металла, остальное – медь. Какое количество вещества и сколько гр. золота содержит кольцо массой 4,7 г?
- Сколько граммов хлорида натрия и воды необходимо взять для приготовления 600 г физиологического раствора, массовая доля соли в котором составляет 0,9%?
- Определите объем кислорода, который требуется при газовой сварке металлов для горения 40 л. ацетилена.
- Определить объем оксида углерода (IV), требуемый для «схватывания» гашеной извести, если известно, что при этом образуется 100 г. Карбоната кальция.
- Определить массу сажи, которая образуется при разложении 32 л. метана (н.у.).
Мотивация экологическая.
Мы с вами живём в окружающем нас мире, поэтому для нас небезразлична экологическая проблема. Предлагаю вам «Экологическую задачу».
Задача: Отходом металлургического комбината «Электроцинк» является сернистый газ - оксид серы (IV).
Определите массу газа, образующегося ежемесячно из 16 тонн серы?
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
- Мотивация - один из факторов успешного обучения учащихся на уроках.
- Снижение положительной мотивации учащихся ведет к снижению успешности и эффективности обучения.
- Развитие мотивов, связанных с содержанием и процессом учения, позволяет повысить результативность обучения по всем общеобразовательным предметам.
- Использование в учебной деятельности методов и приемов современных педагогических технологий формирует положительную мотивацию обучающихся, способствует развитию основных мыслительных операций, коммуникативной компетенции, творческой активной личности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Профессиональная ориентация как один из факторов формирования мотивации в обучении иностранным языкам
Мотивация играет значительную роль в обучении иностранным языкам в профессиональной школе. Особая роль отводится внутренней и внешней мотивации в обучении. Она повышает роль иностранного языка в форми...
Формирование ключевых компетенций на уроках химии.
Формирование ключевых компетенций на уроках химии. В «Концепции модернизации российского образования» отмечается, что понятие «компетентность» включает не только когнитивную и операционно-техно...
Использование информационных технологий для организации обучения на уроках химии
Применение современных образовательных технологий на уроках химии в ходе образовательного процесса...
Использование интерактивных методов обучения на уроках химии как средство формирования ключевых компетенций обучающихся
Современные требования к образованию предполагают большую активность обучаемого, его творческое переосмысление полученных сведений, поэтому для достижения качества образовательных услуг необходимо исп...
Статья. Сидорова Н.М. Формирование мотивации к обучению на уроках химии студентов в ПУ
Проводя уроки химии. обратила внимание, что студентам трудно даетсяя этот предмет.Им не интересно запоминать формулы и отсюда качество знаний находится на низком уровне. Отсутствует мотива...
Использование интерактивных методов обучения на уроках химии как средство формирования ключевых компетенций обучающихся.
Использование интерактивных методов обучения на уроках химии...
Практико-ориентированное обучение на уроках химии
Успешное применение практико-ориентированных задач в обучении химии возможно лишь при соответствующем дидактическом, информационном, лабораторном оснащении. Для выполнения экспериментально-расчетных з...