Статья. Сидорова Н.М. Формирование мотивации к обучению на уроках химии студентов в ПУ
статья на тему
Проводя уроки химии. обратила внимание, что студентам трудно даетсяя этот предмет.Им не интересно запоминать формулы и отсюда качество знаний находится на низком уровне. Отсутствует мотивация к обучению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Статья. Формирование мотивации к обучению на уроках химии | 24.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование мотивации к обучению на уроках химии студентов в ПУ
Н.М.Сидорова, преподаватель «Первомайское многопрофильное училище» п. Первомайский
Проводя уроки химии, обратила внимание, что студентам трудно дается этот предмет. Им не интересно запоминать формулы и отсюда качество знаний находилось на низком уровне. Отсутствовала мотивация к обучению. С целью выявления мотивации студентов к учебной деятельности была проведена диагностика по модифицированной методике А.Д. Андреева «Мотивация учения и эмоционального отношения к учению» среди 1 курса. Результаты диагностики показали, что 33% студента равнодушны к изучению химии. Прагматическую мотивацию имеют 45% студентов, высокую учебно-познавательную мотивацию имеют 15% студентов и 7% студентов негативно относятся к обучению. Полученные данные позволили сделать вывод, что необходимо повышать мотивацию студентов применяя творческий подход к обучению, попытаться снизить монотонность процесса заучивания во время уроков и выполнения домашних заданий.
Одним из таких приемов является внедрение в образовательный процесс активной внеклассной деятельности среди студентов через интеграцию.
Целью моей работы, как преподавателя химии является:
- формирование у студентов устойчивых химических знаний и экспериментальных умений, необходимых для дальнейшего обучения;
- формирование научного мировоззрения;
- развитие мышления студентов, формирование умений самостоятельно приобретать знания, наблюдать и объяснять химические явления;
- развитие творческих способностей студентов;
- поощрение стремления студента находить свой способ работы (решения задач), анализировать способы работы других студентов в ходе урока, выбирать и осваивать наиболее рациональные.
Задачи:
1. Создать условия для повышения мотивации к обучению через интеграцию;
2. Создать условия, направленные на саморазвитие личности, создание благоприятного микроклимата на занятиях;
3.Активизировать познавательную деятельность студентов, что способствовало бы повышению качества знаний.
Обоснование актуальности проблемы:
Ежегодно, в первые учебные дни, наблюдая за работой студентов на занятиях, наравне с входным контролем знаний, провожу диагностику познавательной активности студентов .Результаты наблюдений показывают, что у большинства студентов низкая познавательная активность, недостаточная мотивация к обучению и тем более к самообразованию и как показывают результаты входного контроля знаний – низкий уровень знаний по химии.
Анализируя результаты входного контроля знаний и диагностики познавательной деятельности можно сделать выводы о том, что мотивации к обучению находится на низком уровне
Для качества усвоения знаний в управлении процессом обучения объединила два взаимосвязанных процесса: организацию, контроль и интеграцию учебной деятельности студентов. При организации учебной деятельности на занятии:
- четко ставлю цели обучения на каждом занятии в соответствии с требованиями государственного стандарта;
- содержание обучения представляю в объеме, достаточном для достижения целей;
- учитываю потребности студентов;
- процесс обучения строю в соответствии с уровнем подготовленности студентов.
Процесс обучения разбиваю на несколько этапов:
1. определение исходного уровня знаний обучающихся, уточнение целей обучения;
2. выяснение мотивации личности;
3. усвоение студентами общего плана учебной деятельности;
4. собственно учебная деятельность;
5.обобщение изученного материала;
Учебная деятельность строится на основании Государственного стандарта по предметам и примерных программ, рекомендованных Министерством образования. По предмету разработана рабочая программа. На основе программы составлено перспективно-тематическое планирование.
Провожу уроки так, чтобы каждый студент чувствовал посильность требований, которые к нему предъявляются. Всегда выделяю требования обязательного уровня и требования уровня «студент может». К оценке знаний подхожу дифференцированно.
Стараюсь фиксировать уровень развития каждого студента и помогаю ему продвинуться дальше с помощью индивидуально-дифференцированных заданий. (в журнале индивидуальной работы). Индивидуально-дифференцированные задания используются на различных этапах обучения: при подготовке домашнего задания, в ходе урока, на самостоятельных работах, зачетах. Имеется материал с разноуровневыми работами для контроля студентов, зачеты, тесты. Имеются задания обязательного уровня, право выбора заданий нужного уровня предоставляется студентам.
Работая со студентами нашего училища, стремлюсь использовать нестандартные формы и методы преподавания: уроки-игры, уроки-лекции, творческие зачеты, - уроки обобщения и повторения знаний; уроки – упражнения; индивидуальная работа со студентами; уроки – практические работы.
На своих уроках использую различные формы познавательных задач: вопросы; упражнения; расчетные и экспериментальные задачи; тесты разного типа;
химические диктанты; домашняя практическая работа; поисковую сеть интернета.
Для развития творческих способностей студентов применяю приемы развивающего обучения. Это работа в группах, парах, индивидуальная работа. В такой работе решаются задачи по закреплению вновь приобретенных знаний, углублению и расширению их, формирования умений решать задачи повышенной сложности анализом и синтезом, развитию навыков самоконтроля и взаимоконтроля, умение говорить правильной химической речью и слушать других.
Каждый год мои студенты принимают участие в декадах по профессиям, в недели «химии» в ходе, которых проводятся олимпиады по предмету, открытые тематические мероприятия, интегрированные уроки.
Студенты всех групп принимают активное участие в олимпиадах по химии, спецпредметам. Для занятий с такими студентами используется дополнительная литература из «Моих накоплений», где собраны интегрированные задания, и проводится с ними индивидуальная работа во внеурочное время.
Налажена система работы со слабыми студентами: индивидуальная работа, самостоятельная работа по выбору.
Для оценки деятельности студентов проводятся разные формы контроля: срезы знаний, самостоятельные работы, зачетные работы, тестирование.
Использую межпредметные связи и связь с практикой для заинтересованности студентов в изучении своего предмета. Например, при изучении химии в таких темах как «Фракции перегонки нефти» студенты по профессии «Автомеханник» изучают виды топлива и их использование. Связь с практикой наблюдается в профессии «Повар, кондитер» в теме «Углеводы и их классификация» и т.п. ( студенты готовят тематические доклады, презентации, исследовательские работы). Ежегодно проводятся открытые интегрированные уроки вот некоторые темы «Общая схема трансмиссии автомобиля», «Металлы – простые вещества», «Жизнь это способ существования белковых тел», «Денатурация белка в мясных блюдах» и др. При проведении открытых интегрированных уроков достигалась методическая цель, которая предполагала показать посещающим методику организации интегрированного подхода в изучении данной темы.
На все темы разработан дидактический материал: тесты, технологические карты к практическим работам, карточки для проверки домашнего задания, контрольные работы, кроссворды, викторины, разработаны презентации, применяется демонстрационный материал.
На протяжении всех лет моей работы в училище для меня актуален вопрос: как развивать у учащихся внутреннюю мотивацию к обучению химии? Свои уроки я планирую таким образом, чтобы они способствовали приобретению самостоятельного поиска на поставленные вопросы, умений анализировать факты. Считаю самостоятельно найденный ответ – маленькая победа студента в познании сложного мира природы, придающая уверенность в своих возможностях, создающая положительные эмоции. Стараюсь прививать интерес к такой сложной науке через интеграцию. Самостоятельный поиск химических и физических явлений в жизни, учу замечать необычное вокруг себя. Стараюсь, чтобы уроки не были похожи друг на друга. Традиционными стали внеклассные мероприятия по химии. Формы проведения мероприятий различны: это неделя химии, КВН, Брейн-ринг, Вечер- химия –чудесница и.д. Все проводимые мероприятия носили интегрированный характер. В училище работает химический кружок. Мною разработана программа химического кружка. Члены кружка каждый год свои исследовательские работы представляют на НОУ. Каждый год занимаем призовые места. Вот некоторые темы: «Металлы и война», «В мире индикаторов», «Влияние автомобиля на окружающую среду в п. Первомайском», « Влияние этилового спирта на организм человека» и др. Качество знаний и успеваемость по предмету стабильное, (таб.1). В своей работе использую различные методы работы: репродуктивный, проблемного изучения, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый. Все методы направлены на развитие учебного успеха студента.
Таблица 1
Учебный год | Качество, % | Успеваемость, % | |
2011-2012 | 30,2% | 100% | |
2012-2013 | 31,5% | 100% | |
2013-2014 | 35,6% | 100% |
Некоторые студенты сдают ЕГЭ по химии и поступают в ВУЗы, в техникумы: в 2010 г.: 1 – выпускница поступил в Читинский медицинский колледж, в 2011г. - в Новосибирскую сельскохозяйственную академию; Никогда не отказываю в помощи коллегам по вопросам проведения интегрированных уроков, размещаю свои наработки в интернете на своем мини-сайте.
В последние годы в методике обучения химии на формирование мотивации обращают все большее внимание, однако эту проблему нельзя отнести к достаточно изученной.
Учебная деятельность, как и любая другая человеческая деятельность, побуждается потребностями. Побудительным мотивом учебной деятельности является познавательная потребность, то есть потребность в познании нового, стремление получить знания, желание разобраться в свойствах изучаемого объекта, решить задачу, составить презентацию, подготовить отчет по исследовательской работе.
Развитие мотивации изучения химии обеспечивается применением комплекса конкретных средств предметного обучения, которые в своей взаимосвязи способны сформировать мотивацию и вывести студента на уровень самодвижения. Среди них логическое структурирование материала, занимательная информация и т.д.
Для повышения уровня мотивации следует, как можно чаще использовать на уроках проблемные ситуации, занимательные опыты, вопросы, творческие задания, шарады, загадки, сказки, головоломки. так как именно в этом случае студент активно мыслит, чувствует и творит свободно.
Большую роль для повышения мотивации играет внеклассная работа, химические олимпиады, кружковая работа, проведение курсов лаборантов химического анализа и аппаратчиков-гидрометаллургов (многие студенты параллельно обучаются на курсах, получат вторую профессию).
Проблема актуальна и необходима специальная работа преподавателя по развитию мотивации учения у студентов.
Литература
1.Буринская Н.Н. Учебные экскурсии по химии: Книга для учителя.1. М., 1989.
2.Джим Уиз Занимательная химия- М.;ЕСТ:Астрель,2008.-154с
3.Ильин Е.П. “ Мотивация и мотивы” Питер, 2017г.
4.Маслоу, А. Мотивация и личность./ А. Маслоу. — Изд-во: «Питер», 2012. — 352 с.
5.Маркова А.К. «Формирование мотивации учения: Кн. для учителя/-М: Просвещение, 1990.-192с.
6.Чепурных Д.Н. «Ассоциативное мышление - как способ развития мотивации». «Химия в школе», №2 - 2009г., с.23.
7.Щербакова С.Г Химия. Интегрированные уроки, ,Волгоград, 2015
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Профессиональная ориентация как один из факторов формирования мотивации в обучении иностранным языкам
Мотивация играет значительную роль в обучении иностранным языкам в профессиональной школе. Особая роль отводится внутренней и внешней мотивации в обучении. Она повышает роль иностранного языка в форми...
Профессиональная ориентация как один из факторов формирования мотивации в обучении иностранным языкам
Иностранный язык играет важную роль в формировании конкурентоспособной личности на рывнке труда. Мотивация выступает как один из факторов в обучении иностранным языкам....
Профессиональная ориентация как один из факторов формирования мотивации в обучении иностранным языкам
Иностранный язык играет важную роль в формировании конкурентоспособной личности на рывнке труда. Мотивация выступает как один из факторов в обучении иностранным языкам....
Проблемы формирования мотивации при обучении английскому языку
Одна из наиболее часто встречающихся проблем, с которой приходится сталкиваться учителю - отсутствие мотивации у студентов. Решение данной проблемы является одной из самых главных задач, которую стави...
ВЕСТНИК Формирование мотивации к обучению у воспитанников Дворца
«Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться» В. А. Сухомлинский Каждый преподаватель хочет, чтобы его воспитанники с интересом и желан...
ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ У СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ С ПОМОЩЬЮ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Главной особенностью подготовки будущих медицинских работников среднего звена является комплексный характер подхода к формированию общих и профессиональных компетенций и повышению уровня познавательно...
Формирование мотивации к обучению у студентов-медиков с помощью информационно-коммуникационных технологий
Формирование мотивации к обучению у студентов-медиков с помощью информационно-коммуникационных технологий...