Статья. Сидорова Н.М. Формирование мотивации к обучению на уроках химии студентов в ПУ
статья на тему

Сидорова Надежда Михайловна

Проводя  уроки химии. обратила внимание, что студентам трудно даетсяя этот предмет.Им не интересно запоминать формулы и отсюда качество  знаний находится на низком уровне. Отсутствует мотивация  к обучению.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование мотивации к обучению на уроках химии  студентов в ПУ

Н.М.Сидорова, преподаватель «Первомайское многопрофильное училище» п. Первомайский

     Проводя уроки химии, обратила внимание, что  студентам трудно дается этот предмет. Им не интересно запоминать формулы и отсюда качество знаний находилось на низком уровне. Отсутствовала мотивация к обучению. С целью выявления мотивации студентов к учебной деятельности  была проведена диагностика по модифицированной методике А.Д. Андреева «Мотивация учения и эмоционального отношения к учению» среди  1 курса. Результаты диагностики показали, что  33% студента  равнодушны к изучению химии. Прагматическую  мотивацию имеют 45% студентов,  высокую учебно-познавательную мотивацию имеют 15% студентов  и 7%  студентов  негативно относятся к обучению. Полученные данные позволили сделать вывод, что необходимо повышать мотивацию студентов  применяя творческий подход к обучению, попытаться снизить монотонность процесса заучивания во время уроков и выполнения домашних заданий.

Одним из таких приемов является внедрение в образовательный процесс  активной  внеклассной  деятельности  среди студентов через интеграцию.

Целью моей работы, как преподавателя  химии является:

 - формирование у студентов устойчивых химических знаний и экспериментальных умений, необходимых для дальнейшего обучения;

 - формирование научного мировоззрения;

 - развитие мышления студентов, формирование умений самостоятельно приобретать знания, наблюдать и объяснять химические явления;

- развитие творческих способностей студентов;

 - поощрение стремления студента находить свой способ работы (решения задач), анализировать способы работы других студентов в ходе урока, выбирать и осваивать наиболее рациональные.

Задачи:

1. Создать условия для повышения мотивации к обучению  через интеграцию;

2. Создать условия, направленные на саморазвитие личности, создание благоприятного микроклимата на занятиях;

3.Активизировать познавательную деятельность студентов, что способствовало бы повышению качества знаний.

Обоснование актуальности проблемы:

Ежегодно, в первые  учебные дни, наблюдая за работой студентов на занятиях, наравне с входным контролем знаний, провожу диагностику познавательной активности студентов .Результаты наблюдений  показывают, что у большинства студентов низкая    познавательная активность, недостаточная мотивация к обучению и тем более к самообразованию и как показывают результаты входного контроля знаний – низкий уровень знаний по химии.

Анализируя результаты входного контроля знаний и диагностики познавательной деятельности   можно сделать выводы о том, что мотивации к обучению  находится на низком уровне

Для качества усвоения знаний в управлении процессом обучения объединила два взаимосвязанных процесса: организацию, контроль   и интеграцию учебной деятельности студентов. При организации учебной деятельности на занятии:

- четко ставлю цели обучения на каждом занятии в соответствии с требованиями государственного стандарта;

- содержание обучения представляю в объеме, достаточном для достижения целей;

- учитываю потребности студентов;

- процесс обучения строю в соответствии с уровнем подготовленности студентов.

Процесс обучения разбиваю на несколько этапов:

1. определение исходного уровня знаний обучающихся, уточнение целей обучения;

2. выяснение мотивации личности;

3. усвоение студентами общего плана учебной деятельности;

4. собственно учебная деятельность;

5.обобщение изученного материала;

Учебная деятельность  строится на основании Государственного стандарта по предметам и примерных программ, рекомендованных Министерством образования. По предмету разработана рабочая  программа. На основе программы составлено перспективно-тематическое планирование.

Провожу уроки так, чтобы каждый студент чувствовал посильность требований, которые к нему предъявляются. Всегда выделяю  требования обязательного уровня и требования уровня «студент может». К оценке знаний подхожу дифференцированно.

Стараюсь  фиксировать уровень развития каждого студента  и помогаю  ему продвинуться  дальше с помощью индивидуально-дифференцированных заданий. (в журнале индивидуальной работы). Индивидуально-дифференцированные задания используются  на различных этапах обучения: при подготовке домашнего задания, в ходе урока, на самостоятельных работах, зачетах. Имеется материал с разноуровневыми  работами для контроля студентов, зачеты, тесты. Имеются задания обязательного уровня,  право выбора заданий нужного уровня предоставляется студентам.

Работая со студентами нашего училища,  стремлюсь  использовать нестандартные формы и методы преподавания: уроки-игры, уроки-лекции, творческие зачеты, - уроки обобщения и повторения знаний; уроки – упражнения; индивидуальная работа со студентами; уроки – практические работы.

На своих уроках использую различные формы познавательных задач:  вопросы; упражнения;  расчетные и экспериментальные задачи; тесты разного типа;

 химические диктанты; домашняя практическая работа; поисковую сеть интернета.

Для развития творческих способностей студентов применяю  приемы развивающего обучения. Это работа в группах, парах, индивидуальная работа. В такой работе решаются задачи по закреплению вновь приобретенных знаний, углублению и расширению их, формирования умений решать задачи повышенной сложности анализом и синтезом, развитию навыков самоконтроля и взаимоконтроля, умение говорить  правильной    химической    речью   и   слушать  других.

Каждый год мои студенты  принимают  участие в декадах по профессиям,  в недели «химии» в ходе, которых проводятся олимпиады по предмету, открытые тематические мероприятия, интегрированные уроки.

Студенты  всех  групп принимают активное участие в олимпиадах по  химии,  спецпредметам.  Для занятий с такими студентами используется дополнительная литература из «Моих накоплений», где собраны интегрированные задания, и проводится с ними индивидуальная работа во внеурочное время.

Налажена система работы со слабыми  студентами:  индивидуальная работа, самостоятельная работа по выбору.

Для оценки деятельности студентов  проводятся разные формы контроля: срезы знаний, самостоятельные работы, зачетные работы, тестирование.

Использую межпредметные связи и связь с практикой для заинтересованности студентов в изучении своего предмета. Например, при изучении химии в таких темах как «Фракции перегонки нефти» студенты  по профессии «Автомеханник» изучают виды топлива и их использование. Связь с практикой наблюдается в профессии «Повар, кондитер» в теме «Углеводы и их классификация» и т.п. ( студенты готовят  тематические доклады, презентации, исследовательские работы). Ежегодно проводятся  открытые интегрированные уроки вот некоторые   темы «Общая схема трансмиссии автомобиля»,  «Металлы – простые вещества», «Жизнь это способ существования белковых тел», «Денатурация белка в мясных блюдах»  и др. При проведении  открытых интегрированных уроков  достигалась методическая цель, которая предполагала показать посещающим методику организации интегрированного подхода в изучении данной темы.

На  все темы разработан дидактический материал: тесты, технологические карты к практическим работам, карточки для проверки домашнего задания, контрольные работы, кроссворды, викторины, разработаны презентации, применяется демонстрационный материал.

На  протяжении всех лет моей работы в училище для меня актуален вопрос: как развивать у учащихся внутреннюю мотивацию к обучению химии?  Свои уроки я планирую таким образом, чтобы они способствовали приобретению самостоятельного поиска на поставленные вопросы, умений анализировать факты. Считаю самостоятельно найденный ответ – маленькая победа студента   в познании сложного мира природы, придающая уверенность в своих возможностях, создающая положительные эмоции. Стараюсь прививать интерес к такой сложной науке через интеграцию. Самостоятельный поиск химических и физических явлений в жизни, учу замечать необычное вокруг себя. Стараюсь, чтобы уроки не были похожи друг на друга. Традиционными стали внеклассные мероприятия по химии. Формы проведения мероприятий различны:  это неделя химии, КВН, Брейн-ринг, Вечер- химия –чудесница  и.д.   Все проводимые мероприятия носили интегрированный характер. В училище  работает химический кружок. Мною разработана программа химического кружка. Члены кружка каждый год свои исследовательские работы  представляют на НОУ. Каждый год занимаем  призовые места. Вот некоторые темы: «Металлы и война», «В мире индикаторов»,  «Влияние автомобиля на окружающую  среду в п. Первомайском», « Влияние этилового спирта на организм человека» и др. Качество знаний и успеваемость по предмету стабильное, (таб.1). В своей работе использую различные методы работы: репродуктивный, проблемного изучения, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый. Все методы направлены на развитие учебного успеха студента.

Таблица 1

Учебный год

Качество, %

Успеваемость, %

2011-2012

30,2%

100%

2012-2013

31,5%

100%

2013-2014

35,6%

100%

 

Некоторые студенты сдают ЕГЭ по химии и поступают в ВУЗы, в техникумы:   в 2010 г.: 1 – выпускница  поступил в Читинский  медицинский  колледж,  в 2011г. - в Новосибирскую сельскохозяйственную академию;  Никогда не отказываю в помощи коллегам  по вопросам проведения интегрированных уроков, размещаю свои наработки в интернете на своем мини-сайте.  

     В последние годы в методике обучения химии на формирование мотивации обращают все большее внимание, однако эту проблему нельзя отнести к достаточно изученной.

Учебная деятельность, как и любая другая человеческая деятельность, побуждается потребностями. Побудительным мотивом учебной деятельности является познавательная потребность, то есть потребность в познании нового, стремление получить знания, желание разобраться в свойствах изучаемого объекта, решить задачу, составить презентацию, подготовить отчет по исследовательской работе.

Развитие мотивации изучения химии обеспечивается применением комплекса конкретных средств предметного обучения, которые в своей взаимосвязи способны сформировать мотивацию и вывести студента  на уровень самодвижения. Среди них логическое структурирование материала, занимательная информация и т.д.

Для повышения уровня мотивации следует, как можно чаще использовать на уроках проблемные ситуации, занимательные опыты, вопросы, творческие задания, шарады, загадки, сказки, головоломки.   так как именно в  этом случае студент  активно мыслит, чувствует и творит   свободно.  

Большую роль для повышения мотивации играет внеклассная работа, химические олимпиады, кружковая работа,  проведение курсов  лаборантов химического анализа  и аппаратчиков-гидрометаллургов (многие  студенты параллельно  обучаются  на курсах, получат  вторую профессию).

Проблема актуальна и необходима специальная работа преподавателя по развитию мотивации учения у  студентов.

Литература

1.Буринская Н.Н. Учебные экскурсии по химии: Книга для учителя.1. М., 1989.

2.Джим Уиз  Занимательная химия- М.;ЕСТ:Астрель,2008.-154с

3.Ильин Е.П. “ Мотивация и мотивы” Питер, 2017г.

4.Маслоу, А. Мотивация и личность./ А. Маслоу. — Изд-во: «Питер», 2012. — 352 с.

5.Маркова А.К. «Формирование мотивации учения: Кн. для учителя/-М: Просвещение, 1990.-192с.

6.Чепурных Д.Н. «Ассоциативное мышление - как способ развития мотивации». «Химия в школе», №2 - 2009г., с.23.

7.Щербакова С.Г Химия. Интегрированные уроки, ,Волгоград, 2015



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профессиональная ориентация как один из факторов формирования мотивации в обучении иностранным языкам

Мотивация играет значительную роль в обучении иностранным языкам в профессиональной школе. Особая роль отводится внутренней и внешней мотивации в обучении. Она повышает роль иностранного языка в форми...

Профессиональная ориентация как один из факторов формирования мотивации в обучении иностранным языкам

Иностранный язык играет важную роль в формировании конкурентоспособной личности на рывнке труда. Мотивация выступает как один из факторов в обучении иностранным языкам....

Профессиональная ориентация как один из факторов формирования мотивации в обучении иностранным языкам

Иностранный язык играет важную роль в формировании конкурентоспособной личности на рывнке труда. Мотивация выступает как один из факторов в обучении иностранным языкам....

Проблемы формирования мотивации при обучении английскому языку

Одна из наиболее часто встречающихся проблем, с которой приходится сталкиваться учителю - отсутствие мотивации у студентов. Решение данной проблемы является одной из самых главных задач, которую стави...

ВЕСТНИК Формирование мотивации к обучению у воспитанников Дворца

«Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться» В. А. Сухомлинский Каждый преподаватель хочет, чтобы его воспитанники с интересом и желан...

ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ У СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ С ПОМОЩЬЮ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Главной особенностью подготовки будущих медицинских работников среднего звена является комплексный характер подхода к формированию общих и профессиональных компетенций и повышению уровня познавательно...

Формирование мотивации к обучению у студентов-медиков с помощью информационно-коммуникационных технологий

Формирование мотивации к обучению у студентов-медиков с помощью информационно-коммуникационных технологий...