Использование информационных технологий для организации обучения на уроках химии
статья на тему
Применение современных образовательных технологий на уроках химии в ходе образовательного процесса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_informatsionnyh_tehnologiy_dlya_organizatsii_obucheniya_na_urokah_himii.docx | 26.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование информационных технологий для организации обучения на уроках химии.
Перелыгина Татьяна Ивановна, преподаватель химии, биологии
ГБПОУ ВО «ЛАТТ»
Всем нам известна одна прописная истина, что жизнь не стоит на месте и то, что только вчера казалось современным и интересным, сегодня становится обыденным и человек снова жаждет новых открытий. Одним из важнейших открытий на сегодняшний день является интернет, который охватывает буквально все жизненные аспекты человека и быстрее и легче всего его воспринимает и осваивает ребёнок. Для ребёнка компьютер это интересная игрушка и задача взрослого человека состоит в том, чтобы этот интерес правильно развить и направить в нужное русло. Именно такая задача ложится на плечи преподавателя.
Современный преподавательдолжен в совершенстве владеть не только содержанием предмета, методом, средством и формами организации учебного процесса, но и современными информационно-коммуникационными технологиями (ИКТ) обучения. Самое главное это использование компетентностного подхода в обучении.
Компетенция – готовность человека к мобилизации знаний, умений и внешних ресурсов для эффективной деятельности в конкретной жизненной ситуации или компетенция – это готовность действовать в ситуации неопределённости.
По С.Д. Полякову «компетентностный подход – это ориентация на формирование обобщённых умений (аналитических, исследовательских, коммуникативных и т.д.), которые обучающиесясмогут применить в различных образовательных (не только учебно-предметных) и жизненных ситуациях.
Преподаватель должен обладать компетентностью в области обеспечения информационной основы педагогической деятельности, что отражает теоретическую и методическую грамотность педагога, свободное владение предметом, объем знаний о профессиональной деятельности, которым он владеет, умение получать, обрабатывать и представлять профессионально необходимую информацию, знание условий педагогической ситуации, особенностей обучающихся, особенностей взаимоотношения педагога и обучающихся (воспитанников).
Компетентности формируются в процессе обучения, и не только в школе, но и под воздействием семьи, друзей, работы, политики, религии, культуры. В связи с этим реализация компетентностного подхода зависит от всей в целом образовательно-культурной ситуации, в которой живет и развивается обучающийся.
- Компетентностный подходв образовательной деятельностинаправлен на формированиекомпетенций учащихся.
- Формирование компетенций реализуется через организацию деятельности учащихся. (Деятельностный подход)
- Деятельность учащихсянаиболее эффективна,если есть интерес (мотивация) у учащихся.
- Интерес можно вызвать через проблемную ситуацию.
- Решение проблемных ситуацийспособствует развитию навыковисследовательской деятельности.
Формирование компетентностей – сложный, целенаправленный процесс. Основу его составляет умение учителя организовывать самостоятельную познавательную деятельность учащихся и грамотно управлять ею.
Компетентностный подход в обучении учащихся школьному курсу химии реализуется учителем через использование методов проблемно-исследовательской деятельности и ИКТ.Использование на уроках информационных технологий в ближайшее время может изменить не только формы и содержание современного образования, но и дать новое направление его развитию. Важно научить учащихся самостоятельно мыслить, работать с информацией, дополняющей и уточняющей учебники.
Проблема повышения эффективности обучения постоянно находится в центре внимания преподавателей учебных заведений всех рангов. Решение этой проблемы тесно связано с перспективой реализации научно обоснованных новых педагогических технологий и систем организации учебно-воспитательного процесса.
В последние годы в образовательный процесс при обучении химии и других предметов во всех учебных заведениях стали широко внедряться новые формы обучения, связанные с информационно- коммуникационными технологиями (ИКТ):
•компьютерные обучающие системы;
•компьютерные учебники, словари и энциклопедии;
•учебные видеофильмы;
•оптические диски, содержащие учебный материал по всему курсу химии.
Все это примеры электронных образовательных ресурсов (ЭОР), то есть таких образовательных ресурсов, для воспроизведения которых требуется компьютер. Благодаря Интернету учитель может дать ученику широкий спектр педагогического сервиса, а именно доступ к изучению учебного материала, проведение тестирований, консультации и т.д. Интернет дает возможность построения системы дистанционного обучения, включающий получение информации по предмету, методическое сопровождение учебного процесса, текущий контроль знаний, электронный журнал, планирование занятий, позволяющее обучающимся самостоятельно строить индивидуальную программу изучения предмета химии и т.д.
И всё же, не смотря на все достижения науки и техники, основной формой обучения химии и на сегодняшний день остается урок, и как будет построен этот урок и насколько он будет продуктивным, зависит от компентностного подхода современного преподавателя.
Использование на уроках химии персонального компьютера, мультимедийного проектора и интернета открывает доступ к неограниченным ресурсам знаний.
Науроках химии для повышения эффективности обучения необходимо использовать не только электронные образовательные ресурсы (ЭОР), а также виртуальную лабораторию. Использование наглядных моделей, интерактивной анимации помогает проще и доходчивее объяснить суть сложных явлений, продемонстрировать «виртуальные» опыты и эксперименты, без инвентаря и лаборантов. Но при всех инновациях не стоит совсем исключать из учебного процесса практические занятиятак, как именно они дают полное понимание сути химического превращения.
Применение ЭОР на уроках дало возможность быть им более интересными, информационно-насущными и результативными
Педагогическое мастерство основано на единстве знаний и умений, соответствующих современному уровню развития науки, техники и их продукта – информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).
В настоящее время необходимо умение получать информацию из разных источников, пользоваться ею и создавать ее самостоятельно. Использование мультимедийных средств обучения – закономерный этап развития педагогических технологий. Использование ИКТ позволяет осуществить задуманное, сделать урок современным, по-настоящему развивающим и познавательным, а также повысить свою профессиональную компетентность.
При изучении химии использование компьютерных технологий эффективно на уроках изучения нового материала (презентаций и лекций), при обработке умений и навыков (обучающее тестирование), а также во время проведения химического практикума. Применение видеофильмов во время лекций обеспечивает динамичность, наглядность, более высокий уровень и объем информации по сравнению с традиционными методами.
Информационно-коммуникационные технологии и электронно-образовательные ресурсы являются одним из наиболее перспективных и популярных направлений в современной педагогике. В отличие от видео-, теле-, и стандартной аудиоаппаратуры в компьютерах вся информация хранится в цифровой форме.
В настоящее время ИКТ продолжают своё развитие и внедрение в образовательные учреждения и, как мы наблюдаем, все новинки технологического прогресса с особым восторгом встречает именно молодое поколение. Именно поэтому необходимо использовать любознательность и высокую познавательную активность обучающихся для целенаправленного развития их личности.
И только от современного преподавателя, имеющего все необходимые знания, навыки и, самое главное опыт, зависит каким должен быть урок.
Литература
1. Береснева Е.В. Современные технологии обучения химии. – Москва: «Центрхимпресс», 2004.
2. Нечитайлов Е.В. Информационные технологии на уроках химии//Химия в школе. – 2005. - № 4 – стр. 13
3. Фельдман И.Д. Создание и использование тематических компьютерных презентаций//Химия в школе. – 2006 - № 1 – стр. 36.
4. Мальцева Е.М. Применение электронных образовательных ресурсов в обучении химии//Интернет и образование. Декабрь 2011. Том 2011. № 38
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья «Использование информационных технологий на занятиях по английскому языку при обучении медицинской терминологии»
Статья «Использование информационных технологий на занятиях по английскому языку при обучении медицинской терминологии» представляет собой обзор опыта работы с информационными технологиями при обучени...
Использование информационных технологий и средств электронного обучения при формировании общих компетенций в процессе образовательных отношений в учреждении СПО
Современные тенденции в образовании характеризуются рядом противоречий, среди которых можно выделить противоречие между традиционным темпом обучения и постоянно прогрессирующего появления новых знаний...
Использование интерактивных методов обучения на уроках химии как средство формирования ключевых компетенций обучающихся
Современные требования к образованию предполагают большую активность обучаемого, его творческое переосмысление полученных сведений, поэтому для достижения качества образовательных услуг необходимо исп...
Использование интерактивных методов обучения на уроках химии как средство формирования ключевых компетенций обучающихся.
Использование интерактивных методов обучения на уроках химии...
Статья "Использование информационных технологий на уроках химии"
ИКТ в преподавании химии...
Педагогический проект АКТИВИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Стремительное развитие общества, совершенствование технологий вызывает необходимость адекватного использования новых возможностей. С увеличением количества компьютеров в учебных заведениях возра...