Профессиональная ориентация как один из факторов формирования мотивации в обучении иностранным языкам
статья по теме
Мотивация играет значительную роль в обучении иностранным языкам в профессиональной школе. Особая роль отводится внутренней и внешней мотивации в обучении. Она повышает роль иностранного языка в формировании конкурентоспособной личности в условиях существующей рыночной экономики. Иностранный язык - это первоисточник формирования новой политической культуры. В высокоразвитых странах, таких как Великобритания, действует система бесплатного общего образования для всех детей, независимо от социального и национального происхождения. 40% бюджета времени отведено изучению английского языка в Британских средних школах. В профессиональном же образовании удельный вес составляют 4 уровня профессиональной готовности. Это компетентность, позволяющая производить однообразную работу; способность делать работу самостоятельно и ответственно; выполнение сложных и оригинальных роабот; исполнение специальных персональных заданий. Профессиональное обучение осуществляется в технических профессиональных учебных заведениях, центрах профессиональной подготовки на производстве и центрах занятости. Иностранный язык служит неким ретранслятором знаний, возрастает значение его нравственной позщиции; функция учителя становится личностно-образующей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Профессиональная ориентация как один из факторов формирования мотивации в обучении иностранным языкам
Сегодня, в условиях существования рыночной экономики, нужны грамотные специалисты, отвечающие современным запросам рынка. Формирование экономики нового типа потребовало переосмыслить взгляд современного Российского общества на выпускника профессиональной школы и способствовало формированию новых качеств современного выпускника. Он должен владеть навыками делового общения, знать иностранные языки и вести здоровый образ жизни.
Включение иностранного языка в программу профессиональной школы отражает заказ общества, обусловленный требованиями времени: расширяющимися международными контактами во всех сферах жизни и деятельности людей (обмен научно-технической информацией, туризм, подготовка специалистов для работы за рубежом, владение компьютерными технологиями). Однако реализация этого заказа сталкивается с рядом трудностей. К ним можно отнести: 1) отсутствие языковой среды, когда обучение иноязычной речевой деятельности осуществляется по сути дела в искусственных условиях; 2) сокращённое количество часов; 3) не разработанность некоторых вопросов методики, имеющих прямое отношение к новым условиям обучения. Главным из них является вопрос о формировании мотивации, т.е. положительного отношения обучающихся к иностранному языку как к учебному предмету.
Отношения к учебному предмету складывается из двух компонентов: интереса к нему и осознания к его значимости. Отношения обучающихся к иностранному языку становится предметом многих исследований учёных и методистов, ведь иностранный язык – это специфический учебный предмет. Специфика иностранного языка определяется тем, что он, характеризуясь чертами, присущему языку вообще как знаковой системы, в то же время определяется целым рядом отличительных от родного языка особенностей овладения им. В то же время, он существенно отличается от любого другого учебного предмета. Эту специфику актуально и интуитивно чувствуют ученики и её осознают учителя, так как иностранный язык отличается от других учебных дисциплин, являясь одновременно и целью и средством обучения. Так, если всеми другими предметами обучающиеся овладевают посредством языка как инструмента, орудия, то при овладении самим языком возникает проблема постепенного, управляемого извне освоения одних более лёгких средств и способов для решения и освоения более сложных задач. Язык является средством формирования и за тем формой существования и выражения мысли об объективной действительности, свойства, закономерности которой, являются предметом других дисциплин. Человек чувствует и знает, что язык для него – только средство, что вне языка есть невидимый мир, в котором человек старается освоиться только с его помощью. Спецификой иностранного языка как учебного предмета заключается так же в его беспредельности. Если сравнить иностранный язык с любым другим учебным предметом, то в каждом из них есть отдельные тематические разделы, овладев знанием которых обучающийся испытывает удовлетворение. Изучая язык, человек не может знать только лексику, не изучая грамматики. Он должен знать всю грамматику, всю лексику, необходимую для требуемых программой условий общения. В этом смысле язык как учебный предмет – беспределен. Здесь важно отметить, что овладение иностранным языком в условиях профессионального обучения предполагает нормальный возрастной уровень умственного развития учащегося и направленность их интеллектуального уровня. В противном случае усвоение языка не произойдёт. Необходимо устранить из общественного сознания социальную установку непреодолимости и связанных с ней учебных трудностей овладение иностранным языком. Хотя всем известен тот факт, что при обучении иностранному языку ученик испытывает ряд лингвистических трудностей: фонетических, лексических и грамматических. Фонетические трудности заключаются в произнесении отдельных звуков, специфических только для английского языка; лексические – в правильном употреблении слов, носящих омонимичный характер; грамматически связанные с употреблением аналитических структур и временных форм. Исходя из этих трудностей, необходимо учитывать факторы презентации, фонетического, лексического и грамматического материала при обучении иноязычному говорению. Очень важно знать при этом, как содержание деятельности обучения влияет на интеллектуальное развитие обучающегося. В настоящее время наблюдается повышенный интерес обучающихся к иностранному языку в профшколе. Думается, что главной причиной такого отношения учащихся иностранному языку является социальная среда и та информация, которая из неё поступает. Это кинофильмы, Интернет, радио- и телепередачи, материалы периодической печати, произведения художественной литературы, кинофильмы, высказывания известных людей, суждения друзей, знакомых, родственников и т.п.
С одной стороны, статьи в газетах и журналах о том, как иностранный язык служит лучшему взаимопониманию людей разных континентов; эпизоды из книг, фильмов, герои которых, владея иностранным языком, совершенствуют свои знания и опыт.
С другой стороны, мнение отца, работающего водителем, о том, что можно жить и работать, не зная иностранного языка, является отрицательной информацией для сына, который собирается выбрать профессию отца.
При этом отрицательная информация часто оказывается более действенной и может превалировать над положительной. С сожалением приходится констатировать это, ибо поток информации бывает неуправляем.
Сказанное позволяет сделать вывод, что учителю иностранного языка приходится работать в сложных условиях, ибо он несёт ответственность за поддержание высокого уровня мотивации к предмету на протяжении всего процесса обучения именно; это и заставляет учителя искать пути формирования положительного отношения обучающихся к иностранному языку, показывая им его важность и значимость.
Общеизвестно, что мотивация зависит от многих факторов. Думается, что в обучении есть резервы, использовав которые нам удалось бы не только поднять мотивационный уровень (сделать предмет значимым и интересным для учащихся) но и управлять этим процессом на всех этапах обучения.
В обучении любому предмету, в том числе и иностранному языку, имеются различные виды мотивации. Главные из них – это внутренняя мотивация, порождаемая самой учебной деятельностью, и внешняя, или широкая социальная мотивация, являющаяся как бы внешней по отношению к деятельности ученика на уроке. Можно предложить также, что профессиональное направление (как составная любого из видов мотивации) будет играть немаловажную роль и в выполнении тех функций, которые присущи каждому из видов мотивации. Большинство учителей осознают те неблагоприятные обстоятельства, в которых осуществляется обучение их предмету. Не случайно они относят иностранный язык на шестое-седьмое место по степени его корреляции в сознании обучающихся с необходимостью его обучения. В связи с этим естественным является желание многих педагогов поднять престиж своего предмета в глазах учеников. Предъявление информации о значимости иностранного языка может осуществляться по трём каналам: 1) в работе на уроке (эта информация включается в упражнения, тексты для чтения и аудирования, индивидуальные задания, рассказы для семантизации и презентации новых грамматических структур); 2) в работе дома (самостоятельное чтение выполнение индивидуальных заданий); 3) во внеурочной работе (использование интересных фактов об изучении интересных факторов об изучении иностранного языка при проведении различных внеклассных мероприятий).
Необходимо заметить, что профессиональное намерение укрепляется в процессе мотивации и начинает всё более воздействовать на ядро мотивационной сферы.
При этом возможно использование известных методов педагогического действия: 1) метод прямого действия (т.е. непосредственное обращение к учащимся с объяснением, просьбой, требованием или приказом); 2) метод параллельного воздействия (через коллектив); 3) метод косвенного действия с помощью книги игры и т.п. Все эти методы могут быть использованы педагогом для раскрытия значимости иностранного языка. Педагог должен быть профессионалом своего дела, чтобы достигнуть уровня профессионализма – уровня искусства как высшего проявления педагогического мастерства. Фундамент профессионализма составляет коммуникативная структуры личности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Профессиональная ориентация как один из факторов формирования мотивации в обучении иностранным языкам
Иностранный язык играет важную роль в формировании конкурентоспособной личности на рывнке труда. Мотивация выступает как один из факторов в обучении иностранным языкам....
Профессиональная ориентация как один из факторов формирования мотивации в обучении иностранным языкам
Иностранный язык играет важную роль в формировании конкурентоспособной личности на рывнке труда. Мотивация выступает как один из факторов в обучении иностранным языкам....
Профессионально ориентированное обучение иностранному языку в неязыковых учебных заведениях как основополагающий фактор становления конкурентоспособного специалиста.
Статья посвящена профессионально направленному обучению иностранного языка, которое является одним из звеньев подготовки конкурентоспособного специалиста в неязыковом учебном заведении. Раскрывается з...
Проблемы формирования мотивации при обучении английскому языку
Одна из наиболее часто встречающихся проблем, с которой приходится сталкиваться учителю - отсутствие мотивации у студентов. Решение данной проблемы является одной из самых главных задач, которую стави...
Профессиональная компетентность преподавателя в формировании мотивации к изучению иностранного языка
данная научно-иследовательская работа направлена на повышение мотивации к изучению иностранного языка, используя профессиональную компетентность педагога....
Формирование коммуникативной компетенции при профессионально – ориентированном обучении иностранному языку.
Статья о формировании коммуникативной компетенции при профессионально - ориентированном обучении иностранному языку....
Мотивация на занятиях иностранного языка в ССУЗ как ключевой фактор формирования конкурентоспособного специалиста
Проблема мотивации в изучении иностранных языков становится чрезвычайно актуальной сегодня. В последнее время в нашей стране существенно вырос интерес к иностранным языкам, в первую очередь – к ...