Физическая культура как средство повышения профессиональной устойчивости специалистов
статья

Необходима ли современным специалистам с высшим образованием не
только профессионально-специальная, но и психологическая и физическая
подготовка к нынешним профессиям? На сегодняшний день с развитием сферы
услуг и цифровизации образ жизни и производственные процессы услуг и
товаров людей становятся всё проще и проще в физическом плане,
функциональная роль работников, особенно в промышленной сфере, серьезно
изменяется.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ


           Необходима ли современным специалистам с высшим образованием не
только профессионально-специальная, но и психологическая и физическая
подготовка к нынешним профессиям? На сегодняшний день с развитием сферы
услуг и цифровизации образ жизни и производственные процессы услуг и
товаров людей становятся всё проще и проще в физическом плане,
функциональная роль работников, особенно в промышленной сфере, серьезно
изменяется.
Научно-технический прогресс, очевидно, не стоит на месте, становится
всё больше современных инструментов и средств для упрощения труда. А
вместе с тем отмечается ряд эффектов, которые негативно влияют не только
здоровье граждан, но и на психоэмоциональную работоспособность. Если быть
точнее, современные специалисты являются физически менее подготовленными в виду снижения двигательной активности в деятельности, эмоциональный фон менее стабилен из-за напряженного повседневного умственного труда. Все вышеперечисленные явления влияют в разной степени
на каждого, но едино то, что условия текущей жизни меняются стремительнее,
чем образ жизни людей, как следствие – это эмоциональные выгорания,
перманентное психологическое возбуждение, моральная усталость, утомление,
а, следовательно, и снижение работоспособности.
Возможность человека демонстрировать стабильную интенсивность,
устойчивость и эффективность профессионального труда является
«профессиональной устойчивостью». В науке данный термин оказался
сравнительно недавно благодаря ученому-психологу Платонову Константину
Константиновичу. Он характеризовал его, как некое смешение работника со
своей профессиональной деятельностью.
Говоря о психологической устойчивости, стоит разобрать её
составляющие, ведь это не только сама устойчивость к критическим ситуациям,
например. Выделяется мотивационный компонент – это оптимальная
уверенность в себе как в профессионале. Во-вторых, личностная составляющая,
которая подразумевает время реакции на складывающиеся обстоятельства,
желание саморазвиваться и скорость утомляемости. Третье – это
профессионально-специальный элемент, который включает в себя
непосредственные знания, умения, навыки в той или иной профессии, в том
167 числе для принятия решений, повышение квалификации. И заключительным
компонентом можно назвать эмоционально-волевую особенность личности,
подразумевающую возможность контролировать свои эмоции и
психологическое состояние, силу воли и минимизацию напряженности.
Таким образом, данное понятие довольно широкое и включает в себя
множество характеристик человека, его навыков, возможностей и
особенностей, совокупность которых играет важную роль для любой
профессии на сегодняшний день.
Переходя же непосредственно к физической культуре как средству
повышения профессиональной устойчивости специалистов, стоит сказать, что
она является отличным инструментом для развития каждого компонента
профессиональной устойчивости. Разберем каждый из них подробнее.
Мотивационная составляющая. Повторимся, что она включает в себя
удовлетворенность деятельностью, желание достигать миссии и целей
организации, а также оптимальный уровень самоуверенности в своих
профессиональных навыках. В первую очередь, занятия спортом тренируют
ставить перед собой цели и достигать их. В свою очередь, прогресс на
тренировках и достижения этих самых целей, а регулярные занятия физической
культурой неизбежно ведут к этому, повышают уверенность в себе и своих
физических возможностях, которые накладываются и на профессиональную
деятельность, повышая уверенность в себе. Также снижается уровень
пассивности в связи с пониманием, что возможности человека безграничны, а
тренировки и прогресс на них является отличной движущей силой к
достижению данной мысли гражданином.
Личностный компонент. В данном случае прослеживается наиболее
прямая зависимость с физической культурой и спортом, а именно: они как
ничто другое повышают физическую выносливость, дабы медленнее уставать
во время рабочего дня, а также повышают усидчивость, терпение и выдержку.
К тому же физическая культура, особенно контактные и игровые виды спорта
положительно сказываются на реакции человека, причём как физической, так и
эмоциональной в плане принятия решений при деловом общении с коллегами,
партнёрами или начальством.
Профессионально-специальный элемент. На первый взгляд, никакой
связи с занятиями физической культурой и спортом не прослеживается для
развития данного компонента профессиональной устойчивости. Тренировки,
особенно спортивные соревнования, развивают мышление и быстроту принятия
решений в нестандартных ситуациях, учат мыслить по-другому, что
положительно сказывается непосредственно на квалификации сотрудника, в
том числе желании повышать её.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лекция на тему: Интерактивное обучение как средство подготовки профессионально мобильного специалиста

На период до 2015 г. Социальные требования к системе образования сформулированы в следующем виде: « Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые мо...

Комплект контрольно-оценочных средств учебной дисциплины Физическая культура по специальности среднего профессионального образования (заочная форма обучения) 35.02.07. Механизация сельского хозяйства

Комплект контрольно-оценочных средств предназначен для проверки результатов освоения профессиональной дисциплины Физическая культура по специальности среднего профессионального образования (заочная ...

Дифференцированный подход на уроке физической культуры как средство повышения физической подготовленности учащихся

ВведениеВ настоящее время сфера образования переживает период качественных преобразований.Совершенствование урока физической культуры и повышение его эффективности невозможно без разработки вопроса ди...

Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов

Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов...

Статья: Внеаудиторная деятельность как средство повышения профессиональной культуры обучающихся СПО

Внеаудиторная деятельность как средство повышения профессиональной культуры обучающихся  СПО...

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ОБЩЕКУЛЬТУРНОЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ

В процессе освоения программы предмета «физическая культура» необходима сознательная и актив­ная деятельность самих учащихся. Успешность данного процесса отмечается только тогда, когда...