Статья: Внеаудиторная деятельность как средство повышения профессиональной культуры обучающихся СПО
статья

Виноградская Надежда Юрьевна

Внеаудиторная деятельность как средство повышения профессиональной культуры обучающихся  СПО

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx22.61 КБ

Предварительный просмотр:

Внеаудиторная деятельность как средство повышения профессиональной культуры обучающихся  СПО

Процессы мировой глобализации, информатизации, социально-экономические реформы повлекли за собой определенные изменения во всех сферах жизни российского общества.

В современной жизни все больше возрастают требования к человеку, что требует постоянного развития исследовательских, творческих способностей, обогащения знаний в области создания образа успешного и компетентного специалиста, умения быстро адаптироваться в изменяющихся условиях, самопрезентации.

Сформировался значительный интерес молодежи к персонализации, т.е. способности жить, работать, общаться в гармонии с самим собой и окружающими людьми, к осмысленному принятию самостоятельных решений. Сегодня особой ценностью в обществе становится осознание собственной индивидуальности через разнообразный личностный опыт и непрерывное образование.

В связи с этим изменяется и позиция личности в образовательном пространстве: она становится субъектом собственного образования.

Профессиональная культура – это совокупность специальных теоретических знаний и практических умений, связанных с конкретным видом труда.

Таким образом, большую роль в повышении профессиональной культуры обучающихся играет внеаудиторная деятельность студентов, представляющая собой совокупность практико-ориентированных занятий, в которых обучающийся выступает как субъект деятельности в соответствии с собственными интересами.

Внеаудиторная деятельность - это звено образовательно-развивающего процесса, отражающего активное участие обучающихся в профессионально ориентированных занятиях в условиях педагогической поддержки в свободное от обязательных занятий время. Наблюдается такая тенденция, что большинству обучающихся, по сути дела, негде раскрыть свои потенциальные возможности, он не приучен что-либо делать целиком, не умеет трудиться с удовольствием, нести ответственность за выполненное дело.

Внеаудиторная деятельность является одним из средств воспитания готовности к профессиональной деятельности, является дополнительным источником времени в системе учебно-воспитательного процесса СПО.

Современная образовательная среда колледжа призвана и стремится формировать конкурентно способную личность, умеющую противостоять все более нарастающим стрессовым ситуациям, гибко реагировать на любые изменения окружающей среды.

Цель внеаудиторной работы - научить обучающегося самостоятельно и осознанно работать сначала с учебным материалом, затем с научной информацией, заложить основы самовоспитания и самоорганизации для того, чтобы привить навык в будущем непрерывно повышать свою квалификацию.

Задачи внеаудиторной деятельности в процессе повышения профессиональной культуры обучающихся СПО:

- стимулирование интереса студентов к изучению основ публичного выступления и самопрезентации;

- совершенствование коммуникативных и организационных умений, овладение инновационными способами профессионального и межличностного общения;

- активизация творческого потенциала личности и нестандартного педагогического мышления студентов;

- формирование субъектной позиции в реализации творческого и личностного потенциала.

Однако нельзя не отметить следующие проблемы, преодоление которых обеспечит определенный результат в области повышения профессиональной культуры будущих  специалистов.

  1. Низкий уровень сформированности общей культуры студентов, и, как следствие, отсутствие у них навыков саморазвития и самоорганизации в различных сферах жизнедеятельности, необходимых для успешной социализации.
  2. Недостаточная работа по организации научно – исследовательской деятельности обучающихся.
  3. Приоритет массовых мероприятий в ущерб индивидуальному развитию молодого человека.

Требования ФГОС диктуют необходимость развития у студентов творческой инициативы, воспитания у них потребности в самообразовании, стремления к повышению уровня своей теоретической подготовки, а также к совершенствованию умений самообразовательной деятельности.

Образовательные стандарты обязывают преподавателей учить студентов работать самостоятельно, добывать знания, расширять свой научный кругозор, стремиться к истине в науке и практике.

Внеаудиторная работа сопровождается методическим обеспечением: список основной и дополнительной литературы по дисциплинам и профессиональным модулям; электронная библиотека; методические указания по выполнению практических и лабораторных работ; методические пособия, указания и рекомендации по выполнению контрольных работ, курсовых работ, а также методические указания и рекомендации по выполнению выпускных квалификационных работ. Во время самостоятельной подготовки, обучающиеся обеспечены доступом к современным профессиональным базам данных, к информационным ресурсам сети Интернет.

Участие обучающихся СПО во внеаудиторной деятельности может происходить по нескольким направлениям:

  1. Самостоятельное решение ситуационных задач.
  2. Самостоятельное написание практических заданий.
  3. Подготовка и написание докладов, рефератов сообщений, кроссвордов на заданные темы.

3. Выполнение курсовых работ.

4. Подготовка к участию в предметных олимпиадах, конкурсах.

5. Создание и грамотное оформление мультимедийных презентаций по заданной тематике.

6. Выполнение выпускных квалификационных работ.

Такие виды внеаудиторных работ способствуют развитию коммуникативных способностей студентов, формированию у будущих специалистов объективного и творческого подхода к решению профессиональных задач.

Участие обучающихся во внеаудиторной деятельности формирует у них важные воспитательные аспекты личности – чувства осознанной ответственности за свои действия, профессиональной честности, милосердия, чуткости.

Внеаудиторная самостоятельная работа в рамках специальных дисциплин СПО позволяет:

– развивать познавательные способности и активность студентов;

– стимулировать интерес к исследовательской работе;

– расширять, систематизировать и закреплять  теоретические знания и практические навыки студентов;

– формировать способность к саморазвитию, самостоятельность мышления;

– формировать ключевые компетенции, а именно: углублять эрудицию и кругозор студентов, способствовать освоению ими информационных технологий, развивать лидерские качества;

– стимулировать интерес к самосовершенствованию и самореализации. 

Самореализация является неотъемлемой частью повышения профессиональной культуры обучающегося и проявляется в форме интересов, стремлений, ценностных ориентации и социальных установок, всей жизни. Внеаудиторная деятельность удовлетворяет потребности студентов в самопознании, самовыражении, самоутверждении самоопределении, самоуправлении, самореализации, если ее содержание, формы и методы обеспечивают переход от воспитания к самовоспитанию.

Один из элементов внеаудиторной работы  обучающихся СПО является контроль и оценка результатов. Для регулирования внеаудиторной работы необходимо учитывать сроки выполнения заданий,  трудности  работы, их соответствие заданным требованиям в процессе специально организованных консультаций.

Критерии оценки результатов внеаудиторной работы обучающихся СПО являются:

· уровень освоения учебного материала;

· умение использовать теоретические знания и практические умения при выполнении профессиональных задач;

· уровень сформированности общих и профессиональных компетенций.

Таким образом, можно сделать вывод, что внеаудиторная работа с обучающимися СПО развивает их коммуникативные навыки и умения,  способствует установлению более прочной взаимосвязи теории и практики, эффективному освоению профессиональных компетенций.

Регулярное выполнение обучающимися внеаудиторных заданий готовит к решению типовых задач по всем видам профессиональной деятельности, активизирует креативность мыслительной деятельности, способствует формированию у них собственной жизненной позиции.

Необходимо отметить, что активное привлечение обучающихся к внеаудиторной работе позволяет готовить специалистов более высокого уровня, а в дальнейшем способствует лучшей профессиональной адаптации выпускников СПО и закреплению их на рабочих местах.

В свободной добровольной деятельности выражено все необходимое для полноценного формирования личности с высокой профессиональной культурой.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская деятельность как средство повышения мотивации обучающихся к изучению английского языка .

Исследовательская деятельность как средство повышения  мотивации обучающихся  к изучению английского языка ....

Статья "САМООБРАЗОВАНИЕ ПЕДАГОГА – ГЛАВНЫЙ РЕСУРС ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА"

Важность самообразования педагога в его педагогической деятельности. Роль самообразования в повышении професионального мастерства педагогов...

Внеурочная деятельность как средство повышения эффективности и качества обучения

Роль внеурочной деятельности:Расширение образовательного пространства.Формирование позитивного восприятия ценностей образования и более успешного освоения его содержания.Расширение общекультурного кру...

Физическая культура как средство повышения профессиональной устойчивости специалистов

Необходима ли современным специалистам с высшим образованием нетолько профессионально-специальная, но и психологическая и физическаяподготовка к нынешним профессиям? На сегодняшний день с развитием сф...