МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
методическая разработка
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НА ТЕМУ:
«Интегрированное обучение с применением активных и интерактивных методов на уроках истории и обществознания».
Скачать:
Предварительный просмотр:
Страница |
смоленское областное государственное бюджетное
профессиональное образовательное учреждение
«Рославльский многопрофильный колледж»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НА ТЕМУ:
«Интегрированное обучение с применением активных и интерактивных методов на уроках истории и обществознания».
2022 год
Оглавление
- Пояснительная записка…………………………………………………….3
- Идеи, методы и принципы интегрированного обучения………………..4
- Классификация методов обучения………………………………………..6
- Результаты интегрированного обучения………………………………..10
- Разработка уроков с применением активных и интерактивных методов обучения…………………………………………………………………...11
Список используемой литературы……………………………………….26
Пояснительная записка
Необходимость обращения к интегрированному обучению вызвана рядом объективных причин, которые обнаружились в процессе работы в средней школе и в колледже.
Одной из важнейших проблем, на мой взгляд, является заметное снижение интереса учащихся к предметам социально-экономического цикла. К тому же, вызывает неудовлетворённость недостаточная продуманность и разработанность действующих программ и учебников для общеобразовательных учреждений. Сама специфика истории и обществознания на их современном уровне побуждает к комплексному подходу в обучении учащихся этим предметам, т. е. логика данных наук ведёт к их объединению, интеграции.
Следующей проблемой, которая может быть решена в процессе интегрированного обучения, является несогласованность, разобщённость этапов формирования у учащихся общих понятий истории, обществознания, философии, социологии, политологии, философии; выработки у них обобщённых умений и навыков.
Практика показывает, что нередко одно и то же понятие в рамках каждого конкретного предмета определяется по-разному - такая многозначность научных терминов затрудняет восприятие учебного материала. Несогласованность предлагаемых программ приводит к тому, что одна и та же тема по разным предметам изучается в разное время. Эти противоречия легко снимаются в интегрированном обучении, которое решает также ещё одну проблему — экономии учебного времени.
Необходимо также отметить ещё один важный момент: интегрированное обучение призвано отразить интеграцию научного знания, объективно происходящую в обществе. Не освещать межнаучные связи или показывать их поверхностно было бы большим недостатком. Интегрированное обучение позволяет наиболее эффективно показать междисциплинарные связи и естественнонаучный метод исследования, используемый на стыке наук.
Идеи, методы и принципы интегрированного обучения
Интеграция в обучении предполагает, прежде всего, существенное развитие и углубление межпредметных связей, которые являются аналогом связей межнаучных, переход от согласования преподавания разных предметов к глубокому их взаимодействию.
Интеграция знаний из различных предметов осуществляется с помощью интегрированного урока. Система интегрированных уроков лежит в основе интегрированного обучения.
Интегрированный урок - это специально организованный урок, цель которого может быть достигнута лишь при объединении знаний из разных предметов, направленный на рассмотрение и решение какой-либо пограничной проблемы, позволяющий добиться целостного, синтезированного восприятия учащимися исследуемого вопроса, гармонично сочетающий в себе методы различных наук, имеющий практическую направленность.
Признаки интегрированного урока:
- специально организованный урок, т. е., если он специально не организован, то его вообще может не быть или он распадается на отдельные уроки, не объединённые общей целью
- цель специфическая (объединённая);
она может быть поставлена, например, для:
а) более глубокого проникновения в суть изучаемой темы;
б) повышения интереса учащихся к предметам;
в) целостного, синтезированного восприятия изучаемых по данной теме вопросов;
г) экономии учебного времени и т. п.;
3) широкое использование знаний из разных дисциплин, т. е. углублённое осуществление межпредметных связей.
Поскольку в интегрированном обучении рассматриваются разнообразные междисциплинарные проблемы, расширяющие рамки действующих программ и учебников для средне-профессиональных учреждений и общеобразовательных школ, но необходимые и уместные для развития учащихся, то следует подчеркнуть, что при таком подходе гармонично сочетаются разнообразные методы обучения (методы преподавания и изучения), используемые на стыке предметов: лекция и беседа, объяснение и управление самостоятельной работой учащихся, наблюдение и опыт, сравнение, анализ и синтез; большое место отводится методам обучения на компьютерных моделях и эвристическому.
Принципы интегрированного обучения призваны в полной мере работать на достижение главной цели интегрированного обучения - развитие мышления учащихся.
- Синтезированность знаний.
Целостное, синтезированное, систематизированное восприятие изучаемых по той или иной теме вопросов способствует развитию широты мышления. Постановка проблемы, исследуемой методами интеграции, развивает целенаправленность и активность мышления.
- Углублённость изучения.
Более глубокое проникновение в суть изучаемой темы способствует развитию глубины мышления.
- Актуальность проблемы, или практическая значимость проблемы.
Обязательная реализация рассматриваемой проблемы в какой-то практической ситуации усиливает практическую направленность обучения, что развивает критичность мышления, способность сопоставлять теорию с практикой.
- Альтернативность решения.
Новые подходы к известной ситуации, нестандартные способы решения проблемы, возможность выбора решения данной проблемы способствуют развитию гибкости мышления, развивают оригинальность мышления. Сопоставление решений развивает активность, критичность, организованность мышления. За счёт стремления осуществлять разумный выбор действий, отыскивать наиболее краткий путь достижения цели развивается целенаправленность, рациональность, экономия мышления.
- Доказательность решения.
Доказательность решения проблемы развивает доказательность мышления.
Классификация методов обучения
В педагогике существуют многочисленные классификации методов обучения. Нас интересует, та в основе, которой – роль обучающегося в процессе обучения; традиционно в ней выделяют три метода:
- Пассивные: где учащиеся выступают в роли “объекта” обучения, которые должны усвоить и воспроизвести материал, который передается им преподавателем - источником знаний.
Основные методы это лекция, чтение, опрос.
2) Активные: где обучающиеся являются “субъектом” обучения, выполняют творческие задания, вступают в диалог с учителем. Основные методы это творческие задания, вопросы от учащегося к преподавателю, и от преподавателя к учащему.
3) Интерактивные: От англ. (inter - “между”; act - “действие”) таким образом, дословный перевод обозначает интерактивные методы – позволяющие учится взаимодействовать между собой; а интерактивное обучение – обучение, построенное на взаимодействии всех обучающихся, включая педагога. Эти методы наиболее соответствуют личносто ориентированному подходу, так как они предполагают со-обучение (коллективное, обучение в сотрудничестве), причем и обучающийся и педагог являются субъектами учебного процесса. Педагог чаще выступает лишь в роли организатора процесса обучения, лидера группы, создателя условий для инициативы учащихся.
Кроме того, интерактивное обучение основано на прямом взаимодействии учащихся со своим опытом и опытом своих друзей, так как большинство интерактивных упражнений обращается к опыту самого учащегося, причем не только учебному, школьному. Новое знание, умение формируется на основе такого опыта.
В России использование активных и интерактивных методов широко практиковалось в 20-х гг. ХХв. (проектный, лабораторно-бригадный метод, производственные, трудовые экскурсии, практики). Дальнейшая разработка этих методов присутствует в трудах Сухомлинского (60-егг.), а также “педагогики – сотрудничества” (70-80-егг) - Шаталова, Амонашвили, Лысенковой и других. Особо интересен для нас и опыт американских коллег, поскольку в последние десятилетия ХХв. Там проводились многочисленные эксперименты и научные исследования в области интерактивных методов, разработаны детальные руководства для учителей. Все эти методы и наработки способствуют активному использованию интерактивных методов в массовой школе.
Исследования, проведенные в 80-х гг. Национальным тренинговым центром (США, штат Мэриленд), показали, что интерактивные методы позволяют резко увеличить % усвоения материала. Результаты этого исследования отражены в таблице, получившей название “пирамида обучения”. Из которой видно, что наименьший процент усвоения имеют пассивные методики (лекция 05%, чтение - 10%), а наибольший интерактивные (дискуссионные группы - 50%, практика через действие - 75%, обучение других, или немедленное применение - 90%). Здесь уместно привести китайскую пословицу: “Скажи мне, я забываю. Покажи мне, я могу запомнить. Позволь мне сделать это, и это станет моим навсегда”.
Многие преподаватели, в частности и российские, критически оценивают эту “Пирамиду”. Действительно, трудно точно измерить “усвоение материала”. К тому же мы знаем прекрасных преподавателей, чьи лекции, почти дословно запечатлелись в нашей памяти. Бывают также ученики, прекрасно усваивающие материал при чтении (развитая зрительная память). Но можно согласиться, что в среднем закономерность, выраженную “пирамидой”, могут проследить практически все педагоги.
С другой стороны, несмотря на свою спорность, “Пирамида” дает богатую пищу для размышлений о роли методов преподавания, обращает внимание на важность интерактивных методов. Тенденция отраженная в “Пирамиде” верно отражает высокий потенциал интерактивных методов, позволяющих вести обсуждение в группах, практиковать и отрабатывать умения и навыки на уроке и в реальной жизни. И это не случайно, поскольку интерактивные методы задействуют не только сознание ученика, но и его чувства, а также волю (действие, практику), то есть включают в процесс обучения, “целостного человека”.
Место пассивных, активных и интерактивных методов также хорошо иллюстрирует так называемая “таксономия Блума” - таблица уровней и целей обучения и развития познавательных навыков, разработанная группой американских психологов и педагогов под руководством профессора Бенджамина Блума. Термин “таксономия” означает систематизацию объектов по определенным критериям с целью создания определенной последовательности (иерархии). Блум предложил иерархию учебных целей по их сложности. Таблица используется учителями практиками, и показывает, что уровень знаний (информации) является лишь начальным этапом в обучении (хотя и обязательным, базовым) Обучение должно продолжаться дальше, и педагог должен ставить перед собой и другие цели.
Проанализировав таблицу, становится ясным, что пассивные методы обучения ориентированы, как правило, лишь на уровни знания и понимания, интерактивные же – задействуют все уровни обучения.
Но все вышесказанное, конечно, не означает, что нужно использовать только интерактивные методы. Для обучения важны все виды методов и все уровни познания. “ Далее целесообразно представить перечень наиболее распространенных активных и интерактивных методов. Очень сложно классифицировать интерактивные методы, так как многие из них являются сложным переплетением нескольких приемов. Я предлагаю очень условное объединение методов в группы, прежде всего по целям их использования. Использование тех или иных методов зависит от разных причин: цели занятия, опытности участников и преподавателя, их вкуса. Нужно также оговорить и условность названия многих методов. Часто одно и тоже название используется для обозначения различного содержания, и наоборот одни и те же методы встречаются под разными именами.
1. Творческие задания.
2. Работа в малых группах.
3. Обучающие игры.
3.1. Ролевые.
3.2. Деловые.
3.3. Образовательные.
4. Использование общественных ресурсов.
4.1.Приглашение специалиста.
4.2. Экскурсии.
5. Социальные проекты.
5.1.Соревнования.
5.2. Выставки, спектакли, представления и т.д.
6. Разминки (различного рода).
7. Изучение и закрепление нового информационного материала.
7.1.Интерактивная лекция.
7.2.Ученик в роли учителя.
7.3.Работа с наглядным пособием.
7.4. Каждый учит каждого.
8. Работа с документами (а также в ней).
8.1.Составление документов.
8.2. Письменная работа по обоснованию своей позиции.
9. Обсуждение сложных и дискуссионных проблем (а также).
9.1ПОПС – формула.
9.2.Проектный метод.
9.3Шкала мнений.
9.4.Дискуссия.
9.5.Дебаты.
9.6. Симпозиум.
10. Разрешение проблем (а также).
10.1.Мозговой штурм.
10.2.Дерево решений.
10.3. Переговоры и медиация.
Результаты интегрированного обучения и его значение
Опыт работы по предлагаемой системе позволяет сделать выводы о результатах и значении интегрированного обучения, которые сводятся к следующему.
Интегрированное обучение:
- 1) способствует развитию научного стиля мышления учащихся;
- 2) даёт возможность широкого применения учащимися естественнонаучного метода познания;
- 3) формирует комплексный подход к учебным предметам, единый с точки зрения социально-экономических наук взгляд на ту или иную проблему, отражающую объективные связи в окружающем мире;
- 4) повышает качество знаний учащихся;
- 5) повышает и развивает интерес учащихся к предметам социально-экономического цикла;
- 7) формирует убеждение учащихся, что они могут изучать с пониманием более сложные вещи в сравнении с теми, которые предлагаются в учебнике;
- 7) расширяет кругозор учащихся, способствует развитию творческих возможностей учащихся, помогает более глубокому осознанию и усвоению программного материала основного курса истории, обществознания, философии на уровне применения знаний, умений, навыков в новых условиях;
- 8) приобщает учащихся к научно-исследовательской деятельности.
Разработки уроков с применением активных и интерактивных методов обучения
Урок по истории России I семестр (с применением интерактивного метода – ролевой игры)
Тема: Общественное движение в первой половине 19 века.
Это занятие разработано по курсу истории России I семестр. Оно является частью тематического блока Россия в первой половине 19 века. Занятие является интерактивным, при его проведении рекомендуется использовать работу в группах, опережающее задание «несуществующие диалоги».
После занятия учащиеся смогут:
- повторить такие понятия, как «цивилизация», «западники», «славянофилы»,
«патриот»;
- тренировать навыки работы в группах, умение делать выводы, критически
слушать;
- определить свою гражданскую позицию по вопросу о месте России.
Ход занятия:
Мотивация.
Прочитать строки, написанные Ф.И. Тютчевым:
Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить,
У ней особенная стать –
В Россию можно только верить…
Беседа с классом по вопросам:
Какова позиция автора по вопросу о пути развития России?
Можно ли поэта назвать патриотом?
Был ли вопрос о пути развития России действительно актуальным в начале 19в.
Целеполагание.
Объявить цели занятия:
а) познакомиться с различными точками зрения о месте Российской цивилизации
и проанализировать эти данные
б) сделать вывод о пути развития России, ответить на вопрос: «С кем нам по пути»
Представление информации.
Информация по теме предоставляется в виде:
а) мини – лекции преподаваля по теме «Мыслители 19 века о пути развития России»
Исследователи подразделяют цивилизации на два типа: восточные и западные. К какому из них относится Россия? А может быть ее своеобразие столь велико, что она вообще не вписывается в схему «Восток – Запад»?
Попытки найти ответы на эти вопросы уже в начале 19 века породили в российском обществе острые вопросы. В результате споров оформилось два основных направления общественной мысли: славянофильство и западничество. Из курса истории, вам известно, что к славянофилам относились И.В,Кириевский, А.С,Хомяков, К.С,Аксаков и другие. Они отстаивали идею самобытности России, ее принципиальное отличие от стран Западной Европы. Любые попытки направить ее развитие в русло западных ценностей расценивались как навязывание российскому обществу чуждых ценностей. Западниками являлись К,Д,Кавелин, Б.Н.Чичерин, Т.Н.Грановский и другие. Они, напротив, считали, что Россия, хоть и впитала, в ходе истории многие черты азиатских форм жизни, тем не менее, является европейской страной и будущее ее – в развитии по западному пути.
Были и иные точки зрения по этому вопросу. Например, русский философ В. Соловьев, считал, что три силы, три культуры олицетворяют историю: мусульманский Восток, западная цивилизация и славянский мир.
Н.А.Бердяев, также писал о промежуточном положении России между Востоком и Западом, но он считал, что Россия стала «ареной столкновения и противоборства восточных и западных элементов». Это противоборство Бердяев видел в культурном расколе общества. Традиционная культура больше свойственна низшим классам, а европейская культура высшим классам.
П.Я.Чаадаев в «Философских письмах» подвергает резкой критике прошлое России, ее изоляцию от остального мира, но также в последующих письмах пишет о высоком предназначении России.
б) дать ученикам предварительное задание – подготовить сценку
«Несуществующие диалоги»
Сценка «Несуществующие диалоги» В данном случае допускается не полное соответствие цитат, но без изменения смысла.
В «комнате» несколько человек, они слушают новое стихотворение К.С.Аксакова.
К.С,Аксаков (славянофил), стихотворение «Петру1» читает.
Могучий муж! Желал ты блага,
Ты мысль великую питал,
В тебе и сила и отвага
И дух высокий обитал;
Но истребляя зло в отчизне,
Ты всю отчизну оскорбил;
Гоня пороки русской жизни,
Ты жизнь безжалостно давил…
Вся Русь, вся жизнь ее доселе
Тобою презрена была,
И, на твоем Великом деле,
Печать проклятия легла.
Грановский (западник) : - Позвольте с Вами, милостивый государь не согласиться. Я – историк, много изучал, да и путешествовал не мало, и не могу принять вашу оценку деятельности Петра. Куда мы без Европы? А, именно Петр, туда «окошко – то» и «прорубил».
Хомяков (славянофил): - А головушек русских, вместе с этим «окном» сколько слетело? Нет уж, нечего нам в хвосте Запада обретаться, объедками, да подачками их, питаться. У нас свой путь, особенный, Петр начал его ломать, а нам доламывать не след.
Кавелин (западник): - Не о старине седой, нужно думать, не жалеть, а по пути прогресса, господа, следовать. А прогресс и Запад – это одно и тоже сейчас. Как нам без Запада!
Бердяев: - Да, историческая судьба русского народа была несчастной и страдальческой (не только при Петре), и развивался он катастрофическим темпом, через прерывность и изменение типа цивилизации.
Чаадаев: - А я, господа, вообще считаю, что мы не входим составной частью в человечество, мы принадлежим к тем, кто существует лишь для того, чтобы быть предостережением и уроком всему миру. Но, в будущим у России, предназначение Высокое…
После этих слов из комнаты все уходят…
На основе предоставленной информации учащиеся должны сделать вывод о том, какие пути развития Российской цивилизации, обсуждались писателями, философами, историками в 19 веке?
4.Интерактивное упражнение.
Ролевая игра «Ваше мнение» Для того чтобы выполнить задание, необходимо поделить группу на две подгруппы: которые будут искать влияние «Востока» и «Запада»
1. Прочитайте приведенные ниже примеры из истории, когда Россия, по своей воле или нет, оказывалась под влиянием «Запада» или «Востока», дополните сами этот список.
призвание варягов
принятие христианства
монголо-татарское иго
реформы Ивана Грозного
опричнина
преобразования Петра 1
2. Познакомьтесь со стихами В.Я. Брюсова:
Не надо несбыточных грез,
Не надо красивых утопий,
Мы снова решаем вопрос,
Кто мы в этой старой Европе?
Как вы считаете, нужно ли нам сейчас думать об интеграции с европейскими странами или нам следует ее избегать?
После выполнения заданий в подгруппах, учащимся предоставляется возможность поделиться результатами работы.
5.Рефлексия.
Предлагаются вопросы, на которые учащимся предлагается ответить письменно:
Задумывались ли вы раньше по поводу темы этого занятия?
Какая часть урока была для вас наиболее интересна? Почему?
оцените данное занятие по шкале полезности от «2» до «5».
В качестве домашнего задания целесообразно предложить следующие темы для написания эссе:
1.Зависит ли дальнейшая судьба России от того, какой путь развития мы выберем?
2.Какова Ваша гражданская позиция по вопросу о пути Российской цивилизации?
3. Важно ли для человека, который считает себя гражданином и патриотом, задумываться о судьбе Родины? Почему
Урок по курсу «Обществознание» II семестр (с применением интерактивного метода – ролевая игра).
Тема «Межнациональные и этнические проблемы в современной России»
Это занятие разработано по курсу «Обществознание»II семестр. Оно является логическим завершением занятий по теме «Нации и межнациональные отношения». После общей темы, которая раскрывает вопросы российской конституции и федеративного устройства, следует обсудить проблемы межнационального и этнического характера, которые имеют место в нашей стране, для нахождения наилучшего решения. Вопрос национальной государственной политике, волновал передовых людей и в прошлом, и споры по этому вопросу не затихают и в наши дни, важно, чтобы у учащихся появится после этого занятия возможность сформировать свою гражданскую позицию по этому вопросу. Занятие является интерактивным.
Цель занятия:
К концу занятия учащиеся смогут:
уточнить понятия «этнос» и «нация».
Понять важность толерантности в современных условиях.
Определить собственную гражданскую позицию по вопросу о перспективах национальной государственной политики.
Тренировать навыки работы в подгруппах, умение делать выводы, умение работать с источниками
Определить возможные варианты решения проблем.
Методическое оснащение:
1) учебник Важенина «Обществознание»
2) юридический словарь А.Ф.Никитина
3) учебник А.Ф.Никитина «Основы государства и права»
Ход занятия:
Мотивация
Целеполагание
Предоставление информации в виде проблемной мини – лекции на тему разных точек зрения по проблеме преодоления межэтнических конфликтов.
Интерактивное упражнение. Ролевая игра «Презентация проектов»
Рефлексия.
1 Мотивация
1)Мини соц. опрос учащихся в группе (по рабочему листу):
а) знаю, могу поделиться информацией
б) наслышан, но информации не достаточно
в) не знаю, не знаком с проблемой
2) Дети составляют из предложенного пакета слов и словосочетаний определение нации и этноса. (Группа предварительно произвольно разделена на две подгруппы).
3) Уточнение определений: работа подгрупп по словарю. (Идет корректировка определений составленных учащимися)
2 Целеполагание.
Объявление целей занятия.
3 Предоставление информации по теме проходит в виде проблемной мини-лекции для обозначения двух точек зрения по проблеме с использованием опорного конспекта:
а) создание меганации (россияне - все остальное этносы, в рамках культурноэтнической автономии)
б) многонациональное государство (т.е. существование различных наций, этносов в составе федерации)
4 Ролевая игра.
составление экспертных групп (из числа учащихся, получающих карточку – инструктаж, для дальнейшей работы)
а) психологи
б) социологи
в) политологи
Остальные учащиеся произвольно делятся преподавателем на две подгруппы (по количеству точек зрения на проблему) с заданными ролями.
На основе дальнейшей работы в подгруппах определяются «+» и «-» доставшейся подгруппе для обсуждения теории.
3) Презентация проектов подгрупп, с высказыванием мнения специалистов
(не прозвучавшие у подгруппы «+» и «-»)
Специалисты эксперты дают оценку работе подгруппы ( чья защита оказалась
более убедительной) – как подведение итогов работы.
5 Рефлексия.
1) Возвращение к мини соц. Опросу (повторное его проведение с использованием рабочего листа). – с комментариями преподавателя.
2) Как завершающий этап урока – написание индивидуально каждым
учащимся «7 строк» - метода рефлексии (без озвучания в классе, для
преподавателя).
Приложение
1. Я думаю что….
2.Потому что, этому способствует…
3.Значит….
Урок по истории России II семестр (с применением активных методов – работы в группах)
Проблемная лекция
Тема: «Развитие Советского общества в середине 1950-х первой половине 1960-х гг.»
Цель: Показать что Н.С.Хрущев – крупная, незаурядная личность, чрезвычайно противоречивая, в полной мере несшая в себе черты своей эпохи; доказать противоречивость и незавершенность попыток демократического обновления общества.
Подготовительный этап
а) Плакаты из серии «Лозунги эпохи»
б) Иллюстрации из серии «Лица эпохи 20 век»
2. Основной этап.
Проблемный вопрос: при Сталине хоть порядок был, бюрократов сажали, цены снижались. А чем Хрущев лучше Сталина? (Распространенное суждение)
а) Беседа преподавателя о личности Хрущева с использованием воспоминаний и суждений Ф.Бурлацкого, О. Волобуева, С.Кулешова, А.Фадеева.
б) Скульптор Эрнст Неизвестный – автор надгробия Хрущеву на Новодевичьем кладбище – изобразил его так: бронзовая голова на фоне черного и белого мрамора. Случайно ли это? В чем символика памятника? (Беседа с учащимися.)
в) Работа в подгруппах по домашнему заданию (дано на предыдущем занятии)
1-я группа – показать «белое» и «черное» в политике нового лидера.
2-я группа- показать сложность и противоречивость личности Хрущева Н.С., используя материалы «Основные направления в деятельности Н.С,Хрущева».
г) Изложение нового материала в форме лекции с использованием сообщений учащихся, подготовленных заранее:
-« Иди - стоп - назад»: реформы Хрущева в социально – экономической области в конце 1950- 1960-х гг.;
- эра научно-технической революции;
- попытка децентрализации системы управления народным хозяйством, совнархозы (сокращение административно-управленческого аппарата, закрытие дублирующих мелких производств, ускорение процесса технической реконструкции и др.)
- сообщение учащихся об этом периоде на основе собранного ими материала по Кемеровской области.
- аграрное производство (рекордный урожай на целинных землях, ликвидация МТС, передача техники колхозам, низкие цены на сельхозпродукцию, ухудшение отношения к технике, потеря кадров механизаторов и ремонтников, «кукурузная эпопея»)
- сообщение учащихся «Кострома - не Айова»;
- 21 съезд КПСС (замена пятилетнего плана семилетним, в кротчайшие сроки догнать и перегнать развитые капстраны по производству продукции на душу населения);
- общественно-политическая жизнь в конце 1950-х начале 1960-х гг. («…В вопросах культуры я сталинист»; гонения на Пастернака и др).
- 22 съезд КПСС. Новые программа и устав партии. «Нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме!»;
- события в Новочеркасске (сообщение учащихся в форме журналистского расследования);
- последние попытки обновления общества. Октябрьский пленум ЦК КПСС 1964г. Отставка Н,С,Хрущева;
- доказать или опровергнуть: отставка Хрущева – историческая неизбежность, вытекающая из его политики (задание для учащихся).
3. Закрепление нового материала:
- тестирование;
- работа в группах по проблеме: можно ли считать строки А.Блока: «Что же? В России опять черно и будет чернее прежнего?» - соответствующими эпохе? Почему?
Домашнее задание по группам:
- составить политический портрет Н.С,Хрущева;
- написать эссе «Оттепель», как я ее вижу.
Урок – практикум по обществознанию II семестр с применением интерактивных методов: работа в группах, ролевая и деловая игра.
Тема: Моделирование предвыборной ситуации и выборной кампании.
После занятий учащиеся смогут:
практически применить полученные знания по курсу «обществозниние»
тренировать навыки работы в группах, умение критически слушать, анализировать, выступать на публике.
Методическое оснащение:
- учебник Важенина А.Г.«Обществознание»
Ход занятия:
1.Мотивация:
Вводное слово преподавателя о теме и цели урока – практикума. В ходе интерактива
происходит выяснение целей и задач электората и независимых экспертов.
2.Интерактивное упражнение. Работа в группах.
а) учащиеся группы произвольно делятся учителем на 3 -4 подгруппы
и работают над составлением программ своих партий (блоков,
движений) – с выдвижением лидера, кандидата в депутаты.
(Учащиеся могут сделать агитационные листы, плакаты в поддержку
своего кандидата).
б) Назначается подгруппа независимых экспертов из числа учащихся,
которые должны будут следить за ходом предвыборной кампании
и процесса выборов.
«Ролевая игра»
Презентация лидерами программных установок своих подгрупп (партий), ответы на вопросы электората, экспертов и соперников.
4.Голосование (тайное) по избирательным бюллетеням.
5.Рефлексия.
Подведение итогов выборной кампании независимыми экспертами.
Анализ проведенного практикума в виде обобщения сделанного преподавателем.
Урок - исследование по истории России I семестр с применением активного метода - работы в группах.
Тема: «Альтернативные пути развития России: от февраля к октябрю 1917г.»
Цель: Отработка умений и навыков использования дополнительной литературы для самостоятельного приобретения знаний, развитие мыслительной деятельности учащихся.
Подготовительный этап включает в себя задания для работы групп, дополнительные источники и материалы, музыкальное сопровождение урока, расстановку учебных столов для работы в подгруппах.
Основной этап:
Беседа о судьбе России, о значении событий 1917г. для дальнейшего развития страны. Формулирование проблемного вопроса: доказать, что, исходя из сложившейся ситуации, у России были альтернативные пути развития. Почему они не были реализованы.
Работа в подгруппах. Каждой подгруппе дается задание на карточке: проанализировать предложенную литературу и подготовить ответ по следующему алгоритму:
А) название политической партии;
Б) положения партийных программ;
- о власти и социально - политическом устройстве;
- о войне и мире;
- о решении аграрного вопроса
- о перспективах демократических преобразований;
В) средства реализации программных установок;
Г) причины победы или краха партии.
1) Проверка выполнения заданий (отчеты лидеров подгрупп; помощь оказывают члены подгруппы или лидеры других подгрупп).
2) Аргументированные ответы – обоснования на проблемный вопрос.
3) Долгосрочное домашнее задание, (сравнить развитие политических событий в России 1917г. февраль - октябрь, с развитием политической жизни России в постперестроечный период.
Урок по обществознанию II семестр с применением интерактивного метода – ролевая игра.
Тема «Когда и как обращаться за юридической помощью?»
Занятие логично продолжает деятельность по знакомству учащихся со способами разрешения социальных проблем, введению в систему права и механизма правовой защиты (то есть разрешение проблем с позиций права).Практически в жизни гражданина этот подход прежде всего проявляется в определении возникшей проблемы как правовой и обращении к профессиональным юристам за юридической помощью.
Цель занятия:
Социализация: Данное занятие предполагает освоение практических оснований и правил обращения за юридической помощью, приобретение навыков работы с юристом, формирование вдумчивого, ответственного отношения к процессу защиты своих прав и законных интересов с помощью юристов; отработка навыков активного слушания и коммуникации: умения выслушивать различные точки зрения, отстаивать свои собственные права и права других людей; критического мышления: нахождение значимой информации, критическая оценка доказательств; сотрудничества и позитивного решения конфликтов.
Воспитание: Чувства ответственности за свои действия; чувства человеческого достоинства, собственной значимости и значимости других независимо от разного рода различий; чувства справедливости, равенства уважения разнообразия
План занятия:
Введение – 5 мин.
Демонстрация «На приеме у юриста» - 10 мин.
Ролевая игра «На приеме у юриста» -10 мин.
Подведение итогов – 5 мин.
Ресурсы к занятию: Раздаточный материал для учащихся ( практические советы когда стоит обращаться за юридической помощью; дельные советы деда Мазая);памятки попс-формулы и правил работы в малых группах и проведения дискуссий на доске.
1.Введение
Вступительное слово преподавателя о целях занятия, фронтальная беседа с группой по вопросам: Обращались ли вы сами (с родителями) за юридической помощью, куда, по поводу?
Почему россияне мало обращаются за юридической помощью?
Нужно ли в современной России большое количество юристов?
Кто хочет стать юристом? Почему?
2. Демонстрация.
Ребята, вспомните еще раз советы Деда Мазая и внимательно проследите за демонстрацией, критически оценивая действия клиента (юриста) руководствуясь раздаточным материалом.
Учащимися разыгрываются заранее подготовленные сценки
После демонстрации беседа с классом по вопросам:
Какие ошибки допустил клиент?
Как нужно было себя вести?
С каким вопросом нужно было обратиться к юристу?
Нужно ли вообще обращаться к юристу с подобной проблемой?
К какой отрасли относится проблема?
К кому вообще можно обратиться за помощью с подобной проблемой?
Есть ли в нашем городе подобные организации?
3. Ролевая игра «На приеме у юриста»
Учащиеся поделены на подгруппы по 4 человека, каждая четверка - отдельная группа. Учащиеся должны разыграть сценку визита к юристу. Сначала первые номера будут юристами, а вторые сыграют Татьяну Туристикову. Третий и четвертый номера будут наблюдать и затем прокомментируют действия клиента с помощью советов Деда Мазая.
Ситуация: Татьяна Туристикова купила палатку, которая оказалась рваной. Продавец отказывается даже разговаривать с ней.
Затем третьи номера будут юристами, а четвертые сыграют Раису Работягину. Первый и второй соответственно наблюдают и комментируют.
Ситуация: Раисе Работягиной второй месяц задерживают зарплату.
После окончания ролевых игр, обсудить, как вели себя клиенты? Нужно ли с такой проблемой обращаться за помощью? Куда? К какой отрасли права относится проблема? Куда можно обратиться с такой проблемой в нашем городе?
Подведение итогов.
Обратите внимание что от правильно поставленного вопроса во многом зависит точность консультации. Грамотный юрист не станет отвечать на вопросы: Что мне делать? Как мне быть? Не поинтересовавшись перед этим: «А что вы хотите, в чем ваш интерес?»
Обратите внимание что чаще всего мы имеем возможность обратиться за консультацией одновременно в несколько разных мест.
Рефлексия: попросить учащихся вспомнить, что мы вместе делали на этом занятии, какие методы использовали.
Урок по обществознанию I семестр с применением интерактивного метода – проблемной дискуссии, с обсуждением в виде «техники аквариума».
Тема: Иерархия ценностей.
Цель урока: а)закрепление изученного материала
б)развитие мышления и коммуникативных навыков учащихся
Ход урока:
1.Краткое проблемное изложение преподавателем раскрывающее постановку проблемы. Актуализация имеющихся у учащихся сведений по данной теме, создание интереса к проблеме и благоприятного психологического климата.
Давайте поговорим о том, что называется ценностью. Человек сам определяет, что для него свято, дорого, имеет смысл. Но многие абсолюты у людей одинаковы, тождественны. Вот эту незыблемую жизненную ориентацию и называют ценностью, под ней подразумевается то. Что свято и дорого для конкретного человека…
2.Деление класса на подгруппы (произвольно). Каждая подгруппа получает задание:
На основе имеющихся у вас знаний составить иерархию ценностей и аргументировано представить свою позицию.
А) первобытного человека
Б) античного
В) средневекового
Г) человека нового времени
Д) современного человека.
На подготовку подгруппам отводится 3-5 минут, Затем один представитель от каждой подгруппы изложит идеи выработанные совместно 2-3 минуты.
После завершения работы группы преподаватель предлагает перейти к общему обсуждению, где позицию подгруппы представляет один человек.
Дискуссия.
Цели дискуссии: целенаправленный, упорядоченный обмен идеями, суждениями, мнениями в классе не столько ради поиска единственной истины, сколько множественных истин, предстающих как ряд обосновываемых точек зрения, позиций. Обмен информацией, поощрение разных подходов к решению проблемы, сосуществование различных, несовпадающих мнений и предложений, возможность критиковать любое из высказываемых мнений, побуждение к поиску группового соглашения в виде общего мнения или решения.
А) выступление представителей всех подгрупп поочередно
Б) Переход к общеклассной дискуссии по обсуждению предложенных проектов иерархий ценностей.
Подведение итогов:
А) краткое обобщение сделанное преподавателем
Б) анализ дискуссии
- выполнила ли групповая дискуссия намеченные задачи?
- отклонялись ли мы от темы
- все ли принимали участие в обсуждении.
Список используемой литературы
- Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Как сегодня преподавать историю в школе. – М., 2004г.
- Головатенко А О. Учебники истории: сегодня и завтра// История.-1997.-№7
- Карр Э. Что такое история? – М., 1988г.
- Степанищев А.Т. Методический справочник учителя истории. – М., 2001г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка круглого стола для обучающихся профессиональных образовательных организаций СПО «Имею право на права». Методическая разработка в 2014 году заняла 2 место на областном конкурсе «Правовая культура молодежи».
Данная методическая разработка предназначена для проведения внеклассного воспитательного мероприятия по правовому обучению обучающихся....
Методическая разработка "Гражданский и официальный брак" Методическая разработка занятия и методические рекомендации
Методическая разработка кураторского часа...
Методическая разработка "МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по разработке и изданию учебно-методических материалов"
Методические рекомендации предназначены для педагогических работников СПб ГБПОУ « Колледж» Красносельский».Содержание настоящих методических рекомендаций направлено на обеспече...
Методические рекомендации по самостоятельной работе Обществознание, Методическая разработка кураторского часа "Коррупция как особый вид преступлений", Методическая разработка"Выбор за нами".
Мкетодические разработки необходимы для реализации своих творческих способностей преподавателя и необходимиго обмена методическим опытом для молодых преподавателей и кураторов....
Методическая разработка урока-викторины «Знатоки финансовой грамотности» /методическая разработка дополнительного учебного занятия по учебной дисциплине «Обществознание (включая экономику и право)» /
Методическая разработка составлена для обучающихся, изучающих дисциплину «Обществознание (включая экономику и право)» включая раздел «Финансовая грамотность».В ходе...
Классный час "Герои Великой Отечественной войны". Методическая разработка награждена Дипломом Министерства Образования,Науки и Молодёжи Республики Крым 3 Степени в региональном этапе 2 Всероссийского конкурса на лучшую методическую разработку.
Моя методическая разработка награждена Дипломом Министерства Образования ,Науки и Молодёжи Республики Крым 3 Степени в региональном этапе 2 Всероссийского конкурса на лучшую методическую разработку....
Методическая разработка "МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСТРУКТОР ДЛЯ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММЫ СМЕНЫ ЛАГЕРЯ"
МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСТРУКТОР ДЛЯ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММЫ СМЕНЫ ЛАГЕРЯ...