РП УД ОП.07 Деловая психология
учебно-методический материал
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММа ДИСЦИПЛИНЫ
ОП 07. Деловая психология
УГС: 11.00.00 Электроника, радиотехника и системы связи
Специальность: 11.02.10. Радиосвязь, радиовещание и телевидение
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_ud_op.07_delovaya_psihologiya.doc | 267 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство инноваций, цифрового развития и инфокоммуникационных технологий РС(Я)
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Республики Саха (Якутия)
«Якутский колледж связи и информационных технологий
имени П.И.Дудкина»
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
ОП 07. Деловая психология
УГС: Электроника, радиотехника и системы связи
Специальность: Радиосвязь, радиовещание и телевидение
Форма обучения: очная
2023 г.
Программа учебной дисциплины разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом по специальности среднего профессионального образования Радиосвязь, радиовещание и телевидение, входящей в укрупненную группу специальностей «Электроника, радиотехника и системы связи», утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 28 июля 2014 №812
Организация: ГАПОУ РС (Я) «Якутский колледж связи и информационных технологий имени П. И. Дудкина»
Составитель Киселёва Е.В. /______________________/
преподаватель ГАПОУ РС(Я) «ЯКСИТ»
Рассмотрена на заседании ПЦК Общеобразовательных дисциплин___________________
Протокол № ____ от «__» __________ 20___ г.
Председатель ПЦК Лепчикова П. Н. / ___________________/
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
| 4 |
| 5 |
| 8 |
| 9 13 |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
Деловая психология
- Область применения программы
Программа учебной дисциплины разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом по специальности среднего профессионального образования Радиосвязь, радиовещание и телевидение, входящей в укрупненную группу специальностей «Электроника, радиотехника и системы связи», утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 28 июля 2014 №812.
Программа учебной дисциплины «Деловая психология» может быть использовании в профессиональной подготовке в области электронной техники, радиотехники и связи и при наличии среднего (полного) общего образования.
- Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Учебная дисциплина ОГСЭ.07 «Деловая психология» относится к циклу основной профессиональной образовательной программы ОГСЭ.00 Общий гуманитарный и социально-экономический цикл и является общеобразовательной дисциплиной.
Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
Цель:
приобретение студентами теоретических знаний и практических умений в области делового общения.
Задачи:
- продолжить формирование коммуникативной компетентности будущих специалистов;
- развивать навыки эффективного делового общения, необходимого для работы;
- научить использовать знания в области психологии делового общения в предотвращении и регулировании конфликтных ситуаций;
- сформировать навыки соблюдения стандартов качества обслуживания клиентов и этических норм общения.
Профессиональная деятельность специалистов предусматривает деловое общение культуру поведения, клиентоориентированность, социально-психологические связи и отношения, что неразрывно связано с формированием знаний и умений в сфере делового общения.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- осуществлять деловое общение с соблюдением требования профессиональной этики, эстетики и психологии общения;
- принимать решения, отстаивать свою точку зрения;
- использовать эффективные модели выхода из конфликтных ситуаций в общении с клиентами.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- психологические особенности общения;
- типы общения и его строение;
- закономерности общения;
- правила делового общения;
- этические нормы взаимоотношений с клиентами;
- основные приемы ведения беседы, консультирования;
- формы обращения, изложения, просьб, выражения признательности, способы аргументации в производственных ситуациях.
Личностные результаты (ЛР) реализации программы воспитания:
Проявляющий активную гражданскую позицию на основе уважения закона и правопорядка, прав и свобод сограждан, уважения | ЛР 2 |
Демонстрирующий приверженность традиционным духовно-нравственным ценностям, культуре народов России, принципам честности, порядочности, открытости. Действующий и оценивающий свое поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиций традиционных российских духовно-нравственных, социокультурных ценностей и норм с учетом осознания последствий поступков. Готовый к деловому взаимодействию и неформальному общению с представителями разных народов, национальностей, вероисповеданий, отличающий их от участников групп с деструктивным и девиантным поведением. Демонстрирующий неприятие социально опасного поведения окружающих и предупреждающий его. Проявляющий уважение | ЛР 3 |
Проявляющий и демонстрирующий уважение к труду человека, осознающий ценность собственного труда и труда других людей. Экономически активный, ориентированный на осознанный выбор сферы профессиональной деятельности с учетом личных жизненных планов, потребностей своей семьи, российского общества. Выражающий осознанную готовность к получению профессионального образования, к непрерывному образованию | ЛР 4 |
Демонстрирующий приверженность к родной культуре, исторической памяти на основе любви к Родине, народу, малой родине, знания его истории и культуры, принятие традиционных ценностей многонационального народа России. Выражающий свою этнокультурную идентичность, сознающий себя патриотом народа России, деятельно выражающий чувство причастности | ЛР 5 |
Ориентированный на профессиональные достижения, деятельно выражающий познавательные интересы с учетом своих способностей, образовательного и профессионального маршрута, выбранной квалификации | ЛР 6 |
Осознающий и деятельно выражающий приоритетную ценность каждой человеческой жизни, уважающий достоинство личности каждого человека, собственную и чужую уникальность, свободу мировоззренческого выбора, самоопределения. Проявляющий бережливое и чуткое отношение к религиозной принадлежности каждого человека, предупредительный | ЛР 7 |
Проявляющий и демонстрирующий уважение законных интересов | ЛР 8 |
Сознающий ценность жизни, здоровья и безопасности. Соблюдающий и пропагандирующий здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиены, режим занятий и отдыха, физическая активность), демонстрирующий стремление | ЛР 9 |
Бережливо относящийся к природному наследию страны и мира, проявляющий сформированность экологической культуры на основе понимания влияния социальных, экономических | ЛР 10 |
Проявляющий уважение к эстетическим ценностям, обладающий основами эстетической культуры. Критически оценивающий | ЛР 11 |
Принимающий российские традиционные семейные ценности. Ориентированный на создание устойчивой многодетной семьи, понимание брака как союза мужчины и женщины для создания семьи, рождения и воспитания детей, неприятия насилия в семье, ухода от родительской ответственности, отказа от отношений | ЛР 12 |
Личностные результаты реализации программы воспитания, определенные отраслевыми требованиями | |
Демонстрирующий умение эффективно взаимодействовать в команде, вести диалог, в том числе с использованием средств коммуникации. | ЛР 13 |
Демонстрирующий навыки анализа и интерпретации информации из различных источников с учетом нормативно-правовых норм | ЛР 14 |
Демонстрирующий готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности. | ЛР 15 |
Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 62 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 46 часа;
самостоятельной работы обучающегося 16 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 62 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 46 |
в том числе: | |
лекционные занятия | 46 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 16 |
в том числе: | |
Решение ситуационных задач | 8 |
Работа с литературой | 4 |
Консультации | 4 |
Промежуточная аттестация в форме публичной защиты
|
Тематический план и содержание учебной дисциплины Деловая психология
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, | Объем часов | Уровень освоения | |
1 | 2 | 3 | 4 | |
Введение Тема 1 Психология и культура деловых отношений | Содержание учебного материала | 46 16 16 | ||
1 | Цели, задачи и особенности и особенности делового общения. Основные принципы деловой психологии. | 2 | ||
2 | Нормы и правила поведения, правила делового общения в профессиональной деятельности. | |||
3 | Психологический контакт. Деловое общение с точки зрения психологии. Проявление темперамента в общении. Автопортрет с психологическим уклоном. | |||
4 | Психологический контакт. Деловое общение с точки зрения психологии. Проявление темперамента в общении. Автопортрет с психологическим уклоном. | |||
5 | Закономерности общения. Перспектива коммуникации. .Развитие коммуникационной компетенции | |||
6 | Вербальная коммуникация. | |||
7 | Невербальная коммуникация. | |||
8 | Межличностная коммуникация. | |||
9 | Коммуникация в группе. Роли и лидерство в группе. | |||
10 | Публичное выступление | |||
11 | Вербальная и визуальная адаптация | |||
12 | Информативное и убеждающее выступление | |||
Тема 2 Основные правила деловой психологии | Содержание учебного материала: | |||
1 | Этические нормы взаимодействий с клиентами. | 3 | ||
2 | Составляющие внешнего вида. Понятие корпоративного имиджа. | |||
3 | Основные приемы ведения беседы, консультирования, формы обращения, изложения просьб, выражение признательности, способы аргументации в производственных ситуациях. | |||
4 | Использование современных информационных технологий в деловых отношениях. | |||
Тема 3 Конфликтные ситуации в профессиональной деятельности | 1 | Стратегия поведения в конфликтных ситуациях и правила поведения в конфликтах. | ||
2 | Способы выражения потребностей и прав в трудовом коллективе /Ассертивность/ | |||
Содержание учебного материала: | 3 | |||
1 | Деловая игра «Подготовительные мероприятия при ведении беседы. Начало беседы. | |||
2 | Ведение приема начала беседы: снятие напряженности, прямого подхода, зацепки. Решение профессиональных задач: «Информирование и консультирование клиентов» | |||
3 | Обоснование выдвигаемых положений - основной этап деловой беседы. Основные методы – методы изложения просьб, выражение признательности, аргументирования в производственных ситуациях. | |||
Содержание учебного материала: | ||||
1 | Составление резюме. | |||
2 | Деловая игра «Подбор персонала» | |||
3 | Заявление, резюме, анкета, доверенность, объяснительная записка. | |||
4 | Самопрезентация. Оценка себя. Формулировка конкретной цели. | |||
3 | Ведение деловой беседы «Начальник - подчиненный», «Техник - клиент» | |||
4 | Составление диалогов между коллегами, клиентами с использованием техник общения. | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 14 | |||
Решение профессиональных задач: «Этика делового общения «сверху вниз». Ненравственные эталоны и образцы поведения. | ||||
Этика делового общения «по горизонтали» | ||||
Организация рабочего места для профессионального общения. | ||||
Подготовка сообщения на тему: «Правила организации рабочего пространства для индивидуальной работы и профессионального общения» | ||||
Ведение делового телефонного разговора. Правила ведения делового телефонного разговора, когда звонят вам. Правила ведения делового телефонного разговора, когда звоните вы. | ||||
Содержание учебного материала: | 3 | |||
1 | Деловая игра «Прием клиентов и общение с ними. Варианты поведения» | |||
2 | Деловая игра «Порядок, техника и тактика ведения переговоров. | |||
Содержание учебного материала: | ||||
1 | Использование средств вербального и невербального этикета. | |||
2 | Чтение и анализ средств вербального и невербального этикета по внешним признакам. | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 10 | |||
Особенности межкультурных коммуникаций | ||||
Организация деловой беседы с соблюдением деловой этики обслуживания клиентов. | ||||
Оценка воздействия невербальных факторов на успешность общения. | ||||
Организация работы с клиентами. | ||||
Оценка профессиональных навыков и деловых качеств техника в работе с клиентами. | ||||
Определение психологических типов клиентов. | ||||
Содержание учебного материала: | ||||
1 | Практикум-тренинг «Механизмы управления конфликтом» | |||
2 | Защита от нечестного оппонента (клиента), техника их применения. Методы процесса «убеждения» | |||
3 | Деловая игра « Эффективные модели выхода из конфликтной ситуации при общении с клиентами» | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 6 | |||
Отработка техники общения с клиентом. | 1 | |||
Отработка вербальных и невербальных настроек | ||||
Проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы. | ||||
Всего аудиторных: | 62 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета теоретического обучения.
Оборудование учебного кабинета:
- рабочее место преподавателя;
- посадочные места по количеству обучающихся;
- учебно-методическое обеспечение дисциплины
Технические средства обучения: компьютер, экран, проектор.
Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные, отечественные источники:
- Шеламова Г.М. Деловая культура и психология общения. –М.: Издательский центр Академия,2014. – 160с.
- Электронная библиотечная система, ссылка:
- Конфликтология: Учебник / Кибанов А.Я., Ворожейкин И.Е., Захаров Д.К.; Под ред. Кибанов А.Я., - 2-е изд., перераб. и доп. - М.:НИЦ ИНФРА-М, 2017.
- Общая психология в схемах и комментариях / В.Г. Крысько. - 7-е изд., перераб. и доп. - М.: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2017.
- Основы общей психологии : учебник / Н.С. Ефимова. — М. : ИД «ФОРУМ» : ИНФРА-М, 2017.
- Алмазов Б.Н. Патопсихология общественной безопасности : учеб. пособие / Б.Н. Алмазов. — М. : ИНФРА-М, 2017. —
- Психологические типы : монография / С.Ю. Поройков. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : ИНФРА-М, 2017.
- Архетипические психологические типы / С.Ю. Поройков. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016.
Дополнительные отечественные и зарубежные источники:
Электронная библиотечная система, ссылка:
Интернет-ресурсы:
Сайт по психологии делового общения. Помощь студентам. Ссылка:
Сайт по культуре общения. Контрольные вопросы, задания, тесты. Ссылка:
www: .
Словарь терминов. Психология общения. Ссылка
Статьи и консультации по психологии общения. Ссылка
Интернет-ресурсы:
Сайт по психологии делового общения. Помощь студентам. Ссылка:
Сайт по культуре общения. Контрольные вопросы, задания, тесты. Ссылка:
www: .
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, творческой работы.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь: - применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности; - использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения; распознавать задачу и/или проблему в профессиональном и/или социальном контексте; анализировать задачу и/или проблему и выделять её составные части; определять этапы решения задачи; выявлять и эффективно искать информацию, необходимую для решения задачи и/или проблемы; составить план действия; определить необходимые ресурсы; − оценивать результат и последствия своих действий самостоятельно или с помощью; − определять задачи для поиска информации; определять необходимые источники информации; планировать процесс поиска; структурировать получаемую информацию; выделять наиболее значимое в перечне информации В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать: - взаимосвязь общения и деятельности; - цели, функции, виды и уровни общения; - роли и ролевые ожидания в общении; - виды социальных взаимодействий; - механизмы взаимопонимания в общении; - техники и приемы общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения; - этические принципы общения; -источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов; -актуальный профессиональный и социальный контекст, в котором приходится работать и жить; основные источники информации и ресурсы для решения задач и проблем в профессиональном и/или социальном контексте; − алгоритмы выполнения работ в профессиональной и смежных областях; методы работы в профессиональной и смежных сферах; структуру плана для решения задач; порядок оценки результатов, решения задач профессиональной деятельности; − психологические основы деятельности коллектива, психологические особенности личности; − сущность гражданско-патриотической позиции, общечеловеческих ценностей; значимость профессиональной деятельности по специальности. | Формы контроля обучения: - устный опрос, - письменное тестирование; - контрольные работы; - домашнее задание творческого характера; - практические задания; - активность на занятиях (экспертное суждение; дополнения к ответам сокурсников и т.п.) Методы оценки результатов обучения: - мониторинг роста творческой самостоятельности и навыков получения нового знания каждым обучающимся; - накопительная система баллов, на основе которой выставляется итоговая отметка. - традиционная система отметок в баллах за каждую выполненную работу, на основе которых выставляется итоговая отметка. «Отлично» - теоретическое содержание курса освоено полностью, без пробелов, умения сформированы, все предусмотренные программой учебные задания выполнены, качество их выполнения оценено высоко. «Хорошо» - теоретическое содержание курса освоено полностью, без пробелов, некоторые умения сформированы недостаточно, все предусмотренные программой учебные задания выполнены, некоторые виды заданий выполнены с ошибками. «Удовлетворительно» - теоретическое содержание курса освоено частично, но пробелы не носят существенного характера, необходимые умения работы с освоенным материалом в основном сформированы, большинство Примеры форм и методов контроля и оценки • Тестирование на знание терминологии по теме; • Самостоятельная работа. • Защита реферата • Семинар • Наблюдение за выполнением практического задания (деятельностью студента) • Подготовка и выступление с докладом, сообщением, презентацией • Решение ситуационной задачи значимость результатов поиска; − применять современную научную профессиональную терминологию; определять и выстраивать траектории профессионального развития и самообразования; − организовывать работу коллектива и команды; взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами в ходе профессиональной деятельности; − описывать значимость своей специальности предусмотренных программой обучения учебных заданий выполнено, некоторые из выполненных заданий содержат ошибки. «Неудовлетворительно» - теоретическое содержание курса не освоено, необходимые умения не сформированы, выполненные учебные задания содержат грубые ошибки. |
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
уметь: | |
- уметь: - осуществлять деловое общение с соблюдением требования этики, эстетики и психологии общения; - принимать решения, отстаивать свою точку зрения; - использовать эффективные модели выхода из конфликтных ситуаций в общении с клиентами. | Ролевое задание Доклад Сообщение Тестовое задание |
знать: | |
- психологические особенности общения; - типы общения и его строение; - закономерности общения; - правила делового общения; - этические нормы взаимоотношений с клиентами; - основные приемы ведения беседы, консультирования; - формы обращения, изложения, просьб, выражения признательности, способы аргументации в производственных ситуациях. | Ролевое задание Доклад Сообщение Тестовое задание |
Результаты (освоенные общие компетенции) | Основные показатели оценки результата |
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес |
|
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. |
|
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. |
|
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личного развития. |
|
ОК 5. Использование информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. |
|
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. |
|
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий. |
|
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. |
|
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. |
|
Разработчик: Киселева Е.В. преподаватель
ГАПОУ РС (Я) «Якутский колледж связи и информационных технологий имени П. И. Дудкина»
5. ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ, ВНЕСЕННЫХ В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ
Дата | Содержание изменений | Разделы | Подпись |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
психология делового общения
Лекционный материал предназначен для изучения дисциплины "Психология" в СПО и включает в себя следующие разделы:принципы делового общенияконтексты делового общениянравственные нормы делового общенияпо...
Рабочая программа учебной дисциплины «Профессиональная этика и психология делового общения» для специальности СПО 034702 «Документационное обеспечение управления и архивоведение»
Целью учебной дисциплины «Профессиональная этика и психология делового общения» является ознакомление студентов с данной отраслью психологического знаний, формирование коммуникативной компетенции и на...
Бороздина Г.В. "Психология делового общения"
Читать всем!...
Рабочая программа учебной дисциплины ОП. 06 «Профессиональная этика и психология делового общения» для специальности 034702 «Документационное обеспечение управления и архивоведение»
Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 034702 «Документационное обеспечение упр...
Кос по психологии делового общения
Контрольно-оценночные средства по "Психологии делового общения"...
Презентации к урокам по предмету "Этика и психология деловых отношений"
Серия презентаций к урокам по предмету "Этика и психология деловых отношений" по профессии "Секретарь- машинистка"...
ФОС Деловая психология
Фонд оценочных средств по предмету Деловая психология...