ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «РАТАТУЙ» социально-гуманитарной направленности
рабочая программа

Остроухова Елена Сергеевна

Дополнительная общеразвивающая программа «Рататуй» имеет социально-гуманитарную направленность. Программа нацелена на воспитание у учащихся устойчивого интереса к изучению кулинарии, формирование интереса к домоводству, способствует развитию творческих способностей учащихся, привитию навыков самостоятельной работы и тем самым повышению качества подготовки учащихся к самостоятельной взрослой жизни.

Обучение по данной программе создает благоприятные условия для интеллектуального и духовного воспитания личности ребенка, социально- культурного и профессионального самоопределения, развития познавательной активности и творческой самореализации учащихся.

Программа построена на принципах личностно-ориентированного образования. Содержание программы ориентировано на общечеловеческие ценности и вместе с тем соответствует культурным традициям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 


СОДЕРЖАНИЕ

1. Пояснительная записка………………………………………………………………....

3

2. Учебный план……………………………………………………………………………

8

3. Содержание программы………………………………………………………………...

9

4. Методическое обеспечение программы……………………………………………….

12

5. Список литературы……………………………………………………………………...

12

6. Календарный учебный график………………………………………………………….

13

  Приложения……………………………………………………………………………….

14


1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дополнительная общеразвивающая программа «Рататуй» имеет социально-гуманитарную направленность. Программа нацелена на воспитание у учащихся устойчивого интереса к изучению кулинарии, формирование интереса к домоводству, способствует развитию творческих способностей учащихся, привитию навыков самостоятельной работы и тем самым повышению качества подготовки учащихся к самостоятельной взрослой жизни.

Обучение по данной программе создает благоприятные условия для интеллектуального и духовного воспитания личности ребенка, социально- культурного и профессионального самоопределения, развития познавательной активности и творческой самореализации учащихся.

Программа построена на принципах личностно-ориентированного образования. Содержание программы ориентировано на общечеловеческие ценности и вместе с тем соответствует культурным традициям.

Дополнительная общеразвивающая программа разработана в соответствии с

1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с последующими изменениями).

2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р).

3. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015г. № 996-р.

4. Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для детей», утвержденный 30 ноября 2016 г. протоколом заседания президиума при Президенте РФ.

5. Федеральный проект «Успех каждого ребенка», утвержденный 07 декабря 2018 г.

6. Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года».

7. Приказ Министерства просвещения РФ от 09 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

8. Национальный проект «Образование» (утвержден Президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24.12.2018 г. № 16).

9. Приказ Министерства образования и науки РФ от 9 января 2014 г. №2 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».

10. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».

11. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ от 18.11.2015 г. Министерства образования и науки РФ.

12. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября 2020 г. № 533 «О внесении изменений в порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

13. Устав МУ ДО «КЦ ДОД»

Уровень освоения содержания программы - стартовый

Актуальность. Программа способствует подготовке ребенка к самостоятельной взрослой жизни, самообслуживанию и труду, воспитывает эстетический вкус, приобщает к прекрасному, формирует условия для развития личности и её творческих способностей.

Обучение также направлено на самоопределение ребенка и профессиональную ориентацию, являющихся важными этапами на пути социализации личности.

Новизна программы. Состоит в том, что весь курс обучения построен таким образом, что кроме развития и коррекции практических навыков детям предлагается и интересный информационный материал, способствующий расширению кругозора детей в области кулинарии, облегчающий их дальнейшую социализацию. Дети любят готовить, пользуются всевозможными приборами и посудой, учатся работать с современной бытовой техникой. И кроме того учатся работать в команде, бережно относиться к продуктам питания, самостоятельно принимать решения.

А также, в привлечении к занятиям мальчиков. В школьной программе по технологии отводится определенное количество времени для приобщения учащихся к кулинарии. Однако предусматриваются занятия только для девочек, а приобретение навыков самообслуживания, приготовления пищи необходимо и мальчикам. 

Отличительная особенность. Приобретение знаний в области питания, эстетики приема пищи, технологии обработки, переработки, хранения продуктов, рациональному, экономическому подбору блюд в будущей семье помогут решить одну сторону адаптации к самостоятельной жизни. А пока еще ребенок ходит в школу, живет с родителями, приобретенные на занятиях знания и навыки использует дома, помогая родителям или самостоятельно занимаясь приготовлением блюд.

Педагогическая целесообразность. Приготовление пищи, правильная сервировка стола и нормы этикета занимают особое место в повседневной жизни. Здоровье и настроение, готовность трудиться во многом зависят от питания и отдыха. Важно не только правильно готовить, но и правильно питаться. Умение вкусно готовить - хорошая привычка. Умение красиво подать блюдо, правила  сервировки — воспитывает эстетический вкус. Навыки и умение, сформированные в детстве, закладывают установку для дальнейшей жизни. На занятиях по кулинарии воспитанники учатся искусству приготовления пищи, творчески оформлять блюда к праздникам, выставкам, готовить разные закуски, салаты.

Цель программы: оказание социальной помощи и подготовка воспитанников к адаптации в жизненном пространстве посредством приобщения к культуре приготовления пищи, содействие профориентации

Образовательные (предметные):

  • формировать потребность в самостоятельной деятельности;
  • ознакомить учащихся с общими трудовыми процессами;
  • привить навыки и умения работы с кулинарными инструментами и приспособлениями;
  • ознакомить с правилами и приемами кулинарной обработки продуктов;
  • приобщить учащихся к правилам санитарии, гигиены и безопасным приемам работы;
  • ознакомить с правилами кулинарного этикета;
  • обучить готовить простейшие блюда;
  • обучить приемам эстетичной подачи приготовляемых блюд;
  • привить навыки экономного ведения домашнего хозяйства;
  • развить коммуникативные навыки и навыки презентации.

Личностные:        

  • воспитать развитие самостоятельности, личной ответственности за свои поступки;
  • воспитать мотивацию детей к познанию, творчеству, труду и здоровому питанию;
  • воспитать        осознанного,        уважительного        и доброжелательного отношения к другому человеку;
  • формирование навыка        самостоятельного        поиска информации на сайтах, блогах и т.д..

Метапредметные:

  • развить бережное отношение к продуктам питания;
  • развить аккуратность;
  • развить чувство самоконтроля и взаимопомощи.
  • развитие умения работать дистанционно, индивидуально;
  • развитие умения самостоятельно анализировать и корректировать собственную деятельность;
  • развитие навыка использования социальных сетей в образовательных целях.

Планируемые результаты освоения программы

Должны знать:

  • технику безопасности при работе с остро-режущими предметами, кипящей жидкостью, электроприборами, санитарно- гигиенические требования;
  • виды овощей, первичную обработку овощей;
  • технологию приготовления салатов;
  • разновидность и технологию приготовления бутербродов;
  • виды круп и макаронных изделий, подготовку их к варке;
  • виды теста, подготовку муки к использованию;
  • разновидность яиц, способы тепловой обработки яиц;
  • ассортимент блюд и  изделий из черствого хлеба;
  • что такое холодные и горячие закуски, значение их  в питании;
  • значение первых блюд в питании, виды супов;
  • виды рыбы, мяса, птицы, овощей;
  • первичную обработку рыбы, мяса, птицы;
  • что такое гарниры, виды гарниров;
  • значение сладких блюд в питании, ассортимент сладких блюд;
  • ассортимент напитков, технологию приготовления горячих напитков;
  • посуду и приборы для сервировки стола; правила сервировки.

Должны уметь:

  • работать остро-режущими предметами;
  • организовать рабочее место;
  • приготовить салаты,  холодные закуски;
  • приготовить блюда из круп и макаронных изделий;
  • приготовить блюда из яиц;
  • приготовить тесто для блинов, панкейков;
  • приготовить первое блюдо несложного приготовления;
  • приготовить гарниры из овощей и круп;
  • приготовить кисель, желе;
  • приготовить тесто, придать форму пирожкам;
  • сервировать стол для 1 и 2 блюда, чайного стола.

Адресат программы: программа предназначена для учащихся 9-13 лет

Объем и срок освоения программы: программа рассчитана на 2 года обучения, 144 часа,  из них 16 часов теоретических занятий, 128 часов практических.

Форма обучения: очная, дистанционная

Режим занятий: единицей измерения учебного времени и основной формой организации учебно-воспитательного процесса является учебное занятие. Форма занятий - групповая. Состав групп постоянный, разновозрастный. Продолжительность занятий составляет 40 мин. Перерыв между учебными занятиями - 10 минут. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1,5 часа. Продолжительность занятий устанавливается в зависимости от возрастных и психофизиологических особенностей, допустимой нагрузки учащихся с учетом действующего СанПиН.

Дистанционно занятия проходят в режиме видео-конференции на платформе ZOOM, а так же в форме видеозаписи, мастер-класса, документа в формате Word или ссылки на электронные источники посредством мессенджера «Сферум», либо на личную страничку в социальную сеть Вконтакте.

С помощью «Сферум» или личной странички в социальной сети Вконтакте осуществляется проверка навыков обучающегося и выполнения им домашних заданий

Условия набора в учебное объединение: принимаются все желающие.

Наполняемость групп: не менее 10 учащихся

Формы контроля и аттестации

Для отслеживания результативности образовательной деятельности по программе проводятся:

  • начальный контроль – в начале освоения программы и на последующих годах обучения с 15 по 25 сентября. Формы и методы контроля: практическое задание, наблюдение, беседа.
  • промежуточная аттестация – с 20 по 26 декабря  Формы и методы: практическое задание, наблюдение, беседа
  • аттестация по завершении реализации программы – в конце освоения программы с 12 по 19 мая. Форма – практическое задание, наблюдение, анализ, оценивание. Осуществляется в форме урока-конкурса.

Текущий контроль проводится систематически на занятиях в процессе всего периода обучения по программе.

Оценочные материалы, формирующие систему оценивания (Приложение 1)

С целью определения сформированности теоретических знаний, практических умений и навыков, творческого развития учащихся используется оценочный инструментарий

Виды контроля и аттестации

Наименование оценочных средств

Предмет оценивания

Критерии оценивания

Начальный контроль

Практическое задание

теоретические знания, практические умения, навыки

-умение пользоваться кухонными приспособлениям, оборудованием;

-умение организовать рабочее место;

-соблюдение технологического процесса приготовления блюд

Промежуточная аттестация

Практическое задание

Теоретические знания, практические умения, навыки

- умение приготовить блюдо, соблюдая технологический процесс приготовления;

- умение дополнить или украсить блюдо;

-умение сервировать стол

Аттестация по завершении реализации программы

Урок-конкурс

Практические умения, навыки

- умение приготовить блюдо по технологической карте;

-умение презентовать блюдо

Оценивание осуществляется по 5-балльной системе (от 2 - 5 баллов). По итогам контроля определяется уровень сформированности практических умений и навыков:

-высокий – от 4,6 до 5,0

-средний от 3,6 до 4,5

-низкий – от 2,0 до 3,5

Высокий уровень – учащийся хорошо знает теоретический материал, владеет терминологией и осознанно употребляет термины, умеет самостоятельно применять на практике полученные знания и умения, проявляет творческий подход и фантазию к выполнению задания.

Средний уровень – учащийся в целом знает теоретический материал, частично владеет терминологией, в целом умеет применять на практике полученные знания и умения, изредка прибегает к помощи педагога, старается проявлять творческий подход и фантазию к выполнению задания.

Низкий уровень - учащийся обладает минимальным объемом знаний и умений, не способен выполнять задания без помощи педагога.

Условия реализации программы

Данная программа может быть реализована при взаимодействии следующих составляющих ее обеспечения:

Учебное помещение соответствует действующим требованиям санитарных норм и правил.

Материально-техническое обеспечение (описать в соответствии с программой):

Требования к помещению для занятий: специализированный кабинет для занятий по кулинарному искусству.

Средства обучения и воспитания:

  • санитарная одежда (колпаки, косынки, халаты, фартуки);
  • производственные столы;
  • наборы кулинарных инструментов и приспособлений;
  • кухонная и столовая посуда, приборы;
  • тепловое оборудование (электроплиты, жарочный шкаф), холодильное оборудование (холодильный шкаф), механическое оборудование (мясорубка, миксеры, блендеры), весы настольные;
  • моечные раковины;
  • мультимедийный проектор.

В режиме дистанционного обучения кроме кухонного оборудования, необходимо:

компьютер с подключением к сети интернет и веб камерой, телефон с соответствующим программным обеспечением для   реализации телекоммуникационной связи педагога с обучающимися.

Кадровое обеспечение:

Педагог дополнительного образования.

Методическое и дидактическое обеспечение (описать в соответствии с  программой): дополнительная общеразвивающая программа обеспечена учебным планом, календарным учебным графиком, учебно-методической документацией

Воспитательная деятельность.

В рамках дополнительной общеобразовательной программы предусмотрено: проведение  конкурсов, реализация различных проектов, мероприятия, посвященные праздничным дням, проведение мастер-классов и профессиональных проб и т.д.

Эффективно решать учебно-воспитательные задачи можно только в тесном сотрудничестве с родителями. В этой связи в начале учебного года с родителями подробно обсуждаются интересы и увлечения ребенка, которые в дальнейшем будут учитываться при организации учебной деятельности. Немаловажным фактом при проведении занятий является сотрудничество детей с родителями. Такая связь поколений является наиболее эффективным способом для передачи социокультурных ценностей.

Профориентационные мероприятия, направленные на знакомство с различными профессиями и формирование интереса учащихся к ним: экскурсии на предприятия общественного питания.

Мероприятия, направленные на гражданско-патриотическое воспитание: участие в акциях и др.

Мероприятия, направленные на духовно-нравственное воспитание: приготовление блюд, относящихся к празднику: дни воинской славы России, день Учителя, день защитника Отчества, день Матери, день Семьи, участие в акциях и др.

Работа с родителями включает:

  • родительские собрания;
  • индивидуальные беседы и консультации;
  •     профилактические беседы;
  • анкетирование, социологический опрос родителей;
  • тематические консультации с приглашением психолога, социального педагога;
  • совместные воспитательные мероприятия;
  • совместное проведение экскурсий и посещение соревнований, спортивных праздников.   Взаимодействие педагога, детей и их родителей строится по трем направлениям: познавательной, практико-ориентированной и досуговой деятельности.

Формы познавательной деятельности: дни открытых дверей, дни открытых занятий и воспитательных мероприятий, выпуск газет, совместная деятельность в рамках проекта.

Формы практико-ориентированной деятельности: участие в различных акциях, соревнованиях, спортивных праздниках.

Формы досуговой деятельности: совместные праздники, конкурсы, экскурсии.

2. УЧЕБНЫЙ ПЛАН

1 год обучения

Название темы

Количество часов

учебных занятий

Формы аттестации

/ контроль

всего

теория

практика

1.

Вводное занятие

2

2

-

Наблюдение, беседа

2.

Искусство сервировки.

Этикет за столом

2

1

1

Наблюдение, практическое занятие

3.

Салаты и закуски

10

1

9

Практическое занятие

4.

Бутерброды

8

1

7

5.

Блюда из яиц

8

1

7

6.

Блюда из круп и макаронных изделий

12

1

11

Практическое занятие

7.

Мучные изделия

14

1

13

Практическое занятие

8.

Творческая мастерская

14

-

14

Практическое занятие

9.

Итоговое занятие

2

-

1

Практическое

занятие

Всего часов:

72

8

64


2 год обучения

Название темы

Количество часов

учебных занятий

Формы аттестации

/ контроль

всего

теория

практика

1.

Вводное занятие. История искусства кулинарии

2

2

-

Наблюдение, беседа

2.

Искусство сервировки.

Этикет за столом

2

1

1

Наблюдение, беседа

3.

Блюда и кулинарные

изделия из черствого хлеба

4

-

4

Практическое занятие

4.

Холодные и горячие закуски

10

1

9

Практическое занятие

5.

Первые блюда

8

1

7

6.

Вторые блюда. Гарниры

10

1

9

Практическое занятие

7.

Сладкие блюда и напитки

10

1

9

8.

Мучные кулинарные и кондитерские изделия

10

1

9

9.

Творческая мастерская

14

-

14

Практическое

занятие, наблюдение, оценивание

10.

Итоговое занятие

2

-

1

Практическое

занятие

Всего часов:

72

8

64

3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1 год обучения

1. Вводное занятие

- знакомство с детьми, техника безопасности, ознакомление с программой, оборудование, инвентарь, организация рабочего места

2. Искусство сервировки. Этикет за столом

Теория. Основная столовая посуда и приборы; правила сервировки стола к чаю, к завтраку.  Беседа об этикете за столом.

Практические работы: сервировка стола для завтрака, чайного стола. Отработка на практике правил поведения за столом.

3. Салаты и закуски

Теория Первичная обработка овощей. Закуски несложного приготовления. Салаты, винегреты. Виды салатов. Основные правила приготовления салатов. Слоеные салаты. Подача их к столу. Требования к качеству холодных салатов.  

Практические работы: салаты из свежих и вареных овощей, фруктов, закуски несложного приготовления

4. Бутерброды

Теория. Значение хлеба в питании человека. Классификация бутербродов. Требования к приготовлению бутербродов. Условия хранения и подачи бутербродов.

Практические работы: приготовление холодных бутербродов, горячих  бутербродов, приготовление канапе.

5. Блюда из яиц

Теория.  Питательная ценность яиц. Способы тепловой обработки яиц.

Практические работы: приготовление вареных яиц (всмятку, вкрутую, «в мешочек»). Приготовление жареных блюд из яиц, омлеты. Закусочные блюда из яиц. Десерты из яиц.

        

6. Блюда из круп и макаронных изделий

Теория. Виды круп и макаронных изделий, их пищевая ценность. Правила подготовки круп и макаронных изделий к варке. Изделия из каш.

Практические работы: молочные каши, изделия из каш, «Солдатская каша», макароны с сыром, спагетти в сливочном соусе с колбаской, запеканка из макарон

7. Мучные изделия

Теория. Характеристика муки. Виды теста. Подготовка муки к использованию.

Способы приготовления теста для блинов, оладий, блинчиков. Блины скороспелые. Технология выпечки блинов, оладий, блинчиков. Оборудование, инвентарь и посуда для замеса теста и выпечки блинов, оладий к столу.

Практические работы: русские блины, панкейки, вареники ленивые, «Крамбл», итальянская пицца, оладьи, постные пирожки с начинкой

8. Творческая мастерская

Приготовление сладостей к чаю, разработка новых блюд и изделий, урок-конкурс,  проведение мастер-классов и профессиональных проб, экскурсии, открытые занятия с привлечением родителей и другое

9. Итоговое занятие

Тест для проверки теоретических знаний учащихся. Подведение итогов.

Награждение за проявление творческих способностей и активное участие в жизни объединения и Центра. Чаепитие.

2 год обучения

1. Вводное занятие. История искусства кулинарии

- техника безопасности, ознакомление с программой

Об истории профессии. Богатство русской кухни. Творчество повара. Как достичь мастерства. Искусство гостеприимства. Оборудование кухни. Уход за кухонной и столовой посудой. Моющие средства, применяемые для посуды. Общие сведения о гигиене, о санитарно-гигиенических требованиях к помещению, Личная гигиена во время приготовления пищи. Специальная одежда (косынка, фартук, колпак и т.д.).

2. Искусство сервировки

Теория. Основная столовая посуда и приборы. Сервировка для 1 и 2 блюда.  Беседа об этикете за столом.

Практические работы: сервировка стола для обеда, ужина, в ресторане. Отработка на практике правил поведения за столом

3. Блюда и кулинарные изделия из черствого хлеба 

Практические работы: (элементы экономного ведения хозяйства и рачительного использования черствого хлеба) гренки жареные к чаю, приготовление сухарей панировочных, гренок к бульону и т.д.

4. Холодные и горячие закуски

Теория. Значение холодных блюд и закусок питании человека. Подготовка продуктов для холодных блюд. Основные правила  приготовления холодных блюд и закусок. Подача. Тарталетки для закусок. Значение горячих закусок в питании. Особенности приготовления горячих закусок.

Практические работы: салаты в тарталетках, закуска «Сыр из птицы», закуска в лаваше, «Кесадилья», сыр жареный

5. Первые блюда

Теория. Жидкие основы супов и их классификация. Значение супов в питании человека. Основные правила приготовления первых блюд.

Практические работы: суп с плавленым сыром, суп куриный с клецками, «Затируха», суп-пюре из картофеля

6. Вторые блюда. Гарниры

Теория. Значение горячих блюд в питании. Классификация горячих блюд. Сырье для приготовления горячих блюд. Виды мяса, рыбы, птицы. Гарниры.

Практические работы: шашлычок из куриного филе, ежики мясные в соусе, котлета куриная, картофельное пюре с сыром, рис цветной  

7. Сладкие блюда и напитки

Теория. Значение сладких блюд в питании. Ассортимент сладких блюд. Значение напитков в питании. Ассортимент горячих и холодных напитков. Правила приготовления чая.

Практические работы: клюквенный кисель, желе из сока, десерт «Снежок», какао, яблоки в тесте, творожный десерт с бананом и печеньем

8. Мучные кулинарные и кондитерские изделия

Теория. Ассортимент кулинарных и кондитерских изделий. Способы разрыхления теста. Технологию приготовления дрожжевого теста и изделий из него. Песочное тесто.

Практические работы: сосиска в слоеном тесте, пирожки  печеные,  мандариновый пирог, печенье «через мясорубку», кексы, молочные коржики

9. Творческая мастерская

Приготовление сладостей к чаю, разработка новых блюд и изделий, урок-конкурс,  проведение мастер-классов и профессиональных проб, экскурсии, открытые занятия с привлечением родителей и другое

9. Итоговое занятие

Тест для проверки теоретических знаний учащихся. Подведение итогов.

Награждение за проявление творческих способностей и активное участие в жизни объединения и Центра. Чаепитие.


4. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

При составлении образовательной программы в основу положены следующие принципы:

- методы обучения (словесный, наглядный практический; объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский проблемный; игровой, дискуссионный, проектный и др.) и воспитания (убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация и др.); метод информационной поддержки (самостоятельная работа с учебными источниками, специальной литературой, журналами, интернет – ресурсами).

  • формы организации образовательной деятельности: индивидуальная, групповая

-формы организации учебного занятия - групповая, индивидуальная, фронтальная, работа в мини – группах (в динамических парах), практическое занятие, занятие – публичная презентация творческих проектов, социальные практики, занятие – беседа, - мозговой штурм, мини – маркетинговое исследование, - экскурсия, - аукцион, - фантазия, - выставка, - конкурс,

презентация; продуктивная, ролевая игра, коллективная проектная (творческая) деятельность, тренинги.

- педагогические технологии - технология индивидуализации обучения, технология группового обучения, технология коллективного взаимообучения, технология коллективнойтворческой деятельности, технология развития критического мышления через чтение и письмо, технология портфолио, технология педагогической мастерской, технология образа и мысли, технология решения изобретательских задач, здоровьесберегающая технология, проблемная (учебный, творческий проект), поисковые (наблюдение, мониторинг), развивающего обучения, диалоговая технология, технологии сотрудничества, информационно

- коммуникативные технологии, игровые технологии, обеспечивающие целостность педагогического процесса и единства обучения, воспитания и развития учащихся, а также способствующие реализации компетентностного, системно – деятельностного, интегративно

- технологического подходов в дополнительном образовании.

дидактические материалы – наглядные пособия, технологические карты и т.п.

Реализация программы предполагает следующие формы организации образовательной деятельности:

  • групповые теоретические беседы с учащимися;
  • индивидуальные теоретические и        практические        задания по технологическим картам;
  • групповые практические задания по приготовлению блюд;
  • групповые практические задания по сервировке        стола.

При реализации программы используются следующие методы и приемы обучения:

  • практическое занятие;
  • наблюдение;
  • беседа;
  • оценивание.

Нетрадиционные формы занятия:

  • урок-соревнование

5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Харченко Н.Э.Сборник рецептур блюд и кулинарных изделий : учеб. пособие для нач. проф. образования / Н.Э. Харченко. – 3-е изд., стер. – М. : Издательский центр «Академия», 2008. – 496 с.
  2. Соколова Е.И. Приготовление блюд из овощей и грибов : учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / Е.И. Соколова. – М. : Издательский центр «Академия», 2014. – 288 с., [16] с. цв. ил.
  3. Самородова И.П. Приготовление блюд из мяса и домашней птицы : учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / И.П. Самородова. – 2-е изд., стер. -  М.: Издательский центр «Академия» , 2015. – 128 с.
  4. Ермилова С.В. Приготовление хлебобулочных, мучных и кондитерских изделий учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / С.В. Ермилова – М. : Издательский центр «Академия», 2014. – 336 с., [16] с. цв. ил.
  5. Матюхина З.П. Товароведение пищевых продуктов : учебник для нач. проф. Образования / З.П. Матюхина. – 2-е изд., доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 336 с., [16] с цв. ил.
  6. Дубровская Н.И. Приготовление супов и соусов : учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / Н.И. Дубровская, Е. В. Чубасова. – М. : Издательский центр «Академия», 2014. – 128 с., [16] с.
  7. Домарецкий В.А. Технология продуктов общественного питания : учебное пособие / В.А. Домарецкий. – 2-е изд. – М. : ФОРУМ : ИНФРА-М, 2014. – 400с. – (Профессиональное образование).
  8. Усов В.В. Организация производства и обслуживание на предприятиях общественного питания : учеб. пособие для нач. проф. образования / В.В. Усов. – 9-е изд., стер. – Издательский центр «Академия2, 2011. – 432 с.
  9. Потапова И.П. Блюда из овощей, круп, бобовых и макаронных изделий : учеб. пособие / И.И. Потапова, Н.В. Корнеева. – 3-е изд., стер. – М. : Издательский центр «Академия», 2014. – 64 с. – (Повар. Базовый уровень).
  10. Производственное обучение профессии «Повар». В 4 ч. Ч. 1. Механическая кулинарная обработка продуктов : учеб. пособие для нач. проф. образования / [В.П. Андросов, Т.В. Пыжова, Л.И. Федорченко и др.]. – 5-е изд., испр. и доп. - М. : Издательский центр «Академия», 2011. – 112 с.
  11. Производственное обучение профессии «Повар». В 4 ч.  Ч. 2. Супы, соусы, блюда из овощей, круп, макаронных изделий и бобовых : учеб. пособие для нач. проф. образования / [В.П. Андросов, Т.В. Пыжова, Л.В. Овчинникова и др.]. – 4-е изд., стер. - М. : Издательский центр «Академия», 2008. – 128 с.
  12. Производственное обучение профессии «Повар». В 4 ч.  Ч. 3. Холодные блюда и закуски, рыбные и мясные горячие блюда : учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / [В.П. Андросов, Т.В. Пыжова, Л.В. Овчинникова и др.]. – 8-е изд., стер. - М. : Издательский центр «Академия», 2014. – 112 с.
  13. Производственное обучение профессии «Повар». В 4 ч. Ч. 4. Блюда из яиц и творога, сладкие блюда и горячие напитки, блюда лечебного питания, изделия из дрожжевого теста : учеб. пособие для нач. проф. образования / [В.П. Андросов, Т.В. Пыжова, Л.И. Потапова и др.]. – 5-е изд., испр. и доп. - М. : Издательский центр «Академия», 2011. – 128 с.
  14. Качурина Т.А.,  Приготовление блюд из рыбы. Практикум : учеб. Пособие для сред. Проф. Образования / Т.А. Качурина. – М. : Издательский центр «Академия», 2014. – 96 с.

6. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

Дата начала и окончания

учебного периода

09.09.2023г. – 27.05.2024г.

Место проведения занятия

МУ ДО «КЦ ДОД»

кабинет теории «Повар», кабинет «Практика»

Режим занятий

1 раз в неделю по 2 академических часа

Форма занятий

групповые и индивидуальные занятия, работа в микрогруппах

Сроки контрольных процедур

сентябрь, декабрь, май

Тематический план 1 и 2 года обучения (Приложение 2,3)


ПРИЛОЖЕНИЕ А

ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

(для урока-конкурса по заданной теме)

Фамилия, Имя участника, название блюда

Критерии оценок по пятибалльной системе (от 2-5 баллов)

Внешний вид

Состояние рабочего места

Соблюдение  технологического процесса и ТБ

Оформление,

подача

блюда

Вкусовые качества блюда

Защита блюда

Степень самостоятельности учащегося

Итого баллов

Номинация 1

Номинация 2

Тест

(для проверки теоретических знаний учащихся)

1 год обучения

1. Каких видов овощей не существует?

а) томатные     б) тыквенные      в) морковные

2. Картофель обрабатывают в следующем порядке:

а) сортируют, моют, очищают, дочищают, моют

б) моют, очищают, сортируют

в) сортируют, очищают, моют

3. Что входит в состав винегретов?

а) Отварные свекла, картофель и морковь, огурцы маринованные, зеленый горошек, масло растительное

б) Квашеная капуста, отварные картофель и свекла, яблоки, зеленый горошек, майонез

в) Отварные картофель, морковь и свекла, яйца куриные, огурцы маринованные, масло растительное

4. Какие заправки используют для фруктовых салатов?

________________________________________________________________

5.  Как называют маленькие бутерброды, скрепленные пикой?

а) открытые

б) закрытые

в) закусочные (канапе)

г) простые

6. Какие яйца не разрешено использовать на предприятиях общественного питания?

а) куриные

б) гусиные, утиные

в) перепелиные

7. Чем, в первую очередь, богаты яйца?

а) углеводами

б) белками

в) жирами

8. Приведите примеры блюд из яиц по способу тепловой обработки?

а)  блюда из вареных яиц __________________________________________

б) блюда из жареных яиц ___________________________________________

в) блюда из запеченных яиц_________________________________________

9. Назовите виды круп?

__________________________________________________________________

10.  Какие крупы перед варкой не промывают?

а) гречневую, перловую

б) рис, пшено

в) манную, кукурузную

11. Найдите ошибку в технологическом процессе приготовления отварных макарон?

Макароны закладывают в холодную, подсоленную воду. Варят при умеренном нагреве и постоянном помешивании. По готовности сливают, промывают, и заправляют жиром.

12. Из какой крупы вырабатывают хлебопекарную муку?

а) пшеничной

б) пшенной

13. Для чего муку пред использованием просеивают?

а) для разбивания комочков

б) для насыщения кислородом

в) для удаления механических примесей

г) верны все варианты

14. Чем отличается дрожжевое тесто от пресного теста?

________________________________________________________________________

15. Из какого теста готовят вареники ленивые?

а) пресное     б) слоеное      в) дрожжевое


Тест

(для проверки теоретических знаний учащихся)

2 год обучения

1. Какие блюда можно приготовить из черствого хлеба?

__________________________________________________________________

2. Каково значение холодных закусок в питании?

_________________________________________________________________________

3. Укажите способы подачи холодных закусок и салатов?

а) салатники

б) креманки

в) тарталетки

г) закусочные тарелки

д) верны все варианты

4. Значение супов определяется тем, что они частично покрывают потребность организма в жидкости.

а) да

б) нет

5. Какие супы имеют однородную консистенцию?

а) заправочные

б) супы-пюре

в) прозрачные

6. Правила варки супов:

а) продукты закладывают в кипящую воду все сразу, добавляют специи и варят при бурном кипении

б) продукты закладывают в кипящую воду поочередно с учетом сроков варки каждого, варят при умеренном нагреве, специи добавляют перед окончанием варки

в) продукты закладывают в холодную воду все сразу, варят при умеренном нагреве, перед окончанием варки добавляют специи

7. Мясо каких животных не используют в пищу?

а) свинина, баранина

б) говядина, лосятина

в) куры, утки

г) мясо барсуков, мясо лисиц

8. Верно ли указан процесс механической кулинарной обработки мяса?

размораживание-промывание-разделка – приготовление полуфабрикатов

а) да     б) нет

9. Гарнир – это…

а) дополнение к основному блюду или изделию

б) самостоятельное блюдо

10. Сладкие блюда, в первую очередь, являются источником:

а) белков

б) жиров

г) углеводов

11. Какие из перечисленных блюд не относятся к сладким блюдам?

а) желе, муссы

б) ягоды и фрукты в сиропе

в) мороженое

г) компоты, кисели

д) все блюда относятся к сладким блюдам

12. Напишите последовательность приготовления чая?

Ополоснуть заварочный чайник крутым кипятком, далее__________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

после этого чайник доливают кипятком.

13. В какой последовательности сервируют чайный стол?

а) десертная тарелка, десертные приборы, чайная чашка и блюдце, чайная ложка , затем остальное: различные сладости, сахар в сахарницах , чай в заварочных чайниках…

б) вначале сладости, затем чайная чашка и блюдце, чайная ложка, десертные тарелки, десертные приборы, чай в заварочных чайниках

в) кладут десертные приборы, затем десертные тарелки, чайную чашку и блюдце, чайную ложку, затем остальное: чай в заварочных чайниках, сахар в сахарницах, сладости ….

14. При сервировке горячего блюда столовые приборы кладут:

а) нож – справа, вилку – слева

б) нож – слева, вилку – справа

15. Какой посудой и приборами сервируют стол для подачи первого блюда?

а) мелкая столовая тарелка

б) глубокая столовая тарелка

в) чашка бульонная

г) столовая ложка

д) поварская ложка


ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Управление образования

Администрации Красноселькупского района

Муниципальное учреждение дополнительного образования

«Красноселькупский центр дополнительного образования детей»

РАССМОТРЕНО

на заседании

Педагогического Совета

Протокол №___  

от «___» _________ 2023г.

УТВЕРЖДЕНО

Директор

МУ ДО «КЦДОД»

____________Т.А. Ермакова

Приказ № ___

от«___»____________ 2023г.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ

социально-гуманитарной направленности

«РАТАТУЙ»

(стартовый уровень)

1 год обучения

Объем программы: 72часа

Возрастная категория: от 9 до 13 лет

Вид программы: модифицированный

Педагог дополнительного образования:

Остроухова Е.С.

с. Красноселькуп, 2023


№1

Наименование темы

Кол-во часов

Дата

План

Факт

1

Вводное занятие

2

2

Искусство сервировки. Этикет за столом

2

3

Салаты и закуски

10

Фруктовый салат

2

Американский салат «Коул слоу»

2

Оливье с праздничным оформлением

2

«Цезарь по-домашнему» слоеный

2

«Сырные рафаэлло»

2

4

Творческая мастерская

2

5

Бутерброды

8

Сложные холодные бутерброды

2

Горячие бутерброды

2

Бутерброды французской кухни канапе

2

Урок-соревнование «Воскресный завтрак»

2

6

Творческая мастерская

2

7

Блюда из яиц

8

Яичница по-болгарски

2

Омлет фаршированный

2

Яйца фаршированные

2

«Гоголь-моголь»

2

8

Творческая мастерская

2

9

Блюда из круп и макаронных изделий

12

Английская овсянка с бананом

2

Изделия из каш

2

«Солдатская каша»

2

Макароны с сыром

2

Спагетти в сливочном соусе с колбаской

2

Запеканка из макарон

2

10

Творческая мастерская

2

11

Мучные изделия

14

Русские блины

2

Панкейки

2

Вареники ленивые

2

«Яблочный крамбл»

2

Итальянская пицца

2

Оладьи

2

Постные пирожки с начинкой

2

12

Творческая мастерская

2

13

Творческая мастерская

2

14

Творческая мастерская

2

15

Итоговое занятие

2

Подведение итогов. Чаепитие

2

Итого:

72

Педагог дополнительного образования ___________


ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Управление образования

Администрации Красноселькупского района

Муниципальное учреждение дополнительного образования

«Красноселькупский центр дополнительного образования детей»

РАССМОТРЕНО

на заседании

Педагогического Совета

Протокол №___  

от «___» _________ 2023г.

УТВЕРЖДЕНО

Директор

МУ ДО «КЦДОД»

____________Т.А. Ермакова

Приказ № ___

от«___»____________ 2023г.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ

социально-гуманитарной направленности

«РАТАТУЙ»

(стартовый уровень)

2(второй) год обучения

Объем программы: 72 часа

Возрастная категория: от 9 до 13 лет

Вид программы: модифицированный

Педагог дополнительного образования:

Остроухова Е.С.

с. Красноселькуп, 2023


№1

Наименование темы

Кол-во часов

Дата

План

Факт

1

Вводное занятие. История искусства кулинарии

2

2

Искусство сервировки. Этикет за столом

2

3

Блюда и кулинарные изделия из черствого хлеба

4

Гренки жареные

2

Гренки к бульону, панировочные сухари

2

4

Творческая мастерская

2

5

Холодные и горячие закуски

10

Салаты в тарталетках

2

Закуска «Сыр из птицы»

2

Закуска в лаваше

2

«Кесадилья»

2

Сыр жареный

2

6

Творческая мастерская

2

7

Первые блюда

8

Суп с плавленым сыром

2

«Затируха»

2

Суп-пюре из картофеля

2

8

Творческая мастерская

2

9

Вторые блюда. Гарниры

10

Шашлычок из куриного филе

2

Ёжики мясные в соусе

2

Котлета куриная

2

Картофельное пюре с сыром

2

Рис цветной

2

10

Творческая мастерская

2

11

Сладкие блюда и напитки

10

Клюквенный кисель

2

Желе из сока

2

Десерт «Снежок»

2

Яблоки в тесте, какао

2

Творожный десерт с бананом и печеньем

2

12

Творческая мастерская

2

13

Мучные кулинарные и кондитерские  изделия

10

Сосиска в слоеном тесте

2

Пирожки печеные

2

Мандариновый пирог

2

Печенье

2

Молочные коржики

2

14

Творческая мастерская

2

15

Творческая мастерская

2

16

Итоговое занятие

2

Подведение итогов. Чаепитие

2

Итого:

72

Педагог дополнительного образования ___________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа – - дополнительная общеразвивающая программа «Измерение физических величин»

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа кружка «Физические величины и их измерения»  разработана на основе Федеральногогосударственного образовательного стандарта (далее – ...

Дополнительная общеразвивающая программа естественно-научной направленности «Школьное лесничество» для обучающихся 10 – 14 лет

Дополнительная общеразвивающая программа естественно-научной направленности «Школьное лесничество» для  обучающихся 10 – 14 лет...

Тема: Мастер-класс как средство эффективного освоения дополнительных общеразвивающих программ художественной направленности

Выступление на науно-методичском совете с темой:Мастер-класс как  средство эффективного освоения дополнительных общеразвивающих программ художественной  направленности...

Дополнительная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Баскетбол»

Дополнительная общеразвивающая программа «Баскетбол» имеет физкультурно-спортивную направленность.Актуальность программы заключается в том, что занятия по ней, позволяют обучающимся воспол...

Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности "Ассорти"

Дополнительная общеразвивающая программа «Ассорти» (далее - Программа) имеет художественную направленность, так как ориентирована на развитие общей и эстетической культуры обучаю...

Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности "Аккорд"

Дополнительная общеразвивающая программа «Аккорд» (далее - Программа) имеет художественную направленность, так как ориентирована на развитие общей и эстетической культуры обучающ...

АДАПТИРОВАННАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Основы финансовой грамотности» (Направленность: социально-педагогическая) Возраст обучающихся: 7-16 лет. Срок реализации: 1 год.

   Адаптированная общеразвивающая программа по финансовой грамотности рассчитана на 39 занятий, из расчета 1 занятие в неделю. В программе учитываются индивидуальные особенности воспи...