Доклад на заседание цикловой комиссии общепрофессионального и профессионального циклов на тему: "Оптимизация процесса адаптации обучающихся первого курса в коллективе колледжа"
проект

Адаптация – это процесс изменения характера связей, отношений обучающихся к содержанию и организации учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

E:\Фотошоп\Ш 12.png

Доклад

на тему «Оптимизация процесса адаптации обучающихся первого курса в коллективе колледжа»

                                                Преподаватель общепрофессиональных

                                                и профессиональных дисциплин

                                                Тодавчич В.Н.

Луганск

2021

ВВЕДЕНИЕ

Целью педагогического процесса в ГБОУ СПО ЛНР «Луганский колледж технологий торговых процессов и кулинарного мастерства» является создание условий для формирования гармонично развитой личности, с мировоззренческими позициями и установками в отношении обучения и профессии, обеспечивающие способность и готовность выпускника к высоким личностным достижениям, достижениям для общества и государства. Именно поэтому для нашего педагогического коллектива огромное значение имеет процесс адаптации обучающихся в колледже.

Адаптация – это процесс изменения характера связей, отношений обучающихся к содержанию и организации учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении. Степень социальной адаптации первокурсника в колледже определяет множество факторов: индивидуально-психологические особенности человека, его личностные, деловые и поведенческие качества, ценностные ориентации, академическая активность, состояние здоровья, социальное окружение, статус семьи и т. д.

Студенческая жизнь начинается с первого курса, поэтому успешная адаптация обучающихся нового набора к жизни и учебе в колледже является залогом дальнейшего развития каждого обучающихся как человека, будущего специалиста. Очевидным становится, что ускорение процессов адаптации первокурсников к новому для них образу жизни и деятельности, исследование психологических особенностей, психических состояний, возникающих в учебной деятельности на начальном этапе обучения, а также выявление педагогических и психологических условий активизации данного процесса являются чрезвычайно важными задачами. Ведь профессиональная деятельность обучающихся после окончания колледжа во многом зависит от уровня адаптации к новой образовательно-воспитательной среде. Таким образом, становится очевидной необходимость поиска путей активизации социально-психологических и педагогических условий, способных обеспечить процесс адаптации обучающихся нового набора. Этим и объясняется необходимость создания данного проекта.

Цель проекта: Целью воспитательной деятельности в ГБОУ СПО ЛНР «Луганский колледж технологий торговых процессов и кулинарного мастерства»  является формирование у обучающихся гражданственности, ответственности за свою профессиональную подготовку, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, формирование человека физически и духовно развитого, адаптированного к современным условиям жизни, конкурентоспособного на рынке труда.

Задачи проекта:

1. Формирование представлений о структуре учебного процесса, выбранной профессии или специальности, профессиональных компетенциях.

2. Развитие групповой сплоченности, создание благоприятного психологического климата в коллективе.

3. Развитие навыков эффективного межличностного взаимодействия, повышения уверенности в себе.

4. Формирование личности физически развитой, ведущей здоровый образ жизни, способной к физическому самосовершенствованию и развитию.

5. Развитие позитивной самооценки, творческих способностей обучающихся, способности к рефлексии.

6. Развитие навыков работы в команде, принятие решений, ответственности.

Предупреждение и снятие у первокурсников психологического и физического дискомфорта, связанного с новой образовательной средой.

Основная часть

Одной из важнейших предпосылок успешной учебной деятельности первокурсников является их своевременная адаптация к условиям обучения в колледже, рассматриваемая как начальный этап включения их в профессиональное сообщество. Первый курс может стать точкой опоры для обучающихся, именно на первом курсе формируется отношение молодого человека к учебе, к будущей профессиональной деятельности, продолжается "активный поиск себя".

Адаптация – это приспособление самоорганизующихся систем к изменяющимся условиям среды.

Целью профилактической работы педагогического коллектива, работающего с 1 курсом является: создание комфортной образовательной среды, которая поможет в решении значимых для их возраста и положения проблем.

Основными задачами по содействию адаптации первокурсников к профессиональной образовательной среде колледжа считаются: - подготовка первокурсников к новым условиям обучения. - Установление и поддержание социального статуса первокурсников в новом коллективе. - Формирование у первокурсников позитивных учебных мотивов. - Предупреждение и снятие у первокурсников психологического и физического дискомфорта, связанного с новой образовательной средой.

Различают три формы адаптации обучающихся -первокурсников к условиям обучения в колледже:

• адаптация формальная, касающаяся познавательно-информационного приспособления обучающихся -первокурсников к новому окружению, к структуре среднего специального учебного заведения, к содержанию обучения в ней, ее требованиям к своим обязанностям;

• социально-педагогическая адаптация или общественная, то есть процесс внутренней интеграции (объединения) групп обучающихся -первокурсников и интеграция этих же групп со студенческим окружением в целом;

• адаптация дидактическая, касающаяся подготовки обучающихся к новым формам и методам учебной работы в колледже.

Адаптация формальная

Бывшие школьники, поступающие в колледж, только на пути к самоопределению. Многие осознанно выбрали специальность, по которой хотели бы получить образование и трудиться в будущем, но есть и обучающихся, у которых жизненные планы не определены. От того, как произойдет приобщение личности к новым условиям вхождения в социальную среду, насколько будут преодолены трудности с приобретением профессиональных навыков (при отсутствии навыков самостоятельной работы), зависит, как сформируется у обучающихся умение найти способы самореализации не только в рамках профессии. Зачастую современные обучающихся - это дети, обделенные вниманием учителей, так как они не «выдали результата», чаще всего – с ослабленным здоровьем и с психологическими проблемами, главные из которых – затруднение в общении, неуверенность в своих силах, отсутствие привычки заниматься систематически.

Адаптация обучающихся к обучению в среднем учебном заведении имеет свои особенности. Вхождение молодых людей в профессиональную систему обучения, приобретение ими нового социального статуса обучающегося требует от них выработки новых способов поведения, позволяющих им в наибольшей степени соответствовать своему новому статусу. Такой процесс приспособления может проходить достаточно длительное время, что может вызвать у человека перенапряжение, вследствие чего у обучающихся снижается активность, и он не может не только выработать новые способы поведения, но и выполнить привычные для него виды деятельности. Поведение обучающихся отличается высокой степенью конформизма, у первокурсников отсутствует дифференцированный подход к своим ролям.

Социально-педагогическая адаптация

Социально-педагогическая адаптация обучающихся – первый этап формирования творческой личности как субъекта профессиональной деятельности. Приходя в колледж получить специальность и изучая различные дисциплины, обучающиеся, должны приобретать нечто более значимое, чем знания по конкретным предметам – это уверенность в себе, развитые речь и мышление, память, коммуникабельность, ответственность, стремление к самообразованию. На первом курсе решаются задачи приобщения недавнего абитуриента к студенческим формам коллективной жизни.

Адаптация дидактическая

Специфика процесса адаптации в колледже определяется различием в методах обучения и в его организации в средней школе и колледже, что порождает своеобразный отрицательный эффект – дидактический барьер.

• Первокурсникам не хватает различных навыков и умений, которые необходимы в колледже для успешного овладения специальности. Попытки компенсировать это усидчивостью не всегда приводят к успеху. Проходит немало времени, прежде чем обучающийся приспособится к условиям обучения в колледже. Многими это достигается слишком большой ценой. Отсюда и не всегда высокая успеваемость на первом курсе.

• Одной из причин низких темпов адаптации обучающихся является несогласованность в педагогическом взаимодействии между преподавателем и обучающимся при организации способов учения. Трудности адаптации – это не что иное, как трудности совмещения усилий преподавателя и обучающегося при организации способов учения.

Результаты адаптации находят выражение в разной степени адаптивности, которая может выражаться в следующем:

психологической идентификации - внутреннем принятии всех норм и требований, существующих, в учебном заведении; полном включении своих возможностей в учебную деятельность, в жизнь коллектива студенческой группы;

приспособлении к учебной деятельности - внешнем соблюдении основных норм и требований учебного заведения (во избежание неприятностей), приспособлении к нормам учебной деятельности (официальным и неофициальным) при внутреннем неприятии части их; неполном включении своих возможностей в процесс обучения и получения специальности;

психологической дезадаптации - полном внутреннем непринятии интересов, задач и требований учебного заведения при внешней демонстрации их принятия.

Выводы:

Одним из важных условий адаптации обучающихся к обучению в колледж является спланированная целенаправленная работа всего педагогического коллектива, включая заведующего отделением, куратора, преподавателей-предметников. Мы помогаем обучающимся преодолеть сложности адаптации в обучении и планомерно адаптироваться к будущей профессиональной деятельности. Несомненно, процессами адаптации нужно управлять. Сочетание индивидуальной и активной коллективной воспитательной работы в адаптационный период способствует более быстрому достижению психофизического комфорта первокурсников. Внимание к каждому обучающемуся, создание условий для самореализации – большая социальная, психологическая задача.

От успешности адаптации обучающихся к образовательной среде во многом зависят дальнейшая профессиональная карьера, личностное развитие будущего специалиста и его здоровье.

Таким образом, основная задача организации работы по адаптации обучающихся заключается в создании психолого-дидактических условий развития интеллектуальной инициативы и мышления на занятиях любой формы.

Основным принципом организации работы по адаптации должен стать перевод всех обучающихся на индивидуальную работу с переходом от формального выполнения определенных заданий, при пассивной роли студента, к познавательной активности с формированием собственного мнения при решении поставленных проблемных вопросов и задач.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОКЛАД на заседание цикловой комиссии общепрофессионального и профессионального циклов на тему: Роль студенческих олимпиад, профессиональных конкурсов в подготовке специалиста. Обмен опытом

Важнейшей задачей системы среднего профессионального образования является совершенствование подготовки специалистов и повышение уровня профессиональных знаний, формирование у студентов системного мышл...

ДОКЛАД на заседание цикловой комиссии общепрофессионального и профессионального циклов На тему: «Формирование ИКТ- компетентности преподавателей профессиональных дисциплин»

Проведенный нами анализ сущности тенденций развития современного образования показал, что одной из них на современном этапе по-прежнему является информатизация.В настоящее время в образовании проявлен...

ДОКЛАД на заседание цикловой комиссии общепрофессионального и профессионального циклов на тему: Организация разноуровневой самостоятельной работы обучающихся на уроках профдисциплин в системе СПО

Разноуровневые задания необходимы для оценки индивидуальных учебных возможностей обучающихся, а также для дальнейшего развития их общеучебных умений и навыков. Систематическое применение таких заданий...

ДОКЛАД на заседание цикловой комиссии общепрофессионального и профессионального циклов на тему: «ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ОСНОВЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА»

Актуальность проблемы развития творческого потенциала обучающихся в образовательном процессе обусловлена потребностями общественного развития, профессиональной значимостью ее для педагогов-практиков, ...

ДОКЛАД на заседание цикловой комиссии общепрофессионального и профессионального циклов на тему: «ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА С ОБУЧАЮЩИМИСЯ, ТРЕБУЮЩИМИ ОСОБОГО ВНИМАНИЯ»

Одной из актуальных и социально-значимых задач, стоящих перед нашим обществом, безусловно, является поиск путей снижения роста преступности среди молодежи и повышение эффективности их профилакти...

ДОКЛАД на заседание цикловой комиссии общепрофессионального и профессионального циклов на тему: «ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО – ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ С ЦЕЛЬЮ УГЛУБЛЕНИЯ И РАСШИРЕНИЯ ЗНАНИЙ»

Проблема формирования познавательных интересов обучающихся в процессе обучения занимает одно из ведущих мест в современных психолого-педагогических исследованиях. От решения этой проблемы в значительн...

ДОКЛАД на заседание цикловой комиссии общепрофессионального и профессионального циклов на тему: «ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО КУРСА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»

В современной педагогике существует достаточно богатый арсенал интерактивных подходов, среди которых можно выделить технологию проектов.Стратегия современного образования состоит в том, чтобы дать воз...