ДОКЛАД на заседание цикловой комиссии общепрофессионального и профессионального циклов на тему: «ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ОСНОВЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА»
методическая разработка
Актуальность проблемы развития творческого потенциала обучающихся в образовательном процессе обусловлена потребностями общественного развития, профессиональной значимостью ее для педагогов-практиков, личностной значимостью ее для обучающихся и недостаточной научной разработанностью в педагогической теории.
Исследовательский интерес к проблеме развития творческого потенциала личности связан, в первую очередь, с социальными и экономическими преобразованиями в обществе. Проблема творчества есть своеобразный индикатор духовного подъема или застоя общества.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ «ЛУГАНСКИЙ КОЛЛЕДЖ ТЕХНОЛОГИЙ ТОРГОВЫХ ПРОЦЕССОВ И КУЛИНАРНОГО МАСТЕРСТВА»
Цикловая комиссия общепрофессионального и профессионального циклов
ДОКЛАД
«ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ОСНОВЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА»
Подготовила:
преподаватель учебных дисциплин
общепрофессионального и
профессионального циклов
Тодавчич Валентина Николаевна
Луганск
2021
Формирование творческого потенциала обучающихся на основе образовательного стандарта.
Актуальность проблемы развития творческого потенциала обучающихся в образовательном процессе обусловлена потребностями общественного развития, профессиональной значимостью ее для педагогов-практиков, личностной значимостью ее для обучающихся и недостаточной научной разработанностью в педагогической теории.
Исследовательский интерес к проблеме развития творческого потенциала личности связан, в первую очередь, с социальными и экономическими преобразованиями в обществе. Проблема творчества есть своеобразный индикатор духовного подъема или застоя общества.
На рубеже веков педагогические исследования характеризуются значительным ростом внимания к проблеме развития творческих возможностей человека. Осознание важности задачи раскрытия творческих потенций личности послужило основанием для оформления в рамках педагогической науки самостоятельного направления, именуемого педагогикой творчества. Однако темпы развития педагогического знания о путях и способах подготовки творческой личности не соответствуют потребностям современной образовательной практики. От образования ожидают подготовку не просто качественно обученных людей, усвоивших накопленный человечеством опыт знания, но выпускников с высоким уровнем общего развития, с умением принимать творческие, самостоятельные решения, с умением конструктивно взаимодействовать с окружающим миром.
Это приводит к необходимости поиска путей педагогического управления развитием и саморазвитием творческой личности, повышенному вниманию ученых к исследованию особенностей становления и роста творческой личности на различных стадиях онтогенеза и особенно в период обучения в колледже как этапе интенсивного накопления социального опыта.
В современной общенаучной трактовке проблемы развития творческой личности активно проявляется смещение акцента в сторону творческого саморазвития, все явственнее ощущается смена регуляторов активности. Причиной этого являются изменение социальных условий и осознание необходимости воспитания творческой личности, готовой не только к самостоятельному поиску новых знаний, но и к саморазвитию, обновлению мировосприятия в целом, к смене взглядов.
Социальные перемены, происходящие в мире, привели к признанию исключительной роли образования в общественном развитии. Произошло осознание факта, что именно образование является центральным звеном в системе средств, обеспечивающих демократизацию общества и сбалансированность его развития в эпоху социальных перемен. Определена доминанта цели современного образования - формирование личности, способной к самоопределению, к творческому саморазвитию.
Идея необходимости совершенствования образования в указанном направлении находит отражение в законодательных и официальных документах. Так, в Законе ЛНР "Об образовании" отмечается, что одним из ведущих принципов государственной политики в области образования является его гуманистический характер, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, что содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации.
Национальная доктрина образования в ЛНР в качестве одной из основных целей образования выделяет "разностороннее и своевременное развитие детей и молодежи, их творческих способностей, формирование навыков самореализации личности". На государственном уровне определены задачи и ориентиры обновления образования, в числе которых обозначены: ориентация на качественное обучение, воспитание и развитие всех без исключения обучающихся; приоритет личностного развития обучаемых перед всеми формами их информирования; максимальное развитие способностей каждого обучающегося; последовательное овладение на соответствующих этапах обучения элементами творческой самореализации, формирование основы для социального самоопределения и самообразования, подготовка к проектированию своего развития, воспитание стремления к самореализации и способности к адекватной самооценке.
Выделены также критерии эффективности образования, среди которых в числе важнейших указана не только учебная эффективность (качество знаний выпускников, подготовленность к продолжению образования и участию в сфере производства), но и социальная эффективность (подготовленность выпускников к творческой самореализации и саморазвитию).
Стратегическими направлениями совершенствования образовательного процесса определены: гуманизация, заключающаяся в признании самоценности личности, ее права на индивидуальное развитие, создание условий для ее творческой самореализации; гуманитаризация содержания обучения, переосмысление ценностей и смыслов образования; создание условий в образовательном процессе для формирования творческой личности, имеющей установку на творческую самореализацию, инициативную, критичную, открытую новому, с развитой способностью к рефлексии.
В итоге возникла необходимость устранения сложившегося в современной педагогической науке и практике рассогласования между исходными гуманистическими целями, принципами, содержащимися в основных законодательных и официальных документах, касающихся образования и признаваемых в обществе, и отсутствием механизмов их реализации.
Вышеизложенное, позволяет выделить противоречия между: возрастающей потребностью общества в творческих личностях, способных к продуктивной деятельности, к творческой самореализации в динамично меняющемся мире, - и темпами развития педагогического знания о способах воспитания творческой личности, недостаточной разработанностью педагогических основ развития и саморазвития творческого потенциала личности; исходными гуманистическими целями образования, определяемыми как формирование личности, способной к самоопределению, к творческому саморазвитию, как создание условий в образовательном процессе для формирования личности, имеющей установку на творческую самореализацию, - и не разработанностью механизмов реализации заявленных целей, что определяется педагогами-практиками как методологический и методический пробел в их профессиональной оснащенности и подготовленности к решению поставленной задачи; имеющейся совокупностью современных научных знаний, позволяющих рассматривать проблему развития творческого потенциала обучающихся в образовательном процессе с субъект-субъектных позиций как формирование у них готовности к творческому саморазвитию, - и недостаточной разработанностью педагогических основ ее реализации средствами образования. Исследование проблемы развития творческого потенциала обучающихся средствами образования с субъект—субъектных позиций обеспечивает качественное преобразование педагогической практики, дает ключ к анализу и конструированию модели образовательного процесса, стимулирующего формирование у обучающихся готовности к творческому саморазвитию.
В контексте теоретического обоснования концептуального решения проблемы средствами образования выступили некоторые положения педагогических теорий и концепций, свидетельствующие о том, что образование как социализирующий феномен располагает значительными возможностями стимулирования процесса развития творческого потенциала обучающихся. Среди них: идея гуманистически ориентированной педагогики о ценности человека, сохранении его индивидуальности, о необходимости в процессе образования создания условий для его самореализации; идея гармонии между "самостью" и "социумностью" личности в философии образования, на основе которой разрабатываются общепедагогические и дидактические теории творческого развития и саморазвития личности; идеи гуманизации и гуманитаризации образования; идея создания "развивающего образовательного пространства', связанная с возрастной периодизацией обучающихся, включающая образовательное пространство в механизм развития обучаемых; концепция развития творческого потенциала обучаемых в системе высшего и среднего профессионального образования; концепция психологического обеспечения развития творческого потенциала обучающихся подросткового возраста.
Готовность обучающегося к развитию творческого потенциала является интегративным свойством, обеспечивающим саморегуляцию, устойчивость, эффективность включения в деятельность на творческом уровне, раскрытие и реализацию творческих возможностей. Готовность имеет сложную содержательную структуру, синкретически соединяющую в себе потребностно-мотивационный, знаниево-ориентационный, операционально-действенный, эмоционально-волевой и рефлексивно-оценочный компоненты; динамичный характер становления, представленный процессом перехода от ситуативной психологической установки до состояния готовности как доминирующего свойства личности, и формируется на разных уровнях осознанности.
Структура и содержание развивающего образовательного пространства включает в себя объективную и субъективную характеристики. Объективная ценностно-смысловая и технологическая целостность, гуманистическая по сути и развивающая по направленности; и субъективная - благоприятный психологический климат, отражающий самочувствие, стиль и тон взаимоотношений субъектов.
Исследование возможностей развития творческого потенциала обучающихся в процессе образования обусловило необходимость рассмотрения философской сущности феномена творчества, анализа особенностей его проявления на индивидуально-личностном уровне.
Проблемы совершенствования образования имеют особую актуальность, приобретают широкое социальное и нравственное значение в сложные периоды, переломные эпохи, когда культурные традиции обесцениваются, идеологические и этические устои общества подвергаются переоценке, именно в такие периоды предпринимаются попытки осмысления происходящих перемен и поиск новых целей и ориентиров развития образования.
В учебный процесс активно проникают новые образовательные технологии. Демократизация учебных заведений, достигнутый уровень академических свобод вызвали к жизни многообразные учебные планы и программы, учебники и пособия, курсы и семинары. При этом нередки стали и непрофессиональные инновации в области организации образовательного процесса и подготовки учебно-методической литературы.
Возросла популярность научно обоснованных идей и различных вариантов развивающих методик обучения, провозглашена необходимость личностно-ориентированного подхода. Предпринимаются попытки стабилизировать систему образования через его содержание путем стандартизации. Но дифференциация образования вызвала необходимость разработки вариативных программ, а также программ повышенной сложности по ряду учебных предметов. Появляются нетрадиционные для российской школы курсы по культуре, психологии, экологии, экономике и др. В ряде регионов формируются гуманистические воспитательные системы, предпринимаются попытки наладить функционирование системы образования в режиме развития.
Для определения стратегии развития и основных направлений совершенствования современного отечественного образования предпринимаются активные попытки философского, социологического, психологического, педагогического анализа
Происходящие в системе общественных отношений изменения активно: воздействуют на образование и требуют от него мобильности и адекватного ответа на задачи нового исторического этапа, приведения системы в соответствие с потребностями развития России на рубеже веков и в ближайшие два-три десятилетия XXI века. Успех преобразований в ЛНР во многом связан с обеспечением перехода от индустриального к постиндустриальному, информационному обществу. В намечающихся контурах будущего общества образованность и интеллект все больше относятся к разряду интеллектуальных богатств, а духовное здоровье человека, разносторонность его развития, широта и гибкость профессиональной подготовки, стремление к творчеству и умение решать нестандартные задачи превращаются в важнейший фактор прогресса страны.
Обращаясь к вопросу технологизации обучения, мы опирались на идею о том, что для гарантированного достижения планируемого результата необходимо отыскать «твердо установленные цели, средства, точно приспособленные для достижения этих целей, и твердые правила, как пользоваться этими средствами, чтобы было невозможно не достигнуть цели».
К признакам педагогической технологии современные исследователи относят конструирование образовательного процесса, обеспечивающего гарантированное достижение результата при его воспроизведении, тиражировании, последовательную ориентацию при построении процесса на четко поставленные цели, точное определение эталона (критериев) планируемого результата.
Технологизацию образовательного процесса (обучения, воспитания) определяют как четкую, последовательную разработку целей; структурирование, упорядочение содержания; комплексное применение определенных для реализации конструируемого процесса средств; усиление диагностического аспекта: и разработку для этого диагностического инструментария.
К учебно-познавательной деятельности мы обратились по следующим причинам. Если условно отразить в процентах существующую пропорцию представленности в учебной жизни основных видов деятельности, в которые включаются современные обучающиеся, то доминирующее положение, согласно исследованиям Б.И. Коротлева, займет именно учебно-познавательная деятельность — до 80% учебного времени.
Кроме того, по своим формирующим возможностям, по данным Л.С Выготского, В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина и др., учебно-познавательная деятельность относится к важнейшим средствам развития обучающихся.
Рассматривая вопрос о влиянии учебно-познавательной деятельности на формирование готовности личности к развитию своего творческого потенциала, мы обратились, прежде всего, к теории развивающего обучения, получившей отражение в трудах П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, Э.В. Ильенкова, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина и др.
Названные выше исследователи отмечали, что в интересах общества и самого человека обучение должно быть организовано так, чтобы позволяло достигать за минимальное время максимальных результатов развития, используя генетические предпосылки и внося в них существенные коррективы. Такой подход обеспечивался разработанной и широко внедряемой специальной педагогической технологией, которая получила название развивающего обучения.
В нашем колледже создана образовательная среда, позволяющая формировать социально-активную личность, обладающую общими ключевыми компетенциями, способную к саморазвитию и самореализации. Реализация компетентностного подхода предусматривает широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения учебных занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, психологических и иных тренингов, мастер-классов, разбора конкретных ситуаций, групповых дискуссий и др.) в сочетании с внеаудиторной работой.
Целью воспитательной работы Государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования Луганской Народной Республики «Луганский колледж технологий торговых процессов и кулинарного мастерства» является формирование разносторонней успешной личности, профессионала и гражданина, обладающего профессиональными и общекультурными компетенциями
Оптимизации образовательной среды колледжа на основе образовательного стандарта способствует использование инновационных форм и методов работы, система социального партнерства, деятельность органов студенческого самоуправления, которые позволяют формировать социально-личностные компетенции будущих специалистов.
Список использованных источников
- Шафиев Р. Экономика под санкциями. Негативные последствия и позитивные возможности / Р. Шафиев // Стратегия России. – 2015. – № 8. – С. 15-24.
- Иванова С., Болдогоев Д., Борчанинова Э. и др. Развитие потенциала сотрудников. Профессиональные компетенции, лидерство, коммуникации. – М.: Альпина Паблишер, 2012. – 280 с.
- Филиппова Г. Л. Теоретические основы разработки модели профессионально компетентного специалиста / Г. Л. Филиппова // Среднее профессиональное образование. Приложение. – 2010. – №2. – С. 35-43.
- Никитин В. Я. Профессиональное образование в условиях реализации ФГОС: Монография / В. Я. Никитин // Санкт-Петербург: ИПК СПО, 2012. – 184 с.
- Худолей Г. С., Стебеняева Т. В. Модульные технологии обучения как инновационные составляющие современных педагогических технологий /Г. С. Худолей, Т. В. Стебеняева // Международный научно-исследовательский журнал. – № 2(44). – Ч. 4, Февраль. – 2016. – С. 53-56.
- Королева В. В. Модульное обучение как один из способов повышения качества подготовки специалиста / В. В. Королева // Молодой ученый. – 2015. – № 3. – С. 787-790.
- Чибаков А. С. Проблемно-модульная технология в профессиональном обучении высокотехнологичным профессиям и специальностям / А. С. Чибаков // Интернет-журнал «Мир науки». – 2016. – Том 4. – № 2 [Электронный ресурс]. URL – http://mir-nauki.com/PDF/ 10PDMN216.pdf (дата обращения 19.12.2017).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДОКЛАД на заседание цикловой комиссии общепрофессионального и профессионального циклов на тему: Проведение педагогических конкурсов в системе СПО для повышения эффективности образовательной деятельности
Генеральной целью совершенствования образования на современном этапе развития нашего общества является повышение качества образования. Без внедрения инновационных технологий, современных средств обуче...
ДОКЛАД на заседание цикловой комиссии общепрофессионального и профессионального циклов На тему: «Формирование ИКТ- компетентности преподавателей профессиональных дисциплин»
Проведенный нами анализ сущности тенденций развития современного образования показал, что одной из них на современном этапе по-прежнему является информатизация.В настоящее время в образовании проявлен...
ДОКЛАД на заседание цикловой комиссии общепрофессионального и профессионального циклов на тему: Организация разноуровневой самостоятельной работы обучающихся на уроках профдисциплин в системе СПО
Разноуровневые задания необходимы для оценки индивидуальных учебных возможностей обучающихся, а также для дальнейшего развития их общеучебных умений и навыков. Систематическое применение таких заданий...
Доклад на заседание цикловой комиссии общепрофессионального и профессионального циклов на тему: "Оптимизация процесса адаптации обучающихся первого курса в коллективе колледжа"
Адаптация – это процесс изменения характера связей, отношений обучающихся к содержанию и организации учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении....
ДОКЛАД на заседание цикловой комиссии общепрофессионального и профессионального циклов на тему: «ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА С ОБУЧАЮЩИМИСЯ, ТРЕБУЮЩИМИ ОСОБОГО ВНИМАНИЯ»
Одной из актуальных и социально-значимых задач, стоящих перед нашим обществом, безусловно, является поиск путей снижения роста преступности среди молодежи и повышение эффективности их профилакти...
ДОКЛАД на заседание цикловой комиссии общепрофессионального и профессионального циклов на тему: «ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО КУРСА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»
В современной педагогике существует достаточно богатый арсенал интерактивных подходов, среди которых можно выделить технологию проектов.Стратегия современного образования состоит в том, чтобы дать воз...
ДОКЛАД на заседание цикловой комиссии общепрофессионального и профессионального циклов на тему: "ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ НА ОСНОВЕ АНАЛИЗА ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ СИТУАЦИЙ»
Среднее профессиональное образование имеет целью подготовку выпускников к значимой для общества профессиональной деятельности, в которой наиболее полно должны раскрываться их профессиональные компетен...