ДОКЛАД на заседание цикловой комиссии общепрофессионального и профессионального циклов на тему: Организация разноуровневой самостоятельной работы обучающихся на уроках профдисциплин в системе СПО
материал
Разноуровневые задания необходимы для оценки индивидуальных учебных возможностей обучающихся, а также для дальнейшего развития их общеучебных умений и навыков. Систематическое применение таких заданий позволит ученикам впоследствии самостоятельно решать, какие умения им необходимы в типовых учебных ситуациях, как осуществлять перенос знаний в новые условия. При этом развитие навыков самостоятельной работы осуществляется на уровне, характерном для каждого обучающегося. Роль преподавателя в этом процессе – оказание индивидуальной помощи обучающмся.
Цель– предложить структуру разноуровневых учебных заданий для организации самостоятельной работы обучающихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
raznourovnevaya_s.r.docx | 18.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
Луганской Народной Республики
«Луганский колледж технологий торговых процессов и кулинарного мастерства»
ДОКЛАД
на заседание цикловой комиссии
общепрофессионального и профессионального циклов
на тему:
Организация разноуровневой самостоятельной работы обучающихся на уроках профдисциплин в системе СПО
Подготовила преподаватель : Пушкарева Е.В
Луганск
2020
Разноуровневые задания необходимы для оценки индивидуальных учебных возможностей обучающихся, а также для дальнейшего развития их общеучебных умений и навыков. Систематическое применение таких заданий позволит ученикам впоследствии самостоятельно решать, какие умения им необходимы в типовых учебных ситуациях, как осуществлять перенос знаний в новые условия. При этом развитие навыков самостоятельной работы осуществляется на уровне, характерном для каждого обучающегося. Роль преподавателя в этом процессе – оказание индивидуальной помощи обучающмся.
Цель– предложить структуру разноуровневых учебных заданий для организации самостоятельной работы обучающихся.
Для изучения индивидуальных возможностей обучающихся исследователи предлагают применение учебных заданий различных уровней (С.В. Алексеев, Р.Грот, Н.П. Гузик, О.Б. Лошнова, Г.К. Селевко, и др.) Одни из них имеют цель проверить, как обучающиеся усвоили систему знаний и навыков и применяют их к решению учебных задач. Вторые – определяют творческие умения обучающегося: видеть новую функцию объекта, обнаруживать проблему в знакомой ситуации, находить несколько вариантов решения проблемы. Применение учебных заданий двух типов – проверочных и творческих – позволяет формировать и развивать возможности обучающихся в двух направлениях. В первом случае фиксируется динамика усвоения программного материала, а во втором – развитие обучающегося под влиянием обучения.
Можно предложить следующую систему заданий, включающую два блока:
- первый блок: здесь формулируется цель работы по изучаемому вопросу и конечный вывод, к которому должны прийти обучащиеся. Для достижения цели предлагается подробный план, отражающий последовательность действий обучающегося. Данный способ действий является указанием на общеучебные умения и навыки (ОУУН), которые необходимо применить, чтобы достичь поставленной цели. Работа с первым блоком предусматривает ответы на вопросы в ходе изучения текста, предложенных схем, рисунков и т.д. Первый блок отражает базовую информацию по изучаемому вопросу, поэтому последовательность действий имеет подробное описание.
- второй блок: здесь можно выделить микроблоки, условно обозначенные звездочками (*, **, ***).
Чтобы выполнить задание под одной звездочкой, необходимо обратиться к уже усвоенной информации первого блока. Учащимся в этом случае предложено краткое описание способа действий.
Задание, обозначенное двумя звездочками, направлено на актуализацию знаний и умений обучающихся по предыдущим темам курса, возможно установление межпредметных связей по смежным дисциплинам. Здесь также указан краткий способ действий.
Задание с тремя звездочками творческого характера и, соответственно, способа действий не содержит. В данном случае предлагаются задания, требующие от обучающегося оригинальности и гибкости мышления, видения необычной функции объекта, переноса ранее усвоенных знаний и умений в новую ситуацию, самостоятельного усмотрения проблемы в привычной ситуации, комбинирования ранее известных способов деятельности в новый способ и т.д.
Структура разработанных заданий определяется установлением связи между их составляющими блоками.
Первый блок соответствует базовому уровню согласно требованиям учебной программы. Следовательно, это обязательная для выполнения часть задания. В виду того, что данный блок необходим для усвоения всеми учащимися, его содержательная часть наиболее подробна.
Второй блок соответствует повышенному уровню и выполняется только после успешного усвоения предыдущего блока. Данная часть задания не является обязательной для всех и выполняется избирательно учащимися. При этом в соответствии с учебными возможностями обучающиеся могут выполнить весь учебный блок, либо его часть.
Таким образом, связь между блоками в рамках одного учебного задания обеспечивается их уровнем сложности. Обучающиеся переходят последовательно от одной части задания к другой при условии правильного выполнения каждой предыдущей части. В рамках второго блока продолжается формирование умений и навыков обучающихся повышенный, обеспечивает развитие познавательного интереса обучающихся к предмету.
Переход с одного уровня сложности задания на другой. В свою очередь, развитие ОУУН и познавательного интереса учащихся являются составляющими для развития навыков самостоятельной работы обучащихся.
Эффективность самостоятельной работы определяется уровнем ее организации для различных обучащихся. Поэтому в процессе обучения преподавателю необходимо определять меру дозированной помощи для каждого ученика. В связи с этим, для преподавателя важно учитывать индивидуальные показатели сформированности общеучебных умений и навыков на основе анализа результатов предварительной психолого-педагогической диагностики.
Можно рекомендовать следующий алгоритм действий в ходе формирования навыков самостоятельной работы обучающихся:
1. Проведение первичной психолого-педагогической диагностики, позволяющей определить уровень сформированности общеучебных умений и навыков (ОУУН), а, следовательно, предусмотреть роль преподавателя в оказании индивидуальной помощи обучающимся.
2. Применение разноуровневых учебных заданий для индивидуального формирования и развития ОУУН обучающихся с учетом результатов диагностики.
3. Систематическая работа с разноуровневыми учебными заданиями всех обучающихся с последовательным переходом от простого к сложному.
4. Индивидуальная коррекция и контроль знаний и умений обучающихся, проведение промежуточных психолого педагогических диагностик.
5. Планируемый результат: развитие навыков самостоятельной работы на базовом, а для некоторых обучающихся – на повышенном уровне.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к выступлению на педагогическом совете по теме "Организация внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся"
Самостоятельная работа– это планируемая учебная, учебно-исследовательская, творческая деятельность обучающихся, которая протекает без непосредственного участия преподавателя, хотя и направляет...
«Методы и приёмы самостоятельной работы обучающихся на уроках математики»
Статья: "Методы и приёмы самостоятельной работы обучающихся на уроках математики"...
Методическая разработка по теме : “ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
Данная методическая разработка поможет преподавателяи так построить учебный процесс, чтобы студенты могли самостоятельно приобретать новые знания и научились применять их на практике....
Использование ИКТ как условие активизации самостоятельной работы обучающихся системы профессионального образования
Интеграция новых ИКТ - технологий в образовательный процесс необходимое условие модернизации системы образования. Стремительный рост роли компьютерных систем как орудия интеллектуальной д...
Статья на тему: "Организация самостоятельной работы обучающихся по МДК"
Организация самостоятельной работы обучающихся по МДК...
Доклад На тему: «Инструкционно - технологические карты, как средство организации самостоятельной работы обучающихся на уроках учебной практики»
Инструкционно- технологическая карта– это документ, содержащий в сжатой форме сведения о характере выполняемого задания, требованиях к нему, материалах, инструментах, оборудовании и приспо...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Тема: Организация и контроль самостоятельной работы обучающихся колледжа
СОГБПОУ «Козловский многопрофильный аграрный колледж», УЦПК г. Ельня МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Тема:Организация и контроль самостоятельной работы обу...