ДОКЛАД на заседание цикловой комиссии общепрофессионального и профессионального циклов на тему: «ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО – ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ С ЦЕЛЬЮ УГЛУБЛЕНИЯ И РАСШИРЕНИЯ ЗНАНИЙ»
методическая разработка
Проблема формирования познавательных интересов обучающихся в процессе обучения занимает одно из ведущих мест в современных психолого-педагогических исследованиях. От решения этой проблемы в значительной степени зависит эффективность учебного процесса, поскольку интерес является важным мотивом познавательной деятельности обучающегося, и, одновременно, основным средством ее оптимизации.
Решение проблемы формирования познавательных интересов – потребность общества, жизни, практики обучения и воспитания подрастающих поколений. Необходимость теоретической разработки этой проблемы и осуществления ее практикой обучения доказана педагогической наукой. Современная теория обучения и воспитания все больше и больше обращается к личности ребенка, к тем внутренним процессам, которые вызываются у него деятельностью, общением и специальными педагогическими влияниями. Вполне объяснимо, поэтому внимание, оказываемое современными педагогическими исследованиями познавательным интересам, которые в становлении личности играют роль ценных мотивов деятельности, а при некоторых условиях становятся чертой личности и обнаруживают себя в любознательности, пытливости, в постоянной и неистощимой жажде знаний.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_organizatsiya_uchebno-poznavat_deyatelnosti_ya.docx | 32.19 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ «ЛУГАНСКИЙ КОЛЛЕДЖ ТЕХНОЛОГИЙ ТОРГОВЫХ ПРОЦЕССОВ И КУЛИНАРНОГО МАСТЕРСТВА»
Цикловая комиссия профессионально-теоретической подготовки
ДОКЛАД
«ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО – ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ С ЦЕЛЬЮ УГЛУБЛЕНИЯ И РАСШИРЕНИЯ ЗНАНИЙ»
Подготовила:
преподаватель учебных дисциплин
общепрофессионального
профессионального циклов
Тодавчич Валентина Николаевна
Луганск
2020
Проблема формирования познавательных интересов обучающихся в процессе обучения занимает одно из ведущих мест в современных психолого-педагогических исследованиях. От решения этой проблемы в значительной степени зависит эффективность учебного процесса, поскольку интерес является важным мотивом познавательной деятельности обучающегося, и, одновременно, основным средством ее оптимизации.
Решение проблемы формирования познавательных интересов – потребность общества, жизни, практики обучения и воспитания подрастающих поколений. Необходимость теоретической разработки этой проблемы и осуществления ее практикой обучения доказана педагогической наукой. Современная теория обучения и воспитания все больше и больше обращается к личности ребенка, к тем внутренним процессам, которые вызываются у него деятельностью, общением и специальными педагогическими влияниями. Вполне объяснимо, поэтому внимание, оказываемое современными педагогическими исследованиями познавательным интересам, которые в становлении личности играют роль ценных мотивов деятельности, а при некоторых условиях становятся чертой личности и обнаруживают себя в любознательности, пытливости, в постоянной и неистощимой жажде знаний.
Формирование познавательных интересов исследователи (Беляев М.Ф., Божович Я.И., Щукина Г.И., и др.) связывают с учением обучающегося, когда главное содержание его жизни состоит в постепенном обязательном переходе с одной ступени знаний на другую, с одного уровня овладения познавательными и практическими умениями к другому, более высокому. В самой структуре учебного процесса имеется множество объективных оснований для формирования познавательных интересов обучающихся. Сегодня педагогические исследования, оперируя психологической закономерностью о переходе внешних влияний во внутренний план личности, в ее сознание, переживания, побуждения, приводят к поиску таких путей обучения и воспитания, которые бы с большим эффектом трансформировались в эти внутренние процессы.
Речь идет не только о том, чтобы в процессе обучения произошло усвоение знаний, умений и навыков, но и о нацеленности обучения на развитие обучающегося, на создание такой внутренней среды, которая обеспечивала бы его самостоятельно совершаемый встречный процесс к деятельности учителя и тем самым усиливала бы эффект развития, воспитания тех морально-трудовых качеств, тех индивидуальных свойств, которые необходимы гармонично развитой личности. Опыт работы в колледже показал, что в развитии интереса к предмету нельзя полностью полагаться на содержание изучаемого материала. Сведение истоков познавательного интереса только к содержательной стороне материала приводит лишь к ситуативной заинтересованности на уроке. Если обучающиеся не вовлечены в активную деятельность, то любой содержательный материал вызовет у них созерцательный интерес к предмету, который не будет являться познавательным интересом. Поэтому при формировании познавательных интересов у обучающихся особое место принадлежит такому эффективному педагогическому средству, как внеклассная работа по предмету. Внеклассные занятия углубляют и расширяют знания обучающихся, полученные на уроке, повышают их интерес к предмету.
Внеклассная работа делится на два основных вида. С одной стороны, – постоянно действующие виды работ во внеурочное время. Это кружок Товаровед, стенная печать, издание рефератов, исследовательских проектов. С другой стороны, проводятся мероприятия, которые носят эпизодический характер: тематические вечера, конкурсы, олимпиады, , экскурсии, встречи с интересными людьми.
Наиболее важными задачами внеклассной работы на современном этапе развития является следующее: пробуждение и развитие устойчивого интереса обучающихся к предмету и ее приложениям; расширение и углубление знаний обучающихся по программному материалу; развитие творческих способностей и мышления у обучающихся, развитие у обучающихся умения самостоятельно и творчески работать с учебной и научно-популярной литературой; расширение и углубление представлений обучающихся о практическом значении предметов; осуществление индивидуализации и дифференциации; разностороннее развитие личности; Выявить одарённых обучающихся и развить их творческие индивидуальные способности. Воспитать у обучающихся чувство ответственности за общее дело, переживание за успех совместного мероприятия.
Существуют разнообразные виды внеурочной работы. Внеклассные занятия помогают преподавателю лучше узнать индивидуальные способности своих обучающихся, выявить среди них обучающихся, проявляющих интерес к предмету, и всячески направлять развитие этого интереса. Внеклассные занятия обычно носят принцип занимательности, который необходим для здорового отдыха, хорошего настроения, жизнерадостной деятельности. Но неправильно основывать внеклассную работу только на принципе занимательности. Внеклассная работа должна не развлекать обучающегося, а развивать и совершенствовать его личность.
Большое значение следует придавать самостоятельной работе обучающихся по практическим заданиям, как наиболее интересной для них форме работы. При этом должна осуществляться глубокая связь индивидуальной, групповой и коллективной работы. Необходимо сочетание добровольности работы с обязательностью её выполнения. Существуют различные виды внеклассной работы, в нашем колледже ежегодно проводятся недели предметов различных циклов, в том числе. Обучающиеся должны самостоятельно подобрать материал, объяснения к ним, вопросы к викторинам, загадки и т.д., с помощью литературы, предложенной преподавателем. Самостоятельный поиск органически связан с активизацией мышления.
Активизировать мышление обучающихся при постановке учебной проблемы путем предварительного рассказа о значении рассматриваемого. При этом нужно учитывать одно хорошо известное обстоятельство: сегодняшние обучающиеся получают информацию из многих каналов. Поэтому нельзя ограничиваться общими, пусть самыми яркими фразами, а суметь показать сложность решаемых проблем и делать акцент на то, что изучение явления в рамках программы колледжа поможет обучающимся понять и объяснить услышанное ранее. Процесс обучения и воспитания в целом настолько сложен и многогранен, что преподаватель не может полноценно осуществлять его только на уроках.
Чтобы привить обучающимся устойчивый интерес к предмету, дополнить и углубить те знания, которые они получают на уроках, а главное, учесть и развить их индивидуальные интересы и способности, необходимо работать с обучающимися и во внеурочное время. Проведения системы внеклассных мероприятий по предмету направленных на обучение обучающихся умению применять знания, основанную на познавательном интересе и возможностях студентов, а также повышающую и развивающую методологическую компетентность обучающихся.
Таким образом, внеклассная работа – это особая организуемая форма занятий с обучающимися, обладающая сильным эмоциональным воздействием. Она развивает кругозор и воображение обучающихся, стимулирует их к самообразованию, пополнению своих знаний, способствует развитию изобретательности и творчества. Эта работа очень разнообразна по видам и содержанию, носит оттенок занимательности, формирует интерес к предмету. Она требует тщательной организации.
Внеклассная работа осуществляется в самых разнообразных видах и формах, которые условно можно разделить следующим образом:
1. Индивидуальная работа – работа с отдельными обучающимися с целью руководства их внеклассным чтением по предмету подготовка на этой основе рефератов, докладов;
2. Групповая работа – систематическая работа, проводимая с небольшим постоянным коллективом обучающихся и направленная на удовлетворение определенных интересов, приобретение новых знаний и практических умений.
К данной группе можно отнести подготовку и участие в исследовательской работе. В привлечении обучающихся к исследовательской деятельности ребятам предлагаются домашние самостоятельные практические задания – это и есть развитие способностей, обучение навыкам исследовательской деятельности. Если даже результаты творчества не имеют высокой общественной значимости в виде созданного продукта деятельности. Эта значимость – прежде всего в развитии способностей обучающихся.
3. Массовая работа – эпизодическая работа, проводимая с большим коллективом, – лекции, предметные недели, конференции; олимпиады и конкурсы, выставки, внепрограммные экскурсии.
Каждый год в нашем колледже проходят мероприятия, посвященные предметным неделям. Цели таких мероприятий - развить у обучающихся интерес к предмету и их творческие способности, дать возможность каждому обучающемуся заявить о себе.
Проведение предметных недель сопровождается:
А) выставкой научных докладов по предметам
Б) проведение викторин;
В) конференций;
Г) демонстрация наглядных пособий;
На практике все три вида внеклассной работы взаимосвязаны и редко практикуются как совершенно независимые. Наиболее распространенными формами организации внеклассной работы по-прежнему являются ее традиционные формы факультативы, олимпиады, конференции.
При использовании индивидуальной и групповой внеклассной работы по интересам возможно также изготовление моделей, таблиц, схем, дидактического материала и других пособий для кабинета, проведение специальных внепрограммных занятий, решение усложненных задач.
Всё это осуществляется под чутким руководством педагога. Известный писатель Василий. Белов в своей книге «Лад» высказал очень близкую мне мысль: «каждый ребёнок хочет играть, т.е. жить творчески. Почему же с годами творчество понемногу исчезает из нашей жизни, почему творческое начало сохраняется и развивается не в каждом? Грубо говоря, потому, что мы либо занялись не своим делом «не нашли себя, своего лица, своего таланта, либо не научились жить и трудиться, не развили таланта».
На внеклассных занятиях углубляются и расширяются знания, полученные на уроках. На них можно лучше узнать индивидуальные особенности своих обучающихся и выявить среди них одаренных, проявляющих интерес к предмету, а затем всячески развивать этот интерес. Внеклассная работа, прежде всего, предназначена для обучающихся, уже увлеченных данным предметом. Перед проведением любого внеклассного мероприятия необходимо осуществлять предварительную диагностику как психологических, так и учебных возможностей обучающихся. Оценивать интерес обучающихся к изучаемому предмету, конкретно к теме того или иного мероприятия, сопоставлять объём деятельности и учитывать возможности ребят. К каждому мероприятию готовимся заранее, за 3-4 недели. Наблюдая за обучающимися, прихожу к выводу, что процесс подготовки для ребят важен не менее, чем участие и проведение общего дела. Если обучающиеся видят, что педагог заинтересован, любит свою работу и зажигает окружающих своим энтузиазмом, то можно быть уверенным в успехе своих начинаний и можно смело рассчитывать на поддержку детей.
Роль внеклассной работы по предмету в учебном процессе:
1. Повышение интереса обучающихся к предмету. Познакомившись с тем или иным явлением на внеклассных занятиях, обучающиеся постараются понять суть этого явления или захотят прочитать о нем в дополнительной литературе, чем только закрепят свой интерес к предмету.
2. Расширение и углубление знаний. Заинтересовавшись на уроке различными вопросами, обучающийся имеет возможность на внеклассных занятиях значительно расширить объем своих знаний. В этом случае поможет любая форма внеклассной работы.
3. Развитие творческих способностей Участие в различных формах внеклассной работы позволяет развить творческую активность и самостоятельность обучающихся, привить им вкус к исследовательской работе.
4. Внеклассная работа делает уроки более эффективными как для преподавателя, так и для обучающихся. Преподаватель получает возможность организовать повторение пройденного материала в иных формах и преподнести известные явления в новом освещении, знакомит аудиторию с новыми, выходящими за пределы программы явлениями и фактами.
Таким образом, в дальнейшем необходимо и дальше работать в направлении развития устойчивого интереса обучающихся к внеклассным мероприятиям:
- потребности в работе с дополнительной литературой, искать необходимый материал на интернет-сайтах;
- содействовать развитию мотивации к участию в исследовательской деятельности, олимпиадах, интеллектуальных играх и т.д.;
- повышать качество подготовки и проведения внеклассных мероприятий;
- способствовать выявлению и поддержке одаренных обучающихся;
- воспитывать культуру общения;
- формировать навыки работы со сложно организованными фрагментами информации, представленными в разных формах – текстовых, графических, знаковых;
- разработать систему стимулирования участия обучающихся во внеклассных мероприятиях.
Направление в приобщении к творческому труду возможно в любом среднем профессиональном учебном заведении. Оно необходимо и для того, чтобы как можно больше обучающихся «выходило за рамки» учебной программы, видело необозримые горизонты науки, красоту окружающего мира, убеждалось в неисчерпаемости возможностей человека. Нам, преподавателям, необходимо заинтересовывать обучающихся, помогать им преодолевать трудности в изучении предмета, сплачивать их, чтобы обучающиеся знали, что их всегда ждут в колледже для совместного творческого дела.
ЛИТЕРАТУРА
- Азаров Ю.П. Радость учить и учиться. -М., 1999.
- Активизация учебно-познавательной деятельности учащихся
/ Под редакцией Г.И. Щукиной. - М., 2004.
- Актуальные вопросы формирования интереса в обучении / Под редакцией Г.И. Щукиной. – М., 2004.
- Ананьев Б.Г. Познавательные потребности и интерес: Учёные записки ленинградского государственного университета. – Л., 1999.
- Беляев М.К. Психология интереса. – М., 2007.
- Беляева Н.А. Пути повышения интереса к учению. – Новосибирск, 2008.
- Крутецкий В.А. Интерес. – Педагогическая энциклопедия. Т.2. – М., 2005.
- Меж предметные связи и формирование познавательного интереса // Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. – Л., 2011.
- Пидкасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. – М., 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДОКЛАД на заседание цикловой комиссии общепрофессионального и профессионального циклов на тему: Проведение педагогических конкурсов в системе СПО для повышения эффективности образовательной деятельности
Генеральной целью совершенствования образования на современном этапе развития нашего общества является повышение качества образования. Без внедрения инновационных технологий, современных средств обуче...
ДОКЛАД на заседание цикловой комиссии общепрофессионального и профессионального циклов на тему: Роль студенческих олимпиад, профессиональных конкурсов в подготовке специалиста. Обмен опытом
Важнейшей задачей системы среднего профессионального образования является совершенствование подготовки специалистов и повышение уровня профессиональных знаний, формирование у студентов системного мышл...
ДОКЛАД на заседание цикловой комиссии общепрофессионального и профессионального циклов на тему: Организация разноуровневой самостоятельной работы обучающихся на уроках профдисциплин в системе СПО
Разноуровневые задания необходимы для оценки индивидуальных учебных возможностей обучающихся, а также для дальнейшего развития их общеучебных умений и навыков. Систематическое применение таких заданий...
Доклад на заседание цикловой комиссии общепрофессионального и профессионального циклов на тему: "Оптимизация процесса адаптации обучающихся первого курса в коллективе колледжа"
Адаптация – это процесс изменения характера связей, отношений обучающихся к содержанию и организации учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении....
ДОКЛАД на заседание цикловой комиссии общепрофессионального и профессионального циклов на тему: «ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ОСНОВЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА»
Актуальность проблемы развития творческого потенциала обучающихся в образовательном процессе обусловлена потребностями общественного развития, профессиональной значимостью ее для педагогов-практиков, ...
ДОКЛАД на заседание цикловой комиссии общепрофессионального и профессионального циклов на тему: «ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА С ОБУЧАЮЩИМИСЯ, ТРЕБУЮЩИМИ ОСОБОГО ВНИМАНИЯ»
Одной из актуальных и социально-значимых задач, стоящих перед нашим обществом, безусловно, является поиск путей снижения роста преступности среди молодежи и повышение эффективности их профилакти...
ДОКЛАД на заседание цикловой комиссии общепрофессионального и профессионального циклов на тему: «ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО КУРСА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»
В современной педагогике существует достаточно богатый арсенал интерактивных подходов, среди которых можно выделить технологию проектов.Стратегия современного образования состоит в том, чтобы дать воз...