Командная игра о морских обитателях «По морям и океанам»
методическая разработка

Алексеева Елена Владиславовна

Защита водных ресурсов и морских обитателей - это чрезвычайно важная и актуальная тема. Мы все должны принять ответственность и сделать все возможное для сохранения красоты и богатства нашего океана. Командная игра о морских обитателях «По морям и океанам» поможет в проведении экологических праздников в школе, библиотеке, лагере и расширит знания детей о подводном мире.

Экологические праздники:

 19 февраля - Всемирный день защиты морских млекопитающих. В этот день в 1986 году вступил в силу мораторий на китовый промысел, введенный Международной китовой комиссией, и прекратилась коммерческая добыча китообразных. Это резонансное решение спасло морских гигантов и привлекло внимание к судьбе других уязвимых обитателей Мирового океана. Эта экологическая дата считается днем защиты не только китов, но и всех других морских млекопитающих.

26 сентября- Всемирный день моря в 2024 году. Праздник берет начало с 1978 года. Два года подряд Всемирный день моря отмечали 17 марта, а в 1980 году дату перенесли на конец сентября. Когда именно проходят мероприятия, посвященные празднику, — это зависит от страны и года, но, как правило, торжествам отводится последний четверг месяца. В 2024 году Всемирный день моря в России и в мире отметят 26 сентября.

Всемирный день водных ресурсов — 22 марта,

Международный день Черного моря — 31 октября,

Всемирный день океана, который празднуется во всем мире 8 июня.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Командная игра о морских обитателях

«По морям и океанам»

Оборудование: карточки с вопросами для III тура (см. приложение), карточки с изображениями обитателей водоёмов, бланк для ответов для I тура (распечатать 2 одинаковых экземпляра), призы и грамоты.

Правила игры: 

  1. Ребята делятся на 2 команды, выбирают капитана и название.
  2. Побеждает команда набравшая максимальное количество баллов.
  3. За каждый правильный ответ команда получает 2 балла.
  4. Если команда не может ответить на вопрос, то право ответа переходит соперникам.
  5. За каждое нарушение дисциплины во время проведения игры, команда теряет 1 балл.

Разминка

Вопросы для 1 команды:

  1. Морской многоногий молюск, меняющий свою окраску при разных обстоятельствах.                                                                                 спрут
  2. Пресноводная рыба, которая носит имя человека.                           карп
  3. Крупное морское ракообразное.                                                         краб
  4. Знак зодиака и речной обитатель.                                                        рак
  5. Грозный враг потерпевших кораблекрушение.                                акула
  6. Птица, в которую по легенде вселяется душа погибшего моряка. чайка
  7. Ближайший родственник акулы, плавающий у самого морского дна, на него лучше не наступать в воде.                                                           скат
  8. Самое крупное млекопитающее на нашей планете.                            кит
  9. Учёный, изучающий рыб.                                                              ихтиолог
  10. Правда ли, что есть рыба- луна? (Да. У этих рыб огромное, сильно сжатое с боков тело. Задние плавники образуют упругую хрящевую пластину. Рот оканчивается хорошо развитым клювом, образованным сросшимися зубами. Несмотря на это, основу их рациона составляет мягкая пища: медузы и планктон, хотя иногда они поедают небольших рыб и ракообразных. Толстая и довольно грубая бледная кожа лишена чешуи и покрыта костными выступами. Нет плавательного пузыря.

Эти рыбы плохие пловцы. Для выполнения поворота они выпускают изо рта или жабр сильную струю воды.

Вопросы для второй команды:

  1. Рыба с усами, проводящая большую часть жизни на дне.                 сом
  2. Название рыбы и название реки.                                                          Амур
  3. Какие рыбы имеют оружие на носу?                                                         Рыба-меч, рыба-пила, рыба- молот (молотоголовые акулы)
  4. Продолжи название басни И. А. Крылова «Лебедь, … и …» («Лебедь, рак и щука»)
  5. Какие морские рыбы идут на нерест в реки?                  горбуша, кета
  6. У какой хищной рыбы самые острые зубы?                           у пираньи
  7. Эта рыбешка, усердно поедая личинки малярийного комара, помогла превратить город Сочи в оздоровительный курорт.                Гамбузии
  8. Поляки и чехи называют эту рыбку «шпроты», а мы- а мы- в точности как эстонцы.                                                                                      килька
  9. Крупное млекопитающее, которое в древности считали огромной рыбой.                                                                                                    кит
  10. Правда ли, что есть морской кот? (Да. Морской кот[1], или обыкновенный хвостокол- скат из семейства хвостоко́ловых, широко распространённый в тёплых водах восточной части Атлантического океана, Средиземном и Чёрном морях. Несмотря на широкое распространение и обитание этого ската в хорошо исследованных зонах, образ его жизни изучен плохо. Морские коты встречаются в прибрежных водах на глубине до 60 м. Грудные плавники срастаются с головой, образуя ромбовидный диск, ширина которого слегка превышает длину. На тонком и длинном хвосте расположены верхняя и нижняя плавниковые складки. Окраска дорсальной поверхности ровного цвета, гладкая кожа лишена чешуи. Морские коты охотятся в основном на донных ракообразных, а также моллюсков, полихет и небольших рыб. Морские коты способны наносить ядовитым шипом болезненные уколы, которые обычно не угрожают жизни.

I тур

(Задание выдается на листке с пропусками слов, команда записывает слова в графу «ответы» за 1 минуту и передает свой листок с ответами команде противников для проверки)

Вставь пропущенные слова:

п/п

задание

ответ

1

Нем как … .

2

Скользкий, как … .

3

        На безрыбье и …- рыба.

4

Хорош ёрш в ухе, а …- в пироге.

5

На то и щука в море, чтобы … не дремал.

6

Где чайка, там и … .

7

Рыбака … кормит.

8

Рыбаку … не помеха.

9

Болтуна видать по слову, а рыбака — по … .

10

Рыбак рыбака видит … .

Ответы:

  1. рыба
  2. угорь
  3. рак
  4. лещ
  5. карась
  6. рыба
  7. сеть
  8. дождь
  9. улов (у)
  10. издалека

II тур

Игра «Ловись рыбка»

Участника должны разгадать загадки и поймать в импровизированном водоёме отгадки.

Загадки для I команды

Загадки для II команды

У неё во рту пила.

Под водой она жила.

 Всех пугала, всех глотала,

А теперь – в котёл попала.

На мели сидит,

Усами шевелит,

А гулять пойдёт-

Задом наперёд.

Имеет он огромный рот,

Усами дразнит он народ.

В глубоком омуте есть дом,

Хозяин в доме этом — …

Ты со мною не знаком?

Я живу на дне морском.

Голова и восемь ног,

Вот и весь я- … .

Он обитает в глубине,

Там же охотится, на дне.

Его чешуйки, как наждак...

Как все зовут его? ...

Не хожу и не летаю,

Но всех распугаю!

Колюч, да не ёж.

Кто это? ...

Рыба полосатая,

Хищная, опасная,

Ловит маленьких мальков,

Красный цвет у плавников!

От зубастой щуки скрылся,

В зарослях он притаился.

Выплыл с тины серебрясь...

Подскажите, кто? ...

Не зверь, не птица,

Всего боится.

Половит мух-

И в воду – плюх.

Тело как веретено,

Любит чистоту оно.

Ему не нужен секретарь.

Скажите кто это?

Ответы:

I команда: щука, сом, судак, окунь, лягушка

II команда: рак, осьминог, ёрш, карась, пескарь

 III тур

Игра «Ты мне- я тебе»

Карточки с вопросами лежат на столе. Соперники выбирают вопросы и задают их соперникам по одному по очереди.

п/п

Вопрос

Ответ

1

 Международная неправительственная экологическая организация, созданная в 1971 году в Канаде.

Гринпис

2

Природный водный поток значительных размеров с естественным течением по руслу от истока вниз до устья.

река

3

В этом заведении Буратино угостил кота Базилио и лису Алису

харчевня

«Три пес каря»

4

Закрывают ли рыбы глаза, когда спят.

нет

5

Что значит выражение «Семь футов под килем»?

/Киль— нижняя горизонтальная балка (или балки), проходящая посередине днища судна (корабля) от носовой до кормовой его оконечности, и служащая для обеспечения прочности корпуса судна (корабля) и обеспечения устойчивости. /

Пожелание благополучного плавания, чтобы моряки не сели на мель.

6

Что означает выражение «Держать нос по ветру»?

При попутном ветре наполняется парус корабля и судно движется четко вперёд, т. е. по ветру.

7

Путь движения автомобиля измеряется километрами. А что является мерой движения корабля на море?

миля

8

Назови океаны нашей планеты.

Индийский, Тихий, Атлантический, Северный Ледовитый.

9

Самое большое озеро мира.

Каспийское море

10

Самое глубокое озеро мира.

Байкал

11

Самый большой океан в мире.

Тихий океан

12

Самая длинная река в мире.

Амазонка в Южной Америке

13

Считалось, что из-за высокого содержания соли в нём не может жить ни рыба, ни другие организмы (за исключением некоторых видов бактерий. Как называется это водоём?

/ В последние годы XX — начале XXI века в нём обнаружено около 70 видов оомицетов и высших грибов, способных жить в этом водоёма. /

Мёртвое море

14

Стремительно падающий поток воды в реке с уступа, пересекающий речное русло.

Водопад

15

В древнегреческой религии и мифологии бог морской стихии.

Посейдон

16

В славянской мифологии дух, обитающий в воде, хозяин вод.

Водяной

     

Подведение итогов: побеждает команда, набравшая максимальное количество баллов.

Награждение победителей.



Предварительный просмотр:

Бланк для ответов для I тура        

п/п

задание

ответ

1

Нем как … .

2

Скользкий, как … .

3

На безрыбье и …- рыба.

4

Хорош ёрш в ухе, а …- в пироге.

5

На то и щука в море, чтобы … не дремал.

6

Где чайка, там и … .

7

Рыбака … кормит.

8

Рыбаку … не помеха.

9

Болтуна видать по слову, а рыбака — по … .

10

Рыбак рыбака видит … .

Задания для II тура:

Загадки для I команды

Загадки для II команды

У неё во рту пила.

Под водой она жила.

 Всех пугала, всех глотала,

А теперь – в котёл попала.

На мели сидит,

Усами шевелит,

А гулять пойдёт-

Задом наперёд.

Имеет он огромный рот,

Усами дразнит он народ.

В глубоком омуте есть дом,

Хозяин в доме этом — … .

Ты со мною не знаком?

Я живу на дне морском.

Голова и восемь ног,

Вот и весь я- … .

Он обитает в глубине,

Там же охотится, на дне.

Его чешуйки, как наждак...

Как все зовут его? ...

Не хожу и не летаю,

Но всех распугаю!

Колюч, да не ёж.

Кто это? ...

Рыба полосатая,

Хищная, опасная,

Ловит маленьких мальков,

Красный цвет у плавников!

От зубастой щуки скрылся,

В зарослях он притаился.

Выплыл с тины серебрясь...

Подскажите, кто? ...

Не зверь, не птица,

Всего боится.

Половит мух-

И в воду – плюх.

Тело как веретено,

Любит чистоту оно.

Ему не нужен секретарь.

Скажите кто это?


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-игра по теме: «Гидросфера» "Путешествие по морям и океанам"

Цель: формирование географического кругозора, развития мышления у учащихся, усвоение  знаний по объектам гидросферы,. закрепление навыков работы с картами  и атласами. Ребята, делятся на ко...

Командная игра "Убойная сила"

Командная игра по борьбе с вредными привычками....

Сценарий командной игры "Наши права и обязанности"

Цели игры в рамках правового проекта "Я гражданин России":  обобщить знания детей об основных правах ребёнка; развести понятия «права» и «обязанности», показать ...

«Жизнь в Мировом океане. Распределение живых организмов в океане.

Реферат по дисциплине: «Физическая география материков и океанов и методика обучения и ИКТ»  По теме: «Жизнь в Мировом океане. Распределение живых организмо...

Квест-игра "Моя Россия "От южных морей до полярного края""

Квест-игра состоит из 5-ти станций: "Историческая"; Географическая"; "Культурная"; "Творческая";"Литературная". Участники получают маршрутный лист, по кото...