Наставничество-вектор развития молодого педагога"
статья
Предварительный просмотр:
Саакян Ольга Борисовна
Учитель начальных классов муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 14 имени Героя Советского Союза маршала Георгия Константиновича Жукова с. Кривенковское муниципального образования Туапсинский район.
Наставничество-вектор развития молодого педагога
Наставничество в условиях современных вызовов в современном образовании
Чтобы сохранить коллектив,
сохраняйте его живое ядро,
следите, чтобы всегда поколение сменялось
при наличии подготовленного поколения,
сберегайте правила, традиции
«Однажды к Великому Мастеру пришел молодой человек. У него был всего лишь один простой вопрос: «Я уже все изучил и все знаю. Я прочел много книг, сам могу выступать с лекциями. И всему этому я научился сам, мне никто не помогал. Ответьте же мне тогда на мой вопрос: нужен ли мне Учитель?».
Мастер рассмеялся: “Приходи через пару деньков, и ты получишь свой ответ”.
Юноша ушел обескураженный. Он так и не понял, почему же Мастер не смог сразу ему ответить.
Через несколько дней он все же вернулся. Мастер вручил ему конверт и сказал: «Отнеси, пожалуйста, это письмо в деревню, что находится по ту сторону реки. На берегу есть лодка, есть лодочник, он тебя переправит».
На следующий день, прямо с утра юноша отправился на берег, нашел лодочника и сел в лодку. Но когда они отплыли, он вдруг вспомнил, что не расспросил о дороге в деревню и, собственно, не знает, как добраться туда. Юноша поинтересовался у лодочника, но тот тоже не знал дороги.
Пришлось вновь идти к Мастеру, чтобы узнать точный путь к этой деревне.
И тогда Мастер сказал юноше: «Это и есть ответ на твой вопрос. У тебя есть цель путешествия, есть средство, чтобы добраться до нее, но ты не знаешь дороги, по которой тебе нужно идти. Вот причина, из-за чего ты остановился. Тебе понадобился проводник, который хорошо знает этот путь. Мало иметь знания. Чтобы окунуться в них и правильно ими воспользоваться, нужен Учитель».
У меня в руках апельсин. Этот яркий фрукт является настоящим кладезем витаминов. В его составе витамин С,В1,В6,В9 и витамин А. это делает апельсин полезным для нашего организма не только осенью и зимой, но и круглый год. И покупая его, мы предвкушаем, что он будет каким? (сочным, сладким, тонкокорым, и т.д.) Но всегда ли оправдываются наши ожидания? Нет.
Сейчас каждый директор хочет, чтобы в его коллективе работали компетентные, творческие, ответственные и активные педагоги. Но где таких взять? Воспитать самим! Практика показывает, что даже при высоком уровне подготовленности к педагогической деятельности молодому педагогу сложно влиться в бурное течение педагогической деятельности. А кто такой «молодой педагог»? Это бывший студент, отучившийся в ВУЗе 6 лет, изучавший не один десяток дисциплин, методик, прошедший педагогическую практику в школе. На первый взгляд вроде бы все хорошо. ВУЗы выпустили первоклассного специалиста, но любой человек, начинающий свой профессиональный путь, испытывает затруднения, связанные с адаптацией к новым условиям трудовой деятельности, и проблемы эти из-за отсутствия необходимого опыта. Процесс профессиональной адаптации молодого специалиста может продолжаться длительное время и зачастую сопровождается высоким эмоциональным напряжением. Давайте вспомним себя, когда в первый раз вы пришли в школу на свой первый урок. Какие эмоции у вас были? Это и страх, и неуверенность, и волнение. Именно в этот момент начинающему учителю необходима помощь опытного коллеги, готового ввести начинающего педагогического работника в педагогическую профессию. Ведь они с первого дня работы имеют те же самые обязанности и несут ту же ответственность, что и педагоги с многолетним стажем, а коллеги и студенты ожидают от них столь же безупречного профессионализма.
Сегодня общество качественно изменилось, изменился и ребенок. При этом он стал не хуже и не лучше своего сверстника, он просто стал другим. У него другие интересы, другая сфера отношений, ценности, структура умственной деятельности. Все эти изменения меняют и позицию учителя, его педагогическую деятельность. Сейчас много говорят и пишут о том, какими особыми качествами должен обладать педагог–наставник для работы с молодым специалистом Стали востребованными иные педагогические качества – творчество, самостоятельность, способность к постоянному развитию и активному взаимодействию.
Наставничество представляет собой одну из старейших форм передачи опыта и знаний молодым специалистам в различных сферах. В 70-80 годах 20 века наставничество изучалось более активно. В это время ускоренными темпами развивалось профессионально – техническое образование, «наставничество» стало рассматриваться как форма профессиональной подготовки и воспитания. Наставников уважали и почитали, ведь они работали над профессиональным становлением личности молодого специалиста. В начале 90-х годов произошла смена профессиональных приоритетов, начался переход к рыночным отношениям, и это - то все привело к тому, что наставничество перестало быть актуальным и прекратило свое существование, ведь люди стали бояться за своё место, соответственно, не хотели передавать свои знания и опыт более молодым.
Я на протяжении нескольких лет являюсь наставником молодых учителей и студентов Сочинского государственного университета и Армавирского государственного педагогического университета.
Основными задачами для меня являются:
- адаптация молодых педагогов к условиям осуществления трудовой деятельности;
- формирование индивидуального стиля творческой деятельности;
- вооружение начинающего педагога конкретными знаниями и умениями применять теорию на практике;
- создание условий для становления квалифицированного и компетентного работника;
- оказание моральной и психологической поддержки молодым специалистам в преодолении профессиональных трудностей, возникающих при выполнении трудовых обязанностей;
- привить молодым специалистам интерес к педагогической деятельности и способствовать продолжительности периода работы педагогов в профессиональной образовательной организации.
Для себя я выделила 3 качества, которыми должен обладать наставник в первую очередь:
- обладать способностью нестандартно и творчески организовывать процесс наставнической поддержки;
- предоставлять молодому педагогу простор для самостоятельной деятельности;
- уметь эффективно организовывать общение, понимать друг друга.
Важно грамотно построить работу с начинающим педагогом по его адаптации с постановкой целей и задач. Свою наставническую деятельность я выстраиваю в несколько этапов:
1 этап – «Ознакомительный».
Работа с молодым педагогом (студентом) начинается со знакомства, как правило, это анкетирование, беседы. Знакомство начинаю с рассказа о себе, о своём пути в профессию, знакомлю с традициями школы. Они в свою очередь тоже делятся впечатлениями о первых днях работы в школе, рассказывают о своих ожиданиях, трудностях. Здесь важно установить атмосферу доверия и дать понять, что у них с этой минуты есть старший товарищ, который поможет в любую минуту. Составляется план методической работы.
2 этап – «Адаптационный».
Наставничество направлено на создание эффективных, гибких и мобильных средств информационного обмена, выработки общей позиции, общего плана действий, которое может реализоваться через организацию деловых игр.
Чтобы молодой специалист с первых дней в школе чувствовал себя комфортно и уверенно во всех отношениях, чтобы у него не возникло разочарование в своей выбранной профессии, необходимо правильно построить работу по его адаптации. Одним из методов моей работы, как с одним педагогом, так и с группой, и даже целым коллективом, является игра.
Игры любят не только дети, но и взрослые. Деловая игра — это отличный способ изучить методы работ, помогающие быстро устранять любые препятствия, возникающие на пути к цели. Цель таких игр заключается в выявлении сильных сторон и в формировании навыков и стратегий, помогающих решить самые сложные проблемы, и решить их становится в разы проще, а заодно и в том, чтобы развлечься вместе с коллегами! Кроме того, деловые игры раскрывают потенциал педагога. На этом этапе следует сконцентрироваться на таких особенностях и преимуществах деловых игр, которые позволяют помочь в адаптации.
Кроме того, деловая игра может быть важным инструментом анализа для самого наставника. С ее помощью возможна оценка способностей подопечного, выявление особенностей его личности, что может стать основой для его дальнейшей мотивации, повысит эффективность коммуникаций. Давайте попробуем поиграть в одну из игр.
3 этап – «Основной» (практический).
На этом этапе реализуется составленный план мероприятий. Это беседы и консультации по работе со школьной документацией, изучению методов проведения традиционных и нетрадиционных типов урока по всем их аспектам, помощь в работе классного руководителя, воспитательной работе, работе с родителями, работе в учебном кабинете. Проводя беседы, помните, что наш ум любит работать сам по себе, который так и хочет воскликнуть: «У меня есть отличный совет!». В подобных ситуациях лучшая тактика — постараться успокоить внутренний голос, не перебивать и просто продолжить внимательно слушать. Так вы с большей вероятностью услышите о его потребностях, кто основные люди в его жизни, на которых он может положиться, в каких ситуациях в большей степени испытывает страх и трудности. Такая информация, в свою очередь, поможет вам лучше понять цели, тип помощи, которую подопечный получал в прошлом, уже приложенные усилия и то, как вы можете все это скорректировать, чтобы помочь добиться прогресса. И не надо забывать, что основа ваших отношений - это конфиденциальность. То, что вам говорит ваш подопечный, должно храниться в строжайшей тайне.
4 этап – «Заключительный» (контрольно–оценочный).
На заключительном этапе анализирую результативность профессионального развития подопечного, определяю степень его готовности к выполнению своих функциональных обязанностей. Это посещение открытых уроков и мероприятий, выступления на педагогических советах и методических объединениях. В завершение работы мы обсуждаем проделанную работу, пользу организованных мероприятий, качество передачи необходимых теоретических знаний, важность поддержки и ожидание удовлетворенности совместной работой.
На третьем и четвертом этапах подбираются и используются деловые игры, целью которых являются: стимулирование воображения при решении задач; переосмысливание негативного опыта; игры, которые включают творческую жилку и учит креативному мышлению.
Теперь этих молодых учителей невозможно узнать! Они работают в школах, активно принимают участие в районных методических объединениях. В этом году двое из моих подопечных участвуют в конкурсе «Учитель года». Участие в конкурсах – это не только профессиональный рост, но и интеллектуальный рост молодых педагогов.
Наставничество в начале пути молодых педагогов положительно влияет на их скорость получения профессиональных навыков. Это значит, что наставляемый гораздо быстрее сможет стать квалифицированным специалистом, и сам впоследствии станет грамотным наставником и будет транслировать свой опыт на других подопечных.
Если мы хотим, чтобы наши школы были успешными, нам необходимо приглашать и удерживать молодых специалистов. Для этого необходимо разрабатывать и реализовывать качественные интересные наставнические программы.
Список литературы:
1. Артемьева Л.М., Оплетаева Л.М. Организация методической работы с молодыми специалистами. – Управление современной школой. Завуч. – 2012. - №3.
2. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1996,- 480 с.
3. Пасынок Ю.Ю. Программа методического сопровождения молодых специалистов согласно ФГОС нового поколения «Школа педагогического мастерства».
4. https://coach-rus.org/nastavnichestvo-istoriya-vozniknoveniya/
5. https://www.wrike.com/ru/blog/dvenadtsat-delovyh-igr-kotorye-ponravyatsya-vashej-komande/
6. https://donskih.ru/2015/10/razvivaem-kreativnost-5-uprazhnenij/https://pritchi.ru/add_find?prt_source=key&text=%ED%E0%F1%F2%E0%E2%ED%E8%F7%E5%F1%F2%E2%EE
7. https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/103507/1/978-5-7996-3280-9_1-079.pdf
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование толерантности молодого педагога
Формирование толерантности молодого педагога...
Школа молодого педагога
Основные направления работы ШМП. Цели, задачи методической помощи начинающим педагогам. Заповеди, памятки молодым педагогам....
Программа поддержки молодых педагогов
Работа с начинающими преподавателями традиционно является одной из важ¬ных составляющих деятельности методической службы образовательной организации. Данная программа нацелена на решение зад...
Балльно - рейтинговая система, как средство профессионального развития молодых педагогов.
В статье рассматривается применение балльно-рейтинговой системы проверки знаний студентов СПО, как средство профессионального развития педагогов....
Методическая разработка занятия в школе молодого педагога в Отделении дополнительного образования детей Тема: «Методическая тема педагога»
Данная разработка предназначена для молодых педагогов ОДОД.Методическая тема педагога – это составная часть его самообразования. Она должна подбираться с учетом индивидуального опыта и профессио...
Раздел 4.2.1. Приказ об утверждении списка молодых педагогов и закрепленных педагогов-наставников
закрепленных педагогов-наставников за молодыми педагогами...
Школа молодого педагога как профессиональное развитие педагогических работников
В работе представлены техники работы с молодыми педагогами, которые помогат им адаптироваться на новом месте работы....