Использование информационно-компьютерных технологий в воспитательно-образовательном процессе.
рабочая программа
Целью работы при использовании ИКТ в ООД, является, повышение качества образования через активное внедрение в воспитательно- образовательный процесс информационных технологий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_ikt.docx | 18.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование ИКТ
в воспитательно-образовательном процессе ДОУ
Использование информационно-коммуникационных технологий в детском саду – актуальная
проблема современного дошкольного воспитания. Постепенно, компьютерные
технологии входят и в систему дошкольного образования как один из эффективных способов
передачи знаний. Этот современный способ развивает интерес к обучению, воспитывает
самостоятельность, развивает интеллектуальную деятельность, позволяет развиваться в духе
современности, дает возможность качественно обновить воспитательно-образовательный процесс в
ДОУ и повысить его эффективность.
Актуальность использования информационных технологий в современном дошкольном
образовании диктуется стремительным развитием информационного общества, широким
распространением технологий мультимедиа, электронных информационных ресурсов, сетевых
технологий в качестве средства обучения, общения, воспитания.
Поэтому с уверенностью можно сказать, что ИКТ являются неотъемлемой частью процесса
обучения дошкольников. Это не только доступно и привычно для детей нового поколения, но и
удобно для современного педагога.
Что такое ИКТ?
Сочетание ИКТ связано с двумя видами технологий: информационными и коммуникационными.
«Информационная технология – комплекс методов, способов и средств, обеспечивающих
хранение, обработку, передачу и отображение информации и ориентированных на повышение
эффективности и производительности труда». На современном этапе методы, способы и средства
напрямую взаимосвязаны с компьютером (компьютерные технологии).
Коммуникационные технологии определяют методы, способы и средства взаимодействия
человека с внешней средой (обратный процесс также важен). В этих коммуникациях компьютер
занимает свое место. Он обеспечивает, комфортное, индивидуальное, многообразное,
высокоинтеллектуальное взаимодействие объектов коммуникации.
При использовании ИКТ в работе не важен стаж работы педагогов и образование, а важно желание
и стремление освоения ИКТ.
Использование компьютерных технологий помогает педагогу в работе:
привлекать пассивных слушателей к активной деятельности;
делать образовательную деятельность более наглядной и интенсивной;
формировать информационную культуру у детей;
активизировать познавательный интерес;
реализовывать личностно-ориентированный и дифференцированный подходы в обучении;
дисциплинировать самого воспитателя, формировать его интерес к работе;
активизировать мыслительные процессы (анализ, синтез, сравнение и др.);
ИКТ дадут возможность любому педагогу напрямую выходить в информационное
пространство как с обращением за методической помощью в разные сервисные службы, так и с
трансляцией своего опыты работы.
ИКТ позволят воспитателю более широко общаться на разных методических мероприятиях,
например видео - мастер - классы, вебинары и др.
значительно сокращается работа с бумажными носителями, так как почти вся текстовая
информация составляется и хранится в электронном виде;
меньше уходит сил и времени при подготовке наглядно-дидактического сопровождения к НОД.
с помощью ИКТ создаются условия для профессионального саморазвития: используются
электронные учебники, статьи; в сети Интернет можно знакомиться с периодикой,
обмениваться информацией с коллегами посредством электронной почты.
Общение с родителями воспитанников с помощью ИКТ - еще одна реальность.
ИКТ - это, прежде всего:
преобразование предметно-развивающей среды,
создание новых средств для развития детей,
использование новой наглядности,
дополнительная информация, которой по каким-либо причинам нет в печатном издании,
разнообразный иллюстративный материал, как статический, так и динамический (анимации,
видеоматериалы),
в информационном обществе сетевые электронные ресурсы - это наиболее демократичный
способ распространения новых педагогических идей и новых дидактических пособий,
доступный педагогам независимо от места их проживания и уровня дохода,
поисковые системы сети Интернет предоставляют педагогам возможность найти практически
любой материал по вопросам развития и обучения и любые фотографии и иллюстрации.
Применение ИКТ:
1. Подбор иллюстративного материала к совместной организованной деятельности педагога с
детьми и для оформления стендов, группы.
2. Подбор дополнительного познавательного материала.
3. Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов.
4. Оформление групповой документации, отчѐтов.
5. Создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности совместной
организованной деятельности с детьми и педагогической компетенции родителей в процессе
проведения родительских собраний.
6. При создании единой базы методических и демонстрационных материалов у педагога
появляется больше свободного времени.
Грамотное использование современных информационных технологий позволяет существенно
повысить мотивацию детей к обучению. Позволяет воссоздавать реальные предметы или явления в
цвете, движении и звуке. Что способствует наиболее широкому раскрытию их способностей,
активизации умственной деятельности.
Сегодня ИКТ позволяет:
• Показать информацию на экране в игровой форме, что вызывает у детей огромный интерес, так
как это отвечает основному виду деятельности дошкольника — игре.
• В доступной форме, ярко, образно, преподнести дошкольникам материал, что соответствует
наглядно-образному мышлению детей дошкольного возраста.
• Привлечь внимание детей движением, звуком, мультипликацией, но не перегружать материал
ими.
• Способствовать развитию у дошкольников исследовательских способностей, познавательной
активности, навыков и талантов.
• Поощрять детей при решении проблемных задач и преодолении трудностей.
Использование информационно-коммуникационных технологий в дошкольном образовании
позволяет расширить творческие возможности педагога и оказывает положительное влияние
на различные стороны психического развития дошкольников. Развивающие занятия
с еѐ использованием становятся намного ярче и динамичнее. Применение компьютерной техники
позволяет сделать НОД привлекательным и по-настоящему современным, решать познавательные и
творческие задачи с опорой на наглядность.
В ходе игровой деятельности дошкольника, с использованием компьютерных средств у него
развивается: теоретическое мышление, развитое воображение, способность к прогнозированию
результата действия, проектные качества мышления и др., которые ведут к резкому повышению
творческих способностей детей. По сравнению с традиционными формами обучения
дошкольников компьютер обладает рядом преимуществ:
1. Движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание детей и способствует
повышению у них интереса к изучаемому материалу. Высокая динамика занятия способствует
эффективному усвоению материала, развитию памяти, воображения, творчества детей.
2. Обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию
материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного
возраста.
3. Слайд-шоу и видеофрагменты позволяют показать те моменты из окружающего мира,
наблюдение которых вызывает затруднения: например, рост цветка, вращение планет вокруг
Солнца, движение волн, вот идѐт дождь;
4. Также можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать и
увидеть в повседневной жизни (например, воспроизведение звуков природы; работу транспорта
и т.д.);
5. Предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей
огромный интерес.
6. Несѐт в себе образный тип информации, понятный дошкольникам.
7. Проблемные задачи, поощрение ребѐнка при их правильном решении самим компьютером
являются стимулом познавательной активности детей.
8. Ребѐнок сам регулирует темп и количество решаемых игровых обучающих задач.
9. В процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе, в
том, что он многое может.
10. Позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной
жизни (полет ракеты, половодье, неожиданные и необычные эффекты);
11. Компьютер очень "терпелив", никогда не ругает ребѐнка за ошибки, а ждѐт, пока он сам исправит
их.
12. Использование информационных технологий побуждает детей к поисковой исследовательской
деятельности, включая и поиск в сети Интернет самостоятельно или вместе с родителями.
Спектр использования ИКТ в образовательном процессе достаточно широк. Одной из наиболее
удачных форм подготовки и представления учебного материала к совместной организованной
деятельности в детском саду - это создание мультимедийных презентаций. Она облегчает процесс
восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов, т.к. сочетает в себе динамику,
звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка.
Одновременное воздействие на два важнейших органа восприятия (слух и зрение) позволяют
достичь гораздо большего эффекта. А английская пословица гласит: «Я услышал – и забыл, я
увидел – и запомнил».
Использование компьютера для ведения документации.
Компьютер может оказывать неоценимую услугу воспитателям и "продвинутым" родителям по
составлению всевозможных планов мероприятий с помощью программ-организаторов, вести
индивидуальный дневник ребенка, записывать различные данные о нем, результаты тестов,
выстраивать графики, в целом отслеживать динамику развития ребѐнка. Это можно сделать и
вручную, но временные затраты несопоставимы.
Вывод:
Бесспорно, что в современном образовании компьютер не решает всех проблем, он остается всего
лишь многофункциональным техническим средством обучения. Использование средств
информационных технологий позволит сделать процесс обучения и развития детей достаточно
простым и эффективным. Средствами мультимедиа позволит наиболее доступной и
привлекательной, игровой форме, достигнуть нового качества знаний, развивает логическое
мышление детей, усиливает творческую составляющую учебного труда, максимально способствуя
повышению качества образования среди дошкольников, освободит от рутинной ручной работы,
откроет новые возможности.
В заключение хочется отметить, что в условиях детского сада возможно, необходимо и
целесообразно использовать ИКТ в различных видах образовательной деятельности. Совместная
организованная деятельность педагога с детьми имеет свою специфику, она должна быть
эмоциональной, яркой, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием
звуковых и видеозаписей. Всѐ это может обеспечить нам компьютерная техника с еѐ
мультимедийными возможностями.
Использование информационных технологий позволит сделать процесс обучения и развития
ребѐнка достаточно эффективным, откроет новые возможности образования не только для самого
ребѐнка, но и для педагога.
Однако, какими бы положительным, огромным потенциалом не обладали информационнокоммуникационные технологии, но заменить живого общения педагога с ребѐнком они не могут и
не должны.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ОБУЧАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ СИСТЕМЫ СПО
Наиболее часто на своих занятиях я использую такие активные и интерактивные методы обучения, как проблемная лекция, самостоятельная работа с литературой, коллективная мыслительная деятельность, творче...
Статья: "Виртуальный методический кабинет как инновационная форма использования информационно-компьютерных технологий в профессиональном образовании"
В условиях активного внедрения информационных компьютерных технологий (ИКТ) в образовательный процесс, основной особенностью, определяющей качество информатизации профессионального образования, являет...
Активизация познавательной деятельности студентов и использование информационно-компьютерных технологий на уроках теоретического и производственного обучения.
В современной преподавании применяются разнообразные формы обучения – занятие, практикум, семинары, собеседования, консультации, конференции, лекции, домашние занятия. Характерной особенностью ф...
Использование информационно-компьютерной технологии на уроках биологии
Современное общество ставит перед учителями задачу развития личностно значимых качеств школьников, а не только передачу знаний. Гуманизация образования предполагает ценностное отношение к различным ли...
Доклад "Использование информационно - компьютерных технологий на уроке физики"
В докладе говорится о профессиональной задаче педагога через внедрение ИКТ в образовательный процесс повысить эффективность проведения уроков, усилить привлекательность подачи учебного материала, созд...
Статья "Использование информационно-компьютерных технологий в учебном процессе", 2019 г.
Современные информационно-компьютерные технологии (ИКТ) позволяют эффективно использовать их в системе образования с целью обучения, воспитания, развития творческих способностей студентов, организации...
Статья "Организация самостоятельной работы студентов педагогического колледжа с использованием информационно-компьютерных технологий"
В статье осуществлен анализ проблем организации самостоятельной работы студентов с использованием технологий информационно-компьютерных технологий. Рассматриваются разные формы самостоятельной работы ...