Статья: "Виртуальный методический кабинет как инновационная форма использования информационно-компьютерных технологий в профессиональном образовании"
статья по теме
В условиях активного внедрения информационных компьютерных технологий (ИКТ) в образовательный процесс, основной особенностью, определяющей качество информатизации профессионального образования, является качественное использование ИКТ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vmk_kak_innovatsionnaya_forma_ikt_v_po.docx | 35.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Виртуальный методический кабинет как инновационная форма использования информационно-компьютерных технологий в профессиональном образовании
Гиль Анна Сергеевна
ОГБПОУ «Ульяновский колледж культуры и искусства», г. Ульяновск
gil-1983@mail.ru
В условиях активного внедрения информационных компьютерных технологий (ИКТ) в образовательный процесс, основной особенностью, определяющей качество информатизации профессионального образования, является качественное использование ИКТ.
Овладение компьютерными навыками, умение использовать средства Интернет позволяет современному педагогу расширять свое информационно-образовательное пространство, создает условия для профессионального роста и самообразования, позволяет использовать информационные ресурсы общества в своей педагогической деятельности, общаться с коллегами, принимать участие в обсуждении актуальных вопросов, участвовать в различных сетевых мероприятиях и т.д. К традиционным формам профессионального общения (газеты, журналы, вестники) современные средства коммуникаций добавляют новые формы сотрудничества (электронная почта, телеконференции, чаты, форумы). В этих условиях очень важным направлением является развитие сетевых сообществ педагогов, создание системы виртуальной методической службы или кабинета. [1]
Виртуальный методический кабинет (ВМК) - это одно из важнейших звеньев информационно-образовательной среды, способное обеспечить необходимое качество образования и предоставить необходимые условия для развития всех субъектов образовательного процесса.
ВМК по сути - это web-сайт с содержанием реального методического кабинета. Слово web-site с английского переводится как «место в сети Интернет»: web - «паутина, сеть» и site - «место». ВМК - это система электронных документов (файлов данных и кода) частного лица или образовательной организации в компьютерной сети под общим адресом (доменным именем или IP-адресом), направленная на информационную поддержку и повышение профессиональной подготовки педагогов. Это пространство общения и площадка для представления личного опыта.
Преимуществами ВМК являются: возможность работать в любое время и в любом удобном для Вас месте; возможность получить материал по теме в полном объеме, включая презентации, буклеты и т.д.; возможность неоднократно обращаться к опубликованным материалам; возможность широкого использования всех публикуемых материалов в своей профессиональной деятельности. [2]
Целью деятельности ВМК является создание постоянно действующей коммуникационной площадки специалистов системы профессионального образования, а также информационно-методической базы для развития профессиональной компетентности педагогических работников в вопросах обновления содержания образования и использования современных образовательных технологий.
Основные задачи, которые решает ВМК: информационная поддержка образовательного процесса в профессиональных образовательных учреждениях; внедрение информационных ресурсов управления в сфере профессионального образования: программных продуктов, электронных средств и баз данных, в том числе через Интернет, сопровождение веб-сайтов, электронных СМИ, применение информационных технологий нового поколения, включая информационные технологии реального времени, высокоскоростной обмен информацией; оказание консультационных услуг для преподавателей в сфере научно-исследовательских технологий (работа с кадрами, находящимися на базовых площадках, по развитию научно-исследовательской базы учреждений и информационному обеспечению деятельности учреждений), в том числе в режиме онлайн; консультационная поддержка педагогических работников по реализации различных направленностей профессионального образования; образовательная деятельность в форме вебинаров, лекций, семинаров, других видов обучения, в том числе на основе информационных технологий и Интернет; организация и поддержка дискуссий, видеоконференций, олимпиад, форумов с использованием возможностей виртуального методического кабинета (в том числе организация совещаний, контрольных, мониторинговых мероприятий, обмен мнениями, совместное планирование развития системы профессионального образования, совместная экспертно-аналитическая работа и пр.); информационное взаимодействие с учреждениями СПО по реализации образовательных программ СПО, с использованием информационных технологий и Интернет, сетевой форме реализации образовательных программ; формирование банка данных о состоянии системы СПО; координация выполнения региональных мероприятий в сфере СПО; организация выполнения работ по созданию, сопровождению и развитию автоматизированной информационной системы мониторинга и анализа системы СПО; обеспечение учреждений СПО необходимой информационной и научно-методической поддержкой, в том числе за счет создаваемых информационных систем, ресурсов и механизмов информационного взаимодействия; формирование банка данных программно-методической, нормативно-правовой, научно-теоретической информации; обеспечение мобильной информационной поддержки деятельности педагогических и руководящих работников и образовательных организаций; обеспечение условий для обмена передовым педагогическим опытом; создание условий развития у педагогических работников специальных компетенций, связанных с использованием социальных сервисов сети Интернет, учебных материалов нового поколения; выработка основных направлений в профессиональной методической работе и её координация; организация совместной работы педагогов по разработке образовательных ресурсов; организация обсуждения важных научно-методических вопросов; коллективный поиск решения проблем; написание коллективных статей, проведение сетевых конференций и конкурсов. [3]
Примерное содержание и примерная структура ВМК профессионального образования: нормативные документы СПО; повышение квалификации специалистов СПО: путеводитель, развивающие формы, мастер-классы; конкурсы: положения о конкурсах (областных, всероссийских), информационные письма, аналитические материалы, фото-видео-аудио материалы, презентации, методические рекомендации; читальный зал: дайджест по различной тематике профессионального образования в соответствии с разделами (художественно-эстетическое образование, политехническое образование и т.п.); методическая копилка: каталоги программ, методических рекомендаций, сценариев (с привязкой к карте Ульяновска и электронных адресов учреждений области), аудиозаписи, видеозаписи; профессиональное общение: Консультации в соответствии с рубрикатором («задай вопрос специалисту»); часто задаваемые вопросы; работа со студентами (воспитательная работа); педагогическая мастерская; в помощь начинающему педагогу; шаблон портфолио педагога; методические советы; электронные портфолио педагогов; медиатека образовательного учреждения; для родителей; образовательные области стандарта; планирование учебно-воспитательного процесса; электронные версии методических журналов; аттестация педагогов; наши достижения; гиперссылки, полезные ссылки; и так далее. [4]
ВМК функционирует в сети Интернет и доступен всем специалистам системы образования. Для получения некоторых услуг в виртуальном методическом кабинете (скачивание документов, аудио, видео, программно-методических материалов, получение консультаций и т.п.) необходима регистрация (для отслеживания эффективности работы ресурса). Естественно, для развития содержания виртуального методического кабинета с его пользователями осуществляется обратная связь.
Безусловно, эффективность функционирования информационного ресурса в сети Интернет зависит от его привлекательности: постоянное обновление содержания, удобство интерфейса, современный дизайн и оригинальность. Оформление ВМК должно быть выполнено в современном стиле с использованием динамических элементов. При сохранении общей структуры дизайна ВМК его внешнее оформление рекомендуется менять один раз в календарный квартал. [3]
ВМК – это не просто еще одна инновационная форма методической работы. Это многоаспектная информационно-образовательная среда, ориентированная на создание необходимых условий для учителей к самостоятельной познавательной и научно-поисковой деятельности. ВМК позволяет организовать методическое пространство для педагогов, создает оптимальный доступ к необходимой информации, обеспечивает оперативную методическую помощь молодым педагогам, дает возможность опытным педагогам поделиться опытом работы.
Литература
1.http://sdo-journal.ru/- статья в интернете
2.http://metod-kabinet.ucoz.ru/ - статья в интернете
3. http://www.science-education.ru/- статья в интернете
4. http://virtualiya.ucoz.ru/ - статья в интернете
5.Макарова Т.Н. Планирование и организация методической работы в школе/ Т.Н. Макарова. – М., 2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Активизация познавательной деятельности студентов и использование информационно-компьютерных технологий на уроках теоретического и производственного обучения.
В современной преподавании применяются разнообразные формы обучения – занятие, практикум, семинары, собеседования, консультации, конференции, лекции, домашние занятия. Характерной особенностью ф...
Использование информационно-компьютерной технологии на уроках биологии
Современное общество ставит перед учителями задачу развития личностно значимых качеств школьников, а не только передачу знаний. Гуманизация образования предполагает ценностное отношение к различным ли...
Сайт кабинета как инновационная форма деятельности заведующего кабинетом
Представление результатов работы по разработке сайта кабинета анатомии и физиологии человекана заседании педагогического совета...
Доклад "Использование информационно - компьютерных технологий на уроке физики"
В докладе говорится о профессиональной задаче педагога через внедрение ИКТ в образовательный процесс повысить эффективность проведения уроков, усилить привлекательность подачи учебного материала, созд...
Статья "Использование информационно-компьютерных технологий в учебном процессе", 2019 г.
Современные информационно-компьютерные технологии (ИКТ) позволяют эффективно использовать их в системе образования с целью обучения, воспитания, развития творческих способностей студентов, организации...
Использование информационно-компьютерных технологий в воспитательно-образовательном процессе.
Целью работы при использовании ИКТ в ООД, является, повышение качества образования через активное внедрение в воспитательно- образовательный процесс информационных технологий....
Статья "Организация самостоятельной работы студентов педагогического колледжа с использованием информационно-компьютерных технологий"
В статье осуществлен анализ проблем организации самостоятельной работы студентов с использованием технологий информационно-компьютерных технологий. Рассматриваются разные формы самостоятельной работы ...