Статья "Использование информационно-компьютерных технологий в учебном процессе", 2019 г.
статья

Кирилаха Галина Васильевна

Современные информационно-компьютерные технологии (ИКТ) позволяют эффективно использовать их в системе образования с целью обучения, воспитания, развития творческих способностей студентов, организации их познавательной деятельности. Использование ИКТ  на занятиях позволяет готовить новое поколение к будущей жизни в информационном мире.

В связи с этим   несколько лет работаем над проблемой внедрения компьютерных и информационных технологий в учебный процесс. Такие технологии используются   в преподавании МДК 01.01 Организация коммерческой деятельности, МДК, МДК 01.03 техническое оснащение торговых организаций и охрана труда, МДК 04.01 Выполнение работ по профессии «Контролер-кассир» и др., а также при проведении внеаудиторных мероприятий и в воспитательной работе.

Применение компьютерных и информационных технологий эффективно на всех стадиях педагогического процесса: на этапе выдачи учебной информации, на этапе усвоения учебного материала, на этапе повторения и закрепления усвоенных знаний и умений, на этапе промежуточного и итогового контроля и самоконтроля.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование информационно-компьютерных технологий в учебном процессе

Кирилаха Галина Васильевна, преподаватель профессиональных дисциплин

Воронежского филиала Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова

В наше время нет нужды доказывать важность использования информационных технологий в образовании на всех уровнях образовательной системы – от дошкольного до послевузовского. Компьютеры, смартфоны, разного рода гаджеты стали неотъемлемыми инструментами учебно-воспитательного процесса, а Интернет – важным источником информации, в том числе учебной. Повсеместно создаются и широко внедряются методики и педагогические технологии, реализация которых невозможна без указанных устройств и без опоры на цифровые образовательные ресурсы.

Современные информационно-компьютерные технологии (ИКТ) позволяют эффективно использовать их в системе образования с целью обучения, воспитания, развития творческих способностей студентов, организации их познавательной деятельности. Использование ИКТ  на занятиях позволяет готовить новое поколение к будущей жизни в информационном мире.

В связи с этим   несколько лет работаем над проблемой внедрения компьютерных и информационных технологий в учебный процесс. Такие технологии используются   в преподавании МДК 01.01 Организация коммерческой деятельности, МДК, МДК 01.03 техническое оснащение торговых организаций и охрана труда, МДК 04.01 Выполнение работ по профессии «Контролер-кассир» и др., а также при проведении внеаудиторных мероприятий и в воспитательной работе.

Применение компьютерных и информационных технологий эффективно на всех стадиях педагогического процесса: на этапе выдачи учебной информации, на этапе усвоения учебного материала, на этапе повторения и закрепления усвоенных знаний и умений, на этапе промежуточного и итогового контроля и самоконтроля.

Использование компьютерных и информационных технологий реализуется в следующих направлениях:

– эффективное использование наиболее распространенных программных средств MicrosoftWord;

– решение экономических задач с помощью табличного процессора MicrosoftExcel;

– применение MicrosoftPowerPoint;

– применение программ для тестирования;

– использование мультимедийной техники;

– справочно-правовые системы «КонсультантПлюс» и «Гарант»;

– интернет-технологии.

Разноплановое использование новых технологий позволяет существенно повысить качество учебного процесса и профессиональной подготовки обучающихся.

Теперь хотелось бы подробнее остановиться на технологии применения отдельных компьютерных программ.

При проведении учебных занятий по МДК 01.01 Организация коммерческой деятельности и написании курсовой работы применяется электронная таблица MicrosoftExcel. Электронные таблицы имеют большие возможности и множество функций, которые можно с успехом использовать на практических занятиях при оформлении и заполнении документов.

Практическое применение электронных таблиц повышает наглядность анализируемых данных, позволяет лучше понять характер зависимостей, легко обнаружить и исправить ошибки. Электронные таблицы не только автоматизируют расчёты, но и являются эффективным средством для моделирования. Меняя значения параметров, можно наблюдать за изменением расчётных параметров и анализировать полученный результат. Электронная таблица производит такие расчёты быстро и без ошибок.

Использование возможностей компьютера, мультимедийных средств позволяет значительно активировать процесс восприятия учебного материала, способствует концентрации внимания, развитию воображения. Это происходит за счёт вовлечения различных видов памяти – двигательной, эмоциональной, образной и вербальной. Такое воздействие активизирует процесс запоминания и помогает в дальнейшем воспроизводить приобретённые знания и умения.

С помощью MicrosoftPowerPoint создаваем презентации.

Презентация – форма подачи материала в виде слайдов, на которых могут быть представлены таблицы, схемы, рисунки, иллюстрации, аудио- и видеоматериалы. Слайды легко редактируются, при необходимости, если материал утратил свою актуальность, часть слайдов можно изъять, или наоборот, дополнить новыми.

Для того, чтобы создать презентацию, необходимо сформулировать тему и концепцию учебного занятия, определить место презентации в уроке.

 С помощью презентации можно подготовить и обобщающие занятия. Задача такого типа учебного занятия – собрать все наблюдения, сделанные в процессе анализа, в единую систему целостного восприятия темы, но уже на уровне более глубокого понимания, выйти за пределы уже затронутых проблем, эмоционально охватить всю тему. Схемы, таблицы, тезисное расположение материала позволяют сэкономить время и, самое главное-представить изученный материал целостно. Кроме того, выводы и схемы могут появляться постепенно, после обсуждения или опроса обучающихся. Преподаватель благодаря презентации может все время контролировать работу группы.

Студент тоже может участвовать в создании презентации, быть автором урока-презентации, который становится его итоговой работой по теме или курсу, творческим отчетом о результатах исследовательской работы. Студенты участвуют в конкурсах, при защите курсовых и дипломных работ.

Таким образом, у студентов формируются ключевые компетентности, предъявляемые Государственными стандартами образования:

– умение обобщать, анализировать, систематизировать информацию по интересующей теме;

– умение работать в группе;

– умение находить информацию в различных источниках;

– коммуникативная компетентность;

– осознание полезности получаемых знаний и умений.

Современное общество в своем развитии перешло к новому этапу информационных технологии, основными признаками которого является наличие глобальных сетей ЭВМ, широкомасштабное использование мультимедийных технологий.

Мультимедиа – это современная компьютерная информационная технология, позволяющая объединить в компьютерной системе текст, звук, видеоизображение, графическое изображение и анимацию (мультипликацию).

Достоинством и особенностью технологии являются:

– возможность хранения большого объема самой разной информации на одном носителе (до 20 томов авторского текста, около 2000 и более высококачественных изображений, 30-45 минут видеозаписи, до 7 часов звука);

– возможность увеличения (детализации) на экране изображения или его наиболее интересных фрагментов, иногда в двадцатикратном увеличении (режим «лупа») при сохранении качества изображения. Это особенно важно для презентации произведений искусства и уникальных исторических документов;

– возможность сравнения изображения и обработки его разнообразными программными средствами с научно- исследовательскими или познавательными целями;  

– возможность выделения в сопровождающем изображение текстовом или другом визуальном материале «горячих слов (областей)», по которым осуществляется немедленное получение справочной или любой другой пояснительной (в том числе визуальной) информации (технологии гипертекста и гипермедиа);

– возможность осуществления непрерывного музыкального или любого другого аудиосопровождения, соответствующего статичному или динамичному визуальному ряду;

– возможность использования видеофрагментов из фильмов, видеозаписей и т. д., функции «стоп-кадра», покадрового «пролистывания» видеозаписи;

– возможность включения в содержание диска баз данных, методик обработки образов, анимации;

– возможность подключения к глобальной сети Internet;

– возможность работы с различными приложениями (текстовыми, графическими и звуковыми редакторами, картографической информацией);

– возможность создания собственных «галерей» (выборок) из представляемой в продукте информации (режим «карман» или «мои пометки»);

– возможность «запоминания пройденного пути» и создания «закладок» на заинтересовавшей экранной «странице»;

– возможность автоматического просмотра всего содержания продукта («слайд-шоу») или создания анимированного и озвученного «путеводителя-гида» по продукту («говорящей и показывающей инструкции пользователя»); включение в состав продукта игровых компонентов с информационными составляющими;

– возможность «свободной» навигации по информации и выхода в основное меню (укрупненное содержание), на полное оглавление или вовсе из программы в любой точке продукта.

Проблема состоит в том, что в недостаточном количестве имеются соответствующие ресурсы, а также навыки, необходимые для эффективной работы.

Дистанционное обучение представляет собой форму организации учебного процесса, основанную на применении технологий, которые позволяют осуществлять обучение удаленных друг от друга преподавателя и обучающегося.

Виды дистанционных технологий:

Кейс-технология. Кейс-технология основывается на использовании наборов (кейсов) текстовых, аудиовизуальных и мультимедийных учебно-методических материалов и их рассылке для самостоятельного изучения учащимся при организации регулярных консультаций у преподавателей.  

ТВ-технология. ТВ-технология базируется на использовании систем телевидения для доставки учащимся учебно-методических материалов и организации регулярных консультаций у преподавателей.

Сетевые технологии. Сетевые технологии, использующие телекоммуникационные сети для обеспечения учащихся учебно-методическим материалом и взаимодействия с различной степенью интерактивности между преподавателем и учащимся.

Дистанционное обучение, осуществляемое с помощью компьютерных телекоммуникаций, имеет следующие формы занятий.

Чат-занятия – учебные занятия, осуществляемые с использованием чат-технологий. Чат-занятия проводятся синхронно, то есть все участники  имеют одновременный доступ к чату.

Учебный процесс при дистанционном обучении включает в себя все основные формы традиционной организации учебного процесса: лекции, семинарские и практические занятия, лабораторный практикум, систему контроля, исследовательскую и самостоятельную работу студентов. Все эти формы организации учебного процесса позволяют осуществить на практике гибкое сочетание самостоятельной познавательной деятельности студентов с различными источниками информации, оперативного и систематического взаимодействия с преподавателем курса и групповую работу студентов.

При дистанционном обучении, предполагающем увеличение объема самостоятельной работы студентов, возрастает необходимость организации постоянной поддержки учебного процесса со стороны преподавателей. Важное место в системе поддержки занимает проведение консультаций, которые теперь усложняются с точки зрения дидактических целей: они сохраняются как самостоятельные формы организации учебного процесса, и, вместе с тем, оказываются включенными в другие формы учебной деятельности.

Бурное развитие новых информационных технологий и внедрение их в Россиивпоследниепятьлетналожилиопределенныйотпечатокнаразвитиеличности современного ученика.

Преимущества использования ИКТ:

– индивидуализация обучения;  

– интенсификация самостоятельной работы учащихся;  

– рост объема выполненных на уроке заданий;  

– возможность получения различного рода материалов через сеть Интернет и использование специальных дисков. Мультимедиа-система электронного учебника позволяет наполнить программу звуком естественных процессов, продублировать текст голосом диктора, создать необходимый музыкальный фон для работы, включить любой видеофрагмент, «оживить» мультипликацией любой географический процесс; что обеспечивает большую наглядность и интерес учащихся;  

– повышение познавательной активности и мотивации усвоения знаний за счет разнообразия форм работы, возможности включения игрового момента: решишь верно примеры – откроешь картинку, вставишь правильно все буквы – продвинешь ближе к цели сказочного героя. Компьютер дает учителю новые возможности, позволяя вместе с учеником получать удовольствие от увлекательного процесса познания, не только силой воображения раздвигая стены школьного кабинета, но с помощью новейших технологий позволяет погрузиться в яркий красочный мир. Такое занятие вызывает у детей эмоциональный подъем, даже отстающие ученики охотно работают с компьютером.  

– интегрирование обычного урока с компьютером позволяет учителю переложить часть своей работы на ПК, делая при этом процесс обучения более интересным, разнообразным, интенсивным. В частности, становится более быстрым процесс записи определений, теорем и других важных частей материала, так как учителю не приходится повторять текст несколько раз (он вывел его на экран), ученику не приходится ждать, пока учитель повторит именно нужный ему фрагмент.  

– этот метод обучения очень привлекателен и для преподавателей: помогает им лучше оценить способности и знания ребенка, понять его, побуждает искать новые, нетрадиционные формы и методы обучения, стимулирует его профессиональный рост и все дальнейшее освоение компьютера.

– применение на уроке компьютерных тестов и диагностических комплексов позволит преподавателю за короткое время получать объективную картину уровня усвоения изучаемого материала у всех учащихся и своевременно его скорректировать. При этом есть возможность выбора уровня трудности задания для конкретного обучающегося.

– для обучающегося важно то, что сразу после выполнения теста он получает объективный результат с указанием ошибок, что невозможно, например, при устном опросе.  

– освоение обучающимися современных информационных технологий. На уроках, интегрированных с информатикой, ученики овладевают компьютерной грамотностью и учатся использовать в работе с материалом разных предметов один из наиболее мощных современных универсальных инструментов – компьютер, с его помощью они решают уравнения, строят графики, чертежи, готовят тексты, рисунки для своих работ. Это – возможность для обучающихся проявить свои творческие способности.

Но, наряду с плюсами, возникают различные проблемы как при подготовке к таким урокам, так и во время их проведения.

Существующие недостатки и проблемы применения ИКТ:  

– в рабочем графике преподавателей не отведено время для исследования возможностей Интернет;

– отсутствие демонстрационного центра;

– сложно интегрировать компьютер в поурочную структуру занятий;  

– не предусмотрено деление класса на группы при проведении занятия в компьютерном классе;  

При недостаточной мотивации к работе обучающиеся часто отвлекаются на игры, музыку, проверку характеристик ПК и т.п.  

Существует вероятность, что, увлекшись применением ИКТ на уроках, преподаватель перейдет от развивающего обучения к наглядно-иллюстративным методам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии в учебном процессе

Жизнь человека зависит от состояния здоровья организма и масштабов его психофизиологического потенциала. Все стороны современной жизни: производственно-трудовой, социально-экономической, политич...

«Информационно-компьютерные технологии в учебном процессе»

Современные информационно-компьютерные технологии (ИКТ) позволяют эффективно использовать их в системе образования с целью обучения, воспитания, развития творческих способностей студентов, организации...

Методическая разработка Применение информационных и телекоммуникационных технологий в учебном процессе

Данная методическая разработка заняла 3-е место во Всероссийском конкурсе методических разработок педагогов, реализующих дополнительные образовательные программы технической направленности...

Отчет о регулярном использовании современных образовательных технологий в учебном процессе учителя биологии Кравчина Елены Петровны

Отчет о регулярном использовании современных общеобразовательных технологий в учебном процессе учителем биологии...

Применение технических и программных средств информационных технологий в учебном процессе

Данный доклад посвящен использованиею возможностей компьютерных средств в процессе обучения по спецдисциплинам, курсовому и дипломному проектированию специальности 151901 "Технология машиностроения" в...

Использование кейс - технологий в учебном процессе

В учреждениях профессионального образования России происходит внедрение новых эффективных методов обучения, в том числе и кейс-технологии. Основной целью данной технологии является активизация об...