РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Курс юного переговорщика»
рабочая программа
Содержание программы «Курс юного переговорщика» состоит в знакомстве и обучению детей медиативному и восстановительному подходам повышает уровень правосознания и морально-нравственного развития; обучению некоторым умениям конструктивному общению, в том числе сопереживанию, умению понять, простить другого, проявлять эмпатию к окружающим, формированию самоуважения. Учащиеся погружаются в ситуации, в которых с учетом возрастных особенностей они проявляют активную жизненную позицию и умение принимать на себя ответственность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
10_a_klass_-_kurs_yunogo_peregovorshchika_monid_k.n.docx | 48.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 7»
СОГЛАСОВАНО ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ
Педагогическим советом Зам. директора по ВР Директор
МБОУ «СОШ № 7» ___________ Н.С. Бухарова МБОУ «СОШ №7»
Протокол от 31 августа 2022 г. ____Л.А. Васильева
31 августа 2022 г. № 1
Приказ от 31 августа
2022 г. № 320
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«Курс юного переговорщика»
Направление – социальное
Для 10 «а» класса
Составитель:
Монид Ксения Николаевна,
педагог-психолог,
первая квалификационная категория
г. Зима
2022-2023 учебный год
Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, (ФГОС ООО), основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «СОШ № 7»
Содержание программы «Курс юного переговорщика» состоит в знакомстве и обучению детей медиативному и восстановительному подходам повышает уровень правосознания и морально-нравственного развития; обучению некоторым умениям конструктивному общению, в том числе сопереживанию, умению понять, простить другого, проявлять эмпатию к окружающим, формированию самоуважения. Учащиеся погружаются в ситуации, в которых с учетом возрастных особенностей они проявляют активную жизненную позицию и умение принимать на себя ответственность.
Цель: развитие первоначальных навыков разрешения спорных и конфликтных ситуаций с использованием техник и инструментов медиации.
Задачи:
1. Формировать положительное отношение к «Человеку. Творчеству»: ответственность, трудолюбие, культуру эмоциональных проявлений, навыки коллективного взаимодействия.
2. Дать представление о природе конфликтов и способах их регулирования. Развивать психологическую готовность и умение ориентироваться в особенностях конфликтных процессов в современных условиях. Развивать способность понимать и регулировать собственное эмоциональное состояние.
3. Формировать общие интеллектуальные способности: произвольное внимание, восприятие, различные виды памяти, мышления и каналы восприятия, познавательную активность, воображение, речь. Формировать базовые специальные способности: наблюдательность; сообразительность, мыслительные операции, навыки работы с различными источниками информации.
Место занятий внеурочной деятельностью в учебном плане.
Согласно образовательному плану МБОУ «СОШ № 7» на проведение занятий по программе внеурочной деятельности «Курс юного переговорщика» в 10 классе рассчитано на 34 часа.
Содержание программы
Тема 1. Вводное занятие
Знакомство с программой. Организационные вопросы: режим занятий. Правила охраны труда.
Раздел 1. Правила и способы успешной коммуникации
Тема 2. Принципы конструктивного взаимодействия
Практика. Игры на знакомство и сплочение. Разработка правил группы.
Тема 3. Эмоции и чувства
Знакомство с понятиями «эмоции», «чувства». Актуализация и расширение представлений о спектре эмоций и чувств человека. Развитие умения различать свое эмоциональное состояние в знакомых и незнакомых ситуациях, стремление понять эмоциональное состояние окружающих.
Практика. Игры на развитие эмоционального восприятия.
Тема 4. Технологии ненасильственного общения
Знакомство с технологией ненасильственного общения. Упражнения на принятие.
Практика. Проигрывание ситуаций с помощью техник «Центрирование», «Я - сообщение».
Раздел 2. Конфликт и медиация
Тема 5. Понятие конфликта
Знакомство с понятием «конфликт», как конфликты влияют на общение.
Практика. Игра «Поменяйтесь местами те, кто…», просмотр и анализ видеосюжета «Мост», дискуссия «Конструктивная и деструктивная роли конфликтов».
Тема 6. Как разрешаются конфликты
Практика. Упражнения на закрепление альтернативных форм поведения в конфликте.
Игры на выработку доброжелательного отношения участников друг к другу.
Разыгрывание сценки «Как обычно разрешается конфликт».
Тема 7. Медиация
Знакомство с понятиями «медиация», «медиатор». Принципы медиации. Медиативные и восстановительные технологии. Прояснение интересов сторон. Модель «Айсберг».
Практика. Игры в парах.
Раздел 3. Восстановительный и медиативный подходы
Тема 8. Восстановительный подход
Знакомство с понятием «восстановительный подход».
Практика. Игра «Сбереги товарища – убеги к товарищу». Разбор ситуаций, обсуждение последствий.
Тема 9. Медиативный подход
Знакомство с понятием «медиативный подход». Применение медиативного и восстановительного подхода. Служба медиации, ее структура, цели и задачи.
Практика. Упражнение на сотрудничество «Гордиев узел», разбор конфликтных ситуаций.
Тема 10. Круг
Знакомство с технологией Круга. Правила Круга.
Практика. Решение проблемных ситуаций.
Планируемый результат:
Основным результатом реализации программы является освоение детьми конструктивных способов преодоления конфликтных ситуаций, стратегий саморегуляции произвольной деятельности, активизация регуляторно-волевых процессов, понимание своих эмоций и эмоций других людей и управление ими, улучшение коммуникативных способностей, приобретение навыков позитивного общения со сверстниками и взрослыми.
Данные результаты подтверждается итоговым диагностическим обследованием.
Личностные результаты:
- готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
- готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, готовность и способность вырабатывать позицию по отношению к собственному будущему;
- нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
- принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
- способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, бережное, ответственное и компетентное отношение к психологическому здоровью других людей;
- формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия).
Планируемые метапредметные результаты освоения программы:
Метапредметные результаты освоения предмета представлены двумя группами универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные универсальные учебные действия:
Учащиеся научатся:
- самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
- оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;
- ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
- выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
- организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
- сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
Учащиеся научатся:
- осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми, подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
- развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;
- распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений
Учебно-тематический план
№ | Название раздела, темы | Всего часов | В том числе | Аттестация | |
Теория | Практика | ||||
1 | Вводное занятие | 1 | 1 | - | |
Раздел 1. Правила и способы успешной коммуникации (11 часов) | |||||
2 | Принципы конструктивного взаимодействия | 3 | 1 | 2 | |
3 | Эмоции и чувства | 4 | 2 | 2 | |
4 | Технологии ненасильственного общения | 4 | 2 | 2 | |
Раздел 2. Конфликт и медиация (11 часов) | |||||
5 | Понятие конфликта | 3 | 1 | 2 | |
6 | Как разрешаются конфликты | 4 | 2 | 2 | Промежуточная |
7 | Медиация | 4 | 2 | 2 | |
Раздел 3. Восстановительный и медиативный подходы (11 часов) | |||||
8 | Восстановительный подход | 4 | 2 | 2 | |
9 | Медиативный подход | 4 | 2 | 2 | |
10 | Круг | 3 | 1 | 2 | |
Всего | 34 | 16 | 18 |
Календарно-тематическое планирование
№ | Название темы | Количество часов | В том числе | Дата проведения | |
Теория | Практика | ||||
1 | Вводное занятие | 1 | 1 | - | 1.09 |
2 | Принципы конструктивного взаимодействия | 3 | 1 | 2 | 8.09 |
15.09 | |||||
22.09 | |||||
3 | Эмоции и чувства | 4 | 1 | 2 | 29.09 |
6.10 | |||||
13.10 | |||||
20.10 | |||||
4 | Технологии ненасильственного общения | 4 | 2 | 2 | 27.10 |
10.11 | |||||
17.11 | |||||
24.11 | |||||
5 | Понятие конфликта | 3 | 1 | 2 | 1.12 |
8.12 15.12 | |||||
6 | Как разрешаются конфликты | 4 | 2 | 2 | 22.12 |
29.12 | |||||
12.01 | |||||
19.01 | |||||
7 | Медиация | 4 | 2 | 2 | 26.01 |
2.02 | |||||
9.02 | |||||
16.02 | |||||
8 | Восстановительный подход | 4 | 2 | 2 | 2.03 |
9.03 | |||||
16.03 | |||||
23.03 | |||||
9 | Медиативный подход | 4 | 2 | 2 | 30.03 |
6.04 | |||||
20.04 | |||||
27.04 | |||||
10 | Круг | 3 | 1 | 2 | 4.05 |
11.05 | |||||
18.05 | |||||
Подведение итогов | - | - | - | 25.05 |
Список рекомендуемой литературы
1. Быкова М.В., Винокуров А.А., Графский В.П., Пачеко-Рейнага А.Х., Пентин А.А.
Методические рекомендации по созданию служб медиации и интеграции восстановительного подхода в специальных учебно-воспитательных учреждениях для детей и подростков открытого или закрытого типа – М.: ФГБУ «ФИМ», 2019. – 48 с.
2. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? – М.: Астрель, 2018. – 251 c.
3. Гордон Т. Курс эффективного преподавателя. Как раскрыть в школьниках самое лучшее – М.: Ломоносов, 2020. – 432 с.
4. Прокофьева Н.И. Психологические аспекты ведения переговоров. – М.: Феникс, 2018. – 147 c.
5. Шамликашвили Ц., Ташевский С. Азбука медиации - М.: Межрегиональный центр управленческого и политического консультирования, 2017. – 64 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Творим добро"
В рабочей программе содержится пояснительная записка, учебный план, учебно-темаический план, материально-техническое обеспечение....
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Город мастеров"
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Город мастеров" для 1-4 классов, рассчитана на 4 года обучения, включает в себя пояснительную записку,цели, задачи, планируемые результаты и т. д....
Рабочая программа по внеурочной деятельности детей "Образовательные путешествия".
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы«Школа № 1392» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУР...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Культура устной и письменной речи"
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Культура устной и письменной речи"...
Рабочая программа по внеурочной деятельности «В мире искусства».
нравственно-эстетическое воспитание и целостное развитие обучающихся средствами различных видов художественной деятельности, внедрение эффективных форм занятости студентов, привлечение к систематическ...
Рабочая программа по внеурочной деятельности Мастерская успеха
Данная программа курса «Мастерская успеха» (проектно-исследовательская деятельность) разработана для обучающихся 1-4 курсов в рамках реализации внеурочной деятельности согласно ФГОС СПО. Она обу...
рабочая программа для внеурочной деятельности по математике 9 класс ФГОС
Наименование творческого объединения Математический клуб Класс 9Уровень общего образования внеурочная деятельность (ФГОС ООО) Учитель Дорн Л.Н. Срок реализации программы...