РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Курс юного переговорщика»
рабочая программа

Монид Ксения Николаевна

Содержание программы «Курс юного переговорщика» состоит в знакомстве и обучению детей медиативному и восстановительному подходам повышает уровень правосознания и морально-нравственного развития; обучению некоторым умениям конструктивному общению, в том числе сопереживанию, умению понять, простить другого, проявлять эмпатию к окружающим, формированию самоуважения. Учащиеся погружаются в ситуации, в которых с учетом возрастных особенностей они проявляют активную жизненную позицию и умение принимать на себя ответственность.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 10_a_klass_-_kurs_yunogo_peregovorshchika_monid_k.n.docx48.61 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 7»

СОГЛАСОВАНО                              ПРИНЯТО        УТВЕРЖДАЮ

Педагогическим советом                   Зам. директора по ВР        Директор

МБОУ «СОШ № 7»                         ___________ Н.С. Бухарова                МБОУ «СОШ №7»

Протокол от                                        31 августа 2022 г.                            ____Л.А. Васильева

31 августа 2022 г. № 1

                                                                                                                              Приказ от 31 августа

                                                                                                                        2022 г. № 320

                                                         

                                                         

                                                       

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности

«Курс юного переговорщика»

Направление – социальное

Для 10 «а» класса

                                                                                             Составитель: 

                                                                                             Монид Ксения Николаевна,

                                                                                             педагог-психолог,                                                                                                        

                                                                                             первая квалификационная категория              

г. Зима

2022-2023 учебный год

Пояснительная записка

      Данная рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, (ФГОС ООО), основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «СОШ № 7»

     Содержание программы «Курс юного переговорщика» состоит в знакомстве и обучению детей медиативному и восстановительному подходам повышает уровень правосознания и морально-нравственного развития; обучению некоторым умениям конструктивному общению, в том числе сопереживанию, умению понять, простить другого, проявлять эмпатию к окружающим, формированию самоуважения. Учащиеся погружаются в ситуации, в которых с учетом возрастных особенностей они проявляют активную жизненную позицию и умение принимать на себя ответственность.

     Цель: развитие первоначальных навыков разрешения спорных и конфликтных ситуаций с использованием техник и инструментов медиации.

     Задачи:

     1. Формировать положительное отношение к «Человеку. Творчеству»: ответственность, трудолюбие, культуру эмоциональных проявлений, навыки коллективного взаимодействия.

     2. Дать представление о природе конфликтов и способах их регулирования. Развивать психологическую готовность и умение ориентироваться в особенностях конфликтных процессов в современных условиях. Развивать способность понимать и регулировать собственное эмоциональное состояние.

     3. Формировать общие интеллектуальные способности: произвольное внимание, восприятие, различные виды памяти, мышления и каналы восприятия, познавательную активность, воображение, речь. Формировать базовые специальные способности: наблюдательность; сообразительность, мыслительные операции, навыки работы с различными источниками информации.

Место занятий внеурочной деятельностью в учебном плане.

      Согласно образовательному плану МБОУ «СОШ № 7» на проведение занятий по программе внеурочной деятельности «Курс юного переговорщика» в 10 классе рассчитано на 34 часа.

Содержание программы

     Тема 1. Вводное занятие

     Знакомство с программой. Организационные вопросы: режим занятий. Правила охраны труда.

     Раздел 1. Правила и способы успешной коммуникации

     Тема 2. Принципы конструктивного взаимодействия

    Практика. Игры на знакомство и сплочение. Разработка правил группы.

     Тема 3. Эмоции и чувства

     Знакомство с понятиями «эмоции», «чувства». Актуализация и расширение представлений о спектре эмоций и чувств человека. Развитие умения различать свое эмоциональное состояние в знакомых и незнакомых ситуациях, стремление понять эмоциональное состояние окружающих.

     Практика. Игры на развитие эмоционального восприятия.

     Тема 4. Технологии ненасильственного общения

     Знакомство с технологией ненасильственного общения. Упражнения на принятие.

     Практика. Проигрывание ситуаций с помощью техник «Центрирование», «Я - сообщение».

     Раздел 2. Конфликт и медиация

     Тема 5. Понятие конфликта

     Знакомство с понятием «конфликт», как конфликты влияют на общение.

     Практика. Игра «Поменяйтесь местами те, кто…», просмотр и анализ видеосюжета «Мост», дискуссия «Конструктивная и деструктивная роли конфликтов».

     Тема 6. Как разрешаются конфликты

     Практика. Упражнения на закрепление альтернативных форм поведения в конфликте.  

     Игры на выработку доброжелательного отношения участников друг к другу.      

     Разыгрывание сценки «Как обычно разрешается конфликт».

     Тема 7. Медиация

     Знакомство с понятиями «медиация», «медиатор». Принципы медиации. Медиативные и восстановительные технологии. Прояснение интересов сторон. Модель «Айсберг».

     Практика. Игры в парах.

     Раздел 3. Восстановительный и медиативный подходы

     Тема 8. Восстановительный подход

     Знакомство с понятием «восстановительный подход».

     Практика. Игра «Сбереги товарища – убеги к  товарищу». Разбор ситуаций, обсуждение последствий.

     Тема 9. Медиативный подход

     Знакомство с понятием «медиативный подход». Применение медиативного и восстановительного подхода. Служба медиации, ее структура, цели и задачи.

     Практика. Упражнение на сотрудничество «Гордиев узел», разбор конфликтных ситуаций.

     Тема 10. Круг

     Знакомство с технологией Круга. Правила Круга.

     Практика. Решение проблемных ситуаций.

Планируемый результат:

     Основным результатом реализации программы является освоение детьми конструктивных способов преодоления конфликтных ситуаций, стратегий саморегуляции произвольной деятельности, активизация регуляторно-волевых процессов, понимание своих эмоций и эмоций других людей и управление ими, улучшение коммуникативных способностей, приобретение навыков позитивного общения со сверстниками и взрослыми.

     Данные результаты подтверждается итоговым диагностическим обследованием.

     Личностные результаты:

     - готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

     - готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, готовность и способность вырабатывать позицию по отношению к собственному будущему;

     - нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

     - принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;

     - способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, бережное, ответственное и компетентное отношение к психологическому здоровью других людей;

     - формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия).

Планируемые метапредметные результаты освоения программы:

     Метапредметные результаты освоения предмета представлены двумя группами универсальных учебных действий (УУД):

     Регулятивные универсальные учебные действия:

     Учащиеся научатся:

     - самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;

     - оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;

     - ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;

     - выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;

     - организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;

     - сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.

     Коммуникативные универсальные учебные действия:

     Учащиеся научатся:

     - осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми, подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;

     - развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;

     - распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений

Учебно-тематический план

Название раздела, темы

Всего часов

В том числе

Аттестация

Теория

Практика

1

Вводное занятие

1

1

-

Раздел 1. Правила и способы успешной коммуникации (11 часов)

2

Принципы конструктивного взаимодействия

3

1

2

3

Эмоции и чувства

4

2

2

4

Технологии ненасильственного общения

4

2

2

Раздел 2. Конфликт и медиация (11 часов)

5

Понятие конфликта

3

1

2

6

Как разрешаются конфликты

4

2

2

Промежуточная

7

Медиация

4

2

2

Раздел 3. Восстановительный и медиативный подходы (11 часов)

8

Восстановительный подход

4

2

2

9

Медиативный подход

4

2

2

10

Круг

3

1

2

Всего

34

16

18

Календарно-тематическое планирование

Название темы

Количество часов

В том числе

Дата

проведения

Теория

Практика

1

Вводное занятие

1

1

-

1.09

2

Принципы конструктивного взаимодействия

3

1

2

8.09

15.09

22.09

3

Эмоции и чувства

4

1

2

29.09

6.10

13.10

20.10

4

Технологии ненасильственного общения

4

2

2

27.10

10.11

17.11

24.11

5

Понятие конфликта

3

1

2

1.12

8.12

15.12

6

Как разрешаются конфликты

4

2

2

22.12

29.12

12.01

19.01

7

Медиация

4

2

2

26.01

2.02

9.02

16.02

8

Восстановительный подход

4

2

2

2.03

9.03

16.03

23.03

9

Медиативный подход

4

2

2

30.03

6.04

20.04

27.04

10

Круг

3

1

2

4.05

11.05

18.05

Подведение итогов

-

-

-

25.05


Список рекомендуемой литературы

     1. Быкова М.В., Винокуров А.А., Графский В.П., Пачеко-Рейнага А.Х., Пентин А.А.  

     Методические рекомендации по созданию служб медиации и интеграции восстановительного подхода в специальных учебно-воспитательных учреждениях для детей и подростков открытого или закрытого типа – М.: ФГБУ «ФИМ», 2019. – 48 с.

     2. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? – М.: Астрель, 2018. – 251 c.

     3. Гордон Т. Курс эффективного преподавателя. Как раскрыть в школьниках самое лучшее – М.: Ломоносов, 2020. – 432 с.

     4. Прокофьева Н.И. Психологические аспекты ведения переговоров. – М.: Феникс, 2018. – 147 c.

     5. Шамликашвили Ц., Ташевский С. Азбука медиации - М.: Межрегиональный центр управленческого и политического консультирования, 2017. – 64 с.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Творим добро"

В рабочей программе содержится пояснительная записка, учебный план, учебно-темаический план, материально-техническое обеспечение....

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Город мастеров"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Город мастеров" для 1-4 классов, рассчитана на 4 года обучения, включает в себя пояснительную записку,цели, задачи, планируемые результаты и т. д....

Рабочая программа по внеурочной деятельности детей "Образовательные путешествия".

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы«Школа № 1392»                    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУР...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Культура устной и письменной речи"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Культура устной и письменной речи"...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «В мире искусства».

нравственно-эстетическое воспитание и целостное развитие обучающихся средствами различных видов художественной деятельности, внедрение эффективных форм занятости студентов, привлечение к систематическ...

Рабочая программа по внеурочной деятельности Мастерская успеха

Данная программа курса «Мастерская успеха» (проектно-исследовательская  деятельность) разработана для обучающихся 1-4 курсов в рамках реализации внеурочной деятельности согласно ФГОС СПО. Она обу...

рабочая программа для внеурочной деятельности по математике 9 класс ФГОС

Наименование творческого объединения Математический клуб  Класс 9Уровень общего образования внеурочная деятельность (ФГОС  ООО) Учитель Дорн Л.Н. Срок реализации программы...