Рабочая программа по внеурочной деятельности "Культура устной и письменной речи"
рабочая программа на тему
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Культура устной и письменной речи"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_vneuroch._deyatelnosti.docx | 26.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 21»
Рассмотрено Принята Утверждаю:
на заседании методического на Педагогическом совете школы директор школы
объединения, протокол № 1 протокол № 1 _____________/Е.В. Афанасьева
от __________ 2014г. от «25» августа 2014г. приказ № 284 от 25августа 2014г.
руководитель МО ____________
Рабочая программа по
внеурочной деятельности
" Культура устной и письменной речи"
на 2014–2015 учебный год
Составитель: Иванова Елена Николаевна,
учитель высшей
квалификационной категории
г. Нижневартовск, 2014 г.
Программа внеурочной деятельности «Культура устной и письменной речи » для учащихся 5-х классов
Пояснительная записка.
Для реализации программы используются нормативно-правовые документы и методические пособия, рекомендованные Министерством образования РФ:
1. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897, зарегистрирован в Министерстве юстиции РФ 01 февраля 2011 года № 19644 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
2. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 07 сентября 2010 года № 1507-р «О плане действий по модернизации общего образования на 2011-2015 годы»,
3. Принят Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации»
В основе построения данной программы лежит идея гуманизации образования, соответствующая представлениям о целях школьного образования и ставящая в центр внимания личность ученика, его интересы и способности. В обучении и общем развитии обучающихся основной образовательной программы основного общего образования предмету «Русский язык» принадлежит немаловажная роль: совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и письма); понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, в процессе образования и самообразования; использование коммуникативно- эстетических возможностей русского языка; обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств адекватно ситуации и стилю общения; овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка, основными нормами литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; стремление к речевому самосовершенствованию; формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Культура устной и письменной речи» для обучающихся 5 класса составлена на основе ФГОС, примерной программы по русскому языку, направленной на развитие речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения..
Речевая культура - один из компонентов общей культуры человека, его интеллекта. Как и другие слагаемые культуры, она прививается, воспитывается и требует постоянного совершенствования. Культура речи - особый раздел науки о языке, главным результатом изучения которого должно быть умение говорить и писать правильно; она органически включает в себя все элементы, способствующие точной, ясной и эмоциональной передаче мысли.
Реализация программы способствует приобретению обучающимися навыков культуры общения, обогащению словарного запаса, овладению нормами русского литературного языка, развитию познавательного интереса к предмету «Русский язык», развитию самостоятельности и осмысленности выводов и умозаключений, активизации навыков ораторского искусства.
Основная цель программы состоит в формировании всесторонне образованной и инициативной личности, владеющей системой знаний и умений по русскому языку; в повышении уровня коммуникативной компетенции обучающихся; идейно-нравственных, культурных и этических принципов, которые складываются в ходе учебно- воспитательного процесса и готовят её к активной деятельности и непрерывному образованию в современном обществе.
Цель программы достигается в результате решения ряда взаимосвязанных между собой задач:
1. познакомить с основными понятиями культуры устной и письменной речи;
2. формировать навыки, необходимые для общения ;
3. пробудить потребности у обучающихся к формированию яркой и выразительной устной и письменной речи;
4. способствовать формированию и развитию у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления;
5. способствовать развитию смекалки и сообразительности.
6. создать условия для учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся, а также их самостоятельной работы по развитию речи.
Программа рассчитана для внеурочной деятельности обучающихся 5 классов. Всего 35 ч., по 1 часу в неделю.
Планируемые результаты:
Личностные: развитие любви и уважения к Отечеству, его языку и культуре; понимание роли слова, русского языка в формировании и выражении мыслей и чувств, самовыражения и развития творческих способностей; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
Метапредметные: развивать мотивы и интересы познавательной деятельности; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления сознательного выбора в познавательной деятельности; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
Предметные: знать/ понимать/ уметь
· владеть качествами хорошей речи (точность, логичность, чистота, выразительность, уместность, богатство);
· моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;
· расширять сведения о нормах речевого поведения в различных сферах общения;
· совершенствовать умение осуществлять речевой самоконтроль, находить грамматические и речевые ошибки, недочёты и исправлять их;
· работать над расширением словарного запаса;
· применять полученные знания и умения в повседневной речевой практике, создавая устные и письменные высказывания, учитывая разные виды языковых норм.
Тематическое планирование
№ занятия | Тема | Основные виды деятельности | Кол- во часов | Сроки |
1 | Вводное занятие | Русский язык – наше национальное богатство. | ||
2 | Речевой этикет как правила речевого общения. Особенности разговорного стиля речи. | Подготовка сообщений, практические задания по культуре речи. | ||
3 | Правила речевого этикета. Как мы обращаемся друг к другу. «Ты и Вы». | Индивидуальная и групповая работа: правила поведения во время беседы | ||
4 | Азбука важных и вежливых слов. | Сбор материала и анализ | ||
5 | Наш язык богат и могуч. Великие люди о языке. | Сбор материала и анализ. | ||
6. | О чём рассказывает устное народное творчество? Сказка П.П. Ершова «Конёк-горбунок» - литературный памятник живому русскому языку XIX века. | Просмотр сказки. Индивидуальная и групповая поисковая работа. | ||
7 | Историзмы, архаизмы, неологизмы. | Сбор материала и анализ. | ||
8 | Литературный язык и местные говоры. | Заочное путешествие. | ||
9 | Лексические диалектные различия и их типы. | Сбор материала по тематическим группам лексики. | ||
10 | Анализ диалектной лексики в рассказе С.М.Мишнева «Русская изба». | Работа с тестом. | ||
11 | Фразеологическое богатство языка. Фразеологические словари. | Индивидуальная поисковая работа. Практическое занятие. | ||
12 | Краткие мудрые изречения. Афоризмы. Крылатые слова. | Индивидуальная поисковая работа. Практическое занятие. | ||
13 | Практическая работа. Сочинение сказки с использованием фразеологизмов, афоризмов, крылатых слов. | Творческая работ. Написание сочинения | ||
14 | Общеупотребительные слова, Термины и профессионализмы. Жаргонная лексика. | Индивидуальная и групповая поисковая работа. | ||
15 | Молодёжный сленг и отношение к нему. | Самостоятельное наблюдение и запись речи своей, своих товарищей, старшего поколения, анализ собранного материала. | ||
16 | Антропонимика как наука. Личное имя. Отчество. | Сбор материала по истории личных имен, отчеств. | ||
17 | История возникновения фамилий. О чем могут рассказать фамилии? | Сбор материала по истории личных фамилий. | ||
18 | Прозвища как объект научного изучения. Происхождение прозвищ. | Сбор материала и обработка. | ||
19 | К истокам слова. Почему мы так говорим? | Составление «биографии» слова. | ||
20 | Происхождение слов. Работа с этимологическим словарем. | Элементы игровых технологий. | ||
21 | Лексическое значение слова. Способы определения лексического значения слова. | Толковый словарь. Составление «паспорта» слова. | ||
22 | «Сказал то же, да не одно и то же». О словах одинаковых, но разных. | Наблюдение за языком | ||
23 | Как правильно употреблять слова. | Работа с текстом. Сбор материала и анализ | ||
23 | Многозначность как основа художественных тропов. Метафора в загадках, пословицах, поговорках. | Анализ произведений по литературе, создание своих загадок. | ||
24 | Богатство русского языка (синонимы, антонимы) | Работа со словарями. Исправление деформированного текста | ||
25-26 | Текст как речевое произведение. Тема, микротема, основная мысль, ключевые слова. | Работа с текстами. | ||
27 | Письмо как речевой жанр. Как общаться на расстоянии? | Составление памятки «Как написать письмо». | ||
28 | Напиши письмо другу. | Создание творческих работ. | ||
29 | Разговор как искусство устной речи. Основные нормы современного литературного произношения. | Знакомство с правилами и нормами устной речи. | ||
30 | Качества хорошей речи | Знакомство с правилами и нормами хорошей речи | ||
31 | Ударение в словах | Изображение персонажей сказки с выражением различных эмоций. | ||
32 | Основные речевые правила общения посредством телефона. | Индивидуальная и групповая работа. Практическое занятие. | ||
33 | Орфоэпические нормы русского языка | Индивидуальная и групповая работа. Практическое занятие. | ||
34-35 | Невербальные средства общения. Значение мимики и жестикуляции при общении. | Практическое занятие. Использование невербальных средств общения в диалоге, при выразительном чтении стихотворений |
Литература для учителя
1. Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. – М.: Просвещение, 2000г.
2. Вагапова, Д. X. Риторика в интеллектуальных играх и тренингах. - М.: Цитадель, 2001
3. Васильева-Гангнус Л. Азбука вежливости. – М., Педагогика, 1989.
4. Введенская, Л. А. Русский язык и культура речи [Текст] / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова, Е. Ю. Кашаева. - Ростов-н/Д.: Феникс, 2006.
5. Григорян Л.Т. Язык мой – друг мой: Материалы для внеклассной работы по русскому языку: Пособие для учителя. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1988. – 207 с.
6. Панов М.В. Занимательная орфография. – М., 1987г.
7. Сергеев В.Н. Словари – наши друзья и помощники. – М., 1998г.
8. Скворцов Л.И. Культура русской речи. – М., 1995.
9. Шанский Н.М. В мире слов. – 3-е изд., испр. и доп. – М., 1985г.
10. Широкова А.О. Комплекс упражнений по речевому этикету/А.О.Широкова// Русский язык в школе. – 2004. - №6.
11. Шмелева Е.Как ваша фамилия? / Е.Широкова// - М., Учительская газета, 2008. - №47.
12. Шмелева Е.Что такое речевой этикет?/ Е.Широкова// - М., Учительская газета, 2008. - №46.
13. Язовицкий Е.В. Говорите правильно. – М.: Просвещение, 1984.
Литература для обучающихся
1. Ахременкова Л. А. Тренинг по пунктуации (с ответами). — М.: Творческий центр, 2001.
2. Горшков, А. И. Русская словесность [Текст] / А. И. Горшков. - М: Дрофа, 2002. 3. Григорян Д. Т. Язык мой — друг мой. — М.:«Просвещение»,1976.
4. Иконникова С. Диалоги о культуре. — М., 1977.4.
5. Купина Н. Азбука поведения. – Свердловск, 1991.
6. Ожегов С.И. Словарь русского языка/ С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. – М., 1992.
7. Язовицкий, Е.В. Говорите правильно: Пособие для уч-ся. [Текст]/ Е.В. Язовицкий. – М.: Просвещение, 1984.
Средства обучения 1. Мультимедийные презентации по темам: «Великие люди о языке», «Лексические диалектные различия и их типы», «Фразеологическое богатство языка», «Крылатые выражения».
2. Сказка П.П. Ершова «Конёк-горбунок» (х\ф)
3. Словари и справочники по русскому языку: -Орфографический словарь. Д.Н.Ушаков, С.Е.Крючков, Дрофа,Москва,2006 -Фразеологический словарь русского языка.В.Тихонов, Русский язык.Медиа, Москва,2006 -Краткий этимолого-орфографический словарь. Патрамова
З.С..Саратов, «Лицей»2005
4. Мультимедийные пособия. - Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. /Изд. ООО «Кирилл и Мефодий», 2007, 2008, 2010.
Полезные ссылки в сети Интернет
1. «Виртуальная школа» (http://vschool.km.ru/).
2. «Знаете слово?» (http://math.msu.su/~apentus/znaete/).
3. Основные правила грамматики русского языка http://www.ipmce.su/~lib/osn_prav.html).
4. Правила хорошего тона в нашей жизни обязательна! (www.knigge.ru)
5. Русские словари. Служба русского языка (http:// www.slovari.ru/lang/ru/)
6. Сайт «Урок. Русский язык для школьников и преподавателей» (http://urok.hut.ru/).
7. Сайт «Толковый словарь В. И. Даля» (http://www.slova.ru/).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение инновационных технологии для развития устной и письменной речи на уроках татарского языка и литературы.
Применение инновационных технологии для развития устной и письменной речи на уроках татарского языка и литературы....
Урок по практике устной и письменной речи по теме "Болезни и их лечение" 4 курс, специальность 050303 Иностранный язык
В разработке представлены несколько структур методики кооперативного обучения (сингапурская методика), которые позволяют реализовать личностно-ориентированный подход, обучение в сотрудничестве, где в ...
Доклад " «Развитие устной и письменной речи при изучении русского языка как неродного»
Главная задача учителя-словесника - приблизить уроки русского языка как неродного к урокам русского языка как родного, а не как иностранного. В рамках введения Федеральных образовательных с...
Рабочая программ коррекционного обучения младших школьников с нарушением речи с фонетико-фонематическим недоразвитием речи учащихся ( ФФНР)
Важность данного курса в системе обучения детей с фонетико - фонематическим недоразвитием речи состоит в том, что в результате его освоения создается практическая база общения, обеспечивается пропедев...
Коррекционная программа по логопедии по курсу «Формирование и развитие устной и письменной речи у обучающихся со сложным дефектом и глубокой степенью умственной отсталости»
Содержание: Пояснительная запискаТематический планЛогопедические занятия. Обучающиеся с РДАЛогопедические занятия. Обучающиеся с глубокой умственной отсталостьюПерспективное планирование логопеди...
требование к устной и письменной речи
требование к устной и письменной речи...
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ОГСЭ. 05 ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ для обучающихся по специальности 31.02.03 Лабораторная диагностика Тюмень, 2020
Учебное пособие подготовлено в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования, рабочей программой учебной дисциплины ОГСЭ.0...