Рабочая программа по внеурочной деятельности детей "Образовательные путешествия".
методическая разработка на тему
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы
«Школа № 1392»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ
«ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПУТЕШЕСТВИЯ»
Направленность: СОЦИАЛЬНО – ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ
3 класс
Составитель:
Учителя начальных классов.
Возраст обучающихся: 8 – 10 лет
Срок реализации: 1 год
г. Москва
2015
I. Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Подготовка учащихся к предметным олимпиадам» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Данная рабочая программа адресована обучающимся 2 класса общеобразовательной школы и рассчитана на 1 год обучения.
Программа по внеурочной деятельности «Образовательные путешествия» является актуальной, так как меняются требования к образовательным результатам в школе: целью школьного образования становится формирование у школьников универсальных учебных действий средствами учебной и внеучебной деятельности.
Новизна данной рабочей программы заключается в том, что одним из основных методов обозначен исследовательский метод. Программа курса «Образовательные путешествия» переплетается с курсом предмета «Окружающий мир» и внедрения методики организации исследовательской деятельности обосновано, тем, что исследовательский метод является одним из эффективных способов познания окружающего мира ребенком и средством формирования общеучебных и учебных навыков.
Целью настоящей внеурочной программы является формирование у обучающихся:
- создание условий для развития личности и создания основ творческого патенциала обучающихся;
- представления о путешествии (экскурсии) как способе познания окружающего мира;
- способности к общению в открытой общественной среде и готовность к самостоятельной жизни в окружающем социуме,
II. Общая характеристика курса
Рабочая программа предполагает организацию внеурочной деятельности с обучающимися в форме экскурсий по родному краю и направлена на социализацию обучающихся, на познание и исследование окружающего мира, на межличностное общение и обмен духовными ценностями в процессе взаимодействия с окружающими людьми.
Основной принцип программы – диалогичность. Кроме него, фундаментальное значение имеют принципы природосообразности, культуросообразности, коллективности, гражданственной и патриотической направленности.
Общение через диалог предполагает субъектно-субъектные отношения между педагогом и обучающимся, где предметом общения будет социальное окружение, экономические отношения между людьми, научные исследования и творчество.
Принцип диалогичности, прежде всего, предполагает личностный контакт между собеседниками на основе взаимопонимания, где связующей нитью диалога является познание внутреннего мира друг друга, единство встречи, открытость и доверие собеседников, их сотворчество.
Принцип природосообразности предполагает, что проблемно - ценностное общение школьников должно согласовываться с общими законами развития природы и человека, воспитывать учащегося сообразно полу и возрасту, формировать ответственность за собственное развитие.
Принцип культуросообразности предполагает, что ценностное общение школьников должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответствии с ценностями и нормами тех или иных национальных культур, их специфическими особенностями, традициями, присущими нашему региону.
Принцип коллективности предполагает, что коммуникации, осуществляемые в детско-взрослых общностях, коллективах различного типа, дает школьнику опыт жизни в обществе, опыт понимания окружающего мира, взаимопонимания с окружающими его людьми, создает условия для формирования гражданского самопознания, самоопределения и самореализации.
Принцип патриотической направленности предусматривает обеспечение субъективной значимости для обучающихся идентификации себя с Россией, народами России, российской культурой и историей.
В соответствии с основной целью курса ставятся следующие задачи:
развивать:
- мышление, любознательность, умение самостоятельно добывать знания из различных источников;
- формировать умения решать творческие задачи;
- формировать социально – адекватные способы поведения;
воспитывать:
- целеустремленность, настойчивость;
- уважение к окружающим людям, различным профессиям, друг к другу.
Формы организации учебной деятельности:
- индивидуальная (воспитаннику дается самостоятельное задание с учетом приобретенных знаний);
- фронтальная (работа в коллективе, уроки – обсуждения новых знаний);
- групповая (разделение на минигруппы для выполнения определенной работы);
- коллективная (образовательные путешествия).
Формы оценивания:
Проверка результатов проходит в форме:
- игровых занятий на повторение теоретических понятий (конкурсы, викторины,
составление кроссвордов и др.),
- собеседования (индивидуальное и групповое),
- опросников,
- тестирования,
- проведения самостоятельных работ репродуктивного характера и др.
Итоговый контроль осуществляется в формах:
- тестирование;
- практические работы;
- творческие работы учащихся;
- сочинения – отзывы.
Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.
III. Описание места учебного курса «Образовательные путешествия 2 класс» в учебном плане
Во 2 классе на предмет отводится 34 ч (1 ч в неделю, 34 учебные недели).
IV. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса.
Личностные результаты.
Обучающийся научится:
- овладение начальными сведениями об особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) их происхождении и назначении;
- формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом;
- формирование коммуникативной, этической, социальной компетентности школьников.
- овладение основами гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, знающего и любящего её природу и культуру;
Обучающийся получит возможность для формирования:
- выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
- устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач.
Метапредметные результаты.
Регулятивные универсальные учебные действия:
Обучающийся научится:
- предвосхищать результат;
- адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;
- концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;
- стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.
Обучающийся получит возможность научиться:
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
Коммуникативные универсальные учебные действия:
Обучающийся научится:
- ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;
- предлагать помощь и сотрудничество;
- определять цели, функции участников, способы взаимодействия;
- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности
- формулировать собственное мнение и позицию;
- координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.
Познавательные универсальные учебные действия:
Обучающийся научится:
- ставить и формулировать проблемы;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;
- узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов;
- запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ, заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст;
Обучающийся получит возможность научиться:
- устанавливать причинно-следственные связи;
- разбираться в ключевых проблемах современной жизни: исторических, экологических, политических, межкультурного взаимодействия и иных;
- ориентироваться в мире духовных ценностей, отражающих разные культуры и мировоззрения;
- социально адаптироваться к жизни в современном мире, уметь реализовать себя в определенных социальных ролях;
- решать проблемы профессионального выбора, включая подготовку к дальнейшему обучению в учебных заведениях системы профессионального образования.
V. Содержание тем курса «Образовательные путешествия»
Природа и окружающий мир:
- экскурсии в Агрохолдинг «Московский»; «Московский Планетарий»; «Парк птиц»
Все профессии нужны – все профессии важны:
-экскурсия на промышленное предприятие.
VI. Календарно-тематическое планирование
№ | Тема | Кол-во часов | Вид деятельности | Дата план. | Дата факт. | ||
Природа и окружающий мир. | |||||||
1. | Агрохолдинг Московский. | 3 | Знакомство с понятием культурные растения, способами ухода и выращивания растений. Выполнение исследовательской работы, сочинение. |
|
| ||
2. | Московский Планетарий. | 8 | Расширение знаний о космосе, о законах природы и их проявлениях. Выполнение проектов. |
|
| ||
3. | Парк птиц. | 10 | Знакомство с живой природой, экзотическими птицами и животными со всего мира. Выполнение проектной работы. |
|
| ||
Все профессии нужны – все профессии важны. | |||||||
4. | Город мастеров «Мастерславль» | 5 | Знакомство с разными профессиями. Возможность попробовать себя в разных специальностях на практике. |
|
| ||
5. | Промышленное предприятие. | 8 | Знакомство с предприятием, этапами производства, выпускаемой продукцией, специальностями. Сочинение «Все работы хороши» |
|
| ||
| Всего | 34 |
|
|
|
VII. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса:
- Державина Т.Б. «Экскурсии в природу» - М: Мнемозина, 2010
- УМК «Школа России» Окружающий мир. Плешаков А.А.
- УМК «Школа 2100» Окружающий мир. Вахрушев А.А., Раутин А.С.
- Бабенко В.Г. «Материалы к урокам – экскурсиям» - М: НЦ ЭНАС, 2002
- Интерактивная доска;
- Интернет ресурсы;
- Персональный компьютер.
По теме:
методические разработки, презентации и конспекты
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gosudarstvennoe_byudzhetnoe_obshcheobrazovatelnoe_uchrezhdenie_goroda_moskvy.docx | 22.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа № 1392»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ
«ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПУТЕШЕСТВИЯ»
Направленность: СОЦИАЛЬНО – ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ
3 класс
Составитель:
Учителя начальных классов.
Возраст обучающихся: 8 – 10 лет
Срок реализации: 1 год
г. Москва
2015
I. Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Подготовка учащихся к предметным олимпиадам» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Данная рабочая программа адресована обучающимся 2 класса общеобразовательной школы и рассчитана на 1 год обучения.
Программа по внеурочной деятельности «Образовательные путешествия» является актуальной, так как меняются требования к образовательным результатам в школе: целью школьного образования становится формирование у школьников универсальных учебных действий средствами учебной и внеучебной деятельности.
Новизна данной рабочей программы заключается в том, что одним из основных методов обозначен исследовательский метод. Программа курса «Образовательные путешествия» переплетается с курсом предмета «Окружающий мир» и внедрения методики организации исследовательской деятельности обосновано, тем, что исследовательский метод является одним из эффективных способов познания окружающего мира ребенком и средством формирования общеучебных и учебных навыков.
Целью настоящей внеурочной программы является формирование у обучающихся:
- создание условий для развития личности и создания основ творческого патенциала обучающихся;
- представления о путешествии (экскурсии) как способе познания окружающего мира;
- способности к общению в открытой общественной среде и готовность к самостоятельной жизни в окружающем социуме,
II. Общая характеристика курса
Рабочая программа предполагает организацию внеурочной деятельности с обучающимися в форме экскурсий по родному краю и направлена на социализацию обучающихся, на познание и исследование окружающего мира, на межличностное общение и обмен духовными ценностями в процессе взаимодействия с окружающими людьми.
Основной принцип программы – диалогичность. Кроме него, фундаментальное значение имеют принципы природосообразности, культуросообразности, коллективности, гражданственной и патриотической направленности.
Общение через диалог предполагает субъектно-субъектные отношения между педагогом и обучающимся, где предметом общения будет социальное окружение, экономические отношения между людьми, научные исследования и творчество.
Принцип диалогичности, прежде всего, предполагает личностный контакт между собеседниками на основе взаимопонимания, где связующей нитью диалога является познание внутреннего мира друг друга, единство встречи, открытость и доверие собеседников, их сотворчество.
Принцип природосообразности предполагает, что проблемно - ценностное общение школьников должно согласовываться с общими законами развития природы и человека, воспитывать учащегося сообразно полу и возрасту, формировать ответственность за собственное развитие.
Принцип культуросообразности предполагает, что ценностное общение школьников должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответствии с ценностями и нормами тех или иных национальных культур, их специфическими особенностями, традициями, присущими нашему региону.
Принцип коллективности предполагает, что коммуникации, осуществляемые в детско-взрослых общностях, коллективах различного типа, дает школьнику опыт жизни в обществе, опыт понимания окружающего мира, взаимопонимания с окружающими его людьми, создает условия для формирования гражданского самопознания, самоопределения и самореализации.
Принцип патриотической направленности предусматривает обеспечение субъективной значимости для обучающихся идентификации себя с Россией, народами России, российской культурой и историей.
В соответствии с основной целью курса ставятся следующие задачи:
развивать:
- мышление, любознательность, умение самостоятельно добывать знания из различных источников;
- формировать умения решать творческие задачи;
- формировать социально – адекватные способы поведения;
воспитывать:
- целеустремленность, настойчивость;
- уважение к окружающим людям, различным профессиям, друг к другу.
Формы организации учебной деятельности:
- индивидуальная (воспитаннику дается самостоятельное задание с учетом приобретенных знаний);
- фронтальная (работа в коллективе, уроки – обсуждения новых знаний);
- групповая (разделение на минигруппы для выполнения определенной работы);
- коллективная (образовательные путешествия).
Формы оценивания:
Проверка результатов проходит в форме:
- игровых занятий на повторение теоретических понятий (конкурсы, викторины,
составление кроссвордов и др.),
- собеседования (индивидуальное и групповое),
- опросников,
- тестирования,
- проведения самостоятельных работ репродуктивного характера и др.
Итоговый контроль осуществляется в формах:
- тестирование;
- практические работы;
- творческие работы учащихся;
- сочинения – отзывы.
Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.
III. Описание места учебного курса «Образовательные путешествия 2 класс» в учебном плане
Во 2 классе на предмет отводится 34 ч (1 ч в неделю, 34 учебные недели).
IV. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса.
Личностные результаты.
Обучающийся научится:
- овладение начальными сведениями об особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) их происхождении и назначении;
- формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом;
- формирование коммуникативной, этической, социальной компетентности школьников.
- овладение основами гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, знающего и любящего её природу и культуру;
Обучающийся получит возможность для формирования:
- выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
- устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач.
Метапредметные результаты.
Регулятивные универсальные учебные действия:
Обучающийся научится:
- предвосхищать результат;
- адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;
- концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;
- стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.
Обучающийся получит возможность научиться:
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
Коммуникативные универсальные учебные действия:
Обучающийся научится:
- ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;
- предлагать помощь и сотрудничество;
- определять цели, функции участников, способы взаимодействия;
- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности
- формулировать собственное мнение и позицию;
- координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.
Познавательные универсальные учебные действия:
Обучающийся научится:
- ставить и формулировать проблемы;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;
- узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов;
- запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ, заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст;
Обучающийся получит возможность научиться:
- устанавливать причинно-следственные связи;
- разбираться в ключевых проблемах современной жизни: исторических, экологических, политических, межкультурного взаимодействия и иных;
- ориентироваться в мире духовных ценностей, отражающих разные культуры и мировоззрения;
- социально адаптироваться к жизни в современном мире, уметь реализовать себя в определенных социальных ролях;
- решать проблемы профессионального выбора, включая подготовку к дальнейшему обучению в учебных заведениях системы профессионального образования.
V. Содержание тем курса «Образовательные путешествия»
Природа и окружающий мир:
- экскурсии в Агрохолдинг «Московский»; «Московский Планетарий»; «Парк птиц»
Все профессии нужны – все профессии важны:
-экскурсия на промышленное предприятие.
VI. Календарно-тематическое планирование
Тема | Кол-во часов | Вид деятельности | Дата план. | Дата факт. | |||
Природа и окружающий мир. | |||||||
1. | Агрохолдинг Московский. | 3 | Знакомство с понятием культурные растения, способами ухода и выращивания растений. Выполнение исследовательской работы, сочинение. | ||||
2. | Московский Планетарий. | 8 | Расширение знаний о космосе, о законах природы и их проявлениях. Выполнение проектов. | ||||
3. | Парк птиц. | 10 | Знакомство с живой природой, экзотическими птицами и животными со всего мира. Выполнение проектной работы. | ||||
Все профессии нужны – все профессии важны. | |||||||
4. | Город мастеров «Мастерславль» | 5 | Знакомство с разными профессиями. Возможность попробовать себя в разных специальностях на практике. | ||||
5. | Промышленное предприятие. | 8 | Знакомство с предприятием, этапами производства, выпускаемой продукцией, специальностями. Сочинение «Все работы хороши» | ||||
Всего | 34 |
VII. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса:
- Державина Т.Б. «Экскурсии в природу» - М: Мнемозина, 2010
- УМК «Школа России» Окружающий мир. Плешаков А.А.
- УМК «Школа 2100» Окружающий мир. Вахрушев А.А., Раутин А.С.
- Бабенко В.Г. «Материалы к урокам – экскурсиям» - М: НЦ ЭНАС, 2002
- Интерактивная доска;
- Интернет ресурсы;
- Персональный компьютер.
По теме:
методические разработки, презентации и конспекты
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Творим добро"
В рабочей программе содержится пояснительная записка, учебный план, учебно-темаический план, материально-техническое обеспечение....
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Город мастеров"
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Город мастеров" для 1-4 классов, рассчитана на 4 года обучения, включает в себя пояснительную записку,цели, задачи, планируемые результаты и т. д....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ОСНОВЫ ФОТОГРАФИИ»
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «ОСНОВЫ ФОТОГРАФИИ» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС). Рабочая программа ...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Культура устной и письменной речи"
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Культура устной и письменной речи"...
Рабочая программа по внеурочной деятельности «В мире искусства».
нравственно-эстетическое воспитание и целостное развитие обучающихся средствами различных видов художественной деятельности, внедрение эффективных форм занятости студентов, привлечение к систематическ...
Рабочая программа по внеурочной деятельности Мастерская успеха
Данная программа курса «Мастерская успеха» (проектно-исследовательская деятельность) разработана для обучающихся 1-4 курсов в рамках реализации внеурочной деятельности согласно ФГОС СПО. Она обу...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности социальной направленности "Путешествие в Великобританию"
Рабочая программа курса внеурочной деятельности социальной направленности «Путешествие в Великобританию» - 34 часа в год, 1 час в неделю....