О важности Нейропсихологии в работе с дошкольниками.
консультация
Трудности в обучении, повышенная возбудимость, ранимость ребёнка -часто эти и другие особенности связаны с механизмом работы мозга и нервной системы. Справиться с этим детям помогают нейропсихологические методы, которые предполагают коррекцию нарушенных психических процессов (внимания, памяти, мышления, речи).
Многие исследователи указывают на взаимосвязь психического и моторного развития ребенка.
Александр Романович Лурия отмечал, что высшие психические функции возникают на основе относительно элементарных моторных и сенсорных процессов.
Например, развивая телесную моторику в подвижных играх, танцах, на занятиях ритмики, при игре на музыкальных инструментах, создаются предпосылки для становления таких процессов как речь и мышление.
1 БЛОК мозга - Энергетический
Нарушения в работе первого блока мозга могут проявляться в снижении уровня психической активности, быстрой истощаемости ребенка, проблемы с концентрацией внимания, плохо запоминают, вялые.
Таким детям необходима стимуляция активности, поднятия энергетического тонуса.
Комплексы нейропсихологического сопровождения 1-го блока мозга включают в себя:
Дыхательные упражнения, Глазодвигательные упражнения, Нейрогимнастика, Растяжки ..
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_na_temu_neiropsihologiya_u_doshkolnikov.docx | 22.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад на тему
«Важность нейропсихологии для дошкольников».
Трудности в обучении, повышенная возбудимость, ранимость ребёнка -часто эти и другие особенности связаны с механизмом работы мозга и нервной системы. Справиться с этим детям помогают нейропсихологические методы, которые предполагают коррекцию нарушенных психических процессов (внимания, памяти, мышления, речи).
Многие исследователи указывают на взаимосвязь психического и моторного развития ребенка.
Александр Романович Лурия отмечал, что высшие психические функции возникают на основе относительно элементарных моторных и сенсорных процессов.
Например, развивая телесную моторику в подвижных играх, танцах, на занятиях ритмики, при игре на музыкальных инструментах, создаются предпосылки для становления таких процессов как речь и мышление.
1 БЛОК мозга - Энергетический
Нарушения в работе первого блока мозга могут проявляться в снижении уровня психической активности, быстрой истощаемости ребенка, проблемы с концентрацией внимания, плохо запоминают, вялые.
Таким детям необходима стимуляция активности, поднятия энергетического тонуса.
Комплексы нейропсихологического сопровождения 1-го блока мозга включают в себя:
Дыхательные упражнения
- На занятиях мы учимся правильно дышать носом и осваиваем основные техники дыхания, прежде всего это полное диафрагмальное дыхание (сочетание брюшного и грудного дыхания) которое наполняет кислородом все наши органы, мышцы и клетки тела, успокаивает нервную систему и укрепляет иммунитет .Начинать выполнять его лучше из положения лёжа, затем, сидя. Одну руку кладём на грудь другую на живот ,делаем вдох через носик и представляем как в нашем животике начинает надуваться золотистый шарик, как он растёт, выдвигая живот вперёд, расширяя грудную клетку с помощью межрёберных мышц, приподнимает грудину и ключицу, наполняя воздухом верхушки лёгких(это всё вдох).На выдохе мы одним пальчиком делаем укольчик в животик и шарик начинает сдуваться , также медленно. Живот начинает втягиваться, рёбра, грудина, ключицы опускаться, выпуская воздух из верхушек лёгких. Следим, чтобы во время дыхания работала диафрагма а, плечи не поднимались. И ребёнок не наклонялся вперёд.
Медленное, свободное диафрагмальное дыхание снижает уровень тревожности успокаивает нервную систему.
Когда диафрагма напряжена, мы не можем дышать полностью лёгкими, а это приводит к снижению скорости выведения токсинов, создаются предпосылки к частым инфекциям. Из- за напряжённой диафрагмы приходится дышать чаще, а это приводит к тревоге и стрессам.
Работа над дыханием улучшает ритмику всего организма, развивает самоконтроль.
Существует несколько разновидностей дыхательных техник работы с детьми. Мы используем еще такое упражнение
КРОЛЬЧОНОК
- Сядем поудобнее. Хорошенько выпрямим спину и шею, подбородок пусть чуть-чуть опустится к груди. Теперь сделаем 4-6 коротких, быстрых вдохов через нос – нос смешно морщится при каждом вдохе, как у кролика. Теперь выдохнем через рот одним длинным, плавным выдохом. Повторим 4 раза. Ну как, прибавилось сил у Крольчонка?
- По мере того, как мы становимся сильнее и наше дыхание мощнее, будем увеличивать количество вдохов и удлинять выдохи!
- Дыхание Крольчонка успокаивает и в то же время заряжает энергией . Быстрые последовательные вдохи обеспечивают моментальный приток кислорода в кровь – а значит, к мозгу.
- После него мы чувствуем себя отдохнувшими и внимательными
- оптимальное сочетание для успешной учебы!
ДЫШАЩИЙ ДРАКОН
Сядем поудобнее в любое сидячее положение и положим ладони на живот. Делаем резкий шумный выдох через нос и толкаем живот ладонями внутрь к позвоночнику. Если мы понаблюдаем за выдохом, то почувствуем, как немного воздуха сразу
же входит в нос после такого резкого выдоха, автоматически и совершенно естественно. Значит, нам не нужно думать о вдохе – все внимание на выдох. Делаем 4-6 Драконьих выдохов - и отдыхаем, дышим как обычно, потом снова по-драконьи, постепенно добавляя количество выдохов. С практикой наше Драконье дыхание станет гораздо сильнее!
- Это упражнение отлично укрепляет
живот и всю область ,стимулирует выделительную систему и помогает
при запорах. Если ребенок почувствовал головокружение
– не волнуйтесь, это происходит потому, что легкие начинают получать больше кислорода чем обычно. Просто сделайте несколько обычных вдохов и выдохов и всё пройдёт.
Вслед за дыхательными упражнениями приступаем к
Глазодвигательным упражнениям.
Глазодвигательные упражнения тонизируют мышцы, управляющие движением глаз, активизируют кровообращение, снижают умственное утомление.
Глазодвигательные упражнения помогают расширить объем зрительного восприятия и косвенно влияют на другие психические функции (речь, внимание, память) так -как они стимулируют работу мозолистого тела, которое отвечает за межполушарное взаимодействие. Дети с хорошо развитым мозолистым телом успешны во всех областях.
Упражнение «Глаз – путешественник».
Развесить в разных углах и по группе различные рисунки игрушек, животных и т.д. Исходное положение – стоя. Не поворачивая головы найти глазами тот или иной предмет, названный учителем.
Упражнение «Циферблат» для старших дошкольников.
После этого упражнения можно сделать массаж ушных раковин. Начните сверху и, мягко нажимая, двигайтесь вниз к мочке уха, затем обратно.
Рисование «восьмёрок» по горизонтали и вертикале.
Затем приступаем к самомассажу ушных раковин и пальчиков, кистей рук, растираем ладошки .
Следующий этап занятия- это упражнения из нейрогимнастики
Нейроупражнения развивают все три блока мозга!
Улучшают мыслительную деятельность, повышают концентрацию внимания, улучшают память, развивают межполушарные связи.
Начинаем с простых упражнений, синхронно. Двумя руками, затем добавляем усложнения в виде ускорения темпа, хлопка, скороговорки и в последнюю очередь выполняем асинхронно.
Помним, что наш мозг не любит ничего нового и польза от этих упражнений лишь в процессе обучения, пока сложно.
Упражнения:
Тучка и Солнышко
Яблоко и Червяк
Класс и Фигушка
Классный заяц
Классная Лисица
Классная Коза
«Капитан»
Упражнения на мелкую моторику:
«Колечки» (привет-пока)
«Ребро . Кулак. Ладонь»
Упражнения на развитие мелкой моторики. Пальчиковая. гимнастика
«Колечко»
Цель - развитие мозолистого тела.
Затем переходим к упражнениям для укрепления мышц спины, пресса и кора , прогибам и растяжкам.
Растяжки – это система специальных упражнений, при выполнении которых в мышцах должно быть ощущение мягкого растяжения.
Выполнение растяжек способствует преодолению разного рода мышечных дистоний таких как гипотонуса (вялость)- или гипертонусов-повышенного двигательного беспокойства, снятию мышечных зажимов.
Когда мыщцы растягиваются и принимают нормальное естественное состояние и длину, они посылают сигнал в мозг о том, что человек находится в расслабленном ,спокойном состоянии и о его готовности к познавательной работе.
Растяжки выполняются медленно, не рывками, в щадящем режиме.
Есть много разных упражнений на растяжку из положения сидя, лёжа, на четвереньках . Такие как «Кошечка», «Черепашка», «Складочка», «Качалочка» , «Лодочка» и т.д.
В конце занятия обязательно -релаксация. Чтобы дети смогли отдохнуть и набраться сил. Можно использовать приятную медитативную музыку .
2 БЛОК Функциональный блок мозга является блоком приема, переработки и хранения исходящей извне информации.
Работа соответствующих анализаторных систем позволяет нам видеть, слышать, а также запоминать и воспроизводить эту информацию, сопоставлять ее с предыдущим опытом.
Методы коррекции 2-го блока мозга направлены на стабилизацию межполушарных взаимодействий и функциональной специализации левого и правого полушария.
Комплексы нейропсихологичекого сопровождения 2-го блока мозга включают в себя:
дыхательные упражнения,
глазодвигательные упражнения
упражнения на развитие межполушарного взаимодействия ,развития мозолистого тела
Нейрогимнастика ( упражнения для рук и всех частей тела, синхронные, асинхронные, перекрёстные)
Упражнения для развития памяти, концентрации внимания, креативного мышления (упражнения и игры с мячом, «хлопки», музыкально-ритмические упражнения и игры)
Игры на развитие креативного мышления («как можно использовать стеклянную банку». Нужно придумать как можно больше разных вариантов.
Игра «Найди 10 различий» по двум картинкам
Игра «Дудлы»
Нейропсихологические (сенсомоторные) двигательные и игровые упражнения решают следующие задачи:
Ребенок учится чувствовать своё тело и пространство вокруг.
Развивается зрительно-моторная координация (глаз-рука, способность точно направлять движение — важно при письме, и не только).
Формируется правильное взаимодействие рук и ног.
Развивается слуховое и зрительное внимание.
Ребенок учится последовательно выполнять действия, разбивая его на ряд задач, и другие важные вещи.
Для результативности развивающей работы необходимо учитывать определённые условия:
Упражнения проводятся по 10-15 минут.
Упражнения проводятся ежедневно, без пропусков..
Упражнения проводятся в доброжелательной обстановке.
От детей требуется точное выполнение движений и приёмов.
Упражнения проводятся стоя и сидя за столом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Важность и значимость кружковой работы с умственно отсталыми детьми
статья о кружковой работе в Волгодонском доме-интернате для умственно отсталых детей...
Игровые формы в работе с дошкольниками
Реферат на тему игровых подходов в работе с дошкольниками в музыкальной школе. Специфика работы с детьми дошкольного возраста . Рассмотрение конкретных примеров....
Рекомендации по работе с дошкольниками разных типов высшей нервной деятельности
Рекомендации помогут педагогу в работе с детьми разных типов ВНД...
Выступление на Межрегиональной конференции «Организация работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма среди дошкольников: теория и практика» План-конспект обучающего занятия для дошкольников «Исто
В работе представлен План-конспект обучающего занятия для дошкольников «История дорог и транспорта», проведенного в рамках выступления на Межрегиональной конференции «Орган...
Важность правильной работы системы охлаждения для нормальной работы двигателя
В статье говорится о важности правильной работы системы охлаждения для нормальной работы двигателя....
Применение интеллект-карт в работе с дошкольниками
Методическая разработка может использоваться в работе с детьмистаршего дошкольного возраста воспитателем. Интеллектуальная карта –одна из современных образовательных методик, которая предлагает ...
Нейропсихология в образовательном процессе медицинского колледжа
Презентация адресована студентам медицинского колледжа. В презентации представлен теоретический материал и упражнения, которые способствуют развитию межполушарного взаимодействия.Данную презентацию мо...