Важность и значимость кружковой работы с умственно отсталыми детьми
статья на тему
статья о кружковой работе в Волгодонском доме-интернате для умственно отсталых детей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vazhnost_i_znachimost_kruzhkovoy_raboty_s_umstvenno_otstalymi_detmi.docx | 23.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Важность и значимость кружковой деятельности
в воспитании умственно отсталых детей
ГКССУ СО «Волгодонской дом-интернат для умственно отсталых детей
Творчество – это преобразующая деятельность,
в результате которой создается нечто новое.
Творчество является - высшим проявлением
человеческих способностей.
Кружковая работа в доме-интернате проходит в соответствии с «Порядком предоставления социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания детям-инвалидам, страдающим психическими расстройствами». Занятия проходят два раза в неделю в выходные дни. Состав кружков разновозрастной, и хотя продолжительность занятия ограничивается Порядком предоставления социальных услуг, время кружкового занятия больше зависит от продолжительности интереса ребенка к данному виду деятельности. Подбор видов кружков идет с учетом возраста детей, психофизических особенностей, их способностей и степени сложности содержания программ. Весьма важное значение, имеет организационная работа по комплектованию кружков. Она предполагает глубокий анализ способностей и склонностей детей и терпеливую деятельность педагогического коллектива с тем, чтобы очень тактично помочь ученику выбрать именно тот кружок, в котором могут наиболее полно раскрыться его способности и проявиться склонности, или тот кружок, который поможет ему в компенсации того или иного дефекта развития. Эту работу проводят без всякого нажима, не вызывая у ребенка чувства протеста, так, чтобы совет, который дают воспитаннику педагоги, он воспринимал как свое собственное желание.
Кружки с первых дней работы не могут быть укомплектованы полностью стабильным составом. В процессе занятий возможен переход детей из одного кружка в другой. С соответствующим желанием детей следует считаться и всегда удовлетворять его в тех случаях, когда ребенок проявляет подлинный интерес или же когда для него переход в другой кружок целесообразен.
За период пребывания в доме-интернате, каждый ребенок имеет возможность, ознакомится со всеми кружками и попробовать в них свои силы. Таким образом создается психологическая ситуация выбора, когда ребенок может выбрать то, что соответствует его интересам и возможностям, и использовать в самостоятельной жизни как любимое занятие в часы досуга.
Особенность кружковой работы в доме-интернате состоит в том, что бы с первых занятий параллельно с привитием первых трудовых навыков и умений развивать познавательные особенности умственно отсталого ребенка, целенаправленные способы деятельности, самоконтроль, совершенствовать эмоционально – волевую сферу, развивать положительные мотивы.
Общей целью кружковой работы является:
-Развитие художественных и творческих способностей воспитанников, привитие способности видеть прекрасное в окружающей действительности, научить детей интересно организовывать досуг.
-Коррекция недостатков восприятия и внимания.
-Развитие зрительно – двигательной координации и пространственного представления, развитие мелкой моторики.
- Привитие практического навыка работы с различными материалами.
- Эстетическое воспитание детей.
-Формирование положительной мотивации трудовой деятельности.(Детям с нарушением интеллекта непросто заниматься трудовой деятельностью. Тем более, им сложно доводить начатое дело до конца).
В процессе кружковой деятельности решаются следующие задачи:
Обучающие: научить владеть различными материалами и приспособлениями;
Технические: развитие координации рук, мелкой моторики;
Развивающие: развитие речи и расширение словарного запаса; расширение кругозора; развитие образного и логического мышления, творческого воображения и фантазии;
Воспитательные: воспитывать трудолюбие, терпение, аккуратность, стремление доводить начатое дело до конца; воспитывать правильную самооценку, умение общаться со сверстниками, работать в коллективе;
Социальные: создание благоприятной атмосферы для общения детей, увлеченных общим делом; помочь ребенку реализоваться в творчестве, в общении со сверстниками, педагогами, родителями; научить детей интересно организовывать досуг.
Основные принципы построения программ по кружковой деятельности:
Доступности. Содержание программы, темы и методы обучения соответствуют возрастным и психофизическим особенностям детей, уровню их развития.
Перспективы. Подготовка детей к усвоению более сложного материала. Формирование общих интересов.
Наглядности. Наглядность мобилизует психическую активность детей, вызывает интерес к занятиям, облегчает процесс обучения.
Прочности овладения ЗУН. Основное условие реализации этого принципа точное определение целей занятий. Каждый ребенок точно представляет, какой результат ожидается в конце занятия, какие знания и умения он приобретет.
Систематичности и последовательности. Занятия строятся по принципу перехода от простого к сложному, с опорой на ранее усвоенные знания.
Новизны. Для развития интереса необходимо постоянное внедрение элементов новизны на всех этапах работы, от выбора содержания материала до использования технических средств и наглядности.
Уже в самом начале деятельности в кружке детям надо в общих чертах рассказать, чем они будут заниматься, чему научатся и какую полезную для всех работу они смогут сделать.
В доме-интернате работают следующие кружки:
- «Мукосолька» кружок по тестопластике. (Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания умственно отсталых детей. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков. Лепка- одно из полезнейших занятий для детей. Воспроизводя пластически тот или иной предмет с натуры, по памяти или по рисунку, дети знакомятся с его формой, развивают руку, пальчики, а это в свою очередь способствует развитию речи детей. Тесто - хороший материал для лепки. Это приятный, податливый, пластичный и экологически чистый материал. Из него можно вылепить все что угодно, а после сушки и раскрашивания оставить в виде сувенира или подарить. Полученный результат можно увидеть, потрогать. Его интересно показать другим и получить одобрение. Благодаря этому ребенок чувствует себя создателем и испытывает удовлетворение и гордость за свои достижения).
- «Маленькие фантазеры» кружок по аппликации. (Занятия аппликацией при направленном руководстве и при использовании соответствующих возрасту методов и приёмов дают большой обучающий и развивающий эффект. Дети успешно овладевают техническими навыками аппликационных операций: выкладывают, составляют из отдельных частей целое, упражняются в равномерном размещении элементов по площади листа; успешно овладевают сенсорными эталонами; приобретают первоначальные навыки поисковой деятельности; усваивают простейшие навыки совместной работы; активно общаются друг с другом и воспитателем. Полученный детьми в раннем возрасте опыт по составлению предметных или сюжетных изображений с помощью готовых форм обеспечивает развитие образного видения, а также формирование предпосылок сюжетного рисунка и развитие связной речи.)
-«Умелые руки» кружок по художественному моделированию и конструированию. ( Создавая красивые вещи своими руками, видя результаты своей работы, дети получают прилив энергии, сильные положительные эмоции, испытывают внутреннее удовлетворение. В ходе работы творческим трудом дети учатся составлять различные орнаменты; выполнять сюжетные аппликации; работать с «бросовым» и природным материалами; изготавливать сувениры и украшения).
-«Веселый башмачок» танцевальный кружок. (В ходе занятий у детей обогащаются и дифференцируются эмоциональные переживания, расширяется сфера познавательных интересов. Выступления на сцене развивают у детей умение контролировать свои эмоции, снимают скованность. Готовясь к выступлению воспитанники чувствуют себя творческой личностью. Все это способствует улучшению контактов с окружающими не только в стенах дома-интерната, но и за его пределами).
- «Квиллинг» кружок по бумагопластике. (Бумага — первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. Бумажная филигрань - старинная техника обработки бумаги, распространенная и в наше время, получившая название “квиллинг”. “Квиллинг” открывает детям путь к творчеству, развивает их фантазию и художественные возможности. Одной из основных целей конструкторской деятельности из бумаги является развитие личности ребенка, его способностей, творческих задатков, интеллекта. Обучение умениям не вытесняет непосредственности детского восприятия. В процессе конструирования из бумаги помимо развития мелкой моторики у ребенка развивается пространственное воображение, художественный вкус и аккуратность. Конструкторская деятельность из бумаги учит концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления поделок, учит следовать устным инструкциям, а также стимулирует развитие памяти, пространственное воображение.
Тематика занятий строится с учетом интересов учащихся, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.)
- «Ниточки, иголочки» кружок вышивки крестом. (Вышивка крестом
является одним из самых распространенных и доступных видов вышивки.
Вышивка способствует развитию таких
личностных качеств, как аккуратность, терпеливость, умению доводить начатое до конца. Развивает глазомер, мелкую моторику, фантазию, сенсомоторику, чувство цвета, формы. Учит создавать прекрасное).
Заключение: В процессе кружковых занятий дети учатся смотреть на окружающий мир другими глазами, чувствовать красоту природы. Воспитанники совместно с педагогами выполняют изделия, которые украшают и дополняют интерьер дома-интерната, т.е. своими руками делают красивой повседневную обстановку. Одна из интереснейших форм стимулирования детей к занятиям - организация выставок, конкурсов, праздников и других массовых мероприятий в которых воспитанники проявляют свои творческие способности. В доме-интернате постоянно действует выставка творческих работ воспитанников и педагогов. Изготовление подарков родителям, сотрудникам и гостям дома-интерната приносит воспитанникам эмоциональное удовлетворение. Умения, приобретенные на занятиях кружка, ребята с успехом применяют в повседневной жизни. Это формирует правильное социальное поведение детей, повышает их самооценку, способствует творческой самореализации. Однако происходит это не само по себе, а при условии систематического, целенаправленного и вместе с тем тонкого и чуткого руководства педагога, учитывающего индивидуальные особенности каждого ребенка.
Заведующий отделения ЛТРиКМО - Близгарева И.В.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация и содержание коррекционно - развивающей работы по развитию внимания у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью на уроке математики.
Организация и содержание коррекционно - развивающей работы по развитию внимания у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью на уроке математики. Внима...
Дефектология : научно-теоретический и методический журнал . №3 1994. "Использование инсценировок в воспитательной работе с умственно отсталыми школьниками."
Статья 74.3 Гомилка, Л.В. Использование инсценировок в воспитательной работе с умственно отсталыми школьниками / Л.В. Гомилка // Дефектология : научно-теоретический и методический журнал / ред. В.И. Л...
Современные подходы и нетрадиционные методы в обучении детей с тяжелой умственной отсталостью» (из опыта работы).
Современные подходы и нетрадиционные методы в обучении детей с тяжелой умственной отсталостью» (из опыта работы)....
Рабочая программа по учебной дисциплине ОП.04 «Основы технологии отделочных строительных работ» по профессиям 13450 «Маляр строительный» адаптированная для лиц с ОВЗ (с различными формами умственной отсталости)
Настоящая рабочая программа учебной дисциплины является частью адаптированной образовательной программы. Программа предназначена для профессиональной подготовки рабочих по профессия...
Методика по использованию учителем-дефектологом инновационного метода канис-терапии в коррекционно-развивающей работе с детьми с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), 1-4 класс
Использование инновационного метода канис-терапии в условиях коррекционно-развивающей работы с обучающимися с ОВЗ младшего школьного возраста направлено на формирование и развитие таких базовых жизнен...
Дипломная работа на тему: «Развитие познавательной активности дошкольника с умственной отсталостью средствами дидактической игры»
Выпускная квалификационная работа Тема: «Развитие познавательной активности дошкольника с умственной отсталостью средствами дидактической игры»Современному обществу сегодня необходимы...
Логопедическая работа с детьми с умеренной умственной отсталостью
Представлен многолетний опыт работы учителей-логоредов с детьми с умеренной умственной отсталостью в начальных классах общеобразовательной школы....