Мониторинг результативности образовательного процесса в дополнительном образовании»
методическая разработка
Проблема оценки образовательного результата заключается в отсутствии стандарта дополнительного образования, поэтому каждое учреждение дополнительного образования самостоятельно должно решить, что именно отслеживать в образовательном процессе как результат, какие методики мониторинга использовать
Целью мониторинга является систематическое фиксирование и анализ результатов каждого взаимодействия педагога с обучающимся, что позволяет объективно проанализировать деятельность того или иного ученика, детского творческого коллектива или педагога.
Именно мониторинговая система позволяет проследить динамику роста как предметных, так и личностных и метапредметных результатов каждого обучающегося, и на этом основании оценить работу педагога.
Также мониторинг является средством управления качеством образовательного процесса, так как позволяет выявить недостатки и внести коррективы в цели, содержание и организацию образовательного процесса.
Для обучающихся мониторинг дает возможность провести самооценку своих достижений, увидеть и оценить свою успешность даже в том случае, когда ярких побед не было. Для этого параметры мониторинга, критерии оценки результативности должны быть ориентированы на самых разных детей с учетом их индивидуальных возможностей, то есть быть личностно-ориентированным.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
problemy_monitoringa_v_dop_obrazovanii.docx | 442.46 КБ |
Предварительный просмотр:
«Мониторинг результативности образовательного процесса
в дополнительном образовании»
Автор:
Сергеева Нина Александровна, методист
ГБУДО ДДТ «Ораниенбаум»
Оглавление
ЛИТЕРАТУРА И ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ 24
введение
Одной из ключевых задач дополнительного образования является достижение высокого качества образования, которое, в свою очередь, определяется достижением положительного образовательного результата. Проблема оценки образовательного результата заключается в отсутствии стандарта дополнительного образования, поэтому каждое учреждение дополнительного образования самостоятельно должно решить, что именно отслеживать в образовательном процессе как результат, какие методики мониторинга использовать
Целью мониторинга является систематическое фиксирование и анализ результатов каждого взаимодействия педагога с обучающимся, что позволяет объективно проанализировать деятельность того или иного ученика, детского творческого коллектива или педагога.
Именно мониторинговая система позволяет проследить динамику роста как предметных, так и личностных и метапредметных результатов каждого обучающегося, и на этом основании оценить работу педагога.
Также мониторинг является средством управления качеством образовательного процесса, так как позволяет выявить недостатки и внести коррективы в цели, содержание и организацию образовательного процесса.
Для обучающихся мониторинг дает возможность провести самооценку своих достижений, увидеть и оценить свою успешность даже в том случае, когда ярких побед не было. Для этого параметры мониторинга, критерии оценки результативности должны быть ориентированы на самых разных детей с учетом их индивидуальных возможностей, то есть быть личностно-ориентированным.
теоретическая часть
Оценивание деятельности обучающихся является неотъемлемой частью педагогического процесса. Любая оценочная деятельность исходит из потребности ребенка или педагога получить информацию о том, насколько эффективно проходит их взаимодействие в ходе образовательного процесса.
Оценка - это система разнообразных форм, методов, средств и видов качественного или количественного оценивания результатов образовательного процесса: учебных достижений обучающихся, качества знаний и умений и результатов личностного развития, продвижения в творческой деятельности обучающихся. Оценивание постоянно сопровождает образовательный процесс.
Оценивание - очень объемное понятие, которое включает в себя как сам процесс, так и результат работы. Оценивание может осуществляться по-разному: в виде количественного показателя (баллы, отметка) и в виде качественного показателя (словесные высказывания о процессе и результатах работы, эмоциональная реакция).
Отсутствие обязательности системы оценок и отметок в дополнительном образовании дает педагогу неограниченные возможности для оценочной деятельности. Система оценивания в дополнительном образовании - гибкая и вариативная, выполняющая развивающую и стимулирующую функции, а также обеспечивающая комплексную оценку результатов: общую характеристику всего приобретенного ребенком в ходе освоения дополнительной образовательной программы.
В педагогической литературе можно встретить различные точки зрения о критериях оценивания в системе дополнительного образования:
- отношение ребенка к избранному виду деятельности, на этом основании выделяются ее уровни: развлечение, потребление, творчество.
- уровень образованности (образовательного результата), выделяют три уровня образованности: элементарную грамотность, функциональную грамотность, компетентность.
Показателями результативности деятельности педагога дополнительного образования, являются успешное освоение обучающимися образовательной программы; увлеченное отношение к делу, которым они занимаются; их участие и достижения в различных конкурсах, фестивалях, выставках и соревнованиях; ранняя профессиональная ориентация детей, а также профессиональный рост педагога.
Под результативностью личностного роста понимают достижение педагогом (педагогами) такого качества организации деятельности обучающихся, которое обеспечивает реальные возможности их разностороннего личностного проявления (положительная динамика проявлений ценностно-значимых качеств личности), обогащения их личного опыта социально и личностным содержанием; продуктивности их деятельности, выражаемой в соответствующих предметно-практических достижениях (личных, групповых, коллективных).
Таким образом, в системе дополнительного образования детей оценивание рассматривается как инструмент мониторинга образовательных достижений обучающихся, результативности их деятельности, а также личностные достижения обучающихся.
К основным принципам оценивания в дополнительном образовании относят: системность, вариативность, осознанность, доступность.
Системность предполагает регулярность проведения процедур оценивания.
Вариативность - использование разнообразных видов, форм и методик оценивания, исходя из возраста обучающихся, содержания деятельности, педагогических задач и т.д.
Осознанность строится на понимании обучающимися критериев оценивания и подхода педагога.
Доступность оценивания заключается в определенной легкости проведения его процедур и обработки результатов.
В целом, оценивание в дополнительном образовании детей является эффективным педагогическим средством развития деятельности обучающихся при условии его систематического использования, понимания ребенком критериев и оснований оценки, а также использования педагогом разнообразных видов оценки и развития оценочной деятельности в соотнесении с задачами развития творческой деятельности и личностного развития обучающихся.
Отсутствие в дополнительном образовании единых образовательных стандартов существенно осложняет оценивание результативности деятельности обучающихся в ходе освоения дополнительных образовательных программ. Педагоги дополнительного образования сами определяют и зачастую разрабатывают необходимые и наиболее эффективные методики оценивания, исходя из своих педагогических целей и задач.
Обобщив изложенные в педагогической литературе подходы к определению критериев к оцениванию результативности деятельности обучающихся в дополнительном образовании, можно выделить три наиболее существенных параметра.
- Освоение обучающимися содержания дополнительной образовательной программы.
Критериями данного параметра могут выступать глубина и широта знаний, грамотность (соответствие существующим нормативам, правилам, технологиям), уровень компетенций, разнообразие умений и навыков в практических действиях.
Оценить уровень усвоения содержания образовательной программы можно по следующим показателям:
- степень усвоения содержания;
- степень применения знаний на практике;
- умение анализировать;
- характер участия в образовательном процессе;
- качество детских творческих «продуктов»;
- стабильность практических достижений обучающихся.
- Устойчивость интереса обучающихся к деятельности по программе и изучаемой образовательной области.
Критериями данного параметра являются характер мотивов прихода в коллектив, продолжительность пребывания в коллективе, характер мотивов ухода ребенка из коллектива, характер участия ребенка в деятельности.
Показателями устойчивости интереса к деятельности и коллективу можно считать:
- текущая и перспективная сохранность контингента, наполняемость объединения;
- положительные мотивы посещения занятий;
- осознание обучающимися социальной значимости и полезности предмета (деятельности и коллектива) для себя;
- оценка ребенком роли предмета в его планах на будущее; широкое применение учащимися знаний на практике;
- наличие преемников и детей, выбравших свое дело или профессию, связанную с предметом.
- Личностные достижения обучающихся.
Диагностика личностных достижений обучающихся - наиболее трудный аспект оценивания.
Критериями данного параметра могут стать:
3.1 Направленность динамики личностных изменений.
- характер изменения личностных качеств;
- направленность позиции ребенка в жизни и деятельности;
- адекватность мировосприятия, миропонимания и мировоззрения возрасту.
3.2 Нравственное развитие обучающихся (ориентация на нравственные ценности):
- характер отношений между педагогом и ребенком, между членами детского коллектива, микроклимат в группе;
- характер ориентаций и мотивов каждого ребенка и коллектива в целом,
- культура поведения обучающегося;
- адекватность поведения, выбора обучающимися позиций в отношениях и решений в различных ситуациях;
- освоение обучающимися культурных ценностей.
3.3 Творческая активность и самостоятельность обучающихся:
- владение технологиями поисковой, изобретательской, творческой деятельности;
- настроение и позиция ребенка в творческой деятельности (желание - нежелание, удовлетворенность - неудовлетворенность);
- эмоциональный комфорт (или дискомфорт) в творческой работе;
- способы выражения собственного мнения, точки зрения;
- количество и качество выдвигаемых идей, замыслов, нестандартных вариантов решений;
- желание освоить материал сверх программы или сверх временных границ курса обучения;
- степень стабильности творческих достижений во временном и качественном отношениях;
- динамика развития каждого ребенка и коллектива в целом;
- разнообразие творческих достижений: по масштабности, степени сложности, по содержанию курса обучения и видам деятельности,
- удовлетворенность учащихся собственными достижениями, объективность самооценки.
В учреждениях дополнительного образования выделяют две основные группы диагностических методик, используемых для оценивания деятельности обучающихся - количественные методы и методы экспертной оценки, где оценивание опирается на заранее разработанную и предъявляемую ребенку систему критериев.
Практика показывает, что формы, подходы, методики оценивания и фиксирования достижений обучающихся в учреждении дополнительного образования очень разнообразны, их использование зависит от возраста обучающихся и направленности дополнительных образовательных программ, целей и задач педагогической работы.
Педагогами используются различные нецифровые формы оценивания - вербальное выражение оценки (похвала, порицание и пр.) или материальное выражение оценивания (флажки, звезды, конфеты, открытки и пр.).
Существуют различные формы оценивания достижений обучающихся: дневник педагогических наблюдений, папки развития, диагностические карты, зачетные и личные учебные книжки и так далее.
Примером такого оценивания может служить портфолио.
В зависимости от цели, которая отражает результат, ради которого собирается портфолио, выделяют:
- портфолио-собственность (собирается для себя);
- портфолио-отчет (собирается для педагога).
В зависимости от содержания выделяют:
- портфолио достижений: включает в себя лучшие результаты работы обучающегося;
- рефлексивный портфолио: включает в себя материалы и самооценку достижения целей, особенностей хода и качества работы с различными источниками информации, ощущений, размышлений, впечатлений;
- проблемно-ориентированный портфолио: включает все материалы, отражающие цели, процесс и результат решения какой-либо проблемы;
- тематический портфолио: включает материалы, отражающие работу обучающегося в рамках той или иной темы.
При работе с портфолио обучающийся осознает, как происходит процесс обучения, освоения определенной деятельности; делает выводы о том, насколько эффективны для него лично те или иные виды работы; оценивает свои достижения и возможности, собственное продвижение. Таким образом, портфолио является важным мотивирующим фактором обучения, способом самооценки обучающегося.
Еще одна форма оценивания - система рейтинга. Она сочетает в себе количественные и качественные характеристики. Показатели для рейтинга могут быть любые.
Преимуществом рейтинговой системы оценивания является то, что оценка не зависит от характера межличностных отношений педагога и обучающихся, итог определяется в виде суммирования всех собранных баллов, которые могут быть исправлены до начала подведения итогов, обучающийся волен сам выбирать стратегию своей деятельности, так как оценки предлагаемых видов деятельности определены заранее.
Особое внимание нужно уделить такому виду оценивания, как, самооценка.
Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы обучающиеся включались в оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке, становились субъектом оценочной деятельности.
При этом создаются такие условия активного взаимодействия педагога и ребенка, в результате которого происходит развитие и саморазвитие как того, так и другого. Формирование способности к самооценке «влияет на эффективность социальной адаптации личности, является регулятором поведения и взаимоотношения человека с окружающими, сказывается на отношении к успехам и неудачам».
Таким образом, с современной точки зрения, оценка - это эффективное педагогическое средство развития личности ребенка. Оценивание выполняет развивающую и мотивирующую функции, а также способно формировать адекватную и позитивную самооценку ребенка.
практическая часть
В ГБУДО ДДТ «Ораниенбаум» уже более 25 лет существует студия народных традиций «Берегиня». Разработана дополнительная общеразвивающая программа обучения в студии, срок обучения – 5 лет. Учебно-тематические планы образовательной программы по годам обучения разделены на блоки, каждый из которых является отдельным предметом. На ее основе разработаны рабочие программы на каждый год обучения, которые в том числе, предусматривают оценочные материалы.
Оценочные материалы включают в себя систему контроля результативности обучения с описанием форм и средств выявления, фиксации и предъявления результатов обучения, а также их периодичности.
Задачи контроля:
1. Определение уровня теоретической подготовки и степени сформированности практических умений и навыков учащихся;
2. Анализ полноты реализации части или всего курса дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы объединения;
3. Соотнесение прогнозируемых и реальных результатов учебно-воспитательной работы;
4. Выявление причин, способствующих или препятствующих полноценной реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы;
5. Внесение необходимых корректив в содержание и методику образовательной деятельности объединения.
Виды контроля:
Входной контроль - проводится в начале учебного года (октябрь) с целью определения начального (стартового) уровня образовательных возможностей учащихся при поступлении в объединение или осваивающих программу 2-го и последующих лет обучения, ранее не занимающихся по данной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе.
Формы:
– педагогическое наблюдение; – опрос; – дидактическая игра;
– выполнение заданий педагога для выявления уровня практической подготовленности. Результаты входного контроля фиксируются в информационных картах по каждому предмету.
Пример вопросов для входного контроля в форме опроса приведен в приложении 1.
Текущий контроль - проводится в течение года для отслеживания уровня и качества освоения тем/разделов программы и развития личностных качеств учащихся, осуществляется на занятиях в течение всего учебного года.
Формы:
– педагогическое наблюдение;
– опрос;
– дидактическая игра;
– выполнение заданий педагога для выявления уровня практической подготовленности. Результаты входного контроля фиксируются в информационных картах по каждому предмету.
Пример информационной карты педагогического наблюдения определения сформированности личностных качеств обучающихся приведен в приложении 2.
Промежуточная аттестация - проводится диагностика результативности освоения программы по каждому предмету по информационным картам, представленным выше, с целью выявления уровня освоения программы учащимися и корректировки процесса обучения (май 1– 4-го года обучения, декабрь 5-го года обучения).
Формы:
- педагогическое наблюдение; - опрос;
- выполнение практических заданий педагога;
- конкурс; - концерт; - викторина; - праздник; - посиделки; - творческий отчет;
- выставка; - игровая программа.
По итогам промежуточной аттестации заполняются информационные карты.
Итоговый контроль проводится с целью оценки уровня и качества освоения учащимися дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы по завершению всего периода обучения по программе. Проводится в мае 5-го года обучения. Выявленные результаты указываются в аналитической справке.
Формы:
– педагогическое наблюдение;
– опрос;
– открытое занятие;
– анкетирование;
– дидактическая игра;
– выполнение заданий педагога для выявления уровня практической подготовленности.
Схема проведения контроля освоения программы приведена на рисунке 1.
Рис. 1
Формы фиксации результатов:
∙ Диагностическая карта результатов освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы "Студия народных традиций Берегиня" 1 год обучения;
∙ Диагностическая карта результатов освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы "Студия народных традиций Берегиня" 2 год обучения;
∙ Диагностическая карта результатов освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы "Студия народных традиций Берегиня" 3 год обучения;
∙ Диагностическая карта результатов освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы "Студия народных традиций Берегиня" 4 год обучения;
∙ Диагностическая карта результатов освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы "Студия народных традиций Берегиня" 5 год обучения;
∙ Мониторинг личностного развития ребенка в процессе освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы "Студия народных традиций Берегиня».
Индивидуальный уровень освоения программы и личностного развития по критериям обозначается значками В - высокий уровень (3 балла), С - средний уровень (2 балла), Н - низкий уровень (1балл) и выявляется суммированием баллов по критериям. При заполнении диагностических карт и таблиц по каждому году обучения используется шкала, представленная в таблице 1 и таблице 2.
Таблица 1
Результаты освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы "Студия народных традиций Берегиня"
Уровень индивидуального показателя освоения программы | I год обучения | II год обучения | III год обучения | IV год обучения | V год обучения |
Высокий | 23-33 балла | 23-33 балла | 23-33 балла | 23-33 балла | 23-33 балла |
Средний | 12-22 балла | 12-22 балла | 12-22 балла | 12-22 балла | 12-22 балла |
Начальный | 5-11 баллов | 5-11 баллов | 5-11 баллов | 5-11 баллов | 5-11 баллов |
Таблица 2
Результаты личностного развития ребенка в процессе освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы "Студия народных традиций Берегиня"
Уровень индивидуального показателя личностного развития | I год обучения | II год обучения | III год обучения | IV год обучения | V год обучения |
Высокий | 15-21 балла | 15-21 балла | 15-21 балла | 15-21 балла | 15-21 балла |
Средний | 8-14 баллов | 8-14 баллов | 8-14 баллов | 8-14 баллов | 8-14 баллов |
Начальный | 5-7 баллов | 5-7 баллов | 5-7 баллов | 5-7 баллов | 5-7 баллов |
Критерии оценивания разработаны для каждого года обучения.
Итоги оценивания каждого обучающегося заносятся в диагностическую карту результатов освоения дополнительной общеразвивающей программы, которая приводится в таблице 3.
Таблица 3
Диагностическая карта результатов освоения дополнительной общеразвивающей программы
Высокий уровень – 3 Средний уровень – 2 Начальный уровень – 1
Характеристика уровней результатов освоения программы:
21-27 баллов – высокий уровень
15-20 баллов – средний уровень
9-14 баллов – начальный уровень
Характеристика уровней результатов личностного развития:
17 -21 балл – высокий уровень
12 – 16 баллов – средний уровень
7 – 11 баллов – начальный уровень
Диагностическая карта заполняется согласно разработанных критериев. Пример критериев оценки освоения дополнительной общеразвивающей программы «Студия народных традиций «Берегиня» и оценки личностного развития ребенка обучающихся первого года приведены в таблице 4 и таблице 5.
Таблица 4.
Критерии оценки результатов освоения дополнительной общеразвивающей программы
«Студия народных традиций «Берегиня»
Показатели (оцениваемые параметры) | Критерии | Степень выраженности оцениваемого качества | Количество баллов | Методы диагностики | |
1 год обучения | |||||
1. | Теоретическая подготовка ребёнка | ||||
1.1. | Теоретические знания (по основным разделам учебно-тематического плана программы) | Соответствие теоретических знаний ребёнка программным требованиям | начальный уровень Ребенок плохо владеет понятием "фольклор", имеет слабое представление о его значении и разнообразии. Плохо знает "народный календарь" и его музыкальное сопровождение, имеет поверхностные знания об истории народного театра. | 1 | Педагогическое наблюдение, опрос, беседа |
средний уровень Ребенок имеет достаточное представление о понятии "фольклор", понимает его значение и разнообразие. Владеет основными знаниями о "народном календаре" и может рассказать об истории народного театра | 2 | ||||
высокий уровень Ребенок хорошо владеет понятием "фольклор", понимает его значение и разнообразие. Знает "народный календарь", его музыкальное сопровождение и историю народного театра. Освоил народные праздники и обряды, 2-4 традиционные игры, в которых присутствуют элементы традиционной хореографии. | 3 | ||||
1.2. | Владение специальной терминологией | Осмысленность и правильность использование специальной терминологии | начальный уровень Ребенок плохо ориентируется в основных терминах русской традиционной культуры. Ребёнок, как правило, избегает употреблять специальные термины. | 1 | Педагогическое наблюдение, опрос, беседа |
средний уровень Ребенок знает основные термины русской традиционной культуры, сочетает специальную терминологию с бытовой. | 2 | ||||
высокий уровень Ребенок знает основные термины русской традиционной культуры, может их объяснить и применить на практике | 3 | ||||
2. | Практическая подготовка ребенка | ||||
2.1. | Практические умения и навыки, предусмотренные программой | Соответствие практических умений и навыков программным требованиям | начальный уровень Песенный фольклор Ребенок с трудом интонирует простейшие попевки в примарной зоне, не слышит другого поющего, испытывает затруднения в организации и проведении игры с использованием считалок. Основы народной хореографии. Плохо развито чувство ритма. Ребенок с трудом выполняет элементарные плясовые движения и осваивает музыкально-пространственные упражнения. Слабо осваивает различные шаги и дроби. Народоведение Ребёнок знаком с основными элементами актерского мастерства, навык организации и проведения праздников на низком уровне. Декоративно-прикладное творчество Ребёнок умеют воспроизвести алгоритм действий по образцу . | 1 | Выполнение практических заданий педагога, педагогическое наблюдение на занятиях и мероприятиях |
средний уровень Песенный фольклор Ребенок интонирует простейшие попевки в примарной зоне, слышит другого поющего, не испытывает затруднений в организации и проведении игры с использованием считалок. Основы народной хореографии. У ребенка развито чувство ритма. Ребенок выполняет элементарные плясовые движения и музыкально-пространственные упражнения, но не всегда пользуется навыками. Освоены различные шаги и дроби, в целом умеет исполнять игровые хороводы. Народоведение Ребёнок знаком с основными элементами актерского мастерства, на среднем уровне развит навык организации и проведения праздников с использованием усвоенного материала. Декоративно-прикладное творчество. Ребёнок умеет воспроизвести алгоритм действий по образцу, знает приемы работы с инструментами и материалами. | 2 | ||||
высокий уровень Песенный фольклор Ребенок чисто интонирует простейшие попевки в примарной зоне, применяя начальные певческие навыки, слышит другого поющего, без труда организует проведение игры с использованием считалок. Основы народной хореографии. У ребенка развито чувство ритма. Ребенок успешно выполняет элементарные плясовые движения и музыкально-пространственные упражнения. Освоены простой шаг, повороты на месте, повороты с притопом, различные шаги и дроби. Исполнение игровых хороводов не вызывает затруднений. Народоведение Ребёнок знаком с основными элементами актерского мастерства, принимает активное участие в организации и проведении праздников, используя усвоенный материал. Декоративно-прикладное творчество Ребёнок умеет воспроизвести алгоритм действий по образцу, владеет базовыми приемами технологии изготовления изделий без труда использует технические приемы работы с инструментами и материалами | 3 | ||||
2.2. | Владение специальным оборудованием и оснащением | Отсутствие затруднений в использовании специального оборудования и оснащения | начальный уровень Ребенок испытывает серьезные затруднения при работе с материалами и инструментами средний уровень Ребенок использует технические приемы работы с инструментами и материалами при помощи педагога высокий уровень Ребёнок работает с материалами и инструментами самостоятельно, не испытывает особых затруднений | 1 | Выполнение практических заданий педагога |
2 | |||||
3 | |||||
2.3. | Творческие навыки | Креативность в выполнении творческих заданий | начальный (элементарный) уровень Творческое самовыражение ребенка на низком уровне, он в состоянии выполнять простейшие практические задания педагога. репродуктивный уровень Ребенок проявляет интерес к русской традиционной культуре, но выполняет задания на основе образца творческий уровень Ребенок проявляет активный интерес к русской традиционной культуре, развито эмоционально-образное восприятие, при выполнении заданий, присутствует творческое самовыражение | 1 | Педагогическое наблюдение на занятиях и мероприятиях |
2 | |||||
3 | |||||
3. | Метапредметные умения и навыки ребёнка | ||||
3.1 | Учебно-интеллектуальные умения: | ||||
Умение анализировать образцы русской традиционной культуры | Самостоятельность в анализе образцов русского народного творчества | начальный уровень Ребёнок испытывает серьезные затруднения при анализе образцов русского народного творчества. Затрудняется дать оценку увиденного, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога. средний уровень Ребёнок не проявляет инициативы в анализе увиденного материала и его оценке, но правильно отвечает на наводящие вопросы педагога. высокий уровень Ребёнок умеет проанализировать и дать оценку увиденного материала, активно участвует в разборе творческих работ | 1 | Педагогическое наблюдение, беседа | |
2 | |||||
3 | |||||
3.2. | Учебно-коммуникативные умения | ||||
3.2. | Умение слушать и слышать педагога | Адекватность восприятия информации, идущей от педагога | начальный уровень Ребёнок с трудом воспринимает информацию, полученную от педагога, постоянно требуется помощь педагога в усвоении информации. средний уровень Ребёнок без затруднений воспринимает информацию, полученную от педагога, но иногда требуется помощь в ее усвоении. высокий уровень Ребёнок без затруднений воспринимает информацию, полученную от педагога, и применяет ее на практике. | 1 | Педагогическое наблюдение, беседа |
2 | |||||
3 | |||||
Умение вести диалог с педагогом по теме занятия | Самостоятельность в построении речевых навыков | начальный уровень Ребенок испытывает затруднение во время диалога, боится высказывать свое мнение, теряется во время обсуждения. средний уровень Ребёнок участвует в диалоге, но не всегда уверен в себе. Пытается высказать свое мнение во время обсуждения темы занятия, но не всегда корректно. Нуждается в периодической помощи педагога. высокий уровень Ребёнок участвует в диалоге высказывает свое мнение во время обсуждения темы занятия, старается соблюдать правила речевого этикета | 1 | Педагогическое наблюдение, беседа | |
2 | |||||
3 | |||||
3.3. | Учебно-организационные умения и навыки | ||||
Умение организовать рабочий настрой во время занятий и выступления | Способность самостоятельно создать психологический настрой во время занятий и выступлений | начальный уровень Ребенок выражает пассивную позицию по отношению к рабочему процессу, требуется помощь педагога и родителей для создания соответствующего психологического настроя. средний уровень Ребёнок демонстрирует спокойную готовность к занятиям, старательность во время рабочего процесса, но иногда требуется помощь для создания соответствующего психологического настроя высокий уровень Ребёнок демонстрирует активную готовность к занятиям, старательно выполняет все задания педагога, может настроится на рабочий процесс | 1 | Педагогическое наблюдение | |
2 | |||||
3 |
Таблица 5.
Критерии оценки личностного развития ребенка в процессе освоения дополнительной общеразвивающей программы «Студия народных традиций «Берегиня»
1 год обучения | ||||||
Показатели (оцениваемые параметры) | Критерии | Степень выраженности оцениваемого качества | Количество баллов | Методы диагностики | ||
1. | Организационно-волевые качества | |||||
1.1. | Терпение | Способность переносить известные нагрузки в течение определенного времени преодолевать трудности | начальный уровень Ребенку хватает терпения меньше, чем на половину занятия. Теряет терпение очень быстро, не умеет сосредотачиваться, включается в процесс на короткий период. | 1 | Педагогическое наблюдение | |
средний уровень Ребенок пытается сосредоточится, но терпения хватает чуть больше, чем на половину занятия. | 2 | |||||
высокий уровень Терпения хватает на все занятие | 3 | |||||
1.2. | Воля | Способность активно побуждать себя к практическим действиям | начальный уровень Ребенок недостаточно дисциплинирован, проявляет слабое стремление к работе в группе, с трудом осваивает материал | 1 | Педагогическое наблюдение | |
средний уровень Ребенок недостаточно дисциплинирован, но проявляет стремление к работе в группе и к освоению материала. | 2 | |||||
высокий уровень Ребенок дисциплинирован, проявляет стремление к работе в группе и к освоению материала. | 3 | |||||
1.3 | Самоконтроль | Умение контролировать свои поступки | начальный уровень Ребенок может работать только под воздействием контроля педагога и родителей. | 1 | Педагогическое наблюдение | |
средний уровень Ребенок периодически контролирует свои поступки и действия без помощи педагога и родителей. | 2 | |||||
высокий уровень Ребенок умеет контролировать свои поступки и действия самостоятельно. | 3 | |||||
2. | Ориентационные качества: | |||||
2.1. | Самооценка | Способность оценивать себя адекватно достижениям | начальный уровень Ребенок имеет заниженную или завышенную самооценку. | 1 | Педагогическое наблюдение | |
средний уровень Ребенок стремиться к нормальной самооценке, иногда завышая или занижая ее. | 2 | |||||
высокий уровень Ребенок имеет нормальную самооценку. | 3 | |||||
2.2. | Интерес к занятиям в детском объединении | Осознанное участие ребенка в освоении образовательной программы | начальный уровень Ребенок слабо проявляет интерес к занятиям, посещает студию по желанию родителей. | 1 | Педагогическое наблюдение | |
средний уровень Ребенок проявляет интерес к занятиям. | 2 | |||||
высокий уровень Ребенок проявляет высокий интерес к занятиям. | 3 | |||||
3. | Поведенческие качества: | |||||
3.1 | Конфликтность (отношение ребенка к столкновению интересов (спору) в процессе взаимодействия | Способность занять определенную позицию в конфликтной ситуации | начальный уровень Ребенок периодически провоцирует конфликты. | 1 | Педагогическое наблюдение | |
средний уровень Ребенок сам в конфликтах не участвует, старается их избежать | 2 | |||||
высокий уровень Ребенок пытается уладить возникающие конфликты. | 3 | |||||
3.2 | Тип сотрудничества (отношение ребенка к общим делам детского объединения) | Умение воспринимать общие дела как свои собственные | начальный уровень Ребенок избегает участия в общих делах, не проявляет интереса к общим делам в студии | 1 | Педагогическое наблюдение | |
средний уровень Ребенок участвует в общих делах студии, но для этого нужно побуждение педагога | 2 | |||||
высокий уровень Ребенок проявляет интерес к жизни студии, проявляет инициативу в общих делах. | 3 |
Мониторинг результатов освоения дополнительной общеразвивающей программы проводился для групп каждого года обучения. Результаты следующие.
Группа № 9-5 на сентябрь 2023 года – это группа 5-ого года обучения.
Особенностью развития учащихся этой группы можно выделить высокий творческий потенциал, большую работоспособность в сфере традиционной русской культуры. Учащиеся показывают высокие результаты освоения фольклорно-этнографического материала. Выявлена сплоченность и социальное взаимодействие всех участников педагогического процесса (детей, педагогов, родителей). Учащиеся этой группы активно организовывали и участвовали в массовых фольклорных мероприятиях.
Умеют сознательно использовать полученные навыки в области народного вокала, знают разнообразные жанровые формы народного песенного творчества. Умеют сопровождать исполнение песен танцевальными движениями с учетом стилистики музыкального произведения. Хорошо работают с более младшими студийцами.
Группа № 8-4 на сентябрь 2023 года – это группа 4-ого года обучения.
Группа хорошо подготовлена к усвоению материала программы четвертого года, имеет крепкое представление о работе певческого аппарата, музыкально и ритмически развита. Учащиеся активно, слаженно работают в коллективе. Умеют правильно использовать знания и умения, полученные на предыдущих годах обучения. Любят концертные выступления, творчески подходят к подготовке и участию в праздниках. Учащиеся помогают друг другу и особенно тем, кто отстает в творческом процессе.
Группа достаточна сильная и дает высокие результаты, поэтому для этой группы выбран более сложный материал, чем планировался.
Группа № 7-3 на сентябрь 2023 года – это группа 3-ого года обучения.
Группа хорошо подготовлена к восприятию предложенного музыкального материала. Учащиеся имеют крепкое представление о народной певческой культуре, ее разнообразии, истории бытования многих песенных жанров. В группе есть солисты, крепкие запевалы, что хорошо сказывается на работе группы в целом. В процессе обучения многократно принимали участие в концертах и конкурсах.
Особенностью развития учащихся в этой возрастной группе - стабильный
результат выше среднего по всем показателям. На третьем году обучения - достаточно высокий уровень развития коммуникативных навыков.
Группа № 5-2 на сентябрь 2023 года – это группа 2-ого года обучения.
Особенностью развития учащихся в этой возрастной группе заключается в том, что
группа дает средний результат. Но при этом имеет хороший творческий потенциал. Имеют начальные знания по фольклору и навыки вокализации, умеют спеть простейшие попевки в примарной зоне, применяя певческие навыки, умеют организовать и провести игру, выполняют элементарные плясовые движения. В этом учебном году акцент будет сделан на развитие уверенности в процессе сольного выступления.
Группа № 4-1 на сентябрь 2023 года – группа 1-ого года обучения.
В группе был проведен входной контроль, где 85% детей показали начальный уровень знаний и умений. На 1 октября был проведен мониторинг группы, в результате которого было выявлено, что группа имеет очень слабые теоретические знания, в практических умениях дает очень неровный результат. У некоторых детей имеются серьезные проблемы с дикцией, дети разобщены, не умеют работать в коллективе, малоактивны.
С этими детьми необходимо проводить работу над артикуляционной моторикой. Необходимо добавить комплекс упражнений и фольклорных игр для развития коммуникативных навыков.
Таким образом, проводя анализ работы по всем возрастным группам, можно проследить динамику роста возрастных групп к 3-ему году обучения, что, в общем, соответствует задачам программы студии. Так же видно, что качественные групповые результаты формулируются к 4-ому году обучения. Ребята умеют пользоваться не только практическими, но и теоретическими знаниями, то же можно отметить и по результатам личностного развития.
Пример результатов контроля группы 9 по годам обучения представлен на рисунках 2-6.
Сравнительный анализ (рисунок 7) показывает положительную динамику освоения студийцами дополнительной общеразвивающей программы "Студия народных традиций "Берегиня".
Рис.2
Рис.3
Рис. 4
Рис. 5
Рис.6
Рис.7
заключение
В системе дополнительного образования оцениванию подлежат не только знания, умения и навыки обучающегося, но и его творчество и инициатива во всех сферах деятельности. Безотметочная система оценивания предполагает использование таких средств оценивания, которые позволяют зафиксировать индивидуальное продвижение каждого и не провоцируют педагога на сравнение детей между собой, их ранжирование – положительная динамика проявлений ценностно-значимых качеств личности, обогащение личного опыта социальным и личностным содержанием.
Для оценки творчества и инициативы обучающихся могут быть применены методы содержательного оценивания работы в процессе обсуждения, участие в выставках, публикации, презентация исследовательских проектов, портфолио достижений, дневники успешности и т.д.
При проведении оценки качества дополнительного образования необходимо использовать комплексный подход, при котором оценка качества дополнительного образования может включать в себя оценку качества образовательных достижений учащихся; оценку качества образовательного процесса (содержания, организации образовательного процесса, дополнительной общеобразовательной программы); условий реализации образовательного процесса в конкретном образовательном учреждении
Чаще всего в качестве источников информации для проведения оценки используются: статистические данные и экспертные опросы. Такая информация может быть субъективной. Поэтому требуется еще и независимая оценка. Особое внимание уделяется региональной модели оценки качества дополнительного образования.
Литература и интернет-ресурсы
1.Т.В. Аксененко, «Дополнительная общеразвивающая программа «Студия народных традиций» ГБУДО ДДТ «Ораниенбаум»
http://ddt-oranienbaum.ru/otdely/culture/bereginyateam.html
2. Т.П. Воробьева «Актуальные вопросы оценки качества дополнительного образования детей», статья
Актуальные вопросы оценки качества дополнительного образования детей (cyberleninka.ru)
3. Н.П. Лаврова, «Методическая разработка о порядке проведения мониторинга качества дополнительного образования», статья
p2hwxb875k2g82duzyx3f6v05j0bbk1d.pdf (fedcdo.ru)
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Пример входного контроля в форме опроса
1 вопрос
Перечислить фольклорные жанры устного народного творчества
2 вопрос
Перечислить разновидности народных игр
3 вопрос
Перечислить традиционные народные праздники
4 вопрос
Дать понятие этнографии
5 вопрос
Назвать особенности русского народного костюма
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
План педагогического наблюдения определения сформированности личностных качеств обучающихся
Цель: выявление уровня сформированности волевых качеств у обучающихся посредством метода наблюдения.
Задачи: провести наблюдение за динамикой работы обучающихся 1 года обучения на занятии; осознанно ли выполнение установленного в данной деятельности порядка; добровольно ли выполнение правил, установленных коллективом недопущение проступков (уход без разрешения с занятий и т. п.); соблюдаются ли правила поведения при изменении обстановки; выполнение учебных задач, поставленных учителем без помощи и постоянного контроля; умение организовать свою деятельность; умение отстоять свое мнение, не проявляя при этом упрямства; умение соблюдать выработанные привычки самостоятельного поведения в новых условиях деятельности; соблюдение определенного порядка, способствующего успеху в деятельности; планирование своих действий и разумное их чередование; рациональное расходование времени с учетом обстановки; умение вносить в свою деятельность определенную организацию при изменении обстановки.
Объект: деятельность и поведение обучающихся 1 года обучения на занятии
№ п/п | Учащийся (имя и начальная буква фамилии) | Волевые качества. Оценка силы признаков волевых качеств по пятибалльной системе: 5 —очень сильно развито, 4 — сильно развито, 3 — достаточно развито, 2 — слабо развито, 1 — отсутствует у учащегося | ||||||||||
Дисциплинированность | Самостоятельность | Организованность | ||||||||||
осознанное выполнение установленного в данной деятельности порядка (соблюдение требований учителей, своевременное выполнение трудовых поручений, выполнение всех правил и т. д.) | добровольное выполнение правил, установленных коллективом (класса, членами кружка, группой товарищей по труду, спорту и т. д.) | недопущение проступков (уход без разрешения с занятий и т. п.) | соблюдение правил поведения при изменении обстановки | выполнение учебных задач, поставленных учителем без помощи и постоянного контроля со стороны (без напоминаний и подсказок выполнить учебное, трудовое задание и т. п.) | умение организовать свою деятельность (приступить к подготовке уроков, обслужить себя, найти способ отдохнуть и т. д.) | умение отстоять свое мнение, не проявляя при этом упрямства, если не прав | умение соблюдать выработанные привычки самостоятельного поведения в новых условиях деятельности | соблюдение определенного порядка, способствующего успеху в деятельности (держать в порядке книги, рабочее место, предметы труда и развлечений и т. п.) | планирование своих действий и разумное их чередование; рациональное расходование времени с учетом обстановки | умение вносить в свою деятельность определенную организацию при изменении обстановки | ||
1 | ||||||||||||
2 |
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Тестовое задание для контроля формирования предметных результатов обучающихся 3-го года обучения
1.Первичная изначальная (подлинная) и сохранившая свою актуальность народная культура, образец и символ самого ценного в эстетическом и духовном отношении слоя культуры любой социальной группы (культура крестьянства, рабочих, интеллигенции)? а) аутентичная культура б) городская культура в) фольклоризм
2.Описательная наука, занимающаяся описанием жизни и быта народа, на основе которой развивается народная художественная культура:
а) этнография б) биография в) этнопсихология
3. Наследие прошлого, неизменяемая часть материальной и духовной культуры, форм поведения, культурных ценностей - это:
а) менталитет б) традиция в) новация
4. Фольклоризм это:
а) подлинный фольклор в его естественных формах бытования
б) вторичный фольклор, современная сценическая форма исполнения фольклора
5. Народная художественная культура это:
а) художественная деятельность народа, отражающая его воззрения, идеалы, создаваемая народом и бытующая в его среде
б) совокупность созданных и распространяемых в данном обществе произведений искусства (материальных и духовных ценностей), а также форм, способов их сохранения, изучения и распространения
6. Какое из нижеприведенных толкований понятия «Мир народной культуры» Вы считаете наиболее правильным:
а) философия жизни
б) объяснение смысла жизни, выраженное через слово, мелодию, ритм, цвет, движение
в) государственное устройство
Задания в тестовой форме по предмету «Народное творчество» 2 год обучения.
- Какие из перечисленных праздников относятся к старинным народным?
а) Новый год; | б) Пасха |
в) Сороки; | г) 8 марта; |
д) Масленица; | е) Рождество; |
ж) День учителя; | з) День Победы |
- Оберег это
а) защита от злых сил; б) игрушка; в) автомобиль
- Как называется оберег который наполняли лекарственными травами?
а) Крупеничка; | б) Неразлучники; |
в) Пеленашка; | в) Травница |
- Назовите основные цвета традиционной народной вышивки Курского края
а) Синий; | б) Красный; |
в) Чёрный; | в) Фиолетовый |
- Народный женский костюм состоит из…
а) Сарафана; | б) Колготок; |
в) Передника –завески | г) Кокошника; |
д) Брюки; | е) Туфли. |
- Как называется кукла, в основе которой скрутка из ткани?
а) Крестушка; | б) Столбушка; |
в) Пеленашка; | |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мониторинг результативности образовательного процесса в Центре детского (юношеского) технического творчества Московского района Санкт-Петербурга
Проводя мониторинг в нашем учреждении, мы исходили из практической необходимости: увидели, что одно из наиболее слабых мест в организации учебно-воспитательного процесса в нашем учр...
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Алексеевская детская музыкальная школа муниципального района Алексеевский Самарской области
муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Алексеевская детская музыкальная школа муниципального района Алексеевский Самарской области{C}{C}{C}...
Из опыта работы МУНИЦИПАЛЬНОГО КАЗЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОГО ЦЕНТРА «ФАКЕЛ» пгт Нагорск Кировской области по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и формированию зд
Методическое объединений заместителей директоров по учебно-воспитательной работе на уровне образовательного округа.Тема: “Из опыта работы МУНИЦИПАЛЬНОГО КАЗЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО...
Образовательная программа дополнительного образования детей «Культура и язык мордовского народа»
Многоязычное образование рассматривается сегодня как одно из приоритетных направлений модернизации образования. Знание языков живущих в одном регионе народов воспитывает уважение к культуре , традиция...
Образовательная программа дополнительного образования детей «Культура и язык мордовского народа» 1 год обучения
Многоязычное образование рассматривается сегодня как одно из приоритетных направлений модернизации образования. Знание языков живущих в одном регионе народов воспитывает уважение к культуре , традиция...
Образовательная программа дополнительного образования детей "Основы хореографии"
Программа художественно-эстетической направленности. Рассчитана на обучающихся в возрасте от 8 до 17 лет...
Мотивация учащихся к творческой деятельности как показатель результативности в условиях дополнительного образования
В материале говорится о специфике творческой деятельности учащихся учреждений дополнительного образования и условиях ее мотивирования....