Мотивация учащихся к творческой деятельности как показатель результативности в условиях дополнительного образования
методическая разработка на тему

В материале говорится о специфике творческой деятельности учащихся учреждений дополнительного образования и условиях ее мотивирования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мотивация учащихся к творческой деятельности как показатель результативности в условиях дополнительного образования

Куренева И.А., методист МУДО ДДТ

Развитие творческих способностей у подрастающего поколения – наиболее актуальная проблема, как в России, так и во всем мире. Наше традиционное образование – фактологическое, оно предполагает передачу учащимся готовых знаний, в результате чего ребенок получает сумму знаний, умений и навыков. В итоге мы воспитываем человека с потребительской психологией, что ослабляет внутреннюю мотивацию ребенка и приводит к невостребованности потенциала личности. Цель образования в целом и дополнительного образования в частности – организовать обучение таким образом, чтобы максимально задействовать не столько память, сколько мысль.

В современных условиях дополнительное образование детей играет уникальную роль в системе образования и служит задачам обеспечения необходимых условий для личностного развития и роста, укрепления здоровья и профессионального самоопределения, творческого труда детей в возрасте от 6 до 18 лет, позволяет адаптировать детей к жизни в обществе, формирует общую культуру, позволяет организовать содержательный досуг.

Актуальной задачей учреждений дополнительного образования является формирование творческой личности учащихся. Мы можем усадить детей за столы и мольберты, добиться идеальной посещаемости и поведения, но без внутренней мотивации на освоение знаний, умений и навыков в творческой деятельности вряд ли можно добиться успеха. А так как мы хотим воспитать творческую личность, то для нас является наиважнейшей задачей поддержание у учащихся устойчивой мотивации к творчеству, что способствует повышению показателя результативности образовательного процесса в учреждении дополнительного образования. Детям необходимо дать свободу фантазии, научить их творить, мыслить нестандартно, оригинально, смело, любить неизведанное, новое и, преодолевая трудности, идти вперед. Нужно помочь учащимся сохранить уверенность в своей значимости, в интересности возникающих идей и образов, в том, что самостоятельные пробы и поиски – это важный и достойный уважения процесс, полезный для саморазвития личности, повышения творческой адаптации к миру. Только так творческая деятельность ребенка в условиях дополнительного образования будет не угасать, а наоборот, поддерживаться и закрепляться. 

Сегодня много будет говориться о том, а что же такое: мотивация. В самом общем виде мотивация человека к деятельности понимается как совокупность движущих сил, побуждающих человека к осуществлению определённых действий. Вся деятельность человека обусловлена реально существующими потребностями. Люди стремятся либо чего-то достичь, либо чего-то избежать. В узком смысле слова «мотивированная деятельность» - это свободные, обусловленные внутренними побуждениями действия человека, направленные на достижение целей, реализацию интересов.

Применительно к среде дополнительного образования это предполагает готовность и способность учащегося к выполнению различных социально значимых видов деятельности (игровой, учебной, коммуникативной и др.), которые обеспечивают ему социальную адаптацию в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями.

В чем же специфика творческой деятельности учащихся учреждений дополнительного образования и каковы условия ее мотивирования? К условиям мотивации творческой деятельности можно отнести следующее:

- творческая среда учреждения;

- профессиональная компетентность педагога;

- организация процесса обучения;

- учет возрастных особенностей учащихся;

- анализ и оценка результатов творческой деятельности.

Проявлению творческих способностей учащихся мешают определенные барьеры. Их можно разделить на внутренние и внешние.

К внутренним барьерам относятся: стереотипы, излишняя ориентация на одобрение, заниженная самооценка, недостаточный уровень саморегуляции.

К внешним барьерам, которые мешают ученикам проявлять творческие способности, относятся: критика, стресс, дефицит времени.

Преодолеть эти барьеры учащимся в учреждении дополнительного образования может помочь педагог, который старается снять угрозу внешнего оценивания и критических суждений и стремится создать в объединении благоприятную психологическую атмосферу.

Педагогическое общение должно быть эмоционально комфортным и личностно развивающим. Профессионализм общения педагога дополнительного образования состоит в том, чтобы преодолеть естественные трудности общения из-за различий в уровне подготовки, в способностях; помочь ученикам обрести уверенность в общении в качестве полноправных партнеров педагога. Важно помнить, что оптимальное общение – не умение держать дисциплину, а обмен с учащимися духовными ценностями. Общий язык с учащимися – это не язык команд, а язык доверия.

Педагогу дополнительного образования на своих занятиях необходимо:

  1. Создать уютную и безопасную психологическую базу ребенку в его поисках, к которой он мог бы возвращаться.
  2. Поддерживать способности ребенка к творчеству и проявлять сочувствие к неудачам. Избегать неодобрительной оценки творческих идей ребенка.
  3. Быть терпимым к необычным идеям, уважать любопытство, вопросы и идеи ребенка.
  4. Давать ребенку возможность самостоятельно заниматься творческим процессом.
  5. Находить слова поддержки для новых творческих начинаний ребенка.
  6. Поддерживать необходимую для творчества атмосферу, помогая ребенку избежать общественного неодобрения.

В своей работе необходимо использовать разные методы для развития творческих способностей учащихся: эвристический, исследовательский, проблемный, поисковый. Именно эти методы обучения позволяют педагогу предоставить учащимся больше самостоятельности и творческого поиска.

Очевидна необходимость индивидуального подхода к ребенку. Степень сложности, объем знаний, умений, навыков, предлагаемых ребенку для освоения должны способствовать расширению пространства творчества, а не ограничивать живой интерес к процессу, стремлению экспериментировать и искать.

Общеизвестно, что источником деятельности человека и предпосылкой его поведения является потребность. Именно потребности лежат в основе мотивации человека. Поэтому, задачей педагога учреждения дополнительного образования, является создание таких условий, чтобы у воспитанников появилась потребность к творческой деятельности, основанной на интересе. Без наличия интереса и желания заниматься каким-то определенным делом ребенок не будет возвращаться к нему вновь и вновь, уделять ему значительное время, отвергать все многообразие других практических дел. Возникновение познавательного интереса зависит в первую очередь от уровня развития ребенка, его опыта, знаний, той почвы, которая питает интерес, а с другой стороны, от способа подачи материала.

Мотивация учащихся во многом зависит от инициативной позиции педагога на каждом этапе обучения. Характеристикой этой позиции являются: высокий уровень педагогического мышления и его критичность, способность и стремление к проблемному обучению, к ведению диалога с учащимся, стремление к обоснованию своих взглядов, способность к самооценке своей преподавательской деятельности.

Содержательной стороной активизации учебного процесса является подбор материала, составление заданий, конструирование образовательных и педагогических задач на основе проблемного обучения с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Педагог дополнительного образования должен уделять особое внимание детям на занятиях, способствовать развитию творческих способностей учеников, должен видеть потенциал в каждом ученике, внимательно реагировать на все проявления творческой активности. Только благодаря такой работе повышается уровень учебной мотивации, формируются навыки самостоятельности, самоконтроля, интерес к учебным предметам.

Формировать и развивать мотивацию – значит не заложить готовые мотивы и цели в голову учащегося, а поставить его в такие условия и ситуации развертывания активности, где бы желательные мотивы и цели складывались и развивались бы с учетом прошлого опыта, индивидуальности, внутренних устремлений самого учащегося.

Таким образом, мотивация является ключом к продуктивности процесса обучения и определяет эффективность учебной деятельности. Мотивация к творческой деятельности занимает важное место среди компонентов учебной деятельности учреждения дополнительного образования, способствует формированию положительного отношения учащегося к учебному предмету и пониманию его ценностной значимости для личностного развития. Через формирование положительной мотивации можно значительно улучшить качественные показатели познавательных процессов. Сформированность мотивационной сферы является важным показателем качества образовательной деятельности.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мотивация учащихся к творческой деятельности как показатель результативности в условиях дополнительного образования Куренева Ирина А натольевна, методист МУДО ДДТ

Слайд 4

Условия мотивации творческой деятельности

Слайд 5

критика Внешние барьеры стресс д ефицит времени стереотипы Внутренние барьеры з аниженная самооценка излишняя ориентация н а одобрение н едостаточный у ровень саморегуляции

Слайд 12

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование мотивации, учение и развитие познавательной деятельности учащихся на уроках п/о как одно из условий повышения качества образования

Формирование мотивации, учение и развитие познавательной деятельности учащихся на уроках п/о как одно из условий повышения качества образования...

Здоровьесберегающие технологии на занятиях в учреждении дополнительного образования, как условие повышения мотивации обучения.

«Под здоровьем нельзя разуметь одно только наружное благосостояние тела, а нужно понимать вообще естественное гармоническое развитие организма и правильное совершение всех его отправлений». Никол...

Формирование и диагностика компетентностей в условиях дополнительного образования

Дюсенбаева Н.Н., Дюсенбаев А.Н «Дворец творчества детей и молодежи г. Семей» ВКО, РК.В последние годы повышение качества образования достигается за счет общепредметного содержания как...

Актуальные вопросы работы объединения «Музейная лаборатория» с обучающимися СПО В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Молодое поколение – это период интенсивной социализации, усвоения различных нравственных норм, расширения кругозора, развития познавательных интересов, воспроизведения социальных отношений истор...

Инструментарий по выявлению и развитию детской одаренности в условиях дополнительного образования

Одной из педагогических задач сегодня является внедрение в образовательный процесс таких методов и приемов, которые помогут обучающимся не только овладеть определенными знаниями, умениями и навык...

Рабочая программа профессионального модуля Преподавание в области физкультурно-оздоровительной деятельности. Специальность 44.02.03 Педагогика дополнительного образования

Программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта СПО по специальности 44.02.03 Педагогика дополнительного образования....

Сборник тестовых заданий для студентов по междисциплинарным курсам ПМ .01 Преподавание в области музыкальной деятельности специальность 44.02.03 Педагогика дополнительного образования (в области музыкальной деятельности)

Сборник тестов для студентов по междисциплинарным курсам ПМ .01 Преподавание в области музыкальной деятельности разработаны с целью оказания методической помощи студентам колледжа, специальности 44.02...