Образовательная программа дополнительного образования детей «Культура и язык мордовского народа» 1 год обучения
рабочая программа на тему
Многоязычное образование рассматривается сегодня как одно из приоритетных направлений модернизации образования. Знание языков живущих в одном регионе народов воспитывает уважение к культуре , традициям, даёт основу для развития интелектуальных и творческих способностей, обогащает личность.
Программа актуальна, так как реализация данного образовательного компонента предполагает расширение образовательного кругозора учащихся, их знаний об истории и культуре мордовского народа.
Практический результат обученности заключается в формировании умений устной и письменной речи на эрзянском языке, обеспечивающих основные познавательно-коммуникативные потребности учащихся.
Цель программы –пробудить у детей интерес и стремление к общению на эрзянском языке, создавать настрой для дальнейшего его изучения; воспитывать детей в духе уважения к мордовскому народу, его истории и культуре
Основные задачи программы:
- научить школьников воспринимать и понимать эрзянскую речь на слух, говорить и читать по-эрзянски в пределах доступной им тематики, предусмотренной программой;
- формировать у детей навыки коммуникативного общения с учетом программного материала;
- ознакомить учащихся с устно- поэтическим творчеством мордовского народа, с его традициями и обычаями, культурой.
Настоящая программа призвана оказать помощь в организации процесса изучения эрзянского языка на первом году обучения. Постановка целей и отбор содержания обучения предмету осуществяется с позиции возможного реального использования эрзянского языка как в условиях непосредственного общения, в том числе и сносителями языка, так и в ситуациях опосредованного общения (понимание аутентичных аудио- и печатных текстов).
Образовательная программа «Культура и язык мордовского народа» предназначена для организации обучения детей мордвы-эрзи, не владеющих родным языком, а также детей других национальностей. Обучение предлагается вести на основе коммуникативно- деятельностного подхода, при котором учитель придумывает и организует разнообразные игровые ситуации, которые приближают ребенка к восприятию языка в повседневной жизни.
Программа составлена на основе:
Е.В.Вальчук. Программа по изучению эрзянского языка в русскоязычных школах. Министерства образования Мордовии утвержден Министерством образования Республики Мордовия. Саранск, мордовско- книжное издательство 2007г.
Программа рассчитана на один год обучения –35 часов. Один раз в неделю . В процессе их проведения применяются технические средства обучения и наглядность. На занятиях используются не только практический языковой материал, но и решаются воспитательно- образовательные задачи: учащиеся знакомятся с праздниками, традициями и обычаями мордовского народа, осознают собственную национальною принадлежность; воспитываются в духе уважения к другим народам, в духе взаимопонимания и миролюбия. В первый год обучения учащиеся предположительно должны усвоить до 75 активно употребляемых слов и 35 слов иметь в пассивном запасе.
Занятия могут проходить по следующей схеме:
-организационный момент;
-повторение пройденного материала;
-изучение новой темы,
-индивидуальная работа;
-оценка и проверка качества работы школьников.
В конце каждого года обучения проводится тестирование школьников, что позволяет определять уровень достижений каждого, планировать работу по повышению уровня на следующий год вместе с занимающимися. Подведением итогов каждого года обучения может быть выставка творческих работ, составление фотоальбома достижений кружка, пополнение видеоматериалов , участие в праздничных мероприятиях, в конкурсах сочинений на эрзянском языке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kultura.doc | 337.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Образовательная программа дополнительного образования детей
«Культура и язык мордовского народа»
Многоязычное образование рассматривается сегодня как одно из приоритетных направлений модернизации образования. Знание языков живущих в одном регионе народов воспитывает уважение к культуре , традициям, даёт основу для развития интелектуальных и творческих способностей, обогащает личность.
Программа актуальна, так как реализация данного образовательного компонента предполагает расширение образовательного кругозора учащихся, их знаний об истории и культуре мордовского народа.
Практический результат обученности заключается в формировании умений устной и письменной речи на эрзянском языке, обеспечивающих основные познавательно-коммуникативные потребности учащихся.
Цель программы –пробудить у детей интерес и стремление к общению на эрзянском языке, создавать настрой для дальнейшего его изучения; воспитывать детей в духе уважения к мордовскому народу, его истории и культуре
Основные задачи программы:
- научить школьников воспринимать и понимать эрзянскую речь на слух, говорить и читать по-эрзянски в пределах доступной им тематики, предусмотренной программой;
- формировать у детей навыки коммуникативного общения с учетом программного материала;
- ознакомить учащихся с устно- поэтическим творчеством мордовского народа, с его традициями и обычаями, культурой.
Настоящая программа призвана оказать помощь в организации процесса изучения эрзянского языка на первом году обучения. Постановка целей и отбор содержания обучения предмету осуществяется с позиции возможного реального использования эрзянского языка как в условиях непосредственного общения, в том числе и сносителями языка, так и в ситуациях опосредованного общения (понимание аутентичных аудио- и печатных текстов).
Образовательная программа «Культура и язык мордовского народа» предназначена для организации обучения детей мордвы-эрзи, не владеющих родным языком, а также детей других национальностей. Обучение предлагается вести на основе коммуникативно- деятельностного подхода, при котором учитель придумывает и организует разнообразные игровые ситуации, которые приближают ребенка к восприятию языка в повседневной жизни.
Программа составлена на основе:
Е.В.Вальчук. Программа по изучению эрзянского языка в русскоязычных школах. Министерства образования Мордовии утвержден Министерством образования Республики Мордовия. Саранск, мордовско- книжное издательство 2007г.
Программа рассчитана на один год обучения –35 часов. Один раз в неделю . В процессе их проведения применяются технические средства обучения и наглядность. На занятиях используются не только практический языковой материал, но и решаются воспитательно- образовательные задачи: учащиеся знакомятся с праздниками, традициями и обычаями мордовского народа, осознают собственную национальною принадлежность; воспитываются в духе уважения к другим народам, в духе взаимопонимания и миролюбия. В первый год обучения учащиеся предположительно должны усвоить до 75 активно употребляемых слов и 35 слов иметь в пассивном запасе.
Занятия могут проходить по следующей схеме:
- организационный момент;
-повторение пройденного материала;
- изучение новой темы,
- индивидуальная работа;
- оценка и проверка качества работы школьников.
В конце каждого года обучения проводится тестирование школьников, что позволяет определять уровень достижений каждого, планировать работу по повышению уровня на следующий год вместе с занимающимися. Подведением итогов каждого года обучения может быть выставка творческих работ, составление фотоальбома достижений кружка, пополнение видеоматериалов , участие в праздничных мероприятиях, в конкурсах сочинений на эрзянском языке.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№ | Разделы. | Количество часов |
1. | Вводное занятие. | 1 |
2. | Моя школа. | 5 |
3. | Я и моя семья | 3 |
4. | Мои друзья | 2 |
5. | Мой дом | 2 |
6. | Я и моё здоровье | 2 |
7. | Мир вокруг меня | 13 |
8. | Наши друзья животные | 2 |
9 | Моя малая Родина | 4 |
10 | Резерв времени Всего часов: | 1 35 |
Учебно – тематический план
№ | Разделы. Темы. | Всего часов | |||||||
I. | Вводное занятие. | 1 | |||||||
1. | Организационные вопросы. | ||||||||
II. | Моя школа | 5 | |||||||
2 | Знакомство | 1 | |||||||
3 | Школьные принадлежности | 1 | |||||||
4 | Я -ученик | 1 | |||||||
5 | Наш класс | 1 | |||||||
6 | Счёт до 10 | 1 | |||||||
III. | Я и моя семья | 3 | |||||||
7 | Члены семьи | 1 | |||||||
8-9 | Взаимоотношения в семье | 2 | |||||||
IV. | Мои друзья | 2 | |||||||
10 | Мой друг | 1 | |||||||
11 | Мордовские писатели-детям | 1 | |||||||
V. | Мой дом | 2 | |||||||
12 | Мой дом | 1 | |||||||
13 | Посуда | 1 | |||||||
VI. | Я и моё здоровье | 2 | |||||||
14 | Человек и его здоровье | 1 | |||||||
15 | Чистота-залог здоровья | 1 | |||||||
YII. | Мир вокруг меня | 13 | |||||||
16 | Времена года | 1 | |||||||
17- 18 | Осень. Приметы осени | 2 | |||||||
19- 20 | Поздняя осень | 2 | |||||||
21 | Дары осени. Фрукты. | 1 | |||||||
22- 23 | Дары осени. Овощи | 2 | |||||||
24 | Продукты питания | 1 | |||||||
25 | Зима. Приметы зимы | 1 | |||||||
26- 27 | Весёлый Новый год | 2 | |||||||
28 | Весна .Приметы весны | 1 | |||||||
VIII | Наши друзья животные | 2 | |||||||
29 | Дикие животные | 1 | |||||||
30 | Домашние животные | 1 | |||||||
IX | Моя малая Родина | 4 | |||||||
31- 32 | Мой родной город | 2 | |||||||
33- 34 | Экскурсия по родному городу | 2 | |||||||
35. | Резерв времени | 1 | |||||||
Итого | 35 |
Перечень умений и знаний, формируемых у школьников.
Школьники должны знать и уметь:
- усвоить словарь и весь языковой материал, предназначенный на первый год обучения;
- правильно произносить и различать на слух звуки, слова, словосочетания и предложения эрзянского языка, соблюдать интонацию повествовательных и восклицательных предложений;
- понимать речь учителя, детей, речь в звукозаписи в объеме программы;
- уметь отвечать на вопросы одним словом или предложением, самому задавать вопросы. Вести небольшой диалог;
- называть свое имя и спрашивать имена других, понимать обращенную к нему речь в рамках предусмотренного языкового материала;
- давать краткое описание предмета, явления, указывать наиболее существенные признаки: цвет, вкус, размер…;
- рассказывать о себе, о своей семье. О жизни в школе в форме краткого изложения;
- составить небольшой рассказ из 3-5 предложений по картинке или воображаемой ситуации;
- усвоить несколько произведений из устно- поэтического творчества мордовского народа: 1-2 песенки, 1-2 считалки, 4-5 загадок, сказку и воспроизводить их наизусть.
Содержание программы.
Первый год обучения
- Вводное занятие. 1час
II. Моя школа. 5 часов
Приветствие. Знакомство. Представление друга. Учебные действия школьника. Описание класса.Перечисление предметов в классе и их счёт.Счёт до 10. Школьные принадлежности. Наличие или отсутствие школьной принадлежности.Речевой этикет.
Ответ на вопрос «Сколько?»Единственное и множественное число имён существительных.
III. Я и моя семья. 3часа.
Название членов семьи. Обращение к членам семьи.Взаимоотношения в семье.Любовь и уважение другк другу, взаимопомощь,забота членов семьи друг о друге.
IY.Мои друзья. 2часа
Рассказ о друге(подруге): как зовут, где учится. Наши совместные занятия: игры, учёба. Названия детских игрушек. Подвижные игры мордовского народа(«в ворона). Произведения мордовских писателей о дружбе.
Y. Мой дом. 2часа.
Мой дом в городе.Помощь по дому. Приготовление пищи. Домащняя посуда, её использование.
YI.Я и моё здоровье. 2 часа.
Человек. Части тела человека. Цвет глаз, волос. Правила личной гигиены человека.
YIII. Наши друзья- животные. 2 часа.
Названия диких животных и их детёнышей.Польза домашних животнных. Забота человека о домашних животнных. Птицы и польза, приносимая ими.
IX. Мир вокруг меня.13 часов.
Времена года. Осень. Приметы осени: дождь, ветер, листопад. Названия цвета. Дары осени. Названия овощей, фруктов. Продукты питания. Зима. Приход зимы: морозы,выпадение снега. Новогодний праздник. Подготовка к Новому году: украшение ёлки. Встреча Деда Мороза и Снегурочки. Весна. Приметы весны. Солнце,тепло, таяние снега,ручьи, сосульки, прилёт птиц,первые цветы. Ответ на вопрос «Какой?»
- Моя малая Родина. 4 часа.
Название населенного пункта, в котором я живу. Его краткое описание (большой , маленький,красивый). Экскурсия по родному городу.
Резерв времени. 1час
Литература
- Вальчук Е. В, Исайкина А. И., Лаькина С.Ю. Программа по изучению эрзянского языка в начальных классах с русскоязычными или смешанным по национальному составу контингентам обучающихся. Саранск, Мордовский РИО, 2006г.
- Исайкина А.И. программа и методические рекомендации по обучению детей мордовским (мокша, эрзя) языкам в дошкольных образовательных учреждениях. Саранск, Мордовский РИПКРО, 1997г.
- А.Ш Кержнер, В.А.Архипова, Н.С.Нурмухаметова, В.Д.Кирюшкина "Култура народов поволжья." Программа и методические рекомендации. Ульновск УИПКПРО 2011г.
- Николаева Т.В. " Организация внеклассной работы по мордовскому языку и литературе". Сборник материалов. ОГБОУ УИПКПРО. Ульяновск 2012г.
- Николаева Т.В. " Оценивание образовательных результатов по родному языку в условиях введения ФГОС основного общего образования".Методические рекомендации. ОГБОУ УИПКПРО. Ульяновск 2013г.
- В. А. Балашов, М. С. Волкова, Н. Ф. Мокшин, В. Н. Шитов, В. А. Юрчёнков.Энциклопедия .Мордовия.
Календарно-тематический план на 2014-2015 учебный год По программе «Культура и язык мордовского народа» Педагог: Дерунова Лидия Васильевна 1 год обучения | |||||||||||||||||
№ занятия | Дата | Наименование раздела, темы | Кол. час | Вид занятий: учебные | Вид занятий :контрольные | Дидактическое обеспечение | |||||||||||
1. | Вводное занятие. Организационные вопросы. Правила по технике безопас-ности. Проведение инструктажей | 1 | Беседа | Входящая диагностика – игра-знакомство «Давай договоримся». | Плакаты по технике безопасности, выставка работ учащихся | ||||||||||||
2. | Моя школа( 5часов) Знакомство |
1 | Беседа Экскурсия в этнографический зал | Выполнение эссе «Каждый человек должен знать историю, культуру своего народа» | Иллюстрации, книги,одежда мордовского народа. Словарь русско-мордовский. | ||||||||||||
3. | Школьные принадлежности | 1 | Беседа Практика. Уточнить уровень знаний на мордовском языке предметов школьных принадлежностей | Рисунки учащихся предметов школьных принадлежностей и написание их названий. | Школьные принадлежности. Русско-мордовский словарь. | ||||||||||||
4 | Я-ученик | 1 | Беседа. Практика. Научиться составлять небольшой рассказ с использованием лексического материала по теме. | Мини-сочинения уч-ся по теме. | Русско-мордовский словарь. | ||||||||||||
5 | Наш класс | 1 | Беседа Практика. Составление описательного рассказа освоём школьном кабинете. | Устный рассказ освоём классе с использованием речевых образцов по теме. | Демонстрация книжных зарисовок и журнальных иллюстраций о школе. | ||||||||||||
6. | Счёт до 10. | 1 | Беседа Практика. Отработать навыки счёта с 1 до 10 | Устный счёт от 1до 10. | Карточки с иллюстрациями с изображением цифр | ||||||||||||
7. | Я и моя семья (3часа) Члены семьи |
1 | Беседа Практика. Понятие генеалогического дерева. Составление генеалогического дерева семьи. Семейное древо в портфолио. Творческие проекты. Подборка фото- и видеоматериалов. | Конкурс портфолио «генеалогического дерева» | Демонстрация книжных зарисовок и журнальных иллюстраций про семью | ||||||||||||
8-9 | Взаимоотношения в семье | 2 | Беседа. Научить составлять небольшой рассказ с использованием лексического материала по теме. | Рисунки уч-ся с изображением микроклимата в семье и краткий рассказ по ним. | Демонсрация фотографий из семейных албомов | ||||||||||||
Мои друзья(2часа) | |||||||||||||||||
10 | Мой друг. | 1 | Беседа Практика. Научить составлять небольшой рассказ с использованием лексического материала по теме. | Устный рассказ освоём друге (подруге) с использованием новых слов. | |||||||||||||
11. | Мордовские писатели-детям | 1 | Беседа Практика. Знакомство с выдающимися мордовскими детскими писателями и их произведениями. | Пересказ небольших произвндений | Выставка книг с произведениями дет-х морд-х писателей. | ||||||||||||
Мой дом(2часа) | |||||||||||||||||
12. | Мой дом | 1 | Беседа Практика Знакомство с новыми словами :ош,веле, кудо, ушо,ламо. | Описательный рассказс использованием речевых образцов по теме | Подборка иллюстраций с изображением улиц городов ,сел , домов | ||||||||||||
13. | Посуда | 1 | Беседа Практика Знакомство с основными предметами посуды морд.-го народа , слексическим материалом, речевыми образцами по теме. | Проверить усвоение слов: пеель, пенч, ям, каямс, ярсамс,пидемс; речевых образцов: авам пиди ям. Минь лездятано, Мон саинь пенч. | |||||||||||||
14. | Я и моё здоровье Человек и его здоровье. | 1 | Беседа Практика.Научить составлять небольшой рассказ с использованием лексического материала по теме. | Проверить усвоение слов: ломань, пря, кедь, пильге, рунго, чама, сельме, судо, курго; речевых образцов:Те ломань. Cонзеэ вейке пря,кавто кедензэ. | Иллюстрации с изображением частей тела человека. | ||||||||||||
15. | Чистота-залог здоровья | 1 | Беседа Практика.Знакомство с новыми словами:эряви ,ванькс, пиле, кель,сур, пей, черть,нардамс, ванськавтомс, судрямс | Составление речевых образцов:Эряви свал ванськавтомс пейть,шлямс чама ды кедть, судрямс черть. Мон шлия чамам. Мон нардынь кедень. | |||||||||||||
Мир вокруг меня(12часов) | |||||||||||||||||
16. | Времена года | 1 | Беседа. Практика.. Знакомство с новыми словами: сёкс, теле, тундо, кизе,сась, ютась, якшамо, лембе. | Составление речевых образцов: cась сёксесь.Сась телесь. Тельня якшамо.Ютась телесь. Сась тундось. Тунда лембе. | Иллюстрации с временами года. | ||||||||||||
17- 18 | Осень.Приметы осени. | 2 | Беседа. Практика. Знакомство с новыми словами:чипай, менель, чувто, лопа,мода, ожо, сэнь,тюжа, раужо,кодамо? | Составление речевых образцов:Мон рисован сёкс. Менельсе чипай. Те чувто, те лопа. Лопась кодамо? Лопась ожо. Менелесь сень.Чувтось тюжа. | |||||||||||||
19- 20. | Поздняя осень | 2 | Беседа. Практика. Знакомство с новыми словами: пель, моли, пиземе, моли, варма, нармунь,туемс. | Составление рассказа с использованием новых слов по теме во время рогулки поосеннему парку. | |||||||||||||
21. | Дары осени. Фрукты. | 1 | Беседа. Практика. Знакомство с новыми словами: сад,пире, кенеремс , умарь, пиже,тантей.якстере, ламо | Составление речевых образцов: Тесе сад пире.Касыть умарть. Чувтоть, слива чувтоть. Чувто лангсо касыть умартне.умаресь кодамо?умаресь тантей. | Демонстрация фруктов:яблоко, груша, виноград. | ||||||||||||
22- 23. | Дары осени. Овощи. | 2 | Беседа. Практика. Знакомство с новыми словами: эмеж, пире, чурька, куяр, капста, пурька, якстерькай, модамарь, касомс. | Составление речевых образцов: тесе эмеж пире. Эмежпиреса касыть чуркат, капстат, якстеркайт. Куярс кодамо? Куярс пиже. Помидорось якстере Пуркась тантей | Демонстрация овощей: лука, помидоры, огурца, капусты | ||||||||||||
24. | Продукты питания | 1 | Беседа. Практика. Знакомство с историей мордовской кухни, снациональными блюдами мордовского народа, с новыми словами: ям, кши, ловсо, сывель, пидемс, ярсамс, симемс. | Составление рассказа с использованием новых слов по теме. | |||||||||||||
25. | Зима. Приметы зимы | 1 | Беседа .Практика. Знакомство с новыми словами по теме: лов, эй, ашо, весе, теемс, вельтямс, кенярдомс. | Составление рассказа с использованием новых слов по теме | |||||||||||||
26- 27. | Весёлый Новый год | 2 | Беседа. Практика. Знакомство с новогодними обрядами и традициями мордовского народа, с новыми словами: куз, тюс, Якшамате, Ловняске, казне, мазылгавтомс, киштемс, морамс, ёвтнемс, покшчи. | Составление речевых образцов:Сась од иень покшчись. Школасо покш пиже куз. Сонзе лангсо якстере, ожо, сень тюсонь шарт. Сонзе мазылгавтызь эйкакштне. Састь Якшамате и Ловняське.Эйкакштне морысть моро. Цёрынесь ёвтнесь стихотворения. Якшам атясь весенень максы казнеть. | Иллюстрации о новогоднем празднике | ||||||||||||
28. | Весна .Приметы весны | 1 | Беседа. Практика. Знакомство с новыми словами по теме:эйзюро, цеця, чудикерькс, тикше, маней, мазый, соламс, эждямс, панжовомс, чудемс. | Составление речевых образцов: сась тундось. Читне манейть. Чипаесь эжди моданть.Солы ловось.Кудотне лангсо эйзюрот. Чудитьчудикерькст.Тикшесь пиже. Панжовсть мазый цецят. | Рисунки , иллюстрации с изображением весны. | ||||||||||||
Наши друзья животные (2часа) | |||||||||||||||||
29. | Дикие животные | 1 | Беседа. Практика. Знакомство с названиями диких животных и их детёнышей:вирь, ривезь, вергиз, нумоло, ур, овто, левкс, идем ракша. | Составление речевых образцов: Вергизесь эри вирсэ. Сон ярсы сывельде. Нумолось ашо. Овтось покш. Нумолось ашо. Ривезенть ривезлевксензэ. | Рисунки , иллюстрации с изображением диких животных и их детёнышей: | ||||||||||||
30. | Домашние животные | 1 | Беседа .Практика. Практика Знакомство с названиями домашних животных и их детёнышей: скал, туво, туво, алаша, катка, киска, тикше, кудоютконь ракша. | Рисунки , иллюстрации с изображением домашних животных и их детёнышей: | |||||||||||||
Моя малая Родина(4часа) | |||||||||||||||||
31- 32 | Мой родной город | 2 | Беседа. Практика . Герб, гимн города. Экскурсия по главной площади города. Подготовка исторической справки для папки. | Разработка городских экскурсионных маршрутов. Виртуальная и пешеходная экскурсии по городу. | |||||||||||||
33- 34 | Экскурсия по родному городу | 2 | Устные ответы, Викторина. | ||||||||||||||
35 | Резерв времени | 1 | |||||||||||||||
Итого | 35 |
Пояснительная записка
Образовательная программа дополнительного образования детей
«Культура и язык мордовского народа»
Многоязычное образование рассматривается сегодня как одно из приоритетных направлений модернизации образования. Знание языков живущих в одном регионе народов воспитывает уважение к культуре , традициям, даёт основу для развития интелектуальных и творческих способностей, обогащает личность.
Программа актуальна, так как реализация данного образовательного компонента предполагает расширение образовательного кругозора учащихся, их знаний об истории и культуре мордовского народа.
Практический результат обученности заключается в формировании умений устной и письменной речи на эрзянском языке, обеспечивающих основные познавательно-коммуникативные потребности учащихся.
Цель программы –пробудить у детей интерес и стремление к общению на эрзянском языке, создавать настрой для дальнейшего его изучения; воспитывать детей в духе уважения к мордовскому народу, его истории и культуре
Основные задачи программы:
- научить школьников воспринимать и понимать эрзянскую речь на слух, говорить и читать по-эрзянски в пределах доступной им тематики, предусмотренной программой;
- формировать у детей навыки коммуникативного общения с учетом программного материала;
- ознакомить учащихся с устно- поэтическим творчеством мордовского народа, с его традициями и обычаями, культурой.
Настоящая программа призвана оказать помощь в организации процесса изучения эрзянского языка на первом году обучения. Постановка целей и отбор содержания обучения предмету осуществяется с позиции возможного реального использования эрзянского языка как в условиях непосредственного общения, в том числе и сносителями языка, так и в ситуациях опосредованного общения (понимание аутентичных аудио- и печатных текстов).
Образовательная программа «Культура и язык мордовского народа» предназначена для организации обучения детей мордвы-эрзи, не владеющих родным языком, а также детей других национальностей. Обучение предлагается вести на основе коммуникативно- деятельностного подхода, при котором учитель придумывает и организует разнообразные игровые ситуации, которые приближают ребенка к восприятию языка в повседневной жизни.
Программа составлена на основе:
Е.В.Вальчук. Программа по изучению эрзянского языка в русскоязычных школах. Министерства образования Мордовии утвержден Министерством образования Республики Мордовия. Саранск, мордовско- книжное издательство 2007г.
Программа рассчитана на один год обучения –68 часов. Один раз в неделю по 2 часа. В процессе их проведения применяются технические средства обучения и наглядность. На занятиях используются не только практический языковой материал, но и решаются воспитательно- образовательные задачи: учащиеся знакомятся с праздниками, традициями и обычаями мордовского народа, осознают собственную национальною принадлежность; воспитываются в духе уважения к другим народам, в духе взаимопонимания и миролюбия. В первый год обучения учащиеся предположительно должны усвоить до 150 активно употребляемых слов и 75 слов иметь в пассивном запасе.
Занятия целесообразно проводить с перерывами в 10 – 15 минут. Занятия могут проходить по следующей схеме:
- организационный момент;
-повторение пройденного материала;
- изучение новой темы,
- индивидуальная работа;
- оценка и проверка качества работы школьников.
В конце каждого года обучения проводится тестирование школьников, что позволяет определять уровень достижений каждого, планировать работу по повышению уровня на следующий год вместе с занимающимися. Подведением итогов каждого года обучения может быть выставка творческих работ, составление фотоальбома достижений кружка, пополнение видеоматериалов , участие в праздничных мероприятиях, в конкурсах сочинений на эрзянском языке.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№ | Разделы. | Количество часов |
1. | Вводное занятие. | 1 |
2. | Моя школа. | 10 |
3. | Я и моя семья | 3 |
4. | Мои друзья | 10 |
5. | Мой дом | 4 |
6. | Я и моё здоровье | 5 |
7. | Мир вокруг меня | 26 |
8. | Наши друзья животные | 7 |
9 | Моя малая Родина | 3 |
10 | Резерв времени Всего часов: | 3 70 |
Учебно – тематический план
№ | Разделы. Темы. | Всего часов | |||||||
I. | Вводное занятие. | 1 | |||||||
1. | Организационные вопросы. | ||||||||
II. | Моя школа | 10 | |||||||
1. | Знакомство | 2 | |||||||
2 | Школьные принадлежности | 2 | |||||||
3. | Я -ученик | 2 | |||||||
4 . | Наш класс | 2 | |||||||
5. | Счёт до 10 | 2 | |||||||
III. | Я и моя семья | 3 | |||||||
6. | Члены семьи | 2 | |||||||
7. | Взаимоотношения в семье | 1 | |||||||
IV. | Мои друзья | 10 | |||||||
8 | Мой друг | 2 | |||||||
9. | Любимые игрушки | 2 | |||||||
10. | Наши любимые игры | 2 | |||||||
11. | Мордовские писатели-детям | 2 | |||||||
12. | Повторение пройденного | 2 | |||||||
V. | Мой дом | 4 | |||||||
13. | Мой дом | 2 | |||||||
14. | Посуда | 2 | |||||||
VI. | Я и моё здоровье | 5 | |||||||
15. | Человек и его здоровье | 2 | |||||||
16. | Чистота-залог здоровья | 3 | |||||||
YII. | Мир вокруг меня | 26 | |||||||
17. | Времена года | 2 | |||||||
18. | Осень приметы осени | 3 | |||||||
19. | Поздняя осень | 3 | |||||||
20. | Дары осени. Фрукты. | 2 | |||||||
21. | Дары осени. Овощи | 3 | |||||||
22. | Продукты питания | 3 | |||||||
23. | Зима. Приметы зимы | 3 | |||||||
24. | Весёлый Новый год | 3 | |||||||
25. | Весна .Приметы весны | 4 | |||||||
VIII. | Наши друзья животные | 7 | |||||||
26. | Дикие животные | 2 | |||||||
27. | Домашние животные | 2 | |||||||
28. | Забота о домашних питомцах | 2 | |||||||
29 | Птицы -наши друзья | 1 | |||||||
IX | Моя малая Родина | 3 | |||||||
30. | Мой родной город | 2 | |||||||
31. | Экскурсия по родному городу | 1 | |||||||
32. | Резерв времени | 3 | |||||||
Итого | 72 |
Перечень умений и знаний, формируемых у школьников.
Школьники должны знать и уметь:
- усвоить словарь и весь языковой материал, предназначенный на первый год обучения;
- правильно произносить и различать на слух звуки, слова, словосочетания и предложения эрзянского языка, соблюдать интонацию повествовательных и восклицательных предложений;
- понимать речь учителя, детей, речь в звукозаписи в объеме программы;
- уметь отвечать на вопросы одним словом или предложением, самому задавать вопросы. Вести небольшой диалог;
- называть свое имя и спрашивать имена других, понимать обращенную к нему речь в рамках предусмотренного языкового материала;
- давать краткое описание предмета, явления, указывать наиболее существенные признаки: цвет, вкус, размер…;
- рассказывать о себе, о своей семье. О жизни в школе в форме краткого изложения;
- составить небольшой рассказ из 3-5 предложений по картинке или воображаемой ситуации;
- усвоить несколько произведений из устно- поэтического творчества мордовского народа: 1-2 песенки, 1-2 считалки, 4-5 загадок, сказку и воспроизводить их наизусть.
Содержание программы.
Первый год обучения
- Вводное занятие.
II. Моя школа. 10часов
Приветствие. Знакомство. Представление друга. Учебные действия школьника. Описание класса.Перечисление предметов в классе и их счёт.Счёт до 10. Школьные принадлежности. Наличие или отсутствие школьной принадлежности.Речевой этикет.
Ответ на вопрос «Сколько?»Единственное и множественное число имён существительных.
III. Я и моя семья. 3часа.
Название членов семьи. Обращение к членам семьи.Взаимоотношения в семье.Любовь и уважение другк другу, взаимопомощь,забота членов семьи друг о друге.
IY.Мои друзья. 10часов
Рассказ о друге(подруге): как зовут, где учится. Наши совместные занятия: игры, учёба. Названия детских игрушек. Подвижные игры мордовского народа(«в ворона). Произведения мордовских писателей о дружбе.
Y. Мой дом. 3часа.
Мой дом в городе.Помощь подому. Приготовление пищи. Домащняя посуда, её использование.
YI.Я и моё здоровье. 5 часов.
Человек. Части тела человека. Цвет глаз, волос. Правила личной гигиены человека.
YIII. Наши друзья- животные. 7 часов.
Названия диких животных и их детёнышей.Польза домашних животнных. Забота человека о домашних животнных. Птицы и польза, приносимая ими.
IX. Мир вокруг меня.26 часов.
Времена года. Осень. Приметы осени: дождь, ветер, листопад. Названия цвета. Дары осени. Названия овощей, фруктов. Продукты питания. Зима. Приход зимы: морозы,выпадение снега. Новогодний праздник. Подготовка к Новому году: украшение ёлки. Встреча Деда Мороза и Снегурочки. Весна. Приметы весны. Солнце,тепло, таяние снега,ручьи, сосульки, прилёт птиц,первые цветы. Ответ на вопрос «Какой?»
- Моя малая Родина. 3 часа.
Название населенного пункта, в котором я живу. Его краткое описание (большой , маленький,красивый). Экскурсия по родному городу.
Литература
- Вальчук Е. В, Исайкина А. И., Лаькина С.Ю. программа по изучению эрзянского языка в начальных классах с русскоязычными или смешанным по национальному составу контингентам обучающихся. Саранск, Мордовский РИО, 2006г.
- Исайкина А.И. программа и методические рекомендации по обучению детей мордовским (мокша, эрязя) языкам в дошкольных образовательных учреждениях. Саранск, Мордовский РИПКРО, 1997г.
- Зиновьев Н.В., Зиновьева Т.Н. Темтине. Саранск, Мордовское книжное издательство, 1992г.
- Зиновьев Н.В., Зиновьева Т.И.Цековне. Мордовское книжное издательство,1993г.
- Зиновьев Н.В., Зиновьева Т.Н. Чивалдо. 3 класс. Саранск, Мордовское книжное издательство, 1995г.
Учебно – тематический план
№ | Разделы. Темы. | Всего часов | В том числе: | |
теорети-ческие | практи-ческие | |||
I. | Вводное занятие. | 1 | ||
1. | Организационные вопросы. | 1 | 1 | |
II. | Моя школа | 10 | ||
1. | Знакомство | 2 | 1 | 1 |
2 | Школьные принадлежности | 2 | 1 | 1 |
3. | Я -ученик | 2 | 1 | 1 |
4 . | Наш класс | 2 | 1 | 1 |
5. | Счёт до 10 | 2 | 1 | 1 |
III. | Я и моя семья | 3 | ||
6. | Члены семьи | 2 | 1 | 1 |
7. | Взаимоотношения в семье | 1 | 1 | |
IV. | Мои друзья | 10 | ||
8 | Мой друг | 2 | 1 | 1 |
9. | Любимые игрушки | 2 | 1 | 1 |
10. | Наши любимые игры | 2 | 1 | 1 |
11. | Мордовские писатели-детям | 2 | 1 | 1 |
12. | Повторение пройденного | 2 | 1 | 1 |
V. | Мой дом | 4 | ||
13. | Мой дом | 2 | 1 | 1 |
14. | Посуда | 2 | 1 | 1 |
VI. | Я и моё здоровье | 5 | ||
15. | Человек и его здоровье | 2 | 1 | 1 |
16. | Чистота-залог здоровья | 3 | 1 | 2 |
YII. | Мир вокруг меня | 26 | ||
17. | Времена года | 2 | 1 | 1 |
18. | Осень приметы осени | 3 | 1 | 2 |
19. | Поздняя осень | 3 | 1 | 2 |
20. | Дары осени. Фрукты. | 2 | 1 | 1 |
21. | Дары осени. Овощи | 3 | 1 | 2 |
22. | Продукты питания | 3 | 1 | 2 |
23. | Зима. Приметы зимы | 3 | 1 | 2 |
24. | Весёлый Новый год | 3 | 1 | 2 |
25. | Весна .Приметы весны | 4 | 2 | 2 |
VIII. | Наши друзья животные | 7 | ||
26. | Дикие животные | 2 | 1 | 1 |
27. | Домашние животные | 2 | 1 | 1 |
28. | Забота о домашних питомцах | 2 | 1 | 1 |
29 | Птицы -наши друзья | 1 | 1 | |
IX | Моя малая Родина | 3 | ||
30. | Мой родной город | 2 | 1 | 1 |
31. | Экскурсия по родному городу | 4 | 2 | 2 |
Итого | 72 |
Календарно-тематический план на 2012-2013 учебный год По программе «Мои права» Педагог: Дерунова Лидия Васильевна 1 год обучения | |||||||||||||
№ занятия | Дата | Наименование раздела, темы | Кол. час | Вид занятий: учебные | Вид занятий: контрольные.(Основные виды деятельности учащихся) | Дидактическое обеспечение | |||||||
1. | ВведеениеПонятие «право».Право, его роль в жизни общества и государства. | 1 | Установочная проблемная лекция | Составление таблицы «Права человека» | Игра «Словесные ассоциации» к понятию «права человека», листы бумаги, маркеры. | ||||||||
2. | Нормы права. Нормативный правовой акт. |
1 | Лекция. | Решение тестовых заданий | Тестовые задания | ||||||||
3-4 | Понятие правоотношений. | 2 | Занятие-тренинг. | Решение тестовых заданий.Работа с кодификатором и спецификатором. | Тестовые задания | ||||||||
5 | 1. История прав человека Права человека в различные исторические эпохи |
4 1 | Семинарское занятие | Развернутые выступления учащихся по предложенному заранее плану. | Хрестоматийный справочный материал о правах человека в различные исторические эпохи | ||||||||
6. | Права человека в трудах античных философов Аристотеля и Цицерона. | 1 | Лабораторное занятие | Работа с документами | Хрестоматийный справочный материал о полисном устройстве древних Афин | ||||||||
7-8 | Великая хартия вольностей. |
2 | Деловая игра | Решение проблемных задач. Решение тестовых заданий. | Отрывки из документа «Великая хартия вольностей.» | ||||||||
9-10 | 2. Права человека Основные принципы и стандарты прав человека | 16 2 | Лекция | Работа с документами,высказываниями.Решение тестовых заданий. | Всеобщая декларация прав человека, Конвенция о правах ребёнка, высказывания мыслителей. | ||||||||
11- 12 | Виды прав человека | 2 | Эвристическая беседа | Составление и заполнение таблицы «Права человека» | Всеобщая декларация прав человека, Конвенция о правах ребёнка,глава 2 Конституции РФ. | ||||||||
13- 16 | Всеобщая декларация прав человека | 4 | Лекция. Лабораторное занятие | Работа с документом. Анализ сказок. Решение тестовых заданий. | Всеобщая декларация прав человека | ||||||||
17- 18 | Конституция РФ о правах человека | 2 | Лекция. Лабораторное занятие | Работа с документом. Решение тестовых заданий. | Глава 2 Конституции РФ. | ||||||||
19- 22 | Конвенция о правах ребёнка | 4 | Лекция. Лабораторное занятие | Работа с документом. Составление схемы «Права ребёнка»Решение тестовых заданий. | Конвенция о правах ребёнка. Карточки с заданиями. | ||||||||
23- 24 | Права человека:принципы, виды, стандарты | 2 | Беседа с использованием составленных учащимися схем, таблиц. | Деловая игра: решение проблемных заданий, составление Кодекса школы. | Проблемные задания | ||||||||
3. Права человека в современном мире | 16 | ||||||||||||
25- 28 | Нарушения прав человека в современном мире. | 4 | Лекция. Эвристическая беседа.Работа с материалами СМИ. | Заполнение таблицы «Права человека».Деловая игра: «Выпуск газеты.»Решение тестовых заданий. | Материалы СМИ, отрывок из романа Дж. Оруэлла «1984» | ||||||||
29- 30 | Соблюдение прав человека | 2 | Эвристическая беседа. | Составление и заполнение схемы «Гарантия прав человека» | Схема «Гарантия прав человека» | ||||||||
31- 34 | Лица, нуждающиеся в специальных правх | 4 | Эвристическая беседа. Работа с документом. | Подбор материалов СМИ. Деловая игра: «Выпуск газеты.»Решение тестовых заданий. | Конвенция о статусе беженцев. | ||||||||
35- 36 | Организация защиты прав человека | 2 | Лекция с элементами эвристической беседы | Составление и заполнение схемы «Органы и их полномочия по защите прав человека» | |||||||||
37- 40 | Дискриминация или защита прав человека | 4 | Лекция с элементами эвристической беседы. | Сюжетно-ролевая игра «Суд над смертной казнью». Эссе. | Карточки с высказываниями | ||||||||
4. Ориентир в лабиринте закона | 30 | ||||||||||||
41- 44 | Виды павонарушений.Преступление | 4 | Лекция с элементами эвристической беседы. | Работа с раздаточным материалом. Заполнение таблицы «Виды павонарушений» | Карточки с заданиями | ||||||||
45- 48 | Основные понятия уголовного права | 4 | Лекция с элементами эвристической беседы. | Инсценировка «Кража в универмаге». Эссе | УК РФ.Карточки с заданиями. | ||||||||
49- 50 | Как не стать жертвой преступления | 2 | Беседа. | Игра «Клуб знатоков» | Карточки с заданиями. | ||||||||
51- 54 | Возбуждение уголовного дела | 4 | Лекция. Игры «Шерлок Холмс» и «Заявление о преступлении» | Работа с раздаточным материалом. Написать письменное заявление в полицию по предложенному образцу | Карточки с заданиями. | ||||||||
55- 58 | Возмещение ущерба от преступления | 4 | Лекция с элементами эвристической беседы. Интеллект-я игра «Участники уголовного процесса» | Дискуссия по предложенным вопросам | Материалы СМИ | ||||||||
59- 60 | Права и обязанности потерпевшего и свидетеля | 2 | Лекция с элементами эвристической беседы.Ролевая игра «Допрос потерпевшего и свидетеля» | Работа с раздаточным материалом. Игра «Клуб знатоков» | Карточки с заданиями. | ||||||||
61- 62 | Если вас задержали | 2 | Беседа.Изучение этапов задержания | Дискуссия по предложенным вопросам | УК РФ.Карточки с заданиями. | ||||||||
63- 64 | Прва и обязанности подозреваемого и обвиняемого | 2 | Беседа.Изучение этапов задержания | Дискуссия по предложенным вопросам | УК РФ.Карточки с заданиями. | ||||||||
65- 70 | Судебное разбирательство | 6 | Лекция с элементами эвристической беседы | Работа с раздаточным материалом. Иммитационная игра «Судебное разбирательство».Реше- ние тестовых заданий. | Карточки с заданиями. | ||||||||
71- 72 | Итоговое занятие. Права и отвтственность человека. | 2 | Беседа. | Эссе. Решение тестовых заданий. | Плакаты с высказываниями мыслителей, маркеры. Листы бумаги. | ||||||||
Всего 72 |
Кружковое занятие по мордовской культуре как ресурс формирования нравственного здоровья
учащихся в условиях реализации ФГОС
Основным принципом государственной политики в сфере образования является защита и развитие национальных языков и культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства. В условиях современной модернизации системы образования он может быть реализован через различные образовательные программы с этнокультурной направленностью. Такой подход даст возможность удовлетворить культурные и языковые потребности народов России.
Многоязычное образование в российской школе рассматривается как одно из приоритетных направлений модернизации школьного образования. Знание языков живущих в одном регионе народов воспитывает уважение к культуре, традициям, даёт основу для развития интеллектуальных и творческих способностей, обогащает личность в процессе самореализации.
Этнокультурная направленность образования призвана решать задачи развития личности обучающихся, способствует формированию нравственного здоровья учащихся.
Цель нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования, предъявляемые обществом, превратить во внутренние стимулы развития личности каждого ребёнка, воспитывать такие социально-значимые качества личности, как долг, совесть, достоинство, толерантность, милосердие.
Любить, уважать свой народ, язык, прививать нашим детям любовь ко всему национальному – дело и благополучное, и ответственное. Ведь мы должны воспитывать гражданина Отечества, способного сберечь и приумножить лучшие традиции нашего народа, сохранить то целительное зерно, из которого произрастает душа.
Для достижения необходимого уровня образовательных результатов обучающихся необходимо максимально использовать все имеющиеся ресурсы. Особого внимания заслуживает система кружковых занятий, которая при правильной организации позволяет формировать у учащихся ключевые компетентности с учетом их психологических и возрастных особенностей.
Воспитание бережного отношения к национальному языку, традициям и обычаям различных народов, формирование духовного и физически здорового человека, любящего свой родной язык, неразрывно связывающего свою судьбу с будущим родного края – вот задачи, которые стоят передо мной, как руководителя кружка по изучению культуры и языка мордовского народа.
Кружковые занятия способствуют расширению кругозора учащихся, развитию креативного мышления, приобщению учащихся к исследовательской деятельности.Они развивают самостоятельность мышления, воображение, способствуют нравственной стабильности личности, выработке нравственных идеалов, позволяющие воспитывать у детей национальную память, то есть формировать у них внимание к духовной культуре своего народа, интереса и уважения к его историческому прошлому. Знание культурных корней своего народа необходимо потому, что оно позволяет по-настоящему уважать и ценить общечеловеческие, этические и эстетические нормы.
Тренинги, практикумы, творческие мастерские, исследования, экскурсии, путешествия и другие формы работы , которые используются на кружковых занятиях по изучению культуры и языка мордовского народа, дают возможность сформировать у школьников способность свободно мыслить, решать нестандартные задачи , творчески подходить к выполнению заданий. Руководитель кружка в совместной деятельности формирует у учащихся опыт работы с информацией, опыт практического использования знаний. Расширяется опыт познавательной деятельности и развития познавательного интереса.
Современный этап общественного развития наглядно показал, что народная культура составляет важную часть содержания образовательного процесса. Мордовский народ, пройдя многовековой исторический путь, сумел сохранить свою самобытность, традиции и обычаи, пронизанные идеями гуманизма и уважением к культурам других народов.
Народное искусство в нравственно-эстетическом воспитании имеет огромное значение. В процессе общения с ним у ребенка формируются высокие идеалы, приобретаются нравственные ценности и эстетические впечатления, необходимые для всестороннего развития личности . Произведения народного искусства, вызывая эстетические эмоции, в яркой, образной форме убеждают, доносят до сознания детей необходимость уважительного, бережного отношения к культурному наследию родного края, повышают общую культуру человека, стимулируют познавательный интерес к народному творчеству, утверждают чувство гордости за свою принадлежность нации.
Мордовская детская художественная литература (сказки, рассказы, стихотворения), открывает ребенку мир человеческих чувств и взаимоотношений, дает прекрасные образцы литературного языка. Эти образцы различны по своему воздействию: сказки раскрывают меткость, образность и выразительность языка, юмор и живость родной речи; в рассказах дети познают точность слова мордовского народа, в стихах - улавливают музыкальность, напевность, ритмичность мордовской речи.
Мордовская художественная литература и фольклор несут в себе черты национальных традиций, а также содержат много информации о родном крае, верованиях, культуре народа, что в свою очередь побуждает детей наблюдать, размышлять, рассуждать, активно пополняя, тем самым, словарный запас ребенка.
Устное народное творчество является главным средством активизации речевой деятельности. Это и песни и частушки, прибаутки, стихи, загадки, считалки, дразнилки. Дети знакомясь со сказками, праздниками, традициями, и обычаями мордовского народа, осознают собственную культурную принадлежность; воспитываются в духе уважения народам, в духе взаимопонимания и миролюбия.
Дети переживают все события, которые происходят с их любимыми героями. У них ярко проявляется эмоциональность восприятия тех произведений, в которых есть напряженность, драматические места. Чутко и живо дети реагируют на юмор.
Мордовские народные игры ( «Содык, зяро ?» («Узнай сколько?»), «Кудыне»(«Домик»), «Те кие?» («Это кто?»), «Те мезе?» («Это что?»), «Зяро?» («Сколько?») и другие ) содержат в себе многовековой опыт народа, его культуру, традиции и имеют огромное значение для всестороннего и гармоничного воспитания детей .
Наиболее ярким выражением в изобразительном народном
творчестве всех народов является национальный костюм. У мордвы он насыщен цветом, включает много разных украшений из металла, бисера, бус, представляет художественный ансамбль красочной, звенящей, единый по своему эмоциональному выражению с мордовским песенным фольклором. На занятиях дети получают знания о народном костюме и элементах вышивки, что способствует развитию их художественного вкуса и пониманию народного творчества.
Большой воспитательный и образовательный потенциал заключает в себе экскурсия. В нашем школьном этнографическом музее есть раздел, который посвящён жизни и быту мордовского народа. Там проводятся экскурсии в рамках кружковых занятий по культуре и языку мордовсого народа по теме «Национальный костюм». Среди многочисленных видов экскурсий большой популярностью у учащихся пользуются виртуальные экскурсии «Саранск-столица Мордовии» , «Десять путешествий скульптора Эрьзи» и т.д.
Я считаю, что знакомство детей с мордовским этносом и обучение их мордовскому языку, в настоящий момент является актуальным и важным направлением воспитания ребенка. Дети получают много информации о культуре народов, родном крае, о традициях и истории мордовского народа. Это, в свою очередь, побуждает детей наблюдать, размышлять, рассуждать, высказывать интересные суждения. Детям нравятся такие занятия, они с удовольствием слушают, любят играть и общаться друг с другом на мордовском языке.
В своей работе стараюсь формировать у детей интерес к национальной культуре, расширять знания об истории мордвы, его обычаях и традициях, о великих людях мордовского народа, воспитывать гордость за свой народ, любовь к Родине, родному краю.
МБОУ СОШ №81
Выступение на ГМО
учителей мордовского языка
Ульяновск, 2013г.
Отзыв
на рабочую программу кружка "Культура и язык мордовского народа"
учителя истории и обществознания высшей квалификационной категории МБОУ СОШ №81 Деруновой Л.В.
Образовательная программа "Культура и язык мордовского народа" представляет собой курс дополнительного образования детей 8-12 лет и рассчитана на 35 часов. Она содержит пояснительную записку, учебный, учебно-тематический план, содержательную часть, учебно-методическое обеспечение.
В программе представлены критерии диагности, на основании которых определяются достижения учащихся. В учебном плане программы определено количество часов на изучение той или иной темы с указанием конкретного вида занятий.
Актуальность и пратическая значимость данной разработки определяетсянасущной необходимостью формировать у учащихся любовь к своей Родине на основе представлений об истории формирования её народов как о живом процессе, придать историческим знаниям большую конкретность, личностную значимость, пробудить интерес к языку и культуре мордовского языка.
Научность её разработки заключается в том, что она широко внедряет использование работы над источниками по краеведению, а теоретическая новизна находится в удачной компановке исходного материала.
Практическая значимость работы заключается в том, что начинающий учитель и учитель с достаточным опытом могут использовать её на уроках и на кружковых занятиях.
Данная программа апробирована в школе №81 и обсуждена среди слушателей курсов повышения квалификации и получила высокую оценку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная программа дополнительного образования детей «Культура и язык мордовского народа»
Многоязычное образование рассматривается сегодня как одно из приоритетных направлений модернизации образования. Знание языков живущих в одном регионе народов воспитывает уважение к культуре , традиция...
Образовательная программа дополнительного образования детей "Основы хореографии"
Программа художественно-эстетической направленности. Рассчитана на обучающихся в возрасте от 8 до 17 лет...
Образовательная программа дополнительного образования детей «Воспитание творчеством» для студии рисования
Дополнительная общеобразовательная программа имеет художественно-эстетическую направленность и предназначена для получения школьниками дополнительного образования в области изобразительного искусства....
Образовательная программа дополнительного образования детей объединения «Изюминка
Танец всегда играл особую роль в культуре каждого народа. Занятие ребёнка танцем – это не просто знакомство и освоение азов хореографии, это приобщение к мировому культурному наследию, привитие ...
Образовательная программа дополнительного образования детей «ЯРКИЕ КРАСКИ СЕВЕРА …»
В публикации представлена авторская образовательная программа дополнительного образования детей «Яркие краски Севера…», ее краткое содержание, методические рекомендации по проведени...
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ПО ПОДВИЖНЫМ ИГРАМ для обучающихся 7-11 лет
программа является нормативным документом, регламентирующим деятельность тренеров-преподавателей, учителей физкультуры в условиях общеобразовательной школы для вне учебной деятельности обу...