Образовательная программа дополнительного образования детей "Основы хореографии"
рабочая программа на тему

Рудик Елена Ивановна

Программа художественно-эстетической направленности. Рассчитана на обучающихся в возрасте от 8 до 17 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obrazovatelnaya_programma_rudik_elena_ivanovna.doc265.5 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования г. Москвы

Западное окружное управление образования

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида №804


Образовательная программа дополнительного образования детей

«Основы хореографии»

Программа художественно-эстетической направленности
Рассчитана на обучающихся в возрасте от 8 до 17 лет
Срок реализации - 3 года

Программа разработана
педагогом дополнительного образования
Рудик Еленой Ивановной

Москва

201Зг.


Содержание образовательной программы:

1.Пояснительная записка:

- понятие «Хореография»;

- актуальность;

- зарождение хореографии;

- виды хореографии;

- научная новизна хореографии;

- цель программы;

- задачи программы;

- педагогические принципы;

- принципы организации педагогического процесса;

- принципы управления деятельностью воспитанников;

- направленность, сроки реализации программы, особенности программы.

2. Основные направления и содержание деятельности:

- организация учебного процесса в первой возрастной группе – 7 – 10 лет;

- организация учебного процесса во второй возрастной группе – 11 - 13 лет;

- организация учебного процесса в третьей возрастной группе – 14 - 17 лет;

- организация основных занятий для всех возрастных категорий;

- организация учебного процесса в  рамках одного занятия (структура организации занятия) для всех возрастных категорий;

- методика обучения воспитания, развития и педагогические технологии.

3. Учебная программа:

- учебно - тематический план первого года обучения с кратким содержанием разделов и тем;

- учебно - тематический план второго года обучения с кратким содержанием разделов и тем;

- учебно - тематический план третьего года обучения с кратким содержанием разделов и тем;

4. Условия реализации программы, материально – технические условия:

- помещения;

- специальные помещения;

- мебель;

- организационные условия;

- методические условия;

- кадровые условии;

- внешние условия.

5. Прогнозируемые результаты:

- форма контроля - первый год обучения для всех возрастных групп;

- требования к концу первого учебного года;

- форма контроля - второй год обучения для всех возрастных групп;

- требования к концу второго учебного года;

- форма контроля - третий год обучения для всех возрастных групп;

- требования к концу третьего учебного года;

6. Список литературы:

- список литературы используемой педагогом;

- список литературы, рекомендуемый для чтения детям.

7. Перечень методических приложений  к образовательной программе:

- система усвоения детьми образовательной программы;

- тесты и другие формы проверки знаний;

- календарные планы учебно - воспитательной работы;

- список дидактических материалов и учебных пособий;

-  описание методик.

 

8. Перечень нормативно – правовой документации используемой при организации образовательной деятельности и в период реализации образовательной программы.

Первый раздел – « Пояснительная записка».

         

Понятие хореография (от греч. choreo - танцую) охватывает различные виды танцевального искусства, где художественный образ создается с помощью условных выразительных движений. Многие считают, что хореография - это танец, или хореография - это балет, но, по мнению Захарова Р. понятие < хореография > гораздо шире. В него входят не только сами по себе танцы, народные и бытовые, классический балет. Само слово < хореография > греческого происхождения, буквально оно значит <писать танец>. Но позднее этим словом стали называть все, что относится к искусству танца. В этом смысле употребляют это слово большинство современных деятелей танца.

Хореография - самобытный вид творческой деятельности, подчиненный закономерностям развития культуры общества. Танец - это искусство, а всякое искусство должно отражать жизнь в образно-художественной форме. Специфика хореографии состоит в том, что мысли, чувства, переживания человека она передает без помощи речи, средствами движения и мимики. Танец - это также способ невербального самовыражения танцором, проявляющийся в виде ритмически организованных в пространстве и времени телодвижений. Танец существовал и существует в культурных традициях всех человеческих существ и обществ. За долгую историю человечества он изменялся, отражая культурное развитие.

Актуальность. В настоящее время хореографическое искусство охватывает и традиционное народное, и профессионально-сценическое. Танцевальное искусство присутствует в той или иной степени, форме в культуре каждого этноса, этнической группы. И это явление не может быть случайностью, оно носит объективный характер и всегда актуально. Традиционная народная хореография занимает первостепенное место в социальной жизни общества, как на ранних этапах развития человечества, так и сейчас. Выполняет одну из функций культуры, является одним из своеобразных институтов социализации людей и, в первую очередь, детей, подростков и молодежи, а также выполняет и ряд других функций, присущих культуре в целом. В нашей стране очень любят хореографическое искусство. Из года в год растет число самодеятельных танцевальных коллективов, повышается уровень их мастерства.

         Хореография родилась на заре человечества: еще в первобытном обществе существовали танцы, изображавшие трудовые процессы, воспроизводившие движения животных, танцы магического характера, воинственные. В них человек обращался к силам природы. Не умея их объяснить, он молился, заклинал, приносил им жертвы, прося удачной охоты, дождя, солнца, рождения ребенка или смерти врага. Все это, впрочем, можно увидеть и в наше время, в искусстве народов Африки, например. Описание танцев путешественниками и фольклористами рассказывают о жизни, обычаях и нравах различных народов . Танец - один из самых древних и массовых видов искусства.

Новые темы, новые образы, иная манера исполнения появились в танцах народов нашей страны. Есть масса лирических, героических, комических, медленных и плавных или вихревых, огневых, коллективных и сольных плясок, в которых ярко и убедительно раскрывается образ наших современников. Танцы имеют: стили, формы, содержание.

         Хореография имеет три вида:

- народный танец -  искусство, основанное на творчестве самого народа;

- бытовой танец  -  вид танца, имеющий народные истоки, но исполняемый на вечерах, балах и т.д.;

- профессиональный танец, в том числе классический балет -   вид сценического драматического искусства, требующий профессиональной хореографической обработки национальных и народных истоков.  

Тело способно выполнять невероятно разнообразные движения, используя при этом почти все двигательные возможности, заложенные в человеке природой. Все эти законы впитываются и на уроке  танца.

Новизна программы состоит в личностно-ориентированном обучении.

Задача педагога дополнительного образования состоит не в максимальном ускорении развития творческих способностей ребёнка, не в формировании сроков и темпов, а прежде всего в том, чтобы создать каждому ребёнку все условия для наиболее полного раскрытия и реализации способностей.

Научная новизна исследования хореографии заключается в следующем:

1. Выявлено место предмета “Хореография” в системе воспитания и обучения детей в условиях учреждений дополнительного образовании и  общеобразовательных учреждений.

2.Определено минимальное (дающее общее физическое, музыкальное, эстетическое, нравственное развитие и способствующее оздоровлению ребенка) и оптимальное (позволяющее говорить о начале формирования танцевальной культуры) содержание предмета “Хореография” с 3  лет, которое могут освоить дети, не обладающие специальными хореографическими способностями.

3.Выявлено развивающее влияние хореографии на формирование физических и личностных качеств, эмоциональной сферы учащихся; выявлен оздоравливающий эффект занятий.

 

Цель программы:  развитие творческих способностей детей по средствам изучения и знакомства с различными видами хореографического искусства на основе духовно- нравственных ценностей. 

Задачи программы:

- формирование общей культуры детей;

-  уважительное отношение к духовно – нравственному и  культурному наследию;

- использование этических особенностей танца для воспитания нравственности, дисциплинированности, чувства долга, коллективизма, организованности;

- обучение танцевальному этикету и формирование умения переносить культуру поведения и общения в танце на межличностное общение в повседневной жизни;

- обеспечение эмоциональной разгрузке детей, воспитание культуры эмоций;

- обеспечение формирования и сохранения правильной осанки ребенка, укрепление мышечного корсета средствами характерного, народного и бального танцев, воспитать культуру движения;

- увеличить период двигательной активности в учебном процессе, развить потребность двигательной активности как основы здорового образа жизни.

-воспитание взаимопонимания, уважения, доброжелательности и эмоциональной отзывчивости среди участников образовательного процесса;

- развитие самостоятельности;

- раскрытие творческого потенциала;

- реализация индивидуальных способностей обучающихся;

- обучение необходимым основам и приемам хореографического искусства;

- развитие фантазии и воображения;

- расширение кругозора детей в области танцевального искусства;

- помощь родителям в осуществлении воспитательного процесса;

- удовлетворение познавательного интереса ребенка;

- обогащение навыками совместной деятельности в рамках образовательной программы.

Педагогические принципы: 

- принцип воспитывающего обучения  (в ходе учебного процесса даются не только знания, но и формируется личность);

- принцип научности (в содержание обучения включаются только научные факты, теория и законы, отражающие современное состояние науки или направлений творческой деятельности);

- принцип связи обучения с практикой (использование полученных теоретических знаний в решении практических задач, умение анализировать и преобразовывать окружающую действительность, вырабатывать собственные взгляды);

- принцип систематичности и последовательности (построение учебного процесса в определённой логике в соответствии с установленными правилами);

- принцип доступности (содержание и изучение учебного материала не должно вызывать у детей интеллектуальных, моральных, физических нагрузок);

- принцип наглядности (в ходе учебного процесса максимальное «включение» всех органов чувств ребенка через предоставление возможности: наблюдать, измерять, использовать полученные знания и умения в практической деятельности);

- принцип сознательности и активности (дети должны стать субъектами процесса познания, понимать цели и задачи обучения, иметь возможность самостоятельно планировать и организовывать свою деятельность, уметь ставить свои проблемы и искать пути их решения при этом, учитывать актуальные интересы и потребности детей);

- принцип прочности (полученные детьми знания должны стать частью их сознания, основой поведения и деятельности через проявление познавательной активности, закрепление пройденного материала, систематический контроль результатов обучения);

- учет возрастных особенностей (содержание и методы работы ориентированы на детей конкретного возраста).

  Принципы организации педагогического процесса:

- принцип связи педагогического процесса с жизнью и практикой, предполагающий необходимость связи теоретических знаний и практического опыта.

- принцип ориентации педагогического процесса на формирование в единстве знаний и умений, сознания и поведения воспитанников, что предполагает организацию такой деятельности, в которой учащиеся убеждались бы в истинности и жизненной силе получаемых знаний, идей, овладевали бы умениями и навыками социально ценного поведения;

- принцип коллективности обучения и воспитания детей, направленный на оптимизацию сочетания коллективных, групповых и индивидуальных форм организации педагогического процесса;

- принцип преемственности, последовательности и систематичности педагогического процесса, направленный на закрепление ранее усвоенных знаний, умений, навыков, приобретенных личностных качеств, их последовательное развитие и совершенствование;

- принцип наглядности как отражение взаимозависимости интеллектуального познания и чувственного восприятия действительности;

- принцип эстетизации всей детской жизни, прежде всего обучения и воспитания, предполагающий формирование у воспитанников эстетического отношения к действительности как основы отношения нравственного.

 

Принципы управления деятельностью воспитанников:

- принцип сочетания педагогического управления с развитием инициативы и самостоятельности воспитанников;

- принцип сознательности и активности учащихся в целостном педагогическом процессе, требующий от педагога организации такого взаимодействия с воспитанником, в котором последний мог выступать в активной роли;

- принцип уважения к личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью к нему;

- принцип опоры на положительные качества в человеке, поддержки сильных сторон его личности;

- принцип согласованности требований семьи, школы и общественности к ребенку, обязывающий педагога добиваться сбалансированности, гармоничности внешних влияний на него;

- принцип сочетания прямых и параллельных педагогических действий, предполагающий актуализацию педагогом воспитательного, развивающего потенциала группы, коллектива, превращения их в субъекты воспитания личности;

- принцип посильности и доступности обучения и воспитания, требующий от педагога учета реальных возможностей ребенка, предупреждения различного рода перегрузок, отрицательно сказывающихся на его физическом и психическом здоровье;

- принцип комплексного подхода при организации хореографических занятий -  при эстетическом воспитании ребенка различные виды искусства взаимодействуют между собой, комплексно воздействуя на ребенка. Это взаимодействие при организации занятий по хореографии осуществляется в результате тесных межпредметных связей со слушанием музыки, изобразительным искусством и другими предметами.

- принцип единства хореографического и общего психического развития детей - этот принцип обусловлен необходимостью органической взаимосвязи эстетического и общего становления личности ребенка. Хореографическая деятельность детей обеспечивает интенсивное развитие их воображения, эмоциональной сферы, образной и логической памяти, мышления. В процессе занятий хореографией дети приводят в движение все  умственные силы и применяют образующиеся у них при этом способности в других видах деятельности;

- принцип художественно-творческой деятельности и самодеятельности детей на занятиях по хореографии - соблюдение этого принципа на занятиях хореографией напрямую определяет действенность этих занятий в деле эстетического воспитания детей. Хореография знакомит детей с произведениями искусства, шлифует исполнительские навыки, становится содержанием духовной жизни, является средством художественного развития, индивидуального и коллективного творчества, самовыражения детей. Это достигается лишь тогда, когда хореографическая деятельность является не репродуктивной, а активной самостоятельной творческой;

- принцип эстетики детской жизни - этот принцип требует от педагогов-хореографов организации отношений, деятельности, общения с детьми по законам красоты, принесения им радости. Для ребенка все имеет воспитательное значение: убранство помещения, опрятность костюма, форма личных отношений и общения с ровесниками и взрослыми, условия занятий и характер развлечений. При этом важно вовлечь всех детей в активную деятельность по созданию и сохранению красоты собственной жизни. Красота, в создании которой ребенок принимает активное участие, кажется ему особенно привлекательной, становится чувственно осязаемой, делает его ревностным ее защитником и пропагандистом. Поддержание красоты во всем является необходимым условием хореографической деятельности;

-принцип учета возрастных особенностей детей - соблюдение всех названных принципов при организации хореографических занятий с детьми позволяет сделать эти занятия действенным средством эстетического развития детей, пробуждения в них способностей активного эстетического восприятия, эмоционального переживания, образного мышления, а также формирование у них высоких духовных потребностей.

Данная программа принадлежит художественно - эстетической направленности. Срок реализации программы 3 года для детей в возрасте от 6 -14 лет.  При организации образовательного процесса дети делятся на три возрастные категории:

 первая возрастная группа – дети от 7- 10 лет;

вторая возрастная группа – дети от 11- 13 лет;

третья возрастная группа – дети от 14- 17 лет.

Каждая возрастная категория существует автономно, имеет свой учебный план и репертуар, рассчитанный на три года обучения. Таким образом, программа имеет возможность широкого возрастного охвата детей с начала своей реализации, при выполнении её одним педагогом.  Принимаются дети в детское объединение, без учета специальных навыков, но имеющие медицинский допуск к занятиям хореографией.

 Второй раздел - «Основные направления и содержание деятельности».

Организация учебного процесса первой возрастной группы – дети от 7- 10 лет:

 

Года обучения

Репертуар

Организационные мероприятия

1  год

- Русская пляска;

- Полька;

- Чешский танец;

- танцевальная композиция «Новогодний сюрприз»;

- Русская пляска «Барыня»;

- танцевальная композиция «Матрёшки»

Рекламная компания по набору детей.

Собеседование и просмотром детей в присутствии родителей  (законных представителей). Организационное родительское собрание и ознакомление с Уставом учреждения, Положением детского танцевального объединения.  Заключение договоров между учреждением и родителями (законными представителями). Формирование личного дела обучающегося. Организационное занятие.  Аттестация обучающихся по итогам первого полугодия. Аттестация обучающихся, по итогам учебного года.

Организация родительских собраний в течение года (каждую учебную четверть). По желанию родителей и целесообразности и с разрешения педагога, родители (законные представители) могут участвовать в процессе занятий. Открытый урок по итогам учебного года. Участие в отчетном мероприятии. Дети, успешно освоившие программный материал первого года обучения переводятся на второй учебный год обучения. Дети, не освоившие программный материал первого года обучения по уважительной причине и с согласия родителей (законных представителей), повторяют материал первого года обучения.

2  год

- танцевальная композиция «Золотая осень»;

- Казачёк;

- танцевальная композиция «Новогодняя сказка»;

- танцевальная композиция «Дружба;

- танцевальная композиция «Весенние цветы»;

- танец «Смени пару»

Формируется  из детей первого года обучения. Организационное занятие.  Аттестация обучающихся по итогам первого полугодия. Аттестация обучающихся по итогам учебного года.

Организация родительских собраний в течение года(каждую учебную четверть). По желанию родителей и целесообразности и с разрешения педагога, родители (законные представители) могут участвовать в процессе занятий. Открытый урок по итогам учебного года. Участие в отчетном мероприятии. Дети, успешно освоившие программный материал второго года обучения переводятся на третий  год обучения. Дети, не освоившие программный материал второго года обучения, по уважительной причине и с согласия родителей (законных представителей), повторяют материал второго года обучения.

3  год

- танцевальная композиция «Листья золотые»;

-  танцевальная композиция Куклы» ;

- Фигурный вальс;

- спортивная композиция с мохнушками;

- танцевальная композиция «Весёлые каблучки»;

- спортивный танец «Радость»

Формируется  из детей второго года обучения. Организационное занятие.  Аттестация обучающихся по итогам первого полугодия. Аттестация обучающихся по итогам учебного года.

Организация родительских собраний в течение года (каждую учебную четверть). По желанию родителей и целесообразности и с разрешения педагога, родители (законные представители) могут участвовать в процессе занятий. Открытый урок по итогам учебного года. Участие в заключительном отчетном мероприятии. Дети, успешно освоившие программный материал третьего года обучения получают свидетельства.

Организация учебного процесса второй возрастной группы – дети от 11-13 лет:

 

Года обучения

Репертуар

Организационные мероприятия

1  год

- танцевальная композиция «Осенний хоровод»;

- танцевальная композиция «Куклы»;

- танцевальная композиция «Снежинки»;

- танцевальная композиция «Потанцуй со мной»;

- танцевальная композиция «Детство»;

- вальс «Дружба».

Рекламная компания по набору детей.

Собеседование и просмотром детей в присутствии родителей  (законных представителей).  Организационное родительское собрание и ознакомление с Уставом учреждения, Положением детского танцевального объединения.  Заключение договоров между учреждением и родителями (законными представителями). Формирование личного дела обучающегося. Организационное занятие.  Аттестация обучающихся по итогам первого полугодия. Аттестация обучающихся по итогам учебного года.

Организация родительских собраний в течение года (каждую учебную четверть). По желанию родителей и целесообразности и с разрешения педагога, родители (законные представители) могут участвовать в процессе занятий. Открытый урок по итогам учебного года. Участие в отчетном мероприятии. Дети, успешно освоившие программный материал первого года обучения переводятся на второй учебный год обучения. Дети, не освоившие программный материал первого года обучения, по уважительной причине и с согласия родителей (законных представителей), повторяют материал первого года обучения.

2  год

- танцевальная композиция «Осень»;

- Спортивный танец;

- танцевальная композиция «Новогодняя»;

- Полька «Найди пару»;

- Фигурный вальс;

- танцевальная композиция «Детство –это я и ты».

Формируется  из детей первого года обучения. Организационное занятие.  Аттестация обучающихся по итогам первого полугодия. Аттестация обучающихся по итогам учебного года.

Организация родительских собраний в течение года(каждую учебную четверть). По желанию родителей и целесообразности и с разрешения педагога, родители (законные представители) могут участвовать в процессе занятий. Открытый урок по итогам учебного года. Участие в отчетном мероприятии. Дети, успешно освоившие программный материал второго года обучения переводятся на третий  год обучения. Дети, не освоившие программный материал второго года обучения, по уважительной причине и с согласия родителей (законных представителей), повторяют материал второго года обучения.

3  год

- танцевальная композиция «Падают, падают листья»;

- спортивная композиция с предметом;

- танцевальная композиция «Вот пришла к нам зима»;

- сюжетная полька «Подружки»;

- танцевальная композиция «Танцы со всего света»;

- Фигурный вальс.

Формируется  из детей второго года обучения. Организационное занятие.  Аттестация обучающихся по итогам первого полугодия. Аттестация обучающихся по итогам учебного года.

Организация родительских собраний в течение года(каждую учебную четверть). По желанию родителей и целесообразности и с разрешения педагога, родители (законные представители) могут участвовать в процессе занятий. Открытый урок по итогам учебного года. Участие в заключительном отчетном мероприятии. Дети, успешно освоившие программный материал третьего года обучения получают свидетельства.

Организация учебного процесса третьей возрастной группы – дети от 14-17 лет:

 

Года обучения

Репертуар

Организационные мероприятия

1  год

- Спортивный танец;

- Вальс (правый поворот);

- Греческий танец «Сиртаки»;

- Ча- ча- ча (бытовые танцы народов мира);

- Полонез;

- Кадриль.

Рекламная компания по набору детей.

Собеседование и просмотром детей в присутствии родителей  (законных представителей).  Организационное родительское собрание и ознакомление с Уставом учреждения, Положением детского танцевального объединения.  Заключение договоров между учреждением и родителями (законными представителями). Формирование личного дела обучающегося. Организационное занятие.  Аттестация обучающихся по итогам первого полугодия. Аттестация обучающихся по итогам учебного года.

Организация родительских собраний в течение года (каждую учебную четверть). По желанию родителей и целесообразности и с разрешения педагога, родители (законные представители) могут участвовать в процессе занятий. Открытый урок по итогам учебного года. Участие в отчетном мероприятии. Дети, успешно освоившие программный материал первого года обучения переводятся на второй учебный год обучения. Дети, не освоившие программный материал первого года обучения, по уважительной причине и с согласия родителей (законных представителей), повторяют материал первого года обучения.

2  год

- Спортивная композиция с предметом;

- Фигурная полька;

- Морской танец;

- Кадриль;

-  Ча- ча- ча (бытовые танцы народов мира);

- танцевальная композиция «Ковбои».

Формируется  из детей первого года обучения. Организационное занятие.  Аттестация обучающихся по итогам первого полугодия. Аттестация обучающихся по итогам учебного года.

Организация родительских собраний в течение года(каждую учебную четверть). По желанию родителей и целесообразности и с разрешения педагога, родители (законные представители) могут участвовать в процессе занятий. Открытый урок по итогам учебного года. Участие в отчетном мероприятии. Дети, успешно освоившие программный материал второго года обучения переводятся на третий  год обучения. Дети, не освоившие программный материал второго года обучения, по уважительной причине и с согласия родителей (законных представителей), повторяют материал второго года обучения

3  год

- Спортивная композиция;

- Вальс;

- танцевальная композиция «Ярмарка»;

-  Ча- ча- ча (бытовые танцы народов мира по выбору);

- танцевальная композиция «Карнавал»;

- Кадриль.

Формируется  из детей второго года обучения. Организационное занятие.  Аттестация обучающихся по итогам первого полугодия. Аттестация обучающихся по итогам учебного года.

Организация родительских собраний в течение года (каждую учебную четверть). По желанию родителей и целесообразности и с разрешения педагога, родители (законные представители) могут участвовать в процессе занятий. Открытый урок по итогам учебного года. Участие в заключительном отчетном мероприятии. Дети, успешно освоившие программный материал третьего года обучения получают свидетельства.

Организация занятий для всех возрастных групп:

Год обучения

Возраст

Организационный состав учебного занятия

Форма занятий

Наполняемость групп

Количество занятий в неделю и их продолжительность

1 год

7 – 10 лет

группой

аудиторная

10 - 15

2 раза х 1 час. = 2 часа

2 год

11 – 13 лет

группой

аудиторная

10 - 15

2 раза х 1 час. = 2 часа

3 год

14 – 17 лет

группой

аудиторная

10 - 15

2 раза х 1 час. = 2 часа

Организация учебного процесса в рамках одного учебного  занятия для всех возрастных группах:

Организационный состав учебного занятия:

Год обучения

Возрастная категория

Продолжительность занятия, всего:

Состав занятия и продолжительность составных частей:

группой

1 - 3

  1. 3

2 часа

5 минут – вводная часть  занятия (построение, поклон).

10 минут – подготовительная часть (упражнения: марш, бег).

30 минут – основная часть занятия (партерная середина, работа над репертуаром)

15 минут перерыв.

Методика обучения, воспитания, развития и педагогические технологи 

"...Трудно представить себе лучший метод воспитания, чем тот, который открыт и проверен опытом веков он может быть выражен в двух положениях: гимнастика для тела и музыка для души..."

Платон

Методы,  применяемые в обучении :

-  словесные методы (источником знания является устное или печатное слово);

-  наглядные методы (источником знаний являются наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия);

-  практические методы (учащиеся получают знания и вырабатывают умения, выполняя практические действия).

Методы и формы,  применяемые в  воспитании и развитии детей:

Форма воспитания – это внешнее выражение процесса воспитания. По количеству охватываемых процессом воспитания людей формы воспитания делятся:

  • индивидуальные;
  • микрогрупповые;
  • групповые (коллективные);
  • массовые.

Эффективность воспитательного процесса зависит от формы его организации. При возрастании количества воспитуемых качество воспитания снижается.

Методы воспитания – это конкретные способы формирования чувств, поведения в процессе решения педагогических задач в совместной деятельности воспитуемых с воспитателями. Это способ управления деятельностью, в процессе которого осуществляется самореализация и развитие личности. Методы воспитания:

  • убеждение;
  • упражнения;
  • предъявление воспитаннику .социально-культурной нормы
  • отношения и поведения;
  • воспитывающие ситуации;
  • стимулирование деятельности и поведения.

Классификация по направлениям воспитательной работы: умственное, нравственное, этическое, эстетическое, трудовое, физическое.

 

Нравственное воспитание – целенаправленный процесс формирования у подрастающего поколения ценностных отношений, высокого самосознания, нравственных чувств и поведения в соответствии с идеалами и принципами гуманистической морали. Нравственное воспитание ориентировано на воспроизводство в формирующемся сознании общечеловеческих принципов. Любые знания, умения, навыки, которые приобретает человек, должны быть для него значимы, стать частью его мировоззрения. Социальное назначение знаний, которое состоит в применении их для блага общества, реализуется благодаря нравственному воспитанию.

В основе нравственного воспитания как усвоения общечеловеческих ценностей, непреходящих моральных норм и принципов, выработанных людьми в процессе исторического развития общества, лежит развитие осознанно-эмоционального отношения к ним, единство знания и переживания, нравственного смысла деятельности, поведения.

Хореография как средство формирования морального облика детей

Танец, воздействуя непосредственно на чувства ребенка, формирует его моральный облик. Это воздействие бывает более сильным, чем любые указания. Знакомя детей с произведениями различного эмоционально-образного содержания, мы побуждаем их к сопереживанию.

Хороводы, танцы разных народов вызывают интерес к их обычаям, воспитывают интернациональные чувства. Жанровое богатство хореографии помогает воспринять героические образы и лирическое настроение, веселый юмор и задорные пляски. Разнообразные чувства, возникающие при восприятии танцев, обогащают переживания детей, их духовный мир. Коллективные танцы также способствуют решению воспитательных задач, так как дети охвачены общими переживаниями. Танец требует от участников единых усилий. Общие переживания создают благотворную почву для индивидуального развития. Пример товарищей, общее воодушевление, радость исполнения активизируют робких, нерешительных. Для избалованного вниманием, излишне самоуверенного,  успешное выступление других детей, служит тормозом отрицательных проявлений.

Занятия хореографией влияют на общую культуру дошкольников. Чередование различных заданий требует от детей внимания, сообразительности, быстроты реакции, организованности, проявления волевых усилий. Исполняя танец, необходимо вовремя начать и закончить его; действовать, постоянно подчиняясь музыке, удерживаясь от импульсивных желаний выделиться, перегнать кого-либо.

Таким образом, хореографическая деятельность создает необходимые условия для формирования нравственных качеств личности ребенка, закладывает первоначальные основы общей культуры будущего человека.

Трудовое воспитание охватывает те аспекты воспитательного процесса, где формируются трудовые действия, складываются производственные отношения, изучаются орудия труда и способы их использования.

Труд в процессе воспитания выступает и как ведущий фактор развития личности, и как способ творческого освоения мира, обретения опыта посильной трудовой деятельности в различных сферах труда, и как неотъемлемый компонент общего образования, в значительной мере центрирующий общеобразовательный учебный материал, и как столь же неотъемлемая часть физического и эстетического воспитания.

Умственное воспитание – это систематическое и целенаправленное педагогическое воздействие на ребенка и взаимодействие с ним с целью развития его ума и формирования мировоззрения. Оно протекает как процесс овладения общеисторическим опытом, накопленным человечеством и представленным в знаниях, умениях, навыках. Под умственным развитием человека  понимаем такую функцию мозга, которая заключается в адекватном отражении закономерностей и явлений окружающей жизни.

 

Хореография как средство активизации умственных способностей.

Занятие хореографией тесно связаны с умственными процессами, так как требуют внимания, наблюдательности, сообразительности. Дети прислушиваются к музыке, отмечают характерные смысловые особенности художественных образов, учатся разбираться в структуре произведения. Отвечая на вопросы хореографа, после того как прозвучало произведение, ребенок делает первые обобщения и сравнения: определяет общий характер произведения, его темп, динамическую окраску, подыскивает танцевальные средства для выражения его содержания. Эти попытки эстетической оценки произведения требуют активной умственной  деятельности ребенка.

В хореографической деятельности дети с большим удовольствием придумывают, комбинируют движения пляски, напевая и двигаясь под музыку. Танец, народная пляска, пантомима и особенно музыкально-игровая драматизация побуждают детей  изображать картину жизни, охарактеризовать какой-либо персонаж, используя выразительные движения, мимику, жесты. При этом наблюдается определенная последовательность: дети слушают музыку, обсуждают тему, распределяют роли, затем уже действуют. На каждом этапе возникают новые задачи, заставляющие мыслить, фантазировать, творить.

Таким образом, занятия хореографией являются важнейшим средством всестороннего гармоничного развития личности ребенка. Взаимосвязь между различными сторонами воспитания складывается в процессе занятий разнообразными видами и формами хореографической деятельности. Эмоциональная отзывчивость и музыкальность позволят детям в доступных формах откликнуться на добрые чувства и поступки, активизировать умственную деятельность и, постоянно совершенствуя движения, разовьют детей физически. Одним словом, чтобы сделать детей здоровыми - учите их танцевать, чтобы сделать детей красивыми - учите их танцевать, чтобы сделать детей умными - учите их танцевать.

Физическое воспитание – неотъемлемая составная часть почти всех воспитательных систем. Современное общество, в основе которого лежит высокоразвитое производство, требует физически крепкого молодого поколения, способного с высокой производительностью трудиться на предприятиях, переносить повышенные нагрузки, быть готовым к защите родины. Физическое воспитание также способствует выработке у молодежи качеств, необходимых для успешной умственной и трудовой деятельности.

 Танец как средство физического развития и воспитания.

"Смеется ли ребенок при виде игрушки, улыбается ли Гарибальди, когда его гонят за излишнюю любовь к Родине, дрожит ли девушка при первой мысли о любви, создает ли Ньютон мировые законы и пишет их на бумагу - везде окончательным фактором является мышечное движение".

И.М. Сеченов

Мы живем в нашем теле, без него не возможно существовать в этом мире, оно является средой обитания нашей души. Это единство нельзя разорвать, не прерывая одновременно и жизнь. Когда душа и тело находятся во взаимодействии, влияют друг на друга - развивается гармонически уравновешенная личность. Тело и его процессы - фундамент личности, через него можно понять личность, сущность человека, через тело можно строить, развивать эту сущность намного сильнее, чем мы думаем.

Любое хорошее воспитание во все времена было неразрывно связано с работой над телом. Стабильный, полноценный человек представляется нам, прямым, энергичным, с хорошей осанкой, походкой, умением пластично двигаться, танцевать, управлять своим телом. Свобода, раскованность внешних движений неразрывно связаны с внутренней свободой, естественным чувствованием, телесным и душевным покоем. Все в человеке связано с работой мышц: и движение, и дыхательная система, и нервная система управляющая ими. Чем активнее работа мышц, тем интенсивнее самообновление организма.

Человек на 35-40% состоит из мышц. Почти все остальные системы организма служат для приведения мышц в движение, обеспечивают их работоспособность. Мышечное бездействие, особенно в сочетании с нервным напряжением, губительно сказывается на здоровье, провоцирует нарушения деятельности вегетативной нервной системы, желез внутренней секреции. Недостаток мышечной деятельности приводит также к дискоординации работы мозга.

Просто много двигаться - не значит задействовать все мышцы организма. Идея здоровья, совершенствование тела часто ошибочно связывается в сознании людей с бурной физической деятельностью, бегом, утомительными видами спорта, поднятием тяжести, накачиванием мышц и т.д. Но мало кто может заниматься этим систематически и постоянно, начиная с раннего детства на протяжении всей жизни в силу различных причин. К тому же любой вид спорта задействует обычно лишь одну третью часть мышц, часто оставляя не развитыми мышцы стоп, мышцы для поддержания осанки. В этом смысле занятия хореографией имеют целый ряд преимуществ в сравнении с другими видами двигательной деятельности. Рассмотрим некоторые из них.

1. Танец - это синтез музыки и движения. Музыка, воспринимаемая слуховым рецептором, воздействует на общее состояние всего организма человека, вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания. Медициной доказано, что под влиянием музыки в организме человека можно вызвать или ослабить возбуждение. Именно поэтому музыка, как средство физиологического воздействия, используется и в гимнастике и в аэробике, и в игровом стретчинге и других видах занятий, но подлинно органического слияния музыки и движения можно достигнуть только в танце, так как именно танец является материализацией музыкального произведения, воплощением музыкальных образов и ее содержания языком пластики человеческого тела.

2. Танец задействует буквально все группы мышц; от мышц стопы до мимических мышц лица.

3. Танец - это комплекс, синтез всевозможных физических упражнений; танец - это и медленная ходьба, и быстрый бег, и стремительный прыжок, танец - это быстрое взрывное движение и статическая поза пантомимы; танец - это энергичное молниеносное вращение всего тела и едва уловимое движение пальца руки; танец - это предельное напряжение и полное расслабление той или иной группы мышц.

4. Танец естественен и присущ человеку так же, как само дыхание. Танец - это и движение ребенка в колыбели, реагирующего на музыку и песню матери, это и вальс седых ветеранов, и одержимость молодых на танцплощадках дискотек. Танец доступен всем, танец сопровождает человека от его рождения и до глубокой старости,

5. Танец - это всегда восторг и радостные эмоции. Танец - это праздник, который всегда с тобой.

Эмоциональное (эстетическое) воспитание– один из базовых компонентов цели воспитания и воспитательной системы, обобщающий развитие эстетических идеалов, потребностей и вкусов у воспитанников. Задачи эстетического воспитания условно можно разделить на две группы – приобретение теоретических знаний и формирование практических умений. Первая группа задач решает вопросы приобщения к эстетическим ценностям, а вторая – активного включения в эстетическую деятельность.

Задачи приобщения: 

  • формирование эстетических знаний;
  • воспитание эстетической культуры;
  • овладение эстетическим и культурным наследием прошлого;
  • формирование эстетического отношения к действительности;
  • развитие эстетических чувств;
  • приобщение человека к прекрасному в жизни, природе, труде;
  • развитие потребности строить жизнь и деятельность по законам красоты;
  • формирование эстетического идеала;
  • формирование стремления быть прекрасным во всем: в мыслях, делах, поступках, внешнем виде.

Хореография как средство эстетического воспитания и обучения детей.

Под эстетической воспитанностью человека понимается его способность воспринимать, чувствовать и понимать прекрасное, различать хорошее и плохое, творчески самостоятельно действовать в жизни и искусстве, жить и творить «по законам красоты».

Эстетическая воспитанность предполагает наличие у человека эстетических идеалов, художественного вкуса, умения глубоко переживать эстетические чувства.

Природа с рождения закладывает в ребенка задатки и возможность постижения красоты, эстетического отношения к действительности и искусству. Вместе с тем эти задатки и возможности в полной мере могут быть реализованы только в условиях целеустремленного организованного художественно-эстетического воспитания и обучения. Пренебрежение эстетическим развитием детей оставляет их глухими к подлинным духовным эстетическим ценностям. Поток художественно-эстетической, и вместе с ней и антихудожественной информации захлестывает необразованного, эстетически невоспитанного человека. Он оказывается неспособным разобраться в качестве этой информации, дать ей критический анализ и правильную оценку. Поэтому очень важно с раннего детства вводить детей в мир подлинного, большого искусства, развивать и образовывать их эстетическое сознание на выдающихся образцах отечественного и мирового художественного творчества.

Сочетание в хореографической деятельности таких свойств танца, как единство музыки, движения и игры, делает хореографию наиболее плодотворным средством эстетического воспитания и обучения детей в раннем возрасте. Однако реализация этой важнейшей функции хореографической деятельности возможна лишь при соблюдении определенных принципов организации проведения занятий по хореографии с детьми.

Самовоспитание – формирование у ребенка сознательной целенаправленной деятельности на совершенствование своих положительных качеств и преодоление отрицательных. Уровень самовоспитания – это результат воспитания личности.

Задачи:

- Умение осмыслить свои личные качества.

- Чувствовать положительную или отрицательную реакцию окружающих.

- Уметь взаимодействовать с коллективом сверстников.

- Развивать потребности в самопознании, самоанализе, самоконтроле, самооценке.

Самое большое влияние на ребенка имеет его семья. Именно с семьёй должно идти осмысление целей и содержания воспитательной работы. Умелое стимулирование активности учащихся возможно только при совместной работе педагога, семьи и общественности.

Формы педагогической работы с семьёй:

  • Организационно-педагогическая работа с родителями;
  • Педагогическое просвещение родителей;
  • Оказание индивидуальной помощи родителям в обучении и воспитании детей.

Наглядная информация:-  наглядная информация в виде стендов и уголков  имеет огромные возможности по освящению педагогического процесса. В то же время она не предусматривает непосредственного контакта педагога и родителя. Поэтому важно форма и способ подачи информации, а так же её содержание:
-  фотовитрины и фотоколлажи: стенды представленные фотографиями детей, отражающих их жизнедеятельность в УДО;

-  газета — новая форма наглядно-текстовой информации. Она привлекает своей красочностью, фотографиями детей, статьями, авторами которых являются сами дети, педагоги и сами родители. Газета может включать репортаж с места событий , интервью, практические советы, поздравления и благодарности, юмор и многое др.

- журнал — как способ установления диалога с семьей на начальном этапе установления сотрудничества.

 Золотые фонды:  - видеотека может включать  фильмы,  записи детских праздников, соревнований,  открытых занятий или просто жизнь детей в УДО. Сюда входят документальные фильмы о природе, спорте, искусстве, детские художественные и мультипликационные фильмы, которые подходят для совместного просмотра родителей и детей.
 Индивидуальная консультация – мотив консультации: «Мы вместе против проблемы, но не против друг друга».

Дни открытых дверей - этот день не только средство удовлетворения интереса к тому, как живут дети в объединении. Это, прежде всего, способ познакомить родителей с содержанием, методами и приемами воспитания и обучения, условиями детской деятельности.  «День открытых дверей» помогает преодолеть негативное или предвзятое отношение родителей к ребенку, его способностям, увидеть его в другом, ранее не известном свете. Может проводиться до 3 раз в год.

Родительское собрание:-  основная форма работы с родителями, где концентрируется весь комплекс психолого-педагогического взаимодействия образовательного учреждения и семьи.

 Он-лайн общение с родителями посредством интернет сайта, ежеквартальное ознакомление родителей с достижениями ребенка

Третий раздел – « Учебная программа».

Учебно - тематический план работы первого года обучения для всех возрастных групп:

Содержание и виды работы

Всего

Теория

Практика

1.

Вводное занятие

1

1

-

2.

Азбука музыкального движения

12

4

8

3.

Элементы классического танца

7

2

5

4.

Элементы народно-сценического танца

10

1

9

5.

Репертуар

12

2

10

6.

Музыкально-танцевальные игры.

Репетиции и подготовка к концертам.

14

2

12

7.

Техника безопасности

1

1

8.

Партерный экзерсис

15

2

13

ИТОГО:

72

15

57

I. ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ: Задачи объединения. План работы. Знакомство с репертуаром. Знакомство с искусством хореографии. Инструктаж по ТБ.

2. АЗБУКА МУЗЫКАЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ:

Теория: Мелодия и движение. Темп. Контрастная музыка. Музыкальный          размер. Правила и логика перестроений из одних рисунков в другие, логика поворота - вправо, влево.

Практика: Музыкально – пространственные упражнения. Маршировка    на месте, вокруг себя, вправо, влево. Фигурная маршировка с перестроениями из колонны в шеренгу и обратно, из одного круга в два.  Ходьба: пружинящим шагом, на носочках, на пяточках. Танцевальные шаги в образах животных. Хлопки под ритм музыки.

3. ЭЛЕМЕНТЫ КЛАССИЧЕСКОГО ТАНЦА:

Теория: Специфика танцевального шага и бега. Тренировка суставно-мышечного аппарата ребенка: осанка, опора, выворотность, эластичность и крепость голеностопного и тазобедренного суставов. Позиции рук и ног. Экзерсис.   Поклон.

Практика:

Экзерсис на середине зала (в форме игры)

1. Позиции ног  /1, 2, 3,5/

2. Позиции рук  / подготовительная, 1, 2, 3./

3. Релеве (подъем на носочки)

4. Деме плие ( пружинка)

5. Ронд де жамб пар тер (круг ногой по полу)

6. Крутки на месте (держим точку)

7. Пор де бра

5. Прыжки  /соте по 6 позиции/

4. ЭЛЕМЕНТЫ  НАРОДНО-СЦЕНИЧЕСКОГО  ТАНЦА:

Теория: Сюжеты и темы народных танцев. Особенности народных

движений. Характерное положение рук в сольном и групповом танце-хороводе. Танцевальные шаги, позиции ног, прыжки.

Практика: Русский танец: Позиции рук и ног. Танцевальные шаги:  

хороводный, дробный, приставной, притопы. Ковырялочка. Елочка.

Гармошка. Шаг польки. Подскоки, подготовка к присядке /мальчики/.

Припадания. Моталочка. Хлопки в ладоши. Прыжки.

Диагональ:

«мячики», «гусята», «лягушата», «солдатики», «танцевальный

 шаг», «шаг польки», подскоки.

Танцы: «Полька», «Полька шутка», «Гопак», «Вальс».

5.РЕПЕРТУАР:- (см. раздел 2)

6. МУЗЫКАЛЬНО-ТАНЦЕВАЛЬНЫЕ ИГРЫ, репетиции и подготовка к концертам:

Теория: Игры, правила игр. Значение игр в развитии, воспитании    

   ребенка.

  Практика: «День и ночь», «Море волнуется», «Кто скорей?»

   «Мальчики и девочки», «Платочек», «Отгадай, чей голос?», «Раз, два- острова», «Стали прямо»

 7. ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ:

 Теория:  Правила поведения на занятии. Гигиенические требования. Требования  к форме занимающихся. Т.Б. на дорогах и общественных местах.  Правила  антитеррористической и противопожарной безопасности.

8. ПАРТЕРНЫЙ ЭКЗЕРСИС:

Теория: Координация движения, выворотности ног. Развитие гибкости.

Практика: Комплекс упражнения для развития тела.

Учебно - тематический план работы второго года обучения для всех возрастных групп:

Содержание и виды работы

Всего часов

Теория

Практика

1.

Вводное занятие

1

1

-

2.

Азбука музыкального движения

12

4

8

3.

Элементы классического танца

7

2

5

4.

Элементы народно-сценического танца

10

1

9

5.

Репертуар

12

2

10

6.

Музыкально-танцевальные игры.

Репетиции и подготовка к концертам.

14

2

12

7.

Техника безопасности

1

1

8.

Партерный экзерсис

15

2

13

ИТОГО:

72

15

57

I. ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ: Задачи  объединения. План работы. Знакомство с репертуаром. Знакомство с искусством хореографии.

2. АЗБУКА МУЗЫКАЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ:

Теория:  Мелодия и движение. Темп. Контрастная музыка. Музыкальный          размер. Правила и логика перестроений из одних рисунков в другие, логика поворота - вправо, влево.

Практика: Музыкально – пространственные упражнения. Маршировка    на месте, вокруг себя, вправо, влево. Фигурная маршировка с перестроениями из колонны в шеренгу и обратно, из одного круга в два.  Ходьба: пружинящим шагом, на носочках, на пяточках. Танцевальные шаги в образах животных. Хлопки под ритм музыки.

3. ЭЛЕМЕНТЫ КЛАССИЧЕСКОГО ТАНЦА:

Теория: Специфика танцевального шага и бега. Тренировка суставно-мышечного аппарата ребенка: осанка, опора, выворотность, эластичность и крепость голеностопного и тазобедренного суставов. Позиции рук и ног. Экзерсис.   Поклон.

Практика:

Экзерсис у станка / лицом к станку /

1. Релеве

2. Деми плие

3. Гранд плие

4. Ронд де жамб пар тер

Экзерсис на середине зала

1. Позиции ног  /1, 2, 3,5/

2. Позиции рук  / подготовительная, 1, 2, 3./

3. Крутки на месте

4. Пор де бра

5. Прыжки  /соте по 1, 6 позиции/

4.  НАРОДНО-СЦЕНИЧЕСКИЙ ТАНЕЦ:

Теория:  Сюжеты и темы народных танцев. Особенности народных

движений. Характерное положение рук в сольном и групповом танце-хороводе. Танцевальные шаги, позиции ног, прыжки.

Практика:  Русский танец: Позиции рук и ног. Танцевальные шаги:  

хороводный, дробный, приставной, притопы. Ковырялочка. Елочка.

Гармошка. Шаг польки. Подскоки, подготовка к присядке /мальчики/.

Припадания. Моталочка. Хлопки в ладоши. Прыжки.

Диагональ:

«мячики», «гусята», «лягушата», «солдатики», «танцевальный

 шаг», «шаг польки», подскоки.

Танцы: «Полька», «Полька шутка», «Гопак», «Вальс».

5. РЕПЕРТУАР: (см. 2 раздел)

6. МУЗЫКАЛЬНО-ТАНЦЕВАЛЬНЫЕ ИГРЫ-25ч

Теория: Игры, правила игр. Значение игр в развитии, воспитании    

ребенка.

Практика: «День и ночь», «Море волнуется», «Кто скорей?» «Мальчики и девочки», «Платочек», «Отгадай, чей голос?

7. ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ: Правила поведения на занятии. Гигиенические требования. Требования к форме занимающихся. Т.Б. на дорогах и общественных местах. Правила пожарной безопасности.

8. ПАРТЕРНЫЙ ЭКЗЕРСИС:

Теория: Координация движения, выворотности ног. Развитие гибкости.

Практика: Комплекс упражнения для развития тела.

Учебно - тематический план работы третьего года обучения для всех возрастных групп:

№/п

Содержание и виды работы

всего

теория

практика

1.

Вводное занятие

1

1

-

2.

Азбука музыкального движения

12

2

10

3.

Элементы классического танца

12

2

10

4.

Элементы народно-сценического танца

15

2

13

5.

Элементы эстрадного и бального танца

12

2

10

6.

Партерный экзерсис

5

1

4

7.

Репертуар. Репетиции и подготовка к концертам.

14

1

13

8.

Техника безопасности

1

1

-

Итого:

72

12

60

1. ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ:Задачи объединения. План работы. Знакомство с репертуаром.

2. АЗБУКА МУЗЫКАЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ:

Теория: Динамические оттенки в музыке. Особенности музыки –         марши.

Практика: Упражнения на развитие музыкальности (классика,         народный и историко-бытовой танец)

3. ЭЛЕМЕНТЫ КЛАССИЧЕСКОГО ТАНЦА:

Теория: Правила движений у станка. Понятия о поворотах ан деор и         ан дедан. Логика и техника. Смены эпольман (круазе и эффасе). Движения-        связки (па де буре). Закономерности координации рук, головы (пор де бра) и         корпуса (талия).

Практика:

Экзерсис у станка: Деми плие (гранд плие), Релеве, Наклоны корпуса, Батман тандю, Рон де жамб пар тер, Батман фраппе, Грант батман, Релеве лян, Па де буре, Батман фонд.

 Экзерсис на середине:Позиции рук и ног,  Деми плие, Батман тандю, Рон де жамб пар тер, Пор де бра, Танли

Прыжки: Соте, Эшапе, Шажман де пье.

4. ЭЛЕМЕНТЫ НАРОДНО-СЦЕНИЧЕСКОГО ТАНЦА:

Теория: Основные технические навыки. Характер женских танцев. Дробные движения русского танца. Открытые и закрытые, свободные позиции ног.

Практика: 

Упражнения у станка: Релеве, Деми плие, Рон де жамб  пар тер, Батман тандю (Жете)

на середине зала: Русский танец. Движения рук. Хороводный шаг. Дробный шаг.         Академический и переменные шаги. Ковырялочка,«Гармошка», «Елочка»,притопы,«Веревочка» (с различными композициями),дроби,

вращение по диагонали («крутки»).

Украинский танец: «ходы», «бегунец», «голубец», припадания, положения рук.

5. ЭЛЕМЕНТЫ ЭСТРАДНОГО ТАНЦА:

Теория: координация движения рук, корпуса, ног и головы от         простых к более сложным. Характерные черты пластики.

Практика: Ритмические движения -  головой, руками, корпусом.         Прыжки под  ритм музыки. Пластические упражнения в стиле латиноамериканской музыки.

6. ПАРТЕРНЫЙ ЭКЗЕРСИС:

Теория:Координация движения, выворотности ног. Развитие гибкости.

Практика: Комплекс упражнения для развития тела.

7. РЕПЕРТУАР,РЕПЕТИЦИИ И ПОДГОТОВКА К КОНЦЕРТАМ: - (см. 2 раздел).

8. ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ.

Четвёртый раздел – Условия реализации программы»

 Материально- технические условия.

 Помещения:

- высота помещений для занятий хореографией  не должна быть менее 3,0 м.

- раздельно для мальчиков и девочек необходимо предусмотреть помещения для переодевания, туалеты, душевые, умывальные с раковинами для мытья рук с подводкой к ним горячей и холодной воды, из расчета 1 душевая сетка и 1 раковина на 10 человек.

Специальные помещения:

- при организации теоретических занятий выделяются помещения площадью из расчета не менее 2 м2 на человека;

-  для проведения  танцевальных выступлений оборудуются: концертный зал при вместимости 300 - 500 мест площадью 200 - 400 м2;

- две костюмерные для мальчиков и девочек (10 - 18 м 2) в удобной связи со сценой;

- подсобные помещения (для хранения костюмов, декораций и др.).

Специальное оборудование:

- балетную перекладину в зале следует устанавливать на высоте 0,9 - 1,1 м от пола и расстоянии 0,3 м от стены;

- одна из стен зала оборудуется зеркалами на высоту 2,1 м.;

- полы в зале должны быть дощатые некрашеные или покрытые специальным линолеумом;

Мебель:

- банкетки или стулья.

Организационные условия:

- занятия детей в учреждениях дополнительного образования могут проводиться в любой день недели, включая воскресные и каникулы;

-  учреждение дополнительного образования детей должно быть укомплектовано медицинскими аптечками для оказания доврачебной помощи;

- рекомендуемая наполняемость учебных групп  – не более 10- 15 детей;

-  занятия  с группой детей. Группы могут быть одновозрастные или разновозрастные;

- расписание занятий  составляется с учетом того, что они являются дополнительной нагрузкой к обязательной учебной работе детей и подростков в общеобразовательных учреждениях;

- при зачислении в объединение каждый ребенок должен представить справку от врача о состоянии здоровья с заключением о возможности заниматься в группах  хореографии;

- посещение ребенком занятий более чем в 2 объединениях (секциях, студиях и т.д.) не рекомендуется. Кратность посещения занятий  рекомендуется не более двух раз в неделю;

 - между занятиями в общеобразовательном учреждении (независимо от обучения) и посещением учреждения дополнительного образования детей должен быть перерыв для отдыха не менее часа;

 - начало занятий в учреждениях дополнительного образования должно быть не ранее 8.00 ч, а их окончание - не позднее 20.00 ч;

- занятия детей в учреждениях дополнительного образования могут проводиться в любой день недели, включая воскресенья и каникулы;

- продолжительность занятий детей в учреждениях дополнительного образования в учебные дни, как правило, не должна превышать 1,5 часа в выходные и каникулярные дни - 3 часа. После 30 - 45 мин. занятий необходимо устраивать перерыв длительностью не менее 10 мин. для отдыха детей и проветривания помещений;

- занятия хореографией, должны проводиться только в специальной одежде и обуви на исправном оборудовании.

Методические условия:

- концертные костюмы;

-  магнитофон, кассеты, музыкальные инструменты. Методические карточки, плакаты. , DVD диски, USB носители, диски с записями;

- методическую литературу: Барышникова Т. «Азбука хореографии», Рольф, Москва, 1999 г., Воланова А., «Основы классического танца», Искусство, 1948 г., Овечкина М. «Танцуют дети», Краснодар, 1995 г., Кэтрек Н. «Хочу танцевать»;

- фортепиано.

Кадровые условия:

- концертмейстер.

Внешние условия:

- взаимодействие с учреждениями образования, культуры;

- участие в конкурсах, фестивалях,  экскурсии, различных мероприятиях;

- коммерческая деятельность возможна;

- финансирование бюджетное.

Пятый раздел – « Прогнозируемые результаты».

Первый год обучения для всех возрастных групп.

ФОРМЫ И ВИДЫ КОНТРОЛЯ:

Виды    работ

Формы и виды контроля

1.

Вводное занятие

Собеседование

2.

Азбука музыкального движения

Текущий контроль на каждом занятии, работа в форме опроса, в форме игры

3.

Элементы классического танца

Текущий контроль на каждом занятии, итоговое занятие в конце каждой четверти

4.

Элементы народно-сценического танца

Контрольные  занятия, итоговое занятие в конце каждой четверти

5.

Репертуар

 Итоговый контроль в конце каждой четверти в форме игры, концертов

6.

Музыкально – танцевальные игры

Текущий  контроль на каждом занятии в форме игр

7.

Техника безопасности

Беседа, работа по карточкам. Два раза в месяц.

ТРЕБОВАНИЯ К КОНЦУ УЧЕБНОГО ГОДА:

- к концу учебного года ученик должен знать следующие движения: боковой шаг с притопом, ковырялочку,  елочку, гармошку;

-  исполнить 1 народно-сценический танец;

- знать азбуку музыкального движения;

- в классическом танце знать позиции рук и ног;

- знать правила постановки корпуса в танце.

- уметь правильно исполнять поклон;

-  уметь вовремя начать движения и закончить его с концом музыкального движения;

-  уметь изобразить в танцевальном шаге повадки кошки, лисы, зайца, медведя;

- в конце года дети должны знать и исполнить «Польку», хоровод, построенные     на простейших элементах народно-сценического танца.

Второй год обучения для всех возрастных групп.

ФОРМЫ И ВИДЫ КОНТРОЛЯ:

Виды    работ

Формы и виды контроля

1.

Вводное занятие

Собеседование

2.

Азбука музыкального движения

Текущий контроль на каждом занятии, работа в форме опроса, в форме игры

3.

Элементы классического танца

Текущий контроль на каждом занятии, итоговое занятие в конце каждой четверти

4.

Элементы народно-сценического танца

Контрольные  занятия, итоговое занятие в конце каждой четверти

5.

Репертуар

 Итоговый контроль в конце каждой четверти в форме игры, концертов

6.

Музыкально – танцевальные игры

Текущий  контроль на каждом занятии в форме игр

7.

Техника безопасности

Беседа, работа по карточкам. Два раза в месяц.

ТРЕБОВАНИЯ К КОНЦУ УЧЕБНОГО ГОДА:

  -  к концу учебного года ученик должен знать следующие движения: боковой шаг с притопом, ковырялочку,  елочку, гармошку, народно-сценический танец;

- знать азбуку музыкального движения;

-  в классическом танце знать позиции рук и ног. Знать правила постановки корпуса, ног у станка;

- уметь правильно исполнять поклон;

-  уметь вовремя начать движения и закончить его с концом музыкального движения;

-  уметь изобразить в танцевальном шаге повадки кошки, лисы, зайца, медведя и др.;

 - в конце года дети должны знать и исполнить «Польку», хоровод, построенные     на простейших элементах народно-сценического танца.

Третий год обучения для всех возрастных групп.

ФОРМЫ И ВИДЫ КОНТРОЛЯ:

Виды    работ

Формы и виды контроля

1.

Вводное занятие

Собеседование

2.

Азбука музыкального движения

Текущий контроль на каждом занятии, работа в форме опроса, в форме игры

3.

Элементы классического танца

Текущий контроль на каждом занятии, итоговое занятие в конце каждой четверти

4.

Элементы народно-сценического танца

Контрольные  занятия, итоговое занятие в конце каждой четверти

5.

Элементы эстрадного танца

 Итоговый контроль в конце каждой четверти в форме игры, концертов

6.

Партерный экзерсис

Текущий  контроль на каждом занятии в форме игр

7.

Репертуар

Беседа, работа по карточкам. Два раза в месяц.

8.

Техника безопасности

Собеседование

ТРЕБОВАНИЯ К КОНЦУ УЧЕБНОГО ГОДА:

- учащиеся должны знать движения: боковой шаг, шаг с притопом, ковырялочку, моталочку;

-знать позиции рук и ног в классическом танце;

-знать разницу между круговыми движениями и прямым на примере: батман тандю и рон де жамб пар тер;

- знать правила постановки корпуса у станка;

- учащиеся должны уметь исполнить:экзерсис у станка /минимум элементов/;пор де бра;

- уметь исполнять марш, хлопки под ритм муз. сопровождения;

- в народном танце уметь исполнять комбинацию, построенную на ковырялочке, елочке, приставном шаге, гармошке;

- уметь исполнить правильно прыжок по  VI позиции ног;

- уметь исполнить «Польку», хоровод, эстрадный танец на простейших элемента.

Шестой   раздел – « Список литературы и методических приложений».

Список литературы, используемый педагогом:

1.Барышникова Т. «Азбука музыкального движения», Рольф Москва, 1999год

2. Базарова Н. «Азбука классического танца» Москва, 1964год

3. Боброва Г. « Искусство грации», Ленинград, 1986год

4. Блазис К. «Искусство танца» Москва, 1934год

5. Ваганова А. «Основы классического танца» Ленинград, 1934год

6.Климов А. «Основы русского танца» Москва, 1994год

7.  Кэтрэк Н. «Хочу танцевать» Москва, 1998год

8. Методическое пособие по хореографии

9. Роот З. «Танцы в детском саду» Москва, 2004год.

10. А. Коргина «Практическое пособие для педагога дополнительного образования» - Москва, Школьная пресса,2006,2007.

11.«Примерные требования к программам дополнительного образования детей»  - приложение к письму Департамента молодёжной политики, воспитания, и социальной поддержки детей Министерства образования и науки России- от 11.12.2006 г. №06-1844.

Список литературы, рекомендуемый для детей:

1.Барышникова Т. «Азбука музыкального движения»,  Рольф. Москва, 1999год

2. Кэтрэк Н. «Хочу танцевать» Москва, 1998год

3. Боброва Г. « Искусство грации», Ленинград, 1986год

4.Методическое пособие: карточки, плакаты.

Седьмой раздел -  Перечень  методических приложения к образовательной программе.

- система усвоения детьми образовательной программы;

- тесты и другие формы проверки знаний;

- календарные планы учебно - воспитательной работы;

- список дидактических материалов и учебных пособий;

- описание методик;

- метод организации вводного занятия;

 - методика практической подготовки;

- отчеты.

Восьмой раздел-   «Перечень нормативно- правовой документации используемый при организации образовательной деятельности и в период реализации образовательной программы»:

- Декларация прав ребенка (1959 г.);

- Декларация о праве на развитие (1986 г.);

- Конвенция о правах ребенка (1989 г.);

- Декларация принципов терпимости (1995 г.);

- Конституция Российской Федерации (12. 12. 1993 г.);

- Закон Российской Федерации «Об образовании» (2012г.);

- Закон Российской Федерации «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (1998г.);

- Концепция художественного образования в Российской Федерации (2004 г.);

-Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей (1995 г.);

-Методические рекомендации по организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся в образовательных учреждениях г. Москвы (20. 11. 2003 г. №2-34-20 );

- Санитарно эпидемические требования к учреждениям дополнительного образования детей. Санитарно эпидемические правила и нормы. СанПиН 2.4.4.1251-03 (20 июня 2003 года №27 Д);

-  Проект федерального закона "Об образовании" (1 декабря 2010 г);

- Устав ГБОУ г. Москвы ДООЦ «Парк Пресненский»;

- нормативно правовая документация по организации образовательного процесса;

- методические рекомендации по финансированию реализации основных образовательных программ дополнительного образования;

- планы и программы образовательного учреждения;

- локальные акты образовательного учреждения;

- положение о детском объединении ;

- право и обязанности воспитанников;

- договор с родителями (законными представителями);

- личный листок обучающегося;

- личное дело обучающегося;

- учебно - воспитательный план на текущий учебный год;

-  система аттестации обучающихся учреждения;

- методические приложения к данной программе;

- план работы с родителями;

- расписание занятий;

- реклама деятельности объединения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа дополнительного образования детей «Культура и язык мордовского народа»

Многоязычное образование рассматривается сегодня как одно из приоритетных направлений модернизации образования. Знание языков живущих в одном регионе народов воспитывает уважение к культуре , традиция...

Образовательная программа дополнительного образования детей «Культура и язык мордовского народа» 1 год обучения

Многоязычное образование рассматривается сегодня как одно из приоритетных направлений модернизации образования. Знание языков живущих в одном регионе народов воспитывает уважение к культуре , традиция...

образовательная программа дополнительного образования "Компьютерная графика"

В современном обществе влияние информатики и информационных технологий (ИТ) распространяется на многие сферы деятельности человека. Компьютерная техника все больше используется в профессиональной деят...

Образовательная программа дополнительного образования детей «Воспитание творчеством» для студии рисования

Дополнительная общеобразовательная программа имеет художественно-эстетическую направленность и предназначена для получения школьниками дополнительного образования в области изобразительного искусства....

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ «Слесарные работы в автомобилестроение»

Программа кружка включаеи в себя овладения трудовыми приёмами АО следующим видам работ:«Правка и гибка металла», «Выполнение изделий по технологической карте», «Токарное дело», «Нарезание резьбы вручн...

Образовательная программа дополнительного образования детей объединения «Изюминка

Танец всегда играл особую роль в культуре каждого народа. Занятие ребёнка танцем – это не просто знакомство и освоение азов хореографии, это приобщение к мировому культурному наследию, привитие ...