МЕТОД ПРОЕКТОВ - ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ
статья
Метод проектов позволяет формировать личностные качества. Эти качества, принципы и цели метода проектов рассмотрены в статье.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 16.64 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕТОД ПРОЕКТОВ - ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ
Педагогические возможности метода проектов обусловлены открытостью, интегрированностью, что позволяет перенести учебный процесс в образовательную плоскость, обеспечивает целостность познания, усиливая продуктивность обучения. Данный метод позволяет повысить мотивацию учения, формирует коммуникативную компетентность его участников, развивает творчество. Метод проектов ориентирован не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых.
Одним из наиболее распространенных видов исследовательского труда является метод проектов. Метод проектов позволяет - формировать некоторые личностные качества, которые развиваются лишь в деятельности и не могут быть усвоены вербально. К таким качествам можно отнести:
1) Умение работать в коллективе, брать ответственность за выбор, решение, разделять ответственность, анализировать результаты деятельности.
2) Меняется и роль учащихся в учении: они выступают активными участниками процесса, а не пассивными статистами.
3) У учащихся вырабатывается свой собственный аналитический взгляд на информацию, и уже не действует заданная сверху оценочная схема: «это - верно, а это - неверно».
4) На этапе самоанализа учащиеся анализируют логику, выбранную проектировщиками, объективные и субъективные причины неудач и т.п. понимание ошибок создает мотивацию к повторной деятельности, формирует личный интерес к новому знанию. Подобная рефлексия позволяет сформировать адекватную оценку (самооценку) окружающего мира
Ведущие педагогические цели метода проектов:
· намечать ведущие и текущие цели и задачи;
· искать пути их решения, выбирая оптимальный при наличии альтернативы;
· осуществлять и аргументировать выбор;
· предусмотреть последствия выбора;
· действовать самостоятельно (без подсказки);
· сравнивать полученное с требуемым;
· корректировать деятельность с учетом промежуточных результатов;
· объективно оценивать процесс и результат проектирования.
Принципы педагогического проектирования:
· Принцип человеческих приоритетов, ориентирующий на человека - участника подсистем, процессов или ситуаций. Этот приоритет означает гуманистический характер обучения.
· Принцип саморазвития проектируемых систем, процессов, ситуаций предполагает создание их динамичными, гибкими, способными по ходу реализации к изменениям, перестройке, усложнению или упрощению.
· Принцип динамизма, предполагающий движение системы от сущности высшего порядка к сущности более низкого порядка.
· Принцип полноты, предполагающий обеспечение реализации в спроектированном объекте системы требований к его функционированию.
· Принцип диагностируемости, предполагающий организацию постоянной обратной связи, реализацию измерительного инструментария, мониторинг функционирования системы на практике.
· Принцип конструктивной целостности, предполагающий установление прочной взаимосвязи между компонентами методической системы и этапами ее проектирования и реализации на практике.
Чем сложнее и больше объект проектирования, чем выше его этап, например моделирование, тем шире требуется анализ. Например, при создании модели системы образования или профтехучилища в форме концепции глубокий и широкий анализ требуется для определения исходного положения в связи с тем, что ничто новое не возникает без определенной базы, всякое новое есть перестройка старого, будь то реально существующий объект или его аналогии.
Выбор формы проектирования зависит от того, какой этап выбран, и какое количество этапов предстоит пройти. Непосредственные проектирование урока начинается с этапа конструирования - создания плана, конспекта или сценария урока.
Любая форма проектирования должна быть целесообразной, потребной и соответствующей особенностям учащихся и педагогов и их возможностям. В противном случае любая из форм будет, воспринимается как формальное.
Теоретическое обеспечение проектирования - это поиск информации:
· об опыте деятельности подобных объектов в других местах;
· об опыте проектирования подобных объектов другими педагогами;
· в теоретических и эмпирических исследованиях влияниях на человека педагогических систем и процессов и того или иного решения педагогических ситуаций.
Методическое обеспечение проектирования включает создание инструментария проектирования: заготовление схем, образцов, документов и т.д. Хорошо иметь несколько вариантов каждого документа для выбора наиболее удобной и целесообразной структуры. Сюда входит и содержательное обеспечение проектирования педагогических процессов или ситуаций. В этих целях рекомендуется иметь поурочные или тематические папки. В них преподаватель или мастер накапливает разнообразный материал по отдельной теме для учебной группы, имеющей конкретную специальность. В такую поурочную папку входят: карточки взаимосвязи общеобразовательного и профессионального обучения; документальный материал; доклады, разработки учащихся; наглядные пособия или их картотека; карточки-задания для самостоятельной работы учащихся и т.п. возможно использование блочно-модульного подхода.
Пространственно-временное обеспечение проектирования связано с тем, что любой проект только тогда получает реальную ценность и способен быть реализован, если при его разработке учитываются конкретное время и определенное пространство.
Каждый метод по-своему трудоемкий, содержание тоже требует определенного времени для своей передачи и усвоения. Каждая форма рассчитана на определенную продолжительность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер - класс Метод проекта на уроках музыки как современная педагогическая технология
Метод проекта на уроках музыки как современная педагогическая технология...
Метод проектов как современная педагогическая технология в преподавании специальных дисциплин профессионального модуля ПМ 01
Метод проектов как современная педагогическая технология в преподавании специальных дисциплин профессионального модуля ПМ 01...
Педагогический проект «Выбор технологий и методов обучения в условиях реализации компетентностного подхода»
Педагогический проект«Выбор технологий и методов обучения в условиях реализации компетентностного подхода»...
Использование кейс-метода, метода проектов на предмете фармацевтической технологии
Информация для преподавателей с целью обмена опытом...
Школа педагогического мастерства, доклад на тему: "Кейс-метод как современная педагогическая технологи"
Выступление с докладом на Школе педагогического мастерства: "Кейс-метод как современная педагогическая технологи"...
Описание педагогического опыта "Использование на уроках производственного обучения технологии "Метод проектов"
На уроках производственного обучения я использую образовательную технологию "Метод проектов". По моему мнению этот метод наиболее полно обеспечивает решение задач, поставленных перед професс...
Педагогическая технология «Метод проектов»
Современные условия развития общества требуют переориентации обучения с усвоения готовых знаний, умений и навыков – на развитие личности студента, его творческих способностей, самостоятельности ...