МЕТОД ПРОЕКТОВ - ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ
статья

Худякова Светлана Викторовна

Метод проектов позволяет формировать личностные качества. Эти качества, принципы и цели метода проектов рассмотрены в статье.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx16.64 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОД ПРОЕКТОВ - ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ

Педагогические возможности метода проектов обусловлены открытостью, интегрированностью, что позволяет перенести учебный процесс в образовательную плоскость, обеспечивает целостность познания, усиливая продуктивность обучения. Данный метод позволяет повысить мотивацию учения, формирует коммуникативную компетентность его участников, развивает творчество. Метод проектов ориентирован не на интеграцию фактических знаний, а  на их применение и приобретение новых.

Одним из наиболее распространенных видов исследовательского труда  является метод проектов. Метод проектов позволяет - формировать некоторые личностные качества, которые развиваются лишь в деятельности и не могут быть усвоены вербально. К таким качествам можно отнести:

1) Умение работать в  коллективе, брать ответственность  за выбор, решение, разделять  ответственность, анализировать  результаты деятельности.

2) Меняется и роль учащихся  в учении: они выступают активными  участниками процесса, а не пассивными статистами.

3) У учащихся вырабатывается  свой собственный аналитический  взгляд на информацию, и уже  не действует заданная сверху  оценочная схема: «это - верно, а это - неверно».

4) На этапе самоанализа  учащиеся анализируют логику, выбранную  проектировщиками, объективные и  субъективные причины неудач  и т.п. понимание ошибок создает  мотивацию к повторной деятельности, формирует личный интерес к  новому знанию. Подобная рефлексия  позволяет сформировать адекватную  оценку (самооценку) окружающего мира  

Ведущие педагогические цели метода проектов:

· намечать ведущие и текущие цели и задачи;

· искать пути их решения, выбирая  оптимальный при наличии альтернативы;

· осуществлять и аргументировать выбор;

· предусмотреть последствия  выбора;

· действовать самостоятельно (без подсказки);

· сравнивать полученное с  требуемым;

· корректировать деятельность с учетом промежуточных результатов;

· объективно оценивать процесс  и результат проектирования.

Принципы педагогического проектирования:

· Принцип человеческих приоритетов, ориентирующий на человека - участника  подсистем, процессов или ситуаций. Этот приоритет означает гуманистический  характер обучения.

· Принцип саморазвития проектируемых  систем, процессов, ситуаций предполагает создание их динамичными, гибкими, способными по ходу реализации к изменениям, перестройке, усложнению или упрощению.

· Принцип динамизма, предполагающий движение системы от сущности высшего  порядка к сущности более низкого  порядка.

· Принцип полноты, предполагающий обеспечение реализации в спроектированном объекте системы требований к его функционированию.

· Принцип диагностируемости, предполагающий организацию постоянной обратной связи, реализацию измерительного инструментария, мониторинг функционирования системы на практике.

· Принцип конструктивной целостности, предполагающий установление прочной взаимосвязи между компонентами методической системы и этапами  ее проектирования и реализации на практике.

Чем сложнее и больше объект проектирования, чем выше его этап, например моделирование, тем шире требуется  анализ. Например, при создании модели системы образования или профтехучилища в форме концепции глубокий и  широкий анализ требуется для  определения исходного положения  в связи с тем, что ничто  новое не возникает без определенной базы, всякое новое есть перестройка  старого, будь то реально существующий объект или его аналогии.

Выбор формы проектирования зависит от того, какой этап выбран, и какое количество этапов предстоит  пройти. Непосредственные проектирование урока начинается с этапа конструирования - создания плана, конспекта или сценария урока.

Любая форма проектирования должна быть целесообразной, потребной  и соответствующей особенностям учащихся и педагогов и их возможностям. В противном случае любая из форм будет, воспринимается как формальное.

Теоретическое обеспечение  проектирования - это поиск информации:

· об опыте деятельности подобных объектов в других местах;

· об опыте проектирования подобных объектов другими педагогами;

· в теоретических и  эмпирических исследованиях влияниях на человека педагогических систем и  процессов и того или иного  решения педагогических ситуаций.

Методическое обеспечение  проектирования включает создание инструментария проектирования: заготовление схем, образцов, документов и т.д. Хорошо иметь несколько  вариантов каждого документа  для выбора наиболее удобной и  целесообразной структуры. Сюда входит и содержательное обеспечение проектирования педагогических процессов или ситуаций. В этих целях рекомендуется  иметь поурочные или тематические папки. В них преподаватель или  мастер накапливает разнообразный  материал по отдельной теме для учебной  группы, имеющей конкретную специальность. В такую поурочную папку входят: карточки взаимосвязи общеобразовательного и профессионального обучения; документальный материал; доклады, разработки учащихся; наглядные пособия или их картотека; карточки-задания для самостоятельной  работы учащихся и т.п. возможно использование  блочно-модульного подхода.

Пространственно-временное  обеспечение проектирования связано  с тем, что любой проект только тогда получает реальную ценность и  способен быть реализован, если при  его разработке учитываются конкретное время и определенное пространство.

Каждый метод по-своему трудоемкий, содержание тоже требует  определенного времени для своей  передачи и усвоения. Каждая форма  рассчитана на определенную продолжительность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс Метод проекта на уроках музыки как современная педагогическая технология

Метод проекта на уроках музыки как современная педагогическая технология...

Метод проектов как современная педагогическая технология в преподавании специальных дисциплин профессионального модуля ПМ 01

Метод проектов как современная педагогическая технология в преподавании специальных дисциплин  профессионального модуля  ПМ 01...

Педагогический проект «Выбор технологий и методов обучения в условиях реализации компетентностного подхода»

Педагогический проект«Выбор технологий и методов обучения в условиях реализации компетентностного подхода»...

Школа педагогического мастерства, доклад на тему: "Кейс-метод как современная педагогическая технологи"

Выступление с докладом на Школе педагогического мастерства: "Кейс-метод как современная педагогическая технологи"...

Описание педагогического опыта "Использование на уроках производственного обучения технологии "Метод проектов"

На уроках производственного обучения я использую образовательную технологию "Метод проектов". По моему мнению этот метод наиболее полно обеспечивает решение задач, поставленных перед професс...

Педагогическая технология «Метод проектов»

Современные условия развития общества требуют переориентации обучения с усвоения готовых знаний, умений и навыков – на развитие личности студента, его творческих способностей, самостоятельности ...