Описание педагогического опыта "Использование на уроках производственного обучения технологии "Метод проектов"
статья

Коваленко Сергей Николаевич

На уроках производственного обучения я использую образовательную технологию "Метод проектов". По моему мнению этот метод наиболее полно обеспечивает решение задач, поставленных перед профессиональным образованием. Этот метод не новый, он широко использовался в России до революции. Но потом был забыт.  И только в настоящее время он начал возрождается. Я думаю, что Педагогическая технология "Метод проектов" существенно повышает качество обучения по рабочим профессиям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ № 57

ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ

(ФКП образовательное учреждение №57)

ФИЛИАЛ № 1

Описание

 педагогического опыта мастера производственного обучения

Коваленко Сергея Николаевича

Использование на уроках производственного обучения «метода проектов».

Профессия обучения: 18783 «Станочник

деревообрабатывающих станков»

Калуга 2021

Личностно соориентированная модель производственного обучения, которая основана на принципах индивидуального подхода к ученикам и создании условий для их саморазвития и самообучения, требует глубокого осмысления и понимания мастерами п/о необходимости осуществления учебно-воспитательного процесса на принципах проектной технологии. Поэтому актуальным является построение такой модели учебно-воспитательного процесса, где первоочередным будет обучение обучающихся адекватно оценивать свои потенциальные возможности и жизненные цели и самостоятельно формировать стратегию преодоления препятствий, которые могут возникать при достижении поставленной цели.

Среди учебных предметов наибольшим потенциалом для решения этой проблемы обладает производственное обучение, поскольку успешное решение определённого задания возможно при условии активной практической деятельности обучающихся, для которой характерна инициатива в достижении целей обучения. В настоящее время метод проектов широко применяется в современной мировой методике проведения уроков, так как он позволяет интегрировать знания обучающихся из разных отраслей для решения отдельно взятой практической проблемы, стимулируя при этом развитие творческих способностей личности ученика.

Целью моих исследований был анализ методик проведения уроков производственного обучения на основе проектных технологий и изучение возможностей их использования для станочников ДОС. Проектирование имеет место в деятельности любого мастера п/о всякого образовательного учреждения. Ведь каждый мастер п/о готовится к уроку – это и есть проектирование, которое осуществляется, естественно, на разных уровнях в зависимости от квалификации и опыта мастера п/о, его добросовестности и творческого потенциала. Многие мастера п/о стремятся создать свою личную (личностную) методику обучения и воспитания, т.е. свою личностную педагогическую систему .

Я рассмотрел классификацию, которая включает такие группы проектов:

 ∙ проекты игр – занятия для обучающихся, целью которых было привлечение к групповой деятельности ;

 ∙ экскурсионные проекты– например, проекты, связанные с изучением проблем охраны окружающей среды при промышленном производстве и жизнедеятельности людей;

∙ проекты-рассказы– их основной целью было обеспечение получения обучающимися удовлетворения от рассказа или лекции в любой  форме с применением мультимедийных средств;

∙ конструктивные проекты – проекты, направленные на изготовление некоторого конкретного полезного продукта.

В моей группе я использую четвертую группу - это проекты, направленные на изготовление некоторого конкретного полезного продукта. Проектные технологии ориентированы, прежде всего, на самостоятельную деятельность обучащихся – индивидуальную, парную или групповую, которую они выполняют в течение определённого отрезка времени. Эта технология предусматривает решение обучающимися или группой обучающихся определённой проблемы, задачи или задания, которое заключается, с одной стороны, в использовании разнообразных методов и средств обучения, а с другой – в обобщении знаний, умений из разных областей науки, техники, творчества. 

Результаты выполнения проектов должны быть «ощутимыми»: если это теоретическая проблема, то конкретное её решение, если практическая – конкретный результат, готовый к внедрению.

Проектная технология предусматривает использование совокупности исследовательских, поисковых, творческих по своей сути методов, приёмов, средств, которые мастер должен применять в работе с обучающимися на уроках производственного обучения. Целью проектирования является создание мастером таких условий во время образовательного процесса, результатом которых станет приобретение обучающимися индивидуального опыта проектной деятельности. В сознании обучающегося это имеет такой вид: «Я знаю, для чего мне нужно всё, что я познаю, и где я могу эти знания применить».

 Метод проектов на уроках производственного обучения – это комплексный процесс, который формирует в учащихся практические умения, технологическую грамоту, культуру труда. На моих занятиях этот метод направлен на усвоение обучающимися способов превращения материалов, энергии, информации, на овладение технологией их обработки с целью создания или усовершенствования изделия, которое бы удовлетворяло потребности людей. Мои обучающиеся знают, куда реализуется их изделие:

для потребностей образовательного учреждения, для потребностей ЦТАО или для личных целей.

       Важность проектных технологий заключается в том, что именно этот метод проведения урока производственного обучения приучает обучающихся к самостоятельной, практической, плановой и систематической работе, воспитывает в обучающихся стремление к созданию нового или к усовершенствованию уже существующего изделия, формирует представление о перспективах его применения; развивает морально-трудовые качества, трудолюбие, заставляет быть в курсе по внедрению новых прогрессивных технологий. При этом я всегда помню, что особенное внимание нужно уделять тому, чтобы у обучающихся не пропал интерес к этому процессу, следить, чтобы они доводили начатое дело до конца.

     Очень важной является проектно-технологическая деятельность мастера производственного обучения, которая должна иметь определённую структуру. Моя деятельность имеет определенную структуру. Эта структура содержит в себе цель, мотивы, функции, содержание, внутренние и внешние условия, методы, средства, предмет, результат и этапы выполнения. Для себя я разделил проектно- технологическую деятельность на несколько этапов:

1.Организационно-подготовительный этап:

∙ поиск проблемы;

∙ выработка идеи и вариантов;

∙ формирование параметров и требований;

∙ выбор оптимального варианта и обоснования;

2. Конструкторский этап:  

∙ проведение анализа;

∙ отбор материалов;

∙ выбор инструментов, оборудования;  

∙ выбор технологии обработки деталей, их соединения, отделки;

∙ организация рабочего места;

3. Технологический этап:

∙ выполнение технологических операций, предусмотренных технологическим процессом;

∙ самоконтроль своей деятельности;

∙ соблюдение технологии, трудовой дисциплины, культуры труда;

∙ контроль качества.

4. Заключительный этап:

∙ сравнение выполненного изделия с прогнозированным;

∙ оформление проекта;

∙ самооценка качества и анализ результатов проекта;

∙ оценка проекта;

∙ реализация проекта.

Презентация выполненного обучающимся проекта начинается с освещения проблемы, которая побудила к работе над ним. Если проект был заказом для обучающихся, то его разработчики должны указать, какие проблемы или практические задания можно разрешить с помощью данного проекта. В содержании проекта должны быть представлены изображения образцов, которые коротко раскрывали бы эволюцию объекта проектирования. Развитие формы, конструкторских элементов, используемых материалов или инструментов является свидетельством эволюции техники на примере данного объекта проектирования. Объект проектирования должен иметь элементарное экономическое обоснование. Отсюда – проект в целом должен быть недорогим. Однако если проект всё-таки нуждается в значительных средствах, то необходимо заранее сделать заявку на необходимые материалы для такого проекта, и необходимо убедить административный аппарат учреждения, выделить средства для данного проекта и тому подобное. Важным фактором является также правильная и последовательная организационно спланированная работа мастера и обучающегося, то есть правильная логическая последовательность соблюдения этапов выполнения творческих проектов. Выводы.

Хотя проектные технологии известны уже давно, но я считаю, что именно они обеспечивают переход от традиционных образовательных технологий к новому типу обучения на данном этапе развития профессионального образования. Они усиливают его развивающий характер, предусматривают общую, обоснованную, спланированную и осознанную деятельность обучающихся, которые учатся. Во время выполнения обучающимися творческих проектов основное внимание мастера п/о должно быть сосредоточено на формировании у обучающихся умений творческого и критического мышления, навыков работы с разными информационными источниками, осуществлении исследовательской работы во время выполнения соответствующего проекта.    Основной акцент делается на формировании у будущих работников умений не просто усваивать и воспроизводить информацию, а развивать умения с увеличением уровня, а именно: осуществлять анализ и синтез информации, касающейся определённой проблемы; находить и выбирать необходимые ресурсы для проекта; сознательно планировать свою деятельность для достижения поставленных заданий; оценивать объекты и результаты собственной работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на педагогические чтения "Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках производственного обучения в коррекционных группах"

Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках производственного обучения через применение  активных методов обучения  в коррекционных группах.  Развитие современног...

Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках производственного обучения и практических занятиях через применение исследовательского метода обучения. Педагогический мастер-класс

В методической разработке мастер-класса по теме: «Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках производственного обучения и практических занятиях через применение исследовательского м...

Методическое пособие разработка урока производственного обучения Комплексная разработка урока-конкурса по производственному обучению Гордиенко Елена Григорьевна - мастер производственного обучения СПБ ГБПОУ «Техникум «Автосервис» (МЦПК)»

Данный урок производственного обучения является заключительным в профессии «повар» и поскольку учащиеся уже получили определённый профессиональный опыт, на уроке организуется осмысление, формулировани...

План – конспект открытого урока производственного обучения По профессии «Повар, кондитер» - 1 курс Урок производственного обучения.

План – конспект открытого урока производственного обученияПо профессии «Повар, кондитер» - 1 курсУрок производственного обучения....

Проект урока производственного обучение

Детальное описание урока производственного обучения...

ПРОЕКТ открытого урока производственного обучения по теме: «Облицовка поверхности плиточными материалами» Учебная практика «Облицовочные работы» специальность 08.02.01 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»

Методика активизации образовательного процесса с использованием технологии работы в малых группах с применением элементов компетентностного подхода....

Презентация к выступлению на тему : " Применение новых педагогических технологий на уроках производственного обучения"

В презентации перечислены и раскрыты новые педагогические технологии по Я.А. Коменскому....