Педагогическая технология «Метод проектов»
статья
Современные условия развития общества требуют переориентации обучения с усвоения готовых знаний, умений и навыков – на развитие личности студента, его творческих способностей, самостоятельности мышления и чувства личной ответственности, как нравственной характеристики личности. В такой педагогической теории обучения, обучающийся становится центральной фигурой, а его деятельность приобретает активный, познающий характер.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc | 62.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Канайкина.Т.А.
Областное государственное профессиональное образовательное учреждение «Боровичский автомобильно-дорожный колледж»
Новгородская область, г.Боровичи
Педагогическая технология «Метод проектов»
Современные условия развития общества требуют переориентации обучения с усвоения готовых знаний, умений и навыков – на развитие личности студента, его творческих способностей, самостоятельности мышления и чувства личной ответственности, как нравственной характеристики личности. В такой педагогической теории обучения, обучающийся становится центральной фигурой, а его деятельность приобретает активный, познающий характер.
Такой педагогической технологией является « метод проектов», где важен не конечный результат (знания устаревают, подвергаются изменениям), а сам процесс приобретения знаний. В данной технологии необходимо научить студентов самостоятельно учиться и добывать необходимые знания, учить умению адаптироваться в жизненных ситуациях и самостоятельно принимать решения, критически мыслить.
Метод проектов, во-первых, позволяет решить одну из самых острых проблем современного образования – проблему мотивации. С помощью традиционных методик обучающихся учебой не увлечь. Поэтому необходимо выдвигать перед ними такую проблему, которая интересна и значима для каждого. Для творческой продуктивности проекта важно сформулировать такие задания, которые не имели бы единых, заранее известных решений.
Во-вторых, реализуются принципы личностно- ориентированного обучения, когда студенты могут выбрать дело по душе в соответствии со своими способностями и интересами.
В-третьих, выполняя проекты, студенты осваивают алгоритм проектно-преобразовательной деятельности, учатся самостоятельно искать и анализировать информацию, интегрировать и применять полученные ранее знания. В итоге развиваются их творческие и интеллектуальные способности, самостоятельность, ответственность, формируются умения планировать и принимать решения. Творческие проекты студентов должны быть прообразами проектов в их будущей профессиональной деятельности.. Выполняя их, они приобретают опыт разрешения реальных проблем, продвигаясь вперед к поставленной цели.
В-четвёртых, метод проектов тесно связан с использованием новейших компьютерных технологий. Это и электронная почта, поисковые системы, электронные конференции, викторины, олимпиады. Все больший интерес представляет и работа над международными, всероссийскими и региональными проектами. Примерами образовательных Интернет – проектов являются: "Подари жизнь", " "Новгородские дарования" и др. Мои студенты принимают участие в данных конкурсах и одерживают победы.
Следовательно, передо мной, как учителем, стоит задача обучать студентов таким образом, чтобы они могли быстро и пластично реагировать на изменяющиеся условия, были способны обнаруживать новые проблемы и задачи, находить пути их решения. Достичь результата в выполнении этой задачи можно только в условиях реализации инновационного подхода в обучении, обеспечивающего переход на продуктивно-творческий уровень.
Слово "проект" произошло от латинского "projectus", что означает "брошенный вперед", "выступающий", "бросающийся в глаза". И на самом деле, планируя проект, преподаватель как бы заглядывает в будущее, воображает нечто, что студент может создать или получить, затратив определенные усилия. Проектный метод в образовании – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности студентов, развитие креативности и одновременно формирование определенных личностных качеств. Три "кита", на которых держится данная технология: самостоятельность, деятельность, результативности.
Идея обучения в сотрудничестве возникла в начале века в трудах американских педагогов-исследователей Е. Пархерста ("Дальтон-план"), Дж. Девея, У. Килпатрика ("метод проектов"). Этот метод более четко оформился в США к 1919 году.
Метод проектов привлек внимание русских педагогов еще в начале 20 века. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С.Т. Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания.
Сегодня метод проектов вновь используется, но уже в обновленном виде. Основная задача состоит в том, чтобы помочь проектам занять надлежащее место в учебной практике. Именно осмысление и применение этого метода в новой социально-культурной ситуации в свете требований к образованию на современной ступени общественного развития позволяет говорить о проекте как о новой педагогической технологии, которая позволяет эффективно решать задачи личностно-ориентированного подхода в обучении специалиста.
В ходе проектирования, считает самым сложным для преподавателя является выполнение роли независимого консультанта, удерживающегося от подсказки даже в случае, если студент "идут не туда". Для студента же трудностями могут быть: а) постановка ведущих и текущих (промежуточных) целей и задач; б) поиск пути их решения;
в) осуществление оптимального выбора при наличии альтернатив;
г) аргументация выбора; д) сравнение полученного результата с требуемым; е) корректировка (при необходимости) результата;
ж) объективная оценка самой деятельности и другие позиции.
Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, проблемных методов, творческих по самой своей сути.
Я попробовав однажды поработать методом проектов, не могут от него отказаться – такова не сила притяжения этого метода, а возможности, которые позволяют студентам учиться, а преподавателям учить без принуждения, весело и интересно. Основными целями проектирования считаю:
1. Способствовать повышению личной уверенности у каждого участника проектного обучения, его самореализации и рефлексии. Указанное становится возможным:
• через проживание "ситуации успеха" (на уроке или вне урока) не на словах, а в деле почувствовать себя значимым, нужным, успешным, способным преодолевать различные проблемные ситуации
• через осознание себя, своих возможностей, своего вклада, а также личностного роста в процессе выполнения проектного задания.
2. Развивать у студентов осознание значимости коллективной работы для получения результата, роли сотрудничества, совместной деятельности в процессе выполнения творческих заданий; вдохновлять их на развитие коммуникабельности. Важно в жизни умение не только высказать свою точку зрения, свой подход к решению проблемы, но и выслушать и понять другую, иногда, полностью противоположную своей.
3. Развивать исследовательские умения: анализировать проблемную ситуацию, выявлять проблемы, осуществлять отбор необходимой информации из литературы, проводить наблюдения практических ситуаций, фиксировать и анализировать их результаты, строить гипотезы, осуществлять их проверку, обобщать, делать выводы.
В своей педагогической практике на уроках истории искусства, истории мировой культуры я чаще всего использую такой виды проектов, как исследовательские, творческие.
Это способствует актуализации знаний, умений и навыков студентов, их практическому применению во взаимодействии с окружающим. Этапы работы над творческим проектом я хочу показать на примере проекта « Искусство Древней Руси.
Таблица «Алгоритм работы над проектом «Искусство Древней Руси»
Стадии работы над проектом | Содержание работы | Деятельность студентов | Деятельность преподавателя |
Подготовка | - определение темы и целей проекта; -формирование задач проекта; | Обсуждение темы проекта с преподавателем и получение необходимой дополнительной информации. Определение целей и задач проекта. | Знакомлю студентов со смыслом проектного подхода и мотивирую студентов. Помогаю в определении цели проекта, наблюдаю за работой. |
Планирование | -определение программного обеспечения выполнения проекта; -определение способов сбора и анализа информации; -определение способов представления результатов; -установление процедур и критериев оценки результатов проекта. | Формирование задач проекта, выработка и обоснование критериев успеха проектной деятельности. | Предлагаю идеи, высказываю предложения, наблюдаю за работой студентов. |
Исследование | -сбор и уточнение информации; -выявление и обсуждение альтернатив, возникающих в ходе выполнения проекта; -выбор оптимального варианта хода проекта; -поэтапное выполнение исследовательских задач. | Выполняет исследование и работает поэтапно над проектом. | Провожу консультирование, косвенно руковожу деятельностью студентов. |
Вывод | -анализ информации; -формирование выводов. | Анализирует информацию, оформляет проект. | Провожу консультирование, наблюдаю за оформлением проекта. |
Защита проекта и оценка его результатов | -представление проекта (мультимедийная презентация); -анализ выполненного проекта и достигнутых результатов | Представляет проект, защищает мультимедийную презентацию, учувствует в коллективном анализе и оценке проекта в виде заполнения контрольного листа проекта. | Слушаю, задаю вопросы в роли рядового участника. При необходимости направляю процесс анализа и оценивание проектов, провожу анализ контрольных листов проектов. |
Оценивание творческих проектов исходит не только от меня, но и мнение группы и самооценки студента. В комплексе всех критериев ставится соответствующая оценка, которая отражается в контрольном листе проекта.
Таблица «Контрольный лист проекта»
Этапы выполнения проекта | Что оценивать | Оценка (по 5-бальной системе) | Предложения по проекту |
Подготовка | -выбор и обоснование проекта; -соответствие цели и задач проекта. | ||
Планирование | - качество информации; -количество и качество иллюстративного материала. | ||
Исследование | -насколько оптимален выбор хода проекта; -соблюдение этапов проекта. | ||
Вывод | -анализ художественных образцов искусства Древней Руси; -сравнительный анализ архитектурных направлений в искусстве Древней Руси. | ||
Защита проекта | -качество мультимедийной презентации; -достижение поставленной цели. |
В курсе истории искусства и культуры метод проектов может использоваться в рамках программного материала практически на любом уроке. Избираемые темы должны быть значительными, интересными и усложняться в зависимости от подготовленности студента. Творческая деятельность в ходе проектной работы доставляет студентам истинную радость познания и общения. При выполнении проектной работы, которая может быть представлена в устной и письменной форме, необходимо придерживаться, на мой взгляд, следующих рекомендаций:
• Во-первых, поскольку проектная работа дает возможность студентам выражать собственные идеи, важно не слишком явно контролировать и регламентировать школьников, желательно поощрять их самостоятельность.
• Во-вторых, проектные работы являются главным образом открытыми, поэтому не может быть четкого плана их выполнения. В процессе выполнения проектных заданий можно вводить и некоторый дополнительный материал.
• В-третьих, большинство проектов может выполняться отдельными студентами но проект будет максимально творческим, если он выполняется в группах. Это еще раз подчеркивает важность и эффективность учебного сотрудничества.
Всю нашу жизнь можно рассматривать как чередование различных проектов. Задача преподавателя научить студента планировать и успешно реализовывать "свои жизненные проекты". Ведь для любого человека самая значимая оценка – это общественное признание его успеха. Студенту важно получить отклик сверстников и взрослых.. И по самому большому счету не важно, удался его проект или нет. Но важно, чтобы он проанализировал свою деятельность. Что получилось в итоге? А когда человек готов к самооцениванию, он более успешно идет по жизни.
Эта методика позволяет реализовывать не только образовательные задачи, стоящие передо мною как преподавателем, но и воспитательные. Студенты могут по-новому взглянуть на себя и на реалии своей каждодневной жизни, на историю и культуру своей страны. Все это, в конечном счете, способствует формированию активной гражданской позиции студентов и максимальному развитию индивидуальных способностей и талантов каждого.
Список использованных источников:
1. Гузеев В. В. "Метод проектов" как частный случай интегративной технологии обучения.//Директор школы. – 2015. – № 6, – С. 39-48.
2. Новикова Т. Д. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. //Народное образование. – 2015. – № 7. – с 151-157
3. Пахомова Н. Ю. Метод учебных проектов в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. – М.: АРКТИ, 2013. – 112с.
4. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 2014. – 80 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер - класс Метод проекта на уроках музыки как современная педагогическая технология
Метод проекта на уроках музыки как современная педагогическая технология...
Метод проектов как современная педагогическая технология в преподавании специальных дисциплин профессионального модуля ПМ 01
Метод проектов как современная педагогическая технология в преподавании специальных дисциплин профессионального модуля ПМ 01...
Образовательная технология "Метод проектов" как один из способов формирования общих компетенций
В данной работе, прежде всего, выполнено сопоставление и анализ трех направлений деятельности: 1) выполнееия проектов в области образовательной технологии "Метод проектов", 2) процесса проек...
Использование кейс-метода, метода проектов на предмете фармацевтической технологии
Информация для преподавателей с целью обмена опытом...
Описание педагогического опыта "Использование на уроках производственного обучения технологии "Метод проектов"
На уроках производственного обучения я использую образовательную технологию "Метод проектов". По моему мнению этот метод наиболее полно обеспечивает решение задач, поставленных перед професс...
МЕТОД ПРОЕКТОВ - ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ
Метод проектов позволяет формировать личностные качества. Эти качества, принципы и цели метода проектов рассмотрены в статье....
Использование технологии «Метод проектов» в работе с детьми дошкольного возраста
Метод проектов актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ем...