Использование кейс-метода, метода проектов на предмете фармацевтической технологии
материал на тему
Предварительный просмотр:
Выступление на заседании цикловой комиссии специальных дисциплин ТЕМА: «Использование кейс-метода, метода проектов на предмете фармацевтической технологии» Автор: Захарова. Н.И. |
Тема: Использование кейс-метода, метода проектов на предмете фармацевтической технологии.
Сегодня все более популярными в системе профессионального образования становятся технологии «кейс-стади» и метод проектов. Технология «кейс-стади» ( case – study). Гарвардского университета описание реальных ситуаций( от англ. case – «случай»).
В российских изданиях чаще всего говорится о методе конкретных ситуаций (КС), деловых ситуаций, кейс-методе, о ситуационных задачах.
Чаще всего под кейсом понимается письменное описание какой – то производственной, профессиональной ситуации.
Кейсы, как правило, не имеют единственного верного решения, они многовариантны.
Обучающихся просят проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблем, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них.
Метод «кейс-стади» предполагает:
- подготовленный в письменном виде пример из практики;
- самостоятельное изучение и обсуждение кейса студентами;
- совместное обсуждение кейса в аудитории под руководством преподавателя.
Во-первых, учебная ситуация специально готовится для целей обучения. Методическая проработанность конкретных ситуаций, используемых для обсуждения или других учебных целей, должна создать творческую и одновременно целенаправленную, управляемую атмосферу в процессе обсуждения.
Во –вторых, кейс должен соответствовать того учебного курса или программы, в рамках которых рассматривается. Кейс потому и учебный, что учит, формирует определенные профессиональные навыки.
В – третьих, кейсов может быть много, но при любых их разновидностях работа с ними должна учить студентов анализировать конкретную информацию, прослеживать причинно-следственные связи, выделять ключевые проблемы в изучаемых процессах.
Наличие реальной, актуальной, с точки зрения обучения информации – это необходимое условие наличия учебной ситуации.
Различают следующие виды кейсов:
- ситуации – иллюстрации;
- ситуации- упражнения;
- ситуации – оценки;
- ситуации – проблемы.
Кейс метод предполагает наличие методических рекомендаций по их использованию, вопросы для обсуждения, задания студентам, он является компетентностно – ориентированной технологией, так как позволяет установить оптимальное сочетание теоретического и практического аспектов обучения.
Технология «кейс – стади» развивает группу определенных умений, способствующих формированию следующих ключевых профессиональных компетентностей современного специалиста:
- аналитические умения;
- практические умения;
- творческие умения;
- коммуникативные умения;
- социальные умения.
Деятельность преподавателя в аудитории, где он выступает со вступительным и заключительным словом, организует малые группы и начинает дискуссию, поддерживает деловой настрой в аудитории, оценивает вклад студентов в анализ ситуации.
Работа над ситуацией в аудитории:
- Этап введения в кейс.
Кейсы могут быть розданы каждому обучающемуся за день до занятий или на самом занятии. На ознакомление выделяется 5-7мин. в зависимости от сложности кейса.
Преподаватель начинает занятие с контроля знания обучающимися содержания кейса.
- Анализ ситуации ( индивидуально или в малых группах)
- Этап презентации решения по кейсу.
- Этап общей дискуссии.
- Этап подведения итогов. Кейс – метод должен исследоваться в органическом единстве с другими методами обучения, в том числе с традиционными (т.к. они предусматривают обязательное, нормативное знание)
Историческая справка.
Метод проектов основывается на теории прагматической педагогики, провозгласившей «обучение через делание». Основоположником метода проектов в мировой педагогике является американский философ, прагматик, психолог, педагог – Джон Дьюи и его ученик У.Х. Килпатрик. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе через деятельность студента, ориентируясь на его личный интерес и практическую востребованность полученных знаний в дальнейшей жизни. Русскими педагогами основы проектного обучения разрабатывались практически параллельно с американскими.
Что такое метод проектов?
- Учебный проект – это комплекс поисковых, исследовательских, расчетных, графических и других видов работ, выполняемых студентами самостоятельно с целью практического или теоретического решения значимой проблемы.
Под методом проектов понимается система обучения, при которой студенты приобретают знания и умения в процессе самостоятельного планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – проектов.
Проект – это « 5П « - проблема – планирование(проектирование) – поиск – продукт – презентация. Шестое П – портфолио, папка в которой собраны все рабочие материалы(черновики, планы, отчет и др.)
Типы проектов:
- исследовательские
- творческие
- ролевые, игровые
- информационные
- практико-ориентированные
Реализация метода проектов и исследовательского метода на практике ведет к изменению позиций педагога. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности студентов.
Проект является творческой работой, но не всякая творческая работа является проектом.
Творческая работа – это более свободный вид деятельности, чем проектирование. Проект часто превращается в реферат, да еще и «скачанный» из Интернета, что губит идею данного метода. Особенно это касается информационных проектов.
Реферат – это краткое изложение содержания книги, статьи и тд.
Информационный же проект предлагает работу в структуре исследовательской деятельности.
Виды презентаций проектов:
Презентация учебных проектов могут быть проведены в виде:
- деловой игры
- демонстрации видеофильма
- научной конференции
- научного доклада
- ролевой игры
- спектакля
- рекламы
- телепередачи и др.
В заключение хочется еще раз подчеркнуть, что метод проектов относится к высоким педагогическим технологиям и требует тщательной подготовки, как со стороны педагога, так и со стороны студентов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Задачи для проведения дифференцированного зачёта по предмету «Фармацевтическое товароведение» совместно с предметом «Основы общей психологии»
Задачи для проведения дифференцированного зачёта по предмету «Фармацевтическое товароведение» совместно с предметом «Основы общей психологии»...
Обучение: кейс-метод (метод конкретных ситуаций)
Презентация Case-Study...
Обучение: кейс-метод (метод конкретных ситуаций)
Метод case-study или метод конкретных ситуаций - метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач – ситуаций (решение кейсов).Метод относится к не...
Презентация по учебному предмету "Основы технологии отделочных строительных работ" на тему: "Проект производства работ. Технологические карты"
Презентация по учебному предмету "Основы технологии отделочных строительных работ" на тему: "Проект производства работ. Технологические карты" для учащихся 1 курса....
Отчет о состоянии учебно – методического обеспечения (УМО) образовательного процесса по фармацевтической технологии
Информация для преподавателей с целью обмена опытом...
Методическая разработка По выполнению инновационных бизнес – проектов с применением дистанционных технологий по предмету: «Основы инновационного предпринимательства» Разработчик: Плешанова Виктория Юрьевна – преподаватель социально – экономического про
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"21106051","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...
Методическая разработка для студентов по выполнению индивидуальных проектов по предмету: «Технология (индивидуальный проект)»
Изучение данной методической разработкиокажет помощь студентам в проведении исследований и в правильном оформлении проекта в электронному виде, согласно общим требованиям к содержанию и техничес...