Кружковая работа " Речецветик"
материал
Дошкольный возраст – важный и неповторимый период в развитии ребенка, особенно в плане развития его речи. Без формирования чистой и правильной речи невозможно приобретать навыки общения и учиться строить отношения с окружающим миром. При нормальном развитии овладение правильным звукопроизношением у дошкольников заканчивается к 4-5 годам. Но иногда в силу ряда причин этот процесс затягивается.
В настоящее время в век «высоких технологий» и глобальной компьютеризации общества, уровень развития речи и коммуникативных навыков дошкольников резко снизился. И так бывает, что речевое нарушение, являясь первичным дефектом, влечет за собой заметное отставание в психическом развитии. Поэтому необходима своевременная коррекция речевых проблем.
В настоящее время наблюдается неумолимый рост числа детей с различными речевыми расстройствами, которые требуют специальной логопедической помощи. И, как известно, чем раньше начата коррекционная работа, тем она эффективнее.
Поэтому проблема ранней профилактики и ранней коррекции речевых нарушений представляется на сегодняшний день очень актуальной.
В соответствии с «Положением о логопедической помощи детям с нарушениями речи», на логопедические занятия зачисляются дети 3-7 лет. Кружковая логопедическая работа является пропедевтической перед занятиями по коррекции звукопроизношения в старшем дошкольном возрасте, она дает возможность запустить механизм самокоррекции.
Программа логопедического кружка «Речецветик» позволяет оказывать специализированную логопедическую помощь детям 5-7 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_rechetsvetik.docx | 128.57 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Ханты - Мансийского автономного округа
ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ГОРОД ПЫТЬ-ЯХ
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Прогимназия «Созвездие»
СОГЛАСОВАНО: Педагогическим советом Протокол №1 от 31.08.2023 г. |
|
Кружковая работа
«Речецветик»
Разработчик:
Агеева И.С.
Направленность: социально - гуманитарное
Возраст обучающихся: 6 - 7 лет
Срок реализации: 1 год
Уровень программы: ознакомительный, базовый
Пыть-Ях
2023г.
Расписание логопедического кружка
по социально - гуманитарному направлению
«Речецветик»
Дни недели | Время | Место |
вторник | 15.00-15.30 | 1 корпус |
Список детей кружка «Речецветик»
1. Абдунематова Адиба – подг. «В»
2. Татыев Данил – подг. «В»
3. Яковцевский Андрей – подг. «Б»
4. Аминов Рамиль – подг. «Б»
5. Медведева Анна – подг. «В»
6. Гладкова Ангелина – подг. «Б»
7. Сайидов Ахмад – подг. «Б»
Пояснительная записка
Дошкольный возраст – важный и неповторимый период в развитии ребенка, особенно в плане развития его речи. Без формирования чистой и правильной речи невозможно приобретать навыки общения и учиться строить отношения с окружающим миром. При нормальном развитии овладение правильным звукопроизношением у дошкольников заканчивается к 4-5 годам. Но иногда в силу ряда причин этот процесс затягивается.
В настоящее время в век «высоких технологий» и глобальной компьютеризации общества, уровень развития речи и коммуникативных навыков дошкольников резко снизился. И так бывает, что речевое нарушение, являясь первичным дефектом, влечет за собой заметное отставание в психическом развитии. Поэтому необходима своевременная коррекция речевых проблем.
В настоящее время наблюдается неумолимый рост числа детей с различными речевыми расстройствами, которые требуют специальной логопедической помощи. И, как известно, чем раньше начата коррекционная работа, тем она эффективнее.
Поэтому проблема ранней профилактики и ранней коррекции речевых нарушений представляется на сегодняшний день очень актуальной.
В соответствии с «Положением о логопедической помощи детям с нарушениями речи», на логопедические занятия зачисляются дети 3-7 лет. Кружковая логопедическая работа является пропедевтической перед занятиями по коррекции звукопроизношения в старшем дошкольном возрасте, она дает возможность запустить механизм самокоррекции.
Программа логопедического кружка «Речевая мозаика» позволяет оказывать специализированную логопедическую помощь детям 5-7 лет.
При составлении программы были использованы методические разработки В. А. Кныш, М. Ю. Картушиной, О. И. Крупенчук, Т. А. Ткаченко, Е.И. Веселовой, Е.М. Скрябиной, Н.В. Нищевой и др., а также собственные методические разработки и пособия автора программы. Данная программа составлена с учётом и использованием современных инновационных технологий и методик в области профилактики и коррекции речевых нарушений у детей.
Цель работы кружка: создание благоприятных условий для совершенствования звукопроизношения и развития связной речи у детей 5-7 лет в условиях дошкольного учреждения.
Задачи:
1. Развитие слухового внимания и слухового восприятия, фонематического слуха.
2. Развитие моторики артикуляционного аппарата.
3. Развитие дыхания.
4. Развитие мелкой моторики.
5. Формирование умения регулировать силу голоса.
6. Формирование правильного звукопроизношения.
7. Работа над интонационной выразительностью речи (использование логических пауз, ударений, мелодики, темпа, ритма, тембра).
8. Расширение словарного запаса.
9. Формирование связной речи.
10. Воспитание культуры речевого общения.
Периодичность занятий: 1 раз в неделю, во второй половине дня, всего 29 занятий (с октября по апрель включительно).
Продолжительность занятия: 20 – 25 минут.
Форма организации детей: фронтальная.
Занятие строится в форме единой сюжетной линии. Главный герой занятий кружка – игрушка бегемотик Жужа, у которого много разных друзей. По мере изучения тем, дети знакомятся с разными персонажами, которых приглашает с собой Жужа. Эти персонажи – логопедические игрушки - надеваются на руку взрослого и оживляют эмоциональное общение педагога с детьми. Или же просто яркие и узнаваемые всеми куклы: Буратино, Лунтик, Незнайка и т.п.
Вовлечение детей в сюжет становится для них эмоционально значимым, позволяет раскрыть их личностные качества, преодолеть речевой негативизм, воспитывает чувство взаимопомощи.
Частая смена и, соответственно, новизна заданий увеличивают концентрацию внимания, снижают утомляемость малышей; дозированность заданий способствует прочности усвоения материала.
В содержание занятий включены следующие виды работы:
- Артикуляционная гимнастика.
- Упражнения на развитие слухового восприятия, фонематических процессов, внимания, памяти.
- Дыхательные и фонопедические упражнения.
- Упражнения на развитие темпа, ритма и координации речи, и движений с музыкальным сопровождением (логоритмика) и без музыкального сопровождения.
- Упражнения на развитие звукового анализа слов.
- Игры и упражнения для развития мелкой моторики рук, самомассаж кистей рук.
- Лексико-грамматические упражнения и упражнения для формирования связной речи.
- Упражнения на расслабление (релаксация).
Для оздоровления детей, снятия мышечного и нервного напряжения используются нетрадиционные методы, такие как элементы Су – джок терапии, самомассаж ладоней массажными мячиками, игры с бельевыми прищепками, кинезиологические упражнения.
Организация процесса обучения подчинена принципу от простого к сложному и принципу последовательного решения частных задач.
Задачи на учебный год | Перспективный план работы |
Задачи | Содержание занятий, источник |
Сентябрь | |
Вводная часть. Тема: «Огород. Овощи». | |
1.Развитие артикуляционного аппарата.
| «Сказка о Весёлом язычке». - Е.Краузе, с.107 |
2. Развитие фонематического слуха, слухового восприятия | Игра «Громко-тихо» - В.А. Кныш, с. 6 |
3. Развитие дыхания | Упражнение «Запахи» - В.А. Кныш, с. 6 |
4. Развитие темпа и координации речи и движений. | Упражнение «Таня сеяла горох» - В.А. Кныш, с.7 |
5. Развитие мелкой моторики рук. | Упражнение «Готовим сок» - В.А. Кныш, с.7 |
6. Развитие связной речи, обогащение словаря | Подвижная игра «Овощи» - В.А. Кныш, с. 8 |
7. Релаксация | Упражнение «Устали овощи» - М.Ю. Картушина, с.20 |
Тема: «Огород. Овощи». | |
1. Развитие артикуляционного аппарата.
| Упр. «Домик открывается», «Толстячки» - «Худышки» («Помидор» - «Огурец»), «Улыбка» - «Трубочка», «Любопытный язычок» (картотека) |
2. Развитие слухового внимания и восприятия. | Мультимедийная презентация «Звуки вокруг нас» |
3. Развитие дыхания. | Игра «Прожорливые овощи» (пособие) |
4. Развитие темпа и координации речи и движений | Динамическое упражнение «Помидоры» - М. Ю. Картушина, с. 19 |
5. Развитие мелкой моторики рук.
| Самомассаж фаланг пальцев «Вырос у нас чесночок…» - О. И. Крупенчук, с. 6 |
6. Развитие связной речи, обогащение словаря | Дидактическое упражнение «Узнай по описанию» (картотека) |
Октябрь | |
Тема: «Сад. Фрукты». | |
1. Развитие слухового и двигательного внимания. | Игра «Корни, ствол, ветки» - В.А. Кныш, с. 6 |
2. Развитие дыхания. | Игра «Положи фрукт в корзинку» (пособие) |
3. Развитие артикуляционного аппарата | Упр. «Кислый лимон», «Защипало язычок» (дуть на высунутый язык со звуком «ф-ф-ф...»), «Вкусный банан» (имитация жевательных движений), «Оближем губы» (облизывать по кругу верхнюю и нижнюю губу, рот открыт) - В.А. Кныш, с. 7 |
4. Развитие мелкой моторики рук. | Упражнение «Компот» - Е.И.Веселова, Е.М. Скрябина, ч.1, с.30 |
5. Развитие темпа и координации речи и движений. | Динамическое упражнение «Хоровод» - В.А. Кныш, с. 7 |
6. Развитие лексико-грамматических категорий. | Дидактическая игра «Большой – маленький» - М.Ю. Картушина, с. 24 |
7. Релаксация | Упражнение «Устали фрукты» - М.Ю. Картушина, с. 24 |
Тема: «Сад. Фрукты». | |
1. Развитие артикуляционного аппарата. | Упр. «Имитация жевания» , «Оближем губы», «Улыбка», «Почистим зубки», «Заборчик» (картотека) |
2. Развитие слухового и внимания и восприятия, силы голоса и речевого дыхания. | Упражнение «В саду» и «Повтори за мной звук У» - Е.И. Веселова, Е.М. Скрябина, ч.1., с. 32 |
3. Развитие дыхания. | Игра «Прожорливые фрукты» (пособие) |
4. Развитие темпа и координации речи и движений | Динамическое упражнение «Яблоки» - М. Ю. Картушина, с. 23 |
5. Развитие мелкой моторики рук. | Упражнение «Компот» - Е.И.Веселова, Е.М. Скрябина, ч.1, с.30 |
6. Развитие зрительного внимания, умения составлять предложения | Игра «Что изменилось» - Е.И. Веселова, Е.М. Скрябина, ч.1, с. 30 |
7. Релаксация | Упражнение «Устали фрукты» - М. Ю. Картушина, с. 23 |
Тема: «Дары осени». | |
1.Развитие артикуляционного аппарата. | Упр. «Вкусное варенье», «Блинчик», «Пирожок» (картотека) У Кныш Тема Осень |
2. Развитие фонематического слуха, слухового восприятия | Упражнение «Звуки осеннего леса» (фонограмма) |
3. Развитие дыхания | Упр. «Подуй на варенье через трубочку» (для выработки плавной, длительной, непрерывной воздушной струи, идущей посередине языка). Рот открыт. Губы в улыбке. Язык свернуть в трубочку и подуть на ладонь, подставленную ко рту. |
4. Развитие темпа и координации речи и движений. | Упражнение «Ежик», - М.Ю. Картушина, с. 6 |
5. Развитие мелкой моторики рук. | Пальчиковая игра «Осенний букет» - М.Ю. Картушина, с. 13 |
6. Развитие связной речи, обогащение словаря | Дидактическое упражнение «Подбери словечко: какой, какая, какие?» (картотека игр на описание) |
7. Релаксация | Упражнение «Листики устали» (фонограмма) |
Тема: «Осень». | |
1. Развитие артикуляционного аппарата. | Упр. «Вкусное варенье», «Грибок», «Ветерок» (картотека) |
2. Развитие дыхания. | Дыхательное упражнение «Осенние листья» - Т.А. Воробьёва, П.А. Воробьёва, с. 40 |
3. Развитие темпа и координации речи и движений | Упражнение «Осенний букет» - В.А. Кныш, с. 10 |
4. Развитие мелкой моторики рук. | Пальчиковая игра «Опята» - Е.И.Веселова, Е.М. Скрябина, ч.1, с.21 |
5. Развитие связной речи, обогащение словаря | Игра-диалог «По грибы». - В.А. Кныш, с. 9 |
6. Развитие высоты и силы голоса | Фонопедическое урпажнение «Осень» - В.А, Кныш, с. 7 |
7. Релаксация. | Дети закрывают глаза и слушают голос рассказчика. |
Развитие слухового восприятия и внимания. | |
Ноябрь | |
Тема: «Как звери к зиме готовятся». | |
1.Развитие артикуляционного аппарата. | Упр. «Подуй на чай», «Вкусное варенье», «Блинчик», «Пирожок» (картотека) |
2. Развитие фонематического слуха, слухового восприятия | Игра «Отгадай, кто говорит?» (по сказке «Три медведя») |
3. Развитие дыхания | Упр. «Дует холодный ветерок» - «сссс» (картотека) |
4. Развитие темпа и координации речи и движений. | Динамическое упражнение «Заинька» - М. Ю. Картушина, с. 25 |
5. Развитие мелкой моторики рук.
| Самомассаж подушечек пальцев «Шел медведь к своей берлоге» - О. И. Крупенчук, с. 7 |
6. Развитие связной речи, обогащение словаря | Мультимедийная презентация «Чьи детки?» (закрепить названия детенышей) |
7. Релаксация | Упражнение на релаксацию «Звери и птицы спят» - М. Ю. Картушина. С. 26 |
Тема:« Почему медведь зимой спит». | |
1. Развитие артикуляционного аппарата. | Упр. «Домик открывается», «Улыбка», «Бублик», «Вкусное варенье» (картотека) |
2. Развитие слухового и внимания и восприятия, силы и высоты голоса. | Игра «Угадай и изобрази» (изменение одного звукокомплекса по высоте и силе) |
3. Развитие дыхания. | Игра на поддувание «Сдуй осу с носа у мишки» (пособие) |
4. Развитие темпа и координации речи и движений | Динамическое упражнение «Грибы» - М. Ю. Картушина, с.28 |
5. Развитие мелкой моторики рук.
| Самомассаж подушечек пальцев «Шел медведь к своей берлоге» - О. И. Крупенчук, с. 7 |
6. Развитие связной речи, обогащение словаря | Беседа по сказке В. Сутеева «Дядя Миша» |
7. Релаксация | Упражнение на расслабление «Медведь уснул в берлоге» (фонограмма «Колыбельная медведицы») |
Тема: «Игрушки». | |
1 Развитие слухового внимания, чувства ритма | Упражнение «Волшебный барабан» - В.А. Кныш, с. 11 |
2. Ритмическая разминка | Упражнение «Ожившие игрушки» В.А. Кныш, с. 11 |
3. Развитие артикуляционного аппарата. | «Лошадка». «Бегемотик», «Котёнок», «Мишка» - Н.В. Нищева. Весёлая артикуляционная гимнастика |
4. Развитие дыхания | Упражнение «Воздушный шарик» В.А. Кныш, с. 12 |
5. Развитие связной речи, обогащение словаря | Игра «Хлопай - топай» - К.Е.Бухарина, с.9 |
6. Развитие мелкой моторики рук. | Пальчиковая гимнастика «Жужины игрушки» (конспект) |
7. Релаксация | Упражнение на расслабление «Спать пора, уснул бычок…» |
Тема : «Игрушки». | |
1. Развитие артикуляционного аппарата.
| «Лошадка». «Бегемотик», «Котёнок», «Мишка», «Щенок» - Н.В.Нищева. Весёлая артикуляционная гимнастика |
2. Развитие речевого дыхания. | Игра «Футбол» (пособие) |
3. Развитие слухового и внимания и восприятия. | Игра «Звучащие игрушки» - Ткаченко Т.А. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа, с.7 |
4. Развитие мелкой моторики рук. | Игра с массажным мячом «Играю с мячиком-ёжиком» - Е.И. Веселова, Е.М. Скрябина, ч.1., с. 16 |
5. Развитие координации речи с движением.
| Упражнение «Буратино». - Е.И. Веселова, Е.М. Скрябина, ч.1., с. 17 |
6. Развитие связной речи. | Игра «Где щенок?» (конспект). |
7. Релаксация. | Упражнение на расслабление «Спать пора, уснул бычок…» (конспект). |
Декабрь | |
Тема: «Зима». | |
1.Развитие артикуляционного аппарата. | Упр. «Домик открывается», «Лопатка», «Горка», «Саночки» (конспект). |
2. Развитие фонематического слуха, фонематического восприятия. | Знакомство с символами гласных звуков [а], [о], [у], [и]. – Т. А. Ткаченко «Звуки и знаки. Гласные», с.3. |
3.Развитие высоты, силы голоса и координации речи и движений. | Фонопедическое упражнение «Мороз» - В.А. Кныш, с.18 |
4.Развитие дыхания | Упр. «Кружатся снежинки» (конспект) |
5. Развитие мелкой моторики рук.
| Пальчиковая гимнастика «Пирог» (конспект) |
6. Развитие связной речи, обогащение словаря | Дидактическая игра с мячом «Ответь правильно» - Е.И. Веселова, Е.М. Скрябина, ч.1., с.59 |
7. Релаксация | Упражнение на релаксацию «Зимняя сказка» (фонограмма) |
Тема: «Зимние забавы». | |
1. Развитие темпа и координации речи и движений | Ритмическая разминка «Зимние забавы» - В.А. Кныш, с.21 |
2. Развитие артикуляционного аппарата. | Упр. «Заборчик», «Окошко», «Иголочка», «Часики», «Лопатка» , «Качели», «Горка» (конспект) |
2. Развитие фонематического восприятия. | Упр. «Холмик, сугроб, горка» - В.А. Кныш, с.22 |
3. Развитие мелкой моторики рук. | Пальчиковая гимнастика «Снежок» - В.А. Кныш, с.22 |
4.Развитие общей моторики, меткости | Игра «Снежки» В.А. Кныш, с.23 |
5. Развитие дыхания | Упражнение «Погреемся» - М. Ю. Картушина , с. 38 |
6. Развитие связной речи, обогащение словаря | Упр. «Игры детей зимой» (подбор глаголов и составление простых предложений по предметным картинкам) |
7. Релаксация | Упражнение на релаксацию «Зимняя сказка» (фонограмма) |
Тема: «Зимние забавы». | |
1.Развитие артикуляционного аппарата.
| Упр. «Домик открывается», «Улыбка», «Лопатка», «Горка», «Саночки» (картотека артикуляционных упражнений) |
2. Развитие слухового внимания, чувства ритма. | Упр. «Нажми на кнопочку» - протяжное выделение 1-го гласного звука в словах. |
3. Развитие дыхания | Упражнение «Сдуй снежинку с носа» (картотека упражнений на дыхание) |
4. Развитие темпа и координации речи и движений. | Динамическое упражнение «Мы слепили снежный ком» - М. Ю. Картушина, с.41 |
5. Развитие мелкой моторики рук, пространственной ориентировки. | Игра «Снежки» (дети делают «снежки», скомкав листок бумаги, затем бросают «снежки» в корзину) |
6. Развитие связной речи, обогащение словаря | Составление рассказа по картинке «Зимние забавы» |
7. Релаксация | Упражнение на расслабление «Зимний сон» (музыка для релаксации) |
Тема: «Новый год к нам идет». | |
1. Развитие артикуляционного аппарата.
| Упр. «Домик открывается», «Лови снежинку», «Сосулька», «Дед Мороз на санях едет», «Лошадка» (картотека артикуляционных упражнений) |
2. Развитие навыков звукового анализа, закрепление «символов» гласных звуков. | Игра «Магазин подарков» («купить» подарок можно, выделив первый гласный звук в слове, «оплата» - карточка с символом нужного звука) – разработка автора. |
3. Развитие дыхания и голоса. | Фонопедическая и дыхательная гимнастика «Дедушка Мороз» - В. А. Кныш, с. 22 |
4. Развитие темпа и координации речи и движений. | Стихотворение «Как на горке снег, снег» (сопровождать речь движениями) - М. Ю. Картушина, с.43 |
5. Развитие мелкой моторики рук. | Пальчиковая гимнастика «Новый год» - В. А. Кныш, с. 23 |
6. Развитие связной речи, обогащение словаря | Игра «Загадай желание» (описание желаемого подарка) |
Январь | |
Тема: «Рождество». | |
1. Развитие артикуляционного аппарата.
| Упр. «Домик открывается», «Лови снежинку», «Сосулька», «Горка». |
2. Развитие фонематического восприятия, быстроты реакции, закрепления знания гласных звуков. | Упр. «Мячик мы ладошкой «стук», повторяем дружно звук» - Т. А. Воробьева, с. 31 |
3. Развитие дыхания и голоса, мелкой моторики. | «Звуки гласные поем мы с мячом моим вдвоем» - Т. А. Воробьева, с. 31 |
4. Развитие темпа и координации речи и движений. | Упражнение «Холмик, сугроб, горка» - В. А. Кныш, с. 25 |
5. Развитие связной речи, обогащение словаря | Игра «Узнай на ощупь и опиши» («Рождественский сапожок») - картотека |
6. Релаксация. | «Рождественская колыбельная (фонограмма) |
Тема: «Зимняя царица». | |
1. Развитие артикуляционного аппарата и дыхания. | Упр. «Погреемся» - В. А. Кныш, с. 25 |
2. Развитие фонематического восприятия, закрепления знания гласных звуков. | Анализ сочетаний АУ, УА. Упр. «Соедини картинку с нужным знаком» (на звуки [у], [а]) – Т. А. Ткаченко, с. 5 |
3. Развитие дыхания и голоса. | Пропевание гласных с различной высотой звучания. Упр. «Открываем мы глаза…» - О. И. Крупенчук, с.42 |
4. Развитие темпа, ритма и координации речи, и движений. | Подвижная игра «Елочки» - В. А. Кныш, с. 24 |
5. Развитие мелкой моторики рук. | Массаж мячиком-ежиком «Колкие иголки» (картотека упражнений с массажным мячом) |
6. Развитие связной речи, обогащение словаря | Заучивание стихотворение с движениями «Ели на опушке» - М. Ю. Картушина, с.52 |
Тема: «Дикие животные». | |
1. Развитие артикуляционного аппарата.
| «Чему обрадуются звери?» Упр. «Вкусный мед», «Сочная морковка»: имитация жевательных движений при закрытом, затем открытом рте, «Погрызем орешки» (ритмично открывать и закрывать рот) - В. А. Кныш, с. 27 |
2. Развитие фонематического восприятия, закрепления знания гласных звуков. | Упр. «Соедини картинку с нужным знаком» (на звуки [и], [о]) – Т. А. Ткаченко, с. 7 |
3. Развитие дыхания и голоса. | Логоритмическая песенка «Зайчишка» (видеоряд) |
4. Развитие темпа и координации речи и движений. | Ритмическая разминка «К большой лесной опушке сбегались все зверюшки» - В. А. Кныш, с. 26 |
5. Развитие чувства ритма, мелкой моторики рук. | Ритмическая игра «Белка» (отстукивание ритма стихотворения скорлупками от грецких орехов) – картотека логоритмических игр. |
6. Развитие логического мышления, связной речи, обогащение словаря | Игра «Четвертый лишний» (мультимедийная презентация) |
7. Релаксация. | Упражнение на расслабление «Хватит песни петь, играть - лесу нужно отдыхать». |
Февраль | |
Тема: «Как медведь сам себя напугал». | |
1. Развитие артикуляционного аппарата.
| «Чему обрадуются звери?» Упр. «Вкусный мед», «Сочная морковка»: имитация жевательных движений при закрытом, затем открытом рте, «Погрызем орешки» (ритмично открывать и закрывать рот) - В. А. Кныш, с. 27 |
2. Развитие фонематического восприятия, закрепления знания гласных звуков. | Знакомство со звуком [ы] и его символом. Игра «Один – много» (выделение последнего звука [ы] в словах) |
3. Развитие дыхания и голоса. | Пропевание гласных звуков с движениями рук ([а] – руки вниз, [о] – руки вверх, [и] – в стороны, [у] – руки вперед), [ы] – руки назад (картотека игр) |
4. Развитие темпа и координации речи и движений. | Упр. «Про медведя» - В. А. Кныш, с. 27 |
5. Развитие мелкой моторики рук. | Самомассаж подушечек пальцев «Шел медведь к своей берлоге» - О. И. Крупенчук, с. 7 |
6. Развитие связной речи, обогащение словаря | Пересказ рассказа с опорой на схему «Как медведь сам себя напугал» (мультимедийная презентация) |
7. Релаксация. | Упражнение на расслабление «Хватит песни петь, играть - лесу нужно отдыхать». Звучит «Мазурка» Ф. Шопена. |
Тема: «Домашние животные». | |
1. Развитие артикуляционного аппарата.
| Игра «Запрещённое движение» - В.А. Кныш, с.25 |
2. Развитие фонематического восприятия, высоты и силы голоса | Упражнение «Громко, тихо, высоко, низко» - Ткаченко Т.А. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа, с.10 |
3. Развитие связной речи, обогащение словаря | Упражнение «Кто как голос подаёт?» Е.И. Веселова, Е.М. Скрябина, ч.1., с.49 и «Какую пользу приносят животные?» (конспект) |
4. Развитие темпа и координации речи и движений. | Дидактическая игра «Цок, цок, цок» - Е.И. Веселова, Е.М. Скрябина, ч.1., с.53 и ритмическая разминка «Давай коза попрыгаем» (конспект) |
5. Релаксация. | Дети лежат на ковре. Упр. «Наши ножки устали, они прыгали, скакали» - М. Ю. Картушина, с.60 |
Тема: «Детёныши домашних животных». | |
1. Развитие артикуляционного аппарата и дыхания. | Игра «Запрещённое движение» - В.А. Кныш, с.25 |
2. Развитие связной речи, обогащение словаря | Упр. с мячом «Человеческие дети знают всех зверят на свете» |
3. Развитие динамического слуха | Упр. «Глупый щенок» - В.А. Кныш, с.26 |
4. Развитие дыхания | Упр. «Шарик» - М. Ю. Картушина, с.59 |
5. Развитие мелкой моторики рук. | Упр. «Почему не спят котята» - Е.И. Веселова, Е.М. Скрябина, ч.1., с.54 |
6. Развитие темпа, ритма и координации речи, и движений. | Упр. «Жеребёнок» - Е.И. Веселова, Е.М. Скрябина, ч.1., с.53 |
7. Релаксация. | Дети лежат на ковре. Упр. «Наши ножки устали, они прыгали, скакали» - М. Ю. Картушина, с.59 |
Тема: «Как Бегемотик Жужа захотел солдатом стать». | |
1. Развитие артикуляционного аппарата.
| Упр. «Стрельба» (четко произносить чередование звуков «к-г»), «Танк» (многократно побарабанить напряженным кончиком языка по верхней десне с произнесением звука «т»: «т-т-т...»), «Пароход» (длительно произносить звук «ы»). |
2. Развитие фонематического восприятия, закрепления знания гласных звуков. | Пропевание последнего гласного звука в слове, соотнесение его с символом. |
3. Развитие дыхания и голоса. | Упражнение «Самолет» (для укрепления мышц зева и глотки). (Пропевание гласных звуков «а-э-и-о-у»). |
4. Развитие темпа и координации речи и движений. | Динамическое упражнение «Сигнальщики» - М. Ю. Картушина, с.74 |
5. Развитие мелкой моторики рук. | Пальчиковая игра «Бойцы-молодцы» - М. Ю. Картушина, с.73 |
6. Развитие связной речи, обогащение словаря | Упр. «Каким должен быть солдат?» (подбор прилагательных) |
7. Развитие внимания, быстрой реакции. | Игра «Сигнальщики» - М. Ю. Картушина, с. 74 |
Март | |
Тема: «Мамин праздник». | |
1. Развитие артикуляционного аппарата. | «Улыбка», «Поцелуйчик» («Хоботок»), «Месим тесто», «Блинчик», «Вкусное варенье». |
2. Развитие фонематического восприятия, закрепления знания гласных звуков. | Игра «Выбери подарок маме» (подбор картинок в соответствии с символом гласных) |
3. Развитие дыхания, силы и высоты голоса. | Логоритмическая «Песенка для мамы» (пропевание гласных звуков с движением руки) - видеоряд |
4. Развитие темпа и координации речи и движений. | Упражнение «Пироги» (на координацию речи с движениями под музыку) - В. А. Кныш, с. 30 |
5. Развитие мелкой моторики рук. | Самомассаж ладоней ипликатором Кузнецова «Гладила мама-ежиха ежат» - О. И. Крупенчук, с. 9 |
6. Развитие связной речи, обогащение словаря. | Упр. «Какая моя мама?» (подбор прилагательных) |
7. Релаксация. | Упражнение на расслабление. Дети лежат на ковре. Звучит мелодия «Колыбельная медведицы» |
Тема: «Посуда. Продукты питания». | |
1.Развитие слуховой памяти. | Дид. игра «Повтори в том же порядке» - Е.И. Веселова, Е.М. Скрябина, ч.1., с.40 |
2. Развитие длительного, плавного выдоха. | Упр. «Буря в стакане» - Е.И. Веселова, Е.М. Скрябина, ч.1., с.41 |
3. Развитие фонематического восприятия. | Упр. «Угадай, что звучит» - Ткаченко Т.А. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа, с.7 |
4. Развитие темпа и координации речи и движений. | Ритмич. разминка «Танец посуды» - В. А. Кныш, с. 27 |
5. Развитие звук высотного слуха, дыхания и голоса. | Упражнение «Посуда поет» - В. А. Кныш, с. 27 |
6. Развитие артикуляционного аппарата. | Упр. «Бублик», «Месим тесто», «Лопаточка», «Чашечка». |
7. Развитие мелкой моторики рук. | Упр. «Помощники» - Е.И. Веселова, Е.М. Скрябина, ч.1., с.41 |
8. Развитие грамматики, обогащение словаря. | Упр. «Что без чего?» |
9. Релаксация. | Упр. «Посуда отдыхает» - В. А. Кныш, с. 29 |
Тема. «Транспорт. | |
1. Развитие артикуляционного аппарата и дыхания. | Артикуляционная гимнастика в стихах «Транспорт» (картотека артикуляционных упражнений) |
2. Развитие фонематического восприятия, навыков звукового анализа, закрепление знания гласных звуков и их символов. | Упр. «Соедини картинку с нужной парой знаков» (определение первого гласного звука и последнего гласного звука в слове) - Т. А. Ткаченко, звуки и знаки. гласные. с. 15 |
3. Развитие дыхания и голоса. | Упражнения «Сдулось колесо» - В. А. Кныш, с. 36 |
4. Развитие темпа, ритма и координации речи, и движений. | Упражнение «На улице» - В. А. Кныш, с. 36 |
5. Развитие мелкой моторики рук.
| Пальчиковая игра «Я построю самолет, шлем надену – и в полет!» (картотека пальчиковых игр) |
6. Развитие связной речи, обогащение словаря | Упр. «Большой и маленький» (образование слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами). Мультимедийная презентация. |
7. Релаксация. | Дети сидят на стульях, руки на коленях, голова опущена. Звучит мелодия «Как прекрасен мир вокруг» Т. Гомез (аудио сборник «Волшебство природы»). |
Тема: «Весна». | |
1. Развитие артикуляционного аппарата.
| Упр. «Бегемотик», «Солнышко улыбается», «Дудочка», «Лопатка», «Сосулька», «Качели». |
2. Развитие фонематического восприятия, закрепления знания гласных звуков. | Упр. «Добавь словечко» (подсказка – символ гласного звука) |
3. Развитие дыхания и голоса. | Фонопедическое упражнение «Весна» - В. А. Кныш, с. 38 |
4. Развитие темпа и координации речи и движений. | Упражнение «Весна идет» (на координацию речи с движениями под музыку) - В. А. Кныш, с. 38 |
5. Развитие мелкой моторики рук. | Пальчиковая игра «Кап-кап-кап, весна настала…» с музыкальным сопровождением – картотека логоритмических игр |
6. Развитие связной речи, обогащение словаря | Составление описательного рассказа о весне с использованием мнемотаблиц. |
7. Релаксация. | Дети ложатся на ковер. Звучит мелодия «Все птички прилетели к нам» Т. Гомез (аудио сборник «Волшебство природы»). |
Апрель. | |
Тема. «Перелетные птицы». | |
1. Развитие артикуляционного аппарата. | Упр. «Клювик открываем», «Птенчик в гнездышке», «Червячок» (узкий язык), «Почистим клювик» (зубки) |
2. Развитие фонематического восприятия. | Воспроизведение слоговых сочетаний с одним согласным и разными гласными звуками (та-ту-ты). – картотека игр на фонематическое восприятие. |
3. Развитие дыхания, силы голоса. | Упр. «Мы катались по горам, пели тут и пели там» (пропевание гласных звуков, изменяя силу голоса в соответствии с движением мяча в руках взрослого) – Т. А. Воробьева, с. 34. |
4. Развитие темпа и координации речи и движений. | Упражнение «Дружно птицы прилетели» (на координацию речи с движениями под музыку) - В. А. Кныш, с. 40 |
5. Развитие мелкой моторики рук. | Пальчиковая игра «Птички полетели, крыльями махали» (картотека пальчиковых игр) |
6. Развитие связной речи, обогащение словаря | Коммуникативная игра «Дрозд» - М. Ю. Картушина, с. 118 |
7. Релаксация. | Упражнение на расслабление. Дети лежат на ковре. Звучит мелодия «Голоса птиц» |
Тема. «Космическое путешествие». | |
1. Развитие артикуляционного аппарата. | Упр. «Домик открывается», «Заборчик», «Бублик», «Часики», «Качели». |
2. Развитие фонематического восприятия | Воспроизведение слоговых сочетаний с общим гласным и разными согласными звуками (та-ка-па) – картотека игр на фонематическое восприятие. |
3. Развитие звук высотного слуха, дыхания и голоса. | Упр. «Падающие звезды» (пропевание гласных с изменением силы и высоты голоса, с движениями руки сверху вниз) |
4. Развитие темпа и координации речи и движений. | Упр. «Полет» (картотека логоритмических упр) |
5. Развитие мелкой моторики рук. | Упр. с массажными колечками Су-джок |
6. Развитие связной речи, грамматики, обогащение словаря. | Беседа о Космосе. Словесная игра «Подскажи словечко» (добавление слов в стихотворение). |
7. Релаксация. | Упражнение на расслабление «Невесомость». Дети лежат на ковре, звучит музыка группы «Спейс» |
Тема. «Насекомые». | |
1.Развитие артикуляционного аппарата и дыхания. | Упр. «Улыбка», «Хоботок комарика», «Вкусное варенье», «Чашечка». |
2. Развитие фонематического восприятия, закрепление знания гласных звуков. | Игра «Поймай звук» (выделение в звуковом потоке согласных гласного звука (А, О, У, И, Ы) и показ его символа |
3. Развитие дыхания и голоса. | Фонопедическое упражнения «Насекомые» (картотека логоритмических игр) |
4. Развитие темпа, ритма и координации речи, и движений. | Динамическое упражнение «Чок – чок, каблучок, в танце кружится сверчок!» картотека логоритмических игр) |
5. Развитие мелкой моторики рук.
| Кинезиологическое упражнение «Пальчики здороваются» (поочередное соединение всх пальцев с большим – перебор пальцев) - О. И. Крупенчук, с. 12 |
6. Развитие связной речи, обогащение словаря | Упр. «Помоги Незнайке. Насекомые». Серия Уроки логопеда мультимедийная презентация. |
7. Релаксация. | Дети ложатся на ковер. Звучит мелодия «Покой» (аудиосборник для релаксации «Сверкающая пора весны»). Дети сидят на стульях, руки на коленях, голова опущена. |
Итоговое занятие. Тема: «Весенние сюрпризы от Смешариков». | |
1. Развитие артикуляционного аппарата. | Упр. «Улыбка Нюши», «Дудочка Копатыча», «Блинчик Бараша», «Вкусное варенье Совуньи», «Качели с Ежиком», «Лошадка с Крошем». |
2. Развитие фонематического восприятия, закрепления знания гласных звуков. | Игра «Купи билет для лесного путешествия» (выделение первого и последнего гласного звука в названии картинки, соотнесение с записью символов) |
3. Развитие дыхания, силы и высоты голоса. | Упр. «Веселое лесное путешествие» (для верхних дыхательных путей) – картотека логоритмических упражнений |
4. Развитие темпа и координации речи и движений. | Двигательное упражнение «Прогулка в весенний лес» – картотека логоритмических упражнений |
5. Развитие мелкой моторики рук. | Пальчиковая гимнастика «Капель» картотека пальчиковых упражнений |
6. Развитие связной речи, обогащение словаря | Игра «Что бывает весной?» (договаривание детьми фразы и повторение полного предложения) |
7. Релаксация. | Упр. на расслабление «Волшебный сон». Звучит мелодия «Как прекрасен мир вокруг» Т. Гомез (аудиосборник «Волшебство природы»). Дети лежат на ковре. |
Используются многообразные методические приемы, что обеспечивает положительную динамику в развитии речи у детей для активного коммуникативного общения с окружающими.
Литература:
1.Бухарина К.Е. Конспекты занятий по развитию лексико-грамматических представлений и связной речи у детей 4-5 лет с ОНР и ЗПР: методическое пособие. / К.Е.Бухарина. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2015.
2.Веселова Е.И., Скрябина Е.М. Игры и упражнния на каждый день для детей 4-5 лет с ОНР. Ч. 1. – М.: ТЦ Сфера, 2015.
3.Воробьева Т. А., Воробьёва П.А. Дыхание и речь: Работа над дыханием в комплексной методике коррекции звукопроизношения. – СПб.: Издательский дом «Литера», 2014.
4.Воробьева Т. А., Крупенчук О. И. Логопедические игры с мячом. – СПб.: «Литера», 2010.
5.Дурова, Н.В. Фонематика. – М.: «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», 2002.
6.Картушина М. Ю. Логоритмические занятия в детском саду. М.: Сфера», 2004
7.Кныш В. А.., Комар И. И. и др. Логоритмические минутки: тематические занятия для дошкольников – Минск: Аверсэв, 2009.
8.Краузе Е. Логопедияю – 5-е изд. – СПб.: КОРОНА-Век, 2009.
9.Крупенчук О. И., Воробьева Т. А. Исправляем произношение: комплексная методика коррекции артикуляционных расстройств. - СПб.: «Литера», 2010.
10.Нищева Н.В. Весёлая артикуляционная гимнастика. – СПб: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009..
11.Ткаченко Т.А. Звуки и знаки. Гласные. - Юнвес, 2001 г.
12.Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
план кружковой работы "Ладушки,ладушки"
Маленькие дети - это наша радость. И мы взрослые должны помочь детям проводить их досуг очень интересно. Преобщать детей к нашей культуре....
Рабочая программа кружковой работы
Программа направлена на то, чтобы через искусство приобщить детей к творчеству. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материало...
Важность и значимость кружковой работы с умственно отсталыми детьми
статья о кружковой работе в Волгодонском доме-интернате для умственно отсталых детей...
конспект занятия во второй младшей группе по кружковой работе "Семицветик"
занятие по сенсорике во второй младшей группе "У белочки в гостях"....
Содержание и формы кружковой работы, влияние на углубление знаний по предмету.
Содержание и формы кружковой работы, влияние на углубление знаний по предмету....
Кружковая работа
Азорные звуки...
Педагогическая мастерская: организация кружковой работы у студентов медицинских колледжей
Обмен опытом организации кружковой работы у обучающихся медицинских колледжей....